УДК 159.9:343.976
О МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ
Реферат: рост численности наркозависимых в России, в том числе в местах лишения свободы, обусловил необходимость выработки методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности. Рассмотрен авторский подход к методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности, которая рассмотрена как «учение о методе», особая область знаний, изучающая методы и дающая им философское обоснование.
В рамках разработанной Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности определены принципы психологической профилактики наркотической зависимости личности, реализуемые на докриминальном, криминальном и посткриминальном уровнях: системности; единства научных, методических и организационных подходов; детерминизма; деятельностный; комплексности; аксиологичности; непрерывности; ранней профилактики; законности; гуманизма; индивидуализации; дифференциро-ванности; практической направленности реализуемых мероприятий; инноваци-онности; профессионализма личности персонала; принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики.
Основой методологии психологической профилактики наркотической зави-
© Ганишина И. С., 2017
И. С. Ганишина
симости личности является системный подход. П. К. Анохина и Л. П. Матвеева полагали, что для раскрытия многообразия связей, понимания места элементов и структур системы важно определить системообразующий фактор. В рамках разработанной Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности таким системообразующим фактором является психическое здоровье личности. Необходимым и достаточным психологическим условием формирования психического здоровья личности является семейное психологическое благополучие. Обеспечение фактора семейного психологического благополучия позволит сохранить психическое здоровье личности, что, в свою очередь, послужит залогом реализации системы психологической профилактики наркотической зависимости личности.
Основными методами психологической профилактики являются: 1) психопросветительские - лекции, беседы о вреде наркотических и психотропных веществ, проблемные дискуссии, организация круглых столов по проблемам наркомании, встречи с интересными людьми; обучающие программы и др.; 2) психодиагностические - проективные методы и методики, наблюдение, опрос, экспертный опрос, биографический метод, тестирование; 3) психокоррекцион-ные - семейное консультирование, поведенческий тренинг, музыкотерапия, библиотерапия, арт-терапия, социаль-
но-психологический тренинг, педагогический аутотренинг, психогимнастика, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, православная терапия, логотерапия, психодрама, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, поддерживающая терапия и др.
Ключевые слова: методология, психологическая профилактика, наркотическая зависимость личности, до-криминальный уровень, криминальный уровень, посткриминальный уровень, принципы профилактики, принцип системности, системообразующий фактор, психическое здоровье личности, методы психологической профилактики.
Методология - учение о методе, в основу которого положены принципы, идеи и методы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Методология науки выполняет следующие функции: описывает научно-познавательную деятельность с точки зрения структуры, организации; обеспечивает познавательную деятельность идеями, принципами, нормами, стандартами, рекомендациями; помогает исследователю выйти на оптимальный уровень постановки проблемы, поэтому целесообразно рассматривать методологию как область знаний, изучающую методы и дающую им философское обоснование.
В рамках разработанной нами Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности были определены принципы психологической профилактики, реализуемые на докриминальном, криминальном и посткриминальном уровнях: системности; единства научных, методических и организационных подходов; детерминизма; деятельностный; комплексности; аксиологичности; непре-
рывности; ранней профилактики; законности; гуманизма; индивидуализации; дифференцированности; практической направленности реализуемых мероприятий; инновационности; профессионализма личности персонала; принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики. Их применение обусловлено целью, задачами, структурой, основной идеей и логикой концепции.
Принцип системности заключается в формировании системы психологической профилактики наркотической зависимости с учетом индивидуально-психологических, социальных, половозрастных, гендерных и иных особенностей личности. Анализ психологических теорий в рамках системного подхода показал, что в современной психологической науке существует множество различных взглядов, подходов, концепций на природу системности.
В психологии развитие принципа системности было связано с исследованиями Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. Б. Ф. Ломов [5, 6] выступил классиком системного подхода в психологии.
