Научная статья на тему 'Германия в контексте интеграционных процессов'

Германия в контексте интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1584
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко Е. Ф.

В статье рассматриваются внутренние и внешние аспекты интеграционных процессов, в которых участвует Германия, а также современная социально-экономическая ситуация в стране в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germany in the Context of Integration

Two aspects of German participation in the process of integration are under consideration: inner and outer. Social and economic situation in FRG are touched upon as well.

Текст научной работы на тему «Германия в контексте интеграционных процессов»

ГЕРМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Е.Ф. Черненко

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются внутренние и внешние аспекты интеграционных процессов, в которых участвует Германия, а также современная социально-экономическая ситуация в стране в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства.

На какой бы фазе экономического цикла не находился Европейский Союз, Германия продолжает играть ведущую роль в его составе. За последнее время ЕС заметно сбавил обороты своих экономических преобразований, продолжая, тем не менее, линию на дальнейшее развитие интеграционных процессов в различных сферах: политической, экономической, экологической, культурной и др.

В актив ЕС можно записать одобрение проекта Конституционного соглашения 27 государствами и правительствами на саммите в Лиссабоне 19 октября 2007 года. Это, безусловно, большой шаг на пути к евроинтеграции и консолидации. Проект европейской конституции был отвергнут французскими и голландскими избирателями на национальных референдумах в 2005 году. Несмотря на это, руководство Германии методично прилагало усилия к тому, чтобы работа по формированию конституции была продолжена и, в конечном счете, увенчалась успехом. По итогам саммита предусматривается введение должности президента ЕС, который будет избираться на 2,5 года, и расширение полномочий представителя ЕС по единой внешней политике и безопасности, который получит статус заместителя председателя Еврокомиссии. Принятие подобного документа можно рассматривать как важный шаг в институализации Еврокомиссии, которая сможет играть главенствующую роль в будущей европейской архитектуре. Отныне переговоры по Договору о стратегическом партнерстве с Россией будет вести только Евросоюз. Решено ограничить право вето каждой из стран по всем вопросам, кроме принятия в ЕС новых членов. Решение будет считаться принятым, если за не-

го проголосует 2/3 государств-участников, в которых проживает не менее половины населения Евросоюза. В соглашении ничего не говорится о гимне и флаге ЕС, что несколько успокоило тех, кто опасается потери национальной идентичности. Документ вступит в силу не раньше июня 2009 года, при условии его ратификации, и не будет являться конституцией.

В актив ЕС можно записать также расширение Валютного союза и ряд других шагов. С 1 января 2008 года Кипр и Мальта, вступившие в ЕС в 2004 году, официально перешли на евро. Год назад в зону евро вошла Словения. В настоящее время евро расплачиваются в 15 странах Евросоюза.

Определенные трудности, и не только экономического порядка, в развитии Евросоюза связаны, в частности, с его стремительным расширением, а значит необходимостью усиления внимания к региональной политике. Вынужденное уменьшение поддержки сельхозпроизводителей Евросоюза явилось одной из причин удорожания продовольствия и негативно отразилось на жизненном уровне. И это лишь небольшой перечень проблем, которые приходится решать руководству ЕС и Германии как экономическому и политическому лидеру Евросоюза. На Германию ложится двойная нагрузка: с одной стороны, показать пример успешного решения вопросов внутригерманской интеграции западных и восточных земель, с другой, — задавать тон в углублении общеевропейской интеграции.

Неоднозначное отношение к перспективе углубления интеграционных процессов в ЕС и перехода со временем к фазе политического союза сохраняются как в самой Германии, так и за ее пределами. Однако подписание Конституционного соглашения все-таки свидетельствует о преобладании центростремительных тенденций в развитии ЕС.

Внешняя политика Германии строится в соответствии с общеевропейской внешнеполитической концепцией. За последнее время отношения России с ЕС были отмечены такими достижениями, как введение упрощенных условий проезда по территории Литвы граждан России в/из Калининградской области; предварительное согласование грузовых тарифов для российских товаров, а также введение упрощенной схемы транзита грузов между Калининградской областью и остальной территорией России; получение гарантий ЕС о бесперебойном снабжении Калининградской области электроэнергией. Проблемы Калининградской области продолжают стоять на особом месте в отношениях России с Евросоюзом и Германией, в частности, поскольку это вопросы жизнеобеспечения неотъемлемой части России. Однако основная проблема на сегодняшний день — это базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В декабре 2007 года истек срок его действия, а подписание нового соглашения затягивается по вине некоторых членов Евросоюза, например, Польши, из-за «мясного» конфликта (приостановки Россией поставок из Польши мяса сомнительного происхождения). Старое соглашение с ЕС может быть продлено, однако предпочтительнее было бы заключение нового с учетом изменяющихся реалий в международных отношениях.

В настоящее время основным механизмами взаимодействия России и Евросоюза являются саммит Россия — ЕС (например, в Санкт-Петербурге в июле 2007 года) и парламентское взаимодействие, которое продолжает развиваться.

