Научная статья на тему 'Финансы Евросоюза: Еврозона и великобритания в период кризиса'

Финансы Евросоюза: Еврозона и великобритания в период кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЛАН ПОДЪЕМА ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / НАЛОГИ / ECONOMIC CRISIS / EUROPEAN ECONOMIC RECOVERY PLAN / NATIONAL STIMULUS PACKAGES / PUBLIC FINANCES / GOVERNMENT DEBT / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Елена Александровна

В статье рассматривается финансовое положение ведущих стран зоны евро и Великобритании, представлен анализ их антикризисных мер. Рассмотрены особенности европейского антикризисного плана, представлен прогноз экономического развития до 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial system of the European Union: The Eurozone and Great Britain in the period

The financial situation of the leading countries in the euro zone and the United Kingdom are examined, main features of their anti-crisis programs are analyzed. Key points of European economic recovery plan are discussed. The review contains also main economic indicators of these countries up to 2011.

Текст научной работы на тему «Финансы Евросоюза: Еврозона и великобритания в период кризиса»

Е.А. Сидорова

Финансы Евросоюза: Еврозона и Великобритания в период кризиса

Аннотация. В статье рассматривается финансовое положение ведущих стран зоны евро и Великобритании, представлен анализ их антикризисных мер. Рассмотрены особенности европейского антикризисного плана, представлен прогноз экономического развития до 2011 г.

Abstract. The financial situation of the leading countries in the euro zone and the United Kingdom are examined, main features of their anti-crisis programs are analyzed. Key points of European economic recovery plan are discussed. The review contains also main economic indicators of these countries up to 2011.

Ключевые слова: экономический кризис, европейский план подъема экономики, национальные стабилизационные программы, государственные финансы, государственный долг, налоги.

Keywords: economic crisis, European economic recovery plan, national stimulus packages, public finances, government debt, taxes.

По оценкам МВФ, ВВП в развитых странах в 2009 г. сократился на 3,8% [World Economic Ontlouk Update, p. 4]. К 2010 г. стало ясно, что Евросоюз проходит проверку типа «краш-тест». К такого рода испытаниям на прочность можно отнести: осень 2008 г. - разворачивание активной фазы кризиса с немедленной реакций на него ЕС; апрель 2009 г. - саммит «большой двадцатки» (G20), показавший неспособность ЕС-27 занять единую позицию по ряду важных вопросов; декабрь 2009 г. - вступление в

силу Лиссабонского договора1, который затронул ключевые аспекты работы ЕС. Наконец, в начале 2010 г. впервые обнаружились серьезные проблемы у евро.

Названные события показывают, что затронуты не только сугубо экономические, но и институциональные основы ЕС. Следуя логике от общего к частному, в данной статье сначала рассматриваются наднациональные проблемы, а затем - национальная специфика по странам.

Размах кризиса во многом обусловлен интенсивным ростом экономики с начала «нулевых» годов. По данным Еврокомиссии (ЕК), реальный ВВП Евросоюза только за 2009 г. сократился на 4,4%, а дефицит в зоне евро составил около 4% ВВП [Quarterly Report.., р. 12]. Основной критерий Пакта стабильности и роста (ПСР, 1997)2 (дефицит госбдюджета не должен превышать 3% ВВП) отменили после того, как стало ясно, что большинство не сможет удержаться в его рамках.

Европейский антикризисный план, ПСР и Общий бюджет

Европейский план подъема экономики (European Economic Recovery Plan, EERP) стал реализовываться с осени 2008 г., когда ЕК предложила немедленное бюджетное стимулирование в 200 млрд. евро (1,5% ВВП ЕС-27) [European economic recovery plan, р. 2].

Основа плана - восстановление доверия к финансовой системе. Наряду с этим происходили стимулирование спроса и стаби-

1 Называемый также Договором о реформе (ДР). Новый основополагающий договор, уточняющий природу, сферу ведения, компетенции, а также изменяющий механизм функционирования ЕС.

2 Пакт стабильности и роста - соглашение стран ЕС по поводу ограничения определенных экономических показателей с целью создания Экономического и валютного союза (ЭВС), эффективного функционирования национальных экономик. ПСР сфокусирован на финансовой политике. После расширения 2004 и 2007 гг., и особенно с началом кризиса, в ПСР сошлись самые острые политико-экономические проблемы ЕС. ПСР является жесткой «уздой» в условиях циклического развития экономики, его дисциплина не позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры. (См. подробнее: Сидорова Е.А. Крупнейшие страны ЕС: Проблемы бюджетной политики// Современная Европа. - М., 2008. - № 4 [36], октябрь-декабрь. - С. 103-106.)

лизация рынка труда. Рассчитанный на два года (2009-2010) план равен 5% ВВП ЕС. Сюда входят эффекты от встроенных стабилизаторов (2,7%), национальные антикризисные планы (1,8% ВВП), а также внебюджетные меры (0,5%) [Buti, р. 9].

Структура EERP, представленная в табл. 1, показывает примерно равное распределение средств по ключевым сферам. Если же рассматривать план по видам мер, то свыше 60% отводится новым действиям. Влияние антикризисных мер на экономический рост различается по странам, но в среднем оценивается в 1,0% ВВП в 2009 и 0,3-0,6% - в 2010 г. [Economic crisis in Europe , р. 66-68].

Таблица 1

Структура Плана подъема европейской экономики по основным направлениям поддержки (%)

Промышленность 29

Рынок труда 22

Инвестиционная активность 26

Стимулирование покупательной способности населения 22

Источник: Buti M. EMU in times of economic and financial crisis. ECFIN, European Commission. - Brussels, 2009, July. - Р. 38.

Современный кризис для ЕС обладает важной характеристикой: основной удар приходится на систему госфинансов. Современная рецессия продемонстрировала потребность в четко скоординированных действиях. Представляется, что антикризисное управление должно включать ряд блоков, из которых важнейшие -предотвращение кризиса, а также контроль и смягчение его последствий.

Первый блок отображает коллективную точку зрения на причины кризиса. Он включает совокупность мер, способных предотвратить рецидив кризиса. Контроль и смягчение кризисных эффектов касаются мер по минимизации ущерба и социальных последствий. Основная цель - стабилизация финансовой и хозяйственной системы в целом в краткосрочной перспективе. Следует соблюдать баланс между национальными антикризисными программами, распространяя эти меры по всем странам ЕС. Антикри-

зисные планы правительств должны отражаться на налогоплательщиках с минимально негативным эффектом.

В среднесрочном периоде аналитики ЕС считают наиболее важными для определения перспектив развития экономики два показателя: состояние рынка труда и размер государственного долга (см. табл. 2).

Таблица 2

Безработица и государственный долг в ЕС-27 и еврозоне

(%, цепные)

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Норма безработицы ЕС-27 -2,3 -1,3 0,3

Еврозона 9,5 10,7 10,9

Госдолг к ВВП ЕС-27 73,0 79,3 83,7

Еврозона 78,2 84,0 88,2

Источник: European Economic Forecast. DG ECFIN. - 2009. - P. 21.

Рынок труда оказался в несколько более устойчивом состоянии, чем ожидалось, во многом благодаря краткосрочным реформам, проведенным в ведущих странах ЕС до начала кризиса. Их позитивный эффект пришелся как раз на время рецессии, в определенной степени снизив напряженность. В качестве примера можно привести ФРГ, где реформы проводил еще кабинет Шрёде-ра, а лавры достались правительству Меркель1.

В сфере госфинансов дела обстоят хуже. Особенно трудно приходится странам, чей государственный долг был велик и до начала кризиса - им весьма трудно будет приводить в порядок свои финансы. Если существующая тенденция сохранится, то ЕС может оказаться в положении, показанном на графике.

1 Правда, в 2010 г. Конституционный суд в Карлсруэ признал основные положения реформы Harz IV противоречащими Основному закону, что уже вызвало раскол в коалиции. - См.: Hartz-IV-Sätze sind verfassungswidrig. - Mode of access: http://www.tagesschau.de/inland/hartzvierurteil102.html; Merkel distanziert sich persönlich von Westerwelle. - Mode of access: http://www.faz.net/s/ Rub594835B672714A1DB1A121534F010EE1/Doc~E3EC01D793DAA4E7398638585 9576A8F1~ATpl~Ecommon~Scontent.html).

