УДК 327.5
Валентин ФЁДОРОВ
ГЕРМАНИЯ: ОПТИМИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ
Существуют трудные Отечества. Одно из них Германия. Но это наше Отечество.
Густав Хайнеманн1 Президент ФРГ в 1969-1974 гг.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы Германии. Отмечается её умеренная политика в отношении военных расходов, что служит предметом критики со стороны США. В ФРГ осознали более высокую сравнительную пользу от гражданских отраслей, чем от силовых, и проявляют настойчивость в проведении этого курса. Автор напоминает слова Вальтера Ратенау, заявившего в своё время о том, что "Экономика - наша судьба". На эту идею опирался канцлер Гельмут Шмидт. Отмечаются немалые трудности в отношениях ФРГ с другими членами Евросоюза. С недавнего времени в общественную дискуссию вброшен тезис о том, насколько целесообразно возможное приобщение Германии к ядерному оружию. Вопреки немецкой позиции, некоторые европейские страны (Греция, Польша) поднимают вопрос о немецких военных репарациях.
Ключевые слова: Германия, экономика, военные расходы, репарации, ядерное оружие, российско-германские отношения.
Не будет преувеличением сказать, что об экономике ФРГ написаны целые библиотеки. Используем здесь это известное немецкое выражение. Освещены, казалось бы, все её аспекты, отрасли и сферы. И тем не менее проблем в ней не становится меньше, в том числе на стыке экономики и политики, при их реальном или возможном взаимодействии. Сценариев много, а путь один. Но они на то и существуют, что позволяют строить разные версии будущего. Машина времени как предсказатель весьма ненадёжна, но всё-таки она помогает ориентироваться в меняющемся мире. Запустим эту машину для того, чтобы попытаться определить, какую перспективу выберет для себя Германия.
1 Es gibt schwierige Vaterländer. Eines von ihnen ist Deutschland. Aber es ist unser Vaterland. Gustav Heinemann.
© Фёдоров Валентин Петрович - главный научный сотрудник Института Европы РАН, чл.-корр. РАН, член дирекции ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail, [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320180515
Если сравнивать Россию и Германию, то можно сказать, что они не созданы друг для друга. Слишком велики различия между ними по разным показателям, начиная от природных ресурсов и заканчивая национальным характером. И тем не менее "крайности сходятся". Отношения между двумя странами континента никогда не были абсолютно безоблачными, груз прошлого давал о себе знать, снова и снова приходилось начинать с чистого листа. Когда-нибудь придётся разбирать завалы в отношениях РФ и ФРГ, созданные во многом по инициативе последней и означающие отступление от прогресса в международном сотрудничестве.
Экономика превыше всего
В экономической науке есть ряд вопросов, по которым участники дискуссии не могут достигнуть согласия. Это как влияют военные расходы на экономику страны, а конкретно - на национальный научно-технический прогресс? Одни экономисты (и не только) считают, что эти затраты способствуют продвижению вперёд, тогда как другие не разделяют такую точку зрения. Иногда неправомерно сопоставляются факты очевидные и неочевидные. Например, производство вооружений является прямой потерей для народного хозяйства, тут и спорить нечего. Но она, мол, компенсируется ростом производительности труда благодаря новым открытиям в научно-технической сфере. Эти открытия либо недоступны для гражданских отраслей, либо материализуются в предметах двойного назначения. Что перевешивает в конце концов на макровесах - плюсы или минусы, так и остаётся вещью в себе.
Есть, однако, интересный феномен, он реализуется на практике и служит предметом внутренней и внешней политики. Имеется в виду позиция Германии, которая вызывает международные дебаты. Суть западной критики сводится к тому, что ФРГ недостаточно тратит средств на военные цели - 1,2% валового внутреннего продукта (2016 г.).
