Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ'

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / СТРАНА-РЕЦИПИЕНТ / РАБОЧИЙ СИЛ / УРОВЕНЬ ДОХОДОВ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гулмирзоев Киёмуддин Хакмирзоевич

В статье рассмотрены некоторые концептуальные положения и результат анализа регионов Российской Федерации с целью географического регулирования трудовой миграции из Республики Таджикистан. Раскрывается и обосновывается актуальность географические регулирования трудовой миграции в регионах РФ и РТ. Даны понятия основным факторам трудавой миграция. Особое внимание уделено анализу миграционым процесам в РФ. Даны рекомендации для эффективного направления мигрантов в регионах с целью обеспечения и более предпочтительные условия труда и высокой уровня заработной платы, их социальной защити, соответствующие нормами МОТ и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GEOGRAPHICAL ASPECTS OF REGULATION OF THE TAJIK LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discuses some conceptual provisions and result of the analysis of the regions of the Russian Federation with a purpose to regulate the labor migration from the Republic of Tajikistan. The actuality of geographical regulation of labor migration in the regions of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan is revealed and justified. Concepts are given to the main factors of labor migration. Particular attention is paid to the analysis of migration processes in the Russian Federation. Recommendations are given for effective direction of migrants in the regions with a view to ensuring and preferring working conditions and a high level of wages, their social protection in line with International Labor Organization’s standards and so on.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»

About authors:

Juraev Alisher, Ph.D., Professor of the Department of Economic and Social Geography of the TSPU named after Sadriddin Aini. tel: 907-72-80-80, e-mail .: turuzm_2013@rambler.ru

Kadirova ZA, senior lecturer of the Department of Economic and Social Geography of TGPUnamed after S.Ayni: tel.: + (992) 918657732

Valiyev Saifiddin, postgraduate student of the Department of Economic and Social Geography of TSPU. S. Ayni: tel: +99290690779

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Гулмирзоев К.Х.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

История таджикской внешней трудовой миграции за последние 20 лет (т.е. с 1996 г.) показывает, что среди всех аспектов регулирования миграционных процессов все большее значение приобретают географические аспекты. К сожалению, в мире нет и невозможно до сих пор найти эффективную практику географического регулирования трудовой миграции. Каждый мигрант выбирает страну - реципиента. Это зависит от многочисленных факторов.

Правительственные структуры стран-экспортёров рабочей силы в географическом отношении почти не предпринимают никакой активности. Это, в полной мере относится к таким странам, как: Индия, Пакистан, Непал, Турция, Египет, Бангладеш, Эфиопия, Марокко, Тунис и др. которые имеют со многими странами-реципиентами рабочей силы (главным образом страны Арабского Полуострова) договора об общих условиях использования труда мигрантов [1.С.25] Это объясняется, прежде всего, неодинаковыми потребностями отдельных территориальных единиц рабочей силы. К тому же территории нефтегазодобывающих стран Ближнего Востока являются компактными и небольшими.

С этой точки зрения условия Российской Федерации представляются более контрастными по сравнению с арабскими странами, поскольку территория РФ занимает 1/7 часть земного шара и простирается от Центральной Европы до Берингова пролива, который отделяет эту страну от США.

Уровни социально-экономического развития регионов-реципиентов рабочей силы представляются различными. Уровни доходов и условия проживания трудовых мигрантов также носят региональный оттенок. Восточные регионы Российской Федерации слабо заселены, несмотря на свои обширные территории. Их стратегическая значимость из года в год растет в силу свершающихся резких сдвигов в соотношении геополитических интересов ведущих игроков мировой политики. Российская Федерация не только заинтересована в коренном улучшении демографической ситуации в восточных районах. Она заинтересована и в том, чтобы основная часть миграционного прироста приходилась и на восточные регионы. Это в полной мере относится и к трудовым мигрантам, т.е. к иностранной рабочей силе.