В психологии в рамках системного подхода свои исследования проводили А. Г. Асмолов, Н. А. Бернштейн, А. Раппопорт, П. К. Анохин, В. А. Ган-зен, Л. И. Анциферова, А. Л. Журавлев, Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков, Т. Н. Ушакова, В. Ю. Крылов, К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, К. В. Бардин, А. В. Брушлинский, Л. Г Дикая, А. Н. Лебедев, А. А. Митькин, Я. А. Пономарев, В. М. Русалов, В. Б. Швырков, А. В. Карпов, В. А. Кольцова [4].
По мнению В. А. Барабанщикова [3], системный подход вводит в психологию широкий взгляд на изучаемые явления и представляет возможность разработки конкретной логики их взаимопере-
ходов, а также конструирование инте-гративного знания, которое не только глубоко отражает сущность изучаемых явлений (их гетерогенность, текучесть, недизъюнктивность), но и наиболее приспособлено для решения практических задач.
Мы придерживаемся взглядов П. К. Анохина [1, 2] и Л. П. Матвеева [7], согласно которым в рамках данного подхода для раскрытия многообразия связей, понимания места элементов и структур системы важно определить системообразующий фактор, поэтому в соответствии с принципом системности психологическую профилактику наркотической зависимости личности следует реализовывать с учетом системообразующего фактора.
В рамках разработанной нами Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности таким системообразующим фактором является психическое здоровье личности. Необходимым и достаточным психологическим условием формирования психического здоровья личности является семейное психологическое благополучие. Обеспечение фактора семейного психологического благополучия позволит сохранить психическое здоровье личности, что, в свою очередь, послужит залогом обеспечения психологической профилактики наркотической зависимости личности.
Принцип единства научных, методических и организационных подходов к выработке и реализации стратегии профилактики наркотической зависимости личности в онтогенезе призван обеспечить комплексный подход к процессу психологической профилактики наркотической зависимости личности в онтогенезе человека. Реализация данного принципа обеспечивается своевременностью разработки, апробации и
внедрения научных методов и методик диагностики, профилактики и коррекции наркотической зависимости личности, использованием специалистами, осуществляющими работу с наркозависимой личностью, только надежного, валидного и достоверного инструментария; методических приемов по организации и осуществлению психологической профилактики наркотической зависимости личности; соблюдением этических принципов проведения научных психологических исследований с участием человека; соблюдения принципа конфиденциальности проводимой профилактической работы.
Принцип детерминизма позволяет выявить наследственные и средовые детерминанты формирования наркотической зависимости личности, осуществлять организацию процесса психологической профилактики наркотической зависимости личности. В рамках реализации психологической профилактики наркотической зависимости личности важно уметь определять наследственные и средовые детерминанты формирования наркотической зависимости, а также осуществлять организацию процесса психологической профилактики наркотической зависимости личности посредством определения факторов, механизмов, закономерностей, психологических и иных условий реализации психологической профилактики.
Деятельностный принцип, определяющий приоритетдеятельностного подхода в сознании личности, важнейшую роль семьи, государства и общества, деятельности специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность, а также самой личности в выборе жизненного пути и образа жизни. В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассма-
триваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно этому подходу внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.
Принцип комплексности означает мобилизацию усилий и ресурсов государственных органов, образовательных и общественных организаций, пенитенциарных учреждений для ведения антинаркотической деятельности, использования в отношении наркозависимого целого комплекса профилактических мероприятий. Данный принцип, призванный осуществлять в рамках процесса психологической профилактики наркотической зависимости личности целый комплекс (систему психологических мероприятий), предполагает реализацию различных направлений профилактической деятельности: психопрофилактическое, психодиагностическое, психокоррекционное.
Принцип аксиологичности предполагает ориентацию сознания профи-лактируемых на принятие их личностью общечеловеческих ценностей. Суть данного принципа состоит в том, что процесс осуществления психологической профилактики наркозависимой личности невозможен без изменения у них ценностных ориентаций.
Принцип непрерывности профилактики подразумевает постоянную и непрерывную реализацию всех запланированных психопрофилактических мероприятий. Успешность в реализации данного принципа предполагает постоянную, непрерывную прижизненную психологическую профилактику наркотической зависимости личности у граждан РФ.
