Научная статья на тему 'Сплоченной командой за новым опытом'

Сплоченной командой за новым опытом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сплоченной командой за новым опытом»

тательной работе (научно-методическая разработка)» (1990); «Применение стандартизированного личностного опросника А. Басса-А. Дарки в практике ВТК» (1993); «Применение теста Э. Вагнера в практике ВТК» (1993); «Сборник задач по курсу «Общая психология» (1994); «Психологические аспекты организации воспитательной работы с несовершеннолетними женского пола, осужденными к лишению свободы» // Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС. Сб. научн. тр. - Рязань: Академия права и управления Минюста России (2001); «Психология несовершеннолетних осужденных женского пола: история изучения и современное состояние» // Девиантное поведение подростков: гендерное измерение. Сб. научн. статей / Под ред. А. А. Романова, Т. В. Калашниковой. - Рязань: РГПУ (2003); «Возможности психокоррекционной работы с наркозависимыми, освобожденными из мест лишения свободы» // Человек: преступление и наказание: Научн. журн. / Академия ФСИН России (2005); «Практические рекомендации по диагностике агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола» (2005); «История исправительной работы с несовершеннолетними преступниками женского пола в России (криминологический и психолого-педагогический аспекты)//История отечественной уголовно-исполнительной системы. Сб. статей. - Псков (2006).

С 2002 года и по настоящее время кафедру общей психологии возглавляет Галина Ивановна Аксенова - доктор психологических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, подполковник внутренней службы.

Г. И. АКСЕНОВА

Г. И. Аксенова родилась в 1961 году в г. Рыбное Рязанской области. В 1 983 году с отличием окончила МГПИ им. В. И. Ленина по специальности «Педагогика и психология» с присвоением квалификации «преподаватель-исследователь по педагогике и психологии». В 1985 году поступила в очную аспирантуру по МГПИ им. Ленина, в 1989 году досрочно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов» (специальность 13.00.01 - «Общая педагогика»).

С 1983 по 2002 гг. (исключая годы обучения в очной аспирантуре и докторантуре) работала в РГУ им. С. А. Есенина в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента кафедры педагогики и кафедры психологии; с 1999 по 2002 гг. возглавляла кафедру психологии названного вуза. С 2002 года по настоящее время - начальник кафедры общей психологии психологического факультета Академии ФСИН России.

В 1996 году поступила в очную докторантуру при МГПИ им. Ленина, а в 1998 году досрочно защитила докторскую диссертацию по двум специальностям -13.00.01 - «Общая педагогика» и 19.00.07 - «Педагогическая психология» на тему: «Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки». В 2000 году Г. И. Аксеновой присвоено ученое звание «профессор» по кафедре психологии РГУ им. С. А. Есенина.

Г. И. Аксенова - автор более 110 научных и учебно-методических работ; под ее руководством подготовлено к защите 8 кандидатских диссертаций по специальностям 19.00.07 - «Педагогическая психология», 19.00.06 - «Юридическая психология», 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Основные труды:

«Студент как субъект образовательного процесса» (1998); «Формирование субъектной позиции личности будущего учителя» (1995); «Психология и педагогика становления субъекта» (1999); «Субъект и образование (методология и история проблемы)» (2000); «Психология личности. Курс лекций» (2006); «Педагогическая психология. Курс лекций» (2008).

Сплоченной командой за новым опытом

Одним из значимых событий конца 2008 года, выступившим своеобразным подведением итогов профессиональной деятельности межрегиональной психологической лаборатории ФБУ «Колпинская ВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области», был трехдневный научно-практичес-

Е. А. Беззубова, Ю. Н. Степанова

кий семинар, проведенный МПЛ 9-11 декабря для психологов психологических служб территориальных органов УИС России Северо-Западного федерального округа.

Семинар был посвящен использованию методов и приемов групповой работы в психологической

практике УИС. Он собрал более 80 участников, в числе которых пенитенциарные психологи психологических служб и лабораторий исправительных колоний и следственных изоляторов Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей, Республики Карелия и Республики Коми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Гостями семинара были представители центра психологической работы Института радиоэлектроники космических войск, кафедры психологии СПбГУ, а также ОО «Центр помощи наркоманам «АН СПб».