График

Возможная динамика государственного долга при отсутствии структурных реформ

2007 2012 2017 2022 2027 2032 2037 2042 2047 2052 2057

Источник: Buti M. The spread of the crisis. Е££ее1 of the crisis on public finances. European Parliament. DG economic and financial affairs. European Commission. - 2010. - Р. 10.

Госдолг в еврозоне приблизится к 100% ВВП к 2014 г., в некоторых крупнейших экономиках ОЭСР положение сложнее уже сейчас. Дефицит бюджета в Евросоюзе составит в 2010 г. около 7,5% ВВП (7% по еврозоне). В 2008 г. эти цифры были почти втрое меньше - 2,25 и 2% соответственно. Ухудшение произошло из-за трех основных факторов.

Во-первых, значительных размеров антикризисных пакетов в национальных экономиках. Многие страны ЕС применили стимулирующие меры для поддержания доверия, устойчивости рынка труда, покупательной способности населения. Наиболее пострадавшие от кризиса страны имеют весьма ограниченные возможности для внедрения антикризисных мер. Кроме того, заявлены структурные реформы на средне- и долгосрочную перспективу.

Во-вторых, отрицательную роль сыграли автоматические стабилизаторы. Резкий экономический спад спровоцировал сокращение налоговых доходов и рост социальных расходов. Влияние встроенных стабилизаторов на бюджет оценивается в 2,5 п.п. от ВВП на 2009-2010 гг.

В-третьих, сократились доходы: их отношение к ВВП в ЕС составило 43,5% в 2009 г., а в 2010 г. предполагается их снижение до 43,25% [European economic forecast, р. 2, 31].

Не последнюю роль в построении антикризисных программ сыграл ПСР. Заместитель председателя ЕК (ныне - еврокомиссар по конкуренции) Х. Альмуниа усматривает взаимосвязь приверженности критериям ПСР, особенно в нынешний кризис, и процесса экономической консолидации и евроинтеграции [Hentschel-mann, S. 7].

Дисциплина пакта начала подвергаться пересмотру еще за несколько лет до кризиса1. Дискуссии о дальнейшем смягчении норм ПСР оставались на втором плане, поскольку на передний план выдвинулось обсуждение Лиссабонского договора. Сохранение действующих предельных значений вряд ли возможно, речь идет об их дальнейшем смягчении. Тем более что правовые основания для этого имеются [Энтин, с. 207].

В октябре 2008 г. на заседании ЭКОФИН2 было рекомендовано ослабить финансовые требования к инфляции, бюджетному дефициту и госдолгу. По результатам внеочередного саммита ЕС бюджетные ограничения на время кризиса были сняты, но все стабилизационные программы стремятся вернуть основные показатели к установленным пактом. Но и у правительств-локомотивов ев-розоны способность быстро войти в рамки ПСР ограничена. До 2005 г. ФРГ на протяжении ряда лет нарушала критерий дефицита госбюджета, а Франция вообще его игнорировала, если считала это для себя выгодным.

1 Начало изменению ПСР было положено возникновением проблем у его стран-инициаторов - ФРГ и Франции. На саммите ЕС (март 2005) реформа ПСР была одобрена. Базовые макроэкономические показатели пакта, впрочем, не изменились, просто в результате правительства получили возможность при особых обстоятельствах выходить за твердые границы бюджетного дефицита и госдолга. Решение о санкциях за нарушение условий ПСР может быть принято только с учетом динамики госбюджета (принимая во внимание хозяйственный цикл), а также - что очень важно - в какой мере дефицит связан с мерами по стимулированию производительности труда.

2 Министры экономики и финансов каждого государства ЕС, которые координируют разработку и проведение экономической политики, принимают решения о ПСР и применении договора.

Очевидно, пора приступать к разработке новых критериев. Саммит «большой двадцатки» в Питтсбурге (2009) сосредоточился на финансовом кризисе, чтобы смягчить последствия рецессии и избежать развала финансовых систем. Принятые меры показали достаточную результативность, но на горизонте «маячит» кризис фискальный. И тут могут возникнуть более сложные задачи, причем не только экономические, но, возможно, и социально-политические. И решать их придется не отдельным странам и даже не еврозоне, а уже на уровне ЕС в целом. Вот почему так важно навести порядок в Общем бюджете Союза.

Параллельно с принятием решения о «Финансовой перспективе» на 2007-2013 гг. главы стран ЕС договорились на заседании Европейского совета (декабрь 2005) пересмотреть политику ЕС и затраты на нее, с тем чтобы выработать рекомендации для бюджетной реформы и соответствующих изменений. Причем принятое решение предполагает не только дискуссию о доходах/расходах бюджета ЕС, но и о содержании отдельных направлений общесоюзной политики, что часто выступает источником постоянных серьезных межинституциональных конфликтов Европарла-мента и Совета министров ЕС [СшиаШ, р. 3].

Учитывая жесткую дисциплину ПСР члены ЕС рассматривают взносы в общий бюджет не как потенциально увеличивающие эффективность их госфинансов, но как расходы, сокращение которых способствует улучшению положения страны. Тем более что выгоды от евроинтеграции не сразу отражаются на госфинансах.

Общий бюджет ЕС чуть выше 1% валового национального дохода (ВНД) ЕС-27, несмотря на большой скачок евроинтеграции (вошли страны со значительно меньшими доходами, чем ЕС-15) и обострившиеся (особенно в кризис) вызовы глобализации. Структура общего бюджета показывает удивительную устойчивость как к внутренним (расширение), так и внешним (мировой кризис) проблемам.

Несмотря на жаркие споры (правда, никто не критиковал ОСХП так хлестко, как бывший британский премьер-министр Тони Блэр в 2005 г.), расходы по статье «Природные ресурсы» по-прежнему стабильны - на уровне 42%. Почти пятая их часть (11 млрд.) также идет «новичкам», благодаря чему средний доход фермеров в этих странах на 47% выше, чем до вступления в ЕС. 154

Еще одна вызывающая удивление статья - административные расходы - стабильно 6% бюджета, что представляется необоснованным, особенно в условиях кризиса. Невзирая на кризис, эта статья выросла по сравнению с 2009 г. на 3,87%, составив 7,9 млрд. евро.

По-прежнему незначительные средства выделяются на внешнюю политику Евросоюза и общую внутреннюю политику. Причем последняя, если судить по распределению бюджетных ассигнований, выражается главным образом в поддержке проектов, связанных с реализацией нескольких амбициозных программ. К ним относятся, например: создание Общеевропейского научного пространства - около 6,2 млрд., трансъевропейских транспортной и энергетической систем (TEN) - около 2 млрд. евро.

Такое распределение средств представляется неэффективным, поскольку в структуре общественного богатства человеческий капитал составляет, по оценкам международных экспертов, 74%, а природные ресурсы - лишь 2% [Социальное измерение европейской интеграции, с. 62]. При этом неясно, как будет осуществляться заявленная цель довести расходы на ИиР до 3% ВВП (в настоящее время - 1,9%) [So will die EU-Wirtschaft...].

Национальная специфика антикризисных программ

В антикризисной политике ЕС можно выделить две ключевые модели. Одна, англосаксонская, характеризуется массированным воздействием государства на финансовые услуги, вплоть до национализации. В рамках второй - континентальной, имеются две разновидности. Французский вариант предусматривает поддержку государством «флагманов» обрабатывающей промышленности. Немецкий вариант характеризуется меньшими масштабами государственного вмешательства, повышенным вниманием к поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Общее в моделях - усиление вмешательства в экономику с помощью госбюджета.

Особую остроту приобретают проблемы дисбаланса госфинансов: налоговая база сокращается, обязательства растут. Открытым остается вопрос, ослабит ли кризис возможности проведения структурных реформ (что в будущем негативно скажется на росте экономики) или, напротив, позволит принять меры, на которые

раньше правительства не решались [Economic crisis in Europe.., p. I, 1].

Распределение антикризисных средств основано не только на нуждах той или иной страны, но и на размере ее «финансового пространства» (fiscal space)1. Последнее характеризует способность страны допустить значительный дефицит госбюджета, не подвергая риску устойчивость своих госфинансов в целом.

Бюджетно-финансовые системы Германии и Великобритании подвергаются сильному давлению. Из ведущих стран ЕС наибольшие трудности у Великобритании. Страна, в которой финансовые услуги дают весьма значительную часть ВВП, испытывает всю тяжесть кризиса. Но и континентальная Европа находится в нелегкой ситуации. Правительственные программы по финансовой стабилизации имеют ряд пунктов. Среди них - меры по восстановлению доверия к финансовой системе, стабилизации рынка труда, налоговому стимулированию.

