тательных колониях: правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. 223 с.
12 Предов Т. И. Ресоциализация преступников-рецидивистов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. 24 с.
13 Кулебякин Е. В. К проблеме соотношения объективного и субъективного в процессе социальной адаптации в современных условиях (макросоциологические аспекты) // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Владивосток, 2000. С. 28-36.
14 Колесникова Н. Е., Цветкова Н. А. Социально-психологический подход к ресоциализации осужденных мужчин: тео-
рия и технология индивидуально-групповой работы: монография. Псков, 2011. 251 с.
15 Левочкина М. В., Цветкова Н. А. Социально-психологическое содействие трудоустройству мужчин, вернувшихся из мест лишения свободы // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международных НПК / под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 2012. С. 43-46.
16 Городецкий Н. Н. Социальная помощь осужденным без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 5. С. 17-20.
УДК 159.9: 376. 6
ВКЛАД ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ АДДИКТИВНОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Н. Г. Штейн
Статья затрагивает научные аспекты ресоциализации и аддиктивного поведения несовершеннолетних делинквентов. Показана сущность духовно-ориентированного подхода к психокоррекции зависимостей, его позитивные и негативные стороны.
Ключевые слова: личность, аддикция, аддиктивное поведение, духовно-ориентированный подход, психокоррекция, делинквентное поведение.
Сегодня в Украине распространение наркомании приобрело характер эпидемии; по линии МВД зарегистрировано 107 тыс. наркоманов (реально — в 10-15 раз больше, более 1 млн), каждый пятый наркоман — женщина '. Наркомания выходит на одно из первых мест среди проблем, которые серьезно угрожают физическому, социальному, а главное — духовному здоровью и благополучию общества.
По оценкам экспертов, в общем количестве людей, знакомых с наркотиками, молодежь составляет около 70%. Характерно, что стойкое пристрастие к наркотическим средствам, как показывают проведенные учеными исследования, формируется преимущественно в несовершеннолетнем возрасте 2. Существует ряд факторов риска, способствующих появлению аддиктивного поведения 3.
Употребление наркотиков несовершеннолетними приводит к деформации процесса социализации, к трудностям построения нормальных связей с миром, социумом. Усвоение несовершеннолетним социального опыта, формирование необходимых знаний, умений, привычек, т.е. способности адекватно общаться и взаимодействовать с другими, тормозится 4.
Целью нашего исследования было выявление возможностей духовно-ориентированного подхода к ре-социализации наркозависимых несовершеннолетних девиантов и делинквентов. В исследовании принимали участие 77 несовершеннолетних: 1-я группа — 37 учеников Куряжской воспитательной колонии Харьковской области, мужского пола, 15-16 лет; 2-я группа — 40 учеников общеобразовательной школы г. Донецка того же возраста и пола, состоящих на учете в милиции в связи с правонарушениями. В анамнезе испытуемых этих двух
групп было зафиксировано регулярное употребление наркотиков.
На первом этапе исследования было проанализировано состояние проблемы аддиктивного поведения в психологической науке; проведен системный анализ основных научных подходов к этой проблеме, определены основные детерминанты зависимого поведения несовершеннолетних. Был подобран комплекс эмпирических психодиагностических методик, который позволил охватить основные проявления индивидуально-психологических свойств личности аддиктивных делинквентов в плане последующего построения иерархических и координационно-функциональных соотношений этих свойств. В комплекс были включены методики для определения: типологических и характерологических особенностей личности испытуемых; степени интеллектуального развития личности, доминирующих эмоциональных состояний; волевой саморегуляции; коммуникативных особенностей индивидуального и группового общения; риска употребления психоактивных веществ; мотивации поведения в социально сложных и криминогенных ситуациях.
Для решения поставленной задачи была разработана программа психокоррекции. В программу были включены техники арттерапии, сказкотерапии, ролевые игры. В информационной части программы использовались фрагменты научно-популярных фильмов по наркомании.
Программа ресоциализации прошла апробацию в Куряжской воспитательной колонии Харьковской области (основанной А. С. Макаренко) и в Донецком областном центре ресоциализации наркозависимой молодежи «Твоя победа» (ДОЦРНМ), в котором реализуется духовно-ориентированный подход в психокоррекции «12 шагов» 5, состоящий из шести этапов. В основе этого подхода — гипотеза о том, что возвращение в общество возможно в случаях, если отказ от наркотиков и других психоактивных веществ мотивирован самим наркозависимым человеком и дополняется продолжительным реабилитационным периодом, наполненным духовно-просветительским содержанием и активной психокоррекцией.
Отличие от современных психокоррекционных и психотерапевтических подходов заключается в обращении этого подхода к духовному началу в человеке, триединству его духа, души и тела.
