7. Немирович-Данченко В. И. Избранные письма: В 2 т. М.: Искусство, 1979. Т. 2: 1910 - 1943 / Сост. В. Я. Виленкин, комм. Н. Р. Балатовой, С. А. Васильевой, В. Я. Виленкина,И. Н. Соловьевой, Л. М. Фрейдкиной. 742 с.
8. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / ред. Чу-динов А. Н. - Спб.: Издание книгопродавца В. И. Губинского, 1910. URL: https:// dic.academic.m/dic.nsf/dic_fwords/34508/CTy,nRH (дата обращения: 19.09.2017)
9. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1. Моя жизнь в искусстве / Коммент. И. Н. Соловьевой. 622 с.
10. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1990. Т. 3. Работа актёра над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге / Общ. ред. А. М. Смелянского, вступит. ст. Б. А. Покровского, комент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 508 с.
11. Станиславский. К. С. Собрание сочинений, т. 5, М.: «Искусство», 1958. - с. 536.
12. Студийные течения в советской режиссуре 1920 - 1930-х годов: Сборник научных трудов / Ред.-сост. В. М. Миронова, отв. ред. Д. И. Золотницкий. Л.: 1983. 134 с.
13. Театр и искусство, 1905, № 21. URL: http://full.sptl.spb.ru/ORIRK/ TEATR_I_ISKUSSTV0/tii_1905_n_21.pdf (дата обращения: 19.09.2017)
Тумасян С.В.
изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани
На сегодняшний день современное общество предъявляет широкий список требований к профессиональной подготовке будущих специалистов (бакалавров). Ориентация основных профессиональных образовательных программ направлена на формирование у выпускников сотворчества, самооценки, самопонимания, самоосмысления, сопричастностью к созданию, к результату. Основной мотив вышеуказанных требований к молодым специалистам заключается в эффективном использовании своей квалификации, полученным в процессе
обучения знаниям, умениям, навыкам и опыте практической работы, которые предъявляют сегодня социальная и профессиональная практика. Творческая деятельность выпускников, в том числе и бакалавров декоративно-прикладного творчества является непосредственным подтверждением его профессионального мастерства и находится в прямой зависимости от насыщенности и разнообразия предыдущего опыта.
В начале XXI века приобретает значение проблема сохранения традиционных частей этнических культур. В связи с этим, настоящий этап становления российского общества характеризуется проявлением большой заинтересованности к народной культуре в различных кругах - от научного мира до обширного круга широкой общественности. Данный процесс характерен как для многих регионов России, так и для Краснодарского края - Кубани.
Одним из важнейших составляющих традиционной народной культуры является народное декоративно-прикладное творчество. Одной из основных задач нынешнего общества является изучение, сохранение и развитие произведений народного искусства, в том числе и в профессиональной подготовке бакалавров.
Актуальность темы исследования определяется современным пониманием фундаментального значения народного искусства в жизни общества и в культуре в целом. Среди множества глобальных проблем в настоящее время вопросы народного искусства могут показаться неактуальными, между тем многие беды происходят именно от незнания и недооценки его роли. Данная тема в условиях современного мира обнаруживается злободневной, так как сохранение образцов культурного наследия мало изучено, а изготовление изделий народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров необходимо сохранения и преумножения богатства материальной культуры нашего народа.
В своих трудах профессор, д.п.н. Е.Г. Вакуленко подмечает ряд проблем на разных этапах изучения народного декоративно-прикладного творчества Кубани, а также изготовления изделий в процессе профессиональной подготовки бакалавров:
- недостаточное изучение народного декоративно-прикладного искусства, его региональной специфики, традиционных форм, что приводит к простой работе, похожей на обычное ознакомление, и к отсутствию достоверного системного научного понимания и практического освоения декоративно-прикладного творчества;
- при оценке местной традиции народного декоративно-прикладного творчества зачастую используют критерии оценок сложившиеся в академическом или самодеятельном искусстве;
- при изучении и освоении декоративно-прикладного искусства, творчества народного мастера не редко стоит вопрос подмены самодеятельного, любительского искусства;
- часто в процессе обучения народному искусству пользуются методами не народной педагогики, а академической школы.