Торжественное открытие семинара состоялось на базе исправительной колонии №7. С приветственными словами выступили заместитель начальника ГУФСИН Росси по СПб и ЛО полковник внутренней службы Рущак Р. В. и начальник ИК-7 полковник внутренней службы Бочков В. П.

Руководители от себя лично, а также от имени начальника ГУФСИН России по СПб и ЛО генерал-майора внутренней службы Маленчука В. Ф. поприветствовали всех участников и гостей семинара, проводимого в северной столице. Они отметили, что если еще несколько лет назад отношение к деятельности психологов было неоднозначным и даже негативным, то на сегодняшний момент оно кардинально поменялось: «То, что делают психологи УИС, - это большая и полезная работа».

Начальник МПЛ подполковник внутренней службы Чернышкова М. П. обратила внимание на то, что с каждым годом заметно растет количество практических психологов УИС СЗФО, принимающих участие в семинарах, проводимых межрегиональной лабораторией. Так, Управлением ФСИН России по Архангельской области была направлена группа из 8 сотрудников психологических лабораторий, а Управлением ФСИН России по Республике Коми -из 15. Данный факт можно рассматривать и как большую заинтересованность руководства территориальных органов УИС СЗФО в повышении эффективности психологической деятельности, и как потребность психологов в овладении и внедрении новых эффективных психотехнологий, и как доверие сотрудникам МПЛ, способным организовать деловое общение для совместного решения актуальных задач пенитенциарной практики.

Семинар включал в себя разнообразные формы и виды работы: выступления представителей каждого региона, практические занятия, «мастер-классы» и тренинги, проводимые психологами МПЛ и ПС ГУФСИН России по СПб и ЛО, а также научными специалистами Санкт-Петербурга.

Первый этап семинара был посвящен знакомству с положительным опытом применения психологами пенитенциарных учреждений СЗФО методов и приемов групповой работы с различными категориями осужденных, подозреваемыми и обвиняемыми, а также индивидуальной работы с персоналом УИС.

В рамках темы, посвящённой психокоррекции особенностей личности, был представлен интересный опыт работы с осуждёнными различных категорий методами телесно-ориентированной терапии и арт-терапии. Так, психолог ПЛ СИ-1 УФСИН России

по Архангельской области Зыкова А. А. поделилась опытом работы с несовершеннолетними осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в СИЗО, с использованием методов арт-терапии, как наиболее эффективных для снятия эмоционального напряжения, повышенной тревожности, депрессивных и агрессивных тенденций, а также выполняющих диагностические функции для изучения эмоциональных состояний и направленности поведения личности несовершеннолетних.

Старший психолог ПЛ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области Лебедева Т. Н. рассказала о применении различных форм арт-терапии в работе с ВИЧ-инфицированными осуждёнными-женщинами, в том числе психотерапии посредством театрального, изобразительного и прикладного искусства.

В рамках арт-терапевтического проекта в учреждении для желающих проявить себя организованы театрально-художественная студия и «Творческие мастерские», регулярно проходят конкурсы «Хрустальный башмачок», брейнг-ринг и КВН, позволяющие девушкам блеснуть умом и сообразительностью.

Психокоррекция эмоционального состояния осуждённых-женщин, развитие их творческих и личностных ресурсов повышает у них уверенность в себе, помогает преодолевать негативные эмоции, формировать более активную жизненную позицию в отношении своей болезни, развивает способность эффективного общения.

Обмениваясь опытом применения различных методов психокоррекционной работы в практике УИС,

Астрелин А. И., психолог ПЛ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области продемонстрировал два короткометражных фильма о применении начальником ПЛ данного учреждения Трушем В. М. методов телесно-ориентированной терапии и танатотерапии в работе с осужденными, отбывающими наказание в исправительной колонии строгого режима. Многие участники семинара отметили, что впервые увидели, как применяется данный метод в местах лишения свободы, и были готовы более подробно познакомиться с методическими материалами, предоставленными автором фильма.

