игровые технологии, технология интегрированного обучения, модульная технология, кейс - технология, технология группового обучения. Каждый разработанный кейс включает в себя: дефиницию описываемой педагогической технологии; теоретическую основу технологии: цель, задачи, основатели данной технологии, функции и основной сравнительный анализ; периоды применения данной технологии в образовательной деятельности и их специфика; достоинства и недостатки основных элементов рассматриваемой технологии; области применения технологии на практике; список используемой литературы. Кейсы были апробированы и проанализированы.
Технологичность процесса обучения химии в подготовке бакалавров была апробирована в контрольной и экспериментальной группах по горизонтальному мониторингу, так как ежегодно формируется только одна группа будущих учителей химии. Общим положительным результатом исследования является повышение качества проведения производственной практики по химии студентами, будущими учителями, выпускных 4-х курсов - с 72 % (2017 г.) до 92 % (2019 г.).
Выводы. Наше исследование подтвердило, что одним из важных направлений подготовки квалифицированных и компетентных специалистов - учительских кадров - в системе высшего профессионального образования является усиление технологичности в ходе методических занятий по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Профиль: Химия». Технологичность обучения в преподавании химии позволяет адаптировать вариативные педагогические технологии в сфере химического образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения для решения задач профессионального образования.
Литература:
1. Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: мат. V Межд. науч. конф. — СПб.: Сатис, 2014. - С. 1-2.
2. Галиахметова А.Т. Учебный процесс в ВУЗе в условиях интеграции педагогических технологий / А.Т. Галиахметова, Л.В. Маминова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. 3. - 322 с. (с. 57-60).
3. Караваева С.В. Технология проектирования современного урока по ФГОС / Караваева С.В. и др. -ТБС. - Тамбов, 2014. - 255 с.
4. Пономарёва З.А. Применение технологичности урока при подготовке будущих учителей химии / З.А. Пономарёва, С.С. Космодемьянская // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: новые требования к содержанию и результатам: материалы VIII Межд. научн.-практ.конф., г. Минск: БГПУ, 21 ноября 2018 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; под науч. ред. А. В. Позняк. - Минск, 2019. - 172 с.
5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995. - 152 с.
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
7. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Техническое описание компетенции «Учитель основной и средней школы» [Электронный ресурс] // Документы | WorldSkillsRussia. - URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie-chempionatyi/dokumentyi.html (дата обращения: 29.06.2019).
9. Kosmodemyаnskaya S.S. Self-Development of the Future Teacher of Chemistry, through Bilingual Education, in Accordance with New Requirements of Professional Standards/ The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. 2016. Volume Xll. - Pages 322-329.
10. OECD (2018a). Teaching for the future: Effective classroom practices to transform education. OECD. [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/en/psyedu/2019/n1/Margolis.shtml
Педагогика
УДК: 377.378.7
доктор педагогических наук, профессор Курина Вера Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара); аспирант Куняева Екатерина Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)
ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТУДИЯМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы подтверждается возрастающим интересом к профессии «Руководитель студией декоративно-прикладного творчества», важностью проведения генезиса формирования системы обучения декоративно-прикладному творчеству, выявления специфики образовательного процесса, создания условий для сохранения достижений сформировавшегося опыта преподавания профессиональных дисциплин. Результаты статьи: выделены основные этапы развития и становления системы профессиональной подготовки руководителей студиями декоративно-прикладного творчества (ДПТ).
Ключевые слова: генезис, профессиональная подготовка, декоративно-прикладное творчество, руководитель студией декоративно-прикладного творчества.
An^tatton. The relevance of the studied problem is confirmed by the growing interest in the profession "Head of the Studio of decorative and applied creativity", the importance of the Genesis of the formation of the system of teaching decorative and applied creativity, identifying the specifics of the educational process, creating conditions for the preservation of the achievements of the formed experience of teaching professional disciplines. Results of the article: the main stages of development and formation of the system of professional training of heads of studios of decorative and applied creativity are allocated.
