Научная статья на тему 'Изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани'

Изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / БАКАЛАВРЫ / BACHELORS / НАРОДНЫЙ МАСТЕР / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / FOLK ART / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / NATIONAL CRAFTSMAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна

В статье описаны результаты процесса изучения изготовления произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Краснодарского края. Рассмотрено современное состояние профессионального образования в области декоративно-прикладного творчества, нормативная база Краснодарского края. Даны рекомендации для сохранения произведения народного искусства в профессиональной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manufacturing of national decorative-applied arts works in the professional training of bachelors as the preservation of the cultural heritage of Kuban

The article describes the results of studying the process concerning the manufacture of works national decorative-applied arts works in the professional training of bachelors as the preservation of the cultural heritage of the Krasnodar territory. It reviews the current state of the professional education in the field of arts and crafts, the regulatory framework of the Krasnodar Territory. The paper gives recommendations for preservation works of folk art in the training of students.

Текст научной работы на тему «Изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани»

7. Немирович-Данченко В. И. Избранные письма: В 2 т. М.: Искусство, 1979. Т. 2: 1910 - 1943 / Сост. В. Я. Виленкин, комм. Н. Р. Балатовой, С. А. Васильевой, В. Я. Виленкина,И. Н. Соловьевой, Л. М. Фрейдкиной. 742 с.

8. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / ред. Чу-динов А. Н. - Спб.: Издание книгопродавца В. И. Губинского, 1910. URL: https:// dic.academic.m/dic.nsf/dic_fwords/34508/CTy,nRH (дата обращения: 19.09.2017)

9. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1. Моя жизнь в искусстве / Коммент. И. Н. Соловьевой. 622 с.

10. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1990. Т. 3. Работа актёра над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге / Общ. ред. А. М. Смелянского, вступит. ст. Б. А. Покровского, комент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 508 с.

11. Станиславский. К. С. Собрание сочинений, т. 5, М.: «Искусство», 1958. - с. 536.

12. Студийные течения в советской режиссуре 1920 - 1930-х годов: Сборник научных трудов / Ред.-сост. В. М. Миронова, отв. ред. Д. И. Золотницкий. Л.: 1983. 134 с.

13. Театр и искусство, 1905, № 21. URL: http://full.sptl.spb.ru/ORIRK/ TEATR_I_ISKUSSTV0/tii_1905_n_21.pdf (дата обращения: 19.09.2017)

Тумасян С.В.

изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани

На сегодняшний день современное общество предъявляет широкий список требований к профессиональной подготовке будущих специалистов (бакалавров). Ориентация основных профессиональных образовательных программ направлена на формирование у выпускников сотворчества, самооценки, самопонимания, самоосмысления, сопричастностью к созданию, к результату. Основной мотив вышеуказанных требований к молодым специалистам заключается в эффективном использовании своей квалификации, полученным в процессе

обучения знаниям, умениям, навыкам и опыте практической работы, которые предъявляют сегодня социальная и профессиональная практика. Творческая деятельность выпускников, в том числе и бакалавров декоративно-прикладного творчества является непосредственным подтверждением его профессионального мастерства и находится в прямой зависимости от насыщенности и разнообразия предыдущего опыта.

В начале XXI века приобретает значение проблема сохранения традиционных частей этнических культур. В связи с этим, настоящий этап становления российского общества характеризуется проявлением большой заинтересованности к народной культуре в различных кругах - от научного мира до обширного круга широкой общественности. Данный процесс характерен как для многих регионов России, так и для Краснодарского края - Кубани.

Одним из важнейших составляющих традиционной народной культуры является народное декоративно-прикладное творчество. Одной из основных задач нынешнего общества является изучение, сохранение и развитие произведений народного искусства, в том числе и в профессиональной подготовке бакалавров.

Актуальность темы исследования определяется современным пониманием фундаментального значения народного искусства в жизни общества и в культуре в целом. Среди множества глобальных проблем в настоящее время вопросы народного искусства могут показаться неактуальными, между тем многие беды происходят именно от незнания и недооценки его роли. Данная тема в условиях современного мира обнаруживается злободневной, так как сохранение образцов культурного наследия мало изучено, а изготовление изделий народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров необходимо сохранения и преумножения богатства материальной культуры нашего народа.

