Научная статья на тему 'Колонизация Европы: вероятный сценарий'

Колонизация Европы: вероятный сценарий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЕВРОПА / РОССИЯ / США / ГРЕЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / НЕРАВНОПРАВИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Валентин Петрович

В статье В.П. Фёдорова рассматривается сценарий превращения Евросоюза в регион, теряющий влияние на остальной мир. Это составляет важнейшее отличие Европы будущей от Европы нынешней. Теснение Европы происходит с разных сторон. Во-первых, из-за океана, вследствие чего Европа стала подчинённой США. Во-вторых, международная миграция постепенно подрывает саму основу существования государства, какой она исторически сложилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колонизация Европы: вероятный сценарий»

УДК 325.3

Валентин ФЁДОРОВ

КОЛОНИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ: ВЕРОЯТНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Аннотация. В статье В.П. Фёдорова рассматривается сценарий превращения Евросоюза в регион, теряющий влияние на остальной мир. Это составляет важнейшее отличие Европы будущей от Европы нынешней. Теснение Европы происходит с разных сторон. Во-первых, из-за океана, вследствие чего Европа стала подчинённой США. Во-вторых, международная миграция постепенно подрывает саму основу существования государства, какой она исторически сложилась.

Ключевые слова: Европа, Россия, США, Греция, колонизация, миграция, неравноправие, противоречия, интеграция.

В мировой летописи были грандиозные факты - это падение Древнего Рима, Константинополя, щемящий душу распад Советского Союза и другие вехи истории. Сейчас на наших глазах происходит крушение Европы, и остановить этот процесс не представляется возможным.

Ещё в 70-х годах прошлого века на вывесках в европейских продовольственных магазинах можно было прочитать: "Колониальные товары". Имелись в виду привезённые из-за границы такие продукты, как кофе, бананы и другая экзотика. Сейчас подобных вывесок больше нет. Ирония истории состоит в том, что интеграционная Европа вернулась в колониальные времена, но не в качестве повелителя, а в качестве страдающего субъекта. Alia Tempora - другие времена. Положение Европы в международных отношениях хуже, чем когда-либо, если исключить мировые войны, а в перспективе и оно может сравняться с ними или даже превзойти их. Метод прогнозирования по опасностям даёт неблагоприятные для Европы результаты.

Мировая статистика фиксирует снижение доли Европы в мировом хозяйстве в долговременном плане. Развиваясь сначала по восходящей траектории, Европа затем стала сдавать позиции и, как показывают прогнозы, она не сможет остановить эту тенденцию в обозримой перспективе. Потеря динамики уменьшает возможности европейского влияния на остальной мир, что составляет важнейшее отличие Европы будущей от Европы нынешней.

Теснение Европы происходит с двух совершенно разных сторон.

© Фёдоров Валентин Петрович - чл.-корр. РАН, заместитель директора Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: vpfyodorov@mail.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ — грант РГНФ № 15-03-00095а. DOL http://dxdoi.org/10.15211/soveurope320161122

Неравноправное партнёрство

Во-первых, из-за океана. Во 2-й половине XX века с переходом в XXI век Европа стала подчинённой Соединённых Штатов Америки, которые были созданы миграцией из Старого Света и сами первоначально испытывали колониальную зависимость. Можно сказать, что доктрина "Америка для американцев" дополнилась другой идеей - "Европа для американцев" (имеются в виду США), и она была реализована. Колыбель великой цивилизации, родина Ренессанса, мастерская мира, сокровищница других непревзойдённых достижений, Европа следует теперь заданному извне курсу. Символичен такой пример. В прошлом Кёльнский собор был самым высоким зданием в мире. Сейчас он уступает другим зданиям за рубежом. Взятые вместе и каждая европейская страна по отдельности ориентируются на Вашингтон, причём такая сервильность доходит порой до неприличия.

Вице-президент США Джо Байден, выступая в 2014 г. в Гарвардском университете, перед "своими", не только не счёл нужным хоть как-то камуфлировать этот факт, но сделал на нём ударение. Да, заявил он, европейские страны не хотели присоединяться к антироссийским санкциям в связи с украинскими событиями, но США настояли и добились своего. Причём их союзники были вынуждены действовать вопреки собственным интересам. Под удар были поставлены результаты многолетних усилий по налаживанию и развитию экономических и культурных отношений с Россией.

Почему это происходит? Потому что Соединённым Штатам выгоден миф о российской агрессивности и вытекающей отсюда опасности для западного мира, он помогает им в реализации своего великодержавного курса в международных делах и стремлении ослабить Россию. Вассальное положение Европы не способствует созданию атмосферы доверия на континенте. Таким образом, с Европой произошла кардинальная метаморфоза с печальным итогом (потеря своего лица), и здесь вряд ли возможен обратный путь.