После объединения Германии произошло сокращение численности бундесвера с 600 тыс. в 1990 г. до нынешних 178 тыс. военнослужащих1. Между тем, обладая мощным экономическим потенциалом, она могла бы, как считается, ассигновать "на войну" значительно больше, чем сейчас. На это, в частности, указал президент США Дональд Трамп и в своей манере потребовал увеличения для ФРГ и других европейских партнёров доли военных расходов до 2%. Сейчас этому критерию отвечают лишь несколько государств (США, Великобритания, Польша, Греция, Эстония). Сами США намного превышают 2-процентный показатель. Заявление американского президента, многократно повторенное, подстегнуло ход обсуждения этого вопроса, в том числе на высоком уровне. Блок ХДС/ХСС устами Ангелы Меркель хотя и не отверг эти два процента (он и не мог это сделать, поскольку страны НАТО взяли на себя это обязательство), но отодвинул на дальнюю перспективу. Было обещано лишь медленное приближение к решению поставленной задачи, а по сути он не счёл нужным рассматривать этот вопрос как актуальный.
Социал-демократы, возглавлявшиеся некоторое время провальным кандидатом в канцлеры на выборах в бундестаг в сентябре 2017 г. Мартином Шульцем, высказали свои возражения по поводу призыва Трампа. Министр иностранных дел ФРГ
1 См. Подробнее о бундесвере: Weissbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin, 2016.
(СДПГ) Зигмар Габриель подчеркнул, что никакая другая страна так сильно не заинтересована в политике разрядки в отношении России как Германия, экономически и политически. Он не согласился с провозглашённой формально позицией Меркель о повышении военных затрат. По его словам, это не имеет смысла, когда эффективность потраченных средств составляет примерно 15%. "Удвоить эффективность было бы разумнее", - отметил он. От увеличения военной самостоятельности Старого Света, добавим, выиграет больше всего заокеанский партнёр, поскольку на рынке вооружений он преобладает как продавец. К нему и придётся обращаться союзникам. Взаимозависимость приносит выгоду более сильному. В результате создания новой "большой коалиции" произошла смена лиц, но не позиций участвующих в ней сторон.
За наведение порядка в военном оснащении выступают и некоторые европейские деятели, например Вольфганг Ишингер, председатель Мюнхенской конференции по безопасности. Сейчас, пишет он, каждая страна сама определяет, какое оружие приобрести, а от какого отказаться. "Большего хаоса вряд ли найти" [WirtschaftsWoche, 2015, №38: 10].
Какой вывод следует отсюда? Вопрос почти риторический, так как ответ дан нежеланием (элитных кругов) ФРГ усиливать милитаризацию страны. Чтобы не дискредитировать себя в глазах союзников своим "пацифизмом", немецкие деятели ссылаются на фашистский период, на необходимость преодоления прошлого. Если действовать иначе, то "нас не поймут" - такова немецкая аргументация в пользу сдерживания военной составляющей. Немцы почувствовали более высокую сравнительную пользу от гражданских отраслей, чем от военных, и проявляют упорство. Если естественной целью мирного производства является прибыль, то военные приготовления приводят к экономическому ущербу. Как и полагается, согласно бюджетной классификации, статьи дохода и прихода находятся в противоположных разделах бюджета. "Европейцы думают, что они могут за счёт Америки быть в безопасности, не внося платы за это", - пишет британский журнал [The Economist, 2014: 9].
В 1950-1960-е гг. в экспертных оценках встречалась фраза "Куда идёт ФРГ". До объединения в 1990 г. она не была ещё полностью суверенным государством, но можно было видеть "птичку по полёту", что выразилось во вступлении в организации, которые дружественными по отношению к Москве назвать нельзя, это НАТО и Европейский союз. Будучи первостепенной европейской державой и обретя защиту со стороны США и всего этого блока, она сознательно сделала ставку на экономику и не даёт партнёрам сбить себя с пути. Если в Североатлантическом альянсе тон задаёт заокеанская держава, то в интеграционной Европе решающее слово принадлежит Германии. Это значит, что за успехи и неудачи интеграции отвечает она, равно как и за сам факт существования ЕС.
Термин "экономическое чудо" закрепился за ФРГ в связи с динамикой ВВП в первые послевоенные годы, хотя нужно учитывать то, что восстановление даёт опережающие темпы по сравнению с новым строительством (заметим, что концом чуда можно считать экономический полномасштабный кризис в 1967 г., когда индекс падения производства составил - 2,4%). Иногда этот термин применяют и в отношении нынешней германской экономики, несмотря на более скромные показатели, 2,2% ВВП в 2017 г., Совет экономических экспертов ("совет мудрецов") про-
гнозирует рост валового продукта в 2018 г. также в размере 2,2%1. Как бы то ни было, экономическая среда ФРГ более продуктивна по сравнению со многими другими хозяйственными системами.