В своих трудах профессор, д.п.н. Е.Г. Вакуленко подмечает ряд проблем на разных этапах изучения народного декоративно-прикладного творчества Кубани, а также изготовления изделий в процессе профессиональной подготовки бакалавров:

- недостаточное изучение народного декоративно-прикладного искусства, его региональной специфики, традиционных форм, что приводит к простой работе, похожей на обычное ознакомление, и к отсутствию достоверного системного научного понимания и практического освоения декоративно-прикладного творчества;

- при оценке местной традиции народного декоративно-прикладного творчества зачастую используют критерии оценок сложившиеся в академическом или самодеятельном искусстве;

- при изучении и освоении декоративно-прикладного искусства, творчества народного мастера не редко стоит вопрос подмены самодеятельного, любительского искусства;

- часто в процессе обучения народному искусству пользуются методами не народной педагогики, а академической школы.

Поиск путей решения проблемы и определил тему исследования: «Изготовление произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров как сохранение культурного наследия Кубани».

Целью нашего исследования явилось изучение теории, истории, а также практического освоения произведений народного декоративно-прикладного творчества в профессиональной подготовке бакалавров с целью сохранения и воспроизведения образцов культурного наследия Кубани.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

- раскрыть истоки традиционного декоративно-прикладного творчества, показать осмысление народной традиции, а также ее роль в жизни человека, общества, и профессиональной подготовке бакалавров;

- выявить художественно-ценностные особенности произведений народного искусства Кубани;

- изучить опыт практического воссоздания произведений декоративно-прикладного искусства Кубани.

Объект исследования - произведения народного искусства Кубани в профессиональной подготовке бакалавров.

Предмет исследования - культурное наследие Кубани на примере традиционного декоративно-прикладного творчества.

Источниковая база исследования. Для разработки проблемы были использованы следующие источники:

- материалы этнографических научных изучений кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарский государственный институт культуры;

- полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции; научные исследования (докторские и кандидатские диссертации Бондарь Н. И., Вакуленко Е. Г., Гангур Н. А., Щербина Ю. Г. и др.), научные публикации, монографии, материалы научно-практических конференций.

Методология исследования. В основе комплексного исследования лежат теоретические и методологические подходы, которые помогают рассмотреть произведения народного искусства в контексте исторических путей создания и становления, а также с точки зрения протекающих в настоящее время процессов в профессиональном становлении студентов, а также художественном творчестве. Основой послужили научные труды в сфере истории и теории народной педагогики, народного искусства, музееведения и этнографии: П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, М.Л.Некрасова и др. В исследованиях этих авторов рассматриваются народное искусство в педагогическом, искусствоведческом, философском, эстетическом, а также в историческом и этнографическом аспектах. Дореволюционные исследования культуры быта населения Кубани, в которых изучались народные промыслы, освещены в трудах Ф.А. Щербины, И.Д. Попко, Г.Я. Апостолова, Л.В. Македонова, К.Т. Живило и др. Методологической осно-

вой для нас явились труды и научные исследования Н.И.Бондаря, Е. Г. Вакулен-ко. В их работах раскрываются проблемы традиционной культуры кубанского казачества, культурного наследия славянского населения Кубани, история фоль-клорно-этнографических исследований на Кубани, даются определения специфики кубанской народной традиции, а так же народное декоративно-прикладное искусство Кубани, дана классификация видов декоративно-прикладного искусства, его функции и формы бытования.

В процессе работы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: педагогический, исторический, искусствоведческий анализ, интервьюирование, педагогическое наблюдение, анализ отчетов полевых исследований, в том числе фото- и видео - съемка.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть применены в качестве дополнительного материала при составлении лекционных курсов и учебных пособий по проблемам народного искусства; как основа педагогического понимания в профессиональной подготовке бакалавров, при подготовке научных, научно-справочных и учебных изданий по теории и истории культуры, в работе художественно-творческих коллективов при воссоздании произведений традиционного декоративно-прикладного искусства Кубани.

