4. Чернов С.Б. Теневая экономика: учебное пособие для подготовки магистров и аспирантов всех направлений / С.Б. Чернов; Государственный университет управления, Институт инновационного управления экономикой ГУУ. - М.: ГУУ, 2012. - 56 с.
5. Яни П.С. Экономические и служебные преступления. - М.: ЗАО «Бизнес -школа «Интел-Синтез», 1997. - 208 с.
Р.К. Щенин
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ВЕДУЩИХ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
THE GLOBAL CRISIS AND ANTI-CRISIS MEASURES OF THE LEADING EUROPEAN UNION COUNTRIES
Аннотация: в статье рассматриваются характерные особенности современного глобального финансового и экономического кризиса на примере экономик ведущих стран Европейского Союза (Великобритании, Германии и Франции). Анализ сосредоточен на специфических чертах современного кризиса, его многовекторном и широкоохватывающем развитии. Особое внимание было уделено антикризисным мерам правительств трех ведущих стран ЕС в целях преодоления последствий глобального кризиса. Принятые вовремя меры позволили странам уберечь их экономики от более глубокой рецессии и довольно быстро восстановить докризисное состояние экономик. Формы мер и направления антикризисного регулирования у этих стран отличаются, но цель у них одна - защитить и укрепить лидирующие позиции национальных экономик и одновременно оказать возможную финансовую и экономическую помощь другим малым странам ЕС, страдающим от современного кризиса.
Ключевые слова: антикризисные меры, антикризисная программа, банковская система, глобальный кризис, Европейский Союз, инновационное развитие, налоговая система, налоговые ставки, стимулирование бизнеса, финансовые задолженности.
Abstract: the paper discusses the specific peculiarities of the modern global financial and economic crisis regarding the economies of the leading European Union countries (Great Britain, Germany and France). The analysis has been focused on the specific features of the modern crisis, its miltivector and all-embracing development. A special attention has been paid to the anti-crisis measures of the governments of the three leading EU countries in order to overcome the consequences of the global crisis. The measures adopted just in time have allowed the countries to save their economies from a much deeper recession and to restore fast the pre-crisis state of the economies. The forms and directions of the anti-crisis regulation in these countries differ from each other but they have, however, the common goal, i.e. to safeguard and strengthen the leading positions of their national economies and simultaneously to exert a possible financial and economic assistance to the other small EU countries suffering from the modern crisis.
Keywords: anti-crisis measures, anti-crisis programme, bank system, business stimulation, European Union, financial debts, global crisis, innovation development, tax rates, tax system.
Современный глобальный финансовый и экономический кризис по своей природе уникален. Такого кризиса еще не было в истории развития мировой экономики. Он не является, как представляется многим отечественным и зарубежным экономистам-исследователям мировой экономики, ни циклическим, ни структурным, ни формационным, ни цивилизационным, ни чисто финансовым, хотя в основе своей
© Р.К. Щенин, 2012
содержит почти все черты перечисленных кризисов и особенно последнего [1, 8]. Анализ природы продолжающегося в мире кризиса и многочисленных научных публикаций в нашей и зарубежных странах позволяет нам выделить две характерные черты данного кризиса:
- современный кризис - относительно новое явление в мировой экономике с высоким уровнем специфичности как для каждого региона и страны, так и для состояния всего мирового хозяйства на протяжении кризисного периода (2007 - 2012 гг.);
- современный кризис носит комплексный характер, отличается высоким темпом развития и широкомасштабным охватом экономик стран разных регионов мира.
1. Антикризисные меры Правительства Великобритании и главные направления антикризисного управления
Правительственные антикризисные меры проводятся по следующим направлениям: поддержание стабильной национальной банковской системы; смягчение монетарной политики, налогово-бюджетное стимулирование. Британское правительство объявило о реализации программы стабилизации национальной банковской системы и преодоления усилившегося в начале 2009 г. кредитного кризиса. Сумма предлагаемых мер помощи достигала 300 млрд. ф. ст. (440 млрд. долл. США).
Первое направление британской антикризисной политики - улучшение общих условий воспроизводства. В этих целях базовая учетная ставка Банка Англии снижена с 5% в августе 2008 г. до исторического минимума 0,5% в марте 2009 г. По мере снижения уровня банковского процента падала и эффективность традиционных мер денежно-кредитной политики. Совокупность объявленных Правительством мер на 2009 г. оценена в 1,3% ВВП. Главным является снижение на 2,5 процентных пункта (до 15% - минимальной для ЕС) ставки НДС.