На мой взгляд, наиболее эффективными рычагами преодоления кризиса являются налоговые меры. Все крупные страны ЕС особое место в антикризисных планах отводят налоговому стимулированию, хотя нельзя утверждать, что они получили широкое распространение.

ФРГ

Кризис дискредитировал (по крайней мере в глазах Франции и Германии) англосаксонскую модель экономического роста, основанную на «финансовом волшебстве» и ипотечных «пузырях». В то же время германская модель показала свою жизнеспособность. Канцлер А. Меркель призвала выработать основные принципы международного экономического управления, основанные на немецком социальном рыночном хозяйстве (СРХ). Многие немцы считают, что наиболее уязвимым в кризис странам для успешного преодоления проблем необходимо следовать примеру Германии.

1 На финансовое пространство влияют следующие факторы: размер госдолга; величина условных обязательств по отношению к финансовому сектору; ожидаемый дефицит доходов, состояние платежного баланса и размер дискреционных затрат [Economic Crisis in Europe, р. 68].

Впрочем, то, что в настоящее время именуется «германской моделью», на самом деле включает совершенно негерманские элементы. За предыдущее 10-летие страна переписала свой рецепт успеха, органично инкорпорировав ряд иностранных ингредиентов (в том числе и от жестко критикуемой немцами англосаксонской модели)1. Экономическая революция, подобная «тэтчеризму» в Великобритании, в Германии отнюдь не приветствуется. «Deutschland AG»2, или система акционерного капитализма, в Германии была устранена как раз с помощью британских заимствований.

«Повестка дня 2010» (Agenda 2010), детище левой коалиции Шрёдера, пыталась многие германские экономические проблемы лечить английскими средствами. В ходе преобразований социальная защищенность безработных снизилась, но в то же время возможностей последующего трудоустройства стало больше: распределение пособий было призвано стимулировать «быстрое возвращение бенефициаров на рынок труда, а не отвлекать их от поисков работы» [Социальное измерение европейской интеграции, с. 12]. Это в сочетании с благоприятной конъюнктурой мировой торговли вывело ФРГ в лидеры Евросоюза.

Вследствие высокого уровня социальной защиты любые попытки реализовать необходимые реформы воспринимаются как покушение на социальные права, что за ряд последних лет приводило к массовым конфликтам в крупнейших странах ЕС. В 20002009 гг. доля немцев, считающих общество несправедливым, возросла почти в полтора раза - с 54 до 71% [Older and wiser...]. Это объясняется причинами как внешнего, так и внутреннего характера (не добавляют оптимизма и налоговые скандалы, обострившиеся в связи с кризисом).

1 Это почти традиционный для Германии конфликт экономических идей с Великобританией. Видный германский экономист XIX в. Фридрих Лист (чьи постулаты активно применялись канцлером Бисмарком) весьма жестко критиковал британский хозяйственный либерализм, не забывая при этом заимствовать ряд его положений (см.: Клинова М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия. - М. - ИМЭМО РАН, 2009. -С. 56).

2 Система перекрестного владения пакетами акций между банковским и промышленным секторами.

Немецкая экономика остается одной из самых стабильных в Европе, несмотря на кризис. Принятие на себя роли локомотива европейской стабилизации далось стране нелегко. Немецкие власти надеялись, что кризис обойдет их экономику стороной. Однако финансовые проблемы распространились и на ФРГ. В первое время размах кризиса был недооценен - воспринят как легкая рецессия, преодоление которой не потребует особых усилий. Но по мере развертывания «тяжелого обвала экономики» кабинет Меркель принимал довольно жесткие решения.

Следует отметить, что из-за своей экспортной ориентации ФРГ стала более подвержена глобальному торговому шоку, спровоцированному кризисом, чем прочие партнеры по ЕС. Результат -одно из самых резких среди развитых стран сокращение реального ВВП во втором полугодии 2008 г. и первом квартале 2009 г. Тем не менее немецкая экономика остается одной из самых стабильных в Европе. Уже во втором квартале 2009 г. отмечен положительный прирост ВВП, что связано со своевременными действиями правительства ФРГ - экономика оказалась в состоянии выправиться раньше, чем ожидалось.

В начале 2009 г. правительство ФРГ приняло второй антикризисный пакет мер. По результатам экстренного заседания банковскому сектору на стабилизацию финансового рынка (SoFFin) было направлено почти 500 млрд. евро (порядка 16% ВВП) с помощью созданного Специального фонда. Такого значительного стабилизационного пакета в немецкой экономике никогда не принималось (вся расходная часть бюджета-2008 составляет 283 млрд. евро) [Bundeshaushalt 2009]. Из них 80 млрд. евро (около 3% ВВП) пошли на санацию «плохих активов». Кроме того, в дополнение к действующим автоматическим стабилизаторам экономики ФРГ на 20092010 гг. приняла антикризисный пакет для госфинансов в размере 1,75% ВВП. Цель последнего состоит в стимулировании МСП, вложений в инфраструктуру и рынок труда. Впрочем, из всей стабилизационной суммы (двух конъюнктурных пакетов) собственно расходной частью стали 80 млрд. евро. Остальные средства составили основу льготных кредитов кризисным банкам.

Стабилизационный план на 65% финансируется из федерального и на 35% - из земельных бюджетов. Именно эта особенность стала причиной протеста самых богатых земель (Баварии, 158

Баден-Вюртемберга, Гессена). По их мнению, стабилизационный план должен распространяться и на земельные банки, принадлежащие правительствам земель, а не только на частные финансовые институты. Министерству финансов удалось убедить земли, что поддержка частных компаний необходима всей хозяйственной системе.

Первый план подъема немецкой экономики (октябрь 2008) преследовал три основные цели. Это - защита социального рыночного хозяйства, восстановление доверия к финансовой системе, гарантия банковских вкладов населения [Кузнецов, с. 82]. Он предусматривал оказание в 2009-2010 гг. помощи домашним хозяйствам (увеличение пособий на детей, снижение взносов на пособия по безработице) размером в 20 млрд. евро (0,8% ВВП). Затем (ноябрь 2008) в первый конъюнктурный пакет были включены программа поддержки предприятий - 17,3 млрд. евро (0,7% ВВП) и 7,2 млрд. (0,3% ВВП) государственных инвестиций. Впоследствии было решено возвратить домашним хозяйствам налог, включенный в транспортные издержки в общей сумме 3 млрд. евро (0,1% ВВП).

В начале 2009 г. входящая в правящую коалицию партия Христианско-демократический союз (ХДС) приняла второй план по стимулированию экономики (Второй конъюнктурный пакет). Он включает 10 пунктов, дополняющих принятый в 2008 г. первый антикризисный план, который жестко критиковался за «излишнюю скромность». Расходы по новому плану составили 50 млрд. евро.

В числе новых мер предусмотрено с 1 июля 2009 г. снижение подоходного налога с 15 до 14%, что обойдется государству в 3 млрд. евро в 2009 г. и в 6 млрд. - в 2010 г. Запланировано сокращение других выплат, например взносов в больничную кассу (с 15,5 до 14,9%). Около 18 млрд. евро пойдут на поддержку системы образования. Предусмотрены единовременные выплаты гражданам с детьми в размере 100 евро на ребенка, вырастут пособия по безработице гражданам с детьми. Особое внимание уделено системе сокращенного рабочего дня на предприятиях. Она должна стать более привлекательной для компаний в условиях кризиса, чем увольнения; средства на ее поддержку поступят из Федерального агентства труда. Кроме того, предприятия, которым банки отказывают в кредитах, получат по ним гарантии от правительства.

Основная часть средств (18 млрд. евро) направляется на инвестиционные инфраструктурные проекты: строительство дорог, ремонт и модернизацию детских садов, школ и высших учебных заведений, развитие сети скоростного Интернета. Кроме того, жителям ФРГ снижают объем налогов и социальных отчислений. Все эти меры рассчитаны на повышение внутреннего спроса. К сожалению, правительство не решилось пойти на значимое для жителей Германии сокращение налогового бремени. Уменьшение начальной ставки подоходного налога на 1 п.п. трудно назвать настоящей налоговой реформой.