Апробация и внедрение результатов исследования. Конкретные результаты научно-исследовательской работы внедрены в практику проведения мастер-классов и учебно-методических семинаров на курсах повышения квалификации и при профессиональной переподготовке руководителей студий декоративно-прикладного творчества, творческих коллективов различных возрастов, истории и культуры кубанского казачества, наглядных семинаров по практическому обучению изготовления изделий народного декоративно-прикладного творчества, организованных Краснодарским государственным институтом культуры, Краснодарским краевым учебно-методическим центром культуры и повышения квалификации, при профессиональной подготовке бакалавров декоративно-прикладного творчества и педагогического образования, в лекционный курс специальных дисциплины: художественная обработка дерева, народная вышивка, основы художественного конструирования, художественный текстиль, плетение на кафедре народного декоративно-прикладного творчества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры», при организации международных, всероссийских и региональных выставок по народному декоративно-прикладному искусству и множестве других мероприятиях.

В настоящее время в содержании этнохудожественного образования одной из системообразующих частей является народное декоративно-прикладное творчество.

Данная попытка практического изготовления произведений народного декоративно-прикладного творчества Кубани в профессиональной подготовке бакалавров может способствовать реализации Законов Краснодарского края, Российской Федерации по сохранению традиционного народного искусства. В

любые времена оно являлось подлинным материальным и духовным богатством, отличающимся свойственными ему уникальностью и разнообразием видов.

В научных трудах таких исследователей народного искусства как В.А. Ба-кушинского, В.С. Воронова, В.В. Стасова, А.Б.Салтыкова, В.М. Василенко впервые был дан анализ художественно-эстетической ценности, художественно-выразительных средств, духовной ценности произведений народного искусства.

В современной России насчитывается около ста направлений (видов) народного декоративно-прикладного творчества. Многие из них прошли многовековой путь обоснования и развития, претерпевали этапы спада и подъема, возрождения и становления. К данным видам относятся: роспись на кожи, дерева, глины, ткани; обработка камня, кости, кожи, дерева; вышивка и кружевоплете-ние; узорные ткачество и ковроткачество, а также различные другие. [5]

Каждое из перечисленных направлений народного декоративно-прикладного творчества имеет большое количество изделий, выполненных на высоком художественном уровне. Они отличаются своей неповторимостью благодаря местным мастерам и традиционному региональному колориту народной культуры.

В настоящее время администрация Краснодарского края уделяет большое внимание вопросу сохранения и развития традиционной культуры Кубани. Приняты ряд законов в сфере сохранения и развития традиционной культуры Краснодарского края, проводятся фольклорные фестивали, фестивали народной культуры, выставки декоративно-прикладного искусства, фольклорно-этногра-фические экспедиции, Международный фестиваль Славянской культуры, создан этнографический комплекс под открытым небом «Атамань».

Данная работа осуществлялась в рамках реализации принятых региональных Законов Краснодарского края.

Первый Закон был принят от 28 июня 2007 года Законодательным Собранием Краснодарского края «Закон Краснодарского края о государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» N 1264-К3.

Второй Закон Краснодарского края Законодательное Собрание приняло от 7 ноября 2011 года N 2357-К3 «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае».

В первой главе Закона N 1264-К3 статье один говорится, что культурное наследие Краснодарского края в области традиционной народной культуры -совокупность материальных и духовных ценностей, в том числе недвижимое имущество, памятники традиционного народного быта, изделия традиционного декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, иные предметы материальной культуры, а также фольклор, обряды, обычаи. [11]

В Законе 2011 года первая статья посвящена предмету регулирования настоящего закона, который устанавливает «формы оказания государственной поддержки субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности в Краснодарском крае как неотъемлемой части культурного

наследия и традиций народного искусства, развивающихся на основе преемственности местных художественно-стилевых и технико-производственных особенностей и обогащаемых современным художественным опытом». [10]

С 3 по 10 октября 2017 года в Славянском районе Краснодарского края при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках регионального конкурса «Северный Кавказ: традиции и современность» (проект № 1714-23601) была осуществлена работа Четвертой фольклорно-этнографической экспедиции Краснодарского государственного института культуры «Сохранение народной культуры Кубани». Перед исследователями стоял ряд задач, одной из которых являлось выявление традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства, распространенных в данном районе, изучение опыта народных мастеров, для передачи полученных знаний следующему поколению.

