Научная статья на тему 'Существует ли германский вопрос?'

Существует ли германский вопрос? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФРГ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНФРОНТАЦИЯ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдоров Валентин Петрович

При ответе на поставленный вопрос следует иметь в виду его разноаспектный характер; это признание Германией союзнического верховенства США в военной сфере, членство в НАТО и тем самым окончательное закрепление позиций ФРГ в западном сообществе; это преобладание в Европейском Союзе и использование своей экономической мощи для поддержания и развития интеграционных процессов с целью увеличения потенциала альянса в целом и его членов; это взаимовыгодное сотрудничество с Россией, которое, однако, как показали украинские события, может быть сознательно подорвано германским партнёром из-за несовпадения внешнеи внутриполитических подходов к решению европейских проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Существует ли германский вопрос?»

УДК 327.2:341 Валентин ФЁДОРОВ

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС?

Когда очень вкусно, нужно остановиться.

Немецкая пословица1

Аннотация. При ответе на поставленный вопрос следует иметь в виду его разноаспект-ный характер; это признание Германией союзнического верховенства США в военной сфере, членство в НАТО и тем самым окончательное закрепление позиций ФРГ в западном сообществе; это преобладание в Европейском Союзе и использование своей экономической мощи для поддержания и развития интеграционных процессов с целью увеличения потенциала альянса в целом и его членов; это взаимовыгодное сотрудничество с Россией, которое, однако, как показали украинские события, может быть сознательно подорвано германским партнёром из-за несовпадения внешне- и внутриполитических подходов к решению европейских проблем.

Ключевые слова: ФРГ, экономика, политика, интеграция, конфронтация, санкции.

В ФРГ есть деятели, которых называют Russlandversteher, т.е. те, кто "понимает" Россию. Они относятся к нашей стране более или менее благожелательно, хотя и не согласны с теми или иными аспектами её внутренней и внешней политики. Этих деятелей подвергают критике и даже нападкам воинствующие русофобы, специализирующиеся на антироссийской риторике.

По аналогии с Russlandversteher можно образовать понятие Deutschlandversteher, и оно будет отражать реальность. Многие наши германисты "понимают" Германию и занимают умеренно позитивные позиции по отношению к ней, в отличие от таких авторов, которые настроены излишне негативно и без достаточных аргументов отстаивают свою точку зрения. Можно добавить, что в России два миллиона человек изучают немецкий язык. Однако по сравнению с повсеместным изучением английского языка эта цифра представляется достаточно скромной.

Английский журнал "Экономист", характеризуя политику ФРГ, писал: "Падение Берлинской стены закрыло вопрос о коммунизме. Но оно снова открыло германский вопрос" [The Economist, 2014: 25]. Посмотрим, в чём заключается ныне германский вопрос. Для более подробного ознакомления с германской тематикой можно порекомендовать фундаментальную монографию "Современная Германия. Экономика и политика", изданную в 2015 г. Институтом Европы РАН под общей редакцией В.Б. Белова.

1 „Wenn's am besten schmeckt, soll man aufhören". Deutsches Sprichwort.

© Фёдоров Валентин Петрович - чл.-корр. РАН, заместитель директора Института Европы

РАН. Адрес: 125993, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: vpfyodorov@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420151527

Ставка на экономику

Кризисные явления в европейской интеграции способствуют сбалансированной оценке этого процесса, достижений и неудач на пройденном пути. Время эйфории прошло, и сейчас вряд ли кто станет безоговорочно предлагать остальному миру эту, казалось бы, опробованную модель для подражания. Кризисы всегда приходят без предупреждения и без приглашения, к ним невозможно подготовиться, иначе их бы не было.

На фоне беспрецедентных потрясений в интеграционной Европе отчётливо проявилась лидирующая роль Германии в поисках выхода из сложившегося непростого положения. Нельзя сказать, что накопление экономической мощи Германией происходило незаметно. Статистические показатели всегда возвышали её среди стран-интеграторов. Но потребовался серьёзный сбой в сплочении, чтобы стало ясно - пробил час ФРГ. Речь идёт о "мягкой силе", иногда её называют "умной силой", т.е. об экономическом потенциале. Валовый внутренний продукт Германии составлял в 2014 г. 2903 млрд евро.

Возросшее после объединения в 1990 г. верховенство страны в Малой Европе не могло не вызвать изменения конфигурации сил.

Естественноисторическое развитие повлияло на содержание германского вопроса. Раньше под ним понимались инициативные военные действия, милитаристская экспансия Германии. Сейчас такой аспект для неё не актуален, она делает ставку на экономику, на экспорт. Между тем между этими двумя полюсами есть взаимосвязь. Осознав пагубное воздействие милитаризации на экономику, власти ФРГ проводят сознательное её ограничение в пользу гражданского сектора, что в значительной мере усиливает экономический перевес страны над другими национальными экономиками. "В Германии экономический патриотизм нечто само собой разумеющееся. Немцы об этом не говорят, они просто делают это", - считает министр экономики Франции Арно Монтебург [WirtschaftsWoche, 2014, № 28: 114].

Вместе с тем не следует переоценивать немецкую экономическую систему. За время своего существования с 1949 г. ФРГ шесть раз оказывалась в кризисе, т.е. когда наблюдалось падение валового продукта ниже нуля.

Приведённые ниже в таблице сравнительные данные по РФ и ФРГ показывают невысокую общеэкономическую динамику последней. Лишь по двум годовым показателям из одиннадцати она опережала российские индексы.