"Экономика - наша судьба" - слова принадлежат либеральному министру иностранных дел в Веймарской республике Вальтеру Ратенау. Он был убит в 1922 г. агентами праворадикальных и антисемитских кругов в возрасте 54 лет. Спустя десятилетия, этот призыв был взят на идеологическое вооружение федеральным канцлером ФРГ Гельмутом Шмидтом (1974-1982 гг.). Канцлер, как пишет журнал "Шпигель", всю свою жизнь помнил об экономическом упадке Веймарской республики, который начался мировым кризисом 30-х годов и закончился приходом к власти национал-социалистов. "Шмидт опасался повторения истории. Он боялся закончить как Генрих Брюнинг, который вследствие неправильных экономических и финансовых решений существенно способствовал концу Веймарской республики" [Spiegel, 2015: 60]. Во время правления самого Шмидта ухудшился ряд макроэкономических показателей: возросла доля безработных, увеличился бюджетный дефицит, поднялась инфляция [Spiegel, 2015: 62]. Всё это следует отнести к типичным проблемам рыночного хозяйства. Суть, однако, состоит в том, что выход из трудного положения виделся в перегруппировке экономических факторов, а не на путях всегда убыточной милитаризации. После отставки Шмидт охотно популяризовал свои взгляды в книгах, статьях, выступлениях и называл себя экономистом мирового масштаба (Weltökonom). В знак признания его заслуг в 2017 г. была выпущена в обращение монета достоинством два евро. Можно напомнить также, что в своё время он назвал Советский Союз "Верхней Вольтой с атомным оружием".
Опора на экономику всегда оправдывает себя.
В настоящее время ФРГ выполняет критерии устойчивого экономического роста (не более 60% госдолга, 3% бюджетного дефицита, приемлемая инфляция), чего нельзя сказать о ряде других стран. Однако к ним не применяют штрафные санкции, как полагается, из тех соображений, что это только ухудшит положение. Здесь интересно отметить создание аналогичной системы в Евразийском экономическом союзе со следующими индикаторами: годовой дефицит консолидированного бюджета сектора госуправления не превышает 3% ВВП; долг сектора госуправления не превышает 50% ВВП; уровень инфляции в годовом выражении не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение. В связи с некоторыми проблемами поднимается вопрос о целесообразности пересмотра самих критериев [Евразийская экономическая интеграция: 35-36].
Своё превосходство ФРГ реализует в большой степени через внешнеэкономические каналы. Её главными партнёрами выступают высокоразвитые в экономическом отношении страны.
1 Совет экономических экспертов был создан в 1963 г. по инициативе Людвига Эрхарда. В его задачи входят мониторинг текущей экономической ситуации и ознакомление широкой общественности с предложениями в решении возникающих проблем. Он имеет свой бюджет, персонал и считается независимым органом. Иногда в Совете возникают разногласия, и тогда несогласные члены совета выступают со своим особым мнением.
Современная Европа, 2018, №3
Таблица 1.
Важнейшие торговые партнёры ФРГ, 2015_
экспорт импорт
1. США 1. Китай
2. Франция 2. Нидерланды
3. Соединённое Королевство 3. Франция
4. Нидерланды 4. США
5. Китай 5. Италия
6. Австрия 6. Польша
7. Италия 7. Швейцария
8. Польша 8. Чешская Республика
9. Швейцария 9. Соединённое Королевство
10. Бельгия 10. Австрия
Источник: Deutscher Aussenhandel: Export und Import im Zeichen der Globalisierung. 2017/ Statistisches Bundesamt: 11.
Больше половины экспорта приходится на четыре группы товаров: автомобили и запасные части, оборудование, химические товары, электронные и оптические изделия [Deutscher Aussenhandel, 2017: 15].
В экспортном измерении ФРГ является ведущей державой, превосходя собственную долю в мировом ВВП.
