УДК 159.9.072
DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).036-045
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫМИ ДЕЛИНКВЕНТАМИ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА
С. А. Красненкова, И. И. Маркова
Для цитирования
Красненкова, С. А. Социально-психологические характеристики восприятия родительского отношения наркозависимыми делинквентами молодежного возраста / С. А. Красненкова, И. И. Маркова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 36-45. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).036-045.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Федеральной службой исполнения наказаний в целях профилактики повторных преступлений формируется система работы с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость, содержащимися в местах лишения свободы. В этих целях в деятельность пенитенциарных учреждений внедрена Ведомственная программа социально-психологической работы в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В данных условиях перед специалистами стоит задача поиска новых подходов к изучению феномена зависимого поведения.
Изучение факторов, способствующих формированию зависимости
© Красненкова С. А., Маркова И. И., 2019
от психоактивных веществ, показывает, что на развитие аддикции влияют особенности детского опыта (характер дет-ско-родительских отношений, формирование самостоятельности, решение возрастных задач и др.). Постепенно внешние условия развития переходят во внутренний план, становясь частью субъективной картины мира. Родительские образы - часть внутрипсихических структур индивида, которые определяют особенности его развития и социально-психологической адаптации в обществе. Целью проведенного нами эмпирического исследования стало изучение социально-психологических характеристик восприятия родительского отношения наркозависимыми делинквентами молодежного возраста.
Исследование показало, что представления аддиктов о родителях носят негативный характер: образ отца
является враждебным, непоследовательным; образ матери - директивным и противоречивым. У аддиктов злость, обида, уважение - доминирующие чувства в подростковом возрасте по отношению к отцу. По отношению к матери ведущими являются такие эмоции, как любовь и уважение, но без чувства гордости за нее. Стыд и жалость - наиболее часто проявляемые чувства. Аддик-ты, находясь в подростковом возрасте, со стороны отца ощущали злость и обиду. Чувства матери воспринимались как достаточно противоречивые. Любовь и жалость сочетались со злостью, обидой и стыдом. Для наркозависимых делинквентов в подростковом возрасте, по сравнению с отцом, большую значимость представляла мать.
Предложенный материал поможет повысить уровень профессиональной компетенции заинтересованных лиц и эффективность психологической помощи наркозависимым делинквентам молодежного возраста в местах лишения свободы.
Ключевые слова: делинквент, антисоциальное поведение, аддиктив-ное поведение, наркотическая зависимость, эмпирическое исследование, субъективное восприятие, родительское отношение, социально-психологическая работа, психокоррекция.
В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) для профилактики повторных преступлений формируется система работы с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость, содержащимися в местах лишения свободы, посредством привлечения специалистов как медицинских частей, так и немедицинских служб учреждений. В этих целях в деятельность пенитенциарных учреж-
дений внедрена Ведомственная программа социально-психологической работы в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях УИС, утвержденная распоряжением ФСИН России от 21 февраля 2018 г. № 52-р.
Проводимая социально-психологическая работа в первую очередь заключается в создании с помощью психологических и социальных мероприятий для осужденных, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, находящихся в состоянии вынужденной ремиссии, психологических условий для изменений, коррекции или формирования конструктивных вариантов в поведении, мотивационно-смысло-вой сфере, в профилактике возврата влечения к наркотикам и алкоголю, а также связанного с ним отчуждения индивида от системы социально приемлемых связей, ценностей, коррекции неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Под аддиктивным (зависимым) поведением мы понимаем такую форму девиантного поведения, для которой характерно стремление личности уйти от реальности за счет изменения своего психического состояния - употребления психоактивных веществ (ПАВ), результат этого - тяжелые последствия: дисфункция головного мозга и всего организма в целом, психических процессов, нарушение социальной и психологической адаптации [7].
Изучение факторов, способствующих формированию зависимости от психоактивных веществ, показывает, что на развитие аддикции вли-
яют особенности детского опыта (характер детско-родительских отношений, формирование самостоятельности, решение возрастных задач и др.) [4, 9]. Постепенно внешние условия развития переходят во внутренний план, становясь частью субъективной картины мира. Родительские образы -часть внутрипсихических структур индивида, которые определяют особенности его развития и социально-психологической адаптации в обществе.
В связи с этим изучение образов отца и матери у взрослых наркозависимых становится актуальным. В научных исследованиях часто изучаются образы настоящих родителей аддиктов, однако у накрозависимых делинквентов молодежного возраста данные характеристики не изучены. М. К. Акимова, М. Н. Усцева [1] отмечают, что позитивный интерес, дирек-тивность, враждебность и непоследовательность отличают образы матерей подростков, у которых выражена склонность к употреблению ПАВ.
Е. М. Змановская [5] показывает, что взрослые аддикты описывают своих родителей как мало принимающих. Н. Л. Васильева, А. Г Молин [3], доказывают, что у аддиктов образ отца отличается чрезвычайной категоричностью, противоречивостью; враждебность, директивность, непоследовательность - ведущие характеристики образа матери. Эти же ученые изучали, как изменяются особенности образов родителей в зависимости от этапа реабилитации. У пациентов наркологических клиник, имеющих установленный диагноз зависимости от ПАВ со сроком ремиссии от 2 месяцев до 8 лет, представление об отце и матери более негативное, чем у пациентов со сроком ремиссии от 2 недель до
2 месяцев. Образ отца характеризуется более низким уровнем позитивного интереса, более высокими уровнями враждебности и автономности (отстраненности); образ матери - более низким уровнем позитивного интереса, более высоким уровнем враждебности.
Однако этих данных явно недостаточно, поэтому необходимо более глубоко и основательно изучать особенности представлений об отце и матери у взрослых аддиктов, в частности у лиц, страдающих наркотической зависимостью, находящихся в местах лишения свободы.
С целью изучения особенностей восприятия родительского отношения делинквентами с наркотической зависимостью молодежного возраста нами было проведено эмпирическое исследование. Выборку исследования составили 70 лиц мужского пола. В основную группу вошли 35 человек, страдающих наркотической зависимостью. Это подозреваемые, обвиняемые и осужденные, которые содержатся в учреждениях УФСИН России по Воронежской области. Основной контингент контрольной группы - их сверстники, которые обучаются в вузах г. Воронежа. Их характеризует законопослушное, социально одобряемое поведение, отсутствие наркотической зависимости. При отборе респондентов в основную и контрольную группы предпочтение отдавалось мужчинам в возрасте 25-30 лет, что соответствует стадии социализации «молодость» (23-30лет), совпадающей с одноименной стадией возрастной периодизации жизни человека [7].
На этой стадии социализации наступает полная юридическая и экономическая ответственность, появляется
возможность для участия в различных видах социальной активности. Принятие смысложизненных решений, выстраивание стратегии (стиля жизни), продолжение или завершение получения профессионального образования, освоение профессиональных ролей -отличительные особенности данной стадии. У большинства людей образуется собственная семья, появляются дети. Идет освоение и реализация супружеских и родительских ролей.
В целях изучения субъективного восприятия родительского отношения делинквентами, страдающими от наркотической зависимости, использовались следующие психодиагностические методики: анкета, разработанная авторами, модификация опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) Л. И. Вассер-мана; опросник «Качество семейных отношений», разработанный С. Д. Хачатурян, С. А. Худоконенко; графическая методика «Семейная социограмма», модифицированная Э. Эйдемиллером, В. Юстицкис.
Для обработки результатов эмпирического исследования использовался качественный и количественный анализ. Применение критерия ф*-Фи-шера, T-критерия Стьюдента для независимых выборок позволило обеспечить достоверность различий в основной и контрольной группах. Значение p < 0,05 было выбрано в качестве критерия достоверности различий.
Социально-психологический анализ результатов показал, что в полной семье воспитывались 64 % испытуемых основной группы, 36 % - воспитывались в неполных семьях. Семья перестала быть полной в результате развода родителей (66 %) либо после смерти одного из них (36 %).
Систематическое употребление ПАВ у 44 % испытуемых началось в возрасте 14-17 лет, столько же юношей начали злоупотреблять ПАВ в 18-25 лет, на 17-25 лет приходится регулярное употребление у 12 %.
В основной группе 60 % испытуемых отметили, что у родителей была выражена негативная реакция на факт злоупотребления ими ПАВ. У 40 % респондентов реакция родителей была резко негативная.