Еще одна действенная мера - борьба против налоговых офшоров. Правительство ФРГ решилось на довольно жесткую конфронтацию с ближайшими соседями - Лихтенштейном, Люксембургом, Швейцарией. В итоге часть капиталов вернулась в страну. Очередной виток скандала пришелся на конец марта 2010 г., когда ФРГ заявила о приобретении носителя информации с данными о своих налоговых уклонистах в Швейцарии. По оценкам немецких экспертов, лица, указанные в этих материалах, вывели в Швейцарию свыше 1 млрд. евро доходов с капитала. Примечательно, что среди явившихся с повинной налоговых «уклонистов» большинство - около 3 тыс. человек - жители земли Баден-Вюртемберг, швабы, известные в своей стране как символ жадности [Fiskus konnte durch Steuersunder...].

Эксперты, в том числе в самих правящих партиях, указывают на рискованные бюджетные последствия одобренных антикризисных мер. Тем самым Германии будет все сложнее соблюдать принятые в еврозоне критерии финансовой стабильности. Еврокомиссия рекомендует ФРГ уже в 2011 г. начать стабилизацию показателей и приведение их к уровню критериев [Excessive deficit procedure steps...]. Достигнута также договоренность о повышении в расчете на каждого члена семьи доли заработной платы, с которой не взимается подоходный налог. Потолок решено установить на уровне в 8004 евро в год.

Еще одна важная, причем, давно назревшая мера - уменьшение крутизны фискальной шкалы, с тем чтобы получатель даже незначительной прибавки к жалованью не оказывался автоматически в менее выгодной для себя налоговой категории. В настоящее

время зачастую повышение зарплаты парадоксальным образом оборачивается снижением реального нетто-дохода работающего.

Стоит отметить, что состояние рынка труда в ФРГ относительно устойчиво даже во время финансового кризиса. Число безработных составляет 3,08 млн. человек и находится на уровне 16-летнего минимума. По сравнению с 2007 г. число безработных сократилось более чем на 400 тыс. человек. Относительная доля безработных составила 7,4%, что на 0,2 п.п. ниже показателей 2007 г. Впрочем, рынок труда оказался в несколько более устойчивом состоянии, чем ожидалось, во многом благодаря краткосрочным реформам, проведенным еще до начала кризиса. Их позитивный эффект пришелся как раз на время рецессии, в определенной степени снизив напряженность на рынке труда.

В любом случае для отраслей, которые нуждаются в дополнительной финансовой подпитке, правительство ФРГ готовит пакет льготных кредитов, которые помогут пережить конъюнктурный спад и сохранить рабочие места. Собственно, именно в таком выруливании из кризиса и заключается политика как немецких концернов, так и немецкого правительства, и шансы на успешное преодоление мирового кризиса выглядят весомо.

После рецессии бюджетная ситуация в ФРГ осложняется падением налоговых доходов и явно возросшими бюджетными расходами. Кроме того, сохраняющаяся (пока еще) неуверенность в окончании кризиса не способствует стабильности госфинансов. Ситуацию осложняет нарушение равновесия между бизнесом, его конкурентоспособностью, с одной стороны, и социальным государством - с другой. Это привело к падению эффективности функционирования рыночных механизмов.

В то же время заложенные в Основном законе ФРГ новые фискальные правила, предписывающие потолок структурного дефицита в 0,35% ВВП для федерального правительства (к 2016 г.) и структурно сбалансированный бюджет для земель (к 2020 г.), требуют ежегодно сокращать госрасходы на 0,2% ВВП, что и заложено в среднесрочном плане развития экономики на 2009-2013 гг. [Finanzplan des Bundes 2009 bis 2013]. Параллельно реализации антикризисных мер приходится решать вопрос о трансформации (сокращении) социального государства, которое в современном виде слишком накладно финансировать. Трудность состоит в со-

гласовании необходимой фискальной консолидации и долгосрочного экономического роста.

Таблица 3

Основные показатели развития экономики ФРГ (%, цепные)

'——.Годы Показатели ' '———_____ 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Экономический рост 3,2 2,5 1,3 -5,0 1,2 1,7

Норма безработицы 9,8 8,4 7,3 7,7 9,2 9,3

Дефицит бюджета -1,5 -0,2 -0,1 -3,7 -5,0 -4,6

Госдолг к ВВП 67,6 65,0 65,9 73,1 76,7 79,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: European economic forecast. Autumn 2009. - Directorate-General for economic and financial affairs. - Brussels, 2009. - P. 85.

Быстрый выход экономики из рецессии продолжился в третьем квартале 2009 г.: ВВП вырос по сравнению со вторым кварталом на 0,7% [Statistisches Bundesamt]. Эта тенденция объясняется тремя факторами - оживлением экспорта, изменением тренда цикла запасов, а также запуском крупных государственных инфраструктурных проектов.

Растущая безработица и окончание программы смены автомобилей, впрочем, несколько снизили ожидаемый в 2009 г. рост и, возможно, будут сдерживать его в первом полугодии 2010 г. Устойчивый подъем, по оценкам, начнется с 2011 г. Немецкий институт экономических исследований (Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung, DIW, Берлин) уже на 2010 г. дает весьма позитивный прогноз прироста ВВП - 2,2% [Statistisches Bundesamt].

По оценкам ЕК, прирост реального ВВП в 2010 г. составит примерно 1,75%. Личное потребление остается на высоком уровне, несмотря на кризис (вследствие низкой инфляции), безработица держится на сравнительно приемлемом уровне. Стабилизирующая роль личного потребления закончится в начале 2010 г., когда показатели безработицы и инфляции будут повышаться, несмотря на объявленные дополнительные налоговые льготы. В 2010 г. госинвестиции, особенно в строительство, компенсируют провал частного инвестирования; с 2011 г. ожидается его рост. 162

Учитывая структуру германской экономики, для ее устойчивого роста необходим импульс извне. Так, оживление во втором квартале 2009 г. не в последнюю очередь было стимулировано экспортом (в основном в развивающиеся страны, КНР). Правда, вклад экспорта в экономический рост пока не находится на столь высоком уровне, как до кризиса, что отражает более сбалансированную посткризисную структуру экономики страны.

Среднесрочные прогнозы развития экономики ФРГ составлены с учетом проведенных до кризиса довольно значительных реформ. Вскоре после воссоединения страны рост заработной платы (а с ней и инфляции) был весьма быстрым, но затем последовала политика сдерживания, что помогло поддержать конкурентоспособность. Снизившаяся в 1990-е годы норма сбережений домашних хозяйств вернулась к средним значениям. Бюджет удалось сбалансировать к 2007 г. (в 2004 г. его дефицит в 3,8% нарушал критерии ПСР)1.

Следует отметить, что устойчивость личного потребления в период кризиса связывается с проведенными в середине «нулевых» реформами рынка труда. Результатом стали гораздо более сбалансированные компоненты экономического роста (так, положительное сальдо счета текущих операций снизилось в 2007-2009 гг. вдвое -с 8 до 4% ВВП). После реформ среднесрочные прогнозы роста уже не страдают от внутреннего дисбаланса экономики.

В отличие от большинства стран еврозоны, кризис пока оказывает весьма ограниченное давление на рынок труда в ФРГ. Норма безработицы увеличилась всего на 1 п.п с октября 2008 г., а занятость продолжала расти даже во время спада экономики. Аналитики связывают эту ситуацию с рядом факторов. Во-первых, компании воспользовались гибкими схемами занятости - ответом на кризис стало сокращение сверхурочных работ, а не массовые увольнения. Во-вторых, учитывая трудности с наймом высококвалифицированных работников, компании предпочитают не уволь-

1 Как только Германия (и вместе с ней Франция) не смогли уложиться в 3%-ный критерий ПСР, уже в следующем 2005 г. саммит ЕС одобряет реформу пакта в «особых обстоятельствах» (см. подробнее: Сидорова Е.А. Крупнейшие страны ЕС: Проблемы бюджетной политики// Современная Европа. - М., 2008. -№ 4. - С. 105).

нять сотрудников преждевременно. Кроме того, упоминавшиеся реформы значительно снизили структурную безработицу. В период кризиса произошло резкое сокращение экономической активности в сочетании с высокой занятостью, что привело к падению производительности и скачку расходов на зарплату. Такое положение вряд ли можно счесть устойчивым, и компании неизбежно будут корректировать занятость, поэтому к 2011 г. ожидается рост безработицы. Основная задача, стоящая перед правительством в отношении рынка труда, - не допустить, чтобы циклический скачок превратился в структурную безработицу.

