Л.А. Зубченко
Антикризисная политика на уровне ЕС и в отдельных странах Европы
Аннотация. В статье рассматриваются основные меры антикризисных программ, разработанных на уровне ЕС в целом, зоны евро и ведущих стран-членов - Великобритании, Германии и Франции. Даются оценки эффективности реализации антикризисных планов и возможных направлений бюджетной политики.
Abstract.In the article the main measures of anti -crisis programs elaborated on the level of the EU as a whole, of euro zone and of the leading country members - United Kingdom, Germany and France are observed. Anti - crisis plans realization efficiency and probable directions of budget policy are estimated.
Ключевые слова: глобальный финансовый кризис, антикризисная программа, зона евро, антикризисные планы отдельных стран, бюджетная политика.
Keywords: global financial crisis, anti - crisis program, euro zone, anti - crisis plans of separate countries, budget policy.
Финансовый кризис, начавшийся летом 2007 г. на рынке низкокачественных ипотечных кредитов США, быстро приобрел глобальный характер, что дало основания назвать его первым кризисом эпохи глобализации. Пик кризиса пришелся на осень 2008 г. после краха одного из ведущих американских инвестиционных банков «Lehman Brothers» 15 сентября 2008 г., который знаменовал собой решительный поворот к углублению финансового кризиса и усилению взаимного недоверия на межбанковском рынке, что вызвало его паралич. Усиливающееся
влияние финансового кризиса на развитие реальной экономики заставило правительства разных стран в дополнение к отдельным мерам по поддержанию банков и финансового сектора, которые осуществлялись с самого начала кризиса, разрабатывать комплексные антикризисные программы. В рамках ЕС такие программы разработаны как на уровне Евросоюза в целом, так и на уровне отдельных стран-членов.
Антикризисные программы ЕС
Противостояние финансовому кризису приобрело международные масштабы с 10 октября 2008 г., когда члены «большой семерки» (G7) сформулировали пять принципов антикризисной политики государств:
- обеспечивать надежности финансовой системы и не допускать банкротства наиболее важных финансовых институтов;
- гарантировать доступ к ликвидности:
- по необходимости рекапитализировать (т.е. увеличивать собственные капиталы) государственные и частные финансовые институты;
- восстановить доверие вкладчиков на основе увеличения государственных гарантий вкладов;
- поддерживать ипотечные рынки и проводить исследования, направленные на совершенствование методов оценки и усиление прозрачности кредитных пулов и правил бухучета.
Согласованный план действий по стабилизации финансовой системы в зоне евро. Поскольку экономика зоны евро зависит от банковского сектора в большей степени, чем экономика США, Евросистема разработала более широкую программу поддержки банковского сектора. Так, в 2004-2008 гг. нефинансовые компании зоны евро получили 70% средств для финансирования в банках, тогда как в США этот показатель составил всего 20% [Recent development].
Согласованный план действий по стабилизации финансовой системы в зоне евро, принятый 12 октября 2008 г., предусматривал, что правительства стран-членов могут принимать следующие меры [The impact...].
• Предоставлять государственные гарантии межбанковским займам и новым финансовым инструментам, эмитированным банками.
• Увеличивать собственные капиталы финансовых институтов, испытывающих трудности.
• Увеличивать гарантии для банковских вкладов физических лиц. По директиве ЕС, государство должно повысить сумму гарантированных банковских вкладов населения с 20 тыс. до 50 тыс. евро. Во Франции эта сумма установлена в 70 тыс., а с начала 2011 г. она повысится до 100 тыс. евро [L'action...].
• Создать механизмы скупки так называемых «токсичных» (проблемных) активов, чтобы оздоровить балансы банков.
Все эти меры дополнялись вливанием ликвидности, одобренным Европейским центральным банком (ЕЦБ), который, со своей стороны, принял такие меры, как:
- продление сроков предоставления ликвидности с нескольких недель до шести месяцев, а по некоторым операциям - до одного года;
- расширение списка ценных бумаг, принимаемых в качестве гарантийного залога или обеспечения предоставляемых займов;
- расширение списка партнеров ЕЦБ, например, за счет инвестиционных банков;
- усиление координации деятельности ЕЦБ на международном уровне, в том числе в проведении политики в отношении ликвидности и в подписании соглашения о свопах (обмене валютами) с ФРС и рядом центральных банков других стран.
Кроме того, в рамках Евросистемы, включающей ЕЦБ и центральные банки стран зоны евро, была последовательно снижена процентная ставка рефинансирования с 3,75% на 15 октября 2008 г. до 1% на 13 мая 2009 г. (и сейчас ставка удерживается на этом уровне) [La BCE].
Под влиянием чрезвычайных мер в области денежно-кредитной политики, а также оказания поддержки банкам и другим финансовым учреждениям размер и структура баланса ЕЦБ существенно изменились. В период с июня 2007 г. по декабрь 2008 г. активы ЕЦБ возросли на 90%. В первой половине 2009 г. в связи с некоторым улучшением положения на финансовом рынке активы ЕЦБ уменьшились почти на 20%. В целом активы ЕЦБ возросли с 110
913 млрд. евро на конец июня 2007 г. до 1488 млрд. евро на конец августа 2009 г. [Recent development...].