«Ревитализация» (от лат. re... — возобновление и vita — жизнь; дословно — возвращение жизни) — понятие, используемое в научной и практической деятельности
(медицине, косметологии, архитектуре, технике, экономике, культуре, языкознании и др.) и характеризующее процессы восстановления, оживления, воссоздания. Цель духовного консультирования заключается в том, чтобы развивать христианскую зрелость, чтобы помогать людям, испытывать более богатое в эмоциональном отношении переживание и реализовать более эффективную жизнь. Регендеризация означает создание мотивации к переменам (создание почвы к альтернативным размышлениям). Реидентификация — это консультационная поддержка на пути к переменам (принятие решения).
На доаналитическом этапе испытуемый не осознает конкретной проблемы, но испытывает переживания типа «что-то со мной не так»). Психолог проводит интервью по вопросам, направленным на формирование мотивации к изменениям, например: «Что происходит с Вами и окружающими?»; «Вам от этого хорошо или плохо?»; «Вследствие чего?»; «Для чего жить?» Здесь важно дать возможность испытуемому подумать, размышлять над поставленными вопросами.
На аналитическом этапе отмечены размышления, связанные с переживаниями (консультируемый часто говорит о себе не определенно, как о личности, а: «Я какой-то не такой»). На этом этапе часто можно встретиться с тревогой, чувством отверженности испытуемого. Работа психолога также ограничивается интервью, которое направляется на осознание важности ситуации, создание мотивации на принятие решения. Вопросы: «Что происходило?»; «Как происходило?»; «На Ваши действия кто-то влиял?»; «Мешало ли Вам это жить?».
На этапе принятия решений и поддержки обычно приходит сожаление, раскаяние. На фоне переживаний, связанных с переходом на новый жизненный этап, происходит систематизация размышлений, поиск способов и альтернатив, появляется необходимость выбора вариантов и ответственности. Психолог фиксирует появление тревоги, чувства отчуждения (связано с прежним окружением), часто непринятия новым окружением. Вопросы: «Что решили делать?»; «Кто помогает Вам?»; «Как справляетесь?»; «Чем я могу быть Вам полезен?»
На этапе удержания результатов требуется совла-дание с дискомфортом, размышление, создание новых стратегий совладания, поиск поддержки в среде. На этапе сохранения результатов происходит размышление, поиск новых способов преодоления стрессов, на этапе восстановления — самостоятельный поиск новых форм деятельности, уверенность в своей позиции.
Целью психологической коррекции являлось устранение недостатков в развитии личности. Психокоррекция рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования человека на разные жизненные события, формирование навыков, которые делают его поведение более гибким, повышают адаптивные возможности личности.
Социальная адаптация аддиктов в процессе коррекции на уровне отдельных личностей включает:
1) реализацию механизма взаимодействия личности аддиктивного несовершеннолетнего с микросредой путем определенного приспособления к ней через деятельность, общение, поведение;
2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего положительного социального окружения путем их рационального осознания;
3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
В процессе групповой психокоррекции решались следующие задачи: 1. Осознание подростками явлений созависимости, идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, переживание чувства стыда. 2. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение. 3. Повышение уровня уверенности в своих силах. 4. Повышение самооценки. 5. Получение подтверждения принятия средой ровесников. 6. Формирование противонаркотических негативных установок и убеждений. 7. Достижение понимания своих внутренних проблем и способов их разрешения.
В целом процесс психокоррекции опирался на психические механизмы внушения и самовнушения, убеждения и самоубеждения.
Исследование показало, что использование в программе ресоциализации несовершеннолетних аддиктов духовно-ориентированного подхода «12 шагов» было более успешным в первой группе (воспитанников колонии), чем во второй группе (школьников). С нашей точки зрения, это объясняется прежде всего различием условий проведения занятий, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности испытуемых двух групп. В условиях колонии режим достаточно суровый, все занятия, процесс общения и деятельность воспитанников происходят под контролем учителей, воспитателей и других сотрудников. Положительное отношение к дополнительным коррекционным занятиям говорит о возможном их восприятии в качестве расширения досуга. В то время как у школьников, находящихся на свободе, возможностей досуга значительно больше, и занятия по психокоррекции могут восприниматься как досадная помеха. Результаты психодиагностического обследования испытуемых показали, что воспитанники колонии (первая группа) имеют более высокий уровень экстернально-сти, чем школьники (вторая группа) — значимость различий р < 0,5, т. е. более низкий уровень субъективного контроля своего поведения; отмечается значимо более высокий уровень тревожности, изолированности, внушаемости, что является основной причиной более легкого усвоения коррекционных воздействий. Так, в группе школьников отмечен значительный позитивный эффект от встречи с наркоманами, находящимися на реабилитации в ДОЦРНМ, по сравнению с восприятием фотографий наркозависимых и фильмов о них.