Поиск путей решения проблемы и определил тему исследования: «Изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани».
Целью нашего исследования явилось изучение теории, истории, а также практического освоения произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров с целью сохранения и воспроизведения образцов культурного наследия Кубани.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть истоки традиционного декоративно-прикладного творчества, показать осмысление народной традиции, а также ее роль в жизни человека, общества, и профессиональной подготовке бакалавров;
- выявить художественно-ценностные особенности произведений народного искусства Кубани;
- изучить опыт практического воссоздания произведений декоративно-прикладного искусства Кубани.
Объект исследования - произведения народного искусства Кубани в профессиональной подготовке бакалавров.
Предмет исследования - культурное наследие Кубани на примере традиционного декоративно-прикладного творчества.
Источниковая база исследования. Для разработки проблемы были использованы следующие источники:
- материалы этнографических научных изучений кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарский государственный институт культуры;
- полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции; научные исследования (докторские и кандидатские диссертации Бондарь Н. И., Вакуленко Е. Г., Гангур Н. А., Щербина Ю. Г. и др.), научные публикации, монографии, материалы научно-практических конференций.
Методология исследования. В основе комплексного исследования лежат теоретические и методологические подходы, которые помогают рассмотреть произведения народного искусства в контексте исторических путей создания и становления, а также с точки зрения протекающих в настоящее время процессов в профессиональном становлении студентов, а также художественном творчестве. Основой послужили научные труды в сфере истории и теории народной педагогики, народного искусства, музееведения и этнографии: П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, М.Л.Некрасова и др. В исследованиях этих авторов рассматриваются народное искусство в педагогическом, искусствоведческом, философском, эстетическом, а также в историческом и этнографическом аспектах. Дореволюционные исследования культуры быта населения Кубани, в которых изучались народные промыслы, освещены в трудах Ф.А. Щербины, И.Д. Попко, Г.Я. Апостолова, Л.В. Македонова, К.Т. Живило и др. Методологической осно-
вой для нас явились труды и научные исследования Н.И.Бондаря, Е. Г. Вакулен-ко. В их работах раскрываются проблемы традиционной культуры кубанского казачества, культурного наследия славянского населения Кубани, история фоль-клорно-этнографических исследований на Кубани, даются определения специфики кубанской народной традиции, а так же народное декоративно-прикладное искусство Кубани, дана классификация видов декоративно-прикладного искусства, его функции и формы бытования.
В процессе работы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: педагогический, исторический, искусствоведческий анализ, интервьюирование, педагогическое наблюдение, анализ отчетов полевых исследований, в том числе фото- и видео - съемка.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть применены в качестве дополнительного материала при составлении лекционных курсов и учебных пособий по проблемам народного искусства; как основа педагогического понимания в профессиональной подготовке бакалавров, при подготовке научных, научно-справочных и учебных изданий по теории и истории культуры, в работе художественно-творческих коллективов при воссоздании произведений традиционного декоративно-прикладного искусства Кубани.
Апробация и внедрение результатов исследования. Конкретные результаты научно-исследовательской работы внедрены в практику проведения мастер-классов и учебно-методических семинаров на курсах повышения квалификации и при профессиональной переподготовке руководителей студий декоративно-прикладного творчества, творческих коллективов различных возрастов, истории и культуры кубанского казачества, наглядных семинаров по практическому обучению изготовления изделий народного декоративно-прикладного творчества, организованных Краснодарским государственным институтом культуры, Краснодарским краевым учебно-методическим центром культуры и повышения квалификации, при профессиональной подготовке бакалавров декоративно-прикладного творчества и педагогического образования, в лекционный курс специальных дисциплины: художественная обработка дерева, народная вышивка, основы художественного конструирования, художественный текстиль, плетение на кафедре народного декоративно-прикладного творчества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры», при организации международных, всероссийских и региональных выставок по народному декоративно-прикладному искусству и множестве других мероприятиях.
В настоящее время в содержании этнохудожественного образования одной из системообразующих частей является народное декоративно-прикладное творчество.
