Научная статья на тему 'Вклад духовно-ориентированного подхода в ресоциализацию аддиктивного несовершеннолетнего'

Вклад духовно-ориентированного подхода в ресоциализацию аддиктивного несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PERSONALITY / ADDICTION / ADDICTED BEHAVIOR / SPIRITUAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / DELINQUENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штейн Наталья Григорьевна

Статья затрагивает научные аспекты ресоциализации и аддиктивного поведения несовершеннолетних делинквентов. Показана сущность духовно-ориентированного подхода к психокоррекции зависимостей, его позитивные и негативные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual Approach Contribution to the Resocialization of an Addicted Juvenile

The focus is made on the scientific aspects of resocialization of juvenile delinquents’ addicted behavior. The author reveals the essence of spiritual approach to psychological correction of addictions, its advantages and weak points.

Текст научной работы на тему «Вклад духовно-ориентированного подхода в ресоциализацию аддиктивного несовершеннолетнего»

тательных колониях: правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. 223 с.

12 Предов Т. И. Ресоциализация преступников-рецидивистов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. 24 с.

13 Кулебякин Е. В. К проблеме соотношения объективного и субъективного в процессе социальной адаптации в современных условиях (макросоциологические аспекты) // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Владивосток, 2000. С. 28-36.

14 Колесникова Н. Е., Цветкова Н. А. Социально-психологический подход к ресоциализации осужденных мужчин: тео-

рия и технология индивидуально-групповой работы: монография. Псков, 2011. 251 с.

15 Левочкина М. В., Цветкова Н. А. Социально-психологическое содействие трудоустройству мужчин, вернувшихся из мест лишения свободы // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международных НПК / под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 2012. С. 43-46.

16 Городецкий Н. Н. Социальная помощь осужденным без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 5. С. 17-20.

УДК 159.9: 376. 6

ВКЛАД ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ АДДИКТИВНОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Н. Г. Штейн

Статья затрагивает научные аспекты ресоциализации и аддиктивного поведения несовершеннолетних делинквентов. Показана сущность духовно-ориентированного подхода к психокоррекции зависимостей, его позитивные и негативные стороны.

Ключевые слова: личность, аддикция, аддиктивное поведение, духовно-ориентированный подход, психокоррекция, делинквентное поведение.

Сегодня в Украине распространение наркомании приобрело характер эпидемии; по линии МВД зарегистрировано 107 тыс. наркоманов (реально — в 10-15 раз больше, более 1 млн), каждый пятый наркоман — женщина '. Наркомания выходит на одно из первых мест среди проблем, которые серьезно угрожают физическому, социальному, а главное — духовному здоровью и благополучию общества.

По оценкам экспертов, в общем количестве людей, знакомых с наркотиками, молодежь составляет около 70%. Характерно, что стойкое пристрастие к наркотическим средствам, как показывают проведенные учеными исследования, формируется преимущественно в несовершеннолетнем возрасте 2. Существует ряд факторов риска, способствующих появлению аддиктивного поведения 3.

Употребление наркотиков несовершеннолетними приводит к деформации процесса социализации, к трудностям построения нормальных связей с миром, социумом. Усвоение несовершеннолетним социального опыта, формирование необходимых знаний, умений, привычек, т.е. способности адекватно общаться и взаимодействовать с другими, тормозится 4.

Целью нашего исследования было выявление возможностей духовно-ориентированного подхода к ре-социализации наркозависимых несовершеннолетних девиантов и делинквентов. В исследовании принимали участие 77 несовершеннолетних: 1-я группа — 37 учеников Куряжской воспитательной колонии Харьковской области, мужского пола, 15-16 лет; 2-я группа — 40 учеников общеобразовательной школы г. Донецка того же возраста и пола, состоящих на учете в милиции в связи с правонарушениями. В анамнезе испытуемых этих двух

групп было зафиксировано регулярное употребление наркотиков.

На первом этапе исследования было проанализировано состояние проблемы аддиктивного поведения в психологической науке; проведен системный анализ основных научных подходов к этой проблеме, определены основные детерминанты зависимого поведения несовершеннолетних. Был подобран комплекс эмпирических психодиагностических методик, который позволил охватить основные проявления индивидуально-психологических свойств личности аддиктивных делинквентов в плане последующего построения иерархических и координационно-функциональных соотношений этих свойств. В комплекс были включены методики для определения: типологических и характерологических особенностей личности испытуемых; степени интеллектуального развития личности, доминирующих эмоциональных состояний; волевой саморегуляции; коммуникативных особенностей индивидуального и группового общения; риска употребления психоактивных веществ; мотивации поведения в социально сложных и криминогенных ситуациях.

Для решения поставленной задачи была разработана программа психокоррекции. В программу были включены техники арттерапии, сказкотерапии, ролевые игры. В информационной части программы использовались фрагменты научно-популярных фильмов по наркомании.

