Любченко Л.Ю., соискатель кафедры «Теория и история культуры» Краснодарского государственного института культуры, преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства, «Школы-интернат для одаренных детей им. В.Г. Захарченко», г. Краснодар. [email protected],
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ).
Аннотация. В статье рассматривается изучение народного искусства в системе предпрофессионального образования в преподавании основ прикладной композиции и декоративно-прикладного искусства. Акцентируется роль народного декоративно-прикладного искусства, ее сохранение и возрождение в современном мире. Рассматривается историография ведущих научных исследователей, педагогов, искусствоведов, освещающие в своих работах вопросы народного искусства, ее истории, педагогики и др.
Ключевые слова: народное искусство, традиция, образовательный процесс, народное декоративно-прикладное искусство, композиция.
В настоящее время в учреждениях дополнительного предпрофессионального образования возникла необходимость в более глубоком, систематическом изучении основ прикладной композиции и декоративно-прикладного искусства, и как следствие - обновление форм и методов ее преподавания.
В современном развитии образования, ведущей задачей системы предпрофессиональной подготовки следует считать формирование развитой личности учащегося, обладающей образованностью, высокой духовной культурой, нравственностью, развитым интеллектом, творческой индивидуальностью, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, быть
13
открытой к сотрудничеству, отличающейся мобильностью, креативностью, динамизмом, конструктивностью, готовой к межкультурному взаимодействию.
Важной воспитательной задачей педагога является приобщение учащихся к истокам народной культуры, формирования у них предпрофессиональных умений на основе народных традиций, способствующих духовно-нравственному развитию личности.
Личность человека немыслима вне нации, без осознания консолидирующей роли народа, национального самосознания, понимания своей причастности к судьбе своей страны. Ведь когда человек обращает своё внимание на ценности, которые накоплены и хранимы человечеством, он сам включается в историко-культурное пространство и осознает себя частью этой культуры.
Взаимосвязь и взаимодействие традиций и современности, как пример осуществления культурного диалога, где инновационным материалом для учащихся выступают уникальные образцы народного декоративно-прикладного искусства.
Преподавание национальной культуры с её духовно-нравственными традициями является особенностью познания современной культуры. Народное искусство, по мнению М. А. Некрасовой, закрепленное традицией, дает создание на своей основе нового, отвечающее запросам времени [6]. В этом сила образовательно-воспитательного значения народного искусства, его духовно-нравственное эстетическое воздействие. Постоянная значимость народного искусства для искусства индивидуального не теряется во времени [6].
Народное искусство - это эталон, образец. По словам М. А. Некрасовой, оно повторяет то, что выверено веками, в целесообразности совершенства, поднимая это на новый уровень эстетической уникальности [6].
В современных условиях необходимо гармонично сочетать задачи развития художественно-профессионального, декоративно-прикладного искусства на лучших образцах прошлого.
Принцип опоры на народную традицию не является новым. Задача гармонического синтеза народной традиции с новым содержанием ставилась на рубеже Х1Х-ХХ веков. Ещё в конце XIX века С. Ноаковский призывал вернуться к природе и рекомендовал учащимся изучать растения, а затем стилизовать их, превращая в орнамент [8, с.58]. В это же время в основу преподавания нового предмета «Стилизация цветов» в Строгановском училище был положен декоративный метод [10, с.135]. Другой автор Е.Д. Поленова в письме к В.Стасову выделила в качестве одной из существенных черт русского народного орнамента использование природных мотивов, «стилизацию растений и животных» [9, с. 2728]. Австрийским искусствоведом А. Риглем в известной работе «Вопросы стиля. Основы истории орнаментики» (1893) подчеркивается художественная ценность растительного орнамента «в преобразовании, трансформации в соответствии с особыми закономерностями» [1, с. 77-78].
В середине ХХ века специалистом по русскому художественному металлу, искусствоведом А.Е. Горпенко разработан в научно-исследовательском институте художественной промышленности курс орнаментальной композиции. Подготовленные им наглядные пособия народных орнаментов иллюстрируют базовые принципы - ритм, метр, симметрия, асимметрия [7]. Профессор В.Н. Козлов также рекомендовал учащимся обратиться в художественной практике к природе и народному искусству [5].
В последние годы появились учебные пособия по русскому народному искусству, в которых композиция рассматривается с точки зрения ее структуры, средств и приемов, основных понятий и истории развития.