В начале 1990-х годов в российской общественной жизни появилось выражение "Вашингтонский обком", под которым понималось выполнение пожеланий и советов из-за океана. Если в отношении России "обком" перестал функционировать ввиду полной бесперспективности, то этот афоризм по-прежнему применим к странам ЕС.

Создание зоны свободной торговли между США и Евросоюзом, которое стоит сейчас на повестке дня, имеет свою подоплёку, которая скрыта за непростыми переговорами о конкретных экспортно-импортных мерах.

Что касается США, то они хотели бы прочнее привязать к себе Евросоюз и тем самым ограничить, насколько это возможно, размеры коммерческого общения Европы с другими её партнёрами. При всех тесных трансатлантических связях Соединённые Штаты точит червь сомнения насчёт надёжности Европы как стратегического союзника. Образование зоны сокращает физические возможности европейских стран отклоняться от Америки, торговля с которой к тому же даёт свои выгоды. Как заявил бывший президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, предстоящее трансатлантическое соглашение о торговом и инвестиционном партнёрстве являет собой самую недорогую программу по поддержке конъюнктуры, какую только можно себе представить. При сопоставлении экономических потенциалов перевес в пользу США очевиден. По данным Евростата, валовый внутренний продукт США, рассчитанный по паритету покупательной способности, превышал германский показатель более чем в четыре раза, французский - более чем в

шесть раз и т.д. Он лишь немного уступал суммарному ВВП всех 28 стран Евросоюза (население 508 млн человек). Если взять НАТО, то США покрывают 72% всех расходов альянса [The Economist, May 2016].

Для непослушных в Европе у США есть разные меры воздействия. Вот что свидетельствует Милован Дрецун, известный в Сербии деятель, бывший депутат Скупщины, имея в ввду бомбардировки Белграда в 1999 г. "И ещё - у нас надломлена мораль, у нас, у сербов. Мы теперь не можем так активно сопротивляться американскому влиянию, американскому вторжению в нашу жизнь" [Международная жизнь, 2014: 42].

Евросоюз, со своей стороны, боится что Соединённые Штаты бросят его на произвол судьбы из-за их глобальных интересов и заметного усиления внимания к другим регионам. Интеграционный альянс меньше всего желает остаться в Европе один на один с Россией, которая в его глазах является синонимом непредсказуемости. Украинские события в 2014 г. лишь усилили в той части Европы такого рода опасения.

Можно напомнить также, что, развивая свою глобальную переориентацию, США создали транстихоокеанское партнёрство, куда вошли многие страны этого региона. На очереди ратификация соглашения. Цель достаточно прозрачна - поставить под контроль как можно больше мировой экономической географии.

Потеря значительной части суверенитета членов ЕС в пользу США - факт очевидный и полудобровольно осуществлённый, он воспринимается в мире как объективная реальность. В обозримом будущем он не подлежит изменению, и скорее всего будет закреплён в силу различных причин. Послушание в мировой полигике не лучшая линия поведения, но именно оно характеризует трансатлантические связи и настолько въелось в плоть и кровь населения по обе стороны, что "рекомендации" США берутся к исполнению без большого сопротивления. Возникающие иногда шероховатости быстро улаживают с соблюдением этикета или без него. Принуждение к участию в натовских авантюрах, тайное прослушивание разговоров деятелей "дружественных стран" (кстати, взаимное), научно-промышленный шпионаж, форсирование экономических санкций, пренебрежительные высказывания по поводу младших европейских партнёров, вплоть до непечатных - лишь часть общей картины. Нельзя сказать, что начавшееся падение Европы не осталось без последствий для психологии её жителей. "Американцы обращаются с нами, европейцами, всё ещё как с вассалами"- это прямая речь руководителя парижской "Школы против экономических войн" (Ecole de guerre Economigue) Кристиана Харбулота, с сожалением отказывающего Франции в государственной самостоятельности ввццу её зависимости от США [Die Zeit, 2015, № 27].

Равнение на США демонстрирует страна номер один в Евросоюзе, это ФРГ. Став после 1945 г. на трансатлантические позиции, она получила выигрыш в виде присоединения к ней ГДР и введения единой валюты и в меру своих немалых возможностей наводит порядок в интеграционном союзе, хотя далеко не всегда ей это удаётся.

"Европейская интеграция стала настолько сложной, что её смысл больше непонятен", - считает Ди Фабио, профессор Боннского университета, ранее работавший судьёй в Федеральном Конституционном суде. Так заявляет не только он. Тем не менее интеграцию никто не отменял. Она является составной частью европейской действительности со всеми её достижениями и превратностями.

