Научная статья на тему 'Генезис управленческого учета как фактор реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры'

Генезис управленческого учета как фактор реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROCESS SEGMENTS OF ACTIVITY / MANAGEMENT ACCOUNTING / RAILWAY TRANSPORT / COMPLEX PLAN FOR MODERNIZATION / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедюхина Наталья Вильгельмовна, Назарова Валентина Александровна

В статье отражены результаты исследования генезиса управленческого учета как фактора реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на среднесрочную перспективу. Представлен авторский методический подход выявления комплексных резервов экономии ресурсов транспортной холдинговой компании и источников их финансирования для достижения целевых установок федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедюхина Наталья Вильгельмовна, Назарова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACCOUNT GENESIS AS A COMPLEX PLAN REALIZATION FACTOR FOR MODERNIZATION AND EXPANSION OF THE TRUNK INFRASTRUCTURE

The article considers results of the management accounting genesis study as a Complex plan realization factor for the modernization and expansion of the trunk infrastructure in the medium term. The article presents author's methodical approach to the identification of resources saving complex reserves of the transport holding company and sources of their financing to achieve the targets of the federal project «Railway Transport and Transit».

Текст научной работы на тему «Генезис управленческого учета как фактор реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»

Дедюхина Н.В., Назарова В.А.

ГЕНЕЗИС УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МОДЕРНИЗАЦИИ И РАСШИРЕНИЯ МАГИСТРАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация. В статье отражены результаты исследования генезиса управленческого учета как фактора реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на среднесрочную перспективу. Представлен авторский методический подход выявления комплексных резервов экономии ресурсов транспортной холдинговой компании и источников их финансирования для достижения целевых установок федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит».

Ключевые слова. Сегменты деятельности, управленческий учет, железнодорожный транспорт, комплексный план модернизации, экономическая эффективность.

Dedyukhina N.V., Nazarova V.A.

MANAGEMENT ACCOUNT GENESIS AS A COMPLEX PLAN REALIZATION FACTOR FOR MODERNIZATION AND EXPANSION OF THE TRUNK INFRASTRUCTURE

Abstract. The article considers results of the management accounting genesis study as a Complex plan realization factor for the modernization and expansion of the trunk infrastructure in the medium term. The article presents author's methodical approach to the identification of resources saving complex reserves of the transport holding company and sources of their financing to achieve the targets of the federal project «Railway Transport and Transit».

Keywords. Process segments of activity, management accounting, railway transport, complex plan for modernization, economic efficiency.

В соответствии с установленными Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] целями и задачами, Правительством Российской Федерации разработан Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (далее - Комплексный план), структура которого синхронизирована с национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» [4]. План включает 11 федеральных проектов, девять из которых направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры России, включая развитие транспортных коридоров «Запад-Восток», «Север-Юг». Реализация одного из таких проектов «Железнодорожный транспорт и транзит» должна обеспечить инновационное преобразо-

ГРНТИ 06.81.85.

© Дедюхина Н.В., Назарова В. А., 2019

Наталья Вильгельмовна Дедюхина - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Валентина Александровна Назарова - ведущий бухгалтер сводного отдела отчетности инфраструктуры СевероЗападного регионального общего центра обслуживания - структурного подразделения центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиала ОАО «РЖД».

Контактные данные для связи с авторами (Дедюхина Н.В.): 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9 (Russia, St. Petersburg, Moskovsky av., 9). Тел.: +7 921 312 15 92. E-mail: deduhina@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 01.07.2019.

вание инфраструктурного строительства для достижения целевых показателей по приросту грузооборота и повышения уровня экономической связанности территорий Российской Федерации.

Комплексный план предусматривает развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры, в том числе на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, увеличение пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров. Новый вектор развития железнодорожного транспорта требует переосмысления теоретических и методологических подходов к информационно-аналитическому обеспечению управления транспортным бизнесом, основные задачи которого заключаются в выявлении и мобилизации резервов повышения производственно-экономической эффективности, финансовой устойчивости бизнес-структур и привлечении капиталов крупных инвесторов [13].

На сегодняшний день продолжает оставаться нерешенной проблема объективной оценки экономической эффективности деятельности корпоративных структур транспортно-логистического комплекса и изыскания резервов её роста, в связи с чем Правительством РФ рекомендовано государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям разработать либо актуализировать внутренние документы, регламентирующие формирование ключевых показателей эффективности деятельности [3], устанавливая их на краткосрочный период от 1 года до 3 лет и на среднесрочную перспективу от 3 лет до 5 лет. Несмотря на то, что предусмотрен самостоятельный выбор ключевых показателей эффективности из рекомендуемого перечня органами управления общества [3], в основе расчета их фактических значений предусмотрено использование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Известно, что достижение желаемых значений показателей финансовой отчетности организации-общества предопределяется результатами управления процессом потребления различных видов ресурсов - материальных, трудовых, финансовых, и жизнеспособность такого управления обеспечивает система управленческого учета (рис. 1).