Таблица 1

Динамика ВВП в России и Германии, в %

Россия Германия

2004 7,2 1,2

2005 6,4 0,7

2006 8,2 3,7

2007 8,5 3,3

2008 5,2 1,1

2009 -7,8 -5,6

2010 4,5 4,1

2011 4,3 3,6

2012 3,4 0,4

2013 1,3 0,1

2014 0,6 1,5

Источник: Статистические данные РФ и ФРГ.

Значительны также масштабы бедности. Причём если в первый период основной контингент бедных составляли беженцы из восточных земель, то позднее появилась "новая бедность", т.е. порождённая в нормальных условиях рыночного хозяйства. В 2013 г. в состоянии бедности находились 12,5 млн человек, или 15,5% населения. Порог бедности для одиноко проживающих равнялся 892 евро, а для семьи из четырёх человек с детьми до 14 лет - 1873 евро с большими различиями по регионам [Armut in Deutschland, 2015].

Как тут не вспомнить лозунг отца немецкого "экономического чуда" Людвига Эрхарда, провозгласившего обеспечить благосостояние для всех. Под таким названием вышла его книга, переведённая в своё время также на русский язык. Эрхард не сумел добиться этой цели и вследствие экономического кризиса вынужден был уйти в отставку в 1966 г. с поста федерального канцлера (после 14-летнего пребывания в должности министра экономики). Уже в недавнее время немецкий журнал "Der Spiegel" поместил у себя большой материал под названием "Ложь о благосостоянии. О невозможности стать богатым благодаря труду" [Der Spiegel, 2014, №19].

"Народ поэтов и мыслителей", как иногда лестно называют Германию, испытывает серьёзные демографические проблемы. Став по сути иммиграционной страной, она с трудом справляется с притоком из-за рубежа легальных и нелегальных беженцев. Попытки интегрировать иностранных пришельцев в немецкое общество оказались малоэффективны и, как признано, эта политика "мульти культи"1 в целом потерпела неудачу.

Не вполне ясно, как ФРГ собирается решать свои энергетические проблемы. Наряду с отказом от применения атомной энергии, там дискутируют вопрос и об отказе от использования угля. Угольные предприятия и атомная отрасль вырабатывают более половины потребляемого электричества в стране.

Пока правительство не представило своих чётких предложений в этой связи, однако, как отмечает председатель совета экспертов по окружающей среде Мартин Фаульштих, если власти ФРГ действительно озабочены состоянием климата, то они не могут не пойти на отказ от угля. Сам он называет конечную дату решения этого вопроса - 2040-й год. По данным на 2014 г., запасов нефти в размещённых в разных частях страны подземных хранилищах хватило бы на 59 дней нормального потребления, а газовых резервов - на 75-80 дней [WirtschaftsWoche, 2014, № 2: 7].

Также обращают на себя внимание факты вопиющих просчётов при строительстве больших объектов за государственный счёт. По состоянию на 2014 г. фактические расходы на строительство нового аэропорта в Берлине, по-прежнему не введённого в эксплуатацию несмотря на многократные обещания, составили 5,4 млрд евро при плановых 1,17 млрд евро. Реконструкция главного вокзала в Штутгарте потребовала 6,8 млрд евро, хотя первоначально она оценивалась в 2,5 млрд евро. Но и эти цифры ещё не окончательны [WirtschaftsWoche, 2014, № 28].

На саммитах Евросоюза тон задаёт канцлер Ангела Меркель, превращая своих коллег в статистов, по выражению авторов книги о закулисных интригах и противоречиях [Gamneln, Löw, 2014].

Немецкий еженедельник "Die Zeit" однажды поместил сатирический рисунок с понятным смыслом. Дама, похожая на госпожу Меркель, прогуливает стаю собак. Кто-то из этих домашних животных стремится убежать вперёд, кто-то назад или вообще лежит на спине, но далеко от своей госпожи они отдалиться не могут, она держит всех на поводке. "Без немецкого федерального канцлера Ангелы Меркель

1 Термин "мульти культи" был введён в немецкий оборот политологом Клаусом Леггеви. В свою очередь, он заимствовал его из американского музыкального мира [Der Spiegel, 2015, № 17: 41].

ничего не делается, она доминирует в Европе", - пишет австрийский эксперт Александра Фёдерль-Шмидт [Europäische Rundschau, 2015: 29].

Путём членства в Евросоюзе и НАТО Германия обрела договорных союзников. Оба объединения достигли беспрецедентных размеров, что даёт Германии широкие возможности "набирать очки" во взаимном экономическом сотрудничестве. В своё время Бисмарк говорил о кошмаре коалиций, имея в виду их ненадёжность и изменчивость. Времена изменились, коалиции тоже, и ФРГ испытывает от них отнюдь не кошмар, а реализует свои преимущества, вытекающие из её исторической и экономической специфики.

По сравнению с прошлым произошло существенное смещение акцента. Европейские соседи не желают деградации Германии. Напротив, они надеются на её помощь, в зависимости от обстановки. Можно сказать, что на европейской повестке дня стоит германский вопрос наоборот, от Германии ожидают проявления не слабости, а силы. Немецкое слово Angst (страх), ставшее почти что международной семантической категорией, меньше всего характеризует германо-европейские отношения. Кадровая численность бундесвера составляет 185 тыс. человек, что намного меньше, чем было до объединения Германии.

Преобладанию Германии в интеграционной Европе способствует единая валюта. Подключение к ней означает утрату части суверенитета страны-участника, что выгодно более сильным национальным хозяйствам, прежде всего ФРГ. В свою очередь, манящим зовом для членов ЕС послабее является возможность рассчитывать на "соседскую" поддержку, когда она потребуется, а это происходит время от времени.

