Педагогика
УДК 378
РС! 10.21661/Г-469080 Е.О. Куняева
Актуальные вопросы подготовки будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с готовностью будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества в контексте современного профессионального образования. Ведущими подходами исследования выступают идеи интеграции, системности, компетентностный, личностной и деятель-ностный подходы, теоретические положения и научные положения о профессиональной деятельности. Выдвигается идея создания системы формирования готовности к профессиональной деятельности, которая способна усовершенствовать образовательный процесс в высших учебных заведениях.
I
Ключевые слова: формирование готовности, профессиональная деятельность, готовность к профессиональной деятельности, декоративно-прикладное творчество, руководитель студией декоративно-прикладного творчества.
E.O. Kunyaeva
Current issues of decorative and applied arts studio heads preparation
for their professional work
Abstract
The article deals with current issues related to the readiness of future heads of the decorative and applied arts studio in the context of modern professional education. Leading approaches of research are the ideas of integration, system, competence, personal and activity approaches, theoretical positions and scientific provisions on professional activities. The idea of creating a system of readiness formation for professional activity, which is capable of improving the educational process in higher educational institutions, is being put forward.
I Keywords: formation of readiness, professional activity, readiness for professional activity, decorative and applied arts, head of the decorative and applied arts studio.
Постоянно изменяющаяся политическая, социально-экономическая ситуации в стране, изменения в рыночной сфере, экономике создают необходимость формирования профессионала, успешность деятельности которого определяется готовностью его к выполнению профессиональной деятельности. Возникают определенные требования к профессионалу. Он должен самосовершенствоваться, саморазвиваться, отвечать запросам социального заказа, общества и работодателей.
Готовность зависит от формирования нравственных, духовных качеств личности, творческого потенциала, личностной готовности, она связана с формированием знаний, умений и навыков, позволяющих в
будущем качественно осуществлять профессиональную деятельность.
Пилотажные исследования показали, что руководитель студией декоративно-прикладного творчества является весьма востребованной профессией. Это подтверждают такие факты как: необходимость возрождения народной художественной культуры, важность воспитания в молодом поколении любви к традиционной культуре, формирования у молодежи ценностных установок и эстетического взгляда на окружающий мир [8, с. 133-136].
В федеральном государственном стандарте высшего образования от 12.03.2015 г., №223 охарактеризована профессиональная деятельность выпуск-
Pedagogy
ников и выдвинуты требования освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» [6, с. 1-12].
Методологическим основанием подготовки выпускников является компетентностный подход, нашедший свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте в качестве общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Данные компетенции предполагают подготовку выпускников к профессиональной деятельности в виде готовности.
Формирование готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности станет возможным, если:
- конкретизировано такое научное понятие как «готовность к профессиональной деятельности»;
- структура готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности будет учитывать, главным образом, специфику образовательной деятельности;
- методологическая основа процесса формирования готовности будет выступать в виде совокупности подходов и принципов;
- содержание и выбранные средства разработанной системы обеспечат индивидуальный подход в обучении;
- будет разработана и реализована на практике система формирования готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности.
Система профессиональной подготовки, сложившаяся в вузе на сегодняшний момент не способна в полной мере решить проблемы современного профессионального образования. Преодолению трудностей в дальнейшей адаптации к профессии, будет способствовать разработка системы формирование готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности и внедрение ее в образовательный процесс высших учебных заведений.
Для разработки системы следует определить ее структурные элементы и дидактическое содержание. Система должна быть основана на таких принципах как целеполагание, целостность, интегрирование структурных элементов, принципах научно-диагностического, компетентностного, личностного, деятельностного и комбинированного подходов. Функциональный подход так же является значимым для разработки системы, он позволит направить обучение, ориентируясь, прежде всего, на профессиональные функции, которые следует осуществлять в ходе профессиональной деятельности.