Keywords: Genesis, professional training, arts and crafts, head of the Studio of arts and crafts.
Введение. Предметы декоративно-прикладного творчества, дошедшие до нашего времени, предоставляют возможность соприкоснуться с культурой и событиями прошедших эпох, попытаться представить быт людей, проживавших несколько веков назад. Народная среда являлась хранительницей предметов декоративно-прикладного творчества. В наше время возник повышенный интерес к традиционному народному творчеству, который вызван потребностью человека в самоидентификации в современном мире. В связи с этим социум обращается к историческим этапам развития культуры и изучения культуры быта людей. Это важно, так как еще несколько веков назад декоративно-прикладное творчество имело отличное от современного понимания содержание и смысл. Интерес к декоративно-прикладному творчеству поддерживается в студиях, где основным трансформатором профессионального опыта и знаний является руководитель студии. Это подчеркивает значимость системы профессиональной подготовки руководителей студиями ДПТ, становление и развитие которой происходило в течение всего периода развития художественного творчества, а изменение её осуществлялось под влиянием художественных направлений, в результате борьбы мнений, смены политического строя и иных факторов.
Становится необходимым рассматривать профессиональную подготовку руководителей студиями ДПТ, что позволит выявить ранее применяемые методы обучения, процесс их преобразования в практике организации творческой деятельности и актуальность некоторых из них в современном образовательном процессе. Только при условии сохранения накопленного предшествующими поколениями опыта, возможно грамотно решать цели и задачи, стоящие перед профессиональным образованием в настоящее время.
В основе методологии исследования лежат следующие принципы: принцип развития (Л.И. Анцыферова [3], Л.С. Выготский [7], Д.Б. Эльконин [35], С.Л. Рубинштейн [29]); принцип системности (Б.Г. Ананьев [1], Б.Ф. Ломов [20]); принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев [2], А.Н. Леонтьев [19]).
Изложение основного материала статьи. Профессия «руководитель студией декоративно-прикладного творчества» предполагает не только осмысление и сохранение народных традиций, но и реализацию роли преемника и транслятора исторической памяти народа. В связи с этим руководителям студий ДПТ необходимо не только обладать профессиональными умениями и навыками как педагогу, но и владеть готовностью к таким видам деятельности как конструирование, моделирование, проектирование, выполнения композиции и рисунка, обладать знаниями современных технологий создания творческих продуктов и используемых в них материалов. Обзор проблемы развития системы профессионального образования в области декоративно-прикладного творчества, может обеспечить преемственность опыта, сохранение традиций и возрождение народных промыслов, отмечает В.Ф. Максимович [21; 22].
Т.Г. Навазов [27] и А.М. Новиков [28] отмечают, что образовательное пространство создает необходимые предпосылки для развития личности, направленное на освоение современной картины мира, отражающей потребности социума в культуре и искусстве и представленные в виде творческих продуктов, в том числе и образцов ДПТ. Теоретические и практические аспекты деятельности системы подготовки профессиональных кадров в разные исторические периоды ее развития представлены учёными А.Н. Веселовым [8], В.Ф. Максимовичем [25], В.А. Мельниковым [26], Е.Г. Осовским [29] и др.
Первобытной эпохе, зарождению графики, живописи, скульптуры и возникновению ДПТ посвящены работы зарубежных авторов К. Леви-Стросса [19], Л. Леви-Брюль [18], Э. Тэйлора [35] и др. Система обучения декоративному творчеству Древнего мира исследуется зарубежными и отечественными авторами: Д. Бингэм [13], Д. Брестед [6], Г.И. Соколов [34] и др. Изучением вопросов, касающихся развития художественного образования в России занимались Л.Н. Гончарова [10], Г.Л. Дайн [12], Н.Р. Казанская [14], Н.Д. Корина [15], И.И. Куракина [17] и др.
