Научная статья на тему 'О методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности'

О методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
927
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSON'S DRUG ADDICTION / ДОКРИМИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / КРИМИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПОСТКРИМИНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PRINCIPLES OF PREVENTION / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / SYSTEM PRINCIPLE / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / SYSTEM-FORMATIVE FACTOR / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / PERSON'S MENTAL HEALTH / МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / METHODS OF PSYCHOLOGICAL PREVENTION / PRIOR TO CRIMINAL LEVEL / POST CRIMINAL LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна

Рост численности наркозависимых в России, в том числе в местах лишения свободы, обусловил необходимость выработки методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности. Рассмотрен авторский подход к методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности, которая рассмотрена как «учение о методе», особая область знаний, изучающая методы и дающая им философское обоснование. В рамках разработанной Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности определены принципы психологической профилактики наркотической зависимости личности, реализуемые на докриминальном, криминальном и посткриминальном уровнях: системности; единства научных, методических и организационных подходов; детерминизма; деятельностный; комплексности; аксиологичности; непрерывности; ранней профилактики; законности; гуманизма; индивидуализации; дифференцированности; практической направленности реализуемых мероприятий; инновационности; профессионализма личности персонала; принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики. Основой методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности является системный подход. П. К. Анохина и Л. П. Матвеева полагали, что для раскрытия многообразия связей, понимания места элементов и структур системы важно определить системообразующий фактор. В рамках разработанной Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности таким системообразующим фактором является психическое здоровье личности. Необходимым и достаточным психологическим условием формирования психического здоровья личности является семейное психологическое благополучие. Обеспечение фактора семейного психологического благополучия позволит сохранить психическое здоровье личности, что, в свою очередь, послужит залогом реализации системы психологической профилактики наркотической зависимости личности. Основными методами психологической профилактики являются: 1) психопросветительские лекции, беседы о вреде наркотических и психотропных веществ, проблемные дискуссии, организация круглых столов по проблемам наркомании, встречи с интересными людьми; обучающие программы и др.; 2) психодиагностические проективные методы и методики, наблюдение, опрос, экспертный опрос, биографический метод, тестирование; 3) психокоррекционные семейное консультирование, поведенческий тренинг, музыкотерапия, библиотерапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг, педагогический аутотренинг, психогимнастика, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, православная терапия, логотерапия, психодрама, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, поддерживающая терапия и др.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ncrease in a number of drug addicts in Russia and in institutions of confinement as well condition the necessity to elaborate methodology of psychological prevention of person’s drug addiction. The author’s approach to methodology of psychological prevention of person’s drug addiction is presented. Methodology is considered as a «study about method» as a special field of knowledge studying methods and giving them philosophical grounds. Principles of psychological prevention of person’s drug addiction that should be realized at prior to criminal and post criminal levels have been defined in the context of Conception of psychological prevention of person’s drug addiction. Such principles as: system; unity of scientific, methodological and organizational approaches; determinism; activity; integration; axiology; continuity; early prevention; legitimacy; humanism; individualization; differentiation; practical orientation of measures; innovation; professionalism of personnel; constant monitoring of psychological prevention process are among them. We consider system approach to be the basis for methodology of psychological prevention of person’s drug addiction and adhere to P.K. Аnokhin’s and L.P. Matveev’s views that to reveal the variety of connections, understand the place of system’s elements and structures it is important to define systemformative factor. Person’s mental health is the factor in the Conception of psychological prevention of person’s drug addiction. Family well-being is necessary and sufficient condition for person’s mental health formation. The support of family well-being will make it possible to keep person’s mental health that in turn make a basis for realization of system of psychological prevention of person’s drug addiction. Main methods for psychological prevention are psycho-educational, psychodiagnostics, psycho-correctional. Lectures, talks about the harm of drugs and psychotropic substances, problem discussions, round-tables on problems of addiction, meetings with interesting persons, training programs constitute the group of psycho-educational methods. Projective methods and techniques, observation, inquiry, experts’ inquiry, biographic method, testing are among psycho-diagnostic methods. Psycho-correctional methods include family consulting, behavioral training, musical therapy, biblio-therapy, art-therapy, socio-psychological training, behavioral psychotherapy, orthodox therapy, logotherapy, psychodrama, positive psychotherapy, cognitive therapy, supporting therapy etc.

Текст научной работы на тему «О методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности»

УДК 159.9:343.976

О МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ

Реферат: рост численности наркозависимых в России, в том числе в местах лишения свободы, обусловил необходимость выработки методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности. Рассмотрен авторский подход к методологии психологической профилактики наркотической зависимости личности, которая рассмотрена как «учение о методе», особая область знаний, изучающая методы и дающая им философское обоснование.

В рамках разработанной Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности определены принципы психологической профилактики наркотической зависимости личности, реализуемые на докриминальном, криминальном и посткриминальном уровнях: системности; единства научных, методических и организационных подходов; детерминизма; деятельностный; комплексности; аксиологичности; непрерывности; ранней профилактики; законности; гуманизма; индивидуализации; дифференциро-ванности; практической направленности реализуемых мероприятий; инноваци-онности; профессионализма личности персонала; принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики.

Основой методологии психологической профилактики наркотической зави-

© Ганишина И. С., 2017

И. С. Ганишина

симости личности является системный подход. П. К. Анохина и Л. П. Матвеева полагали, что для раскрытия многообразия связей, понимания места элементов и структур системы важно определить системообразующий фактор. В рамках разработанной Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности таким системообразующим фактором является психическое здоровье личности. Необходимым и достаточным психологическим условием формирования психического здоровья личности является семейное психологическое благополучие. Обеспечение фактора семейного психологического благополучия позволит сохранить психическое здоровье личности, что, в свою очередь, послужит залогом реализации системы психологической профилактики наркотической зависимости личности.

Основными методами психологической профилактики являются: 1) психопросветительские - лекции, беседы о вреде наркотических и психотропных веществ, проблемные дискуссии, организация круглых столов по проблемам наркомании, встречи с интересными людьми; обучающие программы и др.; 2) психодиагностические - проективные методы и методики, наблюдение, опрос, экспертный опрос, биографический метод, тестирование; 3) психокоррекцион-ные - семейное консультирование, поведенческий тренинг, музыкотерапия, библиотерапия, арт-терапия, социаль-

но-психологический тренинг, педагогический аутотренинг, психогимнастика, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, православная терапия, логотерапия, психодрама, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, поддерживающая терапия и др.

Ключевые слова: методология, психологическая профилактика, наркотическая зависимость личности, до-криминальный уровень, криминальный уровень, посткриминальный уровень, принципы профилактики, принцип системности, системообразующий фактор, психическое здоровье личности, методы психологической профилактики.

Методология - учение о методе, в основу которого положены принципы, идеи и методы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Методология науки выполняет следующие функции: описывает научно-познавательную деятельность с точки зрения структуры, организации; обеспечивает познавательную деятельность идеями, принципами, нормами, стандартами, рекомендациями; помогает исследователю выйти на оптимальный уровень постановки проблемы, поэтому целесообразно рассматривать методологию как область знаний, изучающую методы и дающую им философское обоснование.

В рамках разработанной нами Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности были определены принципы психологической профилактики, реализуемые на докриминальном, криминальном и посткриминальном уровнях: системности; единства научных, методических и организационных подходов; детерминизма; деятельностный; комплексности; аксиологичности; непре-

рывности; ранней профилактики; законности; гуманизма; индивидуализации; дифференцированности; практической направленности реализуемых мероприятий; инновационности; профессионализма личности персонала; принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики. Их применение обусловлено целью, задачами, структурой, основной идеей и логикой концепции.

Принцип системности заключается в формировании системы психологической профилактики наркотической зависимости с учетом индивидуально-психологических, социальных, половозрастных, гендерных и иных особенностей личности. Анализ психологических теорий в рамках системного подхода показал, что в современной психологической науке существует множество различных взглядов, подходов, концепций на природу системности.

В психологии развитие принципа системности было связано с исследованиями Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. Б. Ф. Ломов [5, 6] выступил классиком системного подхода в психологии.

В психологии в рамках системного подхода свои исследования проводили А. Г. Асмолов, Н. А. Бернштейн, А. Раппопорт, П. К. Анохин, В. А. Ган-зен, Л. И. Анциферова, А. Л. Журавлев, Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков, Т. Н. Ушакова, В. Ю. Крылов, К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, К. В. Бардин, А. В. Брушлинский, Л. Г Дикая, А. Н. Лебедев, А. А. Митькин, Я. А. Пономарев, В. М. Русалов, В. Б. Швырков, А. В. Карпов, В. А. Кольцова [4].

По мнению В. А. Барабанщикова [3], системный подход вводит в психологию широкий взгляд на изучаемые явления и представляет возможность разработки конкретной логики их взаимопере-

ходов, а также конструирование инте-гративного знания, которое не только глубоко отражает сущность изучаемых явлений (их гетерогенность, текучесть, недизъюнктивность), но и наиболее приспособлено для решения практических задач.

Мы придерживаемся взглядов П. К. Анохина [1, 2] и Л. П. Матвеева [7], согласно которым в рамках данного подхода для раскрытия многообразия связей, понимания места элементов и структур системы важно определить системообразующий фактор, поэтому в соответствии с принципом системности психологическую профилактику наркотической зависимости личности следует реализовывать с учетом системообразующего фактора.

В рамках разработанной нами Концепции психологической профилактики наркотической зависимости личности таким системообразующим фактором является психическое здоровье личности. Необходимым и достаточным психологическим условием формирования психического здоровья личности является семейное психологическое благополучие. Обеспечение фактора семейного психологического благополучия позволит сохранить психическое здоровье личности, что, в свою очередь, послужит залогом обеспечения психологической профилактики наркотической зависимости личности.

Принцип единства научных, методических и организационных подходов к выработке и реализации стратегии профилактики наркотической зависимости личности в онтогенезе призван обеспечить комплексный подход к процессу психологической профилактики наркотической зависимости личности в онтогенезе человека. Реализация данного принципа обеспечивается своевременностью разработки, апробации и

внедрения научных методов и методик диагностики, профилактики и коррекции наркотической зависимости личности, использованием специалистами, осуществляющими работу с наркозависимой личностью, только надежного, валидного и достоверного инструментария; методических приемов по организации и осуществлению психологической профилактики наркотической зависимости личности; соблюдением этических принципов проведения научных психологических исследований с участием человека; соблюдения принципа конфиденциальности проводимой профилактической работы.

Принцип детерминизма позволяет выявить наследственные и средовые детерминанты формирования наркотической зависимости личности, осуществлять организацию процесса психологической профилактики наркотической зависимости личности. В рамках реализации психологической профилактики наркотической зависимости личности важно уметь определять наследственные и средовые детерминанты формирования наркотической зависимости, а также осуществлять организацию процесса психологической профилактики наркотической зависимости личности посредством определения факторов, механизмов, закономерностей, психологических и иных условий реализации психологической профилактики.

Деятельностный принцип, определяющий приоритетдеятельностного подхода в сознании личности, важнейшую роль семьи, государства и общества, деятельности специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность, а также самой личности в выборе жизненного пути и образа жизни. В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассма-

триваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно этому подходу внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.

Принцип комплексности означает мобилизацию усилий и ресурсов государственных органов, образовательных и общественных организаций, пенитенциарных учреждений для ведения антинаркотической деятельности, использования в отношении наркозависимого целого комплекса профилактических мероприятий. Данный принцип, призванный осуществлять в рамках процесса психологической профилактики наркотической зависимости личности целый комплекс (систему психологических мероприятий), предполагает реализацию различных направлений профилактической деятельности: психопрофилактическое, психодиагностическое, психокоррекционное.

Принцип аксиологичности предполагает ориентацию сознания профи-лактируемых на принятие их личностью общечеловеческих ценностей. Суть данного принципа состоит в том, что процесс осуществления психологической профилактики наркозависимой личности невозможен без изменения у них ценностных ориентаций.

Принцип непрерывности профилактики подразумевает постоянную и непрерывную реализацию всех запланированных психопрофилактических мероприятий. Успешность в реализации данного принципа предполагает постоянную, непрерывную прижизненную психологическую профилактику наркотической зависимости личности у граждан РФ.

Принцип ранней профилактики (ранней превенции) предполагает раннее начало психопрофилактических мероприятий. Необходимость реализации данного принципа обусловлена тем фактом, что своевременно оказанная помощь в реализации психологической профилактики обеспечивает превенцию населения, способствует избавлению от наркотической зависимости, выработку антинаркотического мировоззрения и антинаркотических личностных установок.

Своевременно организованная и реализованная первичная, вторичная, третичная профилактика способствует сохранению психического здоровья личности, сокращению числа суицидов в обществе, уменьшению количества преступлений и правонарушений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, увеличению продолжительности жизни несовершеннолетних и взрослого населения РФ.

Принцип законности ориентирует специалистов по психологической профилактике на соблюдение международных правовых норм, гражданского и уголовного законодательства РФ по отношению к наркозависимой личности, осуществление профилактических мероприятий только в пределах действующего законодательства.

Принцип гуманизма предполагает гуманное, уважительное отношение персонала, осуществляющего психологическую профилактику, к личности наркозависимого независимо от ее индивидуально-психологических особенностей, стадии зависимости, ценностей, взглядов, наличия социально значимых заболеваний (ВИЧ-инфекция, СПИД, гепатит, туберкулез и др.).

Принцип индивидуализации ориентирует специалистов по психологической профилактике на осуществление

индивидуального подхода к каждой наркозависимой личности с учетом ее индивидуально-психологических особенностей. Реализация данного принципа способствует повышению уровня доверия к процессу психологической профилактики у наркозависимой личности, улучшению отношений между наркозависимым и специалистом, осуществляющим психологическую профилактику.

Принцип дифференцированности предполагает выбор методов и технологий психологической профилактики с учетом индивидуально-психологических, социально-психологических, возрастных, гендерных и иных особенностей личности наркомана.

Принцип практической направленности реализуемых мероприятий означает значимость реализуемых мероприятий для практической деятельности специалистов, осуществляющих ее. Использование в процессе психологической профилактики тактик, технологий, методов, которые имеют практический эффект, призвано обеспечить профилактический процесс только теми наработками, которые получили апробацию и одобрение специалистов, осуществляющих психологическую профилактику.

Принцип инновационности используемых походов, технологий, средств, методов состоит в отказе от старых, неэффективных методов в профилактической деятельности и принятии на вооружение новых, научно обоснованных апробированных методов и методик.

Принцип профессионализма личности персонала, осуществляющего профилактическую деятельность, заключается в том, что к процессу психологической профилактики следует привлекать специалистов, имеющих

профессиональные знания, компетентных в вопросах организации и реализации мероприятий психологической профилактики.

Принцип постоянного мониторинга процесса психологической профилактики подразумевает тесное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в области профилактики наркомании всех заинтересованных специалистов, а также диагностику и анализ личностных изменений наркозависимой личности, отслеживание динамики психологической профилактики.

Таким образом, основными методами психологической профилактики наркотической зависимости личности являются:1)психопросветительские -лекции, беседы о вреде наркотических и психотропных веществ, проблемные дискуссии, организация круглых столов по проблемам наркомании, встречи с интересными людьми, обучающие программы и др.; 2) психодиагностические - проективные методы и методики, наблюдение, опрос, экспертный опрос, биографический метод, тестирование; 3) психокоррекционные - семейное консультирование, поведенческий тренинг, музыкотерапия, библиотерапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг, педагогический аутотренинг, психогимнастика, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, православная терапия, логоте-рапия, психодрама, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, поддерживающая терапия.

Считаем, что психологическая профилактика наркотической зависимости личности, организованная с учетом методологической составляющей, позволит повысить эффективность проводимых профилактических мероприятий в России.

Список литературы

1. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1. № 1. С. 19-54.

2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1973.

3. Барабанщиков В. А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 86-99.

4. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.

5. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.

6. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М. ; Воронеж, 1996.

7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 2008. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.