В настоящее время народное искусство, ее история и закономерности широко освещены в научно-исследовательской, искусствоведческой, методической, историко-художественной литературе (И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, А.В. Бакушинского, С.Б. Рождественской, В.С. Воронова, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова и др.).
Рассмотрение народного искусства активно разрабатывается в педагогике, в
15
теории и методиках (Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.). Профессором, д.п.н. Е.Г. Вакуленко разработана и предложена методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования начального (детские художественные школы, школы искусств), среднего (училища), и высшего уровня (университеты и институты).
Многие аспекты этой проблемы на материале конкретного региона стали предметом научного изучения в диссертационных исследованиях (Т.А. Брюхановой, Д.Б. Магомедова, А.Ю. Тихоновой, С.Л. Улановой, Г.В. Юдиной и др.).
Сегодня имеется потребность в формировании новых мировоззренческих приоритетов, воспитания толерантных установок. Результатом усвоения сведений об обычаях, культурных ценностях, должны стать знания об этнических особенностях народной культуры. Посредством познания самобытности традиций и ценностей своего народа, можно понять идеалы других времен и народов.
В процессе преподавания основ прикладной композиции и декоративно -прикладного искусства необходимо выстроить четкую многоступенчатую, взаимосвязанную и взаимообусловленную структуру, что позволит учащимся более глубоко, системно и поэтапно овладеть основными закономерностями ее построения. Безусловно, процесс обучения прикладной композиции и декоративно-прикладного искусства необходимо начинать с основ изучения народного искусства. Это поможет сохранить, возродить предметы народного искусства, привить эстетический вкус, любовь к родному краю, к традиционному искусству [2].
Важным в изучении народного искусства является освоение его духовно -содержательных, мировоззренческих аспектов, которые способствуют формированию духовной личности, системы ее ценностей [2], того стержня, вокруг которого, формируется неповторимая человеческая сущность.
Курс изучения народного декоративно-прикладного искусства предполагает
не только знание традиции, но и ее практическое освоение. Освоение местной традиции должно непременно идти в системном единстве всех видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани, осуществляться вместе с народным мастером, носителем традиции коллективного опыта народа. При этом педагогу и учащимся необходимо вести поиск в выявлении местных народных мастеров, вместе с ними осваивать традиции [2].
Народное искусство как особый тип творчества порождает и особый тип сознания. Необходимо понимание и чувство глубокого уважения к мастерам, которые на протяжении многих веков сумели выработать язык выразительности, высокий стиль [2]. Сакральные знания о красоте и ее смысле, можно получить лишь при непосредственном контакте с носителями подлинной традиционной культуры. Само общение с теми, кто смог усвоить и сохранить традиционный уклад жизни, дает ту силу и энергию, озаряющую знания - истиной.
Педагог должен быть компетентным специалистом, «носителем местной традиции» [2], владеющим методом передачи традиций народного искусства. В процессе обучения педагогу необходимо понимание целостной системы традиционной культуры, ученику можно дать только то, что есть в нас [2].
Процесс преподавания и обучения народному искусству необходимо строить с помощью народной педагогики, опираясь на заповеди и каноны в традиции, на многовековой исторический опыт, учение народных мастеров [2]. Процесс обучения необходимо строить максимально приближенно к традициям.
Народная педагогика представляется неотъемлемой частью педагогической культуры. Выполнение изделий народного искусства по народным образцам позволяет сохранить принцип преемственности в изучении народного искусства.
В народном творчестве воплощаются такие базовые принципы, как стилизация, трансформация, плоскостность, декоративность, орнаментальность целого и частей, отказ от всего случайного, малозначительного, акцентирование наиболее выразительного. Данные принципы можно проследить на примере
народного орнамента, являющегося своеобразным хранителем традиций и устойчиво сохраняющий архаический пласт народной культуры, в котором почти каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. Их произвольное вычленение, эклектическое смешение ведет к нарушению синтаксической связи между элементами, к разрушению семантического поля. Орнамент является символической моделью мировоззрения народа, тесно связан с его обычаями, обрядами, фольклором [4]. Он соединяет в себе различные художественные планы: эстетический, архитектонический, семантический. Обращение к народному орнаменту способствует более глубокому уяснению основных закономерностей и принципов построения орнаментальной композиции.
Безусловно, переходить к стилизации форм растительного и животного мира целесообразно только после изучения законов и принципов построения орнаментальной композиции. Лишь после изучения начального базового курса можно переходить, непосредственно, к работе в материале (вышивка, роспись по дереву и т.д.).