Европейский Союз не может базироваться только на доброй воле. Необходимы правила - заявил в своё время Жан Монне. Так вот ФРГ следит за выполнением правил, независимо от того, насколько они оправданны в данный момент для той или иной страны.

Западные страны, помня уроки Версаля, когда Германия стала своего рода изгоем, после Второй мировой войны курировали её и включили её в разные международные организации (с 1955 г. в НАТО), "вели" её. Теперь сама объединённая Германия "ведёт" другие страны, не позволяя им по возможности отклоняться от заданного вектора.

Суверенное преобладание ФРГ следует рассматривать как превышение национальных параметров над другими государствами. Оно даёт стране-лидеру возможности использовать ситуацию в своих интересах, основываясь на договорных отношениях и не прибегая к прямому политическому или экономическому диктату. Гегемония, напротив, означает грубое нарушение норм международного права, предпочтение примата силы над целесообразностью в ущерб менее сильным партнёрам. Германия действует с позиций экономического преобладания, достигая своих целей без международного осуждения применяемых методов [Фёдоров В.П., 2013].

Европейская общественность всегда готова напомнить Германии о гитлеровском разбое, если она по какой-то причине начнёт оказывать чрезмерное давление на партнёров. "Четвёртый рейх" - не такое уж редкое обвинение в адрес ФРГ в таких случаях, хотя, конечно, и эмоционально преувеличенное. С этим Берлин должен считаться в своей политике1.

При всех своих регалиях Германия остаётся государством средних масштабов. Между тем историческая память немцев создаёт у них дискомфорт из-за нынешнего состояния, когда Берлин должен подчиняться заокеанской державе. Священная

1 Именно о "четвёртом рейхе" говорил в своё время премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер в ответ на требование Берлина создать транспарентную финансовую систему в этой маленькой стране.

Римская империя германской нации давно уже канула в вечность, но следы её остались. На этом фоне "светлым пятном" для ФРГ является европейская интеграция, где она выступает бесспорным лидером и где получает психологическую компенсацию за американское доминирование на Западе.

Помимо возможного конъюнктурного ослабления позиций ФРГ, определённое беспокойство в некоторых кругах ЕС вызывает утрата прежнего тесного взаимодействия между ФРГ и Францией, которое считается залогом успешного продвижения интеграции. Стабильность Центральной Европы должна быть незыблема, или, если коротко сформулировать распространённую точку зрения, франко-германское сотрудничество это ещё не вся интеграция, но без него вообще невозможна никакая интеграция.

При выборе стратегических приоритетов Германия видит в американской политике пример того, как действовать нецелесообразно, своего рода антипример. В США военная нагрузка на экономику очень велика и потому тормозит её. Или иначе, при меньших расходах на военно-промышленный комплекс США добились бы более высоких экономических и внешнеполитических результатов с условием, что эта сэкономленная часть затрат была бы направлена в гражданские отрасли. Поэтому ФРГ, самоподкреплённая известными аргументами (разбойное прошлое и более полная отдача от гражданской, а не от военной сферы), "идёт своим путём", предпочитая экономическую целесообразность. Расходы на оборону в валовом продукте ФРГ снизились за 2009-2014 гг. с 1,44 до 1,29%, тогда как средняя доля в Европе составляла почти 1,5%, а официальной целью НАТО является 2%. В мировой торговле оружием (третье место после США и России) правительство ФРГ исповедует принцип самоограничения, т.е. берёт на себя обязательство не поставлять военную технику в горячие точки. Правда, этого принципа оно придерживается не всегда. Обращает на себя внимание невысокая доля накопления, она снизилась с 24,9% в 1995 г. до 19,7% в 2013 г. Между тем потребность в обновлении основного капитала весьма велика, особенно если учесть устаревший промышленный парк, существовавший в ГДР.

Таблица 2

Возраст промышленного оборудования, 1989 г., в %

до 5 лет свыше 20 лет

гдр 27,0 21,4

ФРГ 40,2 5,4

По оценке европейских предпринимателей, в США условия для размещения инвестиций гораздо благоприятнее, чем в Европе. Это касается как общей деловой атмосферы, так и таких составляющих себестоимости, как газ, электроэнергия, налоги, недвижимость, менее чувствительное отношение к экологии. США никогда не сделают того, что ослабляет их экономику, так как их военная и политическая мощь в конечном счёте зависит от экономики, - считает Вольфганг Эдер, президент мирового союза сталепромышленников (Weltstahlverband) и председатель правления ведущего австрийского концерна Voestalpine [Die Zeit, 2014, № 5; 31]1, объясняя причины притока иностранных инвестиций в США. Правильно и другое: США стремятся использовать военную и политическую мощь для увеличения своего экономического потенциала.

1 Не следует сбрасывать со счетов и такой благоприятный для ФРГ фактор, как наличие в США немецкой диаспоры, самой большой в стране, 48 млн человек.

ФРГ напоминает тип людей, которых иногда называют "велосипедистами" - в гонке пригибают голову (перед начальством), но сильно жмут на педали (т.е. на подчинённых). Можно часто наблюдать ФРГ в этой роли, когда она, выступая младшим партнёром США и следуя в их колее, одновременно без особых церемоний обращается с партнёрами, уступающими ей по экономическим показателям. О ФРГ едва ли можно сказать, что она следует золотому правилу политики - обращайся с другими всегда так, как предпочёл бы обращение с тобою. Как бы то ни было, международный имидж ФРГ достаточно высок, и о ней "постоянно плохо больше не говорят".

Обратимся, однако, к нюансам, которые в своём развитии могут видоизменить германскую политику и стать мейнстримом.