В работе с несовершеннолетними аддиктами необходим комплексный подход с применением разнообразных техник, активных методов психокоррекции.
Также были получены положительные результаты применения духовно-ориентированного подхода «12 шагов» в ДОЦРНМ г. Донецка для ресоциализации наркозависимых молодых и взрослых людей (19-26 лет и 2734 года) 7. Эти лица, осознав свое бессилие перед зависи-
Коноплицкая О. В. Особенности эмоционального отношения работников ОВД.
мостью от наркотиков и желая прекратить их прием, обратились в Центр с просьбой оказать психологическую помощь. Главными задачами ресоциализации аддиктов являются: отказ от приема любых количеств любых наркотиков, качественное изменение личности аддикта и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. В английском языке слово «здоровье» происходит от староанглийского Ьа1, означающего «целый». То же значение имеет славянское слово «исцеление». Задача психолога, работающего в русле подхода «12 шагов», состоит в том, чтобы привести наркозависимого человека к состоянию целостности духа, души и тела. Освобождение от рабства наркомании невозможно без обретения реально существующей духовной основы, способной заполнить духовный и душевный вакуум. Для христианина обретение такой основы начинается со встречи с Богом. Не с философской доктриной, не с исполнением каких-то обрядов и традиций, а со Всемогущим Богом. Наркозависимые при прохождении курса ресоциализации показали снижение постнаркотических проявлений. Смысл работы психолога с человеком по этой программе в том, чтобы подготовить его общение со священником. В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к религии, священники проводят работу по реабилитации лиц, отбывающих наказание в пенитанциар-ных заведениях. Психолог не подменяет священнического служения, а просто помогает человеку совершить первоначальную работу размышления над собственной жизнью, чтобы он нашел болевые точки собственного Я, которые ему помогут потом покаяться (И. Н. Машков) 7.
Выводы
1. Духовно-ориентированный подход в ресоциа-лизации несовершеннолетних аддиктов должен дополняться другими подходами и техниками (ролевые игры, арттерапия, сказкотерапия), что обусловлено низким уровнем нравственно-правовой, духовной социализации, отсутствием опыта посещения церкви, общения со священником.
2. Следует отметить, что главный мотив убеждения должен быть позитивным, а не только негативным.
3. Программа ресоциализации подростков должна быть обращена к их самолюбию, уверенности в себе и потребности в самоутверждении, чувству гордости за свои (пусть небольшие) достижения.
4. Необходимо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать вину за свои негативные привычки на других или на мифические обстоятельства. 5. Эффективной тактикой является внушение несовершеннолетним и молодым людям, что престижно поддерживать хорошую физическую форму.
1 Оргашзащя пращвниками кримшально! мшщи у справах дией профшактики незаконних дш з наркотиками : наук. практ. поабник / В. В. Марков, В. В. Коршенко, О. М. Галина та ш. Харюв, 2010. С. 6.
2 Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 2006. С. 188.
3 Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. Л., 1991. С. 26-27 ; Павлова И. В., Герман Е. В., Антипин В. Б. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. С. 46-49.
4 Землянська О. В. Особисисть як об'ект судово-психолоично! експертизи : монографiя. Харюв, 2004. С. 117.
5 Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. СПб., 2008. С. 266-268 ; Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. СПб., 2008. С. 549-553 ; Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Пере, У Баумана. 3-е изд. СПб., 2012. С. 581-590.
6 Штейн Н. Г. Сучасне трактування поняття «ресоцiалiзацiя» ввдносно наркозалежносп особистоси // Актуальш проблеми сучасно! психологи та педагоики вищих навчальних закладiв МВС Укра!ни : матер. наук.-прак. конф. (Харюв, 24 травня 2013 р.). Харюв, 2013. С. 182-184.
7 Психодиагностика и психокоррекция. С. 269.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОВД К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
О. В. Коноплицкая
Рассматривается эмоционально-оценочная составляющая социально-психологических установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Осуществлен сравнительный анализ эмоций и чувств сотрудников относительно несовершеннолетних правонарушителей различных категорий.
Ключевые слова: социально-психологические установки, эмоционально-оценочный компонент установок, личность несовершеннолетнего правонарушителя, работники ОВД.
В современных условиях общество и государство ставит перед сотрудниками ОВД Украины задачу способствовать созданию каждому ребенку надлежащих условий для полного и гармоничного развития личности, обеспечить правильность и эффективность правовых решений по несовершеннолетнему, который находится в конфликте с законом, содействовать перевоспитанию и дальнейшей социальной поддержке. Поэтому главным социальным назначением правоохранительных органов, приоритетным направлением их многофункциональной деятельности является профилактика правонарушений среди подростков '.
Целью работы являлось изучение эмоционально-оценочной сферы как составляющей социально-психологических установок работников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Для исследования мы использовали цве-