Научная статья на тему 'Управленческий анализ деятельности бизнес-структур железнодорожного транспорта как инструмент реализации стратегии устойчивого развития транспортной отрасли'

Управленческий анализ деятельности бизнес-структур железнодорожного транспорта как инструмент реализации стратегии устойчивого развития транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД / СЕГМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ECONOMIC EFFICIENCY / IMPUTED INCOME / BUSINESS SEGMENTS / MANAGEMENT ANALYSIS / RAIL TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедюхина Наталья Вильгельмовна, Назарова Валентина Александровна

В статье представлено обоснование практического использования показателя «вменённый доход» в методиках управленческого анализа для объективной оценки экономической эффективности функционирования сегментов деятельности ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the grounds for the practical application of "imputed income" indicator in management analysis methods for the objective assessment of JSC "Russian Railways" business segments economic efficiency, the parent company of Russian Railways Holding Company.

Текст научной работы на тему «Управленческий анализ деятельности бизнес-структур железнодорожного транспорта как инструмент реализации стратегии устойчивого развития транспортной отрасли»

Дедюхина Н.В., Назарова В. А.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье представлено обоснование практического использования показателя «вменённый доход» в методиках управленческого анализа для объективной оценки экономической эффективности функционирования сегментов деятельности ОАО «РЖД».

Ключевые слова. Экономическая эффективность, вменённый доход, сегменты деятельности, управленческий анализ, железнодорожный транспорт.

Dedyukhina N.V., Nazarova V.A.

MANAGEMENT ANALYSIS OF THE RAILWAY TRANSPORT BUSINESS STRUCTURES AS A STRATEGY IMPLEMENTATION TOOL FOR THE TRANSPORT INDUSTRY SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract. The article considers the grounds for the practical application of "imputed income" indicator in management analysis methods for the objective assessment of JSC "Russian Railways" business segments economic efficiency, the parent company of Russian Railways Holding Company.

Keywords. Economic efficiency, imputed income, business segments, management analysis, rail transport.

Процессы глобализации и изменения традиционных мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического положения и транзитного потенциала страны, что позволит не только добиться экономических эффектов от участия в международных перевозках, но и создать новые инструменты влияния России на мировые экономические процессы, включая формирование новых зон экономического притяжения и установление долгосрочных экономических связей.

Сегодня российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине лишь США, и выступают неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, связывая экономическое пространство Европы и Восточной Азии. Железнодорожный транспорт, как наиболее значимый элемент единой транспортной системы Российской Федерации, обеспечивает более 40% пассажирских и грузовых перевозок на внутреннем рынке. Ведущее положение железных дорог определяется возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, обеспечивая перемещение основной массы грузопотоков и мобильность трудовых ресурсов.

Однако, как показывает опыт, несмотря на особую значимость для развития отечественной экономики, бизнес-структуры железнодорожного комплекса не всегда способны адекватно и гибко реаги-

ГРНТИ 06.81.85

© Дедюхина Н.В., Назарова В.А., 2017

Наталья Вильгельмовна Дедюхина - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Валентина Александровна Назарова - ведущий бухгалтер сводного отдела отчетности инфраструктуры СевероЗападного регионального общего центра обслуживания - структурного подразделения центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиала ОАО «РЖД» (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Дедюхина Н.В.): 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9 (Russia, St. Petersburg, Moskovsky av., 9). Тел.: +7 921 312 15 92. E-mail: deduhina@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 11.08.2017 г.

ровать на внешние вызовы, в результате чего их потенциальные возможности в получении экономических выгод могут обращаться в источники проблем. Среди таких проблем, которые выполняют роль сдерживающих факторов для дальнейшего социально-экономического развития страны, следует отметить следующие: недостаточность инвестиционных ресурсов, в том числе для обеспечения обновления основных фондов железнодорожного комплекса; техническое и технологическое отставание России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники; территориальные диспропорции с позиции развития инфраструктуры железнодорожного транспорта и пропускной способности железнодорожных линий, улучшения транспортной обеспеченности регионов; ограниченные возможности для роста объемов транзитных грузовых перевозок [1].