Полезным и востребованным пенитенциарными психологами стал обучающий фильм (видеокурс), разработанный психологом отдела охраны СИ-2 УФСИН России по Псковской области Фо-мичёвым Г. Н., использующийся как учебно-методический материал для подготовки сотрудников, вновь принятых на службу. Фильм направлен на повышение эффективности прохождения стажировки и адаптации к служебной деятельности через создание четкого представления о непосредственном месте несения службы (на посту, в карауле в составе смены) и формирование у стажеров и молодых сотрудников должностных и профессиональных умений и навыков.

В ходе обсуждения особенностей психокоррекци-онной работы с различными формами зависимости, участники семинара ознакомились с новым опытом проведения психологами МПЛ психокоррекционных мероприятий с осужденными Колпинской ВК (СПб), употребляющими ПАВ. Его особенностью является непосредственное участие в групповых занятиях с несовершеннолетними представителями некоммерческого сообщества «Анонимные Наркоманы», людей, ранее употребляющих психоактивные вещества, а ныне - выздоравливающих зависимых, участников волонтерского движения в местах лишения свободы, направленного на здоровый образ жизни и духовное становление тех осужденных, которые считают, что имеют проблемы, связанные с наркотиками.

Содержанием таких мероприятий являются психологические упражнения, направленные на осознание несовершеннолетними собственной мотивации в отношении употребления ПАВ, а также регулярные беседы с осужденными выздоравливающих зависимых, откровенно рассказывающих личные истории

жизни, стремящихся оказать помощь в воздержании от употребления ПАВ, поддержать желание оставаться «чистыми».

В качестве убедительного примера было выступление на семинаре одного из активных участников волонтерского движения, ранее употребляющего наркотические вещества и отбывающего наказание в ИК-7, а теперь выздоравливающего зависимого, готового поделиться историей собственной жизни, как ярким примером того, что жизнь без алкоголя и наркотиков возможна благодаря помощи друг другу.

Участие волонтеров в семинаре было направлено на более широкое использование в перспективе общественных ресурсов в исправлении осужденных. Подобный опыт взаимодействия заинтересовал пенитенциарных психологов как Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и психологов регионов, которые получили печатную информацию для осужденных о работе сообщества и связи с ним с помощью единой сети телефона доверия.

Продолжением темы стал доклад Малышевой Л. Н., начальника ПЛ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области по ресоциализации осужденных на основе программы «12 шагов избавления от химической зависимости и решения сложных жизненных проблем». Данная работа направлена на создание психологической основы для отказа от употребления ПАВ и успешной адаптации в жизни после освобождения, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Проблему наличия игровой зависимости, довольно сложную для решения, затронул начальник ПС УФСИН России по Республике Карелия Стрелков А. А. В своём выступлении на примере работы с сотрудником, имеющим игровую зависимость, он представил основные этапы психокоррекции, а также сложности, с которыми может столкнуться психолог, работая с данной формой психической аномалии.

Одним из событий семинара стало проведение мастер-класса на тему: «Изучение динамической модели группы», проведенного Мельниковым В. Г., автором методики «Вектор», руководителем центра психологической работы Института радиоэлектроники космических войск совместно с психологом данного центра Лосевой О. А. Психологи познакомились с теоретическими идеями, лежащими в основе методики, этапами проведения диагностической процедуры, а также особенностями интерпретации полученных результатов.

Данная методика зарекомендовала себя как надёжный инструмент в работе пенитенциарных психологов СПб и ЛО. Она позволяет не только определить динамическую модель изучаемой группы и направление ее развития, динамический статус каждого из ее членов, выделяя лиц, рекомендуемых к зачислению в резерв кадров на выдвижение, но и выявлять существующие негативные явления в коллективе. Полученные данные используются психологами для оптимизации взаимоотношений членов

коллективов и достижения ими лучших результатов служебной деятельности.

Ассистенты кафедры психологии и превенции поведенческих аномалий СПбГУ Чижова Е. А. и Си-вуда О. А провели для участников семинара мастер-классы по использованию арт-методик «Круги» и «Остров», ранее не используемые психологами УИС СЗФО в пенитенциарной практике.