Таблица 2.
Экспорт ФРГ, 2016, млрд евро__
Всего 1204 Азия 200
Европа 821 Америка 148
В том числе Евросоюз 708 Африка 25
Австралия и Океания 10
Источник: WISTA, 2017, № 5 / Statistisches Bundesamt: 133.
Регулярное положительное сальдо в расчётах на интернациональном рынке беспокоит её партнёров, и они призывают страну №1 в Европе либо сдерживать экспортную экспансию, либо способствовать импортным закупкам. Показателен следующий факт: первая послевоенная промышленная выставка состоялась в Ганновере в 1947 г. и была посвящена именно экспортным возможностям разделённой страны.
Вместе с тем следует особо отметить непропорционально низкую долю вооружений в мировом экспорте - 5%, что ставит её на пятое место после США - 33%, России - 25%, Китая - 6% и Франции - 6%. Определённое сдерживающее влияние в этом отношении оказывают обе христианские церкви в ФРГ, евангелическая и католическая. Они регулярно публикуют подробный отчёт о состоянии мировой торговли оружием, не скупясь на критику [81РМ... 2016: 28; Яй81:и^8ехро11;ЬегюЬ1;, 2016].
Экспорт оружия - далеко не бесспорная часть международной торговли. В частности, в ФРГ с давних пор ведётся дискуссия о плюсах и минусах продажи за рубеж технических средств военного назначения, отмечается антигуманный характер таких поставок. Власти учитывают так или иначе общественную критику и обещают избегать поставлять вооружения в горячие точки мира, что, правда, выполняется не всегда.
В общем и целом Германия обладает рядом преимуществ в экономике по сравнению с другими странами и в силу этого стремится создать условия для их реализации. Поэтому она иногда выступает против всякого рода нарушений в международном обмене, как это делает и "совет мудрецов", указывая на протекционистские тенденции. Напротив, считает он, ещё не исчерпан полностью потенциал для дальнейшей либерализации, особенно в области нетарифных барьеров, услуг и цифровой торговли [Jahresgutachten, 2017/2018: 349]. Товарный экспорт составляет в ФРГ более 80% от всего экспорта (импорт - более %), остальное приходится на услуги.
Мощные немецкие фирмы покидают страну и внедряются в зарубежную экономику, давая повод для критики в свой адрес за отсутствие патриотизма. Однако это высокое понятие не в состоянии конкурировать с выгодой от капиталовложений за границей. Так, если в автомобилестроении расходы на труд (Arbeitskosten) составляют более 40 евро в час, то в Восточной Европе - 11, а в Китае - менее 10 евро [WirtschaftsWoche, 2015, № 7: 106]. Не следует сбрасывать со счетов тот факт, что значительная часть полученных доходов переводится в страну и инвестируется уже там. Как пишет известный немецкий эксперт Райнхард Шпренгер, предприятия должны производить товары и услуги, это их экономический принцип, а мораль следует предоставить церкви.
Претензии не исчезли
Как лидер интеграционной Европы ФРГ испытывает немалые трудности в отношениях с остальными членами ЕС. Равно как и наоборот. С одной стороны, партнёры Берлина могут надеяться на германскую поддержку, когда возникнет необходимость в этом. С такой точки зрения приветствуется мощный производительный потенциал, которым обладает лидер интеграции. Как считает руководитель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: "Европа сегодня нуждается в сильном германском правительстве более чем когда-либо".
Любой сбой в политической и экономической системе воспринимается её интеграционными партнёрами с известной долей озабоченности, поскольку он, как считается, подрывает её собственную безопасность. Для иллюстрации можно привести относительную неудачу в первоначальном формировании правительства коалиции после выборов в бундестаг в сентябре 2017 г. Казалось бы, имел место случай, предусмотренный Основным законом, однако, он вызвал немалое напряжение в европейских столицах. В условиях частичной недееспособности канцлера Меркель
и кабинета в целом союзники, оказавшись без присмотра, пребывали в состоянии неопределённости. Да и в самой Германии не обошлось без политического драматизма. Президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер определил создавшуюся обстановку, как "крупнейший со времён Гитлера политический кризис"1.