Для решения обозначенных проблем распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия развития - 2030) [1], предусматривающая поэтапную структурную реформу отрасли, которая будет способствовать решению таких важных стратегических задач, как повышение мобильности трудоспособного населения, снижение напряженности на рынке труда, уменьшение диспропорций между регионами с избытком и дефицитом трудовых ресурсов, повышение качества жизни населения, рост объемов торгового обмена ресурсами и товарами между регионами на внутреннем рынке. Железнодорожный транспорт должен трансформироваться из рискового фактора ограничения роста российской экономики в движущую силу устойчивого социально-экономического развития страны.

Новый вектор функционирования предприятий железнодорожного транспорта требует переосмысления теоретических и методологических подходов к учетно-аналитическому обеспечению управления транспортным бизнесом, одна из основных задач которого заключается в выявлении и мобилизации резервов повышения производственно-экономической эффективности и финансовой устойчивости бизнес-структур. Решение данной задачи, в частности, позволит достичь стратегических целей развития холдинга «РЖД» [2], включая повышение его инвестиционной привлекательности и глубокую интеграцию в евро-азиатскую транспортную систему.

Высокая востребованность в прикладных научных исследованиях в области экономики и менеджмента транспортной отрасли объясняется вовлечением Российской Федерации в реализацию межконтинентального инвестиционного проекта в сотрудничестве с Казахстаном «Новый шелковый путь», инициатором которого является Китай. «Новый шёлковый путь» не только позволит выстроить самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр Евразии, но и ускорит темпы экономического развития регионов Китая, России, Казахстана и соседних государств. Участие России в межконтинентальном проекте позволит: увеличить объемы транзита через её территорию и существенно ускорить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру, тем самым активизировать развитие регионов азиатской части Российской Федерации, сделать их более привлекательными для притоков новых инвестиций и проживания населения; укрепить положение Российской Федерации как крупного транс-евразийского коридора и «моста» между странами Востока и Запада; выстроить новые долгосрочные траектории партнерства с Китаем в условиях санкционного давления со стороны западноевропейских и американских партнеров; создать условия для ликвидации очагов военных конфликтов и неконтролируемых потоков мигрантов за счет вовлечения в экономические проекты трансграничных с Китаем стран - Афганистана, Пакистана.

Достижение обозначенных целевых установок становится возможным при условии повышения экономической эффективности функционирования железнодорожной отрасли в целом и её отдельных сегментов деятельности, стимулирования роста объемов перевозок, масштабов транспортного бизнеса и привлечения капиталов крупных инвесторов. На сегодняшний день продолжает оставаться нерешенной проблема объективной оценки экономической эффективности и изыскания резервов её повышения на уровне тех сегментов деятельности железнодорожного транспорта, которые имеют неперевозочный, сугубо затратный характер. Эти сегменты не приносят дохода, однако обеспечивают его получение на уровне других сегментов за счет одновременного создания и потребления новой добавленной стоимости [3]. К таким сегментам относится, например, предоставление услуг по использованию железнодорожной инфраструктуры, включая работы по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры общего пользования, выполняемые предприятиями - структурными подразделениями Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ПАО «Российские железные дороги».

Оценить результативность деятельности затратных сегментов бизнес-структур железнодорожного комплекса и их вклад в формирование финансового результата становится возможным при использовании методического инструментария управленческого анализа и подхода, который предусматривает условную передачу таким сегментам сбытовых функций, определение условного (вменённого) дохода и соответствующего финансового результата. В этом случае аналитическая информация, которая будет формироваться в системе управленческого учета, позволит не только объективно оценить продуктивность работы сегментных менеджеров [4], но и изыскать резервы повышения эффективности бизнес-процессов, исследовать влияние синергетических эффектов на конечные финансовые результаты деятельности корпоративной структуры при взаимодействии прибыльных и затратных сегментов, обеспечить рост отраслевых показателей инвестиционной привлекательности на уровне коэффициентов прибыльности и рентабельности [5, 6].