Круг - это мифологический символ гармонии. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов -самая доброжелательная из всех геометрических фигур. Методика «Круги» позволяет диагностировать групповую динамику, определить положение каждого участника в группе, выявить межличностные и групповые отношения. Кроме того, методика имеет потенциал для формирования групповой сплоченности, способствует развитию спонтанности и рефлексии у участников группы.

Методика «Остров» первоначально была создана для первичной профилактики наркозависимости среди детей и подростков, но в дальнейшем использовалась и для профилактики профессиональных деформаций личности и эмоционального выгорания среди специалистов, работающих в социальной сфере. Методика позволяет актуализировать внутренние ресурсы человека в борьбе с повседневным стрессом,определять «ресурсное» социальное окружение человека, нормализовать эмоциональное состояние человека.

Участники семинара проявили большую заинтересованность новыми арт-техниками, учитывая

положительный опыт их применения, отметили эффективность и простоту использования и выразили желание их внедрения в свою деятельность.

В ходе обмена опытом психолог ПС ГУФСИН России по СПб и ЛО Петушкова А. М. продемонстрировала упражнение «7 шагов» - гештальт-технику, направленную на осознание личной мотивации деятельности. Участники семинара смогли попробовать на себе и пронаблюдать на примере эффективность данной техники, которая хороша еще и тем, что может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе с сотрудниками и осужденными.

тодические тренинги, разработанные в рамках прикладных исследований. Обучающие занятия были направлены на развитие у психологов профессиональных умений в работе с осужденными, имеющими личностные отклонения, а также с руководителями и сотрудниками резерва кадров на выдвижение по развитию у них управленческих ресурсов. При этом использовался большой спектр методов и форм групповой работы: в группах, парах, мозговой штурм, ролевые и деловые игры, решение логических задач, работа с незаконченными афоризмами и другие.

Психолог МПЛ Бодрова П. Ю. предложила методику «CID» для измерения дистанции взаимодействия с социальным окружением и субъективного отношения к определенным людям. Эффективнее всего эта методика может использоваться в работе с несовершеннолетними в рамках изучения социально-психологического климата, а также для выявления особенностей социальной адаптации осужденных «группы риска».

Также П. Ю. Бодрова ознакомила психологов УИС СЗФО с упражнением «Охмурение» В. А. Ананьева, направленным на профилактику употребления ПАВ. Упражнение было использовано в работе с осужденными Колпинской ВК и ярко демонстрировало несовершеннолетним, как легко современного молодого человека «завербовать в наркоманы».

Основная часть семинара была посвящена подведению итогов научной и практической работы, проведенной МПЛ в 2007-2008 годах. В рамках этого психологами МПЛ (Чернышковой М. П., Степановой Ю. Н., Сувориной Н. Ю., Беззубовой Е. А., Бодровой П. Ю.) проводились мастер-классы и ме-

Старший психолог МПЛ Степанова Ю. Н. познакомила участников семинара с методикой «Персональный автопортрет» Дж. М. Олдхэма и Луи Б. Морриса, апробированной под руководством МПЛ психологами учреждений территориальных органов УИС СЗФО в рамках НИР-2007 года.

Методика позволяет выявлять непатологические версии личностных расстройств. В исправительных учреждениях осужденные с расстройствами объективно признаны «группой повышенного риска» в силу их явной предрасположенности к дезадаптив-ному поведению, дезорганизации обстановки, слабой подверженности психолого-педагогическому и психокоррекционному влиянию. Одним из результатов исследования стала технология выявления психологическими методами лиц «группы риска», имеющих личностные отклонения уже на этапе их пребывания в карантине.

Другим практическим результатом стала программа тренинга, разработанного на основе когнитивно-поведенческой психотерапии «Как перестать быть рабом своих эмоций и внешних обстоятельств, справляясь со сложными жизненными ситуациями», презентация которого прошла в рамках данного се-

минара. При этом проводилась групповая, парная и индивидуальная работа, использовались техники самопогружения, арт-терапевтические (работа с образами, рисунками), отрабатывались приемы осознания собственных иррациональных когниций и их коррекции.