В то же время для наполнения бюджета правительство решило повысить налоги с самых богатых. Ставка налога на доходы 350 тыс. британцев, превышающие 150 тыс. ф. ст. в год, увеличена с 40 до 45%. В настоящий момент в Англии действует прогрессивная налоговая ставка, а поступления в бюджет от доходов физических лиц существенные, поэтому такие меры считаются эффективными. 350 тыс. жителей Великобритании принесут в бюджет страны более 2 млрд. ф. ст.
Появление специализированного налогового отдела, занимающегося сверхсостоятельными налогоплательщиками, - одна из мер антикризисного пакета. Пятьсот налоговых инспекторов будут внимательно следить за самыми богатыми налогоплательщиками. Планируется, что один налоговый инспектор будет предоставлять vip-сервис примерно пяти физическим лицам.
Второе направление - поддержание стабильности и спасение банковской системы. Правительство Великобритании разработало план мер по спасению национальной финансовой системы, которых является: обеспечение достаточного уровня краткосрочной ликвидности; обеспечение банкам и ипотечным организациям доступа к новым капиталам; обеспечение банков достаточными средствами для предоставления ими среднесрочных кредитов. Правительство подтвердило участие в программе оздоровления восьми крупнейших банков Великобритании: HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays, HBOS, Lloyds TSB, Standard Chartered, Abbey и Nationwide Building Society [6].
Государство увеличило свое присутствие в банковском секторе: оно национализировало банки «Норзерн Рок» и «Брэдфорд энд Бингли». В январе 2009 г. под правительственный контроль попал «Ройал Бэнк оф Скотлэнд»: доля государственного участия в нем достигла 70%; британские власти получили контроль над 65% акций «Ллойдс бэнкинг групп». В конце 2009 г. Правительство объявило о новых вливаниях в национальную банковскую систему. В результате доля
правительства в капитале «Ройал Бэнк оф Скотлэнд» выросла с 70 до 84%. Практически государство вернулось в самый либерализованный сектор экономики. Таким образом, Великобритания стала лидером по темпам национализации банков в Европе.
Третье направление антикризисной программы - поддержка жилого сектора, набор мер, направленных на смягчение ипотечного кризиса. Речь идет о трехмесячной отсрочке по выплатам основной суммы. Рассматривается вопрос об увеличении льготного периода до шести месяцев. Кроме того, предусматривается отсрочка платежей по процентам до двух лет, если речь идет о безработных или тех, чей доход резко снизился, и до шести месяцев - для остальных граждан.
Наконец, обращают на себя внимание шаги государства, выходящие за рамки антикризисных мер и относящиеся к посткризисному периоду. В 2008 - 2009 гг. были опубликованы правительственные документы «Строительство будущего Великобритании. Новая промышленность, новые рабочие места», «Обрабатывающая промышленность: новые вызовы, новые возможности», «Государство инноваций», «Структура инвестиций в науку и инновации. 2004-2014 гг.».
Ускорение инновационного развития признается обязательным условием для подъема производительности труда и повышения конкурентоспособности бизнеса. Великобритания удерживает вторые (после США) позиции по показателям, характеризующим развитие науки и исследовательского потенциала. В стране публикуется более 9% мирового объема научных работ (второе место после США по количеству научных публикаций). По целому ряду характеристик научно-технической сферы Великобритания по-прежнему отстает от основных конкурентов в мировой экономике [5].
Антикризисный план Великобритании предусматривает дополнительное стимулирование потребления. Так, в 2008 г. семьи с детьми получили более высокие пособия. Цель - обеспечить повышение покупательной способности семей.
Правительство Великобритании разрабатывает программу стимулирования экономики стоимостью 50 млрд. ф. ст. (80 млрд. долл.). Она направлена на развитие жилищного комплекса и строительство автомобильных дорог. Реализация антикризисной программы повысит активность в сфере строительства социального жилья, платных автодорог, электростанций и широкополосного доступа в Интернет. Правительство Великобритании рассчитывает, что в антикризисную программу вложат средства частные инвесторы, расстроенные низкой доходностью традиционного средства получения прибылей - государственных облигаций.
