4. Крючкова К.К. Композиция в дизайне. Организация плоскости. Формирование знаков: учеб.-метод. пособие. К-н-А.: Жук, 2009. 425 с.
5. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. Минск. Изд-во «Беларусь», 2003. 151 с.
6. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 80 с.
7. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 190 с.
ГЕНЕЗИС УКРАШЕНИЙ ХОРЕЗМА Камбарова О.С.
Камбарова Ойдин Собиржановна - доцент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется многовековая история развитие ювелирного искусство Хорезма. Эволюция его художественного стиля рассматривается в контексте с эстетическими и мировоззренческими принципами того или иного исторического периода, в тесной связи с материальной и духовной культурой. Ключевые слова: изделия, украшения, браслет, цвет, ткань, коралл, пластина, шлем.
DOI: 10.24411/2413-7111-2021-10301
Рис. 1. Тумор
Старые бухарские мастера-ювелиры, хорошо изучившую женскую психологию, утверждали: «Пока на земле существует хотя бы одна женщина, дело ювелиров не
замрет». И действительно, в Узбекистане особу «слабого пола», которая отказалась бы от украшений, встретить почти невозможно.
Ювелирные изделия здесь издавна пользовались большой любовью. Основными почитателями, конечно же были женщины, с самого нежного возраста. Девочкам, которые, ещё не умели ходить, надевали браслеты и серёжки.
По назначению украшения условно разделяются на несколько групп: головные налобно-височные, налобные, налобно-височно-нашейные, височные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные.
Яркие, черноокие женщины, носили широкие и длинные туникообразные или чуть приталенные платья и халаты. Одежду шили из одноцветных тканей - в основном красных, оранжевых, жёлтых или из тканей с двумя- и многоцветными полосами или разводами. В ансамбль с такой одеждой должны были включаться украшения и создавать определенное образное решение.
Рис. 2. Налобно-височное украшение. «БОДОМ ОИ»
«БОДОМ ОЙ» - миндаль-луна. Это массивная сложная фигура пластина с изображением полумесяца, лежащего в основании трех миндалин. Формы и четкий контур фигур создают упруго-округлые линии. Традиционный хорезмский узор, состоящий из куполков, усаженный бирюзой - «ГРАНАТОВ» камней или стёкол кабошонов, окруженных рядами бирюзы, композиционно вторят членениями формы.
В оформлении «БОДОМ ОЙ», как и других украшений, использовали приём, который унифицировал технику, облегчал работу, не приводя к утере художественной выразительности. Обычно оправу для мелких камней глазков, расположенных в ряд в виде каймы отдельно, не делали оправу для двух рядов бирюзы, выкладывали одной сплошной проволокой, которая, ритмично, и узорно изгибаясь, образовывала гнезда-петельки. Для однорядной полосы оно образовывала гнезда-арочки. Внизу «БОДОМ ОЙ» обычно завершалась каскадом подвесок, состоящих из звеньев цепочек,
трубочек, спиралей, кораллов, металлических листьев, бутов и зёрен, как и в других украшениях. О способе ношения «БОДОМ ОЙ» есть разные мнения: одни считают его головным украшением, другие - парной височной подвеской [1, с. 118].
В Хорезме женские украшения имеют свой неповторимый дизайн. Так, например, Такьядузи, один из женских головных уборов, выполнен из множества мелких пластин из метала, которые, вкупе с подвесками, образовывают форму военного шлема. Также уникальной отделкой отличаются специальные футлярчики для оберегов, Тумор. Кроме украшения эмалью, туморы так же часто покрывают текстами молитв. Подвески в форме листочков, плоских пластинок, монет, нанизанных в большом количестве на нити, закреплялись на головных уборах. Считалось, что звон, который они издавали во время движения, отгоняет злых духов и оберегает женщину. Всё в той же Хорезмской области беременной женщине принято дарить кулон в виде сердца, «асык», которое украшено особым знаком «чахар-чорах», перекрестьем.
Изучение ювелирного искусство позволяет использовать его как исторический источник, как художественное наследие и как часть художественной культуры, на основе которой складываются традиции.
Список литературы
1. Сазонова М.В. Украшения узбеков Хорезма. В кн. «Традиционная культура народов Передней и Средней Азии». Сб. МАЭ, XXVI. Л., 1970.
2. Марченков В.И. Ювелирное дело. М., 1990.
3. Абдуллаев Т., Фахреддинова Д., Хакимов А. Песнь о металле. Т.: Изд. литературы и искусства имени Г. Гуляма, 1986.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ АНСАМБЛЯ В ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ Абкеримов С.А.
Абкеримов Саид Абдулджелимович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются методические аспекты построения ансамблевых композиций в осветительных приборах. Их взаимосвязь по материалу, форме, цвету и т.д.
Ключевые слова: ансамбль, осветительный прибор, группа светильников, материал.
Любой предмет почти никогда не существует отдельно, а, как правило, всегда является частью более крупного целого, а она, в свою очередь, элементом системы более сложного и высокого уровня.
В любом ансамбле его композиционное единство достигается за счет тех же закономерностей, за счет тех же средств их достижения, что были установлены для отдельных предметов: за счет выявления главного, второстепенного, за счет соподчиненности и гармонического отношения частей между собой и к целому и т.д.
Однако построение ансамбля имеет и свои особенности, свои специфические принципы и закономерности.
В решении форм самих предметов, составляющих ансамбль, также есть специфические особенности.
Если композиция отдельной вещи строится «внутри» самой вещи, на отношениях