Обучение молодежи путем передачи профессионального опыта от старшего поколения происходило с древних времен. Именно занятие совместным творчеством предоставляло им такую возможность. Возникновение самого творчества относится к периоду позднего (или верхнего) палеолита, т. е. за 40-20 тысячелетий до н.э. (изображения первобытным художником различных предметов, животных, людей) [30].
В первобытную эпоху появились графика (рисунки), живопись (изображения в цвете), скульптура (фигуры, выполненные из камня), а также декоративное творчество (резьба по камню, вырезанные фигурки из кости, рельеф). Анализ публикаций К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюль, Э. Тэйлора позволяет говорить о том, что в это время человек пробовал изображать силуэты различных животных, а заинтересованные люди внимательно следили за работой художника.
Обучение искусствам, организация школ и появление систематизированных методик преподавания появляется в рабовладельческую эпоху. В Древнем Египте творческому развитию личности уделяли особое внимание. Опыт, накопленный художниками и мастерами Древнего Египта, позволил разработать ряд принципов, по которым строились изображения предметов быта, человека, животных, растений, а также интерьеров домов.
В IV веке до нашей эры в Греции появляются школы рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Художники этих школ по-новому подошли к проблеме обучения и расширили методы преподавания. Сикионская школа придерживалась научных методов обучения рисования и стремились приблизить учеников к природе, в ней был заложен метод научного подхода к пониманию искусства. Греческие художники впервые ввели в употребление светотень и перспективное построение изображения.
В Древнем Риме творчество и методы обучения ему носили прикладной характер. Подготовка учеников в римских школах была отличной от подготовки в греческих школах. В Римской империи художник-педагог не задумывался над высокими проблемами искусства, а занимался ремесленно-технической стороной дела. Римляне не привнесли нового в методику и систему преподавания, основной метод - копирование работ мастеров Древней Греции [33].
В средневековье понятия «искусство» и «ремесло» были впервые разделены между собой. Ремесленное ученичество не удовлетворяло потребностей общества, обучение профессии переходит на другой уровень и появляются «академии», изменяются сроки обучения. Главным в процессе обучения было подражание наставнику и его исполнительской манере. Значимость периода средневековья, заключается в переходе профессионального образования на новый «академический» уровень и связана с формированием влиянием на систему школьного и университетского образования сначала в Европе, а позднее и в России [11].
В Киевской Руси (1Х-начало XII вв.) были выделены: домашнее (семейное), общинное, монастырское и государственное профессиональное обучение. Домашняя и общинная формы вбирали в себя традиции семейного, бытового опыта, передаваемые молодым людям из поколения в поколение. Внутри общинной системы обучения ремеслу, применялись отличные, от используемых ранее, технологии и формы организации труда, дробная специализация ремесел. Начинается становление института ремесленного ученичества: домашнего (внутри своей семьи), в мастерской, в процессе долгосрочного или краткосрочного обучения [7]. Семейное обучение было связано с жизненным укладом семьи: ребенок наблюдал работу взрослых, приобщался к ней, выполняя сначала простые, а затем более сложные операции. Монастырское профессиональное обучение творчеству (рисунку, живописи) появилось позже. С XI в. монастыри играли ведущую роль в развитии образования, письменности и творчества. Монастырские школы осуществляли обучение монахов или будущих клириков и состояли, зачастую, из 1-3 учеников, прикреплённых к своему наставнику. В профессиональном обучении, организованном государством реализовывалось ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат (оружейная, золотая, серебряная), которые выполняли царские заказы по изготовлению оружия, икон, ювелирных изделий.
В начале XV в. вместо семейного обучения появляется ученичество. По свидетельству археолога Б.А. Рыбакова, возникновение ученичества обусловлено усилением специализации. Ремесло становится самостоятельной деятельностью определенных социальных групп. Каждый, кто желал обучиться творчеству, мог внести плату за обучение и перенять мастерство у профессионалов в своем деле. С конца XVII в. в сложившейся системе обучения творческим дисциплинам наметилось освоение конкретных видов ДПТ в специально отведенных школах (например, школа при Оружейной палате Московского Кремля).