В настоящей публикации отражены результаты исследования практического использования предложенного подхода для оценки экономической эффективности функционирования бизнес-структур применительно к сегментам деятельности ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»).

С позиции сегментарного подхода, дифференциация различных видов деятельности ОАО «РЖД» осуществляется в виде выделения отдельных направлений, таких как грузовые перевозки, пассажирские перевозки, предоставление услуг локомотивной тяги, предоставление услуг инфраструктуры, прочие виды деятельности. Данная сегментация отражает функциональное предназначение того или иного направления деятельности акционерного общества для выполнения поставленных задач - получения предпринимательского дохода и повышения рыночной стоимости корпоративной структуры. Обозначенное условие позволяет определить указанную сегментацию как первичную или функциональную.

Дифференциация функциональных сегментов железнодорожного комплекса базируется на соблюдении их следующих характеристик: масштабность размеров производственного потенциала и значимость выполняемых функций; принципиальные отличия конкретного сегмента от других сегментов деятельности в части условий его функционирования; идентичность спроса на производимую сегментом продукцию или оказываемые услуги со стороны внутрикорпоративных клиентов и внешних потребителей; устойчивость индикаторов оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающая возможность их корректного сопоставления за различные интервалы времени; специфика производственных возможностей, которые требуют использования соответствующих компетенций персонала и позволяют достигать сегменту конкурентных преимуществ на рынке и внутри корпорации, к которой он принадлежит; соблюдение условия непрерывности функционирования сегмента в будущем.

Для оценки экономической эффективности функциональных сегментов ОАО «РЖД» воспользуемся исходными данными корпоративной отчетности за 2014-2016 годы об объемах потребляемых ресурсов и финансовых результатах (табл. 1), отразим в таблице 2 динамику экономической эффективности функциональных сегментов на уровне показателей рентабельности и сформулируем профессиональные суждения по результатам анализа расчетных показателей.

В нашем случае уровень рентабельности функционального сегмента определяется в процентном выражении как отношение полученного за период финансового результата к объему потребленных ресурсов, измеряемых показателем «расходы». С позиции оценки рентабельности по данным публичной финансовой информации лидером является сегмент «услуги локомотивной тяги», стабильно поддерживающий свою доходность на уровне около 35%, а наиболее проблемным выступает убыточный сегмент «услуги инфраструктуры» (табл. 2). По всем сегментам деятельности наблюдается рост показателей рентабельности, создавая для пользователей управленческой информации внешнее впечатление о повышении эффективности работы сегментных менеджеров; при этом наиболее интенсивный рост рентабельности происходит в сегменте «пассажирские перевозки», достигая значения 14,9% только за последний отчетный период. Отметим, что сегмент «прочие виды деятельности» является прибыльным наряду с другими.

Основной недостаток полученной аналитической информации заключается в том, что она не позволяет объективно оценить экономическую эффективность отдельных направлений деятельности, так как одно из них - предоставление услуг инфраструктуры - носит неперевозочный характер. Однако именно данный сегмент деятельности обеспечивает необходимые условия для получения дохо-

дов другими сегментами, такими как грузовые перевозки, пассажирские перевозки, услуги локомотивной тяги. Чтобы восполнить указанный недостаток, следует условно наделить сбытовыми функциями все функциональные сегменты деятельности ОАО «РЖД», определить соответствующие показатели вменённого дохода и финансовые результаты, которые затем использовать в методике расчета приведенных показателей рентабельности по отдельным направлениям деятельности, как наиболее информативных для изыскания резервов снижения ресурсоёмкости и повышения продуктивности функциональных сегментов, независимо от того, прибыльными или убыточными они являются по данным официальной корпоративной отчетности.