К началу кризиса у ФРГ были сравнительно сбалансированные госфинансы, что позволило принять значительные стимулирующие меры фискального характера. В то же время автоматически стабилизаторы, сработавшие на полную мощь в 2009, в 2010 г. уже не окажут такого влияния. На текущий год прогнозируется дефицит в 5% ВВП (за счет снижения налоговых поступлений), который к 2011 г. снизится до 4,5% благодаря дополнительным инвестиционным программам. Уровень госдолга, «подогреваемый» мерами по стабилизации финансового рынка, достигнет к 2011 г. 80% ВВП.

Бюджетная ситуация осложняется падением налоговых доходов и большими расходами. Необходимость сглаживания с помощью госбюджета негативных социально-экономических последствий неизбежно ведет к увеличению налогового бремени.

После принятия антикризисного пакета мер, а также усиления регулирования рынков, немецкая экономика не только первой начала выход из кризиса, но и «потянула» за собой другие европейские экономики. Особую надежду на оздоровление дает и тот факт, что основные финансовые проблемы немецких кредитных институтов лежат за пределами национальной экономики. Действительно, устойчивый рост экономики зависит и от стабилизации банковского сектора и свободного доступа корпораций на рынок капиталов.

В целом подъем германской экономики сейчас гораздо больше зависит от внутренних, чем от внешних факторов. Самое трудное в сложившейся ситуации - увеличивать производительность труда, которая с 1990-х годов неуклонно падает. Так, в 2009 г. производительность по сравнению с 2008 г. снизилась на 2,2% [Deutschland büßt 2009 Produktivität ein]. 164

Великобритания

К осени 2008 г. в большинстве стран ЕС не было фундаментальных причин для разворачивания столь мощной рецессии. Лишь в ряде стран, включая Великобританию, кризис начался с проблем в ипотеке. Англосаксонская модель «акционерного капитализма» оказалась весьма уязвимой, поскольку размах кризиса во многом обусловлен низким участием государства в экономике.

Нынешней рецессии предшествовал бурный подъем британской экономики, в ходе которого вызревали предпосылки спада. Нарастание диспропорций в отраслевой структуре (отрыв финансового сектора от реального) вызвало самые острые среди стран старой Европы (ЕС-15) кризисные явления.

В настоящее время положение британской экономики и бюджетно-финансовой политики сложнее, чем на континенте. Антикризисные меры тут можно подразделить на три основные группы: поддержание стабильности банковской системы; смягчение монетарной политики и, наконец (на мой взгляд, основная), - налогово-бюджетное стимулирование.

Совокупность объявленных правительством на 2009 г. мер оценивается в 1,3% ВВП. Главной является снижение на 2,5 п.п. (с 17,5 до 15%) ставки НДС (с 1 декабря 2008 г.). Мера носила временный характер: она вновь повышена до 17,5% с 1 января 2010 г. Министр финансов Великобритании А. Дарлинг, аргументируя изменение НДС, объявил лучшим и наиболее справедливым подходом выбор меры, которая коснулась бы каждого, а экономисты Сити поддержали этот шаг как «психологически привлекательный» [Darling hopes...].

Правда, стоит отметить, что этот шаг не нашел поддержки у остальных «локомотивов» ЕС. Более того, и в ФРГ, и во Франции он подвергнут критике. Греции в качестве крайнего шага для решения проблемы дефицита госбюджета, исчисляемого двузначной цифрой, ЕК рекомендовала повысить ставку именно этого налога. С 15 марта 2010 г. НДС в Греции повышен на 2 п.п. до 21% [Greece increases VAT rate...].

По оценкам британского правительства, снижение НДС обошлось в 0,8% ВВП. Предполагается, что это повлияет на цены и приведет к увеличению ВВП на 0,4% (2009). Тогда же увеличены

пошлины на алкогольные напитки (8%). Уже в ноябре 2008 г. на 4% выросли пошлины на табачные изделия. В январе 2010 г. принято решение об увеличении на 1,6% местного налога на недвижимость (council tax) [Woodcock]. С 2010-2011 ф.г. лица с годовым доходом свыше 150 тыс. ф. ст. будут половину (по ставке 50%) отдавать в казну вследствие повышения подоходного налога [Additional Rate of income tax.., p. 1].

В качестве еще одной меры запланировано увеличение государственных инвестиций на сумму в 3 млрд. ф. ст. (2010). Выделены средства и на создание новых рабочих мест, возросли (на 0,5 п.п.) отчисления работодателей на социальное страхование.

Антикризисный план предусматривает дополнительное стимулирование потребления. Так, в 2009 г. семьи с детьми получали уже с января (а не с апреля, как обычно) увеличенные семейные пособия; налоговый кредит на семьи с детьми повышен. Эти меры оцениваются в 0,02% ВВП. Их цель - обеспечить с самого начала 2009 г. повышение покупательной способности семей. Впрочем, все выплаты в 2009 г. составили в среднем на семью 60 ф. ст., что эквивалентно повышению базовой государственной пенсии.

Предусмотрена реализация намеченной еще в сентябре 2008 г. жилищной программы стоимостью в 0,05% ВВП (2009). В первую очередь это касается снижения издержек, связанных с изменением права собственности на жилье (за счет повышения порога, с которого взимается налог на продажу жилья), и поддержки домашних хозяйств, которые не в состоянии погасить ипотечные кредиты. В октябре того же года была осуществлена рекапитализация ряда крупных банков на общую сумму в 37 млрд. ф.ст. (около 41 млрд. евро). В дополнение к этому правительство представило новый план (январь 2009), предусматривающий предоставление госгарантий по банковским займам. Цель - преодолеть торможение в кредитовании экономики.

Правительство намерено заключить с банками, участвующими в реализации плана, соглашения о фиксированных (количественных) обязательствах банков в области кредитования, выполнение которых будет проверяться внешними аудиторами. В план также входит приобретение государством токсичных активов на 100 млрд. ф. ст. (110 млрд. евро). Общая сумма рискованных активов британских банков оценена в 200 млрд. ф. ст. (220 млрд. евро). 166

Таким образом, государство намерено стать для банков «страховщиком от катастроф» (финансовых потрясений, которые могут вызвать банкротства). Расходы на новый план зависят от количества банков, заинтересованных в подобном страховании.

Британское правительство разработало также пакет мер по поддержке МСП, которые наиболее пострадали от кризиса. Этому сектору экономики будут предоставлены кредиты на общую сумму 20 млрд. ф. ст., половину которой (10 млрд.) составят краткосрочные кредиты компаниям с численностью занятых менее 250 человек. Предоставление 75% средств гарантирует правительство, остальные 25% должны обеспечить финансовые институты. 10 млрд. ф.ст. предстоит выделить в виде краткосрочных кредитов.

В целом влияние плана подъема британской экономики в 2009 г. оценивается в 0,9% роста ВВП. По мнению ряда экспертов, выбранная стратегия весьма рискованна: сделана ставка на НДС, чье воздействие на потребление, однако, не столь велико по сравнению с другими мерами по поддержке населения с низкими доходами. Правительство рассчитывает, что глобальный кризис будет преодолен к 2010 г., и намерено затем проводить ограничительную политику, чтобы восстановить равновесие госфинансов.

Нельзя сказать, чтобы налоговые антикризисные меры получили широкое распространение в международной практике. Видимо, пока просто нет четкого представления о том, что наиболее действенно. Вот почему разные страны пробуют разные механизмы.

Великобритания, без сомнения, приняла самый внушительный пакет налоговых антикризисных мер. Осенью 2008 г., когда кризис уже по-настоящему затронул всех, никто не стал снижать НДС. В ряде развитых стран (ФРГ, Канада) тогда снижали ставки налога на прибыль. Соответствующие решения принимались еще в 2007 г., когда никто не предполагал, насколько кризис ударит по реальному сектору. В результате дефицит бюджета Великобритании увеличился до 14,9 млрд. ф. ст. (декабрь 2008) во многом из-за снижения налоговых поступлений при росте государственных расходов.

Таблица 4

Основные показатели развития экономики Великобритании (цепные, %)

Годы Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Экономический рост 2,9 2,6 0,6 -4,6 0,9 1,9

Норма безработицы 5,4 5,3 5,6 7,8 8,7 8,0

Дефицит бюджета -2,7 -2,7 -5,0 -12,1 -12,9 -11,1

Госдолг к ВВП 43,2 44,2 52,0 68,6 80,3 88,2

Источник: European economic forecast. Autumn 2009. Directorate-General for economic and financial affairs. - Brussels, 2009. - P. 156.