С другой стороны, возросли сомнения относительно правильности курса, проводимого Берлином, а некоторые страны открыто демонстрируют недоверие к ФРГ. Разногласия существуют по ряду важных пунктов: это миграционная политика с её квотами на приём беженцев, оборонный курс (СДПГ призывает к выводу из страны американского ядерного оружия), экономическая "скорая помощь", в основе которой лежит жёсткая экономия, вредная в период кризиса (например, в отношении Греции). Используя интеграционные рычаги (комитеты, комиссии, фонды), ФРГ пробивает выгодные ей решения. Небезынтересны рекомендации некоторых экспертов, касающиеся того, как ФРГ могла бы избавиться от своих "недостатков" и улучшить свой имидж. Предлагаются такие меры, как усиление коллегиальности, повышение значимости своих партнёров, создание европейских структур и достижение соглашений, которые не выдвигали бы Германию так явно на передний план [Демесмей, 2017].
Сохранится ли в дальнейшем существующее предпочтение экономики перед милитаризмом? Это тема большой политики, и ответ зависит от многих факторов. С недавнего времени в общественную дискуссию вброшен тезис о том, насколько целесообразно возможное приобщение Германии к ядерному оружию. Дополнительно масла в огонь добавила канцлер А. Меркель, заявив, что Европа в военном обеспечении не может больше полагаться на других (имеются в виду США) и что ей надо консолидировать усилия в этом направлении. Отсюда, однако, не вытекает предре-шённость вопроса, и скорее всего дискуссия закончится ничем. Обладание ядерным потенциалом требует огромных средств на обслуживание и модернизацию, а сам он становится первоочередной мишенью при возникновении межгосударственных конфликтов. Расшатывается система международной безопасности, которая худо-бедно существует благодаря деятельности разных стран и организаций.
Нетрудно представить себе и другое. Ядерные бомбы в руках ФРГ усилят недоверие к её политике в различных кругах внутри страны и за рубежом на фоне военных приготовлений. Учитывая прошлое, страна не может позволить себе бряцать оружием, на этот раз ядерным. Ей это не нужно. Как заявляют сами немцы, они живут ныне в таких благоприятных условиях, каких никогда раньше не существовало. Было бы опрометчиво, считают они, рисковать достигнутым благополучием2.
1 Состоявшиеся в сентябре 2017 г. выборы в бундестаг не выявили явного победителя, который смог бы сформировать правительство, не прибегая к созданию коалиции с другими партиями. Блок ХДС/ХСС получил 32,9%, СДПГ - 20,5%, Альтернатива для Германии -12,6%, Свободные демократы - 10,7%, Левая партия - 9,2%, "зелёные" - 8,9%. Первоначальные консультации ХДС/ХСС с "зелёными" и либералами закончились безрезультатно. Образовать дееспособный кабинет удалось со второй, затянувшейся на полгода попытки, когда была создана в бундестаге большая коалиция ХДС/ХСС и СДПГ.
2 Вместе с тем не следует переоценивать степень этого благополучия. Согласно немецкой официальной статистике, 19,7% населения страны, или 16 млн человек, живут в условиях бедности или социальных лишений (Ausgrenzung). В целом по Евросоюзу этот показатель
Современная Европа, 2018, №3
Если верить сообщениям, то "Франция дважды предлагала Федеративной республике принять участие в своей ядерно-оружейной программе. Первый раз это было в 1960-х годах: соответствующее предложение сделал канцлеру Людвигу Эрхарду президент Шарль де Голль. Вторую попытку предпринял в 2007 г. Николя Саркози в ходе переговоров с Ангелой Меркель". Эксперт полагает, что последует третья попытка, на этот раз инициативу проявит германская сторона ["Московский комсомолец", 07.08.2017]. Но приходится сомневаться, что ФРГ решающим образом сменит свой политический курс. Можно согласиться с известным германистом В.М. Фалиным, который высказал следующую точку зрения: "Военным путём, я уверен, Германия никогда больше не пойдёт. Немцы умеют учиться у истории. Они будут наращивать своё влияние, используя своё выгодное географическое положение, свои интеллектуальные, научно-технические возможности, свою знаменитую дисциплину. То положение, которое они занимают сегодня в Европе, показывает, что этот путь намного эффективнее военного" ["Московский комсомолец", 11.09.2015].