В начале XVIII в., Петр I провел важные реформы в области просвещения и культуры. На рисование и ДПТ начинают смотреть как на средства, способствующие развитию образного мышления. В 1715 г. рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии, где изучение дисциплинам велось как группами, так и индивидуально. Комплексный подход способствовал усовершенствованию организации учебного процесса и вел к получению систематизированных знаний, умений, навыков.
В становлении профессионального образования особую роль сыграли В.И. Геннин и В.Н. Татищев, которые поднимали вопрос о необходимости организации системного обучения молодежи и определили предпосылки разработки системы профессионального образования [16]. В 1757 г. была учреждена Императорская Академия художеств, где зарождались и утверждались новые методы преподавания творческих дисциплин для целой сети учебных заведений. Особенно много было сделано Академией в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. В профессиональном художественном образовании складывается четкая и организованная система преподавания.
В 1833 г. создается Московское художественное общество, которое позже было преобразовано в Московское художественного училище. Занятия осуществлялись только по художественным дисциплинам. Выпускники училища получали средне-профессиональную подготовку и могли продолжить обучение в Академии.
В 1860-е гг. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания, что было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами школьного образования, увеличением числа профессиональных учебных заведений и началом общественно-педагогического движения в России. Методика преподавания ДПТ, рисунка и иных творческих дисциплин стала получать научно-теоретическое обоснование. Над методикой преподавания работали А.Г. Венецианов, А.И. Иванов, А.Н. Оленин, В.К. Шебуев. Интерес в этой области знания представляют научные труды Г.А. Гиппиуса, А.П. Сапожникова.
Большое значение для развития профессионального образования в сфере ДПТ оказала Школа народного искусства, основанная в 1911 г., в которой обучали ткачеству, ковроткачеству, художественной вышивке, кружевоплетению, иконописи.
Октябрьская революция 1917 г. создала условия для всех слоев населения принимать участие в культурно-творческой жизни страны. Для этого были открыты библиотеки, клубы, народные дома, кружки, профессиональные учебные заведения нового типа: высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, 1920 -1926) и Институт художественной культуры (ИНХУК, 1920 - 1924), преобразованные затем в центры конструктивизма. В 20-е гг. в советской школе ДПТ, рисование и иные творческие дисциплины стали частью комплексных программ обучения. Происходило развитие ДПТ и изобразительного искусства, а соответственно и преобразовывалось профессиональное образование, велась перестройка содержания, форм и методов преподавания.
В 1938 г. начала работу Московская школа художественных ремесел по подготовке мастеров художественной вышивки, росписи ткани, ювелирному искусству [20]. В 30-е гг. изучением декоративно-прикладного искусства стали заниматься научно-исследовательские институты, организованные при Совете промысловой кооперации, при Академии архитектуры РСФСР, в институтах республиканских Академий наук и в республиканских музеях. Важная роль стала отводиться вопросам художественного образования и подготовке кадров для различных отраслей художественной промышленности: были открыты ремесленные училища и экспериментальные мастерские. К 40-м гг. определяются принципы и методы обучения творческим дисциплинам (ДПТ, рисунку, живописи, композиции). Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания ДПТ оказали Академия педагогических наук РСФСР (1943 г.) и Академия художеств СССР (1947 г.).