В любом движении должен быть лидер. В Евросоюзе эти функции взяла на себя Германия с согласия стран-партнёров. Однако здесь не всё так просто. В этом распределении прав и обязанностей есть подводные камни. Как известно, ближайшие

союзники Германии, а именно Франция и Великобритания, не были горячими сторонниками её объединения, руководствуясь формулой "две Германии лучше, чем одна". Тем не менее они не смогли остановить начавшийся процесс слияния. Помня о двух мировых войнах и стремясь обезопасить Европу от возможных недружественных действий объединённой страны, Ф. Миттеран выдвинул условие - отказ от марки и введение единой валюты, евро. При таком подходе исключалась всякая возможность жёсткой конфронтации, не говоря уже о силовых действиях со стороны усилившейся Германии. Не будет же Берлин вредить самому себе и создавать пожар на общей территории. Эта часть ожиданий впоследствии оправдалась. ФРГ заботилась об общей валюте, как она это понимала, сознавая её уникальную роль в европейском контексте.

Вместе с тем евро способствовал экономическому преобладанию ФРГ, поскольку он устранил перегородки между странами. Обладая мощным экономическим потенциалом, ФРГ реализует свои преимущества через внешнюю торговлю, через экспорт. В структуре последнего значительное место занимают оборудование, машины, химические товары, спрос на которые всегда высок. Их характеризуют хорошее качество плюс разумная цена. В результате страны-партнёры оказались в сложном положении. С одной стороны, они позитивно настроены по отношению к ФРГ и видят в ней опору при разрешении разного рода кризисов в альянсе. Это является существенным отличием от прошлых времён, когда усиление Германии несло с собой страх и опасности. С другой стороны, экспортная экспансия, выражающаяся в существенном превышении экспорта над импортом, оставляет слишком мало места для партнёров, которых немцы теснят на собственных рынках и которым трудно проникнуть на немецкие рынки по разным причинам: из-за структуры экспорта, качества и цены.

Внешняя торговля - важный канал обогащения ФРГ. Получается, что чем сильнее ФРГ, тем относительно слабее её окружение. Чтобы как-то воспрепятствовать такому ходу вещей, члены Евросоюза, по примеру Миттерана, который вряд ли предвидел коварство евро, установили предел для экспортного засилья - 6,5%. Он рассчитывается как размер превышения экспорта над импортом в валовом продукте. Этот показатель можно получить путём уменьшения экспорта, либо путём увеличения импорта. Время покажет, будет ли выполняться данная установка и насколько она приемлема для ФРГ.

А пока доверие к США со стороны Германии, похоже, сыграло с ней недобрую шутку. Дело в том, что значительная часть золотого запаса ФРГ находится в США, что в своё время было сделано по соображениям надёжности хранения. Но, как оказалось, вернуть этот драгоценный металл их хозяину не получается из-за отказа американских властей, которые даже не разрешают провести аудит количества и качества хранимого золота. Представители встревоженной общественности ФРГ задают неудобные для руководства страны вопросы, но оно ограничивается успокаивающими заявлениями. Чего Берлин смог добиться, так это разрешения верного союзника на вывоз небольшой части запаса. Эксперты допускают, что слитки были так или иначе реализованы в американских экономических интересах, и ФРГ может распрощаться с оставшимися резервами. Речь идёт о большой политике, и здесь уже ФРГ должна учитывать мотивы США, а именно: не обострять вопрос, чтобы не спровоцировать другие страны, так же сдавшие США своё золото на ответственное хранение.

Принято считать, что западные страны находятся в одной лодке. Это не так. США и Европа сидят в разных лодках, если брать военный аспект их геостратеги-

ческого положения. В случае крупномасштабной гипотетической авантюры прежде и больше всего пострадает именно Европа, которая сыграет роль пешки в американских планах. Отсюда США, которые, что называется^ надеются отсидеться за океаном, представляют реальную опасность для Европы . Конечно, Европа не однородна. Страны различаются по разным показателям, объективным и субъективным. Иногда бывает диссонанс с США в подходе к некоторым вопросам. Но в том-то и дело, что при всех различиях европейским странам присуща общая черта -американский приоритет.

Судьбоносным выбором Германии со знаком минус является то, что она крепко-накрепко связала себя с Западом, и прежде всего с США. Тем самым она отказалась от права иметь собственный решающий голос в международных отношениях и должна подстраиваться к политике заокеанской державы. Можно принять на веру аргумент о том, что после окончания Второй мировой войны и краха фашистского режима немцы потянулись к демократии, и поэтому советский авторитарный стиль был для них неприемлем. Приоритет отдавался свободе, а не германскому единству. Целью было объединение западных сил и отторжение ГДР от сферы влияния Советского Союза. Сначала свобода (Freiheit), потом единство (Einheit).

Положение можно было исправить в 1990-1991 гг., когда произошло объединение Германии и последовал всего через год с небольшим распад СССР. Россия стала демократическим государством, а потому терял силу упомянутый прежний аргумент о ненасытной немецкой любви к демократии и неприятии жёсткого советского строя. Но ФРГ, став суверенной державой, не воспользовалась открывшейся на некоторое время возможностью реального стратегического партнёрства с РФ. Она продолжила прежнюю линию на союз с США и его всестороннее укрепление, причём последнее слово принадлежит там не ей. Если бы ФРГ была ныне действительно самостоятельным государством, в дружбе с новой Россией или без неё, ситуация в Европе выглядела бы совершенно иначе. Блок НАТО был бы ослаблен или вообще распущен, не потребовались бы европейская ПРО и другие военные приготовления.