При всей стабильности партийно-политического ландшафта он постоянно подвергается частичным изменениям. Одни партии фиксируют прирост избирателей, другие - их уменьшение, причём в этой борьбе за своих сторонников партии часто меняются местами. Большие неожиданности приносят порой земельные выборы. Расклад сил там и коалиции могут существенно отличаться от картины на федеральном уровне. Возникают новые политические силы.

Партийно-политический ландшафт: к чему стремится правящая элита?

При внимательном наблюдении за политической сценой можно обнаружить частичный отход части правящей элиты от прежней позиции, от "радикального пацифизма". Так, президент ФРГ беспартийный Иоахим Гаук произнёс в 2014 г. речь, где содержались такие слова: "В этой борьбе за права человека или за спасение невиновных людей иногда требуется также браться за оружие". Можно напомнить, что Хорст Кёлер, ХДС, в 2010 г. досрочно ушёл в отставку с поста президента ФРГ в связи с аналогичным заявлением, вызвавшим, как и в случае с Гауком, острые дискуссии среди немецкой общественности. Кёлер, по профессии экономист, допустил тогда возможность военного вмешательства, чтобы обеспечить "наши интересы", например, свободные торговые пути или предотвратить региональные нестабильности, что привело бы к негативным последствиям для торговли, рабочих мест и доходов. Правда, выражение "лебенсраум" он не употреблял.

Суть выступлений членов нынешнего правительства - министра иностранных дел Франк-Вальтера Штайнмайера (СДПГ) и министра обороны Урсулы фон дер Ляйен (ХДС) - состоит в том, что ФРГ должна взять на себя более высокую степень ответственности в международных делах и отказаться от "культуры военной сдержанности". Примером такой культуры называется воздержание ФРГ при голосовании в Совете Безопасности ООН по вопросу о военном вмешательстве в Ливии вопреки позиции стран-союзников.

Увлечённость некоторых немецких политиков упомянутой перспективой разделяют представители научной среды. Так, профессор Института Гёте во Франкфур-те-на-Майне Гюнтер Хелльман называет Германию восходящей величиной в мировой политике XXI века. "Напротив, - пишет он, - Россия застряла как нисходящая великая держава в шаблонах XIX и XX веков. Так что конфликты запрограммированы, хотя ни одна из обеих сторон не заинтересована в этом. Этот конфликт изменит не только Германию и Россию, но также европейский порядок и силовую практику на Востоке и на Западе" [Welt Trends. Zeitschrift für internationale Politik, 2014, № 96: 66].

Факты показывают, что часть германского истеблишмента "устала" от своего относительного бездействия в международных делах, что ей стало тесно в рамках европейского интеграционного региона, и она хотела бы усилить присутствие страны за его пределами. Роль "большой Швейцарии" её не устраивает. Насколько со-

зидательной была бы такая обновлённая политика, сейчас никто сказать не может. Не сведётся ли она к более интенсивной и всеобъемлющей поддержке США? Бросается в глаза, однако, неверное восприятие ею России и готовность к жёсткой конфронтации с ней в будущем. Тему преодоления прошлого по-прежнему дискутируют в ФРГ с общим выводом о том, что прошлое не должно повториться. Уроки развязанных Германией двух мировых войн ещё что-то значат. Вместе с тем на повестку дня впору ставить другую тему, а именно преодоление запрограммированного будущего, как оно видится кое-кому в ФРГ, т.е. начинённого конфликтами и приумноженного военной составляющей. При таких обстоятельствах станет возможным возвращение германского вопроса в его прежнем значении, которое, казалось, навсегда ушло в прошлое. В феврале 2015 г. министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле заявил, что в 2017 г. планируется увеличение военных расходов, и призвал военную индустрию готовиться к освоению выделяемых бюджетных средств.

Между тем в определённых кругах Германии усилились опасения относительно взятого там курса на конфронтацию. "Мы движемся к третьей большой войне, сказал в 2015 г. в своём опубликованном посмертно интервью выдающийся немецкий писатель Гюнтер Грасс (1927-2015). Свою озабоченность по поводу развязывания новой войны выражает столь же известный немецкий писатель Рольф Хоххут [Литературная газета, 2015].

Разногласия внутри Евросоюза

Германия не богата сырьевыми ресурсами, но богата идеями - эти слова принадлежат канцлеру Ангеле Меркель. Однако идеи не всегда бывают плодотворными. Известный американский учёный Кеннет Рогофф шутливо высказался в том духе, что когда у правительства какой-либо страны в мире реформы не получаются (сокращаются пенсии, растёт безработица), то вину оно возлагает на МВФ. Ни одна власть не признается в том, что страна жила не по средствам и что пришло время считаться с последствиями. Подобно МВФ, таким "козлом отпущения" в Европе, по Рогоффу, является Германия.

Лидирующее де-факто положение ФРГ в Евросоюзе совсем не означает, что она априори нацелена на конструктивную политику. Даже брошенный с благой целью спасательный круг может больно ударить по голове. Тяжёлые экономические обстоятельства, в которых оказались страны-члены ЕС в последние годы, усугубили положение внутри альянса и поставили вопрос о его выживаемости в нынешнем виде. Оказывая давление на ряд стран и международных организаций, правительство ФРГ выработало рецепт борьбы с экономической рецессией, суть которого сводится к строжайшей экономии средств, сокращению персонала и другим болезненным мерам. Лишь при проведении такой реформы кризисные участники ЕС могут рассчитывать на кредитную помощь. Таким образом, под областью своих национальных интересов ФРГ подразумевает среди прочего внутреннюю и внешнюю экономическую политику стран-участниц ЕС, которые должны подстраиваться под германскую экономику.

Так, под удар попала Греция, от которой безжалостно потребовали снижения жизненного уровня населения, явно антикейнсианскую меру регулирования. Здесь просматривается другая логика, а именно: сначала навести порядок с финансами (ориентиры - 60% долга в ВВП и 3%-й дефицит бюджета), а затем стартовать в уверенности, что всё сделано правильно и в будущем никакой кризис не грозит. Сама ФРГ впервые за много лет в 2014 г. свела бездефицитный бюджет. Новое правительство Греции во главе с Алексисом Ципрасом не смогло отказаться от навязанных "тройкой" правил, т.е. объединённого диктата со стороны Европейской комиссии, МВФ и Европейского центрального банка, хотя настойчиво требовало заключения более или менее сносных соглашений.

Отступить от неоправдавшей себя политики экономии призвали деятели разных направлений и организаций.

Так, нобелевский лауреат по экономике Джосеф Стиглиц (США) возложил на Берлин основную вину за тяжёлое положение в Греции. Вместо создания ситуации win-win, сказал он в интервью, неуступчивость Германии способствовала тому, что обозримая проблема превратилась в чрезмерную.

Ласло Андор, ответственный в Европейской комиссии за тему занятости и социальные вопросы, посоветовал Германии увеличить государственные инвестиции, повысить спрос и сократить "чрезмерные экспортные поставки, которые вредят (schaden) другим европейским странам-соседям" [WirtschaftsWoche, 2014, №35: 98]. ФРГ не прислушивается к подобным советам и проводит политику "разори соседа". Каждый регион может улучшить свои показатели, если им руководят с полной ответственностью - считают авторы исследования ОЭСР по ФРГ [OECD360, 2015: 32]. Стоит добавить, что навязывание извне какой-либо стране сомнительного курса отнюдь не способствует её социально-экономическому прогрессу.

Ситуация однако меняется. Сменивший Жозе Мануэл Баррозу на посту руководителя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил в своей программе о том, что для преодоления спада в ЕС будет выделено на инвестиции 315 млрд евро. Для этой цели в июле 2015 г. был создан Европейский фонд стратегических инвестиций. Такой подход идёт вразрез с идеей максимальной экономии, проповедуемой Ангелой Меркель. Нужно отметить, что тактические расхождения наметились и в "большой коалиции" в ФРГ. Вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриель (СДПГ) в декабре 2014 г. самокритично оценил позицию своего правительства. Дословно: "В борьбе против еврокризиса мы сделали слишком большой упор на экономию и слишком малый упор на рост" [Der Spiegel, 2014, № 49: 72].

Курс Меркель на жёсткую экономию отчасти напоминает правление немецкого канцлера Генриха Брюнинга, стоявшего у власти во время мирового кризиса 19301932 гг. и считавшего правильным сокращать расходы и стремиться к сбалансированному бюджету. До недавней поры такие действия считались в немецкой экономической литературе неадекватными. В свою очередь, британский журнал "Экономист" называет экономическое мышление немцев (упор на экономию) "устаревшим и ошибочным".

Что касается Греции, то вопрос о репарациях дополнительно осложняет отношения между ней и Германией. Последняя считает, что этот вопрос урегулирован в ходе переговоров об объединении страны, в которых принимали участие и бывшие союзники по антигитлеровской коалиции (договор "2 плюс 4"), и больше не подлежит обсуждению.

Указывается также, что ФРГ выплатила Греции 115 млн марок в качестве компенсации за преследования граждан нацистским режимом. Требования Греции за произвол в 1941-1944 гг. куда более значительны. Конкретные цифры разнятся в зависимости от методики подсчёта. Так, греки требуют оплатить принудительный заём у Центрального банка Греции в виде золота и денежных средств в 1942 г. в размере 476 млн рейхсмарок, предназначенный для покрытия "оккупационных расходов". В пересчёте на современные деньги диапазон выплат колеблется только по одной этой статье от 11 млрд до 70 млрд долл. Максимальный общий размер греческих финансовых претензий с процентами достигает, по некоторым данным, 700 млрд евро, и без процентов 162 млрд евро.

Здесь следует отметить моральную сторону в отношениях обеих стран. Национальный герой Греции Манолис Глезос, который, рискуя жизнью, сорвал в 1941 г. с Акрополя германский флаг со свастикой, считает, что суть дела не в деньгах, а в справедливости. Характеризуя этот весьма чувствительный аспект, влиятельный

еженедельник "Die Zeit" признаётся: "То, что немецкие оккупанты во Второй мировой войне зверским образом вели себя в Греции, что без разбора расстреливали заложников, сжигали целые деревни, что сотни тысяч граждан погибли от голода - всё это не вошло по-настоящему в послевоенное сознание немцев" [Die Zeit, 2015, №7]. Немцы, со своей стороны, не хотят оставаться в финансовом долгу перед Грецией и за доказательствами уходят вглубь истории. Они вспоминают, в частности, 1832-й год, когда баварский король Людвиг I предоставил Греции крупный заём, который не был возвращён. Правда, Германии как таковой тогда ещё не существовало.

Западные эксперты вспоминают также 1953-й год, когда участники международной конференции в Лондоне пошли навстречу ФРГ и списали ей 50% долгов.

Находясь в жёсткой финансовой конфронтации, Греция и Германия с трудом ищут общий знаменатель. С одной стороны, гибель и страдания людей невозможно выразить в стоимостных категориях, с другой - нельзя не учитывать вину за эти злодеяния и позволить практиковать прежний курс.

Проведённый на этом фоне 5 июля 2015 г. референдум в Греции, где большинство высказалось против принятия тяжёлых условий помощи со стороны ЕС, показал, что кризис в отношениях с партнёрами не закончился и вступил в новую фазу.