Рис. 1. Декомпозиция таксономических связей элементов информационно-аналитического обеспечения управления процессом потребления ресурсов ОАО «РЖД» (разработано авторами)

В настоящей публикации отражены результаты исследования генезиса управленческого учета как фактора реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на среднесрочную перспективу и Стратегии развития железнодорожного транспорта на долгосрочный период [5]. Заметим, что одним из первых проблему внедрения управленческого учета на предприятиях начал решать Н.Г. Чумаченко. Как отмечают авторы [16], в 1990-х гг. смело и новаторски Н.Г. Чумаченко активизировал научную дискуссию о необходимости внедрения в практику предприятий управленческого учета. Он четко определил несостоятельность подходов к бухгалтерскому учету как к самостоятельной системе, оторванной от управления экономикой предприятия, и, следовательно, бухгалтера - от команды управленцев. Следствием такой оторванности становятся противоречия между руководством и бухгалтерским подразделением, сотрудники которого нередко занимаются поиском формальных учетных нарушений вместо активного участия в управлении предприятием.

Возникновению управленческого учета во многом способствовали развитие метода «стандарт-кост», основанного на анализе отклонений, и его использование в системе управления деятельностью предприятия. Термин «стандарт-кост» (81аМа11-со81) впервые применил автор теории производительности Эмерсон, а одним из первых апробировал данный метод Ч. Гаррисон [15]. В процессе изучения генезиса управленческого учета в России выявлены аналоги современного инструментария управленческого учета, которые в том или ином виде применялись в период плановой экономики [17]: система планирования деятельности предприятия на основе техпромфинплана - аналог системы бюджетирования; управление затратами на основе нормативного метода учета затрат с анализом отклонений -аналог управления затратами на основе метода «стандарт-кост»; управление затратами с использованием метода факторного анализа - аналог управления затратами на основе метода «директ-кост»; система хозрасчета - аналог системы управления по центрам ответственности.

Анализируя международный опыт, автор [8] отмечает, что видоизменение управленческого учета происходит в контексте глобальных перемен в области внешней финансовой отчетности, а именно -трансформации её в отчетность об устойчивом развитии и в интегрированную отчетность. Интегрированный отчет призван раскрыть характер воздействия менеджмента на шесть основных видов капитала компании - финансовый, производственный, человеческий, интеллектуальный, природный и социальный, от эффективного взаимодействия которых зависят будущие денежные потоки организации. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают поступательный и диалектический характер генезиса управленческого учета, этапы развития которого неразрывно связаны с историческими событиями, в том числе с последствиями промышленной революции, и привели к всплескам предпринимательской активности [8, 12]. Основной этап такого развития относится к середине 19 века, связан он с развитием железнодорожного транспорта и расширением границ предпринимательства [11].

По нашему мнению, на сегодняшний день управленческий учет, существенно расширяя область своего применения и непрерывно адаптируясь к изменчивым условиям социально-экономической среды, вышел за пределы системы бухгалтерского учёта и приобрёл статус основополагающего инструмента для решения профессиональных задач высшим звеном управления корпоративной структуры. Диалектическое развитие управленческого учета на железнодорожном транспорте как инструмента решения задач Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по нашему мнению, выражается в возможности формировать необходимую информационную базу по сегментам деятельности государственной корпоративной структуры ОАО «РЖД», что требует определения сегмента как объекта управления процессом потребления ресурсов (таблица 1).

С позиции сегментарного подхода, дифференциация различных видов деятельности ОАО «РЖД» осуществляется в виде выделения их отдельных направлений, таких как грузовые перевозки, пассажирские перевозки, предоставление услуг локомотивной тяги, предоставление услуг инфраструктуры, прочие виды деятельности. Данная дифференциация позволяет, во-первых, систематизировать функциональное предназначение направлений деятельности акционерного общества, обеспечивающих выполнение определённых функций бизнес-блоков, предусмотренных [19]; во-вторых, использовать процессное сегментирование деятельности ОАО «РЖД» для управления финансовыми показателями [13], выявления скрытых резервов роста показателей эффективности процесса потребления ресурсов, решения задачи формирования системы актуализированных ключевых показателей эффективности работы компаний с государственным участием и достижения целевых установок федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит».