Просчёты кардинального значения ставят вопрос об ответственности их авторов, будь то страны, политические партии, отдельные деятели. Когда дело уходит в историю, то уже ничего не поделаешь, но когда речь идёт о наших днях, то эти авторы, опять же в трёх ипостасях - страны, партии, деятели, должны взять на себя историческую вину. Мы же видим обратное - немалый потенциал объединённой Германии во многом используется не в интересах сотрудничества с Россией. "Германия должна научиться стоять на собственных ногах во внешней политике", - считает депутат бундестага Тобиас Цех, и с ним можно согласиться [Welt Trends, № 113, 2016].

Антисистемная сила

Во-вторых, чем дальше, тем больше иммиграция из-за рубежа подрывает саму основу существования государства, какой она исторически сложилась. Штурм Европы выходцами из развивающегося мира не может закончиться неудачей: слишком много желающих и страждущих овладеть чужими благами цивилизации при

1 Как стало известно в марте 2015 г. из уст самого В.В. Путина, рассказавшего в телефильме "Крым. Путь на Родину" о важных перипетиях борьбы за полуостров, он мог привести в боевую готовность российские ядерные силы.

слабой эффективности контроля над массовым переселением. Причём, если в случае с Соединёнными Штатами и Европой речь идёт о разборке "среди друзей", о субординации, то иммиграция в Европу несёт в себе разрушительное начало. Не все, но многие из вновь прибывших, легальных и нелегальных, настроены враждебно по отношению ко "второй родине" и действуют соответственно.

Драматические события 2014-2015 гг., когда в Европу хлынули многомиллионные массы беженцев и переселенцев, и ситуация на какое-то время вышла из-под контроля, поставили европейских политиков перед необходимостью принятия срочных адекватных мер. По оценке некоторых экспертов, не все из этих деятелей оказались на высоте и в том числе канцлер Меркель. Она проявила излишне либеральный подход, заявив "мы справимся с этим" (wir schaffen das) и разрешив мигрантам из объятой внутренней войной Сирии беспрепятственный въезд в Германию. Этим воспользовались мигранты из других проблемных стран, рассчитывая m благосклонность немецких властей. Неиссякающий приток страдальцев плюс присоединившихся экономических мигрантов и дельцов с их криминальным бизнесом превысил все имеющиеся возможности по их сколько-нибудь удовлетворительному приёму и размещению и вызвал критику Меркель как внутри страны, так и за рубежом.

В сложившихся обстоятельствах ЕС раскололся на тех, кто призывал к жёстким мерам и даже строил пограничные стены, и тех, кто, несмотря ни на что, проявлял "гуманизм". Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, решительный сторонник жёсткого подхода, обвинил ФРГ в создании невыносимой ситуации. Пытаясь как-то исправить положение, Меркель прибыла в Турцию, чтобы убедить премьера Ре-джепа Тайипа Эрдогана ограничить у себя потоки людей, которые устремились в Европу и прежде всего в Германию. Взамен она пообещала внимательно отнестись к ходатайству Турции по ряду вопросов, в частности, визовому, которые давно находятся на повестке дня. Через некоторое время, в феврале 2016 г., она вновь отправилась в Турцию, откуда вернулась без большого успеха. В конце концов в марте 2016 г. после неоднократных переговоров между ЕС и Турцией было выработано соглашение о совместном преодолении критической ситуации. В нём Турции отводилась ключевая роль, и многие эксперты сомневаются, что оно будет выполняться надлежащим образом. В апреле того же года Меркель опять посетила Турцию и на этот раз расположенный там лагерь беженцев.

В непростую картину германо-турецких отношений добавился новый штрих. В июне 2016 г. буцдестаг принял почти единогласно резолюцию о признании геноцидом массовое истребление армян в Османской империи. В ответ Анкара заявила, что такой акт не останется без последствий.

Осознание феномена современной международной миграции не пришло сразу в полном объёме. Сначала гастарбайтеров рассматривали как временную рабочую силу, которая "немножко поработает" на новом месте и вернётся домой, при этом всем будет хорошо. Первая партия "гостей" прибыла в ФРГ из Италии в январе 1956 г. сроком на один год. Затем оказалось, что приехавшие по востребованию несут в себе социальное измерение: они должны не только что-то производить, убирать, красить, но и вправе рассчитывать на большее, а именно: на свои гражданские права, включая семейную жизнь, бытовое обустройство, участие в выборах, обучение, управление. Как оказалось, приехали не просто рабочие руки, а люди со своими проблемами. И лишь сейчас обозначилась колоссальная (мягче не скажешь) антисистемная сила миграционного фактора, которая не только не сдаст свои позиции, но постепенно будет расширять их. Так, в Германии, ведущей стране Евросо-

юза, уже сейчас 20% населения имеют в своей биографии миграционную составляющую, а численность желающих и пытающихся проникнуть в страны ЕС насчитывает миллионы и миллионы человек.