С 1950-х гг. происходит стремительное развитие педагогической науки по вопросам творческого потенциала личности. Свой вклад в развитие педагогической науки внесли Л.Ю. Гордин, Н.С. Дежникова, С.Э. Карклина, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Б.Е. Ширвиндт и др. Особенностью образовательной деятельности учебных заведений в эти годы стало создание образовательных программ и методик, по которым велось преподавание вплоть до 1970-х гг. Происходила разработка учебных пособий, образцов, таблиц, отражающих специфику обучения. Однако, отсутствовала взаимосвязь профессионально-художественного и художественно-педагогического образования мастеров, что объяснялось отсутствием высшего образования в области народного искусства [32]. В 1970 г. переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства и ДПТ, определено содержание учебного материала.
В 1980-1990-е гг. в профессиональном образовании в сфере ДПТ происходят изменения: профтехшколы реорганизуются в училища. К началу 1990-х гг. в системе профессионального образования сложилась ситуация, когда выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие общехудожественную подготовку, не владели высоким уровнем мастерства, характеризующим выпускников профессиональных училищ. Кроме того, долгое время не существовало регламента, стандартизирующего готовность будущих руководителей студиями ДПТ к профессиональной деятельности в рамках высшего профессионального образования. Пристальное внимание к проблеме стандартизации и готовности выпускников к профессиональной деятельности возникло в научно-образовательной общественности России сформировались в 90-х гг. XX столетия как результат реформирования российского образования. Наиболее четко отреагировала на это требование высшая школа России, введя ГОС (государственный образовательный стандарт) по подготовке специалистов.
В современной системе подготовки в сфере ДПТ образовательные организации высшего уровня осуществляют подготовку будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества по трем уровням - бакалавриат, магистратура и аспирантура. Новые цели и задачи, а также основы построения образования в целом и профессионального образования в частности определил Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года [2].
В конце 2000-х гг. появляются федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), направленные на регулирование процесса подготовки руководителей студий ДПТ, а затем и федеральные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). На основе этих стандартов построение процесса обучения организуется на основе компетентностного подхода.
Выводы. Система профессиональной подготовки руководителей студиями декоративно-прикладного творчества (ДПТ), пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурного уровня населения, всесторонне совершенствуя российский образ жизни, и явилась одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе. Изменялось содержание подготовки руководителей студиями ДПТ - от исключительно практической, ремесленной направленности к осознанию необходимости введения теоретических дисциплин для подготовки всесторонне развитого профессионала, способного решать новые практические задачи.
Литература:
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document /cons doc LAW 1888.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://zakon-ob-obrazovanii.ru.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - Москва: Педагогика, 1990. - 227 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.
5. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - Москва: Наука, 1981. - С. 3-18.
6. Брестед, Д. История Древнего Египта / Д. Брестед. - Минск: Харвест, 2003. - 832 с.
7. Васильева, З.И. История педагогики и образования / З.И. Васильева. - Москва: Академия, 2008. - 432 с.
8. Веселов, А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования / А.Н. Веселов. - Москва: Трудрезервиздат, 1955. - С. 9.
9. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский; общ. ред. В.В. Иванова. 3-е изд. - Москва: Искусство, 1986. - 573 с.
10. Гончарова, Л.Н. Проблема подготовки кадров для народных промыслов / Л.Н. Гончарова // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1981. - С. 336-340.
11. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. -Москва: Искусство, 1990. - 396 с.
12. Дайн, Г.Л. Проблемы воспитания Богородских резчиков в прошлом и настоящем / Г.Л. Дайн // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: сборник статей. - Москва: НИИХП. - 1990. - С. 35-56.
13. История древнего мира: энциклопедия / под ред. Д. Бингэм [и др.]. - Москва: Ридерз Дайджест, 2007 - 400 с.
14. Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Р. Казанская. -Москва, 2000. - 154 с.
15. Корина, Н.Д. Московское училище живописания и зодчества как центр формирования московской живописи сер. XIX-нач. XX вв. / Н.Д. Корина // Вестник ПСТГ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2014. - № 2 (14). - С. 117-135.
16. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - Москва: Академия, 2007. - 480 с.