Данная попытка практического изготовления произведений народного декоративно-прикладного творчества Кубани в профессиональной подготовке бакалавров может способствовать реализации Законов Краснодарского края, Российской Федерации по сохранению традиционного народного искусства. В
любые времена оно являлось подлинным материальным и духовным богатством, отличающимся свойственными ему уникальностью и разнообразием видов.
В научных трудах таких исследователей народного искусства как В.А. Ба-кушинского, В.С. Воронова, В.В. Стасова, А.Б.Салтыкова, В.М. Василенко впервые был дан анализ художественно-эстетической ценности, художественно-выразительных средств, духовной ценности произведений народного искусства.
В современной России насчитывается около ста направлений (видов) народного декоративно-прикладного творчества. Многие из них прошли многовековой путь обоснования и развития, претерпевали этапы спада и подъема, возрождения и становления. К данным видам относятся: роспись на кожи, дерева, глины, ткани; обработка камня, кости, кожи, дерева; вышивка и кружевоплете-ние; узорные ткачество и ковроткачество, а также различные другие. [5]
Каждое из перечисленных направлений народного декоративно-прикладного творчества имеет большое количество изделий, выполненных на высоком художественном уровне. Они отличаются своей неповторимостью благодаря местным мастерам и традиционному региональному колориту народной культуры.
В настоящее время администрация Краснодарского края уделяет большое внимание вопросу сохранения и развития традиционной культуры Кубани. Приняты ряд законов в сфере сохранения и развития традиционной культуры Краснодарского края, проводятся фольклорные фестивали, фестивали народной культуры, выставки декоративно-прикладного искусства, фольклорно-этногра-фические экспедиции, Международный фестиваль Славянской культуры, создан этнографический комплекс под открытым небом «Атамань».
Данная работа осуществлялась в рамках реализации принятых региональных Законов Краснодарского края.
Первый Закон был принят от 28 июня 2007 года Законодательным Собранием Краснодарского края «Закон Краснодарского края о государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» N 1264-К3.
Второй Закон Краснодарского края Законодательное Собрание приняло от 7 ноября 2011 года N 2357-К3 «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае».
В первой главе Закона N 1264-К3 статье один говорится, что культурное наследие Краснодарского края в области традиционной народной культуры -совокупность материальных и духовных ценностей, в том числе недвижимое имущество, памятники традиционного народного быта, изделия традиционного декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, иные предметы материальной культуры, а также фольклор, обряды, обычаи. [11]
В Законе 2011 года первая статья посвящена предмету регулирования настоящего закона, который устанавливает «формы оказания государственной поддержки субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности в Краснодарском крае как неотъемлемой части культурного
наследия и традиций народного искусства, развивающихся на основе преемственности местных художественно-стилевых и технико-производственных особенностей и обогащаемых современным художественным опытом». [10]
С 3 по 10 октября 2017 года в Славянском районе Краснодарского края при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках регионального конкурса «Северный Кавказ: традиции и современность» (проект № 1714-23601) была осуществлена работа Четвертой фольклорно-этнографической экспедиции Краснодарского государственного института культуры «Сохранение народной культуры Кубани». Перед исследователями стоял ряд задач, одной из которых являлось выявление традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства, распространенных в данном районе, изучение опыта народных мастеров, для передачи полученных знаний следующему поколению.