Таблица 1

Официальная информация о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности ОАО «РЖД» по функциональным сегментам за 2014-2016 годы, млрд руб.

Показатель 2014 2015 2016

Доходы, всего 1 401,7 1 510,8 1577,5

грузовые перевозки 1 105,6 1 203,9 1254,5

предоставление услуг инфраструктуры 99,0 99,8 104,6

предоставление услуг локомотивной тяги 10,3 10,5 10,9

пассажирские перевозки 10,0 11,8 17,0

доходы от прочих видов деятельности 176,8 184,8 190,5

Расходы, всего 1 343,2 1 427,2 1460,3

грузовые перевозки 1 048,1 1 137,4 1160,8

предоставление услуг инфраструктуры 119,4 109,0 112,4

предоставление услуг локомотивной тяги 7,6 7,8 8,1

пассажирские перевозки 10,5 11,9 14,9

расходы от прочих видов деятельности 157,6 161,1 164,1

Финансовый результат, всего 58,5 83,6 117,2

грузовые перевозки 57,5 66,5 93,7

предоставление услуг инфраструктуры -20,4 -9,2 -7,8

предоставление услуг локомотивной тяги 2,7 2,7 2,8

пассажирские перевозки -0,5 -0,1 2,1

результат от прочих видов деятельности 19,2 23,7 26,4

Составлено авторами на основе данных [11].

Таблица 2

Оценка динамики показателей рентабельности функциональных сегментов по данным финансовой отчетности ОАО «РЖД» за 2014-2016 гг., %

Сегмент (направление) деятельности 2014 2015 Изменение: 2015 к 2014 2016 Изменение: 2016 к 2015

Рентабельность грузовых перевозок 5,5 5,8 0,3 8,1 2,3

Рентабельность услуг инфраструктуры -17,1 -8,4 8,7 -6,9 1,5

Рентабельность услуг локомотивной тяги 35,5 34,6 -0,9 34,6 0,0

Рентабельность пассажирских перевозок -4,8 -0,8 4,0 14,1 14,9

Рентабельность прочих видов деятельности 12,2 14,7 2,5 16,1 1,4

Рентабельность деятельности общества 4,4 5,9 1,5 8,0 2,1

Составлено авторами на основе данных таблицы 1.

Для определения вмененного дохода, распределённого по сегментам деятельности, например, пропорционально объемам потребляемых трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости, воспользуемся опубликованными данными о численности персонала и его структуре (табл. 3) [10]. Значения показателя «вмененный доход», приведенного к объемам потребляемых трудовых ресурсов по функциональным сегментам деятельности ОАО «РЖД» за 2014-2016 гг. отразим в таблице 4.

Таблица 3

Расчетные значения показателя «списочная численность персонала» по направлениям деятельности ОАО РЖД за 2014-2016 гг.

Сегмент (направление) деятельности Численность персонала филиала ОАО «РЖД», чел. Структура численности персонала по сегментам деятельности филиала ОАО «РЖД», % Расчетная списочная численность персонала ОАО «РЖД» по направлениям деятельности, исходя из заданной структуры численности персонала филиала, тыс. чел.

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Грузовые перевозки 558 5,5 45,9 44,5 42,6

Предоставление услуг инфраструктуры 6 040 59,4 496,5 480,5 459,8

Предоставление услуг локомотивной тяги 2 749 27,0 225,7 218,4 208,9

Пассажирские перевозки 159 1,6 13,4 12,9 12,4

Прочие виды деятельности 664 6,5 54,3 52,6 50,3

Всего 10 170 100 835,8 808,9 774,0

Составлено авторами на основе данных [7, 8, 9, 10].

Таблица 4

Расчетные значения показателя «вменённый доход», приведенного к объемам потребляемых трудовых ресурсов функциональных сегментов деятельности ОАО «РЖД» за 2014-2016 гг., млрд руб.