Несмотря на то что после объединения Германии прошли десятилетия, по-прежнему даёт о себе знать раздвоенность страны. Она выражается в непреодолённых экономических и других различиях между западной и восточной территориями, то есть между прежними ФРГ и ГДР. Федеральное правительство публикует объёмный отчёт о состоянии германского единства, где даёт подробную сравнительную характеристику обоих регионов каждый год 3 октября1 [Jahresbericht, 2017]. Как заявляется, страна находится на пути к завершению немецкого единства. Однако это движение вопреки ожиданиям продвигается весьма медленно и грозит растянуться на очередные десятилетня. Такой интегральный показатель, как ВВП в расчёте на душу населения составлял в Восточной Германии в 2016 г. 73,2% от соответствующего показателя по Западной Германии. В своё время руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт провозгласил не оправдавший себя лозунг "перегнать, не догоняя". Причины отставания, во-первых, в преобладании мелкого производства в новых землях и, во-вторых, в том, что там слабо представлены крупные предприятия. Ни одна из расположенных на востоке фирм не участвует в биржевом индексе DAX-30. Находящиеся в новых землях филиалы крупных концернов зависят от своих штаб-квартир и ограничены в своих решениях. Вместо провозглашённого немецкого единства в объединённой Германии появился феномен раскола населения на весси и осси, что проявляется и в большой политике. В целях сокращения разрыва между двумя частями страны в 1991 г. был введён "налог на налог" в размере 5,5% от подоходного налога, так называемая плата за солидарность, или "золи". Ввиду недовольства населения этот налог со временем будет упразднён.
Заключение, которое можно сделать из приведённых сопоставлений, неоднозначно. Новые земли ухудшают общегерманские показатели, как бы тормозят прогресс, представляют собой гирю на ногах экономического гиганта, каким является современная ФРГ. В то же время восточная группа земель являет собой мощный нерастраченный резерв укрепления страны, который может раскрыться при определённых обстоятельствах и адекватной политике.
равняется 23,5%. К ним, понятно, не относится крылатое выражение Людвига Эрхарда, а именно: справиться с богатством - тоже проблема.
1 3 октября отмечается в ФРГ как День германского единства (Tag der Deutschen Einheit).
Современная Европа, 2018, №3
Некоторым указанием на такой возможный поворот событий может служить динамика внешней торговли в новых землях и Западной Германии. Если в 1991 г. доля зарубежного товарооборота в валовом продукте этих земель (Gesamtwirtschaft) составляла всего лишь 8,2%, то в 2016 г., испытав ряд падений, - 24,8%. Скорость Западной Германии была скромнее - 19,9 и 32,4%. Сходная картина наблюдалась и в обрабатывающей промышленности. Не исключено, что "навсегда отставшая" Восточная Германия может со временем создать и реализовать свои преимущества. Неравномерность развития, будучи всеобщим объективным законом, проявляет себя как на международных, так и региональных уровнях. Неравномерность приводит попеременно одни страны к революциям, другие страны к застою или распаду. Нередки и войны по этой причине.
Высокий общий уровень экономического развития ФРГ сочетается с большими различиями показателей по землям. Отсюда вытекает необходимость централизованного перераспределения ресурсов, что в борьбе за кусок пирога нередко сопровождается трениями между самими землями. К числу регионов-доноров относятся Бавария, Баден-Вюртемберг, Гессен, а к регионам-реципиентам - остальные 13 земель, в том числе Берлин, больше всех получающий денег из казны (2013 г.).