Программа ресоциализации прошла апробацию в Куряжской воспитательной колонии Харьковской области (основанной А. С. Макаренко) и в Донецком областном центре ресоциализации наркозависимой молодежи «Твоя победа» (ДОЦРНМ), в котором реализуется духовно-ориентированный подход в психокоррекции «12 шагов» 5, состоящий из шести этапов. В основе этого подхода — гипотеза о том, что возвращение в общество возможно в случаях, если отказ от наркотиков и других психоактивных веществ мотивирован самим наркозависимым человеком и дополняется продолжительным реабилитационным периодом, наполненным духовно-просветительским содержанием и активной психокоррекцией.

Отличие от современных психокоррекционных и психотерапевтических подходов заключается в обращении этого подхода к духовному началу в человеке, триединству его духа, души и тела.

«Ревитализация» (от лат. re... — возобновление и vita — жизнь; дословно — возвращение жизни) — понятие, используемое в научной и практической деятельности

(медицине, косметологии, архитектуре, технике, экономике, культуре, языкознании и др.) и характеризующее процессы восстановления, оживления, воссоздания. Цель духовного консультирования заключается в том, чтобы развивать христианскую зрелость, чтобы помогать людям, испытывать более богатое в эмоциональном отношении переживание и реализовать более эффективную жизнь. Регендеризация означает создание мотивации к переменам (создание почвы к альтернативным размышлениям). Реидентификация — это консультационная поддержка на пути к переменам (принятие решения).

На доаналитическом этапе испытуемый не осознает конкретной проблемы, но испытывает переживания типа «что-то со мной не так»). Психолог проводит интервью по вопросам, направленным на формирование мотивации к изменениям, например: «Что происходит с Вами и окружающими?»; «Вам от этого хорошо или плохо?»; «Вследствие чего?»; «Для чего жить?» Здесь важно дать возможность испытуемому подумать, размышлять над поставленными вопросами.

На аналитическом этапе отмечены размышления, связанные с переживаниями (консультируемый часто говорит о себе не определенно, как о личности, а: «Я какой-то не такой»). На этом этапе часто можно встретиться с тревогой, чувством отверженности испытуемого. Работа психолога также ограничивается интервью, которое направляется на осознание важности ситуации, создание мотивации на принятие решения. Вопросы: «Что происходило?»; «Как происходило?»; «На Ваши действия кто-то влиял?»; «Мешало ли Вам это жить?».

На этапе принятия решений и поддержки обычно приходит сожаление, раскаяние. На фоне переживаний, связанных с переходом на новый жизненный этап, происходит систематизация размышлений, поиск способов и альтернатив, появляется необходимость выбора вариантов и ответственности. Психолог фиксирует появление тревоги, чувства отчуждения (связано с прежним окружением), часто непринятия новым окружением. Вопросы: «Что решили делать?»; «Кто помогает Вам?»; «Как справляетесь?»; «Чем я могу быть Вам полезен?»

На этапе удержания результатов требуется совла-дание с дискомфортом, размышление, создание новых стратегий совладания, поиск поддержки в среде. На этапе сохранения результатов происходит размышление, поиск новых способов преодоления стрессов, на этапе восстановления — самостоятельный поиск новых форм деятельности, уверенность в своей позиции.

Целью психологической коррекции являлось устранение недостатков в развитии личности. Психокоррекция рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования человека на разные жизненные события, формирование навыков, которые делают его поведение более гибким, повышают адаптивные возможности личности.

Социальная адаптация аддиктов в процессе коррекции на уровне отдельных личностей включает:

1) реализацию механизма взаимодействия личности аддиктивного несовершеннолетнего с микросредой путем определенного приспособления к ней через деятельность, общение, поведение;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего положительного социального окружения путем их рационального осознания;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

В процессе групповой психокоррекции решались следующие задачи: 1. Осознание подростками явлений созависимости, идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, переживание чувства стыда. 2. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение. 3. Повышение уровня уверенности в своих силах. 4. Повышение самооценки. 5. Получение подтверждения принятия средой ровесников. 6. Формирование противонаркотических негативных установок и убеждений. 7. Достижение понимания своих внутренних проблем и способов их разрешения.

В целом процесс психокоррекции опирался на психические механизмы внушения и самовнушения, убеждения и самоубеждения.

Исследование показало, что использование в программе ресоциализации несовершеннолетних аддиктов духовно-ориентированного подхода «12 шагов» было более успешным в первой группе (воспитанников колонии), чем во второй группе (школьников). С нашей точки зрения, это объясняется прежде всего различием условий проведения занятий, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями личности испытуемых двух групп. В условиях колонии режим достаточно суровый, все занятия, процесс общения и деятельность воспитанников происходят под контролем учителей, воспитателей и других сотрудников. Положительное отношение к дополнительным коррекционным занятиям говорит о возможном их восприятии в качестве расширения досуга. В то время как у школьников, находящихся на свободе, возможностей досуга значительно больше, и занятия по психокоррекции могут восприниматься как досадная помеха. Результаты психодиагностического обследования испытуемых показали, что воспитанники колонии (первая группа) имеют более высокий уровень экстернально-сти, чем школьники (вторая группа) — значимость различий р < 0,5, т. е. более низкий уровень субъективного контроля своего поведения; отмечается значимо более высокий уровень тревожности, изолированности, внушаемости, что является основной причиной более легкого усвоения коррекционных воздействий. Так, в группе школьников отмечен значительный позитивный эффект от встречи с наркоманами, находящимися на реабилитации в ДОЦРНМ, по сравнению с восприятием фотографий наркозависимых и фильмов о них.