Сегмент (направление) деятельности Вменённый доход

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Грузовые перевозки 77,0 83,1 86,8

Предоставление услуг инфраструктуры 832,6 897,4 937,1

Предоставление услуг локомотивной тяги 378,5 408,0 425,8

Пассажирские перевозки 22,5 24,1 25,3

Прочие виды деятельности 91,1 98,2 102,5

Всего 1 401,7 1 510,8 1 577,5

Составлено авторами на основе данных таблиц 1, 3.

При определении показателей таблицы 4 нами использовался коэффициент распределения фактического дохода к выбранной базе (Краспр) - списочной численности персонала, который исчисляется на основе данных таблиц 1 и 3:

Краспр(2014) = доход фактич. / численность персонала фактич. = 1401,7 / 835,8 = 1,6770758.

Вменённый (условный) доход Дусл по сегменту деятельности «грузовые перевозки» в 2014 году определится как:

Дусл(2014) = КраСдр(2014) х Элементу раСпр.(2014) = 1,6770758 х 45,9 = 77,0 млрд руб.

Показатели вменённого дохода по другим сегментам деятельности в 2014, 2015, в 2016 гг. определяются аналогично. Результаты расчетов отразим в таблице 5, на основании которой оценим динамику показателей рентабельности, приведенных к показателям вмененного дохода функциональных сегментов ОАО «РЖД» (табл. 6). Показатели таблиц 5 и 6 свидетельствуют о том, что сегменты деятельности акционерного общества «услуги инфраструктуры» и «услуги локомотивной тяги» становятся лидерами, которые в наибольшей степени вносят свой вклад в формирование доходов общества в целом за последние три года, причём этот вклад неуклонно возрастает.

В то же время, обнаруживается убыточная деятельность сегмента «грузовые перевозки», а по сегменту «пассажирские перевозки» имеет место существенное ухудшение показателя рентабельности, которая упала на 32,7% только за последний год. Деятельность сегмента «прочие виды деятельности» характеризуется устойчивым отрицательным финансовым результатом, который ежегодно снижает прибыльность акционерного общества и ухудшает его инвестиционную привлекательность (табл. 5). Проведенное исследование позволило выявить разночтения в профессиональных суждениях по результатам анализа показателей официальной финансовой отчетности ОАО «РЖД» и тех же финансовых показателей, скорректированных в системе управленческого анализа по сегментам с учетом дополнительной внутрикорпоративной информации (табл. 7).

Таблица 5

Аналитическая информация о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности ОАО «РЖД» по функциональным сегментам за 2014-2016 гг., млрд руб.

Показатель 2014 2015 2016

Вменённый доход, всего 1 401,7 1 510,8 1577,5

грузовые перевозки 77,0 83,1 86,8

предоставление услуг инфраструктуры 832,6 897,4 937,1

предоставление услуг локомотивной тяги 378,5 408,0 425,8

пассажирские перевозки 22,5 24,1 25,3

доходы от прочих видов деятельности 91,1 98,2 102,5

Расходы, всего 1 343,2 1 427,2 1460,3

грузовые перевозки 1 048,1 1 137,4 1160,8

предоставление услуг инфраструктуры 119,4 109,0 112,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предоставление услуг локомотивной тяги 7,6 7,8 8,1

пассажирские перевозки 10,5 11,9 14,9

расходы от прочих видов деятельности 157,6 161,1 164,1

Финансовый результат, всего 58,5 83,6 117,2

грузовые перевозки -971,1 -1054,3 -1074,0

предоставление услуг инфраструктуры 713,2 788,4 824,7

предоставление услуг локомотивной тяги 370,9 400,2 417,7

пассажирские перевозки 12,0 12,2 10,4

результат от прочих видов деятельности -66,5 -62,9 -61,6

Составлено авторами на основе данных таблиц 1, 4.