Для этого создаются и соответствующие стимулы, включая более предпочтительные жилищно-бытовые условия для трудовых мигрантов, более высокий уровень заработной платы, современные системы мер их социальный защиты, соответствующие нормам МОТ и т.д. Заработная плата трудовых мигрантов из Таджикистана, которые работают на предприятиях и организациях Хабаровского края составляет от 45 до 120 тыс. российских рублей в зависимости от их квалификации [4.С.72]. Однако в Ленинградской области заработная плата основной части таджикских мигрантов составляет от 15 до 35 тыс. российских рублей [5.С.52]. При этом в Хабаровском крае все трудовые мигранты из Таджикистана трудоустроены, а в Ленинградской области от 17 до 20 процентов мигрантов составляют трудоспособные, которые от 1 до 5 месяцев находятся в поисках работы, т.е. являются безработными. Однако, несмотря на такие разительные контрасты, основная часть таджикских трудовых мигрантов устремляется в западные регионы Российской Федерации, среди которых определяющее место принадлежит Московскому и Ленинградскому

регионам. Этот разительный контраст является свидетельством того, что в географическом плане, таджикская трудовая миграция никакому регулированию не подвергается.

Между тем актуальность географического регулирования трудовой миграции по мере увеличения численности трудовых мигрантов, все более обостряется. Данные обстоятельства связаны со следующими соображениями:

а) необходимость существенного увеличения трудовых доходов и денежных переводов трудовых мигрантов. Те регионы Российской Федерации, которые отличаются меньшей численностью трудовых мигрантов, имеют более высокий уровень заработной платы. К таким регионам относятся северные и восточные регионы. Более высокий уровень заработной платы в таких регионах, прежде всего, связан с нехваткой рабочей силы, в особенности для выполнения программ федеральной значимости, которые направлены на ускоренное развитие производительных сил малозаселенных регионов РФ. В литературе господствует мнение о том, что малонаселённость северных и восточных регионов РФ объясняется неблагоприятными природно-климатическими условиями. С этим доводом трудно согласиться, поскольку большинство из регионов, расположенных на востоке Российской Федерации, характеризуются благоприятными природно-климатическими условиями при низком уровне освоенности таких условий. Например, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область располагают вполне благоприятными природно-климатическими условиями и являются привлекательными для проживания населения. Их недостаточное освоение имеет исторические и демографические причины. Поэтому правительство РФ в последние годы предпринимает усилия к увеличению населения в вышеотмеченных регионах. В число таких мер, входит установление более высоких материальных стимулов. Последнее определяется и для трудовых мигрантов.

Нет никакого сомнения в том, что при более или менее равномерном распределении всего контингента таджикских трудовых мигрантов по всей территории Российский Федерации, общий фонд заработной платы мигрантов составлял бы в 1,5 - 1,7 раза больше, по сравнению с достигнутым уровнем. Если брать во внимание предкризисный 2013 г., когда денежные переводы таджикских мигрантов были равны сумме в 4,2 млрд. долл. США, то при равномерном географическом распределении этой категории работников общая сумма денежных переводов составила бы от 6,3 млрд. до 6,9 млрд. долл. США [2.С.18] ;

б) необходимость обеспечения более высокого уровня занятости трудовых мигрантов. В западных густонаселённых регионах Российской Федерации из года в год всё сильнее становится нахождение работы для мигрантов в соответствии с их профессионально-квалификационными показателями. В Московской, Ленинградской, Астраханской, Самарской, Нижегородской, Краснодарской и других областях и краях Европейской части России одна часть таджикских мигрантов вовсе не способна найти себе работу, а другая часть выполняет неквалификационную работу.

Наблюдения показывают, что даже специалисты с высшим техническим образованием не в состоянии найти работу в соответствии со своими дипломами. Они нередко выполняют обязанности охранников, уборщиков улиц, вахтёров и т.д. Что же касается восточных регионов Российской Федерации, то здесь среди таджикских мигрантов, полностью отсутствует безработица по причине наличия большого количества свободных рабочей мест. К тому же в этих регионах имеются более широкие возможности относительно трудоустройства таджикских мигрантов в соответствии с их специальностями, не говоря о том, что здесь легче можно получить статус гражданства;

в) в западных регионах России на иностранных трудовых мигрантов оказывает давление психология, выработанная местными работниками, что занимают их рабочие места по причине того, что они согласны и на низкую заработную плату. Другими словами местные работники относятся к иностранным работникам как к конкурентам. Это, особенно, относится к неквалифицированной категории работников коренных национальностей.