Примечательно, что Еврокомиссия оценивает перспективы британской экономики более жестко, чем сами британцы. Так, по данным Казначейства, прогноз ВВП в стране выглядит следующим образом (см. табл. 5).

Таблица 5

Динамика ВВП Великобритании (%, цепные)

^^^^^^фин. годы Показатели"""""--^^ 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15

ВВП -1,25 -3,5 2,0 3,25 3,25 3,25 3,25

Номинальный ВВП, млрд. ф.ст. 1435 1409 1472 1544 1635 1735 1841

Источник: Securing the recovery: growth and opportunity. Pre-Budget Report. - The Stationery Office. - 2009, December. - Р. 165.

По официальным данным, поступления от НДС упали на 20%, что связано с временным снижением ставки в рамках программы по преодолению кризиса. Поступления от подоходного налога сократились на 5,3%. Поступления от налогообложения корпораций (которые составляли примерно 25% всех налоговых доходов в течение пяти лет до начала кризиса) и подоходного налога сократятся резко. Чистые заимствования госсектора увеличились в 2009 г. до 78 млрд. ф.ст., а в 2010 г. - даже до 118 млрд. ф.ст., что составляет примерно 8% ВВП страны [Office for national statistics].

Падение спроса, скорее всего, негативно скажется на росте доходов вплоть до 2012 г. и, вероятно, и в дальнейшем. Правительство планирует заморозить уровень госрасходов на 2011/12 и 2013/14 ф. г. Впрочем, учитывая общую ситуацию в экономике, это весьма трудно реализовать. Ведь одновременно отмечается значительное повышение госрасходов на социальные программы, особенно в связи с ростом безработицы. Отношение госдолга к ВВП, составившее в 2008 г. 52%, может возрасти до 86,9 % к 2011 г., что превысит средние по Евросоюзу показатели [European economic forecast. Spring 2010, р. 150].

В первом квартале 2009 г. сокращение экономики стало самым крупным за более чем полвека, правда, во втором полугодии ожидается положительный рост - во многом благодаря временным мерам (госрасходы, рост ставки НДС с 2010 г.). В целом по итогам 2009 г. ВВП сократился на 4,5%, а в 2010 г. ожидается его рост в 1%; в 2011 г. - на 1,75%. Катастрофическим для экономики стало падение внутреннего спроса. Личное потребление снизилось на 4% в

2008-2009 гг. Причем в 2010 г. ситуация не изменится к лучшему; некоторые позитивные тенденции могут наблюдаться лишь с 2011 г. [European economic forecast.., p. 147].

Высокий уровень дефицита бюджета еще до развертывания кризиса ограничил возможность фискальной поддержки без ухудшения устойчивости бюджетной системы. Конечно, решительные шаги по спасению банковского сектора были необходимы, но это привело и к резкому росту обязательств: дефицит на 2009-2010 ф.г. достигнет 13% ВВП (годом ранее - 6,9%). Этому на 60% способствует спад доходов, который, в свою очередь, зависит от двух связанных факторов: резкого снижения экономической активности и дополнительных потерь налоговых доходов от финансового сектора и рынка недвижимости [European economic forecast.., p. 148].

Резкий рост госрасходов происходит из-за роста инвестиций и расходов в социальной сфере. Фискальное стимулирование на

2009-2010 ф.г. составляет 1,5% ВВП, или примерно четверть дефицита. Эти меры должны окупиться уже в следующем финансовом году, хотя сокращение дефицита будет незначительным. На 20112012 ф.г. расходы будут сокращаться, особенно на инвестиции. Падение внутреннего спроса будет ограничивать рост доходов и после 2011-2012 ф.г. [European economic forecast.., p. 149].

Итак, Великобритания впала в самую острую послевоенную рецессию после десятилетия устойчивого роста, снижения безработицы и развития фондовых рынков. Как и во многих других странах, кризис размыл достижения предыдущего периода в отношении выпуска продукции, занятости и финансовых секторов: ВВП во втором квартале 2009 г. упал до уровня конца 2005 г., безработица подскочила на 2,5 п.п. В дополнение к этому кризис потряс сами основы экономики страны - «золотое» и «инвестиционное» правила.

«Потрясатели основ», или страны PIGS в борьбе с кризисом

Следует признать, что группа стран, которые испытывают самые серьезные проблемы в текущий кризис, весьма разнородна. Так, по моему мнению, целесообразно разделить Великобританию и Ирландию, с одной стороны, и Грецию, Испанию, Италию и Португалию - с другой. И даже в рамках второй группы существуют большие различия. «Разница между Португалией и Грецией совершенно очевидна», - заявил председатель ЕЦБ Ж.-К. Трише [Blackstone].

Греция

Сокращение ВВП в 2009 г. составило 2% (см. табл. 6). Подобное развитие событий (последовательный пересмотр данных по приросту ВВП в первых трех кварталах 2009 г. в сторону понижения и резкое падение в последнем квартале) оказывает весьма негативное влияние на весь 2010 г. Ситуация осложняется ограничивающей налогово-бюджетной политикой.

После целого ряда лет экспансионистской фискальной политики, которая привела к образованию фискального (высокий уровень дефицита бюджета и государственного долга), Греция вынуждена была принять пакет мер по финансовой стабилизации, которые негативно влияют на прирост ВВП (прогнозное значение -3,0%). Впрочем, подобная программа мер, как ожидается, несколько повысит доверие к ее финансовой системе, а экономический рост начнется во второй половине 2011 г.

Греция обязалась принять меры для сокращения дефицита бюджета с 14% ВВП до 8,1 % в 2010 г., 4,5 - к 2013 г. и менее 3% ВВП в 2014 г. В числе новых мер - дополнительное сокращение зарплат и 170

пенсий (доходы чиновников урезаются на 8%, а с начала 2010 г. снижение около 15%); НДС повышен с 21 до 23%, на 10% возрастут акцизы на топливо, алкоголь и сигареты, на 10% повышается налог на предметы роскоши, вводится чрезвычайный сбор с прибыльных предприятий.

Высокий дефицит бюджета привел к образованию самого высокого госдолга в ЕС, динамика которого не меняется. Предполагается, что благодаря мерам по сокращению расходов государственный долг, который составил более 115% ВВП, стабилизируется к 2014 г. в районе 140-150% ВВП, после чего начнет медленно сокращаться [European economic forecast.., p. 88].

Таблица 6

Основные показатели социально-экономического развития Греции, %

——Годы Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Тприроста ВВП 4,5 4,5 2,0 -2,0 -3,0 -0,5

Норма безработицы 8,9 8,3 7,7 9,5 11,8 13,2

Баланс госбюджета -3,6 -5,1 -7,7 -13,6 -9,3 -9,9

Отношение госдолга к ВВП 97,8 95,7 99,2 115,1 124,9 133,9

Источник: European economic forecast. Spring 2010. European economy. DG ECFIN. - 2010. - P. 90.

В Греции, как и в других странах ЕС, проблемы в системе госфинансов рассматривались как отражение мирового экономического кризиса, но динамика дефицита и долга возникла задолго до кризиса. В 2009 г. госфинансы страны ухудшились в гораздо большей степени, чем этого следовало ожидать после принятия антикризисного пакета.

Совет ЕС предоставил Греции детальный список мер, которые должны быть реализованы до 2012 г. для стабилизации бюджетно-финансовой системы. Пакет мер оценивается в 2,4 % ВВП на 2009 г. Некоторые другие шаги будут предприняты в рамках программы МВФ. Весной 2010 г. Еврогруппа утвердила план финансовой помощи Греции со стороны ЕС (рассчитанный на три года) и МВФ в размере 110 млрд. евро, 80 млрд. из которых берет на себя ЕС.

Испания

После целого десятилетия устойчивого и сильного экономического роста в Испании образовались довольно значительные дисбалансы в экономике. Резкий экономической спад, таким образом, оказал не только негативное влияние на показатели экономического развития, но и позитивное (в смысле выравнивания структуры экономики).

В 2009 г. сокращение экономической активности составило 3,6% [European economic forecast.., p. 91]. Следует отметить, что результаты были бы еще хуже, если бы не меры, принятые в рамках Европейского плана подъема экономики и программы замены старых автомобилей.