Несмотря на возрастающую значимость использования сложной экономической категории «процессный сегмент деятельности холдинговой компании» для решения стратегических задач, определение этой категории отсутствует в научных публикациях, не предусмотрено оно и внутрикорпоративными регламентами ОАО «РЖД». Чтобы восполнить этот недостаток, систематизируем критерии возможного выделения сегментов деятельности организации и обозначим различные подходы к определению сегмента деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Обзор воззрений авторов на сущность категории «сегмент деятельности»_

Первоисточник Определение сегмента деятельности Критерий выделения сегмента деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) [7] Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации: а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы; б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов; в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации Информация о части деятельности организации, удовлетворяющая определенным условиям

МСФО (¡ГОБ) 8 «Операционные сегменты» [6] Операционный сегмент - это часть предприятия: a) которая задействована в деятельности, от которой оно может генерировать доходы и нести расходы; b) операционные результаты которой регулярно рассматриваются руководителем предприятия, отвечающим за операционные решения, чтобы принять решения о ресурсах, которые должны быть распределены на сегмент, и оценить результаты его деятельности; c) в отношении которой имеется дискретная финансовая информация Часть предприятия, удовлетворяющая определенным условиям

Глущенко А.В., Захарова Л.С. [10] Сегмент - основная информационная единица управленческого учета, выделяемая для получения отчетной и прогнозной информации. Сегмент выступает объектом управления, то есть объектом учета, анализа, планирования и контроля Объект управления, который может быть выделен в виде информационной единицы

Друри К. [14] Центр ответственности может быть определен как сегмент организации, где управляющий несет ответственность за работу сегмента Центр ответственности за достижение определенных результатов

Семиколенова М.Н. [18] Центр ответственности - это ни что иное, как сегмент деятельности организации, выделенный с целью контроля за результатами его деятельности Центр ответственности за достижение определенных результатов

Сегмент деятельности в управленческом учете -единица аналитического учета, представляющая собой определенную ступень классификации объектов управленческого учета, детализирующая необходимую учетную информацию для целей менеджмента Ступень классификации объектов управленческого учета для целей менеджмента

Шеремет А. Д. [20] Сегмент - часть предприятия, работающая на внешнего потребителя или представляющая относительно самостоятельное структурное подразделение Часть предприятия, удовлетворяющая определенным условиям

Составлено авторами.

Результаты анализа научных публикаций по данному вопросу подтверждают тесную связь и взаимозависимость категорий «сегмент» и «центр ответственности» и отражают попытки авторов определять одно понятие (сегмент) через другое (центр ответственности) и наоборот. В качестве центров ответственности ОАО «РЖД», по нашему мнению, целесообразно выделение сегментарных центров затрат и единого центра доходов, аккумулирующего реальные потоки выручки по каждому сегменту. При этом под центрами затрат могут рассматриваться подразделения организации, которые определяют нормы расходов и отвечают за их соблюдение; под центрами доходов - подразделения, которые несут ответственность за выполнение плановой величины доходов [9].

Полагаем, что, принимая во внимание парадигму управленческого учета и специфику железнодорожного транспорта как важнейшей базовой отрасли экономики для решения стратегических задач транспортной системы Российской Федерации, целесообразно ввести в научный оборот определение сложной экономической категории «процессный сегмент деятельности холдинговой компании» и рассматривать такой сегмент как направление финансово-хозяйственной деятельности, выделенное на базе центра затрат с наделением его условной функцией генерирования условного вмененного дохода для определения финансового результата деятельности, оценки экономической эффективности процесса потребления ресурсов и управления ключевыми показателями эффективности на уровне сегментов деятельности. Использование данного определения открывает возможности изменять используемую методику формирования финансового результата по сегментам деятельности, исходя из условного наделения сегментов способностью генерировать доходы, что позволит рассчитывать показатели условного вмененного дохода для каждого сегмента и оценивать эффективность фактически использованных ресурсов по каждому сегменту [13].

В настоящее время финансовые результаты по направлениям деятельности определяются, исходя из фактических доходов и расходов. По нашему мнению, такой подход не обеспечивает объективность оценки эффективности бизнес-процессов и, тем самым, существенно повышает риски ошибок и просчетов в решении стратегических и оперативных управленческих задач. Существующая система управления холдингом основана на управлении эффективностью центров ответственности, включая центры затрат и центры доходов, не учитывая дополнительные синергетические эффекты взаимодействия между сегментами деятельности. Основными центрами доходов холдинговой компании ОАО «РЖД» в настоящее время являются Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО «РЖД», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Вагонная ремонтная компания» - дочерние структуры ОАО «РЖД»; основной центр расходов холдинговой компании - Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД».