Таблица 6

Оценка динамики показателей рентабельности функциональных сегментов ОАО «РЖД», приведенных к показателям вмененного дохода за 2014-2016 гг., %

Сегмент (направление) деятельности 2014 2015 Изменение: 2015 к 2014 2016 Изменение: 2016 к 2015

Рентабельность грузовых перевозок -92,7 -92,7 0,0 -92,5 0,2

Рентабельность услуг инфраструктуры 597,3 723,3 126,0 733,7 10,4

Рентабельность услуг локомотивной тяги 4 880,3 5 130,8 250,5 5 156,8 26,0

Рентабельность пассажирских перевозок 114,3 102,5 -11,8 69,8 -32,7

Рентабельность прочих видов деятельности -42,2 -39,0 3,2 -37,5 1,5

Рентабельность деятельности общества 4,4 5,9 1,5 8,0 2,1

Составлено авторами на основе данных таблицы 5.

Таблица 7

Выявленные разночтения в профессиональных суждениях по результатам финансового анализа и управленческого анализа информации о деятельности ОАО «РЖД»

Сегмент (направление) деятельности Выводы по результатам анализа показателей официальной финансовой отчетности ОАО «РЖД» (табл. 1, 2) Выводы по результатам анализа показателей ОАО «РЖД» в системе управленческого анализа (табл. 5, 6)

Грузовые перевозки Прибыльный сегмент деятельности, причем его доходность неуклонно возрастает. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как высокая Сегмент в наибольшей степени снижает доходность ОАО за счет отрицательного финансового результата, который является весьма значительным и устойчивым на протяжении трёх последних лет. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как неудовлетворительная

Окончание табл. 7

Сегмент (направление) деятельности Выводы по результатам анализа показателей официальной финансовой отчетности ОАО «РЖД» (табл. 1, 2) Выводы по результатам анализа показателей ОАО «РЖД» в системе управленческого анализа (табл. 5, 6)

Услуги инфраструктуры Наиболее убыточный из пяти сегментов деятельности ОАО. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как неудовлетворительная Данный сегмент деятельности вносит весомый вклад в формирование доходов ОАО и является высокорентабельным. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как высокая

Услуги локомотивной тяги Рентабельность сегмента наиболее высокая, и поддерживается на стабильном уровне в течение последних лет - около 35%. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как высокая Рентабельность сегмента наиболее высокая и характеризуется существенным ежегодным приростом. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как высокая

Пассажирские перевозки Деятельность сегмента является убыточной в 2014, 2015 гг. и прибыльной в 2016 году. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как удовлетворительная, она повышается с течением времени Деятельность сегмента прибыльна на протяжении трёх последних лет, однако уровень рентабельности за это время падает со 114,3% до 69,8%. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как удовлетворительная, однако она снижается с течением времени

Прочие виды деятельности Рентабельность данного прибыльного сегмента неуклонно возрастает, её уровень превосходит рентабельность ОАО в целом. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как высокая Сегмент является убыточным, причем его убытки более чем в 5 раз превосходили прибыль, полученную от пассажирских перевозок на протяжении трёх последних лет. Эффективность сегментного менеджмента оценивается как неудовлетворительная

Разработано авторами.

Поскольку в рассматриваемой методике определение величины вменённого дохода увязывается с объемами потребляемых трудовых ресурсов, следовательно, можно утверждать, что в качестве ключевого фактора мобилизации скрытых резервов повышения вмененного дохода на уровне убыточных сегментов деятельности необходимо рассматривать систему показателей, характеризующих эффективность использования трудовых ресурсов, включая показатели производительности труда. По этой причине последующие этапы анализа в рассматриваемой методике должны предусматривать использование методов факторного технико-экономического анализа, включая оценку динамики показателей эффективности использования трудовых ресурсов каждого из функциональных сегментов и разработку мероприятий, обеспечивающих снижение трудоемкости бизнес-процессов и рост производительности труда.