Система формирования готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности должна включать в себя методологический, содержательный (спец-компонент внедренный в теоретические и практические дисциплины), процессуальный (современные мультимедийные средства, упражнения) и результативный компоненты [2, с. 107-130].
В педагогической науке имеются исследования, направленные на изучение методологических подходов к исследованию проблем в области профессиональной педагогики таких авторов как: В.В. Левченко, Е.А. Соколова, Т.И. Руднева, Н.В. Соловова, Н.А. Илюхина, Л.В. Куриленко, В.А. Курина. Данные авторы рассматривают современные, инновационные подходы к профессиональной подготовке специалистов в вузе, анализируют педагогическую инновационную деятельность в системе высшего профессионального образования.
Междисциплинарные связи в образовании изучала В.Н. Максимова, автор акцентирует внимание на тесной связи разных дисциплин между собой и влиянии этой связи на процесс обучения.
Состояние современного высшего образования изучали такие авторы как М.Г. Вохрышева, С.А. Голубков. Они рассматривают высшее образование в рамках новых инновационных условий.
Рассмотрению нравственной направленности студентов посвящены работы В.П. Бездухова. Изучению психологии студентов посвящены работы Г.А. Виноградовой, Т.П. Сашилова. Авторы излагают теоретические основы формирования нравственных и психологических ресурсов студентов.
Изучению художественного образования посвящены труды ученых В.Л. Ершовой, Т.Я. Шпи-калова, традиционное декоративно-прикладное искусство, в частности, изучал В.Ф. Максимович.
Творческой личности посвящены работы Д.Б. Богоявленской. Автор занималась изучением вопросов формирования и развития в человеке творческих качеств.
Исследованиемвопросоворганизациидеятельности преподавателей и студентов занималась Н.В. Дерябина.
Творческая деятельность рассматривалась М.Г. Вохрышевой, В.А. Куриной, Э.А. Куруленко. Авторы рассматривают непосредственно научную и художественную творческую деятельность студентов.
Таким образом, вопросы готовности, а также процесса подготовки студентов представляются учеными разных научных школ, однако, проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности у будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества уделено недостаточно внимания.
Методологическую базу исследования составили:
- идеи интеграции, системности, которые позволяют всецело изучить предмет педагогического исследования [5, с. 564-569];
- компетентностный и личностно-деятельностный подходы, их влияние друг на друга, а также функции этих подходов, раскрывающие процесс формирования готовности к профессиональной деятельности [1, с. 26-30];
- теоретические положения о профессиональной деятельности [3, с. 12-22; 7, с. 78-82];
- научные положения, касающиеся профессионального образования декоративно-прикладного, художественного направления [4, с. 196-294].
Педагогика
Изучение научной литературы (психологической, педагогической, исторической, философской и ряда другой), анализ существующей практики высшего учебного заведения, позволили выявить вопросы, требующие решения в дальнейшем исследовании. Происходит постоянное изменение представления о понятии «готовность к профессиональной деятельности», это вызвано непрерывно меняющейся ситуацией в обществе, высокими требованиями государства и работодателей, предъявляемыми не только к будущим руководителям студиями декоративно-прикладного творчества, но и к профессионалам разных отраслей. Поэтому понятие «готовность к профессиональной деятельности» требует дополнительной конкретизации. В не полной мере раскрыты методологические подходы, применяемые для подготовки будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества. Недостаточно изучен процесс формирования готовности будущих профессионалов. Не выявлены методические основания, которые привели бы учебный и воспитательный процессы в состояние слаженности.
Таким образом, обозначенные вопросы позволили выявить факторы, затрудняющие формирование профессионала высокого уровня готовности: отсутствие четкого представления о понятии «готовность к профессиональной деятельности»; несовершенства учебного и воспитательного процессов; отсутствие цельного информационного художественно-профильного пространства; отсутствие четкой структуры, системы формирования готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности.