По мнению 28 % опрошенных основной группы, их воспитание родителями было активным. Умеренная степень активности участия родителей в воспитании отметили 32 % испытуемых. Воспитание как гиперконтроль оценили 20 % респондентов. По мнению 20 % опрошенных юношей, родители не принимали участия в их воспитании.
Анализ результатов анкетирования испытуемых контрольной группы показал, что в полных семьях воспитывались 83 % испытуемых, 17 % воспитывались в неполных семьях.
По мнению 71 % контрольной группы, воспитание родителями носило активный характер. Умеренная степень активности участия родителей в воспитании отметили 23 % испытуемых. По мнению 6 % опрашиваемых, родители не принимали участия в их воспитании.
На рисунке 1 отражены результаты исследования субъективного восприятия отца в основной и контрольной группах.
Испытуемые с наркотической зависимостью показали высокие результаты по шкалам «Враждебность» (4, 5) и «Непоследовательность» (5). В подростковом возрасте они чувствовали эмоциональное отвержение со стороны отца,
его неприязнь, независимо от того, хорошо или плохо вел себя ребенок. По мнению респондентов, отец был излишне агрессивен, подозрителен, чрезмерно строг в межличностных отношениях.
В контрольной группе получены средние результаты по всем изучаемым параметрам. Это свидетельствует о том, что мужчины характеризовали взаимоотношения в подростковом
3,2 3,2
♦ Основная группа И Контрольная группа
Рис. 1. Субъективное восприятие стилей воспитательного воздействия отца в основной и контрольной группах
Рис. 2. Субъективное восприятие стилей воспитательного воздействия матери в основной и контрольной группах
возрасте с отцом как достаточно гармоничные.
На рисунке 2 отражены результаты исследования субъективного восприятия матери в основной и контрольной группах.
Испытуемые с наркотической зависимостью показали высокие результаты по шкалам «Директивность» (4,5) и «Непоследовательность» (5).
Таблица 2
Субъективное восприятие эмоционального отношения родителей к себе-подростку в контрольной и основной группах, %
Таблица 1
Субъективное восприятие эмоционального отношения к родителям в основной и контрольной группах, %
Отец Мать
Эмоции Основная Контрольная Основная Контрольная
группа группа группа группа
Любовь 16 80 90 90
Уважение 78 85 70 85
Гордость 20 71 12 85
Злость 92 16 26 15
Обида 80 12 10 10
Вина 9 11 14 16
Стыд 10 10 60 15
Страх 7 7 0 0
Жалость 7 7 45 12
Ненависть 0 0 0 0
Отсутствие эмоций 0 0 0 0
Отец Мать
Эмоции Основная Контрольная Основная Контрольная
группа группа группа группа
Любовь 7 88 86 95
Злость 88 12 88 25
Обида 68 7 75 13
Жалость 0 9 67 15
Стыд 17 16 55 28
Уважение 7 69 7 75
Страх 0 9 7 15
Ненависть 0 0 0 0
Гордость 7 56 0 70
Отсутствие эмоций 0 0 0 0
Лица, страдающие наркотической зависимостью, вспоминая себя в подростковом возрасте, отметили, что мать предъявляла к ним достаточно жесткие требования, которые носили непоследовательный характер. В связи с этим дети часто были дезориентированы, не понимали, какой будет ее реакция. Не всегда удавалось соответствовать ее ожиданиям, что приводило к снижению самооценки.
Испытуемые контрольной группы, оценивая стиль воспитательного воздействия матери, показали средний результат по всем шкалам. Мужчины характеризовали взаимоотношения в подростковом возрасте с матерью как достаточно гармоничные.
Анализ результатов по шкале «Эмоции» опросника «Качество семейных отношений» С. Д. Хачатурян, С. А. Ху-доконенко отражен в таблице 1.
В подростковом возрасте осужденные по отношению к отцу испытывали такие эмоции, как злость (92 %), обида (80 %), уважение (78 %). Любовь (16 %) и гордость (20 %) проявляли редко. По воспоминаниям опрашиваемых контрольной группы, в адрес отца они испытывали позитивные эмоции (любовь - 80 %, уважение - 85, гордость - 71 %).
В основной и контрольной группах по отношению к матери доминирующими являлись такие эмоции, как любовь и уважение, но у осужденных с наркотической зависимостью отсутствовала гордость за нее. Стыд перед матерью в подростковом возрасте испытывали 60 %, жалость - 45 %.