Что касается восточных регионов Российской Федерации, то там такая психология не наблюдается. Местное население положительно относится к приезжим работникам, включая иностранных трудовых мигрантов. Они не видят в последних конкурентов, поскольку в восточных и северных регионах Российской Федерации не только имеется множество незаполненных рабочих вакансий, но и огромные перспективы в плане создания новых

рабочих мест. Однако в Таджикистане этому вопросу не уделяется никакого внимания, хотя радикальные сдвиги в территориальном размещении таджикских трудовых мигрантов может привести не только к существенному увеличение общих сумм денежных переводов населения, но и к ускорению темпов экономического роста страны посредством возрастания индекса валовых сбережений и индекса валовых накоплений. Последнее означает существенное увеличение объемов инвестирования экономики Таджикистана при повышении удельного веса внутренних инвестиций;

г) необходимость более полного использования миграционной инфраструктуры в других регионах Российской Федерации. Речь идёт, прежде всего, о транспортной инфраструктуре (железные и автомобильные дороги, гражданской авиации, соответствующие им терминалы и т.д.). При территориальном перераспределении иностранной рабочей силы в западных регионах Российской Федерации, будет снят режим чрезмерной напряженности в использовании транспортной инфраструктуры, а в северных и восточных регионах будет снята недогрузка мощностей транспортных средств. Это, в особенности, касается регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Естественно, в данном случае, речь идёт о перебазировке трудовых мигрантов не только из Таджикистана, но и из всей Центральной Азии, а также закавказских республик, Молдавии и Украины [6.С.37]. Трудовые мигранты из ближнего зарубежья не только могут быть легко трудоустроены в восточных регионах Российской Федерации, но и лучше обеспечены жильём и современными средствами социальной инфраструктуры (краткосрочные курсы производственного обучения, медицинские учреждения, предприятия бытовых услуг, информационные технологии);

д) необходимость обеспечения большей устойчивости в достижении целей миграции. В восточных районах Российской Федерации, в отличие от густонаселённых регионов Европейской части этой страны, можно обеспечить более устойчивую занятость, более высокий и устойчивый уровень заработный платы, более широкие возможности профессионально-квалификационного роста трудовых мигрантов.

В отличие от Московского, Ленинградского и других регионов западной части России, на Востоке почти исключено использование трудовых мигрантов в качестве неквалифицированных работников. Более 80% трудовых мигрантов заняты в строительстве производственных и непроизводственных объектов и в благоустройстве городских территорий. При этом по мере адаптации в определенных рабочих местах происходит постепенное повышение заработной платы и других доходов мигрантов.

Даже в кризисные времена в отличие от центральных и западных регионов, в восточных частях России реже наблюдается банкротство строительных, жилищно-коммунальных и торговых организации, где заняты трудовые мигранты из Таджикистана. Это связано с реализацией долговременных правительственных программ по подъему производительных сил Сибири и Дальнего Востока. Всё сказанное выше, говорит, а том, что перераспределение трудовых мигрантов между западными и восточными регионами Российской Федерации способствует ускорению процесса снижения уровня бедности в странах-экспортёрах рабочей силы, в том числе, и в Таджикистане;