Несмотря на значимость функциональной сегментации для решения задач производственного менеджмента и управления финансами корпоративной структуры, она, по нашему мнению, не является достаточной для изыскания резервов достижения максимально возможной эффективности сегмента, так как не учитывает различные условия формирования добавленной стоимости на уровне отдельных бизнес-процессов внутри каждого из функциональных сегментов. Восполнить этот недостаток позволяет аналитическая информация, которая может быть получена при условии использования вторичной попроцессной сегментации деятельности бизнес-структур. Сущность данной сегментации заключается в детализации центров затрат функционального сегмента на центры затрат тех бизнес-процессов, которые обеспечивают функционирование данного сегмента.

Например, применительно к функциональному сегменту «грузовые перевозки» могут быть выделены два ключевых попроцессных сегмента - «прием к перевозке, хранению и выдаче грузов, пломбирование грузовых вагонов и контейнеров» и «деятельность железнодорожных станций по выполнению грузовых операций». Полная попроцессная сегментации деятельности ОАО «РЖД» и её таксономические связи с функциональной сегментацией бизнес-структур акционерного общества представлены на рисунке.

1 - прием к перевозке, хранению и выдаче грузов, пломбирование грузовых вагонов и контейнеров;

2 - деятельность железнодорожных станций по выполнению грузовых операций;

3 - разработка и обеспечение выполнения графика движения пассажирских поездов;

4 - разработка и обеспечение выполнения графика движения пригородных поездов;

5 - разработка и обеспечение выполнения графика движения почтово-багажных поездов;

6 - организация специальных перевозок составами пассажирского парка;

7 - обслуживание поездов локомотивными бригадами на участках работы тепловозов;

8 - обслуживание поездов локомотивными бригадами на участках работы электровозов постоянного тока;

9 - управление техническими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики;

10 - техническое обслуживание и текущий ремонт грузовых и рефрижераторных вагонов;

11 - диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры;

12 - техническое обслуживание и ремонт путевых машин и специального подвижного состава;

13 - техническое обслуживание и ремонт путевого комплекса инфраструктуры и обеспечение безопасности движения поездов;

14, 15 - бизнес-процессы прочих видов деятельности.

Рис. Декомпозиция взаимосвязей функциональной и попроцессной сегментации деятельности ОАО «РЖД» (разработано авторами)

Объектами управления на уровне вторичной сегментации выступают показатели потребленных затрат с выделением затрат на оплату труда и численности персонала, которые будут оказывать непосредственное влияние на величину соответствующих затратных показателей функционального сегмента, финансовые результаты структурных подразделений и акционерного общества в целом. Обозначенный подход позволит оценить обоснованность планируемых и фактически потребленных материальных и человеческих ресурсов по каждому бизнес-процессу и, в случае необходимости, принять меры по обеспечению их оптимизации и сбалансированности. Разработка методического инструментария для практического использования такого подхода и результаты его апробации будут отражены в дальнейших публикациях авторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р.

2. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, утв. Советом директоров ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 года № 19.

3. Дедюхина Н.В. Диагностика и финансовый мониторинг инвестиционных процессов операционных и географических сегментов бизнеса: монография. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП, Знание, 2007. 108 с.

4. Дедюхина Н.В. Использование показателей продуктивности в мониторинге инвестиционных процессов: ограничения и новые возможности // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 4.

5. Дедюхина Н.В. Методологические аспекты анализа показателей рентабельности: новые решения // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.

6. Дедюхина Н.В. Факторный анализ рентабельности в системе управленческого учета как инструмент повышения эффективности инвестиционных процессов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4 (18).

7. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2014 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru? 8ТКиСШКЕ_ГО (дата обращения 10.08.2017).

8. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru? 8ТЯиСТиКЕ_1Б (дата обращения 10.08.2017).

9. Корпоративный социальный отчет ОАО «РЖД» за 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru? 8ТЯиСТиКЕ_1Б (дата обращения 10.08.2017).

10. Рубежанский П.Н. Управление издержками функциональных дирекций ОАО «РЖД» на завершающем этапе реформы: Препринт № 13. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2013. 48 с.

11. Финансовая отчетность по российским стандартам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ir.rzd.ru (дата обращения 10.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.