Шаги испанского правительства по преодолению кризиса включают как меры фискального характера (в рамках плана), так и стимулирование банковского сектора (хотя негативное влияние кризиса на данную сферу было довольно сдержанным).

Таблица 7

Основные показатели социально-экономического развития Испании, %

'——Годы Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Тприроста ВВП 4,0 3,6 0,9 -3,6 -0,4 0,8

Норма безработицы 8,5 8,3 11,3 18,0 19,7 19,8

Баланс госбюджета 2,0 1,9 -4,1 -11,2 -9,8 -8,8

Отношение госдолга к ВВП 39,6 36,2 39,7 53,2 64,9 72,5

Источник: European economic forecast. Spring 2010. European economy. DG ECFIN. - 2010. - P. 94.

Любая отсрочка в реализации амбициозных планов правительства по финансовой стабилизации может существенно ухудшить и без того сложное экономическое положение. Кроме того, испанская экономика нуждается в повышении производительности труда, что невозможно достичь без программ поддержки инноваций и инвестирования.

Экономический кризис существенно повысил расходы на социальную сферу, а «ножницы» между падением доходов и повы-

шением расходов бюджета создали дефицит в 11,2% ВВП в 2009 г. (см. табл. 7). На середину 2010 г. запланировано увеличение НДС на 2 п.п. В дополнение к заявленным на 2010 г. мерам по сокращению госрасходов правительство объявило о плане фискальной консолидации на 2011-2013 гг. Сокращение дефицита бюджета представляется ключевым пунктом в программе повышения доверия в финансовой системе [European economic forecast.., p. 93].

Власти Испании намерены увеличить ставку прогрессивного налога на доходы, что в большей степени затронет обеспеченные слои населения. Более масштабные шаги будут включать сокращение зарплат госслужащих на 5%, а также сокращение зарплат ключевых членов правительства (в том числе премьер-министра) на 15%. Кроме того, предусмотрено прекращение индексации пенсий и замораживание ряда социальных выплат. Таким образом, за два года правительство страны намерено сэкономить более 15 млрд. евро [Парламент Испании].

Правительство также намерено снизить выплаты пособий по рождению детей, а с 2011 г. отменить привязку пенсий к индексу уровня жизни. В целом объем бюджетных инвестиций должен снизиться на 6,045 млрд. евро. Предлагаемые меры позволят сэкономить более 19 млрд. долл. в 2010-2011 гг. [Испания объявила.].

Италия

Первый удар кризиса в Италии пришелся на период между вторыми кварталами 2008 и 2009 гг., что привело к падению реального ВВП, причем этот показатель превышал среднюю цифру по еврозоне. В 2008 г. ВВП снизился на 1,3% и на 5% в 2009 г. (см. табл. 8). С 2010 г. ожидается невысокий экономический рост, катализатором которого выступает частное потребление. Следует отметить также, что географическая структура итальянского экспорта мешает в полной мере воспользоваться оживлением мировой торговли, так как 44% экспорта направлено в страны еврозоны, и лишь 2% - в КНР [European economic forecast.., p. 100].

Интересно, что рынок труда оказался довольно устойчивым в кризис, что является следствием принятых правительством мер. Так, в 2009 г. занятость сократилась на 2,7% (в основном за счет увольнения женщин) [Bardone, р. 2]. Норма безработицы не превы-

сила 10% даже в самое кризисное время, с 2011 г. ожидается стабилизация. Во многом это произошло благодаря антикризисным схемам занятости: так называемой wage supplementation scheme (CIG), когда в течение определенного времени занятые перестают фактически работать, но сохраняют рабочее место при определенном снижении уровня дохода. В 2009 г. в эту схему включились дополнительные категории занятых.

Таблица 8

Основные показатели социально-экономического развития Италии, %

———Годы Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Тприроста ВВП 2,0 1,5 -1,3 -5,0 0,8 1,4

Норма безработицы 6,8 6,1 6,7 7,8 8,8 8,8

Баланс госбюджета -3,3 -1,5 -2,7 -5,3 -5,3 -5,0

Отношение госдолга к ВВП 106,5 103,5 106,1 115,8 118,2 118,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: European economic forecast, Spring 2010. European economy. DG ECFIN. - 2010. - P. 102.

С 2008 г. правительство проводит весьма осторожную фискальную политику, принимая во внимание хрупкость системы госфинансов, особенно очень высокий показатель госдолга. Кризис резко ухудшил состояние бюджета, причем его дефицит возрос практически вдвое - с 2,7 в 2008 г. до 5,3 % в 2009 г. Совокупный антикризисный пакет оценивается в 0,8% ВВП в 2008-2009 гг. Что касается поступлений в бюджет, падение демонстрируют как прямые, так и косвенные налоги (из-за падение потребления) [European economic forecast.., p. 102].

В конце мая одобрен правительственный декрет о «финансовом маневре» на 2011-2013 г., который должен сократить госрасходы в этот период на 24 млрд. евро. Антикризисная программа призвана сократить дефицит бюджета до 2,7% в 2012 г.

Пакет антикризисных мер включает целый ряд мер замораживания зарплаты госслужащим (до 2014 г.); повышение налогов на бонусы топ-менеджеров; введения платы за пользование некоторыми автодорогами. В дополнение к этим шагам объявлено о повышении пенсионного возраста. Часть обязательств по сокраще-174

нию госрасходов ложится на плечи местных властей, причем только за 2011-2012 гг. итальянские области должны сэкономить свыше 10 млрд. евро [Антикризисные меры в Италии].

Португалия

Падение экономики страны в 2009 г. составило 2,7% в основном вследствие ухудшающейся ситуации в сфере спроса. Экономический спад спровоцировал резкое ухудшение на рынке труда, норма безработицы буквально взлетела до исторических высот. Ответ государства на кризисные явления состоит из налогово-бюджетных мер, а также попыток проведения некоторых структурных реформ. В этой стране кризис послужил рычагом для изменений, которые в другое время не решалось проводить правительство.

Фискальные меры сфокусированы на государственных инвестициях, социальной защите и поддержке занятости. В то же время негативное влияние кризиса на банковскую сферу страны было весьма сдержанным, и хотя антикризисные меры включают поддержку этого сектора, относительно устойчивое его состояние позволяет сосредоточить внимание на более кризисных отраслях.

Примечательно, что до кризиса (в 2007-2008 гг.) Португалия не нарушала критерии ПСР в части бюджетного дефицита, но в

2009 г. этот показатель «просел» сразу до - 9,4% ВВП (см. табл. 9), что объясняется как падением доходов бюджета, так и ростом расходов [European economic forecast.., р. 130]. Меры налогово-бюджетного характера (в том числе в рамках EERP) еще больше осложнили ситуацию.

Впрочем, несмотря на весьма слабый экономический рост в

2010 г., баланс государственного бюджета несколько улучшится -до 8,5% ВВП, что связано с окончанием мер временной поддержки и ограничением госрасходов. В то же время показатели государственного долга по отношению к ВВП продолжат расти (до 91% в

2011 г.).

Таблица 9

Основные показатели социально-экономического развития Португалии, %

'—■——Годы Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Тприроста ВВП 1,4 1,9 0,0 -2,7 0,5 0,7

Норма безработицы 7,8 8,1 7,7 9,6 9,9 9,9

Баланс госбюджета -3,9 -2,6 -3,8 -9,4 08,5 -7,9

Отношение госдолга к ВВП 64,7 63,6 66,3 76,8 85,8 91,1

Источник: European economic forecast, Spring 2010. European economy. DG ECFIN. - 2010. - P. 131.

В конце мая 2010 г. правительство анонсировало пакет дополнительных антикризисных мер для стабилизации государственных финансов. Среди них - повышение на 1 п.п (до 21%) НДС; рост на 1-1,5 п.п налогов на личные доходы граждан; рост налогов для компаний с прибылью более 2 млн. евро в год; урезание на 5 % зарплаты чиновникам и приостановка приема новых чиновников. Согласно антикризисной программе, дефицит госбюджета до конца 2010 г. должен был быть снижен до 8,3%. Согласно новой программе - до 7,3%, а в 2011 г - до 4,6% [Правительство Португалии одобрило пакет дополнительных антикризисных мер].

•к -к -к

В среде аналитиков возникают серьезные опасения в устойчивости еврозоны как столпа евроинтеграции. И хотя председатель ЕЦБ Ж.-К. Трише называет подобные предположения о возможности распада еврозоны «абсурдными», ситуация в странах Р1Ю5 действительно очень непростая.