Принцип ранней профилактики (ранней превенции) предполагает раннее начало психопрофилактических мероприятий. Необходимость реализации данного принципа обусловлена тем фактом, что своевременно оказанная помощь в реализации психологической профилактики обеспечивает превенцию населения, способствует избавлению от наркотической зависимости, выработку антинаркотического мировоззрения и антинаркотических личностных установок.
Своевременно организованная и реализованная первичная, вторичная, третичная профилактика способствует сохранению психического здоровья личности, сокращению числа суицидов в обществе, уменьшению количества преступлений и правонарушений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, увеличению продолжительности жизни несовершеннолетних и взрослого населения РФ.
Принцип законности ориентирует специалистов по психологической профилактике на соблюдение международных правовых норм, гражданского и уголовного законодательства РФ по отношению к наркозависимой личности, осуществление профилактических мероприятий только в пределах действующего законодательства.
Принцип гуманизма предполагает гуманное, уважительное отношение персонала, осуществляющего психологическую профилактику, к личности наркозависимого независимо от ее индивидуально-психологических особенностей, стадии зависимости, ценностей, взглядов, наличия социально значимых заболеваний (ВИЧ-инфекция, СПИД, гепатит, туберкулез и др.).
Принцип индивидуализации ориентирует специалистов по психологической профилактике на осуществление
индивидуального подхода к каждой наркозависимой личности с учетом ее индивидуально-психологических особенностей. Реализация данного принципа способствует повышению уровня доверия к процессу психологической профилактики у наркозависимой личности, улучшению отношений между наркозависимым и специалистом, осуществляющим психологическую профилактику.
Принцип дифференцированности предполагает выбор методов и технологий психологической профилактики с учетом индивидуально-психологических, социально-психологических, возрастных, гендерных и иных особенностей личности наркомана.
Принцип практической направленности реализуемых мероприятий означает значимость реализуемых мероприятий для практической деятельности специалистов, осуществляющих ее. Использование в процессе психологической профилактики тактик, технологий, методов, которые имеют практический эффект, призвано обеспечить профилактический процесс только теми наработками, которые получили апробацию и одобрение специалистов, осуществляющих психологическую профилактику.
Принцип инновационности используемых походов, технологий, средств, методов состоит в отказе от старых, неэффективных методов в профилактической деятельности и принятии на вооружение новых, научно обоснованных апробированных методов и методик.
Принцип профессионализма личности персонала, осуществляющего профилактическую деятельность, заключается в том, что к процессу психологической профилактики следует привлекать специалистов, имеющих
профессиональные знания, компетентных в вопросах организации и реализации мероприятий психологической профилактики.
Принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики подразумевает тесное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в области профилактики наркомании всех заинтересованных специалистов, а также диагностику и анализ личностных изменений наркозависимой личности, отслеживание динамики психологической профилактики.
Таким образом, основными методами психологической профилактики наркотической зависимости личности являются:1)психопросветительские -лекции, беседы о вреде наркотических и психотропных веществ, проблемные дискуссии, организация круглых столов по проблемам наркомании, встречи с интересными людьми, обучающие программы и др.; 2) психодиагностические - проективные методы и методики, наблюдение, опрос, экспертный опрос, биографический метод, тестирование; 3) психокоррекционные - семейное консультирование, поведенческий тренинг, музыкотерапия, библиотерапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг, педагогический аутотренинг, психогимнастика, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, православная терапия, логоте-рапия, психодрама, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, поддерживающая терапия.
Считаем, что психологическая профилактика наркотической зависимости личности, организованная с учетом методологической составляющей, позволит повысить эффективность проводимых профилактических мероприятий в России.
Список литературы
1. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1. № 1. С. 19-54.
2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1973.
3. Барабанщиков В. А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 86-99.
4. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
5. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
6. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М. ; Воронеж, 1996.
7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 2008. 544 с.