7 октября был произведен сеанс записи интервью с местными жительницами х. Прикубанского сестрами Толмачевыми - Раисой Ивановной Сокол и Татьяной Ивановной Быстрицкой. татьяна Ивановна является мастером плетения корзин из лозы. Она рассказала нам, что в станице много плели из природного материала. В каждой семье сами плели. «Кошелки шо из чакана плылы, корзы-нышо из лозы плылы. У нас же тут за бугром речка. Го... я все помню, мне бы материал, я вам ща сплэту. Все знаю, у нас и батько плел, сначала расщепить, потом рассоединить, дно сделать, столбыки поднять. У нас лоза в Носоковой ямэ. Делали разных размеров детские, для картошки, для яиц, столбушки, клубничные. А сопеты у нас большие были. Неделю делали. Шоб зерно не рассыпалось внутри мазали глыною, потом конский кызяк, переворачивают, чтоб все высушилось, потом выбелят как комнату. Они долго стояли, красивые такие». [13]
8 октября 2017 года в ст. Петровской нами было записано интервью с местным жителем, мастером плетения веников и корзин из лозы Евгением Константиновичем Криштопа 1937 г. р. Он показал нам, как правильно вязать веники, что «растение - вениче, я сам сею, потом обчищаю от семян, потом режу. Нужно одеть пояс на талию и на ногу металлическую петлю, которые соединены веревкой. Собираю в пучки. Три, бачити? Потом обвязали по размеру, обкрутили и затягиваем. Берем капроновую веревку, оплетаем, утягиваю. А потом затягиваю с другой стороны, и складываем таким же образом докучи. Где толсто разрезаю или добавляю. Де толсто сжимаю, расплющимаем и прошиваем шилом капроновой ниткой. На ногу само лучше стремена, но я сам петлю сделал. Для хорошего веника нужно шобы сама метелочка была короче, чем сам столкик. Само растение убираем в августе-сентябре, как кукурузу». В результате общения с Евгением Константиновичем мы узнали технологические приемы, которые были интересны нам как специалистам. Безусловно, для освоения одного из видов ремесла необходима не одна встреча и более подробная работа. [12]
Как показали проводимые нами исследования, процесс утраты народного искусства не прекращается. Нами выявлен тонкий пласт еще бытующей на Кубани традиционной культуры и одного из его видов - декоративно-приклад-
ного искусства: народной вышивки, народного костюма, плетения из растительных материалов, гончарства, резьбы по дереву и др. По различным источникам определены художественно-ценностные особенности отечественного народного искусства и, в частности, славянского населения Кубани. Главным является его духовная составляющая. В нем чувствуется дух народа и это отмечается многими исследователями. Уникален образный строй народного искусства Кубани, его местный колорит, цветовая гамма, орнамент. На различных выставках, семинарах, мастер-классах, конкурсах нам удавалось решать проблему формирования у общественности позитивного отношения к народному искусству Кубани. Народные мастера, которых нам удалось разыскать в результате наших этнографических экспедиций, говорят о том, что в их памяти еще хранятся произведения народного искусства. Они хотят и могут раскрыть молодому поколению секреты профессионального мастерства изготовления изделий, что разрешит сохранить преемственность в народной традиции - главного условия ее существования. Предложенные нами технологии и изготовленные произведения народного искусства, помогут многим, в том числе и при профессиональной подготовке бакалавров, практически освоить многие виды и, следовательно, позволяют каждому из нас внести свой вклад в народное искусство Кубани как части отечественной культуры.
Говоря о специфике изготовления произведений народного декоративно-прикладного искусства Кубани в профессиональной подготовке бакалавров, мы даем некоторые рекомендации, которые, как мы считаем, смогут помочь в ее сохранении культурного наследия.
1. В различные исторические периоды необходимо помнить, что подмена изучения и постижения подлинного искусства народных мастеров любительским и самодеятельным искусством приведет к потере культурного наследия, что, к сожалению, мы часто видим во многих образовательных учреждениях различного уровня, в том числе и в высших профессиональных образовательных учреждениях.
2. В процессе изучения всего многообразия видов народного декоративно-прикладного искусства необходимо дать возможность ученику прийти к пониманию всего комплекса значений народного искусства от обрядовых до бытовых, а не отдельных элементов его жанров и видов.
3. На практических занятиях со студентами в учебных аудиториях, а также при самостоятельной работе студентами, воссоздавать традиционные произведения народного искусства, которые еще хранятся у жителей в домах и в музеях региона с целью сохранения культурного наследия Кубани, которые все больше становятся утраченными.
4. Осуществлять учет возрастных особенностей учащихся, основанный на понимании этих особенностей с народным мастером.
5. Совершенствовать систему преемственности в профессиональной подготовке бакалавров, а также и у детей через семью и образовательную школу.
6. Глубоко изучать местную традицию, ее связи с традициями соседних
регионов и метропольных территорий.
7. Готовить и использовать методические пособия по обучающим технологиям произведений народного искусства на территории Кубани.
К сожалению, произведения народного декоративно-прикладного искусства постепенно уходят из повседневного быта под влиянием городской культуры. Пожары, стихийные бедствия, войны, невнимательное отношение к собственным национальным традициям помешают в полной мере сберечь старинные образцы культурного наследия Кубани. Но то, что было создано в прошлом и то, что создают и сегодня наши талантливые современники, отчасти и бакалавры с профессиональным образованием, необходимо бережно сохранять, чтобы передать будущим поколениям многовековые традиции народного искусства Кубани как части отечественной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - 544 с.
2. Богуславская И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства // Народное искусство России в современной культуре.
- М., 2003. -115-126 с
3. Бондарь Н. И., Из культурного наследия славянского населения Кубани / Н. И. Бондарь. - Краснодар: Департамент образования и науки администрации Краснодарского края Центр народной культуры. - 1997. - 304с.
4. Бондарь Н. И., Состав и специфика Традиционной культуры Кубани // проблемы и пути развития художественного творчества Кубани. Тезисы докладов.- Краснодар, 1998.- С. 39
5. Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е. Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с.
6. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. - Краснодар: традиция, 2009.
- 144 с.: ил.
7. Гангур Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани: (На примере текстиля): Автореф. канд. историч. наук: (24.00.01) / Н А. Гангур. - Краснодар, 2002. - 26 с.
8. Логвинова В.А.Традиционная культура Кубани как часть Российской и мировой культуры: проблемы и методы ее сохранения // Материалы Пятой Международной научно-практической конференции «Семиотика культуры и искусства (г. Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.). - Краснодар, 2007 - С.139 - 141.
9. Российская Федерация. Правительство. О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанных художественным достоинством: Постановление от 18 янв. 2001 г. № 35 // собр. законодательства РФ. -2001. - № 4. - Ст. 294.
10. Краснодарский край. Закон о государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае
от 7 ноября 2011 г. N 2357-КЗ
11. Краснодарский край. Закон Краснодарского края о государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае от 28 июня 2007 года N 1264-КЗ
12. Полевые материалы Четвертой фольклорно-этнографической экспедиции КГИК «Сохранение народной культуры Кубани», 2017 (Далее ПМ ФЭЭ КГИК-2017). Ст. Петровская Славянского района Краснодарского края. Интервью с респондентом Криштопа Евгением Константиновичем. Исследователи Лу-говская Я.Н., Тумасян С В. 08.10.2017.
13. ПМ ФЭЭ КГИК-2017. X. Прикубанский Славянского района Краснодарского края. Интервью с респондентами Сокол Раисой Ивановной, Быстрицкой Татьяной Ивановной. Исследователи Жиганова С.А., Тумасян С.В. 07.10.2017.
14. тумасян С. В. традиционная резьба по дереву восточных славян в Краснодарском крае // Россия и славянский мир в интеллектуальном контексте времени: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию начала Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., г. Сла-вянск-на-Кубани: в 2 ч. Ч. 1.: Издательский центр филиала ФГБОУ ВПО «Куб-ГУ» в г. Славянске-на-Кубани, 2012. - 234-238 с.
15. Тумасян С. В. Материальная культура Славянского района Краснодарского края (по результатам проведения Четвертой фольклорно-этнографической экспедиции «Сохранение народной культуры Кубани») // Культура и время перемен. - № 4 (17). - 2017
16. Тумасян С. В. Проблемы сохранения народного декоративно-прикладного искусства Кубани // Фестиваль Недели науки Юга России. Материалы Региональной студенческой конференции: в 3 т. Южный федеральный университет. -Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. - Т.1. - 25-28 с.
17. Щербина Ю.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани (вторая половина XIX - начало XX вв.) [Текст]: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01: защищена 13.03.2007 г. / Щербина Ю.Г. - Краснодар, 2007. - 291 с.: цв. ил.