Государственная поддержка банковского сектора принимает три главные формы:
- вливание капитала, чтобы помочь испытывающим трудности банкам или пополнить их собственные капиталы;
- помощь финансированию банков через предоставление им государственных гарантий эмиссий ценных бумаг или предоставление прямых государственных займов;
- приобретение государством токсичных банковских активов с целью оздоровления балансов.
Таблица 1 [La BCE...]
Стоимость государственной поддержки банковского сектора в отдельных странах ЕС в период с октября 2008 г. до конца марта 2009 г.
Вливание средств Помощь финансированию Приобретение активов Всего
(в млрд. евро) млрд. евро в % к ВВП
Бельгия 15 91 21 126 35,3
Франция 11 96 4 111 5,6
Нидерланды 14 18 28 50 9,9
Великобритания 60 308 530 898 47,6
Различные меры государственной политики в отношении поддержки банков и их влияние на государственные бюджеты представлены в табл. 2.
Таблица 2 [The impact... ]
Влияние различных форм государственного вмешательства в поддержку банковского сектора на бюджеты стран зоны евро (в % к ВВП, данные на середину мая 2009 г.)
Типы государственного вмешательства Бюджетные последствия
вливания покупка токсичных активов договорные обязательст-
гарантии* капитала обмен активами списание долга гос- ва государства
участия в капитале займы долг со-гласо-ванные потолок
Бельгия 21,0 4,0 2,1 0,0 0,0 0,0 7,4 21,0 34,6
Германия 6,3 1,3 0,0 1,7 0,0 0,0 2,9 6,3 18,7
Ирландия 214,6 4,2 0,0 0,0 0,0 0,0 4,2 214,8 247,0
Греция 0,6 1,6 0,0 0,0 1,3 0,0 1,6 0,6 6,1
Испания 3,1 0,0 0,0 1,8 0,0 0,0 1,8 3,1 Ё8,9
Франция 1,1 0,7 2,9 0,0 0,0 0,0 3,8 1,1 16,8
Италия 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Кипр 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Люксембург 12,8 8,3 0,0 0,0 0,0 0,0 8,3 12,8 0,0
Мальта 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Нидерланды 5,0 6,5 7,6 3,9 0,0 0,0 18,2 5,0 35,0
Австрия 6,6 1,7 0,0 0,0 0,0 0,0 1,7 6,6 27,8
Португалия 3,8 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,8 12,4
Словения 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,6 0,0 33,2
Словакия 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Финляндия 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 28,1
Зона евро 7,5 1,3 1,1 0,9 0,0 0,0 3,3 7,5 19,9
* За исключением гарантий банковских вкладов физических лиц.
Как показывают данные табл. 2, некоторые страны зоны евро (Италия, Кипр, Словения, Словакия) вообще не предпринимали никаких мер по поддержке банков, тогда как другие осуществляли
масштабные меры. Государственное вмешательство, связанное с поддержкой финансового сектора, на середину мая 2009 г. привело в зоне евро к росту государственного долга до 3,3% ВВП, в том числе в Бельгии - до 7,4, в Люксембурге - до 8,3 и в Нидерландах - до 18,2%. Помимо прямого влияния на бюджетный дефицит и государственный долг, договорные обязательства государства оцениваются в 7,5% совокупного ВВП зоны евро. Потенциальные бюджетные риски особенно высоки в странах, которые поддерживают систему государственных гарантий.
По данным ЕК, с сентября 2008 г. по март 2009 г. страны ЕС выделили около 3 трлн. евро для предотвращения крушения финансовой системы. Из этой суммы 2,3 трлн. составляли государственные гарантии по кредитов, 300 млрд. - вложения в капиталы банков и 400 млрд. - инвестиционные программы для спасения отдельных банков [L'action...]. Однако не следует думать, что государственные кассы опустели на указанные огромные суммы, так как значительная их часть представляет собой поручительства по кредитам и будет потрачена лишь в том случае, если эти гарантии будут востребованы. Предоставляя свое согласие на государственные инвестиции в частный сектор экономики, ЕК намерена следить за тем, чтобы не нарушались правила свободной конкуренции.
План подъема европейской экономики. Начиная c третьего квартал 2008 г. ЕС впервые с момента введения единой валюты вступил в довольно глубокую рецессию. Осознание того, что экономическая рецессия может еще больше углубить финансовый кризис, заставило органы ЕС приступить к разработке антикризисных мер на уровне Евросоюза в дополнение к мерам, осуществляемым в отдельных странах-членах.
26 ноября 2008 г. Европейская комиссия (ЕК) - исполнительный орган ЕС - представила свой план подъема европейской экономики, который был одобрен Европейским советом ЕС 11-12 декабря 2008 г. План предусматривал выделение на борьбу с глобальным кризисом 200 млрд. евро, или 1,5% совокупного ВВП. Чтобы защитить граждан и обеспечить устойчивый экономический рост, ЕК предложила странам-членам выделить для подъема экономики 170 млрд. евро, а еще 30 млрд. будет выделено из бюджета ЕС и из средств Европейского инвестиционного банка. Срок действия общеевропейского плана рассчитан на два года (2009113
2010). По словам главы ЕК Ж.-М. Баррозу, предложенный план следует воспринимать как рекомендации, а не как призыв к принудительному исполнению: «Мы предлагаем инструменты для решения проблемы, которые в разных странах могут различаться, однако действия по преодолению кризиса должны быть скоординированы». В целом меры, предусмотренные планом, должны быть «временными, целевыми и скоординированными» [Les pays.]. План включает следующие предложения.
Поддержание занятости. ЕК предложила упростить критерии доступа к Европейскому социальному фонду и ускорить выплату авансов, чтобы позволить государствам улучшить свою стратегию в области так называемой йехкигйу1 и увеличить помощь наиболее уязвимым слоям населения. ЕК также предлагает ускорить вмешательство Фонда адаптации к глобализации (Fonds d'ajustement à la mondialisation), особенно в таких ключевых отраслях экономики, как автомобилестроение, для переподготовки рабочей силы и для сохранения предприятий до начала экономического подъема
Уменьшение социальных расходов предпринимателей. ЕК призывает страны - члены ЕС снизить социальные взносы работодателей на низкую зарплату, чтобы стимулировать рост занятости низкоквалифицированной рабочей силы, а также уменьшить ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при производстве трудоемких услуг (например, в ресторанном бизнесе). Однако стоит отметить, что снижение НДС одобряют далеко не все страны ЕС: Германия и Франция заявили, что не станут снижать НДС, тогда как Великобритания с 1 декабря 2008 г. снизила ставку этого налога с 17,5 до 15%. Отказ от снижения ставок НДС Германия и Франция объясняют тем, что, во-первых, в связи со снижением мировых цен на сырье и энергоносители угроза инфляции уменьшилась, и, во-вторых, тем, что низкие ставки НДС могут привести к общему снижению уровня цен, т.е. к дефляции, которая не создает стимулов для подъема реального производства.
1 Сокращение от английских слов flexibility, означающего гибкое приспособление рынка труда к структурным изменениям в экономике, и security, предполагающего адекватную социальную и финансовую защиту потерявших работу и их переквалификацию.
Расширение доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансированию. МСП (с числом занятых менее 250 человек) в наибольшей степени страдают от сжатия банковских кредитов. Европейский инвестиционный банк должен предоставить им в 20092010 гг. займы на сумму в 30 млрд. евро. В ЕС поддержке МСП уделяется особое внимание, поскольку в настоящее время их насчитывается 23 млн., или 90% всех предприятий.
Снижение административных барьеров на пути создания новых предприятий. Еще 25 июня 2008 г. в ЕС был принят Закон о малом бизнесе (Small business act), предусматривающий значительное облегчение административных формальностей при создании МСП. Срок для получения лицензии или разрешения на создание МСП не должен превышать одного месяца. К 2012 г. численность формальностей при создании МСП должна уменьшиться на 25%. ЕК считает, что предприятие может быть создано не за неделю, как предусмотрено в законе, а за три дня. ЕК предложила создать новый тип европейских предприятий - «европейское частное общество» (société privée européenne), чтобы помочь МСП пересекать национальные границы и создавать филиалы в других странах ЕС. Европейские частные общества будут создаваться во всех странах ЕС по единым законам и нормам. Европейский инвестиционный банк (Banque européenne d'investissement, BEI) намерен инвестировать в 2009-2010 гг. по 15 млрд. евро в год в основном на финансирование МСП и повышение эффективности энергопотребления [L'action...].
Увеличение инвестиций в развитие инфраструктуры. ЕК предложила дополнительно мобилизовать 5 млрд. евро на реализацию трансъевропейских проектов по развитию сетей передачи энергии и телекоммуникаций. Она намерена также ускорить выделение средств из европейского Фонда сплочения.
Повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе. ЕК призывает страны-члены повысить соответствующие стандарты и строго следить за их соблюдением.
Стимулирование быстрого развития производства «зеленых» продуктов. ЕК предлагает снизить ставки НДС на продукты и услуги, которые производятся с соблюдением стандартов охраны окружающей среды.
Увеличение инвестиций в исследования и разработки. ЕК призывает страны-члены использовать налоговые и бюджетные льготы для инвестиций частного сектора, направляемых на развитие исследований и разработок.
Развитие новых технологий в автомобилестроении и строительстве. ЕК предлагает развивать партнерство между Европейским инвестиционным банком, промышленностью и государством в деле создания «зеленого» автомобиля; на эти цели выделяется минимум 5 млрд. евро. Сумма в 1 млрд. евро выделяется на аналогичные цели в сфере жилищного строительства.
Расширение доступа к Интернету высокой скорости. Цель заключается в том, чтобы к 2010 г. такой доступ имели 100% пользователей.
Одним из наиболее важных положений документа стало то, что в 2009-2010 гг. будет ослаблено действие Маастрихтского договора, являющегося основным регулирующим документом ЕС, который запрещает государствам допускать дефицит бюджета, превышающий 3% ВВП. Поскольку план предусматривает снижение бюджетных доходов и увеличение бюджетных расходов, некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Ирландия, Греция и Португалия) неизбежно превысят допустимую норму бюджетного дефицита в 3% ВВП. Такое превышение допускается только на период максимум в два года (2009-2010), после чего указанные страны должны будут принять меры по оздоровлению своих госбюджетов и государственных финансов в целом. Таким образом, ЕК настаивает на том, чтобы страны, временно увеличившие дефициты своих бюджетов, приняли меры по снижению дефицитов и государственных финансов. Хотя правила принятого в ЕС в 1997 г. Пакта стабильности и роста остаются в силе, ЕК пообещала воздерживаться от санкций в отношении стран, превысивших дефицит лишь на время и на незначительную сумму.
Правительствам стран-членов ЕК рекомендует: - временно увеличить пособия по безработице, сроки их выплаты и социальные пособия семьям со скромными доходами; эти выплаты могут принимать различные формы, такие как рождественские премии во Франции и помощь бедным семьям в Италии (специальные чеки, снижение платы за газ и электричество и т.д.);
- снизить налоги на низкие доходы, а также социальные взносы работодателей на низкие зарплаты;
- увеличить займы под бонифицированные проценты и гарантии банковских кредитов предприятиям;
- временно снизить ставки НДС для стимулирования потребления; до середины марта 2009 г. адаптировать предложения ЕК о снижении НДС в сфере производства трудоемких услуг.
ЕК призывает ЕЦБ снизить официальную ставку процента, а европейским фондам рекомендует:
- расходовать бюджетные фонды ЕС, которые не будут использованы в 2009-2010 гг., на развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к Интернету;
- разблокировать фонды, предназначенные для наиболее бедных регионов ЕС;
- ускорить разблокирование программ Европейского социального фонда (на 2007-2013 гг. он составляет 75 млрд. евро), чтобы использовать эти средства для помощи уязвимым слоям населения.
Сразу после обнародования план ЕК стал подвергаться критике прежде всего за то, что выделяемые средства гораздо меньше, чем выделенные на те же цели в США. Вместе с тем подсчитано, что расходы стран ЕС на поддержание экономики и банков в общей сложности превышают 2 трлн. евро, что вдвое больше того, что потратили США. И эти расходы приближают ЕС к максимальной цифре бюджетного дефицита - 3% ВВП [Les pays.].
Некоторые эксперты указывают на то, что в плане не уделено достаточного внимания распределению необходимых усилий между странами - членами ЕС. При таком распределении следовало бы учесть антикризисные меры, уже принятые в отдельных странах. Одна из важных проблем Евросоюза состоит в том, что он объединяет страны с разным уровнем экономического развития. При этом состояние слабых - и в первую очередь новых стран - членов ЕС -весьма уязвимо, что требует увеличения расходов структурных и иных фондов. Однако страны-доноры и без того не рады своему финансовому участию в жизни объединенной Европы. Так, британцы подсчитали, что в 2008 г. их правительство перевело в Брюссель почти 56 млрд. ф. ст., т.е. по 900 ф. ст. с каждого жителя страны [Le gouverement...]. Канцлер Германии А. Меркель выступала в основном за меры национального характера, призывая страны-
партнеры не допускать чрезмерной конкуренции по поводу расходов на антикризисные меры. Она высказалась также за смягчение правил конкуренции в ЕС: страны-члены должны сами определять суммы, выделяемые на поддержку МСП, не спрашивая разрешения у органов ЕС. По словам А. Меркель, Германия уже превысила расходы на борьбу с кризисом, намеченные ЕК в 1,2% ВВП, и расходовала 32 млрд. евро, или 1,3% своего ВВП [L'Europe.].
Антикризисные программы отдельных стран ЕС
В условиях, когда финансовый кризис стал быстро распространяться на реальную экономику, все страны ЕС стали разрабатывать планы спасения и подъема национальной экономики, что потребовало от них увеличения бюджетных расходов и соответственно бюджетных дефицитов. Планы подъема экономики, разработанные в разных странах ЕС, отличаются не только масштабами, но и набором принимаемых мер. Если в одних странах (например, в Великобритании и в меньшей мере в Испании и Италии) они направлены на стимулирование спроса, то в других (например, во Франции) на стимулирование предложения.
Франция. В соответствии с согласованным планом действий, одобренным 12 октября 2008 г. в рамках ЕС, во Франции 16 октября
2008 г. был принят закон № 2008-1061 «О плане спасения французской финансовой системы». Этот план предусматривал две меры по преодолению финансовых трудностей: а) предоставление вновь созданным Обществом по финансированию французской экономики (Société de financement de l'économie française, SFEF) займов банкам, гарантированных государством; б) участия государства в капитале банков. 12 ноября 2008 г. SFEF выпустило свой первый облигационный заем в 5 млрд. евро сроком на три года и с доходностью в 3,5% годовых. Эмиссия, получившая государственную гарантию и наивысшую оценку рейтингового агентства, имела большой успех на международном рынке капиталов: за рубежом было размещено 57% облигаций [Vallageas, p. 18]. На 28 февраля
2009 г. SFEF выпустило пять займов в евро на общую сумму в 24 млрд. евро и два займа в долларах на сумму в 11,5 млрд. долл. [Vallageas]. Облигации всех этих займов гарантированы государством, коти-
руются на бирже Euronext и принимаются в качестве обеспечения при рефинансировании в ЕЦБ.
4 декабря 2008 г. французское правительство приняло план по спасению национальной экономики, в рамках которого было выделено 428 млрд. евро, в том числе 360 млрд. на спасение банков, 22 млрд. - на помощь малым и средним предприятиям (МСП), 20 млрд. - на Фонд стратегических инвестиций (Fonds d'investissement stratégique) и 25 млрд. - на подъем экономики [Les vrais chiffres.]. Из 360 млрд., выделенных на спасение банков, 320 млрд. пойдет на вливание ликвидности, чтобы оживить межбанковский рынок, и 40 млрд. - на рекапитализацию (т.е. на увеличение собственных капиталов) банков с целью повышения их коэффициентов платежеспособности.
Таблица 3 [L'action.]
Основные направления планов спасения экономики Франции
4 декабря 2008 г.
Продолжение крупных проектов с участием государства, местных органов власти и госпредприятий (10,5 млрд. евро).
Поддержка производительных инвестиций.
Поддержка предприятий, особенно МСП (более 10 млрд. евро).
Пособие в 200 евро на каждую семью, получающую доход солидарности (760 млн. евро).
Поддержка занятости на самых малых предприятиях (700 млн евро).
Стимулирование занятости, в том числе за счет профессиональной подготовки (500 млн. евро).
Поддержка автомобильной промышленности (2 млрд. евро).
Премии за сдачу автомобилей в утиль до 1000 евро (220 млн. евро).
Поддержка жилищного строительства (более 2 млрд. евро).
18 февраля 2009 г.
Поддержка домохозяйств со скромными доходами.
Увеличение пособий по частичной безработице.
Отмена подоходного налога на наименее состоятельных налогоплательщиков.
Исключительные пособия семьям со скромными доходами, имеющим детей.
Создание фонда социальных инвестиций объемом в 2,6 млрд евро._
_Общие расходы: 28,6 млрд. евро (1,5% ВВП)._
В начале января 2009 г. было объявлено о решении правительства дополнительно предоставить французским банкам 10,5 млрд. евро, т.е. такую же сумму, как и в декабре 2008 г. Помощь будет оказана в форме займов, ставка по которым составит около 8% годовых. Цель операции - пополнить собственные капиталы банков, чтобы позволить им предоставлять кредиты для финансирования экономики. В ответ на эти меры руководители банков должны отказаться от распределения дивидендов и выплаты бонусов (переменной части их вознаграждения) по итогам 2008 г. В январе 2009 г. было объявлено, что французское государство намерено оказать финансовую поддержку в 300 млн. евро некоторым автомобильным компаниям, которые в ответ на эту поддержку должны принять на себя обязательства в области распределения дивидендов и сохранения промышленных предприятий на территории Франции.
Германия. Первый план подъема немецкой экономики, объявленный в октябре 2008 г., предусматривал меры помощи домашним хозяйствам (в форме увеличения пособий на детей и снижения взносов на пособия по безработицы) на сумму в 20 млрд. евро (0,8% ВВП) на 2009-2010 гг. В ноябре 2008 г. были добавлены меры в пользу предприятий на сумму в 17,3 млрд. евро (0,7% ВВП) и государственные инвестиции на сумму 7,2 млрд. (0,3% ВВП) [Les différents plans.].
В январе 2009 г. был принят второй план по стимулированию германской экономики. Расходы по новому плану составят 52 млрд. евро. В числе новых антикризисных мер предусмотрено снижение подоходного налога с 1 июля 2009 г. с 15 до 14%, что обойдется государству в 3 млрд. евро в 2009 г. и в 6 млрд. в 2010 г. Запланировано снижение других выплат, например, с 1 июля 2009 г. взносы в больничную кассу снизятся с 15,5 до 14,9% [Berlin.]. Около 18 млрд. евро пойдут на поддержку системы образования. Особое внимание планируется уделить системе сокращенного рабочего дня на предприятиях. Кроме того, предприятия, которым банки отказывают в кредитах, получат гарантии по кредиту от правительства.
Таблица 4 [L'action.]
Основные направления планов спасения экономики _Германии_
Б ноября 2OOS г.
Кредиты МСП, гарантированные Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW).
Налоговые скидки при приобретении личных автомобилей.
Дегрессивные нормы амортизации на производительные инвестиции.
Помощь физическим лицам при обновлении жилья.
Инвестиции в инфраструктуру.
Удлинение на шесть месяцев выплаты пособий по сезонной безработице.
13 января 2OO9 г.
Инвестиции в инфраструктуру.
Снижение взносов по страхованию здоровья (как работодателей, так и наемеых работников).
Снижение подоходных налогов.
Чрезвычайные выплаты по 100 евро на ребенка.
Увеличение помощи безработным.
Премии за сдачу автомобилей в утиль до 2500 евро.
Гарантийный фонд в 100 млрд. евро для финансирования предприятий.
_Общие расходы: на 2OO9-2O1O гг. S2 млрд. евро (3,3% ВВП)._
Великобритания. Совокупность мер, объявленных правительством на 2009 г., оценивается в 1,3% ВВП. Главной мерой является снижение на 2,5 процентных пункта (с 17,5 до 15%) ставки НДС с 1 декабря 2008 г. Эта мера носит временный характер: с 1 января 2010 г. ставка НДС вновь повышена до 17,5%. По оценкам правительства, снижение ставки НДС обойдется в 0,8% ВВП. Другой мерой английского плана является ожидаемое увеличение государственных инвестиций на сумму в 3 млрд. ф. ст. в 2010 г. Предусмотрены и другие меры по стимулированию потребления. Так, будет увеличен налоговый кредит на семьи с детьми.
В октябре 2008 г. в Великобритании была осуществлена рекапитализация ряда крупных банков (Royal Bank of Scotland, HBOS и Lloyds TSB) на общую сумму в 37 млрд. ф. ст. В дополнение к этому плану в начале 2009 г. английское правительство представило новый план, предусматривающий предоставление государственных гарантий банковским займам. Правительство намерено заключить с банками, участвующими в реализации плана, соглашения о количественных обязательствах банков в области кредитования, вы-
полнение которых будет проверяться внешними аудиторами. План также включает приобретение государством сомнительных активов на сумму в 100 млрд. ф. ст., тогда как общая сумма рискованных активов британских банков оценивается в 200 млрд. ф. ст. Размеры расходов на новый план зависят от количества банков, которые пожелают получить подобную помощь.
Таблица 5 [L'action.]
Основные направления планов спасения экономики Великобритании
Сентябрь I00S г.
Помощь семьям, пострадавшим от повышении цен на энергию (910 млн. ф. ст.).
I5 ноября IOOS г.
Снижение ставки налога на добавленную стоимость с 17 до 15% с 1 декабря 2008 г. до 1 января 2010 г. (12,5 млрд. ф. ст.).
Помощь семьям со скромными доходами.
Строительство и обновление социального жилья.
Отмена повышения налогов на компании.
Льготы для МСП.
Отмена налогов на иностранные дивиденды.
Повышение акцизов на табак и алкоголь.
Январь I009 г.
Программа строительства («New Deal») школ, больниц, инфрастуктуры с целью создания 100 тыс. рабочих мест.
Социальный пакет («golden hello»), предполагающий выдачу субсидий до 2500 ф. ст. за наем или профессиональное обучение каждого безработного, не имевшего работы в течение более шести месяцев.
Профессиональная подготовка 35 тыс. учеников.
Предоставление государственных гарантий кредитам МСП (22 млрд. ф. ст.)._
_Общие расходы: 31,5млрд. ф. ст. (I,I% ВВП)._
В феврале 2009 г. в Великобритании была введена система покрытия токсичных банковских активов, которая гарантирует покрытие государством до 90% возможных потерь по этим активам в рамках Схемы зашиты активов (Asset Protection Scheme, APS), минимальный бюджет которой составляет 500 млрд. ф. ст. (561,5 млрд. евро) [Actifs toxiques.]. Банки смогут помещать под государствен-
ную защиту многие корпоративные и ипотечные займы и структурированные инструменты на основе коммерческой или жилой ипотеки. В обмен на гарантии APS банки обязуются увеличить объем кредитования домашних хозяйств и предприятий. Так, банк RBS заявил, что увеличит в течение ближайших 12 месяцев объем кредитов на 25 млн. ф. ст.
Оценки антикризисной политики
Со времени принятия антикризисных программ в ЕС прошло немногим более года, что позволяет делать первые выводы об их эффективности. В статье, подготовленной в Отделе анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической конъюнктуры, отмечается, что после четырех кварталов быстрого падения ВВП в зоне евро во втором квартале 2009 г. темпы снижения ВВП составили (-0,1%), что породило надежду на стабилизацию экономики в зоне евро, тем более что определенное оживление было отмечено и в США. Это скромное улучшение произошло после первого квартала 2009 г. - самого «черного» квартала, в течение которого объем ВВП зоны евро сократился на 2,5%. Длительная рецессия объясняется сокращением всех основных компонентов ВВП: частного потребления, которое не компенсировалось увеличением государственного потребления, инвестиций (особенно производственных), которые снизились на 5,3% по сравнению с началом 1990-х годов. Уровень безработицы во втором квартале 2009 г. составил 9,3%, что было на 2 процентных пункта больше, чем в первом квартале 2008 г. [Zone euro.]. В табл. 6 представлены недавние прогнозы среднегодовых темпов развития экономики в зоне евро.
Различия в прогнозах объясняются не только использованием разных методов их расчета, но и высокой степенью неопределенности экономического развития в нынешних условиях.., а также стратегией выхода из кризиса. Одним из наиболее ощутимых результатов антикризисной политики является значительный рост дефицитов государственных бюджетов и государственного долга (см. табл. 7).
Таблица 6 [Projections. ]
Прогнозы среднегодовых темпов роста ВВП в зоне евро
Авторы прогноза Дата прогноза Темпы роста ВВП (в %)
2009 г. 2010 г. 2011 г.
МВФ октябрь 2009 -4,2 0,3 1,3
Анкета ЕЦБ среди профессионалов октябрь 2009 -3,9 1,0 1,6
Еврокомиссия ноябрь 2009 -4,0 0,7 1,5
ОЭСР ноябрь 2009 -4,0 0,9 1,7
Служба прогнозов Евросистемы декабрь 2009 (-1)-(-3,9) 0,1-1,5 0,2-2,2
Таблица 7 [Mathieu, Sterdyniak]
Некоторые показатели бюджетной политики ведущих стран ОЭСР в 2009 г.
Сальдо госбюджета Государственный долг Снижение производства*
в % к ВВП
Германия -3,4 73,1 -6,7
Испания -11,2 54,3 -9,8
Франция -8,3 76,1 0 6,2
Италия -5,3 114,6 -9,2
Нидерланды -4,7 59,8 -6,5
Зона евро -6,4 78,2 -7,4
Великобритания -12,1 68,5 -9,8
Япония -8,7 189,8 -9,4
США -14,2 83,1 -8,6
* По сравнению с докризисным объемом производства.
По оценке, в 2008 г. совокупный дефицит государственного бюджета в зоне евро составляет 6,4% ВВП и государственный долг -78,2% ВВП, тогда как критериями вступления в зону евро являются дефицит госбюджета, не превышающий 3% ВВП, и госдолг, не превышающий 60% ВВП. Средняя государственная задолженность в странах ОЭСР, составлявшая в 2007 г. 73,1% ВВП, достигнет в 2011 г.
100% ВВП. При этом в разных странах рост различен: во Франции -с 70 до 99%, в Германии - с 65,5 до 85,5%, в Греции - со 103 до 130% и т.д. [Guichard]. Именно поэтому одной из главных целей послек-ризисной политики стран ЕС объявляется восстановление бюджетного равновесия и оздоровление государственных финансов.
Сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры К. Матье и Х. Стердиньяк критически проанализировали предложения экспертов МВФ, ОЭСР и Европейской комиссии (ЕК) по решению проблем снижения бюджетных дефицитов и государственного долга. Они пришли к выводу, что все эти рекомендации сводятся к проведению рестриктивной (ограничительной) бюджетной политики, направленной на снижение государственных, в том числе социальных, расходов. Некоторые страны ЕС уже объявили о таких мерах. Так, Великобритания предусматривает повышение возраста, дающего право на получение государственной пенсии, с 65 до 66 лет, снижение размера государственных пенсий и инвестиций. Правительство Нидерландов объявило о сокращении на 20% государственных расходов в 2011 г., об увеличении возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет и об уменьшении численности социальных пособий. В Германии принят закон, создающий «тормоз для роста государственной задолженности», который начиная с 2016 г. запрещает иметь структурный дефицит бюджета, превышающий 0,35% ВВП [Mathieu, Sterdyniak].
Между тем, считают К. Матье и Х. Стердиньяк, очень опасен слишком быстрый переход к ограничительной бюджетной политике, поскольку для поддержания экономического роста государству нужно сохранять некоторый дефицит и соглашаться на определенный рост госдолга. Иными словами, европейские страны не должны лишаться такого оружия, как дефицит и госдолг, оказавшегося весьма полезным в период кризиса. По их мнению, политика, направленная на сокращение системы социальной защиты и ослабление европейской социальной модели, которые не несут никакой ответственности за нынешний кризис, является социально и экономически опасной, так как побуждает домашние хозяйства к увеличению сбережений в ущерб потреблению и не позволяет вернуть к труду «отчаявшихся» безработных. Страны ЕС не должны мириться с уровнем безработицы в 10% и выше. Для увеличения налоговых поступлений, необходимого для оздоровления го-
сударственных финансов, нужно повысить налогообложение финансовых прибылей и бороться с уклонением от налогов, что потребует расширения сотрудничества между ведущими странами [Mathieu, Sterdyniak].
Наиболее радикальные критики отмечают, что «нынешний кризис не является продуктом безумия нескольких финансистов, которые дьявольским образом воспользовались недостатками в целом глубоко рациональной и здоровой системы. Напротив, сама система безумна, поскольку в ней богатство одних (собственников финансового капитала) опирается на бедность других - огромного большинства населения»^ауат]. Сегодня единственной формой существования капитализма является финансовый капитализм, кризис которого является кризисом самого капитализма. «Атаковать финансовый капитализм означает атаковать капитализм как таковой. Однако ни одно правительство не хочет порвать с капитализмом и с нынешней формой его существования. В результате все речи о моральности и регулировании финансового капитализма останутся мертвой буквой, поскольку антикризисная политика опирается на те же экономические силы, которые лежат в основе кризиса и в будущем могут привести к новым кризисам»^ауаш].
Следует отметить, что страны ЕС и Евросоюз в целом активно участвуют в работе различных международных форумов, посвященных реформированию существующей финансовой системы, в том числе на саммитах «группы 20» (G20). Саммит Евросоюза в марте 2009 г. одобрил основные положения концепции единой позиции ЕС на саммите G20, которая включает координацию усилий по стимулированию экономик, реформу архитектуры финансового рынка, недопустимость протекционизма в мировой торговле. Несколько ранее (22 февраля 2009 г.) на совещании руководителей стран ЕС - членов G20 был достигнут консенсус по следующим вопросам [Consensus...]:
- удвоение вклада в МВФ, который должен обеспечивать стабильность мировой валютной системы путем предоставления займов странам, испытывающим трудности, чтобы избежать их неплатежеспособности;
- более жесткое регулирование деятельности спекулятивных (хеджевых) и фондов, которые осуществляют массированные агрес-
сивные инвестиции за счет заимствованных средств и рейтинговых агентств;
- регулирование «налоговых гаваней» и офшорных центров, чтобы «закрыть все черные дыры» в мировых финансах;
- контроль за вознаграждением (в основном в форме бонусов) трейдеров и управляющих банков.
•к -к -к
В начале 2010 г. в зоне евро наблюдается некоторое улучшение экономического климата: в декабре 2009 г. индекс, синтезирующий такие параметры, как деятельность промышленного сектора, новые заказы, запасы и рабочие места, повысился до 51,6 пункта, что является самым высоким уровнем за последний период в 21 месяц. Темпы роста совокупного ВВП зоны евро увеличились с 0,3% в третьем квартале до 0,6% в четвертом квартале 2009 г. [L'embellie.]. Вместе с тем слабым местом европейской экономики по-прежнему остается проблема с занятостью. По прогнозам начала 2010 г., в ближайшее время уровень безработицы в зоне евро, составлявший в октябре 2009 г. 9,8%, достигнет 10%. Такая ситуация (совпала с возможным усилением инфляционного давления) будет отрицательно влиять на эволюцию совокупного спроса, что, в свою очередь, явится тормозом для экономического роста. По некоторым прогнозам, в первом квартале 2010 г. темпы роста ВВП в зоне евро не превысят 0,3%, а во втором и третьем кварталах снизятся до 0,1-0,2%. Это является дополнительным аргументом в пользу специалистов, критикующих нынешнюю бюджетную стратегию по преодолению последствий финансово-экономического кризиса и выступающих за стимулирование занятости и увеличение совокупного спроса.
Литература
Actifs toxiques: forces et faiblesses du plan britannique. - Mode of access: http://www.lexpansion.com/economie/175815.html
L'action des pouvoirs publics pour faire face à la crise. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/rapport/2009/
La BCE veut débloquer le crédit aux entreprises et aux ménages. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/2009/05/07/
Berlin trouve un accord pour son plan à 50 milliards. - Mode of access : http: //www.lefigaro. fr /2009/01/10/
n.A. 3y6neHK0
Consensus européen pour doubler les fonds du FMI et pour plus de régulation. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/2009/02/22/
Les diffеrents plans de relance // Lettre de l'OFCE. - Р./ 2008. - 23 dеc. N 305. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-epo.fr/pdf/lettres/12_2008 L'embellie économique se confirme en Europe. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2010/01/05/04016- -.php
L'Europe reste divisée sur son plan de relance. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/2008/12/
Le gouverement britannique dévoile un nouveau plan de soutien aux banques. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/2009/01/19/
Guichard G. 2009 et 2010, les années déficit. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/2009/12/23/
The impact of government support to the banking sector on euro area public finance // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2009. - N 7. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mb200907en.pdf
Mathieu C., Sterdyniak H. Quelles strategies budgétaires de sortie de crise? // Lettre de l'OFCE. - P., 2009. - 2 dec. N 315. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/
Les pays européens approuvent un plan de relance de 200 milliards d'euros. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/2008/12/12/
Plans de relance: la BCE met en garde contre tout dérapage budgétaire // Mode of access: http://www.lemonde.fr/2008/12/10/
Projections macroéconomiques pour la zone euro établies par les services de l'Eurosystème. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/ eurosys/bce/bulletins/bm122009.pdf
Recent development in the balance sheets of the Eurosysteme, the Federal Reserve System and the Bank of Japan / / Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2009. - N 10. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/ pdf/mobu/mb200910en.pdf
Savani A. Les politiques anti-crise soumises aux marchés financiers. -Mode of access: http://promcomm.wordpress.com/2009/08/01/
Vallageas B. Analyse de la crise financière actuelle / / Rev. de la régulation. - Varia, 2009. - N 5. - Mode of access: http://regulation.revues.org/ index7544.html
Les vrais chiffres des plans de relance français. - Mode of access: http://www.liberation.fr/politiques/0101310732
Zone euro: après l'enfer, le purgatoire. Perspectives 2009-2010 pour l'économie européenne // Rev/ de l'OFCE. - P., 2009. - Oct. N 111. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/revue/111/r111-6.pdf