Научная статья на тему 'Педагогическая и самостоятельная исследовательская деятельность бакалавров декоративно-прикладного творчества'

Педагогическая и самостоятельная исследовательская деятельность бакалавров декоративно-прикладного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / БАКАЛАВР / НАРОДНЫЙ МАСТЕР / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING / ARTS AND CRAFTS / BACHELOR / FOLK CRAFTSMAN / FOLK ART / HANDICRAFTS / FIELD STUDIES / TEACHING ACTIVITY / INDEPENDENT RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна

В статье рассмотрена проблема подготовки бакалавров декоративно-прикладного творчества к их дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрыты пути решения существующей проблемы в образовательном процессе, разработкой которых занимается кафедра народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры. Исследования проходят в процессе освоения студентами профильных дисциплин и прохождения практик и имеют свою определенную последовательность: организация и проведение экспедиционной работы, проведение педагогических исследований, разработка этнологических тем, выступления с докладами и публикации сообщений в сборниках по итогам проведения научных конференций, написание выпускной квалификационной работы. В статье детально раскрыта педагогическая и самостоятельная исследовательская работа студентов с использованием опыта народных мастеров, что в конечном итоге обеспечивает качественную подготовку бакалавров декоративно-прикладного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching and independent research activity of Bachelors of Arts and Crafts

The problem of training Bachelors of Arts and Crafts for their further professional activity is considered. The study presents the ways to solve the existing problem in the academic process which are being developed by the Folk Art and Crafts Department in Krasnodar State Institute of Culture. The surveys are carried out while studying the majors and doing internships and work studies by students and have a certain sequence: field studies management, educational researches arrangement, ethnological topics development, report presentations and publications in conference proceedings, writing Bachelor’s thesis. The author elaborates on teaching and independent research activity of students based on the experience of folk craftsmen, which leads to the effective training of Bachelors of Arts and Crafts.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и самостоятельная исследовательская деятельность бакалавров декоративно-прикладного творчества»

УДК 378.639:331.102.312 Тумасян Сусанна Васильевна

преподаватель кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.18 Tumasyan Susanna Vasilyevna

Lecturer,

Folk Art and Crafts Department, Krasnodar State Institute of Culture

TEACHING AND INDEPENDENT RESEARCH ACTIVITY OF BACHELORS OF ARTS AND CRAFTS

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема подготовки бакалавров декоративно-прикладного творчества к их дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрыты пути решения существующей проблемы в образовательном процессе, разработкой которых занимается кафедра народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры. Исследования проходят в процессе освоения студентами профильных дисциплин и прохождения практик и имеют свою определенную последовательность: организация и проведение экспедиционной работы, проведение педагогических исследований, разработка этнологических тем, выступления с докладами и публикации сообщений в сборниках по итогам проведения научных конференций, написание выпускной квалификационной работы. В статье детально раскрыта педагогическая и самостоятельная исследовательская работа студентов с использованием опыта народных мастеров, что в конечном итоге обеспечивает качественную подготовку бакалавров декоративно-прикладного творчества.

Summary:

The problem of training Bachelors of Arts and Crafts for their further professional activity is considered. The study presents the ways to solve the existing problem in the academic process which are being developed by the Folk Art and Crafts Department in Krasnodar State Institute of Culture. The surveys are carried out while studying the majors and doing internships and work studies by students and have a certain sequence: field studies management, educational researches arrangement, ethnological topics development, report presentations and publications in conference proceedings, writing Bachelor's thesis. The author elaborates on teaching and independent research activity of students based on the experience of folk craftsmen, which leads to the effective training of Bachelors of Arts and Crafts.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, декоративно-прикладное творчество, бакалавр, народный мастер, народное искусство, народные художественные промыслы, полевые исследования, педагогическая деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность.

Keywords:

vocational training, arts and crafts, Bachelor, folk craftsman, folk art, handicrafts, field studies, teaching activity, independent research activity.

В качестве актуальных проблем кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Краснодарского края выступают проблемы подготовки будущих специалистов в области традиционной народной культуры, в частности народного декоративно-прикладного творчества. Н.А. Герасимова пишет, что основной функцией народного искусства выступает этническая. Оно является фундаментом, на котором держится все искусство. «Сохранение народных основ позволяло на протяжении истории восстанавливать утраты, которые возникали в результате дискретного развития профессиональных форм творчества. Народному искусству свойственны традиционность, единство и синкретическая слитность всех составляющих его элементов, связь с сельской культурой, исторически сложившимися нормами морали, быта, местными обычаями» [1].

Важно сформировать у студентов способности видеть (понимать) традиционные виды декоративно-прикладного искусства, характерные для Кубани, изучать опыт народных мастеров и передавать полученные знания следующему поколению [2]. Разработкой путей решения существующей проблемы в образовательном процессе занимается кафедра народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры. Исследование народного декоративно-прикладного творчества будущими бакалаврами проходит в процессе освоения профильных дисциплин и прохождения практик (учебной, ознакомительной, производственной, педагогической, преддипломной) и имеет свою определенную последовательность.