2. Антикризисные меры Правительства ФРГ в целях преодоления последствий глобального кризиса
Одной из первых антикризисных мер Правительства Германии, принятой в октябре 2008 г., было привлечение 20 млрд. евро для оздоровления немецкой экономики. В ноябре того же года в качестве помощи для национальных производителей дополнительно было выделено еще 17,3 млрд. евро, а также 7,2 млрд. евро - на госинвестиции и 3 млрд. евро на возвращение налогов налогоплательщикам с низким уровнем доходов [7]. В начале 2009 г. немецким правительством был принят очередной комплексный план противостояния глобальному кризису и его последствиям стоимостью в 62 млрд. евро (12 млрд. евро, утвержденные еще в ноябре 2008 г., и дополнительные 50 млрд. евро для принятия финансовых мер по поддержке экономики).
В декабре 2009 г. был одобрен законопроект (вступил в действие с 1 января 2010 г.), который предусматривает проведение дополнительного налогово-бюджетного стимулирования экономики на сумму в 8,5 млрд. евро в 2010 г. Эта программа известна как «Закон о быстром стимулировании экономики». Целью этого плана является оказание поддержки выходу экономики страны из состояния рецессии. Программа
предполагает налоговые послабления для компаний, наследников, семей и отелей, в результате чего общий размер стимулирующих мер на 2010 г. составит 22 млрд. евро.
Наконец, в конце апреля 2010 г. Правительство Германии приняло новый пакет антикризисных мер. Главная цель всех этих мер, состоит в том, чтобы сохранить рабочие места и укрепить сферы образования и научных исследований. Новый пакет антикризисных мер предусматривает также продление сроков выплат субсидий наемным работникам от 45 лет и старше, сроков стимулирующих выплат (бонусов) предприятиям, предоставляющим место для обучения на производстве тем, кто проходил аналогичное обучение на впоследствии обанкротившихся фирмах, финансирование национальной программы стипендий для студентов вузов, льготы в трудоустройстве юношей и девушек из малоимущих семей и другие меры [7].
Экономика Германии находится на перекрестке мировой экономики, и именно поэтому она во многом пострадала больше других стран. Например, ВВП Германии сократился в большей степени, чем ВВП тех стран, которые считаются отстающими и экономика которых, казалось бы, не способна противостоять и малейшим колебаниям. Финансовый кризис, некогда зародившийся в США и ставший вскоре глобальным, требует дальнейшего исследования. Победить его последствия можно только согласованными действиями правительств всех экономически развитых стран [9]. В свою очередь, оценки ближайших перспектив развития немецкой экономики весьма неоднозначны. Слишком многое зависит от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики германского Правительства. Понятно одно, что пройдя низшую точку кризиса, экономика ФРГ начинает восстанавливаться, хотя и медленными темпами [4].
Экономика Германии быстрее выходит из состояния кризиса, чем остальные страны Еврозоны, а также США. Основной причиной этого является устойчивый рост германского экспорта, темпы которого в 2010 г. достигли 14%, а в 2011 г. были равны 8%. Благодаря стабильному росту производства германские предприятия увеличивают инвестиции в машины и оборудование, что положительно сказывается на развитии компаний, выпускающих товары производственного назначения, а также фирм-поставщиков. Произошел рост спроса на продукцию немецких компаний машиностроительной, химической, фармацевтической и пищевой отраслей [5].
Согласно прогнозу исследовательского отдела Deutsche Bank, в 2012 г. промышленное производство в Германии увеличится на 2% благодаря некоторому улучшению положения в секторе выпуска товаров производственного назначения. Однако существуют очень серьезные риски для устойчивого развития экономики, которые повышают степень неопределенности прогноза. К числу этих рисков относятся, прежде всего, обострение проблемы суверенного долга в странах Еврозоны и США, а также замедление экономического развития. Промышленность Германии быстро восстановилась после недавнего финансово-экономического кризиса. В результате в 2011 г. промышленное производство увеличилось на 10% и превысило докризисный уровень [5].
Опыт проведения Германией антикризисной политики свидетельствует о том, что государственное регулирование бизнеса административными и экономическими методами в этой стране всегда было активным. В 2010 - 2012 годы в Германии все большее внимание уделяется «штандортной» политике, в рамках которой успешно реализуются отдельные элементы промышленной, инновационной и технологической политики применительно к конкретному региону, месту (штандорту). Среди прочего, речь идет о создании региональных и межрегиональных инновационных кластеров, в том числе в новых федеральных землях Германии.
Вопреки глобальному кризису, Германия по-прежнему остается страной, привлекательной для иностранных инвесторов благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.
Германия по-прежнему остается локомотивом европейской экономической интеграции и лидером зоны евро. Германия по-прежнему остается в числе ведущих экономик мира, готовых оказать существенную экономическую помощь странам Европейского союза, попавшим в пучину глобального кризиса.
3. Антикризисные меры французского Правительства и их эффективность в преодолении последствия глобального кризиса
Глобальный кризис, свирепствовавший в мире в 2009-2012 гг., нарушил экономическую устойчивость Франции. 26 ноября 2008 г. Комиссия ЕС изложила свои предложения по восстановлению экономик европейским странам. В свете этого документа Европейский Совет 11 и 12 декабря 2008 г. под французским председательством утвердил план оживления европейской экономики. Ожидалось, что этот план обеспечит прочную основу для действий на уровне ЕС [2]. Во Франции 4 декабря 2008 г. была принята программа восстановления в соответствии с этими рекомендациями. Наконец, Правительство Франции провело реформу управления государственными финансами с голосованием в Парламенте Франции по закону о государственной программе финансирования и многолетнего бюджета государства [3].
3.1. Основные антикризисные меры и их влияние на государственный бюджет Франции
Рассмотрим также краткосрочное воздействие мер, содержащихся в программах восстановления, представленными Президентом Республики 4 декабря 2008 г. на государственные финансы:
1) Программа инвестирования государства
Меры: продвижение прямых инвестиций в государственные инфраструктуры, структурные объекты образования, науки, обороны, безопасности, культуры и наследия.
2) Программа поддержки экономической активности и занятости населения
Меры:
- Финансирование малых и средних предприятий (МПС);
- Авансы, выданные на внутреннем рынке государства;
- Поддержка замены старых автомобилей;
- Активная политика в области занятости;
- Стратегический инвестиционный фонд.
3) Программа для улучшения жилищных условий и социального равенства
Меры:
- Поддержка строительства и социальной доступности (2009 и 2010 гг.);
- Ускорение плана городского обновления;
- Борьба против некачественного жилья и ремонт теплотрасс (2009 и 2010 гг.);
- Предоставление малоимущим возможности проживания и ухода.
4) Поддержка локального инвестирования государства
Мера: выплатить аванс в компенсационный фонд налога на добавленную стоимость для местных инвесторов, которые согласились провести дополнительное инвестирование, таким образом, гарантировав выполнение обязательств этими инвесторами.
5) Укрепление финансовых позиций бизнеса
Меры:
- Долгосрочное погашение «исследования налогового кредита» и отсрочек дефицита корпоративных налогов в 2009 г. (положительное влияние в 2010-2012 гг.);
- Быстрый возврат НДС для укрепления финансовых позиций бизнеса;
- Авансовые платежи со стороны государства поставщикам в сфере обороны.
6) Остальные меры
Меры:
- Постепенное расширение беспроцентного займа в секторе нового строительства;
- Создание ускоренной амортизации инвестиций, совершенных в 2009 г.
Таким образом, согласно данным программам, 2009 г. являлся самым затратным
- на все меры было затрачено 0,8% ВВП, однако уже в 2012 г. эти меры принесут положительные результаты, так как одна восьмая затраченных средств вернется.
3.2. Меры, обеспечивающие надлежащее выполнение программы стабилизации экономики Франции
1) Руководство реализацией программы восстановления экономик
Меры:
- Назначен Министр в целях осуществления программы восстановления должным образом;
- Специальный бюджет (для специальной цели) устанавливается в законе дополнительного бюджета. Проект закона был принят 19 декабря 2008 г. Кабинетом министров и был утвержден Парламентом 6 января 2009 г.
2) Упрощение процесса государственных закупок
Мера: по данным доклада Warsmann, в процедуры, которые продлевают время реализации программы, будут внесены соответствующие поправки (так, многие процедуры будут упрощены, а также будет установлен строгий запрет на согласование цен на государственные закупки).