7 октября был произведен сеанс записи интервью с местными жительницами х. Прикубанского сестрами Толмачевыми - Раисой Ивановной Сокол и Татьяной Ивановной Быстрицкой. татьяна Ивановна является мастером плетения корзин из лозы. Она рассказала нам, что в станице много плели из природного материала. В каждой семье сами плели. «Кошелки шо из чакана плылы, корзы-нышо из лозы плылы. У нас же тут за бугром речка. Го... я все помню, мне бы материал, я вам ща сплэту. Все знаю, у нас и батько плел, сначала расщепить, потом рассоединить, дно сделать, столбыки поднять. У нас лоза в Носоковой ямэ. Делали разных размеров детские, для картошки, для яиц, столбушки, клубничные. А сопеты у нас большие были. Неделю делали. Шоб зерно не рассыпалось внутри мазали глыною, потом конский кызяк, переворачивают, чтоб все высушилось, потом выбелят как комнату. Они долго стояли, красивые такие». [13]

8 октября 2017 года в ст. Петровской нами было записано интервью с местным жителем, мастером плетения веников и корзин из лозы Евгением Константиновичем Криштопа 1937 г. р. Он показал нам, как правильно вязать веники, что «растение - вениче, я сам сею, потом обчищаю от семян, потом режу. Нужно одеть пояс на талию и на ногу металлическую петлю, которые соединены веревкой. Собираю в пучки. Три, бачити? Потом обвязали по размеру, обкрутили и затягиваем. Берем капроновую веревку, оплетаем, утягиваю. А потом затягиваю с другой стороны, и складываем таким же образом докучи. Где толсто разрезаю или добавляю. Де толсто сжимаю, расплющимаем и прошиваем шилом капроновой ниткой. На ногу само лучше стремена, но я сам петлю сделал. Для хорошего веника нужно шобы сама метелочка была короче, чем сам столкик. Само растение убираем в августе-сентябре, как кукурузу». В результате общения с Евгением Константиновичем мы узнали технологические приемы, которые были интересны нам как специалистам. Безусловно, для освоения одного из видов ремесла необходима не одна встреча и более подробная работа. [12]

Как показали проводимые нами исследования, процесс утраты народного искусства не прекращается. Нами выявлен тонкий пласт еще бытующей на Кубани традиционной культуры и одного из его видов - декоративно-приклад-

ного искусства: народной вышивки, народного костюма, плетения из растительных материалов, гончарства, резьбы по дереву и др. По различным источникам определены художественно-ценностные особенности отечественного народного искусства и, в частности, славянского населения Кубани. Главным является его духовная составляющая. В нем чувствуется дух народа и это отмечается многими исследователями. Уникален образный строй народного искусства Кубани, его местный колорит, цветовая гамма, орнамент. На различных выставках, семинарах, мастер-классах, конкурсах нам удавалось решать проблему формирования у общественности позитивного отношения к народному искусству Кубани. Народные мастера, которых нам удалось разыскать в результате наших этнографических экспедиций, говорят о том, что в их памяти еще хранятся произведения народного искусства. Они хотят и могут раскрыть молодому поколению секреты профессионального мастерства изготовления изделий, что разрешит сохранить преемственность в народной традиции - главного условия ее существования. Предложенные нами технологии и изготовленные произведения народного искусства, помогут многим, в том числе и при профессиональной подготовке бакалавров, практически освоить многие виды и, следовательно, позволяют каждому из нас внести свой вклад в народное искусство Кубани как части отечественной культуры.

Говоря о специфике изготовления произведений народного декоративно-прикладного искусства Кубани в профессиональной подготовке бакалавров, мы даем некоторые рекомендации, которые, как мы считаем, смогут помочь в ее сохранении культурного наследия.

1. В различные исторические периоды необходимо помнить, что подмена изучения и постижения подлинного искусства народных мастеров любительским и самодеятельным искусством приведет к потере культурного наследия, что, к сожалению, мы часто видим во многих образовательных учреждениях различного уровня, в том числе и в высших профессиональных образовательных учреждениях.

2. В процессе изучения всего многообразия видов народного декоративно-прикладного искусства необходимо дать возможность ученику прийти к пониманию всего комплекса значений народного искусства от обрядовых до бытовых, а не отдельных элементов его жанров и видов.

3. На практических занятиях со студентами в учебных аудиториях, а также при самостоятельной работе студентами, воссоздавать традиционные произведения народного искусства, которые еще хранятся у жителей в домах и в музеях региона с целью сохранения культурного наследия Кубани, которые все больше становятся утраченными.