17. Куракина, И.И. К вопросу о содержании курса традиционного прикладного искусства в подготовке бакалавров декоративно-прикладного искусства / И.И. Куракина // Ученые записи Орловского государственного университета. - № 4. - 2016. - С. 296-301.
18. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - Москва: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.
19. Леви-Стросс, К. Мифологики: человек голый [Электронный ресурс] / К. Леви-Стросс // Серия: Bibliotheca indianica. - Москва: Флюид, 2007 г. - Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/147437.
20. Леонов, С. Народное искусство: история и современность: Беседа с ректором Высшей школы народных искусств Валентиной Максимович [Электронный ресурс] / С. Леонов // Наше наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. - 2006. - № 78. - Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7825.php.
21. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - Т.2. - 38 с.
22. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. Москва: Наука, 1984. - 44 с.
23. Максимович, В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2012. - №2. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/arxiv.htm.
24. Максимович, В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2011. - №1. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1 .htm.
25. Максимович, В.Ф. Традиционное прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - Москва: Флинта, 2000. - 195 с.
26. Мельников, В.А. Становление и развитие художественного образования в России / В.А. Мельников // Вестник Башкирского университета. - 2009. - №1. - С. 313-316.
27. Навазова, Т.Г. Методология непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2005 - № 3 - С. 17-22.
28. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - Москва: ЭГВЕС, 2006.
29. Осовский, Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1949) / Е.Г. Островский. - Москва: Высшая школа, 1980. - С. 112.
30. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. / Н.Н. Ростовцев. -Москва: АльянС, 2014. - 256 с.
31. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1998. - 688 с.
32. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - Москва: 2-я тип. Изд-ва АН СССР, 1948. - 803 с.
33. Соколов, Г.И. Искусство Древней Греции / Г.И. Соколов. - Москва: Искусство, 1980. - 271 с.
34. Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство: кн. для учащихся / Г.И. Соколов. - Москва: Просвещение, 1996. - 224 с.
35. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тейлор. - Москва, 1989. - 447 с.
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред.: В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 555 с.
Педагогика
УДК: 54.378
кандидат педагогических наук, доцент Куулар Лариса Лопсановна
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (г. Кызыл); кандидат педагогических наук , доцент Танзы Менги Васильевна
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (г. Кызыл)
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО
Аннотация. В статье представлен авторский подход к обучению будущих учителей химии проектированию и конструированию технологических карт уроков с учетом планируемых ФГОС СОО предметных результатов обучения, специфики преподаваемого предмета и видов деятельности по освоению новых знаний.
Ключевые слова: технологическая карта урока, проектирование и конструирование урока, планируемые предметные результаты обучения, универсальные учебные действия (УУД).
Annotation. The article is to represent a customized approach to training future chemistry teachers to model and develop technological maps of lessons with regard to subject training outcomes planned by the FSES SE, the peculiarities of the subject taught, and the activities aimed at deepening knowledge.
Keywords: technological map of a lesson, modelling and developing a lesson, planned subject training outcomes, universal learning activities (ULA).
Введение. В настоящее время существует проблема практико-ориентированной, методической подготовки будущего учителя химии. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» необходимо научить будущего педагога в рамках модуля дисциплин учебного плана «Методическая подготовка учителя химии» проектировать учебно-воспитательный процесс по химии поэтапно в соответствии с двумя образовательными стандартами -Федеральным компонентом Государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Изложение основного материала статьи. Анализ научно-исследовательских работ в области рассматриваемой проблемы:
- концепция непрерывной химико-методической подготовки будущих учителей химии [2].
- концепция учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущего учителя химии, способствующая становлению и развитию профессиональной компетентности специалиста в соответствии с тенденциями развития мирового образовательного пространства в контексте устойчивого развития общества [7];
- компетентностный подход как фактор последовательного формирования и развития у будущих учителей химии профессиональных компетенций в области педагогической деятельности [6, 8, 10, 11, 15, 16, 18],