В таблице 2 отражены эмоции со стороны родителей, которые испытывали респонденты.
По мнению испытуемых основной группы, в подростковом возрасте наиболее выраженными эмоциями со стороны отца были злость (88 %) и обида (68 %). Любовь (7 %), уважение (7 %), жалость (0 %) подростки испытывали редко.
Чувства матери по отношению к детям достаточно противоречивы. Любовь ощущали 86 % подростков, жалость - 67 %, но при этом достаточно ярко мать демонстрировала злость (88 %), обиду (75 %), стыд (55 %).
В контрольной группе испытуемые отмечали, что отец и мать чаще проявляли по отношению к детям любовь (отец - 88 %, мать - 95 %), уважение (отец - 69 %, мать - 75 %) и гордость (отец - 56 %, мать - 70 %).
Анализ социограмм основной группы, полученный по методике «Семейная социограмма» Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис, показал, что у 42 % испытуемых в подростковом возрасте была низкая самооценка. Круг, обозна-
чающий Я, - меньше размера кругов, обозначающих других членов семьи. Размеры круга Я у 32 % опрошенных примерно равных размеров с кругами, обозначающими родителей и родственников. Себя не изобразили 22 % испытуемых основной группы. Вероятно, это указывает на трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми в результате чувства неполноценности, безразличия к близким.
Изобразили себя внизу круга на значительном расстоянии от других 36 % испытуемых. Это может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Для 56 % испытуемых основной группы наибольшей значимостью обладает мать, для 28 - мать и отец, для 12 - бабушка и дедушка, для 8 % - брат и сестра. Для их изображения использовались большие кружки в центре или рядом с испытуемым.
Анализ социограмм испытуемых контрольной группы показал, что у 100 % испытуемых кружок Я изображается в центре круга. Это указывает на эгоцентрическую направленность и особую значимость в семье. Изображения себя в виде маленького кружка отсутствовали. Нет таких социограмм, где отсутствовал бы кружок, обозначающий Я. Нет изображений себя внизу круга. Эти испытуемые чувствовали собственную самодостаточность, принятие себя, своего Я.
Для 17 % испытуемых контрольной группы наибольшей значимостью обладала мать, для 44 - мать и отец, для 11-друзья, для 6 % - брат. Эти члены семьи изображались в виде больших кружков в центре или рядом с испытуемым.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить следующие характеристики субъектив-
ного восприятия взрослыми наркозависимыми в период их подросткового возраста родительского отношения.
Во-первых, представления аддик-тов о родителях носят негативный характер: образ отца является враждебным, непоследовательным; образ матери - директивным и противоречивым.
Во-вторых, у аддиктов злость, обида, уважение - доминирующие чувства в подростковом возрасте по отношению к отцу. По отношению к матери ведущими являются такие эмоции, как любовь и уважение, но без чувства гордости за нее. Стыд и жалость - наиболее часто проявляемые чувства.
В-третьих, аддикты, находясь в подростковом возрасте, со стороны отца ощущали злость и обиду. Чувства матери воспринимались как достаточно противоречивые. Любовь и жалость сочетались со злостью, обидой и стыдом.
В-четвертых, для аддиктов в подростковом возрасте, по сравнению с отцом, большую значимость представляла мать.
Проведенное нами исследование имеет прикладное значение. У многих наркозависимых в возрасте 25-30 лет, находящихся в местах лишения свободы, происходит переосмысление своего прошлого, сожаление о бессмысленном «проживании» жизни. Может обостряться чувство вины перед родственниками за причиненные страдания. Однако при этом выражены положительная направленность на будущее, постановка новых целей, стремление к переменам, разработка новых жизненных планов. Это сопровождается переживанием высокого уровня тревожности, страхами, опасениями, неуверенностью в себе, растерянностью, поэтому на данном этапе наркозависимые осужденные
наиболее чувствительны к оказанию профессиональной помощи, открыты и восприимчивы к психологическому сопровождению в исправительном учреждении.
Восстановление психического здоровья - основная цель психологической помощи. Основные задачи - улучшение психических состояний личности посредством психокоррекционной работы. Под психокоррекцией нами понимается целенаправленная модификация личностной структуры психологическими средствами [6].