Проблема беженцев из других стран вызывает большие дискуссии в немецком обществе. Происходит увеличение численности иностранцев в стране, что влечёт за собой рост недовольства коренного населения. Раскол обозначился не только внизу, но и в верхах, в правящем истеблишменте. В 2010 г. тогдашний президент ФРГ Кристиан Вульф заявил, что ислам является частью Германии. Ещё раньше высказались в том же духе и другие деятели. Такое утверждение было неоднозначно встречено в высших кругах. В 2018 г. министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехо-фер решительно возразил, сказав, что ислам не является частью Германии. Споры продолжаются. В настоящее время численность мусульман в стране составляет 4,5 млн, или 5,4%. Стоит добавить, что федеральный министр в ФРГ обладает большими полномочиями. Как отмечает Ганс-Дитрих Геншер, в течение 23 лет входивший в правительство, "наша Конституция предоставляет членам федерального правительства в высшей степени сильную позицию. Каждый министр руководит своим ведомством под собственную ответственность. У федерального канцлера нет права давать указания министру. У каждого из них сильная позиция, в том числе по отношению к главе правительства" [Геншер Ганс-Дитрих, 2014: 160].
Желудок добра не помнит - гласит пословица. Несмотря на все старания искупить вину за прошлое, подкреплённые экономическими дотациями, Германия время от времени подвергается проработке со стороны своих партнёров. Ей напоминают, что она по-прежнему не полностью расплатившийся должник.
Греция уже в течение ряда лет требует от ФРГ выплаты военных репараций. Говорят, что требуемой суммы достаточно для преодоления затяжного экономического кризиса в стране. Власти ФРГ считают вопрос о репарациях закрытым. Как бы то ни было, он по-прежнему остаётся раздражителем в отношениях двух государств.
Аналогичные требования выдвигает Польша. Правящая партия "Закон и справедливость" в лице её руководителя Ярослава Качиньского не признаёт соглашение 1953 г. об отказе от немецких репараций, объявляя его несправедливым, как заключённое "по указанию из Москвы". Чтобы придать этому вопросу международное звучание и заручиться поддержкой извне, польская сторона намеревается приоб-
щить к делу иностранных экспертов, в том числе из ФРГ. Однако Берлин отклоняет всякие претензии к себе.
Образование Европейского союза обосновывалось разными обстоятельствами, среди которых главными были следующие: путём переплетения экономик навсегда устранить межстрановые противоречия, особенно между Германией и Францией, и тем самым изгнать войну из Европы; сплочение рядов перед советским вызовом, как они его понимали. Со временем возник новый важный фактор - растерянность перед будущим. Незадолго до своего ухода с поста президента страны в 2016 г. Иоахим Гаук призвал европейские страны приостановить дальнейшую интеграцию, чтобы осмыслить накопившиеся проблемы и пути их решения. Не только малые государства, но и относительно крупные опасаются оказаться на периферии мирового развития, затеряться в потоке глобализации. В связи с этим обозначилось очередное противоречие. Так, государства стремятся сохранить свою суверенную сущность, свою культуру, язык, то есть сохранить себя. О самоликвидации, понятно, никто не говорит. Но интеграционная мясорубка живёт за счёт отбираемого суверенитета, чтобы противостоять любым перипетиям в будущем. Тем самым члены альянса должны действовать на два фронта: на внешнем отбиваться объединёнными силами,
держаться вместе, а на внутреннем стремиться к максимальной открытости.
* * *
Германизация Европы - вполне очевидный процесс, характер которого изменился по сравнению с прошлым. На первое место выдвинулись невоенные факторы. Происходит трансформация Европы в интересах прежде всего самой мощной страны Евросоюза. Конечно, это не линейное движение, а, скорее, сочетание разных составляющих процесса, ведущих к выгоде. Термин "оптимизация Европы" достаточно точно отражает специфику отношения ФРГ к другим членам интеграционного объединения. Она получает с них ренту за своё превосходство, или, иначе выражаясь, благодаря их слабости. Государство-завоеватель ставит себе на службу трофейные средства, усиливая тем самым свой потенциал. ФРГ не надо никого завоёвывать, её действия легализованы и дают за чужой счёт существенный прирост производства. Как бы то ни было, в недалёком будущем произойдёт очередное расширение ЕС, и таким образом новым членам будет обеспечено германское покровительство. Ситуацию комментирует известный немецкий эксперт, в прошлом статс-секретарь министерства финансов, Хайнер Флассбек: "Циничная немецкая логика состоит в том, что сначала мы делаем всё, что нам подходит, а остальные потом должны приспосабливаться" [Der Spiegel, 2018: 75].