В обществе накапливается параллельный потенциал недовольства, который опаснее традиционного "социального динамита" по той причине, что нашедшие прибежище иностранцы стремятся изменить страну до неузнаваемости и учредить свои порядки. Власти ЕС и отдельных стран перепробовали многие меры по сдерживанию иммиграционного фактора, но они не дали желаемого результата1. Бывшие колонии и зависимые территории наносят ответный удар, с которым Европе не удастся справиться. Африка и Азия берут реванш за прошлое. Можно выразиться и иначе - Европу постигло историческое возмездие. Происходит завоевание её изнутри.

Примечательны рассуждения некоторых западных политиков и экспертов. Так, лидер немецких социал-демократов Зигмар Габриэль указывает на то, что "больше беженцев означает больше конфликтов, к этому мы должны быть готовы" [Die Zeit, 2015, № 35]. Другой автор, Дирк Курбьювайт, считает неизбежным, что Германия станет более пёстрой, и призывает сознательно оформлять этот процесс, чтобы не допустить его хаотичности. С этой целью он предлагает взять на вооружение концепт всех цветов радуги (Rainbow Nation, Regenbogennation), позаимствовав его у Южной Африки. Тем самым, по его мнению, немцы создали бы современное государство и современную нацию [Der Spiegel, 2015, № 35.]. Однако это возникающее многообразие создаёт, скорее, реальную опасность для государства и нации, а не основу для бесконфликтности.

Зародился и действует разрушительный ход истории, содержание которого состоит в превращении мононациональных государств в многонациональные. Причины такой метаморфозы различны: религиозные, культурные, социально-экономические. В Европе это проявляется особенно отчётливо. Происходящие время от времени уличные беспорядки выступают как сигналы будущих потрясений, а их участники - как буревестники революции, если прибегнуть к известному выражению. Всё имеет обратную сторону. Даже подаренный букет цветов засыхает, и от него приходится избавляться2.

Столкновение цивилизаций, чем дальше, тем сильнее, происходит не только на межгосударственном уровне. Его география расширяется путём переноса вражды внутрь стран-реципиентов, на их национальные площадки из стран-поставщиков взрывного источника.

Не будем преувеличивать и называть происходящее лавинообразным процессом, хотя, если иметь в виду не скорость, а суть, то сравнение с лавиной может всё -

1 Согласно Дублинским соглашениям, прибывающие на территорию Евросоюза иностранные беженцы должны обращаться с просьбой о предоставлении убежища к той стране ЕС, куда они проникли первоначально. Ввиду несогласия ряда стран с таким порядком в ЕС обсуждается предложение о введении квот на приём иностранцев, что опять-таки вызывает спор среди стран альянса. Однако общая картина от этого не меняется - численность иностранцев в Евросоюзе растёт.

В послевоенной хронике ФРГ имеется одна примечательная фотография, сделанная 10 сентября 1964 г. На ней представители союзов предпринимателей и профсоюзов приветствуют на вокзале в Кёльне некоего Армандо Родригеса из Португалии, ставшего миллионным гастарбайтером, и вручают ему цветы и двухместный мопед. Сейчас эта картинка вызывает смущение у многих жителей ФРГ.

таки пригодиться - антисистемное движение попутно вбирает в себя часть титульного населения. Эти граждане не заблудшие души, не единичные перевертыши, а сознательно вставшие на путь протеста немцы, французы и другие жители Старого Света.

Этот протестный союз, увеличивающийся в своих масштабах, раскалывает общество, поляризует его. Поскольку демократическими средствами не представляется возможным преодолеть упомянутый союз, то в ответ активируются радикальные националистические силы при значительной поддержке местного населения. Обе стороны будут биться до победного конца, ситуация общего выигрыша не получится. В обществе снижается ощущение личной безопасности, это затрагивает всех и каждого, и в таких условиях коренное население скорее поддержит недемократические, правые блоки, включая ультра, ставящие на повестку дня безопасность, а не демократов с их порой безбрежным либерализмом.

Обе стороны борются "за народ", но имеют разные приоритеты. Современное великое переселение народов прорвёт любые плотины и со временем поставит вопрос об идентичности титульной нации как таковой. Отстаивать родные бастионы с переменным успехом смогут не демократы, абсолютизирующие права человека, гражданское общество и сомнительные духовные ценности, а паравоенные отряды защитников наследия отцов и дедов, причём свои действия они будут осуществлять не столько согласно букве конституции, сколько используя конституционные изъятия. Демократия покажет своё бессилие перед вызовом пришельцев и их адептов. Она похвальна при "хорошей погоде", но несостоятельна при чрезвычайных обстоятельствах.