3.3.Структурные меры поддержки спроса и устойчивости экономики, не влияющие на государственный бюджет
1) Увеличение инвестиций крупных государственных предприятий
Меры:
- Главный энергетический гигант Франции (Électricité de France (EDF)) будет в будущем инвестировать на 2,5 млрд. евро больше, чем в 2009 г. В первую очередь будет инвестировано в производство, в частности, 300 млн. евро на возобновляемые источники энергии и 300 млн. евро - в филиалы за границей (Départments d'Outre Mer (DOM));
- Газовая компания Франции (GDF Suez) инвестирует дополнительные 200 млн. евро в мероприятия по транспортировке и распределению газа во Франции;
- Транспортная сеть Парижа (RATP) будет вкладывать дополнительные 450 млн. евро, чтобы обновить его подвижной состав, улучшить доступ к своим станциям, провести их ремонт и модернизацию;
- Национальное общество железных дорог Франции (Société Nationale des Chemins de fer Français (SNCF)) планирует увеличение инвестиций в размере 300 млн. евро в дополнение своих значительных инвестиций, проведенных в 2008 г. Эти средства будут сосредоточены на обновлении подвижного состава, обновлении и модернизации станций, экономии энергии, а также улучшении информационных систем;
- Почта Франции вложит дополнительные 600 млн. евро в улучшение качества сервиса в своих отделениях, а также на реновацию энергетической составляющей своих зданий [3].
2) Временное упрощение городской планировки
Мера: упрощение законодательства в сфере строительства, упрощение получения разрешения на строительство.
Из всех приведенных выше мер видно, что французское правительство сделало все, чтобы предотвратить потенциальные убытки и не допустить развития кризиса, а также предприняло меры по восстановлению экономики и устранению неблагоприятных последствий рецессии [5]. Следует отметить, что Правительство Франции старалось избрать такие меры, финансирование которых минимально, чтобы не ухудшать еще больше состояние государственного бюджета. Меры нацелены на
стимулирование всеобщей экономической активности, увеличение инвестирования со стороны крупных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса. Отдельный комплекс мер также направлен на контроль за надлежащим выполнением программы восстановления экономики [6].
Экономика Франции не столь сильно пострадала от глобального кризиса по сравнению с другими странами, однако ее макроэкономические показатели все же изменились в худшую сторону. Пик кризиса пришелся на конец 2008 г. - начало 2009 г., 2010 г. характеризуется улучшением показателей и оздоровлением экономики, однако на 2011 г. пришлась новая волна кризиса и многие показатели вновь упали. Следует отметить, что французское Правительство своевременно среагировало на возникновение кризиса, быстро и четко скоординировало программу восстановления своей экономики и предложило на рассмотрение Евросоюзу план антикризисных мер.
Итак, в результате проведенного исследования можно сделать некоторые обобщения:
- Современный глобальный финансовый и экономический кризис уникален по своей природе, поскольку такой кризис впервые произошел в мировой экономике на протяжении всей истории ее развития. Он не похож ни на один известный кризис, но содержит в себе соответствующую долю каждого из них (финансового, экономического, структурного, системного, социального и т.д.).
- Интеграционным группировкам (например, Европейскому союзу) легче вести борьбу с последствиями глобального кризиса благодаря их интегрированным усилиям и наличию в их составе достаточно мощных экономик с высоким экономическим потенциалом.
- Антикризисные меры трех ведущих стран ЕС (Великобритании, Германии и Франции) позволили удержать их экономики от провала в пучину более глубокой рецессии, а также оказать существенную организационную экономическую и финансовую помощь другим средним и малым странам Европейского союза.
Литература
1. Аксенов В.С., Гельвановский М.И., Нестеренко Ю.Н. и др. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. - М., 2010.
2. Крылов Д. А., Бетакю В.Ю. Франция. - М., 2011.
3. Программа стабилизации экономики Франции 2009-2012:
http://ec.europa.eu/economy_finance/economic_governance/sgp/pdf/20_scps/2008-
09/01 programme/fr 2008-12-22 sp en.pdf
4. Стратегический прогноз 2030. колл. Авторов ИМЭМО РАН // Под ред. акад. А. А. Дынкина. - М., 2010.
5. Экономика Европейского союза. Учебник для вузов // Под ред. Р.К. Щенина. - М., 2012.
6. Щенин Р.К. Банковские системы стран мира. Учебное пособие для вузов. -М., 2010.
7. E. Hein. The Macroeconomics of Finance - Dominated Capitalism - and its Crisis, - Berlin, Germany, 2012.
8. S. Kates. The Global Financial Crisis. - Melbourne, Australia, 2011.
9. J. Leclair. Heterodox Analysis of Financial Crisis and Reform, - Buffalo, US,
2011.