В идеальной имитационной модели функционирования вертикально интегрированных юридических лиц холдинга «РЖД» при условии реализации работ, услуг каждым сегментом деятельности внешним контрагентам на открытом рынке по рыночным ценам или другим сегментам деятельности холдинговой компании по тем же рыночным ценам, соотношение фактических доходов и расходов по каждому сегменту и показатели эффективности потребления ресурсов изменятся, как и доказательная база для обоснования управленческих решений. Декомпозиция взаимосвязей между центрами затрат процессных сегментов и центром доходов холдинговой компании ОАО «РЖД» представлена на рис. 2. Таким образом, процессный сегмент деятельности основного общества транспортного холдинга является объектом управления и выделяется в системе управленческого учета в целях оценки эффективности процесса потребления ресурсов корпоративными структурами и управления ключевыми показателями эффективности основного, дочерних и зависимых обществ.

Отметим, что обозначенные процессные сегменты деятельности необходимо отличать от бизнес-блоков, составляющих целевую бизнес-модель, принятую Стратегией развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года: перевозочный и логистический бизнес-блок, бизнес-блок «Пассажирские перевозки и сервис», бизнес-блок «Инфраструктура», бизнес-блок «Международный инжиниринг и транспортное строительство», социальный блок [19]. В данном случае руководство департаментов управления бизнес-блоками рассматривается нами в качестве пользователей результатами сегментарного анализа для реализации бизнес-модели холдинга «РЖД» и достижения

целевых установок федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит». Выделение в системе управленческого учета процессных сегментов требует от руководства холдинговой компании разработки учетной политики в целях управленческого учета с включением положений, обеспечивающих формирование информации о движении различных видов ресурсов по сегментам деятельности и возможности оперативно принимать управленческие решения до окончания финансового года.

Рис. 2. Декомпозиция взаимосвязей между центрами затрат процессных сегментов и центром доходов холдинговой компании ОАО «РЖД» (разработано авторами)

Например, для решения задачи выявления и мобилизации резервов экономии запланированной величины материальных ресурсов и источников их финансирования руководству ОАО «РЖД» целесообразно предусмотреть новые субсчета к используемому в управленческом учете счету 32 «Затраты», такие как:

• субсчет 32.01.999 «Динамические плановые расходы на оплату труда», включая показатели первоначально установленного плана и скорректированного плана по итогам работы за расчетный период;

• субсчет 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы», включая показатели первоначально установленного плана и скорректированного плана по итогам работы за расчетный период;

• субсчет 32.04.999 «Динамические плановые расходы на топливо», включая показатели первоначально установленного плана и скорректированного плана по итогам работы за расчетный период;

• субсчет 32.05.999 «Динамические плановые расходы на электроэнергию», включая показатели первоначально установленного плана и скорректированного плана по итогам работы за расчетный период;

• субсчет 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов за расчетный период». Выявление резервов экономии потребляемых ресурсов в данном случае предусмотрено до окончания финансового года, например, по итогам работы предприятия за расчетный период 11 месяцев, принимая во внимание разницу, возникающую между первоначально запланированной суммой потребляемых затрат с учетом прогнозируемых темпов инфляции, цен и тарифов на ресурсы и скорректированной планируемой суммой потребляемых затрат с учетом фактических темпов инфляции и индекса изменения цен и тарифов на ресурсы. Например, для выявления и мобилизации резервов экономии затрат по статье «Материальные затраты» в управленческом учете найдет поэтапное отражение следующая информация.

1. Отражена запланированная на 2020 год сумма расходов на материалы по дебету субсчета 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы» в размере 960 тыс. руб. (табл. 2).

Таблица 2

Использование субсчета 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы» (этап 1)

Дата Субсчет 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы»

Дебет (тыс. руб.) Кредит (тыс. руб.)

Сальдо на 31.12.2019 0 -

01.01.2020 960 -

2. Отражена фактическая сумма требуемых коррективов по кредиту субсчета 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы» в размере 26 тыс. руб. с учетом фактических значений уровня инфляции и индекса изменения цен за расчетный период (табл. 3).

Таблица 3

Использование субсчета 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы» (этап 2)

Дата Субсчет 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы»

Дебет (тыс. руб.) Кредит (тыс. руб.)

Сальдо на 31.12.2019 0 -

01.01.2020 960 -

30.11.2020 - 26

3. Отражена скорректированная сумма запланированных на 2020 год расходов на материалы по дебету субсчета 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы» в размере 934 тыс. руб., что будет использоваться в качестве эталона для оценки отклонений фактической величины расходов на материалы от запланированной (табл. 4).