Опасность отчуждения почувствовали швейцарцы, и на референдуме в феврале 2014 г. сторонники "прямой демократии" проголосовали против облегчённого допуска к себе граждан из стран Евросоюза (для иных европейцев квоты были установлены раньше). Перевес в голосах был минимальный. Евросоюз тотчас же выразил недовольство по поводу ущемления прав человека и пообещал подумать об ответных мерах.

Тем временем в самом Евросоюзе множатся голоса о пересмотре Шенгенской системы, считавшейся наряду с созданием евро грандиозным успехом интеграционного процесса. Интересно получается. Если вначале страны вцдели решение миграционной проблемы в совместных действиях, в коллективном подходе, то ввиду неудач выход ищут в изоляционизме, возвращении к старым добрым временам, то есть готовы сделать шаг назад с точки зрения общеисторического прогресса. Но и в этом случае успеха им никто и ничто не гарантирует. Европейская мечта исчезает-пишет английский журнал "Экономист" [The Economist, 2016: 22].

Демократические устои в том вцде, в каком они существуют сегодня, создавались благодаря объективным законам развития - закону повышения производительности труда, закону возвышения человеческих потребностей и др. Они действуют и ныне. Но сейчас формируются основы для верховенства иррационального, силового императива, а именно: "кто кого". Здесь законы развития, как на войне, отступают на второй план. В мире нарастают не тридцать три несчастья, вспомним поговорку, а два, которые изменят мир: это схватка неоднородных в национальном и религиозном отношении государств и переход от демократии к авторитарным методам управления, что, однако, не спасёт Европу от исторического поражения. Вертикаль не может устоять при рыхлой горизонтали.

Внутриинтеграционные противоречия

Ослабление традиционных связей с Россией ввиду украинских событий ведёт к потере Европой важного элемента устойчивости во внутренних делах и надёжности в международных отношениях. Она так до конца и не осознала значение для себя стабилизирующей роли России на континенте и уже ничем не сможет компенсировать указанное историческое упущение.

Таковы в общих чертах внешние условия, частично переходящие во внутренние условия существования современной Европы. Её нисхождение предопределено, причём время не является её союзником. Некоторое утешение регион находит в интеграции, хотя это никак не предотвращает развитие ситуации по далеко не лучшему сценарию. Более того, потрясения поджидают Европу и в деле интеграции, что видно на примере ряда стран, годы пребывания которых в Евросоюзе не пошли им на пользу.

Представляется весьма интересным соотношение между разными типами кризисов в современных условиях. Структурные срывы стали чаще, чем прежде, посещать национальную экономику, потеснив классические спады, то есть кризисы перепроизводства. Образно выражаясь, можно сказать, что циклические, Марксовы кризисы хозяйству ещё заработать, заслужить надо, поскольку их опережают структурные разломы. Худо-бедно, но экономическая наука выработала некое противоядие в борьбе с кризисами перепроизводства в виде различного регулирования спроса в разных фазах цикла, тогда как структурные спады ниже нуля всегда являют собой terra incognita. Даже осознав их причину в каждом конкретном случае, что само по себе можно назвать достижением, власти стоят перед трудным выбором рычагов воздействия на образовавшийся структурный дисбаланс.

Циклические и структурные кризисы в западном мире показали недостаточность национальных мер для их преодоления. Как стало ясно, во избежание непредвиденных последствий требуется многосторонняя координация антикризисных усилий, а иногда и помощь терпящим бедствие странам. Так было не всегда. Во время Великой депрессии каждая страна спасалась, как могла, не рассчитывая особенно на чью-то поддержку. Попытки отгородиться от мирового экономического пожара, воздвигнув своего рода брандмауэр, т.е. с помощью пошлин, лишь усугубили тогда положение.

Отрицательный опыт национального экономического эгоизма был учтён в европейском интеграционном процессе. Теперь каждый член сообщества может рассчитывать на содействие при возникновении трудностей в своём народном хозяйстве, правда, при выполнении определённых условий. Они довольно многочисленны и часто очень болезненны. О благотворительности здесь не может быть и речи. Из-за тесного переплетения хозяйств и их отраслей проблемы могут легко переноситься из страны в страну. "Валютный союз сужает пространство для отдельно взятых правительств до состояния неспособности действовать, это характерное для Европы упразднение демократии через чёрный выход", - отмечает Сара Ва-генкнехт, деятель Левых в ФРГ [WirtschaftsWoche, 2015, № 36: 98]. Как бы то ни было, в 2012 г. Евросоюзу была присуждена Нобелевская премия мира, кстати, оспариваемая ныне в судебном порядке.