4. Осуществлять учет возрастных особенностей учащихся, основанный на понимании этих особенностей с народным мастером.

5. Совершенствовать систему преемственности в профессиональной подготовке бакалавров, а также и у детей через семью и образовательную школу.

6. Глубоко изучать местную традицию, ее связи с традициями соседних

регионов и метропольных территорий.

7. Готовить и использовать методические пособия по обучающим технологиям произведений народного искусства на территории Кубани.

К сожалению, произведения народного декоративно-прикладного искусства постепенно уходят из повседневного быта под влиянием городской культуры. Пожары, стихийные бедствия, войны, невнимательное отношение к собственным национальным традициям помешают в полной мере сберечь старинные образцы культурного наследия Кубани. Но то, что было создано в прошлом и то, что создают и сегодня наши талантливые современники, отчасти и бакалавры с профессиональным образованием, необходимо бережно сохранять, чтобы передать будущим поколениям многовековые традиции народного искусства Кубани как части отечественной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - 544 с.

2. Богуславская И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства // Народное искусство России в современной культуре.

- М., 2003. -115-126 с

3. Бондарь Н. И., Из культурного наследия славянского населения Кубани / Н. И. Бондарь. - Краснодар: Департамент образования и науки администрации Краснодарского края Центр народной культуры. - 1997. - 304с.

4. Бондарь Н. И., Состав и специфика Традиционной культуры Кубани // проблемы и пути развития художественного творчества Кубани. Тезисы докладов.- Краснодар, 1998.- С. 39

5. Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е. Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с.

6. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. - Краснодар: традиция, 2009.

- 144 с.: ил.

7. Гангур Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани: (На примере текстиля): Автореф. канд. историч. наук: (24.00.01) / Н А. Гангур. - Краснодар, 2002. - 26 с.

8. Логвинова В.А.Традиционная культура Кубани как часть Российской и мировой культуры: проблемы и методы ее сохранения // Материалы Пятой Международной научно-практической конференции «Семиотика культуры и искусства (г. Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.). - Краснодар, 2007 - С.139 - 141.

9. Российская Федерация. Правительство. О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанных художественным достоинством: Постановление от 18 янв. 2001 г. № 35 // собр. законодательства РФ. -2001. - № 4. - Ст. 294.

10. Краснодарский край. Закон о государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае

от 7 ноября 2011 г. N 2357-КЗ

11. Краснодарский край. Закон Краснодарского края о государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае от 28 июня 2007 года N 1264-КЗ

12. Полевые материалы Четвертой фольклорно-этнографической экспедиции КГИК «Сохранение народной культуры Кубани», 2017 (Далее ПМ ФЭЭ КГИК-2017). Ст. Петровская Славянского района Краснодарского края. Интервью с респондентом Криштопа Евгением Константиновичем. Исследователи Лу-говская Я.Н., Тумасян С В. 08.10.2017.

13. ПМ ФЭЭ КГИК-2017. X. Прикубанский Славянского района Краснодарского края. Интервью с респондентами Сокол Раисой Ивановной, Быстрицкой Татьяной Ивановной. Исследователи Жиганова С.А., Тумасян С.В. 07.10.2017.

14. тумасян С. В. традиционная резьба по дереву восточных славян в Краснодарском крае // Россия и славянский мир в интеллектуальном контексте времени: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию начала Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., г. Сла-вянск-на-Кубани: в 2 ч. Ч. 1.: Издательский центр филиала ФГБОУ ВПО «Куб-ГУ» в г. Славянске-на-Кубани, 2012. - 234-238 с.

15. Тумасян С. В. Материальная культура Славянского района Краснодарского края (по результатам проведения Четвертой фольклорно-этнографической экспедиции «Сохранение народной культуры Кубани») // Культура и время перемен. - № 4 (17). - 2017

16. Тумасян С. В. Проблемы сохранения народного декоративно-прикладного искусства Кубани // Фестиваль Недели науки Юга России. Материалы Региональной студенческой конференции: в 3 т. Южный федеральный университет. -Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. - Т.1. - 25-28 с.

17. Щербина Ю.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани (вторая половина XIX - начало XX вв.) [Текст]: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01: защищена 13.03.2007 г. / Щербина Ю.Г. - Краснодар, 2007. - 291 с.: цв. ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.