е) проявления меньшей неприязни и враждебности со стороны отдельных групп граждан и работников правоохранительных органов Российской Федерации к трудовым мигрантам. К сожалению, массовый прилив трудовых мигрантов из стран СНГ в центральные и западные регионы Российской Федерации, привёл к всплеску националистических настроений и ксенофобии со стороны отдельных групп граждан. Этому способствовало и неадекватное поведение, и хулиганские выходки и со стороны определённых мигрантов и их групп. К тому же, недостаточные потребности в дополнительной рабочей силе в названых регионах, привели к проявлениям засилья и коррупции со стороны отдельных представителей миграционных служб и других правоохранительных органов. Такая неприязнь и враждебность возникает в густонаселённых мегаполисах, где потребность в дополнительной рабочей силе незначительна и где на трудовых мигрантов многие смотрят как на конкурентов в региональным рынке труда. В малозаселённых регионах Сибири и Дальнего Востока такая неприязнь и проявления враждебных настроений почти полностью отсутствуют. Поэтому, здесь процесс адаптации трудовых мигрантов проходит безболезненно;

ж) необходимость большей включенности трудовых мигрантов в социально -культурную и политическую жизнь регионов. В условиях северных и восточных регионов осуществление таких мероприятий проходит относительно легко, поскольку здесь отсутствуют те препятствия, которые, к сожалению, искусственно возводятся в западных и центральных регионах. Это касается участия мигрантов в культурной жизни соответствующих городов, областей и автономных республик, отражение их жизни и труда в электронных и печатных СМИ, деятельность национальных диаспор и их участие в политической жизни регионов и т.д.

В восточных районах такое участие может стать фактором усиления производственной активности трудовых мигрантов, повышения их роли, в улучшении показателей эффективности региональной экономики. Поэтому, например, в Хабаровском и Приморском крае, Сахалинской и Камчатской областях уделяется особое внимание вопросам вовлечения трудовых мигрантов в общественную работу. Во многих городах организуются фестивали мигрантского искусства, создаются вокальные группы, ансамбли художественной самодеятельности и даже национальные оркестры. На страницах газет, журналов и в сайтах подробно рассказывают о жизни и быте мигрантов из отдельных стран, об истории народов, населяющих страну их происхождения и т.д. Местные органы власти поддерживают межнациональные браки, в которых вовлечены мигранты, оказывают содействия последним в получении русского гражданства. Естественно, такие мероприятия способствуют органическому сращиванию интересов местных властей и мигрантских диаспор в интенсивном развитии экономики соответствующих регионов, в повышении их эффективности.

На наш взгляд, следующие административно-территориальные единицы Российской Федерации является более, приемлемы для трудовых мигрантов из Таджикистана: Оренбургская область, Курганская область, Тюменская область, Пермский край, Свердловская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Алтайский край, Иркутская область, Забайкальский край, Бурятская автономная республика, Красноярская край, Тувинская автономная республика, Якутская автономная республика, Хабаровский край, Приморский край, Камчатская область, Сахалинская область. Для таджикских мигрантов названные регионы, безусловно, может, представить больший интерес по сравнению с центральными и западными регионами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству: Материалы конференция (8-9 сентября 2000 г., Санкт-Петербург) // Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ - М.: 2001. - 296 с.

2. Современная миграция населения: История, теория, политика. Душанбе 2013 г.

3. Статистический ежегодник РТ. Госкомстат РТ, Душанбе, Госкомстат, 2016, с.175

4. Умаров Х. Кризис в Таджикистане: глубина действия, формы проявления, пути преодоления. Душанбе 2010. С.38

5. Умаров Х. Исследовательский доклад «Таджикская трудовая миграция в условиях глобального финансового кризиса: причины и последствия» Душанбе 2010. С.53

6. Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе: Ирфон, 2006. С. 43

7. Гулмирзоев Киёмуддин Хакмирзоевич. Географические аспекты регулирования внешней трудовой миграции (на материалах Республики Таджикистан): автореферат дис. ... кандидата Географических наук: 25.00.24., 2019. - 160 с.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

В статье рассмотрены некоторые концептуальные положения и результат анализа регионов Российской Федерации с целью географического регулирования трудовой миграции из Республики Таджикистан. Раскрывается и обосновывается актуальность географические регулирования трудовой миграции в регионах РФ и РТ. Даны понятия основным факторам трудавой миграция. Особое внимание уделено анализу миграционым

процесам в РФ. Даны рекомендации для эффективного направления мигрантов в регионах с целью обеспечения и более предпочтительные условия труда и высокой уровня заработной платы, их социальной защити, соответствующие нормами МОТ и т.д.