Данный тренинг может быть использован как в работе с осужденными, так и сотрудниками УИС, поскольку направлен на формирование реалистичного взгляда на жизнь, психологическую коррекцию деструктивного мышления относительно социального окружения и социального взаимодействия, усвоение новых адаптивных установок, убеждений и стратегий.

Психологи СЗФО в ходе обучающего методического занятия имели возможность на себе прочувствовать влияние предлагаемых упражнений, расширили представления об особенностях психо-коррекционной работы методом когнитивно-поведенческой психотерапии и ведения группы. По мнению самих участников, такой опыт «познавателен и поучителен», он поможет наиболее эффективно внедрить предлагаемую программу в своём регионе.

В рамках ознакомления участников семинара с основными результатами научно-исследовательской работы 2008 года, посвященной изучению влияния личностных качеств и стиля деятельности руководителей учреждений и подразделений на эффективность труда персонала уИс, были озвучены психологические факторы, положительно влияющие на успешность функционирования пенитенциарных учреждений, а также отрицательно сказывающихся на результатах их деятельности. Исследование показало, что руководители наиболее успешных учреждений/подразделений в своей управленческой деятельности чаще:

• направлены на формирование (из числа сотрудников учреждения) сплоченной команды, способной эффективно выполнять свою деятельность;

• признают высокую профессиональную компетентность своих подчиненных и способность ими качественного выполнения поставленных задач;

• хорошо знают область своей работы и специфику функционирования вверенного им учреждения;

• обеспечивают персонал необходимыми условиями работы;

• способны руководить рабочим процессом таким образом, чтобы выполнять поставленные задачи в намеченные сроки;

• создают благоприятные условия для должностного роста подчиненных;

• открыты и дружелюбны по отношению к своим подчинённым, имеют их доверие.

На основе полученных результатов был разработан курс, состоящий из 6 семинаров-тренингов на тему «Развитие ресурсов руководителя УИС», основанный на современных отечественных и зарубежных теориях эффективного управления, предполагающий профессиональную и личностную самореализацию участников, их стимулирование на более успешное функционирование на своих управленческих должностях.

По данной программе психологи МПЛ провели обучающие методические тренинги для участников семинара, позволяющие психологам внедрить их в свою практику.

На занятии пенитенциарные психологи СЗФО проводили психологические эксперименты, решали логические задачи, проводили мозговые штурмы, ролевые и деловые игры, да и вообще интересовались, рассуждали, дискутировали, удивлялись,

смеялись, сплачивались и т.п. Выполняя предлагаемые задания, они имели возможность не только сформировать умения по проведению тренингов с сотрудниками учреждений, выполняющих управленческие функции, но и раскрыть в себе собственные ресурсы руководителя.

шли на одном дыхании как для гостей семинара, так и организаторов данного мероприятия.

«Семинар удался!» - отзывались практически все участники. «Он затрагивал важные, актуальные темы для УИС, позволил узнать о передовом опыте психологов СЗФО, обменяться новыми идеями, получить основу для саморазвития, расширения

Методические материалы, разработанные МПЛ, переданы психологам УИС СЗФО для дальнейшего изучения и внедрения в психологическую практику в качестве форм проведения групповой психокоррек-ционной работы с осужденными и сотрудниками.

Всегда желанным событием для психологов выступает выставка-продажа психологической литературы, выпускаемой издательством «Речь» - давними партнерами МПЛ и всегда «идущими в ногу» со временем.

кругозора. Приобретение новых профессиональных умений повысило уверенность в себе, дало толчок, заряд для дальнейших действий и внедрения новых методов, техник и психотехнологий, адаптированных к условиям пенитенциарных учреждений».

Другим событием, ценным для многих, стал дружеский вечер, где представители каждого региона выступили с презентацией своей психологической службы, установили неформальные контакты, почувствовали себя представителями одной большой и дружной команды психологов УИС СЗФО.

Три дня, полные ярких эмоций, насыщенные психологической информацией и живой работой, про-

А мы, психологи МПЛ, надеемся, что позитивный настрой и новые умения психологов УИС СЗФО обязательно принесут пользу тем, кто в этом нуждается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.