Двусторонние связи

В прошлом Германия всегда была для Запада неизвестной величиной в международных отношениях. Она создавала коалиции то с западными, то с восточными соседями, равно как и выходила из них. С объединением Германии был положен конец этим "вольностям", и ФРГ окончательно определилась. Она стала союзником западных стран.

Что касается российско-германских экономических отношений, то Германия является традиционным деловым партнёром России [Немцы в России, 2012]. Из этого ряда выпадают самые тяжёлые периоды взаимоотношений, т.е. обе последние войны. Если в начале фашистского режима связи были сведены до минимума, то, как пишет немецкий автор Хайнрих Швендеманн, "между подписанием пакта о ненападении 23 августа 1939 г. и 22 июня 1941 г. экономические отношения между двумя государствами пережили исключительный подъём... Последний состав с зерном пересёк германо-советскую демаркационную линию в Польше в ночь с 21 на 22 июня 1941" [Трагедия Европы, 2013].

Кроме зерна, Советский Союз вывозил в Германию разные виды сырья, горючее и другие товары, получая взамен оборудование и даже некоторые виды военной техники. Тот же автор считает, что "экономическое сотрудничество между Германским рейхом и Советским Союзом между 1939 и 1941 гг. может рассматриваться в качестве объяснения, почему такой подозрительный во всём остальном советский диктатор вплоть до 22 июня 1941 г. находился во власти ложных представлений о намерениях Адольфа Гитлера и, несмотря на все предупреждения, категорически не хотел считаться с возможностью немецкого нападения".

Послевоенные связи между двумя странами с 1955 г., когда были установлены дипломатические отношения, складывались непросто. ФРГ принимала в "холодной войне" активное участие. Потребовались десятилетия, чтобы нормализовалось положение на континенте. Советский Союз во многом способствовал объединению Германии. Экономическое сотрудничество ФРГ и РФ развивалось по восходящей линии, о чём свидетельствует статистика. Более 6 тыс. немецких предприятий работают в нашей стране, создано 300 тыс. рабочих мест. Немецкие поставки в Россию составляют 3,3% всего экспортного показателя и охватывают важную товарную номенклатуру. Со своей стороны, Россия обеспечивает ФРГ углеводородами, доля ко-

торых в общем немецком энергобалансе достигает одной трети. Для облегчения сотрудничества снимались излишние барьеры, заключались сделки на долгий срок.

Украинские события показали, однако, сколь негативную роль могут играть политические факторы, если они преследуют деструктивные цели. В экономике частично утрачены достижения многих лет. Взявшая на себя роль инициатора дискриминационных санкций в отношении России Германия явно, что называется, перегнула палку. Она пошла на уступки Соединённым Штатам, стремящимся ослабить Россию и поставить её в условия, в которых она не смогла бы проводить самостоятельную политику [Россия - ЕС, 2014]. При этом федеральный канцлер Ангела Меркель выразилась весьма своеобразно. Имея в виду "украинский кризис", она заявила: "Военным путём это не выиграть, это горькая правда" (Militärisch ist das nicht zu gewinnen, das ist die bittere Wahrneit) [WirtschaftsWoche, 2015, №8: 96]. Стоит отметить также, что в немецком городе Рамштайн находится крупнейшая военная база США, служащая своего рода диспетчерским пунктом для дислокации американских армейских подразделений.

Немецкий профессор Вильфрид Шрайбер напоминает о 1960-х годах, когда социал-демократы во главе с Вилли Брандтом практиковали восточную политику под лозунгом "Поворот путём сближения" (Wandel durch Annäherung), что предполагало терпение, выдержку и настойчивость. Сегодня этого больше не чувствуется. "Нынешняя восточная политика нацелена на смену режима (regime change) и быстрые успехи" [Welt Trends, 2014, № 99: 117].

Действительно, в последние годы западные страны организовали цветные революции с целью свержения неугодных режимов и политических деятелей, действуя при этом вопреки международному праву. Этот приём они хотели бы применить в отношении России, что, как видим, не является секретом для общественности. Как представляется, потребуется определённое время, чтобы Запад осознал бесплодность этих попыток и встал на путь восстановления доброжелательных отношений. Штефан Майстер, руководитель исследований Восточной Европы и Центральной Азии германского общества внешней политики, опубликовал статью под названием "Как Россия потеряла Германию и как она может её вернуть" [Россия в глобальной политике, 2015]. Вполне оправдана и другая формулировка, а именно: чему должен научиться Запад и, в частности, Германия в общении с Россией? Ответ может быть очень кратким: уважать государственные интересы России.

Благожелательный отклик у российской общественности нашла книга широко известного немецкого журналиста Вильфрида Шарнагля под названием "Смена курса. Полемика в пользу перемен в подходе к России". Она вышла на русском языке в 2015 г. в издательстве "Городец". Автор выступает за безотлагательное улучшение отношений между двумя странами и в своём интервью подчёркивает, что "особенно во время кризисов и конфликтов необходимо говорить друг с другом в три раза больше, чем обычно" [Российская газета, 27.07.2015].