1. Организация и проведение экспедиционной работы - полевых исследований (индивидуальных - работа в конкретном населенном пункте). На этом этапе основная задача состоит в естественном и исчерпывающем изучении общественного объекта в нормальных, натуральных условиях [3]. Согласно выданному научным руководителем заданию студенту необходимо провести собственное исследование по обнаружению традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани (изучение керамической игрушки и гончарной работы на круге, народной вышивки, ткацкой работы на станке, дощечках, вилке, бердышке, различных видов плетения кружева, резьбы по дереву, плетения из растительных материалов - листьев початков кукурузы, ча-кана, вербы, соломы и др.), проанализировать полученные результаты исследования. Здесь необходимо учитывать две стадии исследовательской работы студентов. Первая - процесс добывания, получения и фиксации фактов, вторая - первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, т. е. осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка.

Учебный процесс на кафедре народного декоративно-прикладного творчества производится с учетом изучения опыта мастеров местной традиции. Такой подход к организации учебного процесса решает основные задачи, которые являются необходимым условием подготовки квалифицированного специалиста по народному декоративно-прикладному искусству, а именно обеспечивает изучение, сохранение и развитие технологии изготовления традиционных изделий в современных условиях, когда естественный механизм освоения и передачи традиций из поколения в поколение почти утрачен. Именно для этого необходимо с первого курса проводить со студентами исследовательскую работу по выявлению носителей традиционной культуры, изучать и описывать процесс передачи мастерства от носителя традиционной культуры к ученику, чтобы на практике следовать законам народной педагогики. В таком случае будет сохраняться традиционная народная культура Краснодарского края.

Студентам от назначенного им научного руководителя практики необходимо получить персональное задание. Им потребуется вести полевой дневник записей по специально разработанным «вопросникам», состоящим из нескольких разделов (биография информатора, история населенного пункта, информация о видах народного декоративно-прикладного искусства, технологических приемах выполнения изделий и др.). Параллельно необходимо производить запись интервью на цифровой диктофон или магнитофон. Если информатор визуально демонстрирует процесс изготовления изделия народного декоративно-прикладного искусства, то по возможности произвести фото и видеосъемку. Также исследовательская работа может проходить в музеях.

По окончании исследования все данные, собранные в процессе проведения интервью с респондентами, подлежат скрупулезной обработке (расшифровке) и системному анализу. Материалы сдаются в папке, соответственно оформленные, проверяются руководителем практики и оцениваются. В дальнейшем полученные результаты будут использованы не только при написании научных работ, в том числе и выпускных квалификационных работ студентов, но и в педагогической деятельности.

2. Проведение педагогических исследований. Педагогическая практика студентов является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Цели и объемы практики определяются федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Практику проходят студенты 1-4-х курсов очной и заочной форм обучения, специализирующихся по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профилю - «Руководство студией декоративно-прикладного творчества». Данная практика имеет определенные цели и задачи. Она направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовки будущего специалиста данного профиля. В результате прохождения практики студентам удается усвоить специфику образовательного процесса в разнообразных субъектах образовательных организаций, в том числе в дошкольных учреждениях, школах для одаренных детей, общеобразовательных школах, школах искусств, интернатах, домах творчества и т. п. Они изучают опыт работы преподавателей в данных учебных заведениях и делают ретроспективный анализ личного педагогического опыта работы.

Педагогическую практику студенты очной и заочной форм обучения начинают с изучения особого курса об особенностях и специфике организации многообразных типов учебных заведений. Студенты посещают данные организации, изучают их уставы, положения, нормативные акты и другие различные нормативные документы, знакомятся с опытом работы педагогов, посещают уроки, наблюдают за ходом проведения занятий, знакомятся с учебным процессом конкретного учебного заведения. При доскональном усвоении методики обучения народному декоративно-прикладному творчеству будущие бакалавры самостоятельно проводят несколько занятий с учащимися образовательной организации под пристальным контролем и наблюдением педагога и руководителя практики от вуза.

Методика преподавания народного декоративно-прикладного прикладного искусства Кубани в различных типах образовательных учреждений была разработана доктором педагогических наук, профессором Е.Г. Вакуленко в 1997 г. [4]. Преподавание народного декоративно-прикладного искусства должно осуществляться с учетом опыта народных мастеров. Для проведения практических и семинарских занятий по профильным дисциплинам с будущими бакалаврами необходимо прежде всего отыскать народного мастера, который владеет истинной традицией изготовления изделий народного декоративно-прикладного искусства. Следуя уже разработанной методике и имея исследовательский опыт, студенты прорабатывают каждое занятие с учетом учебного плана и расписания учреждения, в котором проводится практика. Занятия могут включать в себя изучение как одного вида народного декоративно-прикладного искусства (например, только плетения или вышивки), так и нескольких, по очереди.