Копируя мотивы и стилизованные геометрические формы, учащиеся на первом этапе учатся соблюдать ритм, симметрию.
В процессе обучения народному искусству, в русле народной педагогики, учащиеся выполняют народные изделия, сохраняя и возрождая народные традиции. В результате систематического выполнения упражнений, тематических заданий у учащихся формируется декоративный подход в решении композиции, традиционной формы изделия, острое чувство орнаментальности, активизируется эстетический вкус.
После изучения начального курса основ народного искусства целесообразно
переходить к созданию индивидуальных орнаментальных композиций, вне
традиций народного искусства, согласно взглядам современного времени, и
характеризующих современное искусство. Следующий этап обучения
предполагает творческий процесс, который сопровождается индивидуальным
видением создаваемого образа с правильным композиционным расположением и
18
цветовым решением, а также высоким техническим выполнением формы изделия и его декоративных элементов.
Во второй части программы обучения, педагогу необходимо учитывать, что создание композиции, построение орнамента и выполнение декоративных элементов будет нести эстетическую функцию украшения предмета, а не символическую функцию, как в народном искусстве. Развитие эстетической стороны композиции является развитием современного декоративного искусства, но не является традицией народного искусства. Необходимо различать понятия народного и профессионального - современного декоративно-прикладного искусства.
Основами народной педагогики являются фольклор, народный эпос, обряды, игры. Изучение и освоение традиционного искусства требует от педагога глубокого понимания сущности, специфики и знания основных функций народного искусства: обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной и др. По нашему мнению, рассмотрение и изучение функций народного искусства должно быть включено в образовательную программу начального базового курса изучения народного искусства.
Планомерно включение в общеобразовательный процесс посещения музея, который является средством адаптации учащихся к культурной среде и эффективной базой культурно-образовательного процесса.
Внедрение в образовательный процесс поисково-собирательской и научно-исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, планирование и проведение учебных экскурсий.
Включение в программу музейных практик расширяет познавательную, интеллектуальную базу учащихся, где в процессе исследовательского труда у учащихся формируется понимание значимости тех исторически сложившихся ценностей, которые представлены в прошлом и настоящем региона, что приобщает к бережному отношению и сохранению местных историко-культурных традиций.
Включение диалогового взаимодействие между учащимися, дает приобретение социальных навыков сотрудничества с окружающими, моделирует среду комфортного содействия, создает условия для саморегуляции личности. В результате на основе совпадающих интересов: равноправия, сотрудничества, принимающих участие в одном общении, рождаются новые созидающие идеи.
Таким образом, в связи с изменением образовательной парадигмы, в системе дополнительного предпрофессионального образования, происходит повышение качества и уровня преподавания, разработаны программы и пересмотрены подходы к преподаванию предметов прикладной композиции и декоративно-прикладного искусства.
Народное искусство в системе дополнительного предпрофессионального образования можно охарактеризовать как взаимодополняющий, основополагающий процесс, в развитии современного искусства.
Обращение к народному искусству в процессе изучения основ прикладной композиции и декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного предпрофессионального образования помогает раскрыть истоки народного искусства, его роли в жизни человека и общества, сохранить и возродить предметы народного искусства; способствует более глубокому уяснению основных закономерностей и принципов построения орнаментальной композиции и формы изделия; активизации творческой деятельности учащихся, любви к родному краю; основы овладения навыками, приемами творческого освоения народной традиции.
Список литературы:
1. Арсланов В.Г. История западного искусствознания ХХ века. - М., 2003.
2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани:
традиции и современность/ Е.Г.Вакуленко. - Краснодар, 2002.
3. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани
XIX - начала XX века: учеб. Пособие/ Н.А. Гангур. - Краснодар, 1999.
4. Каган М. Морфология искусства. / М. Каган. - Ленинград, 1972.
5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В.Н. Козлов. - М., 1981.
6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. -Москва: Изобразительное искусство, 1985.
7. Неопубликованные труды Научно-исследовательского института художественной промышленности / А.Е. Горпенко. Т.1637/15.
8. Ноаковский С.В. Выставки в рисовальных школах // Мир искусства. - 1899. - №6.
9. Поленова Н.В. Елена Дмитриевна Поленова. 1850-1898. - М., 1902.
10.Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825-1918. - М., 2002.