В работе с несовершеннолетними аддиктами необходим комплексный подход с применением разнообразных техник, активных методов психокоррекции.

Также были получены положительные результаты применения духовно-ориентированного подхода «12 шагов» в ДОЦРНМ г. Донецка для ресоциализации наркозависимых молодых и взрослых людей (19-26 лет и 2734 года) 7. Эти лица, осознав свое бессилие перед зависи-

Коноплицкая О. В. Особенности эмоционального отношения работников ОВД.

мостью от наркотиков и желая прекратить их прием, обратились в Центр с просьбой оказать психологическую помощь. Главными задачами ресоциализации аддиктов являются: отказ от приема любых количеств любых наркотиков, качественное изменение личности аддикта и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. В английском языке слово «здоровье» происходит от староанглийского Ьа1, означающего «целый». То же значение имеет славянское слово «исцеление». Задача психолога, работающего в русле подхода «12 шагов», состоит в том, чтобы привести наркозависимого человека к состоянию целостности духа, души и тела. Освобождение от рабства наркомании невозможно без обретения реально существующей духовной основы, способной заполнить духовный и душевный вакуум. Для христианина обретение такой основы начинается со встречи с Богом. Не с философской доктриной, не с исполнением каких-то обрядов и традиций, а со Всемогущим Богом. Наркозависимые при прохождении курса ресоциализации показали снижение постнаркотических проявлений. Смысл работы психолога с человеком по этой программе в том, чтобы подготовить его общение со священником. В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к религии, священники проводят работу по реабилитации лиц, отбывающих наказание в пенитанциар-ных заведениях. Психолог не подменяет священнического служения, а просто помогает человеку совершить первоначальную работу размышления над собственной жизнью, чтобы он нашел болевые точки собственного Я, которые ему помогут потом покаяться (И. Н. Машков) 7.

Выводы

1. Духовно-ориентированный подход в ресоциа-лизации несовершеннолетних аддиктов должен дополняться другими подходами и техниками (ролевые игры, арттерапия, сказкотерапия), что обусловлено низким уровнем нравственно-правовой, духовной социализации, отсутствием опыта посещения церкви, общения со священником.

2. Следует отметить, что главный мотив убеждения должен быть позитивным, а не только негативным.

3. Программа ресоциализации подростков должна быть обращена к их самолюбию, уверенности в себе и потребности в самоутверждении, чувству гордости за свои (пусть небольшие) достижения.

4. Необходимо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать вину за свои негативные привычки на других или на мифические обстоятельства. 5. Эффективной тактикой является внушение несовершеннолетним и молодым людям, что престижно поддерживать хорошую физическую форму.

1 Оргашзащя пращвниками кримшально! мшщи у справах дией профшактики незаконних дш з наркотиками : наук. практ. поабник / В. В. Марков, В. В. Коршенко, О. М. Галина та ш. Харюв, 2010. С. 6.

2 Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 2006. С. 188.

3 Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. Л., 1991. С. 26-27 ; Павлова И. В., Герман Е. В., Антипин В. Б. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. С. 46-49.

4 Землянська О. В. Особисисть як об'ект судово-психолоично! експертизи : монографiя. Харюв, 2004. С. 117.

5 Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. СПб., 2008. С. 266-268 ; Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. СПб., 2008. С. 549-553 ; Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Пере, У Баумана. 3-е изд. СПб., 2012. С. 581-590.

6 Штейн Н. Г. Сучасне трактування поняття «ресоцiалiзацiя» ввдносно наркозалежносп особистоси // Актуальш проблеми сучасно! психологи та педагоики вищих навчальних закладiв МВС Укра!ни : матер. наук.-прак. конф. (Харюв, 24 травня 2013 р.). Харюв, 2013. С. 182-184.

7 Психодиагностика и психокоррекция. С. 269.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОВД К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ

О. В. Коноплицкая

Рассматривается эмоционально-оценочная составляющая социально-психологических установок сотрудников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Осуществлен сравнительный анализ эмоций и чувств сотрудников относительно несовершеннолетних правонарушителей различных категорий.

Ключевые слова: социально-психологические установки, эмоционально-оценочный компонент установок, личность несовершеннолетнего правонарушителя, работники ОВД.

В современных условиях общество и государство ставит перед сотрудниками ОВД Украины задачу способствовать созданию каждому ребенку надлежащих условий для полного и гармоничного развития личности, обеспечить правильность и эффективность правовых решений по несовершеннолетнему, который находится в конфликте с законом, содействовать перевоспитанию и дальнейшей социальной поддержке. Поэтому главным социальным назначением правоохранительных органов, приоритетным направлением их многофункциональной деятельности является профилактика правонарушений среди подростков '.

Целью работы являлось изучение эмоционально-оценочной сферы как составляющей социально-психологических установок работников ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Для исследования мы использовали цве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.