Основные задачи, которые ставит перед собой ЕС в настоящее время, это — экономическая, социальная, экологическая модернизация, обеспечение энергоснабжения, борьба с терроризмом и международной организованной преступностью, отстаивание мира и демократии в мире. Ведется систематическая работа по реформированию системы институтов ЕС. Болевыми точками является бюджетный дефицит в Германии — витрине Евросоюза — и противоречия между Германией и Еврокомиссией. Германия заявила о своем нежелании строить Евросоюз, она намерена в нем жить и посильно участвовать в его развитии.

Предметом пристального внимания Евросоюза, и Германии в частности, является энергетическая проблема. Законодательство ЕС ограничивает лимитом на 1/3 долю импорта энергоносителей из одного источника. В выступлениях федерального канцлера Германии неоднократно озвучивалась мысль о необходимости диверсификации источников энергии для своей страны. Сегодня 34% нефти и половину газа Германия получает из России. Поиски новых источников энергии становятся еще более актуальными, поскольку Германия решила в будущем отказаться от атомной энергии. Вместе с тем можно положительно рассматривать перспективы договоренностей по поставкам из России в ЕС ядерного топлива и материалов.

Заслуживают пристального внимания решения об инвестиционной поддержке со стороны ЕС двух новых проектов: разработки Штокмановского газового месторождения и Северной трубопроводной системы через Балтийское море. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) заявили о своей заинтересованности в этих проектах.

Таков фон, на котором следует рассматривать развитие современной Германии в глобализирующемся мире.

Экономика Германии постепенно выходит из застойного состояния. Предыдущий подъем был зафиксирован в 2000 году, когда рост ВВП составил 3,2%. В 2007 году экономический рост в ФРГ прогнозировался на 2,7%, в 2006 году он составил 2,5%, в 2005 году — 1,3%, а самым неудачным в текущем столетии считается 2003 год с показателем 0,2%.

Основными факторами, способствующими успеху, считаются мощные экспортные потоки. По общему объему внешней торговли страна занимает второе место в мире после США. По объему экспорта на душу населения значительно опережает ведущие страны мира, включая Францию, Великобританию, Японию и США. Экспорт выполняет функцию лидера германской экономики. Динамичный экспорт обеспечивает до 2/3 общего роста экономики страны, а его широкая товарная диверсификация — стабильность. Сыграли свою позитивную роль также активные инвестиции в машиностроение, рост объема частных капиталовложений, заметное оживление внутреннего потребительского рынка и рынка ценных бумаг. В настоящее время по общему объему ВВП Германия уступает только США, Китаю и Японии, а по показателю ВВП на душу населения входит в десятку ведущих стран мира. Ее не случайно считают одним из «локомотивов» мировой экономики. Страна находится на постиндустриальной стадии развития, что отражается, в частности, в структуре ее ВВП: доля услуг составляет

64,4%, доля промышленности — 34,5%, сельского хозяйства — менее 2%. Она входит в число стран с весьма высоким уровнем конкурентоспособности.

Из 14 укрупненных позиций товарной номенклатуры мирового экспорта по уровню конкурентоспособности Германия стоит на первом месте в пяти группах (химические товары, продукция общего машиностроения, комплектующие к электронной технике, базовая продукция машиностроения, базовая продукция обрабатывающей промышленности). В двух других группах (транспортные средства и текстиль) — на втором месте. Таким образом, Германия занимает устойчивые позиции на рынках, составляющих около половины международной торговли. В структуре экспорта машины занимают 31%, станки и оборудование — 17%, продукция химической промышленности — 13%. Заметные позиции занимает также экспорт металлов, продовольствия и текстиля.

Рост импорта Германии за последние 12 лет почти в 4 раза превышал рост ВВП, что демонстрирует положительную динамику участия страны в системе международного разделения труда.

Основные внешнеторговые партнеры Германии — страны ЕС: Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, а также США и Япония.

Главную роль в экономике Германии играют ТНК. Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира семь германских. В пяти отраслях мирового хозяйства германские компании входят в десятку первых. В химической промышленности — «БАСФ», «Хёхст», «Байер», в электротехнике «Сименс», «Роберт Бош», в автомобилестроении «Даймлер-Бенц», «Фольксваген», в черной металлургии «Тиссен» и «Маннесман», в легкой промышленности — «Адидас». Для Германии характерно сбалансированное сочетание крупных монополизированных предприятий со средними и мелкими фирмами, чья роль в экономике весьма велика. На них приходится около 2/3 всех занятых в экономике, половина промышленного производства, более 40% инвестиций и экспорта. По объемам продаж среди 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира 10 являются германскими.

Германские ТНК предпочитают экспорт капиталов экспорту товаров, расширяя производство на предприятиях своих зарубежных филиалов и развивая экспорт из стран базирования. Продажи зарубежных филиалов германских компаний превышают стоимость прямого вывоза товаров и услуг из Германии более чем в 2 раза. Однако с начала 90-х годов иностранные инвестиции в экономику Германии по объемам превышают средства, которые вкладывают германские фирмы и банки за рубежом. Доля прямых германских инвестиций за рубежом в общем объеме зарубежных инвестиций за последние годы составляла 25—35%.

Несмотря на постепенное снижение доли промышленности в ВВП Германии, по размерам промышленного производства страна занимает четвертое место в мире, уступая лишь США, Китаю и Японии. Именно промышленное производство (прежде всего машиностроительной продукции) является специализацией Германии в мировой экономике. После Второй мировой войны Гер-

мания первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Основные причины этого следующие:

— потребности научно-технического прогресса;

— развитие международного разделения труда;

— раскол Германии на два самостоятельных государства;

— диспропорции в структуре германской экономики, связанные с последствиями Второй мировой войны.

Наиболее конкурентоспособные отрасли германской промышленности — автомобилестроение, транспортное машиностроение, общее машиностроение (производство станков и различных приборов), электротехническая промышленность, точная механика и оптика, химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность, черная металлургия. Основные преимущества этих отраслей, обеспечивающие им успех на мировом рынке, заключаются в следующем:

— высокое качество продукции и широкий ассортимент изделий;

— использование международных стандартов в сочетании с готовностью выполнять индивидуальные заказы;

— пунктуальность в осуществлении поставок;

— разветвленная сбытовая сеть и хорошо налаженное послепродажное обслуживание, что принципиально важно для обеспечения конкурентоспособности.

За последние годы постепенно уменьшилась доля таких традиционных для Германии отраслей тяжелой промышленности, как угольная и черная металлургия. Сохраняется важное значение металлоемкого машиностроения и производства вооружений, электротехники и химической промышленности. Ключевыми отраслями международной специализации страны выступают машиностроение и химическая промышленность. Машиностроение выпускает продукцию преимущественно среднего уровня наукоемкости — станки (на втором месте в мире после Японии), автомобили, электротехнические изделия, оборудование. Химическая промышленность специализируется на продукции тонкого органического синтеза.

Топливно-энергетическое хозяйство базируется на собственном каменном и буром угле и на импортных нефти и газе. И хотя главную роль играют ТЭС, значение АЭС продолжает оставаться значительным. Сегодня в ФРГ работают 19 АЭС, которые производят 30% всей электроэнергии.

Сельское хозяйство Германии характеризуется крайне высоким уровнем механизации и химизации. В отличие от промышленности по валовому объему сельское хозяйство уступает Франции и Италии. Что касается интенсивности и продуктивности, то оно превышает средний уровень для стран ЕС, уступая, правда, Нидерландам, Бельгии, Франции и Дании. Германия находится на ведущем месте по насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин. Высокий уровень субсидий делает сельское хозяйство Германии не достаточно эффективным. По уровню доходности оно уступает целому ряду стран ЕС. Германия поставляет на мировой рынок такую сельскохозяйственную продукцию, как мясо, молоко и зерно. В структуре сельскохозяйственного производства пре-

обладает молочное животноводство и свиноводство, дающие 70% всей товарной продукции. Отечественное растениеводство является не только кормовой базой для животноводства, но и практически полностью обеспечивает население продуктами питания. Выращивается пшеница, ячмень, картофель, сахарная свекла. Постепенно происходит процесс вытеснения семейных ферм крупными агропромышленными комплексами.

По уровню развития сферы услуг Германия несколько отстает от других развитых стран мира. По экспорту услуг она находится на четвертом месте в мире, по импорту — на втором. В различных отраслях сферы услуг Германии занято более 60% населении, или каждый третий из числа работающих. Наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%), на сферу государственного управления — 15%. Специализация Германии в мировом хозяйстве — банковские и финансовые услуги, а также туризм. Прекрасно развитая транспортная сеть этому способствует. Высокоразвитая инфраструктура Германии представлена разветвленной и высококачественной сетью автомобильных и железных дорог, одними из крупнейших в Европе воздушными гаванями (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен), морскими портами (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта используются самые передовые технологии, например, скоростные поезда собственного производства Inter City Express.

Мощная финансовая система являются одной из самых сильных сторон германской экономики. В ее основе лежит банковский сектор, являющийся двухуровневым. Центральный банк страны — «Бундесбанк», являющийся по размерам своих активов крупнейшим банком мира, образует первый уровень. Второй уровень образуют коммерческие банки и банковско-кредитные учреждения. На долю четырех крупнейших коммерческих банков Германии «Дойчебанк», Хи-по Ферайнсбанк», «Дрезден Банк» и «Коммерцбанк» приходится 15% депозитов внутреннего рынка. Франкфурт-на-Майне стал пятой по величине финансовой столицей мира. Отчетливо прослеживается тенденция к специализации банковской деятельности, формирование принадлежащих банкам компаний, занимающихся одним-двумя видами банковских операций. Есть мнение, что в Германии существует слишком много банков.

Оценивая в целом ситуацию в экономике Германии в настоящее время можно предположить, что ее международная конкурентоспособность, особенно в базовых и наукоемких отраслях — автомобилестроении, химической, биотехнической промышленности — будет возрастать. Кризисный период своего развития Германия постепенно преодолевает. Это заметно и по постепенному сокращению безработицы, и по росту промышленного производства и корпоративных инвестиций. Уровень деловых настроений достиг за последние 15 лет максимального уровня (рассчитывается на основе опроса руководителей 7 тысяч ведущих компаний о текущей и ожидающейся ситуации в экономике страны).

Согласно прогнозу, самые высокие темпы роста через 20 лет будут наблюдаться в экспортно-ориентированных отраслях производственной сферы — машиностроительной и автомобильной промышленности, которые будут обеспе-

чивать высокую конкурентоспособность за счет высокой активности в области НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок).

Для Германии традиционно характерна высокая роль государства в экономике. Доля государственных расходов в экономике — 50%, что создает проблемы с дефицитом государственного бюджета и с государственным долгом. Модель германского социального рыночного хозяйства — это фактически компромисс между стремлением к экономическому росту и более равномерному распределению богатства. В центре современной хозяйственной системы — предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая относительно равномерное распределение социальных благ между всеми членами общества. Другая экономическая особенность Германии — «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике, являющихся крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг. Поэтому банки активно участвуют в принятии бизнес-решений.

Социально ориентированное государство можно рассматривать как закономерную ступень эволюционного развития государственности. Причины его возникновения связаны с изменением роли человека в производстве, когда главенствующим отношением стало отношение «государство — личность». Министр экономики ФРГ в 1950-е годы Людвиг Эрхард, которого не случайно считают «отцом» немецкого экономического чуда, в известной работе «Благосостояние для всех» представлял социальное рыночное хозяйство не как простое сложение рыночного хозяйства и социальной политики. Экономика, по Эрхарду, является частью экономического организма, в центре которого находится человек. Социальная рыночная экономика является особой формой общественного устройства, при котором человек превращается в свободного, творческого и инициативного гражданина и освобождается от унизительной зависимости от государственной опеки. Для Л. Эрхарда хозяйственный порядок, устанавливаемый государством, является ценностью в той мере, в которой он гарантирует свободу принятия решений производителей и потребителей. Л. Эрхард писал: «Там, где человек и его семья, сознавая ответственность перед самим собой, в состоянии сами позаботиться о себе, там принудительная защита со стороны государства должна прекратиться. С систематическим повышением доходов и все более высоким уровнем жизни представляется оправданным и с социальной точки зрения, чтобы на каждого отдельного человека была возложена индивидуальная ответственность за самого себя». Л. Эрхард не считал, что мерилом эффективности социальной политики является величина социальных расходов государства. Основные принципиальные установки социальной рыночной экономики, по Л. Эрхарду, таковы: «Одной из важнейших задач государства является обеспечение свободной конкуренции. Если это не удается, то с социальной рыночной экономикой можно проститься. Благосостояние для всех и благосостояние через конкуренцию неразрывно связаны, первый постулат указывает цель, второй — путь к этой цели». Л. Эрхард считал, что государство не должно ничего стимулировать: ни спрос, ни предложение, а лишь создавать справедливые для всех правила игры и сле-

дить за их соблюдением. «Исконной и главнейшей задачей государства остается создание рамок порядка, внутри которых гражданин должен иметь право свободно двигаться» [3. С. 577].

Государство несет ответственность за:

— незыблемость института частной собственности, являющейся основой конкурентного порядка;

— стабильность денежного обращения;

— открытость рынка и свободный доступ на рынок для всех хозяйствующих субъектов;

— свободу заключения договоров между ними и создание таких правовых условий, при которых они несут полную имущественную ответственность за результаты своих действий;

— постоянство экономической политики [4. С. 232].

Сегодня многие склонны более скептически воспринимать модель социального рыночного хозяйства как в самой Германии, так и в Евросоюзе, считая, что социальная ориентированность сопряжена со слишком большими затратами и создает определенные сложности для экономического роста. Так, из 100 евро заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Высок уровень пособий по безработице, что способствует развитию иждивенческих настроений. Соответственно высок уровень налогообложения. Если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45%; то в Германии — 65%. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для иностранного капитала. Доля иностранных инвесторов составляет порядка 7,5% величины общих вложений в экономику страны.

Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог с физических лиц, налог на доходы корпораций, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка; страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Крупные налоговые источники Германии формируют сразу два или три бюджета. Основным источником государственных доходов является подоходный налог с физических лиц, который распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, половину которого они перечисляют в федеральные и земельные бюджеты.

Из налогов на юридических лиц наибольшие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость, с удельным весом в доходах бюджета — 28%. Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42%. В 1991 году после воссоединения Германии был введен налог «солидарности» как один

из механизмов перераспределения средств внутри страны. Его собирают в западных землях и передают восточным землям для поддержки бюджетов и развития экономики.

Принципы системы налогообложения в Германии укоренились со времен Л. Эрхарда. Они состоят в следующем:

— налоги должны быть по возможности минимальными;

— затраты на взимание налогов должны быть минимально необходимыми;

— налоги не должны препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

— налоги должны соответствовать структурной политике;

— налоги должны быть нацелены на более справедливое распределение доходов;

— система налогообложения должна строиться на уважении к частной жизни человека;

— налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

— величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг.

Главными факторами, удорожающими фискальную систему Германии, являются сложность и запутанность налогового законодательства, постоянные изменения в налоговом праве, а также многочисленные налоговые привилегии для различных групп налогоплательщиков. Заполнение налоговой декларации затруднительно без обращения к услугам консультантов по налоговому праву как для предпринимателей, так и для большинства граждан. Недешево обходится налогоплательщикам и содержание аппарата, и осуществление мероприятий по налоговому контролю. Налоговый бюрократизм не только является дорогостоящим, но и приводит к тому, что, по мнению экспертов, полностью выплачиваются налоги лишь с половины совокупных доходов физических и юридических лиц. Доля теневой экономики Германии оценивается в 16,5% от ВВП. Проведенная налоговая амнистия 2004—2005 годов не дала ощутимых результатов.

Экономика современной Германии продолжает испытывать определенные затруднения, связанные с обострением глобальной конкуренции. Это проявляется в безработице (3,5 млн человек), неустойчивости темпов экономического развития, превышении установленных в ЕС размеров бюджетного дефицита (лишь в 2006 году впервые за 5 лет этот показатель не превысил допустимую Пактом стабильности Евросоюза границу в 3%, что является важнейшим Маастрихтским критерием), и дефиците средств в социальной системе. В целях решения проблемы занятости в ЕС пошли на сокращение рабочего времени. В результате, если продолжительность рабочей недели в США составляет 47 часов, в Японии — 44 часа, то в ЕС — 39 часов. Показатель стоимости труда за 1 час рабочего времени в Германии выше, чем в других экономически развитых странах из-за высокой доли отчислений на социальные нужды. Это отражается на конкурентоспособности германских товаров. Социальные услуги оказались самым дорогим продуктом для страны. 155 видов различных социальных услуг распределяются 38 различными государственными министерствами. Ситуация усложнилась в связи с объединением Германии и трансфертом значительных средств в восточные земли. В настоящее время на одного жителя бывшей ГДР

государство в среднем тратит на 23% средств больше, чем в старых землях, а налоговых платежей получает от него на 26% меньше. Разница в производительности труда между восточными и западными территориями страны — примерно в три раза, и такое отставание восточных территорий государство стремится постепенно преодолеть.

Падение экономической эффективности заставило федеральное правительство Германии разработать пакет реформ «Повестка дня на 2010 г.». Программа реформ охватывает такие сферы, как экономика, рынок труда, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и другие. У истоков программы стоял еще федеральный канцлер Г. Шредер, видевший глубинные причины проблем, с которыми столкнулась современная Германия, в неэффективной и дорогостоящей социальной системе, практике раздачи государственных субсидий, обилии бюрократических барьеров для ведения бизнеса и другие. Указанная Программа подтверждает курс Германии на дальнейшую интеграцию в мировую экономику, прежде всего в рамках объединенной Европы.

Германская внешняя политика, по неоднократным заявлениям руководителей страны, в ближайшие годы будет ориентироваться на сохранение мира и процветания, развитие демократии и прав человека во всем мире. Основные положения внешнеполитического курса ФРГ можно представить следующим образом:

— дальнейшее развитие Европейского Союза;

— укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ;

— дальнейшее развитие Атлантического союза и трансатлантического сотрудничества с активизацией роли Европы;

— усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности;

— развитие и уважение прав человека во всем мире;

— расширение партнерских отношений со всеми граничащими с ЕС регионами;

— интенсификация сотрудничества с африканскими государствами, расположенными к югу от Сахары и являющимися важнейшими объектами германской политики развития.

В этой связи эффективность экономики Германии можно рассматривать в качестве важнейшего критерия ее внешнеполитического веса и дееспособности. Поскольку в экспорте Германии доля готовой продукции составляет 72,5%, и страна занимает третье место в мире по удельному весу экспорта наукоемкой продукции в суммарном экспорте, либерализация международной торговли ей выгодна. Из более десятка для сравнения стран ОЭСР в Германии самые низкие квоты на НИОКР. Ее доля в мировом экспорте наукоемкой продукции за последнее десятилетие имела понижательную тенденцию и составляет около 14,5%. Лишь 7,7% предприятий, имеющих широкий ассортимент высокотехнологичных продуктов, можно отнести к группе лидеров. Несмотря на то, что по абсолютным расходам на НИОКР Германия находится на третьем месте в мире после США и Японии, ее доля расходов на НИОКР только на 0,1% лучше среднего показателя по странам ОЭСР. Германия занимает только седьмое место среди экономиче-

ски развитых стран по интенсивности инновационной деятельности. Такая ситуация ее, безусловно, не устраивает.

Проблемой является и нехватка специалистов в «новой» инновационно-информационной экономике (сфере информационных технологий). При этом уровень безработицы в стране составляет 8,8%. По прогнозам германских экспертов, к 2010 году только 16% рабочих мест в Германии будут связаны с использованием малоквалифицированного труда, 40% потребуют привлечения дипломированных специалистов. Германия на седьмом месте по удельному весу специалистов с высшим образованием, намного отставая от США, Японии и Южной Кореи. Для сравнения расходы на высшее образование в Германии составляют около 1% ВВП, а в США — 2,3%. Обучение в вузах Германии бесплатное.

Требует изменений и система медицинского обслуживания. Конкуренция на рынке медицинских услуг здесь минимальна. Существуют единые расценки на медицинские услуги, унифицированные размеры страховых взносов. Германия опережает все страны ЕС по расходам на здравоохранение на одного человека. Несмотря на это, по продолжительности жизни она занимает лишь 15 место. Кроме того, в Германии самая низкая рождаемость в Европе — 8,5 новорожденных на тысячу человек. Для сравнения в Болгарии этот показатель — 9 младенцев, в России — 10 с тенденцией к повышению, в Великобритании — 12.

Немало критических замечаний раздается и в адрес германской банковской системы. В руках немногих крупных инвесторов, прежде всего банков, сконцентрирован слишком большой акционерный капитал. В современной германской модели корпоративного управления банки играют особую роль: в банковских кросс-холдингах, основанных еще в 50-е годы, сосредоточено 40% рыночной капитализации 400 крупнейших компаний. Представители банков входят в наблюдательные советы компаний, кредиторами которых они являются. Германские инвесторы все чаще предпочитают вкладывать средства в зарубежные ценные бумаги, а иностранные инвесторы не очень охотно приобретают акции германских компаний. Многие проблемы фондового рынка Германии эксперты пытаются объяснить особенностями немецкого национального характера: чрезмерным консерватизмом, отсутствием склонности к риску, стремлением к стабильности, что противоречит логике биржевого бизнеса.

В Германии насчитывается около 5000 инвестиционных фондов различных типов, причем 80% из них — дочерние компании пяти крупнейших банковских групп. Складывается впечатление, что германский бизнес в большей степени ориентирован на стабилизацию, чем на максимизацию прибыли и не очень склонен к риску.

Что касается проблем на рынке труда, то следует заметить, что по доле иностранцев в общей численности населения (9%) Германия держит лидерство в ЕС. В Германии самая дорогая в мире рабочая сила, прежде всего из-за высокой доли социальных отчислений. Как следствие — значительный теневой рынок труда (16% ВВП). Один час работы строителя в Германии обходится заказчику примерно в 80 евро. Из них только 12 выплачивается самому работнику, остальное — предприятию и государству. В итоге теневая экономика концентрирует ресурсы

и факторы производства, которые не задействованы в официальной экономике. Социальные взносы в Германии составляют 40% общей стоимости труда, т.е. крайне высоки.

По сравнению с другими странами ЕС обращает на себя внимание, что в Германии высокий уровень бюрократизации. Общее количество нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность (включая поступающие из штаб-квартиры ЕС), составляет более 100 тысяч. Это отражается и на уровне безработицы. Для регистрации небольшой фирмы в Германии требуется около 90 дней, в Великобритании — 11 дней и обходится гораздо дешевле.

Теневая экономика порождает коррупцию, попытки нелегального вывоза капитала. Общая сумма нелегально вывезенного из Германии капитала только в начале текущего столетия оценивается в 1 трлн. евро. Число экономических преступлений в Германии возросло после ее объединения. Коррупция охватила такие крупные сферы жизни, как политика, сфера государственного управления, частный бизнес. Возбуждается около 100 тысяч коррупционных дел в год. Для подавления коррупции необходимо реформирование государства. Избыточные полномочия для бюрократии и чрезмерная регламентация экономики расширяют простор для коррупции. Профсоюзные организации объединяют менее трети наемных работников, и значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса не входят в предпринимательские союзы.

Таков далеко не полный перечень проблем, которые предстоит решать объединенной Германии в ближайшие годы. В осуществлении своей политики страна опирается как на свои внутренние ресурсы, так и на поддержку Европейского Союза. В новой структурной политике Германии особое внимание уделяется развитию так называемых центров компетенции, региональных инновационных центров, полюсов роста. Региональные центры компетенции являются новым инструментом в проведении экономической и региональной политики, в осуществлении структурных преобразований. Они создают благоприятную среду для усиления инновационной конкурентоспособности фирм. Примеры новых полюсов роста в восточных землях — автомобилестроение в юго-восточной части Саксонии и Тюрингии, микроэлектроника в Дрездене, химическая промышленность в Саксонии-Ангальт. Экономический рост воспринимается как условие развития экономического потенциала страны, в основе которого лежит международная конкурентоспособность, высокая производительность и высокая оплата труда.

Что касается содействия ЕС, то в его рамках накоплен значительный опыт проведения региональной и структурной политики с помощью структурных фондов: Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда, Европейского фонда гарантий сельскому хозяйству, которые активно участвуют в преодолении экономических различий в развитии регионов и укреплении тем самым экономической и социальной позиций ЕС. В целях осуществления политики по экономическому, социальному и территориальному сплочению, а также повышения конкурентоспособности разработана специальная политика

на 2007—2013 годы с предоставлением финансовых средств в размере 336,1 млрд евро на следующее:

— достижение конвергенции, в том числе на поддержку регионов с уровнем доходов на душу населения ниже 75% среднего по ЕС — 177,8 млрд евро;

— повышение региональной конкурентоспособности и занятости, в том числе регионов, не подпадающих под схемы «конвергенции» — 48,31 млрд евро;

— европейское территориальное сотрудничество, в том числе транснациональное — 6,3 млрд евро, межграничное — 4,7 млрд евро.

Средствами поддержки немецких пограничных регионов являются, в частности, средства Интеррег. На период 2000—2006 гг. выделено около 22 млрд евро на содействие повышению конкурентоспособности главным образом малых и средних промышленных фирм в восточных землях. Средства направлены также на реализацию инфраструктурных проектов, защиту окружающей среды, на развитие сельского хозяйства и рыболовства. К «первоочередным регионам», т.е. нуждающимся в особом внимании ЕС и преимущественном финансировании в Германии, по мнению Комиссии ЕС, следует отнести Дрезден, юго-запад Бранденбурга и Лейпциг. Разработаны совместные программы ЕС и Федерации. Главными элементами инвестиционного содействия являются инвестиционные субсидии и средства фонда «Улучшение региональной экономической структуры» и «Кредитного общества восстановления экономики» (ныне после объединения с Немецким банком выравнивания экономического уровня КОВ — банк для малых и средних предприятий (МСП). Ключевое направление инвестиционной поддержки — первичные инвестиции в обрабатывающую промышленность и сектор услуг (до 25%). Следует также упомянуть программу «Предпринимательский кредит» и программу «Предпринимательский капитал» при участии средств Европейской программы восстановления (ЕПВ). Из средств ЕПВ финансируются программы «ЕПВ — капитал для создания фирм» и «ЕВП — капитал для роста». Характерно, что процентная ставка по кредитам зависит от кредитоспособности заемщика. Для фирм, не отличающихся повышенной динамикой, существует программа «Собственный капитал для широкого круга МСП». Оказывается информационно-консультационная поддержка основателям фирм.

На федеральном уровне основное внимание уделяется инструментам содействия инвестициям и инновациям. Наиболее значимая программа федерального уровня — «Исследования и разработки для поднятия восточно-германской экономики». Отдельные проекты нацелены на перспективы Восточной Германии к 2030 году, решение новых задач после 15 лет объединения, менеджмент территории, туризм в Восточной Германии. Федеральное правительство активно занимается стимулированием создания инновационных сетевых структур в целях ускорения экономического роста в новых землях и в целом по стране. Более 500 восточно-европейских фирм были поддержаны программами выхода на новые рынки. Вместе с тем активно разрабатываются и осуществляются совместные программы федерации и земель. До 2008 года на среднесрочное финансирование из фонда «Улучшение региональной экономической структуры» выделено 694 млн евро.

Таким образом, находясь в рамках Евросоюза и при его активном содействии, Германия достаточно успешно решает свои социально-экономические проблемы, в частности связанные с осуществлением интеграционной политики. Бюджет ЕС на 7 лет (2007—2013 гг.) составит 862,3 млрд евро, что находится в рамках 1,045% суммарного национального дохода стран ЕС. Если текущий финансовый кризис не нанесет слишком большой урон объединенной Европе, то позитивное развитие ЕС, наметившееся за последние годы, может быть продолжено. Так, в 2007 году экономика стран еврозоны выросла — на 2,4%. Инфляция в ЕС составила 1,8%. Наметилось некоторое улучшение на рынке труда.

Вместе с тем темпы экономического роста объединенной Европы за последние два десятилетия были на 1—1,3% ниже, чем в США. Причины этому видятся в неспособности обеспечить рациональную занятость трудовых ресурсов (наличии хронической безработицы), низкой технической оснащенности труда (распространение информационно-коммуникационных технологий в США произошло на 20 лет раньше, чем в Европе), неподготовленности к оптимальному использованию возможностей глобальной экономики. Огромное количество средств продолжает уходить на поддержку сельского хозяйства (до 46% бюджета ЕС).

В то же время в числе факторов, способствующих успешному экономическому развитию Германии, можно назвать следующие:

— использование достижений научно-технического прогресса;

— высокое качество «человеческого капитала» (уровень образования, профессиональная подготовка);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— активное участие в мировых хозяйственных связях;

— взвешенная внутренняя экономическая политика.

Однако рассмотрение интеграционных процессов в Европе и их влияние на Германию будет не полным, если не затронуть аспект взаимоотношений Германия — Россия, тем более что в 2007 году экономика России в два раза превзошла по темпам развития страны ЕС. В настоящее время Германия является основным торговым партнером России. Доля ФРГ во внешней торговле России составляет порядка 10%. Доля РФ во внешней торговле Германии — примерно 2,1%. Россия занимает 14-е место среди торговых партнеров ФРГ. Свыше 90% российского экспорта приходится на топливно-сырьевые товары и полуфабрикаты. Российские поставки покрывают потребности ФРГ в природном газе на 35%, нефти — на 30%, цветных металлах и удобрениях — более чем на 10%. Германская доля в российском импорте машин и оборудования — 55%, обуви — 45%, медикаментов — 15%, продовольствия — 14%, химических товарах — 17%. В целом доля готовых изделий в совокупном объеме германских поставок составляет более 90%. Германия — крупный кредитор России, на которого приходится до 73 всей внешней задолженности страны. По объему прямых иностранных инвестиций в РФ Германия занимает четвертое место после США, Кипра и Нидерландов. Объем накопленных инвестиций Германии в российской экономике приближается к 10 млрд долл. (12%). В России функционирует около 3,5 тысячи предприятий с германским участием, в том числе 1350 российско-германских СП (совместных предприятий) и около 800 предприятий со 100-процентным герман-