В отличие от реального производства, где каждый процент роста даётся с напряжением, кредитная денежная масса имеет свойство самовозрастать до пагубных размеров. Подобный кризис как раз и произошёл летом 2015 г., потрясший Грецию и её отношения со странами Евросоюза, где главным контрпартнёром вы-

ступала Германия. Греция оказалась в состоянии неплатёжеспособности и стояла на грани дефолта. Экономические события вышли из-под управления, приняли угрожающий характер и с трудом были на время обезврежены опять-таки за счёт новых займов.

В переговорном процессе курсировали два документа с противоположным содержанием: один - за сохранение членства Эллады в Евросоюзе, другой - за выход её из интеграционного альянса. В конце концов А. Меркель склонилась к первому варианту, заставив греческого премьера А. Ципраса принять драконовские условия. Что, однако, характерно, кредиты, проценты, сроки, реструктуризация - именно финансовый лексикон использовался в обсуждении сложившейся тогда критической ситуации. Реальное производство оставалось на втором плане, хотя от него зависит благополучие страны. Дело в том, что члены ЕС совсем не заинтересованы в появлении конкурента, каким в перспективе могла бы стать Греция, ведь куда проще дать взаймы денег, но не отдать рынок. А пока, по словам известного греческого писателя Никоса Диму, всё в эту страну импортируется, даже лимоны [Der Spiegel, 2015, № 28].

В свою очередь, небезынтересно проследить линию поведения Греции. А. Ципрас давал понять, что он не остановится ни перед чем, если члены ЕС не пойдут ему навстречу, вплоть до выхода страны из еврозоны. Кроме того, он нанёс два демонстративных визита в Москву. Этот шантаж вызвал некоторое смятение в рядах ЕС. Однако в конечном итоге греческий лидер уступил, заодно сдав итоги референдума, который отверг требования ЕС. Его решимость оказалась тогда блефом, на который Брюссель не поддался. На внеочередных парламентских выборах 20 сентября 2015 г. Ципрас победил и таким образом снова получил шанс вывести страну из глубокого экономического кризиса.

В отличие от производства, где действует принцип "чем больше, тем лучше", во внешней торговле он часто неприменим. Причина состоит в том, что товарооборот в любом случае состоит из двух частей, экспорта и импорта, и постоянный перекос в пользу экспорта, накапливаясь, становится тормозом его роста. Поэтому объявленная в Европейском Союзе цель сплочения содержит в себе известное отрицание. Немецкие товары находят широкий сбыт на мировом рынке, создавая положительное сальдо. Помимо поддержки конъюнктуры во время экономических спадов, данное обстоятельство способствует подъёму страны. Но это происходит за счёт относительного обеднения партнёров, поскольку они покупают больше, чем могут продать.

Можно с большой вероятностью предположить, что положительные импульсы от интеграции в основном исчерпаны, позитив выбран так, что на ней далеко не уедешь. По крайней мере, поступательного сплочения не наблюдается, да оно и нежелательно для некоторых участников Евросоюза, поскольку от него выигрывают страны с сильной экономикой. Вернуться назад нельзя, а двигаться вперёд рискованно. Как считает федеральный президент Австрии Хайнц Фишер, одна из проблем состоит в том, что после десятилетий своего существования Евросоюз не сумел определить "структурную цель", то есть окончательный план построения альянса [Europäische Rundschau, 2015]. В свою очередь, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер придерживается мнения, что за пределами Евросоюза о нём думают лучше, чем внутри него [Der Spiegel, 2015, № 18].

Неопределённость намерений стран Евросоюза отчётливо видна на примере бюджета интеграции, этого важнейшего инструмента политики. Нынешний порядок его формирования вызывает споры внутри сообщества. Предлагается перейти к другой схеме, а именно определить собственные источники, которые создавали бы

независимость от решений отдельных членов ЕС о размерах этих взносов. В частности, имеется в виду введение такого показателя, как обязательный процент отчисления в бюджет от налоговых поступлений в каждой стране. Однако договориться участники никак не могут: велики опасения, что наднациональные органы получат слишком большие полномочия. Не имеет шансов на реализацию и другая инициатива, проявленная французской стороной. Предлагается создать европейское министерство финансов со своим бюджетом, налогами, кредитным обеспечением, а контроль над ним взял бы на себя европейский парламент. Тем самым, как считается, можно было бы своевременно и в полном объёме реагировать на возникающие кризисы, не допуская временного лага. Это предложение стало лёгкой добычей критиков, которые не без оснований усмотрели в нём пагубный централизм и пороки перераспределения [^йзсЬайз'^сЬе, 2015, № 37: 8].

Памятные события 2015 г. послужили катализатором колонизации Европы. Они дополнили процесс, который до той поры протекал в более или менее регулируемом формате и не требовал чрезвычайных мер. "Вначале Европы не было" - так начинается фундаментальный труд известного английского историка Н. Дэвиса [Девис Н., 2О0б]. О скором конце Старого Света говорить ещё преждевременно - не истёк необходимый срок, но вернуть всё назад тоже не удастся. Географически Европа не изменится, а вот её внутренняя конструкция претерпит кардинальные преобразования.