Ключевые слова: географические регулирования трудовая миграция, страна-реципиент, рабочий сил, уровень доходов, условия проживания, трудовая миграция, заработная плата.

THE GEOGRAPHICAL ASPECTS OF REGULATION OF THE TAJIK LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION.

This article discuses some conceptual provisions and result of the analysis of the regions of the Russian Federation with a purpose to regulate the labor migration from the Republic of Tajikistan. The actuality of geographical regulation of labor migration in the regions of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan is revealed and justified. Concepts are given to the main factors of labor migration. Particular attention is paid to the analysis of migration processes in the Russian Federation. Recommendations are given for effective direction of migrants in the regions with a view to ensuring and preferring working conditions and a high level of wages, their social protection in line with International Labor Organization's standards and so on.

Key words: geographical regulation of labor migration, recipient country, Labor force, income level, living conditions, labor migration, salary.

Сведения об авторе:

Гулмирзоев Киёмуддин Хакмирзоевич, старший преподаватель кафедры геоэкологии географического факультета Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни. Телефон. (+992) 919-04-9463, е-mail: tkkiyomiфddin@mail.ru

About the author:

Gulmirzoyev Kiyomuddin Khakmirzoevich, Senior Lecturer, Department of Geoecology, Faculty of Geography, Tajik State Pedagogical University. Sadriddin Aini. Phone. (+ 992) 919-04-94-63, e-mail: tj-kiyomiddin@mail.ru

АФЗОИШИ А^ОЛЙ ВА БАЪЗЕ МАСЪАЛАХОИ ДЕМОГРАФИЮ МУХОЧДРАТИ МЕХДАТ ДАР ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН

Аброров А., Хацназаров У. Н.

Донишгощ давлати омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни

Масъалахои халталаби глобалии демографй ин афзоиши босуръат ва суст назоратшавии ахолии кишвархо пир ва ё чавоншавии ахолй мебошад. Чунин холат дар давлатхои муттараки ва хам дар холати гузариши иктисодй ё иктисодашон суст ба назар мерасанд.

Чумхурии Точикистон босуръати баланди афзоиши ахолй дар байни мамлакатхои Осиёи Марказй мушкилоти хоси худро дорад, ки дар сурати 1% зиёд шавии мачмуи махсулоти дохилй сатхи камбизоати дар чумхури 0,62% кохиш меёбад. Мувофики маълумотхои омории соли 2014 дар чумхури новобаста ба болоравии мачмуи махсулоти дохилй (ММД) 7,9% айни замон таъмини кувваи кобили мехнат ба кор ва маоши муносиб душвор аст [3, с.24] . Аз ин ру танзими афзоиши ахолй мувофик ба рушди иктисодй дар мамлакат аз масъалахои асосии мубрами руз мебошад вале чорахои андешида шуда хануз вобаста ба сатхи иктисодии мамлакат нокифоя аст [3, с.18].

Афзоиши босуръати ахолй нисбат ба суръати инкишофи иктисодй дар баъзе мамлакатхо боиси тезутундшавии масъалахои шугли ахолй сатхи пасти камбизоатй, таъмини нопура бо маводи озука, нарасидани захирахои замин дарачаи пасти маълумотнокй, ба бадшудани вазъи саломатй оварда мерасонад. Масалан соли 1950 ба хар сари ахолии чахон ба хисоби миёна 5,3 га замин рост меомад ва соли 2014 ин нишондиханда ба 2,16 га рост омад, ки кариб 2,5 га камтар аст [1, с.4].

Ин мамлакатхо хали масъалахои демографиро дар рушди иктисодй ва дар як вакт кохиш додани сатхи афзоиши ахоли мебинанд. Ба монанди Чумхурии мардумии Чин, пиршавии ахоли барои мамлакатхои Аврупои Гарби, Япония дар нимаи авали асри ХХ 1 боиси

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.