Прежде чем приступить к практическим занятиям, учащимся предлагается подготовить доклад об истории своей семьи, а именно о том, как воспитывали их дедушки и бабушки, как и с какого возраста их приучали к труду, что они помнят из окружавшей их среды: какая была посуда, одежда, внутреннее и внешнее убранство жилья и т. п. Начинающим исследователям раздаются специально разработанные вопросники, которые помогут последовательно изучить и проникнуться традиционной культурой. Результаты исследований также оформляются в определенной форме и озвучиваются учащимися на одном из занятий. Студенты, имеющие опыт исследовательской работы, в данном случае с удовольствием консультируют учащихся: помогают избежать ошибок при проведении интервью, участвуют в подготовке материала к выступлению.

Перед изучением того или иного вида народного декоративно-прикладного искусства студенты старших курсов рассказывают учащимся о народных мастерах, какие изделия они делают, как заготавливают материал, какими инструментами пользуются и др. При проведении практических занятий студенты также используют свой опыт работы с народным мастером.

3. Научно-методическое направление включает разработку этнографических и этнологических тем по вопросам народного декоративно-прикладного искусства. Проводится рассмотрение обнаруженных фактов - проверенных, осознанных и зафиксированных, отложившихся в виде логических воззрений и завершенных текстов (сообщений, докладов, рефератов, научных статей, тезисов выпускной квалификационной работы).

4. Выступление с докладами и сообщениями на научных семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, где подводятся результаты проводимых экспедиционных исследований (например, на региональной научно-практической конференции «Итоги фольк-лорно-этнографических исследований»), организация и проведение выставок, популяризирующих исследовательские результаты студентов. Цель этого этапа - прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях для выработки принципов действия, рекомендаций о практическом воздействии на данные явления. В процессе работы над докладом, сообщением у студентов вырабатываются навыки исследовательской деятельности.

5. Публикации в сборниках по итогам проведения научных конференций.

6. Работа над написанием выпускной квалификационной работы. Она осуществляется под руководством научно-педагогического состава кафедры, а именно назначенного руководителя, занимающегося схожими темами исследований, но самостоятельная работа студента по-прежнему значительна. На кафедре народного декоративно-прикладного творчества написание выпускной квалификационной работы осуществляется по нескольким направлениям:

1) этнографическо-технологическое - включает проведение исследований традиционной народной культуры на территории муниципальных образований, а именно существующих (существовавших) видов народного декоративно-прикладного искусства, а также опыта народных мастеров. Изучение технологии изготовления традиционных изделий опирается на труды Н.А. Ильиной «Традиционная одежда славянского населения Кубани конца XVIII - начала XIX в.» (2000), М.А. Кочетковой «Традиции вышивки на Кубани (на примере старообрядческой общины хутора Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. XIX-XX вв.» (2002), П.А. Гу-зик «Взаимосвязь формы и функции традиционной гончарной посуды Кубани» (2006) и др.;

2) педагогическое - предполагает разработку методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства (образовательной программы, тематического плана и т. д.). Примерами могут служить работы Е.В. Родичкина «Методика обучения учащихся резьбе по дереву в школах искусств (на примере Таманской ДШИ)» (2007), О.А. Камаевой «Модель методики преподавания лозоплетения (на основе опыта народного мастера В.Т. Жук)» (2008), А.И. Гребенюк «Традиционная народная резьба по дереву на Кубани в системе дополнительного образования детей: особенности методики преподавания» (2012), Л.А. Новиковой «Методика обучения народной вышивке в классах казачьей направленности» и др. В свою очередь программу можно разрабатывать как по одному, так и по нескольким предметам.

Таким образом, охарактеризованная педагогическая и самостоятельная исследовательская работа студентов с использованием опыта народных мастеров обеспечивает качественную подготовку бакалавров декоративно-прикладного творчества.

Ссылки:

1. Герасимова Н.А. Декоративно-прикладное искусство Гомельщины как отражение традиций и исторических судеб региона // Весык Беларускага Дзяржаунага уыверсггэта культуры i мастацтвау. 2014. № 1 (21). С. 65-72.

2. Логвинова В.А. Модели методики обучения народному декоративно-прикладному искусству Кубани (результат исследовательской деятельности студентов) // Инновации в детской школе искусств: проблемы, поиски, перспективы : материалы город. науч.-практ. конф. преподавателей ДШИ и КГУКИ. Краснодар, 2011. С. 57-62.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М. ; Ростов н/Д., 2005. С. 114.

4. Вакуленко Е.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Ч. 4. Народное декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие. Краснодар, 1997. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.