«Ни одно правительство, ни одна страна не могут рассчитывать на особое отношение. Некоторые страны, особенно одна, будут вынуждены принять очень непопулярные решения». Об этом заявил председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише в своей отповеди греческому правительству [ТисЬе!:]. Член правления Бундесбанка Т. Саррацин вообще посоветовал грекам начать процедуру бан-

кротства. Экономист уверен, что подобный шаг не отразится на евро негативно [Ramseier].

В начале мая 2010 г. принято решение о создании европейского стабилизационного механизма объемом 750 млрд. евро. Данная мера явилась ответом на греческие экономические проблемы, а также на падение курса евро и угрозу распространения кризиса на прочие страны PIIGS.

Страны ЕС выделят 500 млрд. евро, из которых 60 млрд. направляются в антикризисный резервный фонд, а еще 440 млрд. — государственные гарантии по экстренным кредитам, которые могут быть предоставллены европейским странам в случае усугубления кризиса. 250 млрд. евро могут поступить от МВФ [Euro Zone...].

Возникает вопрос, насколько продуктивны принятые антикризисные меры и действительно ли они улучшают ситуацию? Безусловно, действия правительств замедлили разрастание кризиса и предотвратили коллапс мировой финансовой системы. Вместе с тем плохие новости с финансовых рынков все еще поступают, а мировые индексы продолжают периодически падать. Назрела потребность в изменениях стратегических подходов к регулированию экономики. На повестке дня перед практически всеми правительствами стоят долгосрочные структурные реформы для стимулирования экономического роста, ведь именно рост является самым важным фактором улучшения ситуации.

Литература

Антикризисные меры в Италии: Сокращение госрасходов на 24 млрд евро.- Mode of access: http: //www.rian.ru/world/20100526/238627272.html

Кузнецов А. В. Развитие кризиса в ЕС и антикризисные меры ведущих стран зоны евро. Мировой опыт антикризисной политики: Уроки для России / Отв. ред. С. А. Афонцев, Н.И. Иванова, И. С. Королёв. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 197 с.

Испания объявила меры по борьбе с дефицитом. - Mode of access: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2010/05/100512_spain_budget_cuts. shtml

Парламент Испании проголосовал за антикризисные меры. - Mode of access: http: / /www.rosbalt. ru/2010/05/27/740387. html

Правительство Португалии одобрило пакет дополнительных антикризисных мер. - Mode of access: http://www.prime-tass.ru/news/0/% 7B24FF3BDB-313F-482D-A6E9-D5566C7251BD%7D.uif

Социальное измерение европейской интеграции. - М.: Аксиом, 2010. - 288 с. - (Серия «Общие пространства Россия - ЕС: Право, политика, экономика». Вып. 7).

Энтин Л.М. Право Европейского союза. Новый этап эволюции, 20092017. - М., 2009.

Additional rate of income tax and income-related reduction of the personal allowance from 2010-11. HM Revenue & customs. 22.04.2009. - Mode of access: http://www.hmrc.gov.uk/budget2009/bn01.pdf

Bardone L. Italy's employment gap: the role of taxation // ECFIN country focus. - 2010. - February 4. - Vol. 7, Iss. 1. - 8 р.

Blackstone B. Euro Zone Pledges Bailout Fund. - Mode of access: http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703338004575229763092666450. html?mod=WSJ_hpp_sections_world

Bundeshaushalt 2009. Einzelplanübersicht. Ausgaben. - Mode of access:

http://www.bundesfinanzministerium.de/nn_54090/DE/Wirtschaft_und_V

erwaltung/Finanz__und__Wirtschaftspolitik/Bundeshaushalt/007_anl_3,

templateId=raw,property=publicationFile.pdf

Buti M. How to get the EU out of its worst recession ever? // DG ECFIN. -Brussels: European Communities, 2009. - 14 p.

Communication from the Commission to the European Council. A European economic recovery plan. C0M(2008) 800 final. - Brussels, 2008. -November 26.

Darling hopes VAT cut will boost Christmas sales. - Mode of access: http: //www.guardian.co.uk/politics/2008/nov/ 23/economy-taxandspending Deutschland büßt 2009 Produktivität ein // Handelsblatt. - 21.01.2010. -Mode of access: http://www.handelsblatt.com/politik/konjunktur-nachrichten/ aktuelle-studie-deutschland-buesst-2009-produktivitaet-ein;2516331

Economic crisis in Europe: Causes, consequences and responses / / European economy: DG ECFIN, 2009. - P. 90.

European economic forecast, Autumn 2009 // European economy: DG ECFIN. - Brussels: European community, 2009. - 219 p.

European economic forecast, Spring 2010 // European economy: DG ECFIN. - Brussels: European Communities, 2010. - 213 p.

European economik recovery plan. Communication from the commission to the European council. - Brussels. 26.11.2008. - 19 p.

Euro Zone Pledges Bailout Fund. - Mode of access: http: / /online. wsj.com/article/SB10001424052748703338004575229763092666450.html?mod= WSJ_hpp_sections_world

Excessive deficit procedure steps: the stability and growth pact as the anchor for fiscal exit strategies. - Mode of access: http://europa.eu/rapid/ pressReleasesAction.do?reference=IP/09/1694

Finanzplan des Bundes 2009 bis 2013 / Bundesministerium der Finanzen. - Berlin, 07.08. 2009. - 80 S.

Fiskus könnte durch Steuersünder eine Milliarde einnehmen / / Die Welt. - 29.03.2010. - Mode of access: http://www.welt.de/die-welt/ wirtschaft/article6967597/Fiskus-koennte-durch-Steuersuender-eine-Milliarde-einnehmen.html

Giuriato L. Reforming the EU budgetary procedure: Is radecision a step forward? - Oxford, 2009. - 37 p. - (CESifo economic studies).

Greece increases VAT rate by 2% to 21% // International VAT and IPT Services. 03.03.2010. - Mode of access: http://www.tmf-vat.com/tmf-in-the-media/greece-increases-vat-to-21.html

Hentschelmann K. Der Stabilitäts- und Wachstumspakt als Ordnungsrahmen in Krisenzeiten. Möglichkeiten und Grenzen der Berücksichtigung der Finanzkrise / Institute for European Integration. - Hamburg, 2010. - 46 S.

Introductory Statement with Q&A. Trichet J.C. Papademos L. Frankfurt, 14.01.2010. - Mode of access: http://www.ecb.int/press/presscon-f/2010/ html/is100114.en.html

Office for national statistics. - Mode of access: http://www.statistics. gov.uk/cci/nugget.asp?id=206

Older and wiser. A special report on Germany // The Economist print edition. - 11.03.2010. - Mode of access: http://www.economist.com/ specialreports/displayStory.cfm?story_id=15641069

Quarterly Report on the Euro Area. DG ECFIN. - Brussels: European Communities, 2009. - Vol. 8. N 4. - December. - 66 p.

Prognosen zur Entwicklung des deutschen BIP 2010 (gegenüber Vorjahr). - Statistisches Bundesamt Deutschland. - Wisbaden, 2010. - S. 1. - Mode of access: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/73769/umfrage/ prognosen-zur-entwicklung-des-deutschen-bip02010/

Ramseier B. von. Sarrazin empfiehlt den Griechen die Insolvenz // Die Welt. - 19.03.2010. - Mode of access: http: //www.welt.de/politik/deutschland/ article6842420/Sarrazin-empfiehlt-den-Griechen-die-Insolvenz.html

So will die EU-Wirtschaft bis 2020 wachsen. 19.04. 2010. - Mode of access: http: / / www.morgenpost.de/wirtschaft/article1268038/So-will-die-EU-Wirtschaft-bis-2020-wachsen.html

Statistisches Bundesamt. - Mode of access: http://de.statista.com/ statistik/daten/ studie/737609/ umfrage/ prognosen-zur-enwicklung-des-deutschen-bip-2010/

Trichet J.C., President of the ECB: Interview with The Wall Street journal. -January 27, 2010. - Mode of access: http://www.bis.org/review/r100128a.pdf

Woodcock A. Council tax set to rise by 1,6% // The Independent. -24.02.2010. - Mode of access: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/council-tax-set-to-rise-by-16-1908827. html

World Economic Outlook (WEO) Update. - July 2009. - Washington D.C.: IMF, 2009. - 8 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.