Снова о долгах

Особого внимания заслуживает вопрос о репарационных платежах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Почему нельзя прощать долги?" - Под таким названием в своё время мною были опубликованы размышления о внешней задолженности. Сделанный там вывод заключался в том, что нашими верными союзниками, если перефразировать знаменитое высказывание российского царя, в странах-должниках служат не правительства, не режимы или деятели, они появляются на сцене и исчезают, а финансовые долги перед нами. Неизвестно, как развернутся события в дальнейшем, но накопленные за всё время эти суммы (с процентами) создают для нас запас прочности. Эти долги не подлежат прощению, они не должны быть негласными и всегда могут быть предъяв-

лены как весомый аргумент при возможных спорах. Кроме того, все сведения о них должны быть выверены и общедоступны. Напротив, списывая многомиллиардные долги, часто келейно, за формальное спасибо (и то не всегда), мы добровольно лишаем будущие поколения важного рычага обороны или наступления в двусторонних или многосторонних отношениях [Россия в многообразии цивилизаций, 2011:772-777].

Невыплаченный долг незримо присутствует в двусторонних отношениях, лежит клеймом на должнике, а если последний "забыл" о нём и ведёт себя неподобающим образом, то ему всегда можно напомнить о правилах хорошего тона.

Россия с её многовековой летописью имеет различные исторические сальдо в отношении с другими странами. Вопрос, кто кому должен на этом поприще, не является для неё абстрактным. Известны попытки некоторых стран, бывших советских республик, предъявить финансовый счёт России за пребывание в составе Советского Союза. Называются заоблачные цифры, поскольку считается, что чем они больше, тем убедительнее. Все эти выкладки необоснованны и дискредитируют их авторов.

Актуален ли данный тезис в отношении ФРГ? Очень даже актуален в свете её активных действий в принятии экономических санкций против Российской Федерации. Нацистская Германия нанесла Советскому Союзу колоссальный непоправимый ущерб во всех сферах жизни - гибель и страдания людей, уничтожение материальных ценностей, неисчислимые духовные травмы. Наш народ до сих пор ощущает эту трагедию, как показало, в частности, состоявшееся 9 мая 2015 г. многотысячное шествие через Красную площадь под названием "бессмертный полк". Такие же народные марши состоялись и в других городах страны.

В 2015 г. в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов был издан статистический сборник, содержащий наиболее полные сведения о людских и материальных потерях Советского Союза. Информацию, представленную на этих страницах, как сообщается, советские статистики стали собирать больше 70 лет назад, и некоторые из представленных материалов уникальны и увидели свет впервые. По оценке, потери населения в результате роста смертности в возрасте 0-4 года составили 39,3 млн человек, или 19%. Речь идёт о разнице между гипотетической и фактической величиной. Национальный доход СССР в процентах к 1940 г. колебался от 66% в 1942 г. до 83% в 1945 году.

В ходе Великой Отечественной войны и после её окончания была поднята тема германских репараций в качестве возмещения причинённого ущерба. Существуют разные подсчёты, и все они свидетельствуют о той разрухе, которую принёс фашистский режим нашей стране. Со своей стороны, СССР проявил умеренность во взысканиях репараций с ФРГ и оказал существенную реальную помощь ГДР, рабоче-крестьянскому государству на немецкой земле1. Ценой тяжёлых жертв Советский Союз отстоял свою свободу и принёс освобождение от гитлеровского порабощения многими государствами, в том числе и немецкому народу.

Постепенно, однако, тема репараций сошла с повестки дня, и при объединении Германии в 1990-м году не упоминалась. Это было одно из многих упущений правления Горбачёва. Между тем объединённая Германия почувствовала себя свободной от обременений, и в экономических отношениях с государством-победителем стала вести себя так, как будто в прошлом ничего не было. Более того, она сочла возможным бросить вызов России, взяв на себя роль организатора коллективных

1 Согласно некоторым источникам, репарационный вопрос в отношении Майсенской фарфоровой мануфактуры был рассмотрен самим Сталиным и решён благожелательным образом. В счёт репараций некоторое время поступала продукция фабрики [Компания, 2015: 61]. Там же сообщается, что "Сегодня Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH пытается выжить на рынке ФРГ ... иногда прибегая к таким крайним мерам, как уничтожение готовых изделий в целях "оптимизации цен и сокращение высокой стоимости продукции".

экономических санкций в связи с украинскими событиями. Может быть, таким образом Германия хотела бы поквитаться за прошлое. Вот здесь как раз и помогло бы напоминание о существующем неоплаченном долге со времён третьего рейха, подкреплённое обоснованными расчётами, доведёнными до сегодняшнего дня.

Сюда же следует засчитать убытки, причинённые России новоявленными экономическими санкциями. Конечно, вряд ли реально добиться сейчас каких-либо компенсаций, но выставление такого исторического счёта умерило бы стремление Берлина действовать против России. Пример Греции, борющейся за международную справедливость и требующей от Германии финансовых перечислений за оккупацию, подтверждает, что ничто не предано забвению, как бы этого ни хотелось германским правящим партиям и кругам. Можно напомнить, что под Первой мировой войной Германия и её бывшие противники подвели черту только в 2010 г., когда ФРГ окончательно рассчиталась за Версаль.

Здесь будет не лишним обратить внимание на довольно-таки странную черту мировоззрения части немецкого общества. Она состоит в путанице причинно-следственных связей в отношении последствий развязанной гитлеровским режимом войны. Кое-кто в ФРГ, желая уравнять агрессора и его жертв, делает упор на лишениях самих немцев, бежавших или изгнанных с территории рейха. С этой целью проводятся пропагандистские кампании, организуются фотовыставки, произносятся зажигательные речи. Цель одна - показать, как мирные жители страдали. Особую активность проявляют Союз изгнанных и его руководитель со стажем депутат бундестага Эрика Штайнбах (недавно ушла в отставку). До сих пор памятна острая дискуссия по поводу заявления в бундестаге 8 мая 1985 г. тогдашнего президента ФРГ Рихарда фон Вайцзеккера о том, что нельзя отделять день 8 мая 1945 г. от 30 января 1933 г., когда Гитлер пришёл к власти1.