Европе много раз прочили незавидную судьбу, но эти предсказания не оправдались всецело. Силы выживания превосходили грозившие ей реальные угрозы. Сейчас в действие вступили факторы, которые невозможно преодолеть и которые содержат в себе такой деструктивный потенциал, какого Европа ещё не знала.

* * *

Нередко бывает так, что новые обстоятельства заставляют пересмотреть оценку прошлого. Отношения России с Западом как раз такой случай. Подтвердился ещё раз тот факт, что хорошие отношения между ними могут сохраниться лишь при односторонних уступках со стороны России, а немного раньше на беспрецедентные уступки пошёл Советский Союз. Слова "хорошие отношения" применительно к тому периоду можно брать в кавычки, так как они не отражают существовавшей тогда действительности. Целью западной политики было не поддержание и развитие равноправного сотрудничества с нашей страной, а низведение её в ранг послушного второстепенного партнёра, окорачивание её. Делалось всё для того, чтобы она привыкла к этой роли. Не получилось. Поэтому неприемлемо возвращение к так называемым добрым временам, когда были отданы "просто так" накопленные за десятилетия политические и военные активы, когда практиковались встречи без галстуков, простодушно воспринимавшиеся нашими деятелями как установление равноправия. Всякая ностальгия здесь не уместна.

На фоне европейской турбулентности для России важно сохранять стабильность своей внутренней структуры. Здесь нет ничего принципиально нового. Страна имеет колоссальный запас прочности в вцце природных ресурсов, который выправит ошибки политики, если они будут допущены. Такое уже происходило в нашей истории. На этом запасе можно жить очень долго. Осознаны задачи, требующие своего выполнения. Это ликвидация перевеса в пользу сырьевых отраслей, повышение производительности труда, создание разветвлённой производственной

инфраструктуры, дорогостоящее освоение Арктики и другие. Но есть один фактор, который с трудом поддаётся воздействию в желательном направлении, а то и вообще не приемлет регулирование, хотя от него зависит судьба страны. Речь идёт о демографии.

Возможное уменьшение численности населения в долговременном плане перечёркивает все прочие достижения и ставит вопрос о существовании нации и государства. К чему все старания, если страна теряет население. Характерной особенностью России в международном сопоставлении являются существенные различия между двумя главными показателями любой страны: по численности населения -2,1% и по территории - 12,7% \ Каждая доля процента снижения первого показателя расшатывает взаимосвязь регионов и увеличивает их отчуждение. Одновременно расхождение в этой арифметике может дать повод для агрессивных геополитических утверждений о нехватке жизненного пространства в тех или иных частях мира и о его переизбытке в России. Реальная забота о пополнении народа может вывести страну на правильный путь развития и эффектно структурировать экономику, что предполагает ликвидацию запущенности системы здравоохранения, отказ от сомнительных экспериментов в области образования, прекращение разгрома науки. Следует выполнять положения Конституции Российской Федерации, которая объявляется социальным государством (статья 7), и перечисленный там свод государственных обязательств в этой сфере.

Список литературы

Дэвис Н. (2006) История Европы, - М.

Международная жизнь, (2014), № 4.

Россия и страны-члены Европейского Союза: Статистический сборник. 2013. (2013) - М.: Росстат.

References

Der Spiegel, (2015), № 18, № 28, № 35.

Die Zeit, (2015), № 27, № 35.

Djevis N. (2006) Istorija Evropy. - M.

Europäische Rundschau, (2015), № 3.

Mezhdunarodnaja zhizn', (2014), № 4.

Rossija i strany-chleny Evropejskogo Sojuza: Statisticheskij sbornik. 2013. (2013) - M.: Rosstat.

The Economist, January 23rd (2016), May 7th (2016), p. 20.

Welt Trends, №113, (2016).

WirtschaftsWoche, (2015), № 36, № 37.

Colonization of Europe: likely scenario

Author. Fyodorov V.P. Professor, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences, Deputy Director of the Institute ofEurope. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vpfyodo-rov@mail.ru.

Abstract. The article considers the scenario of transformation of the EU into the entity, that loses influence in the rest of the world. This makes the most important difference between present and future Europe. The pressure on Europe increases on all sides. Firstly, from outside to a point when Europe has become clearly subordinated to the United States. Secondly, international migration gradually undermines the existence of the nation as we know it historically.

Key words: Europe, Russia, the US, Greece, colonization, migration, inequality, conflict, integration.

DOI http://dxdoi.org/10.15211/soveurope320161122

1 Для Евросоюза соответственно 7,2% и 3,2% [Россия и страны-члены Европейского Союза, 2013: 17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.