В советской и российской научной литературе германистика традиционно занимала видное место. Интерес к ней сохраняется и поныне. Перечень коллективных и индивидуальных трудов по этой тематике постоянно пополняется новыми работами. В 2017 г. вышла в свет монография известного учёного Н.В. Павлова под говорящим названием "Россия и Германия. Несостоявшийся альянс (история с продолжением)". Книга заслуживает высокой оценки. Без преувеличения можно сказать, что она является энциклопедией российско-германских отношений от Киевской Руси до наших дней. Вместе с тем там содержится тезис, с которым вряд ли можно согласиться. Он гласит: "Время, когда от состояния отношений между Россией и Германией, Советским Союзом и ФРГ зависели мир и спокойствие на континенте, прошло" (С. 549). Представляется, однако, что не прошло. Исключительно
важно не только держать в уме непреходящую ценность этих отношений, но и прилагать усилия по их внедрению в реальную жизнь. Было бы ошибочно сознательно отказываться от укрепления и расширения сотрудничества между двумя крупнейшими континентальными державами - РФ и ФРГ - и априори ставить крест на альянсе, который, возможно, ещё когда-нибудь состоится.
Список литературы
Демесмей К., Пуглирин Я., Раппольд Ю. (2017) Знать меру. Германия должна изменить свой стиль поведения как лидера в Европе (http://www.ipg-journal.io).
Геншер Г.-Д., Линднер К. (2014) Наводить мосты: два поколения, одна страсть. М.: Фонд Либеральная Миссия.
Евразийская экономическая интеграция. (2017) Доклад №43 / Евразийский банк развития.
Мир перемен (2016) №2. С. 42.
Московский комсомолец, 07.08.2017.
Тихонов Ю.Н. (2012) Засекреченный город. Липецк.
References
Demesmej K., Puglirin YA., Rappol'd YU. (2017) Znat' meru. Germaniya dolzhna izmenit' svoj stil' povedeniya kak lidera v Evrope (http://www.ipg-journal.io).
Gensher G.-D., Lindner K. (2014) Navodit' mosty: Dva pokoleniya, odna strast'. M.: Fond Liberal'naya Missiya.
Evrazijskaya ehkonomicheskaya integraciya. (2017) Doklad № 43 / Evrazijskij bank razvitiya.
Mir peremen (2016) № 2. S. 42.
Moskovskij komsomolec, 07.08.2017.
Tihonov YU.N. (2012) Zasekrechennyj gorod. Lipeck, 2012.
Deutscher Aussenhandel: Export und Import im Zeichen der Globalisierung. (2017)/ Statistisches Bundesamt.
Der Spiegel (2018) № 10.
Gehrcke W., Reymann Ch. (2017) Deutschland und Russland - Wie Weiter? Edition Berolina, 2017.
Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017.
Jahresgutachten 2017/2018 / Sachverständigenrat.
OESD - Wirtschaftsausblick. Vorläufige Ausgabe. Nov. 2017.
Rüstungsexportbericht. 2016 / Gemeinsame Konferenz Kirche und Entwickling (GKKE), 12 Dez. 2016, Berlin.
The Economist, May 3rd 2014.
SIPRI Fact Sheet. Febr. 2016.
Spiegel, Biografie, 2015, №1.
WirtschaftsWoche, (2015) № 7; № 38.
Germany: Optimization of Europe
Author. Fyodorov V. Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Member of the Executive Board of the Institute of Europe. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article explores actual problems of Germany. It stresses its moderate policy in terms of military costs, which is subject of US criticism. Germany realized higher comparable value of civil branches compared with military ones and it is persistent in promoting this course. The author remembers the words by Walther Rathenau: "Economy is our destiny". This idea was supported by Chancellor Helmut Schmidt. The article dwells upon significant difficulties in relations between German and other members of the EU. Another issue is a thesis, which has been publicly discussed, about nuclear weapons and German interests. One more point of concern is that some European countries (Greece, Poland) have raised a topic of German military reparations. The author assesses the state of Russian-German relations and economic sanctions against Russia.
Key words: Germany, economy, military costs, reparations, nuclear weapons, Russian-German relations.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320180515