При принятии наследства обладатель этого права берёт на себя не только активы, но и пассивы своего предшественника. Так получилось и с ФРГ, которая унаследовала тяжёлое бремя ответственности за нацистские злодеяния. Долги любого рода надо возвращать, а кто не может искупить свою вину из-за её непомерных масштабов, должен, как минимум помнить о ней и соответственно строить свою стратегическую линию.

* * *

Возвращаясь к названию "Существует ли германский вопрос?", следует иметь в виду его разноаспектный характер: это признание Германией союзнического верховенства США в военной сфере, членство в НАТО и тем самым окончательное закрепление позиций ФРГ в западном сообществе, это преобладание в Европейском Союзе и использование своей экономической мощи для поддержания и развития интеграционных процессов с целью увеличения потенциала альянса в целом и его членов, это взаимовыгодное сотрудничество с Россией, которое, однако, как показали украинские события, может быть сознательно подорвано германским партнёром из-за несовпадения внешне- и внутриполитических подходов к решению европейских проблем. Как заявил эксканцлер ФРГ Герхард Шрёдер, "Европе, в том числе Германии, нужна Россия, а России нужна Германия. В этом факте со времён Отто фон Бисмарка ничего не изменилось", а Бисмарк, добавим, нередко проявлял в отношении России политическое благоразумие [Der Spiegel, 2015, № 14: 50]2.

1 Дословно он ещё сказал: "Мы не можем усматривать в окончании войны причину бегства, изгнания и несвободы. Она заключается скорее в её начале и в начале того господства силы, которое привело к войне" [Der Spiegel, 2015, №7: 34].

2 Ныне Бисмарку посвящено в ФРГ 700 памятников.

Было время, когда ФРГ называли потухшим вулканом. Но некоторые потухшие вулканы обладают свойством просыпаться и причинять новый ущерб окружающему миру. Время покажет, в каком направлении будет стремиться ФРГ, и какова её готовность проводить конструктивную политику в современных условиях.

Список литературы

Компания, (2015), № 24. С. 61.

Литературная газета, (2015), № 17.

Немцы в России. Историко-документальное издание (2012) / Под ред. Г.И. Смагиной. - СПб.: Лики России.

Российская газета, 27.07.2015.

Россия - ЕС: особенности экономических отношений в современных условиях. Ч. I. (2014) // Доклады ИЕ РАН, № 310. - М.

Россия в глобальной политике. (2015) Т. 13, №1.

Россия в многообразии цивилизаций (2011) /Институт Европы РАН. М., Весь Мир.

Трагедия Европы: от кризиса 1939 года до нападения на СССР (2013) / Под ред. А. Чубарьяна и Х. Мёллера. München: Oldenburg Verlag.

Фёдоров В.П. (2013) Германия в Европе: преобладание без гегемонии // Германия. 2012. Ч. I. Доклады Института Европы, № 294 - М., Институт Европы РАН, Русский сувенир.

References

Armut in Deutschland. Der paritätische Gesamtverband, (2015).

Der Spiegel, (2014), № 19, № 49, (2015), № 7, № 14, № 17.

Die Zeit, (2014), № 5, № 7.

Europäische Rundschau, (2015), № 1.

Fjodorov V.P. (2013) Germanija v Evrope: preobladanie bez gegemonii // Germanija. 2012. Ch. I. Do-klady Instituta Evropy, № 294 - M., Institut Evropy RAN, Russkij suvenir.

Gamneln C., Löw R. (2014) Europas Strippenzieher. - Berlin: Econ Verlag,

Kompanija, (2015), № 24. S. 61.

Literaturnaja gazeta, (2015), № 17.

Nemcy v Rossii. Istoriko-dokumental'noe izdanie (2012) / Pod red. G.I. Smaginoj. - SPb.: Liki Rossii.

OECD360. - (2015). Deutschland.

Rossijskaja gazeta, 27.07.2015.

Rossija - ES: osobennosti jekonomicheskih otnoshenij v sovremennyh uslovijah. Ch. I. (2014) // Do-klady IE RAN, № 310. - M.

Rossija v global'noj politike. (2015) T. 13, №1.

Rossija v mnogoobrazii civilizacij (2011) /Institut Evropy RAN. M., Ves' Mir.

The Economist, Nov. 8th (2014).

Tragedija Evropy: ot krizisa 1939 goda do napadenija na SSSR (2013) / Pod red. A. Chubar'jana i H. Mjollera. München: Oldenburg Verlag.

Welt Trends. Zeitschrift für internationale Politik, (2014), № 96. № 99.

WirtschaftsWoche, (2014), № 2, № 28, № 35, (2015), № 8.

Does the German question exist?

Author. Fyodorov V.P. Professor, Corresponding Member Russian Academy of Sciences, deputy Director of the Institute of Europe Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Russia, Moscow, 125009. E-mail: vpfyodorov@mail.ru.

Abstract. In the article analyzed are several factors that are important for answering to a question - Does the German question exist? This question has many aspects: the recognition by Germany of the allied excellence of USA in the military sphere; the membership in NATO and the strengthening of the positions of Germany; the predominance of Germany in European Union and the use of its economic power to maintain and develop the integration processes for the growth of the potential of alliance as a whole and the potential of its members. The author states also the key role of the mutually beneficial relations of Germany and Russia, but that cooperation could be ruined consciously by German side as a result of the Ukrainian events and misunderstanding the approaches to resolving the European problems in foreign and domestic policy.

Key words: German question, Federal Republic of Germany, international relations, integration, confrontation, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.