ским капиталом. СП действуют в основном в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг, а также в сфере финансовых операций. При создании СП не взимается пошлина на ввозимое имущество в качестве вклада в уставной капитал. Инвестору гарантируется перевод прибыли. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации земли под предприятием (без права частной собственности на землю). Предусматриваются налоговые и таможенные льготы. Инвестиционную деятельность российских предприятий в Германии пока можно оценивать как скромную.

У России и Германии имеются соглашения между ОАО «РЖД» и концерном «Сименс» о строительстве скоростного электропоезда нового поколения. «Сименс» приобрел 10% уставного капитала АО «Калужский турбинный завод», который производил 50% турбин на территории бывшего СССР. Мясоперерабатывающая компания «Шлеш» выиграла инвестиционный конкурс по Подольскому хладокомбинату. Другие компании приобрели 75 часть акций Ефремовского завода синтетического каучука в Тульской области. Корпорация «Иркут» подписала соглашение с концерном «Эйрбас» об изготовлении узлов для самолетов семейства А-320. Заметным инвестиционным проектом явилась модернизация концерна КАМАЗ в г. Набережные Челны (Татарстан). Совместное заявление на высшем уровне о стратегическом партнерстве в области образования, науки и инноваций является хорошим фундаментом для дальнейшего развития отношений между двумя странами. Создана также рабочая группа по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества.

Среди инвестиционных проектов создание спутниковой телекоммуникационной связи, строительство скоростной магистрали «Берлин-Варшава-Москва», производство холодно-катанного листа на Магнитогорском металлургическом комбинате, модернизация ТЭЦ в Санкт-Петербурге, создание малотоннажных автомобилей и джипов на УАЗе, модернизация Новоуренгойского газохимического комбината по производству полиэтилена, создание и модернизация производств в различных отраслях Тюменской области и другие.

На сегодняшний день самым значимым совместным проектом России и Германии является газопровод «Северный поток». Финальное соглашение о строительстве газопровода было подписано 29 августа 2006 года. Стоимость проекта 12 млрд евро. Строительство морского участка (1,2 тыс. км) начнется в 2008 году. Принято решение о том, что труба пройдет в водах Финляндии, Швеции и Дании мимо экономической зоны Эстонии и Польши. Трубопровод достигнет германского Грайфсвальда в 2010 году. Поставки газа начнутся в 2011 году. Россия готова создать на территории Германии газохранилище для повышения энергобезопасности в Европе. В 2007 году Германия вложила в 1,3 млрд долларов в российское автостроение и 6 млрд — в электроэнергетику.

Масштабы сотрудничества России и Германии могли бы быть значительнее. Однако осторожная германская сторона рассматривает в качестве факторов риска в России, такие как:

— инвестиционный климат, несмотря на последовательно положительную динамику в этом вопросе;

— несовершенство и противоречивость законодательной базы;

— проблемы, связанные с собственностью на землю;

— постоянный пересмотр рамочных условий инвестирования;

— ограничительная практика по отношению к деятельности иностранных банков в России;

— высокий уровень преступности и коррупции.

Для активизации сотрудничества между Германией и Россией необходимо совершенствование условий финансирования поставок оборудования из ФРГ, а также помощь как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, современная Германия является одним из наиболее активных участников интеграционных процессов как в европейском, так и в общемировом масштабах.

Интеграционная политика Германии имеет два аспекта: внутренний и внешний (прежде всего в рамках Евросоюза), и оба они теснейшим образом связаны между собой. Темпы развития интеграционных процессов в Европе за последние годы несколько замедлились, прежде всего в экономической сфере, что связано, во-первых, с замедлением темпов развития мировой экономики, проблемной ситуацией в сфере мировых финансов, во-вторых, с обострением внутриэкономиче-ских и внутриполитических проблем в странах — членах ЕС.

Тем не менее 2006 и 2007 годы можно считать переломными для Германии во всех основных аспектах интеграционных процессов, что в значительной степени объясняется улучшением внутренней ситуации в стране.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сумароков В.М., Сумароков Н.В. Расширение Европейского Союза и внешнеэкономические связи России. — М.: Финансы и статистика, 2006.

[2] Андреева Е.Л., Стровский Л.Е. Россия и Германия. Уроки трансформации социально

ориентированной экономики. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

[3] Эрхард Л. Полвека размышлений. — М.: Экономика, 1996.

[4] Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Экономика, 1991.

GERMANY IN THE CONTEXT OF INTEGRATION

E.F. Chernenko

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya St., 10a, Moscow, Russia, 117198

Two aspects of German participation in the process of integration are under consideration: inner and outer. Social and economic situation in FRG are touched upon as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.