Таблица 4

Использование субсчета 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы» (этап 3)

Дата Субсчет 32.03.999 «Динамические плановые расходы на материалы»

Дебет (тыс. руб.) Кредит (тыс. руб.)

Сальдо на 31.12.2019 0 -

01.01.2020 960 -

30.11.2020 - 26

30.11.2020 934 -

Сальдо на 30.11.2020 934 -

4. Открываем дополнительный субсчет 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов за расчетный период» и, при условии выполнения скорректированного на декабрь 2020 года плана расходов на материалы, отражаем по дебету субсчета 32.00.991 сумму накопленного резерва в размере 26 тыс. руб., используя проводку - Дебет 32.00.991 Кредит 32.03.999 (табл. 5).

5. Используем указанный резерв, например, для экономического стимулирования персонала по итогам работы за год, отражая такое использование по дебету субсчета 32.01.999 «Динамические плановые расходы на оплату труда» в корреспонденции с кредитом субсчета 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов за расчетный период» на сумму накопленного резерва в размере 26 тыс. руб. (табл. 6, табл. 7).

Таблица 5

Использование субсчета 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов

за расчетный период» (этап 1)

Дата Субсчет 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов за расчетный период»

Дебет (тыс. руб.) Кредит (тыс. руб.)

Сальдо на 31.12.2019 0 -

30.11.2020 26 -

Таблица 6

Использование субсчета 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов

за расчетный период» (этап 2)

Дата Субсчет 32.00.991 «Накопленный резерв экономии финансовых ресурсов за расчетный период»

Дебет (тыс. руб.) Кредит (тыс. руб.)

Сальдо на 31.12.2019 0 -

30.11.2020 26 -

30.11.2020 - 26

Сальдо на 30.11.2020 0 -

Таблица 7

Использование субсчета 32.01.999 «Динамические плановые расходы на оплату труда»

Дата Субсчет 32.01.999 «Динамические плановые расходы на оплату труда»

Дебет (тыс. руб.) Кредит (тыс. руб.)

Сальдо на 31.12.2019 0 -

01.01.2020 500 -

30.11.2020 26 -

Сальдо на 30.11.2020 526 -

Предложенный методический подход позволяет выявлять комплексные резервы экономии материальных, энергетических ресурсов и источников их финансирования, обеспечивать оперативную мобилизацию таких резервов до окончания финансового года и своевременно перераспределять их в качестве дополнительных источников финансирования трудовых ресурсов с получением социально-экономических синергетических эффектов, либо использовать такие резервы в иных целях для достижения желаемых значений ключевых показателей эффективности и решения задач Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»): Указ Президента РФ от 16.11.1992 г. № 1392.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (с изм. и доп.).

3. Методические рекомендации по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава: Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 г. № 1388-р (с изм. и доп.).

4. Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. № 2101-р (с изм. и доп.).

5. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р (с изм. и доп.).

6. Международный стандарт финансовой отчетности (ГРЯ8) 8 «Операционные сегменты»: введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н.

7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 143н (с изм. и доп.).

8. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33 (327). С. 12-23.

9. Глущенко И.Н. Бухгалтерский управленческий учет на железнодорожном транспорте. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. 238 с.

10. Глущенко А.В., Захарова Л. С. Совершенствование управленческого учета на основе сегментации деятельности агрохолдинга // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 35.

11. Дедюхина Н.В., Назаров П.В. Влияние теорий учета на развитие экономических систем: опыт Германии и США // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 4 (100). С. 29-35.

12. Дедюхина Н.В., Ришар Ж. Современный французский учет: проблемы теории и практики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1998. № 3 (15). С. 121-127.

13. Дедюхина Н.В., Назарова В.А. Управленческий анализ деятельности бизнес-структур железнодорожного транспорта как инструмент реализации стратегии устойчивого развития транспортной отрасли // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 63-71.

14. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, 1997. 556 с.

15. Ивашкевич В.Б. Профессиональная ценность бухгалтерского учета // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2014. № 3. С. 4-6.

16. Киндрацкая Л.М., Петрик Е.А., Кутер М.И. Николай Григорьевич Чумаченко - автор внедрения идеи управленческого учета в Советском Союзе // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 22 (268). С. 58-64.

17. Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. Перспективы и закономерности развития отечественной системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 40. С. 23-31.

18. Семиколенова М.Н. Организационно-методические аспекты управленческого учета по сегментам деятельности // Аудиторские ведомости. 2015. № 5. С. 41-52.

19. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, утверждена Советом директоров ОАО «РЖД» 23 декабря 2013 года № 19.

20. Шеремет А.Д. Управленческий учет. М.: ИД ФБК-пресс, 2001. 510 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.