Научное осмысление проблем, связанных с готовностью к профессиональной деятельности, обусловлено социальным заказом, выражающемся в необходимости
выявления закономерностей функционирования этой способности, а также в поиске механизмов и средств ее формирования. Стремление к выполнению социального заказа приводит к тому, что появляется большое количество исследований в области народного художественного творчества, но поскольку содержание понятия «готовность к профессиональной деятельности» меняется с изменением профессиональной сферы деятельности, увеличение количества работ, оправдано и необходимо. «Формирование готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности» - тема, которая мало изучена, однако она является значимой научной проблемой.
С теоретической точки зрения система формирования готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности имеет важность для удовлетворения запросов со стороны государства, общества и работодателей, заинтересованных в высокой готовности будущих профессионалов.
Практическая значимость исследования заключается в направленности результатов исследования на совершенствование готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности, с целью обеспечения высокого качества образования. Материалы проведенного исследования способны стать основой для новых научных представлений о формировании готовности будущих руководителей студиями декоративно-прикладного творчества к профессиональной деятельности. Статья представляет научный интерес для преподавателей высших учебных заведений, аспирантов, магистрантов, руководителей студиями декоративно-прикладного творчества.
Литература
1. Даутова О.Б. Роль диагностики дидактической компетентности в профессиональном и личностном развитии преподавателя вуза / О.Б. Даутова, Е.Ю. Игнатьева // Вестник Новгородского государственного университета. - 2014. - №79. - С.26-30.
2. Дмитриев Д.С. Формирование готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности: Дис... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2017. - 213 с.
3. Илюхина Н.А. Современные подходы к профессиональной подготовке специалистов в вузе / Н.А. Илюхина, Л.В. Куриленко // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: Сборник научных статей. - 2014. - С. 12- 22.
4. Курина В.А. Педагогическое проектирование как способ творческой организации образовательного процесса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2013. - №4 (28). - С. 196-294.
5. Левченко В.В. Методологические подходы к изучению феномена «Лидерство» / В.В. Левченко, Е.А. Соколова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - №2 (3). - С. 564-569.
6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 №223 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (уровень бакалавриата)». - 12 с.
Pedagogy
7. Руднева Т.А. Методологические принципы как контекст осмысления качества результата педагогического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - №2. - С. 78-82.
8. Сачкова Е.С. Формирование композиционных способностей у будущих художественных руководителей студии декоративно-прикладного творчества: методологический аспект // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11 - С. 133-136.
References
1. Dautova, O.B. & Ignat'eva, E.YU. (2014) Rol' diagnostiki didakticheskoj kompetentnosti v professional'nom i lichnostnom razvitii prepodavatelya VUZa. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. рр. 26-30.
2. Dmitriev, D.S. (2017) Formirovanie gotovnosti prepodavatelya vuza k primeneniyu sredstv ehlektronnogo obucheniya v professional'noj deyatel'nosti: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Samara. р. 213.
3. Ilyuhina, N.A. (2014) Sovremennye podhody k professional'noj podgotovke specialistov v vuze / N.A. Ilyuhina, L.V. Kurilenko, pod red. T.I. Rudnevoj, Professional'noe obrazovanie: problemy, podhody, novacii. Sbornik nauchnyh statej. рр. 12- 22.
4. Kurina, V.A. (2013) Pedagogicheskoe proektirovanie kak sposob tvorcheskoj organizacii obrazovatel'nogo processa/ Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. рр.196-294.
5. Levchenko, V.V. (2014) Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena «Liderstvo» / V.V. Levchenko, E.A. Sokolova. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. рр. 564-569.
6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.03.2015 №223 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.02 Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura (uroven' bakalavriata)", p. 12.
7. Rudneva, T.A. (2016) Metodologicheskie principy kak kontekst osmysleniya kachestva rezul'tata pedagogicheskogo issledovaniya/ Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. рр. 78-82.
8. Sachkova, E.S. (2015) Formirovanie kompozicionnyh sposobnostej u budushchih hudozhestvennyh rukovoditelej studii dekorativno-prikladnogo tvorchestva: metodologicheskij aspekt, рр. 133-136 Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk.