Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской компетентности студентов направления подготовки «Народная художественная культура»'

Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской компетентности студентов направления подготовки «Народная художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOLK ART / COMPETENCE / FOLK EDUCATION / FOLK ART CULTURE / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакуленко Екатерина Гавриловна, Бердюгина Вера Андреевна

В статье рассматривается проблема формирования исследовательской компетенции студентов в сфере декоративно-прикладного творчества в условиях обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакуленко Екатерина Гавриловна, Бердюгина Вера Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON RESEARCH COMPETENCE FORMATION FOR STUDENTS WITH MAJOR IN FOLK ART CULTURE

The article covers questions of the research competence formation of decorative and applied arts students during their education in the university.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской компетентности студентов направления подготовки «Народная художественная культура»»

УДК 378

Вакуленко Екатерина Гавриловна

доктор педагогических наук, профессор кафедры этнографии и декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

Бердюгина Вера Андреевна

dom-hors@mail.ru

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Vakulenko Ekaterina Gavrilovna

D.Phil. in Education Science, Professor of the Ethnography and Decorative and Applied Arts Department, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru

Berdyugina Vera Andreevna

dom-hors@mail.ru

EXPERIMENTAL WORK ON RESEARCH COMPETENCE FORMATION FOR STUDENTS WITH MAJOR IN FOLK ART CULTURE

Аннотация:

В статье рассматривается проблема формирования исследовательской компетенции студентов в сфере декоративно-прикладного творчества в условиях обучения в вузе.

Ключевые слова:

народное искусство, компетенция, компетентность, народная педагогика, народная художественная культура, профессиональное образование.

Summary:

The article covers questions of the research competence formation of decorative and applied arts students during their education in the university.

Keywords:

folk art, competence, folk education, folk art culture, vocational education.

Для формирования исследовательской компетентности студентов народного декоративно-прикладного творчества в процессе обучения в вузе необходима такая организация учебного процесса, которая обеспечила бы органичный переход от учебно-познавательной деятельности к исследовательско-профессиональной.

На данном этапе развития педагогической науки по определению понятий «компетентность» и «компетенция» ведется дискуссия. В трактовке понятия «компетентность» и «компетенция» мы разделяем точку зрения И.А. Зимней, которая относит компетенцию к потенциальному качеству личности, а компетентность - к формируемому качеству [1]. При этом мы опираемся на мнение, согласно которому компетентность определяется как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей осмысленное, личностное отношение к ней и предмету деятельности, индивидуально приобретенной в процессе обучения» (А.В. Хуторской).

Исследовательская компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, а также способов деятельности, которая позволяет студентам занимать позицию исследователя, в том числе и в области народной художественной культуры. В основе исследовательской компетенции лежит понятие «исследовательское умение» (совокупность целенаправленных действий, базирующихся на ранее усвоенных студентами знаниях, умениях, навыках адекватных их будущей профессиональной деятельности и соответствующих логике научно-исследовательской работы) [2]. Будущий специалист в области народной художественной культуры не может успешно овладеть исследовательской компетентностью, не имея для этого знаний о научном исследовании и профессиональных знаний, без которых невозможна целенаправленная и плодотворная научная работа.

Для эффективного формирования исследовательской компетентности, прежде всего надо научить студентов работать самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации. Исследовательская работа студента начинается с выбора объектной области. Выбор объектной области определяется такими факторами, как ее значимость, новизна, наличие нерешенных проблем, которые при выполнении исследовательской работы являются ключевым аспектом. В образовательном процессе кафедры этнографии и декоративно-

прикладного творчества в качестве основных проблем выступают проблемы современного состояния исследования в области народного декоративно-прикладного творчества, этнографии, фольклора, народной педагогики и др.

Исследование народного искусства студентами проводится в процессе изучения специальных дисциплин и практик (ознакомительной, производственной, педагогической, преддипломной, учебной).

Проведение полевых исследований (экспедиционных, индивидуальных). Задача такого исследования состоит в непосредственном и всестороннем изучении социального объекта в естественных условиях бытовая народного искусства [3]. Согласно сформулированному заданию, студент обязан провести исследование по выявлению традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, ткачество, кружевоплетение, гончарство, резьба по дереву, плетение из лозы, листьев початков кукурузы, соломки и др.), обработать исходный фактический материал.

Успешность реализации компетентностного подхода будет определяться, прежде всего, конкретностью описания закономерностей формирования тех или иных видов деятельности в процессе профессиональной подготовки специалиста народной художественной культуры. Необходимо учитывать стадиальность исследовательской работы студентов. Первая стадия - процесс добывания, получения и фиксации фактов; вторая стадия - это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, включающая осмысление и строгое описание добытых фактов.

Учебный процесс по формированию исследовательской компетенции должен производиться с учетом изучения опыта мастеров, местной традиции. Такой подход к организации учебного процесса решает основные задачи, которые являются необходимым условием подготовки квалифицированного специалиста по народному декоративно-прикладному искусству (изучение, сохранение и развитие технологии изготовления традиционных изделий в современных условиях и др.). Отметим, что естественный механизм передачи традиций от поколения к поколению почти утрачен. Именно для этого необходимо проводить с первого курса со студентами исследовательскую работу по изучению творчества носителей традиционной культуры, описанию процесса передачи мастерства от носителя традиционной культуры к студенту. Такой путь познания обеспечивает следование законам народной педагогики, сохранению традиционная культура Краснодарского края.

Студенты от руководителя практики получают индивидуальное задание, ведут дневник записей по специальным «вопросникам», состоящим из нескольких блоков (биография информатора, история населенного пункта, информация о видах народного декоративно-прикладного искусства и др.). Параллельно должна производиться запись интервью с носителем традиций на диктофон или магнитофон. Если мастер демонстрирует процесс изготовления изделия народного декоративно-прикладного искусства по возможности произвести фото и видеосъемку.

После завершения работы все материалы интервью подлежат тщательной обработке (расшифровке) и анализу. Эффективность формирования исследовательской компетентности у будущих специалистов народной художественной культуры в процессе обучения. Для контроля качества образования и формирования исследовательской компетенции необходимо обоснование критериев и показателей сформированности указанных качеств личности, определение уровней сформированности.

Педагогическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Практику проходят студенты всех курсов, специализирующихся по направлению «Народная художественная культура». Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста. На педагогической практике студенты изучают особенности образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений, в том числе: дошкольных учреждений, общеобразовательных школах, школах искусств, домов творчества и т.п. Изучают опыт работы преподавателей в данных учебных заведениях, анализируют педагогический опыт работы.

Педагогическая практика для студентов начинается со специального курса об особенностях организации различных типов учебных заведений. Студенты посещают эти учреждения, знакомятся их с Уставами и другими нормативными документами, изучают опыт работы педагогов, посещают уроки, наблюдают за учебным процессом. При изучении методики обучения народному декоративно-прикладному искусству студенты самостоятельно проводят занятия с учащимися под наблюдением преподавателя и руководителя практики.

Большое значение имеет разработка этнологических тем по тематике народного декоративно-прикладного творчества. Анализ полученных фактов, проверенных, осмысленных, зафиксируются в дневниках наблюдений, отложившихся в виде логических суждений и законченных текстов (статей, докладов, частей выпускной квалификационной работы).

Эффективным представляется выступление студентов по итогам проводимых экспедиционных исследований с докладами на научно-практических конференциях и семинарах, организация и проведение выставок, пропагандирующих творчество народных мастеров. В процессе подготовки доклада у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.

Важнейшим при формировании исследовательской компетентности студентов является умение подготовить материалы экспедиционной работы к публикации в сборниках и написание выпускной квалификационной работы. Эта работа проводится под руководством преподавателя кафедры. При этом, отметим, что самостоятельная работа студента имеет большое значение. Написание выпускной квалификационной работы осуществляется по нескольким направлениям:

а) этнографическо-технологическое. Изучение традиционной культуры муниципальных образований, в том числе бытующих (бытовавших) видов народного декоративно-прикладного искусства, а также опыт народных мастеров;

б) педагогическое. Составление проекта преподавания народного декоративноприкладного искусства (разработка образовательной программы, тематического плана и т.д.).

Отметим, что в процессе обучения в вузе осуществляется начальный этап формирования исследовательской компетентности, закладываются ее основы. В полной мере эта компетентность формируется в системе послевузовского образования: в аспирантуре, в процессе подготовки и защиты диссертации, в профессиональной деятельности специалиста, включающей исследовательскую работу, что зависит в большей степени от того, насколько успешным был начальный этап формирования исследовательской компетентности при обучении в вузе.

Ссылки:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи перспективы». М., 2004.

2. Гладышева М.М., Тутарова В.Д., Рольщиков А.В. Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе самостоятельной учебной работы в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 24-27.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.

References (transliterated):

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevie kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Trudy metodologicheskogo seminara «Rossiya v Bolonskom protsesse: problemy, zadachi perspektivy». M., 2004.

2. Gladysheva M.M., Tutarova V.D., Rol'shchikov A.V. Formirovanie issledovatel'skikh kompetentsiy studentov v protsesse samostoyatel'noy uchebnoy raboty v tekhnicheskom vuze // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 3. P. 24-27.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Y. Slovar' po pedagogike. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.