На современном этапе, когда осуществляются подготовительные мероприятия по дальнейшему внедрению Ведомственной программы во всех пенитенциарных учреждениях территориальных органов с учетом возможности осуществления курса социально-психологической работы путем формирования из числа осужденных, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, целевых групп, а также изолированных отрядов и секций, полученные нами данные могут быть использованы пенитенциарными психологами при проведении психологической работы, в частности в модификации программ наркологической реабилитации.
В настоящее время в ходе реабилитации наркозависимых объективные анамнестические данные выступают в качестве основных. Однако для повышения эффективности лечения психологу необходимо использовать данные об особенностях внутреннего мира больных, а именно их представления о родителях. В связи с этим в работе психолога можно выделить следующие направления:
- диагностика и осознание пси-хотравмирующих переживаний периода подросткового возраста;
- помощь в «отреагировании» скрытых проблем и конфликтов, связанных с детско-родительскими отношениями;
- создание условий для того, чтобы выйти за рамки психотравмирующей ситуации, посмотреть на нее, будучи свободным, независимым от значимых фигур прошлого, научиться различать когнитивные и эмоциональные составляющие переживаний;
- определение психологических причин трудностей в актуальных супружеских и семейных взаимоотношениях;
- «отреагирование» на отрицательные эмоции либо отчуждение от них;
- улучшение актуального состояния;
- формирование позитивного будущего.
К. Хорни [11] подчеркивает, что отсутствие подлинной теплоты и привязанности со стороны родителей тормозит развитие ребенка. Это возникает в связи с их неспособностью проявлять любовь из-за собственных неврозов. По мнению Х. Кохут [8], основу всех расстройств, связанных с аддиктивным поведением, составляют нарушения эмоциональной сферы. Детская психическая травма -один из ключевых факторов предрасположенности к зависимости.
В работе психолога с зависимыми от ПАВ выделяется несколько направлений.
1. Укрепление самооценки аддикта, оздоровление его отношений с людьми. Ему помогают увидеть свои положительные стороны и признать слабости и недостатки. Тем самым преодолеваются колебания аддикта между ощущением униженности Я и самовозвышением. Это относится и к восприятию других людей.
2. Развитие психологических ресурсов личности аддиктов, восста-
новление самоуважения, позитивного самоотношения. Происходит обучение навыкам проблемного анализа ситуаций, навыкам саморегуляции, формируется способность получать социальную поддержку.
3. Оказание помощи в преодолении трудностей модуляции аффекта. Для этого аддикту помогают идентифицировать эти эмоции, учат находить взаимосвязь чувств с происходящими событиями и взаимодействием с другими людьми, развивают способности к конструктивному выражению эмоций.
4. Выявление, осознавание и преодоление саморазрушающих защитных механизмов, использующихся для отрицания своей уязвимости. Отрицание факта зависимости - наиболее распространенная защита аддиктов.
Библиографический список
1. Акимова М. К., Усцева М. Н. Влияние отца и его образа на возникновение аддикции у подростков // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 63-68.
2. Васильева Н. Л., Молин А. Г. Деятельность ремиссии и особенности субъективной картины мира у взрослых с зависимостью от психоактивных веществ // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 4. С. 86-94.
3. Васильева Н. Л., Молин А. Г. Особенности субъективной картины мира у взрослых с зависимостью от ПАВ // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 173-184.
4. Дегтярева О. Л. Влияние микросоциума на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 95-101.
5. Змановская Е. В. Клинико-экспе-риментальное исследование объект-
ных отношений пограничных пациентов // Вестник психоанализа. 2006. № 2. С. 9.
6. Красненкова С. А. К вопросу о современном состоянии психокоррекци-онной работы в пенитенциарной практике // Прикладная юридическая психология. 2008. № 4. С. 93-98.
7. Красненкова С. А., Маркова И. И. Социализация подростков и риски асоциального поведения : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования». Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2016. 368 с.
8. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. М. : Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.
9. Соколов И. С. Неблагополучная семья - криминогенный фактор детской и подростковой преступности // Прикладная юридическая психология. 2013. С. 94-100.
10. Хачатурян С. Д., Худоконен-ко С. А. Эмоциональное отношение детей к родителям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения свободы // Психология и право. 2011. № 3. С. 1-19.
11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М. : Айрис-Пресс, 2004. 464 с.