УДК: 7.013 Пьянкова Н.С.
Генезис рационалистических моделей предметно-пространственной среды
Автор выявляет закономерности развития рационалистических моделей предметно-пространственной среды и обозначает направление их дальнейшего развития. Объектом исследования являются проектные разработки 1900-2000-х гг. (западные и отечественные), а также продукция современных мебельных компаний, прежде всего, итальянских. По мнению автора, в современном средовом дизайне продолжают развиваться идеи экологического дизайна и минимализма.
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, рационалистическая модель мышления, современный средовой дизайн, экологический дизайн, минимализм.
PJANKOVA N. S.
THE GENESIS OF THE RATIONALISTIC OBJECTIVE AND SPATIAL ENVIRONMENT MODELS
The author reveals laws of development of rationalistic models of the in detail-spatial environment and designates a direction of their further development. The object of research are the western and native projects of the 1900-2000th, and also production of the modemfurniture companies,first of all, Italian ones. Author came to a conclusion that the ideas of the ecological design and minimalism are developed in contemporary environmental design.
Keywords: rationalistic models, contemporary environmental design, ecological design, minimalism.
Пьянкова
Надежда Сергеевна
аспирантка УралГАХА, г. Екатеринбург
Современный средовой дизайн все больше сближается с дизайном одежды и отдаляется от архитектуры. В нем появляются «модные» тенденции, а, значит, актуальными становятся критерии современности и прогнозирование. Исследование генезиса рационалистических моделей предметно-пространственной среды позволяет выявить закономерности их развития и, соответственно, определить тенденции современного средового дизайна. На наш взгляд, именно рационалистические модели предметно-пространственной среды сегодня демонстрируют принципиальные качественные изменения в дизайн-проектировании, а значит, наиболее существенны для исследования. Тема статьи предполагает также обращение к концепциям западного дизайна, прежде всего, итальянского, считающегося передовым.
Под моделью предметно-пространственной среды понимается эталон системы принципов ее организации, представление ее общих характеристик. Будучи результатом осмысления либо проектирования реальности, всякая модель является системой, представляет собой «единство закономерно расположенных и находящихся во
взаимной связи частей» [2]. То есть природа любой разрабатываемой человеком системы рациональна (логична). Однако отдельные элементы такой системы - методы проектирования среды, принципы организации объектов - вполне могут быть иррациональными (например, принцип деконструкции в постмодерне). Естественно, что проектные модели включают в себя и логические методы проектирования, и рациональные принципы организации предметно-пространс-твенной среды, т.е. в целом являются рационалистическими.
Напротив, иррациональная парадигма предметно-пространственной среды предполагает следование интуиции, воображению, а также относительно свободную организацию предметно-пространственной среды. Значит, она не может быть эталоном или моделью.
Генезис предметно-пространственной среды предполагает сменяемость процессов ее рационализации и дерационализации, включающих в себя как положительные, так и отрицательные тенденции. Стремление рационализировать среду приводит, с одной стороны, к решению многих проектных проблем, а с другой, - к стиранию границы между дизайном и инженерной
деятельностью (практичность важнее эстетики). Правда, благодаря направленности на инновацию, характерной для инженерной деятельности, в процессе проектирования может возникнуть принципиально новая форма.
Положительным следствием дерационализации предметно-пространс-твенной среды является возможность возвращения к традициям, что способствует самоидентификации национальной школы дизайна, а также развитию этнических направлений в средовом дизайне. С другой стороны, дерационализация предполагает эксперименты, результаты которых не подвергаются жесткой критике, а значит, не отрицается китч (самовыражение важнее эстетики). Дерационализация ведет к формальному
Рисунок2, Стол Link компании Arketipo
изобилию, опирающемуся на предыдущие стили и направления в дизайне. Она не решает проблему создания принципиально новой формы, так как ограничивается наработанным материалом. Однако иррациональные идеи становятся своеобразным «шумом» (по А. Атлану) в дизайне и, соответственно, способствуют актуализации рационалистических идей. Рационалистические модели предметно-пространственной среды, в свою очередь, позволяют разрабатывать принципиально новые концепции формообразования.
При исследовании генезиса рационалистических моделей возникает необходимость сравнивать парадигмы, хронологически следующие друг за другом. Парадигма, следующая за рационалистической моделью и в большей степени ориентирующаяся на иррациональные принципы проектирования предметно-пространствен-ной среды, условно называется нами иррациональной, независимо от меры внутренней рациональности.
Закономерности эволюции рационалистических моделей особенно наглядны в XX в. и в наше время. Это связано с быстрой сменяемостью моделей в данный период.
Закономерности генезиса рационалистических моделей предмет-но-пространственной среды:
1 Переход от иррациональной модели предметно-пространственной среды к рациональной носит эволюционный, постепенный характер. Например, можно проследить явную взаимосвязь идей деконструктивизма и постмодернизма, имеющих разные основы.
2 Эволюционный характер смены моделей, вероятно, обусловлен их усложнением. Иррациональная модель предметно-пространственной среды развивается и становится более рациональной.
3 Переход от рациональной модели предметно-пространственной среды к иррациональной часто оценивается творцами как революционный. Например, идеи постмодернизма воспринимаются как оппозиционные по отношению к идеям модернизма. Революционный характер перехода, по-видимому, объясняется тем, что рациональный подход в формообразовании приводит к упрощению формы: она становится более архетипичной, начинает сильнее воздействовать на бессознательное человека; энергия бессознательного накапливается и затем происходит «взрыв», «революция». Соответственно, в процессе усложнения формы увеличивается нагрузка на сознание человека, поэтому «взрыва» не происходит.
4 Революционный характер смены моделей, по-видимому, свидетельствует о смене циклов. В этот период происходит радикальная переоценка мировоззренческих установок создателей дизайна.
5 Внутри каждой рационалистической модели формируются антагонистические концепции в силу полярности их отдельных элементов. Например, посмодернизм подразделяется на историзирующий и авангардизирующий.
6 Одновременно с рационалистической (или иррациональной) моде-
РисунокЗ. Кресло Sound фирмы Natuzzi
лью предметно-пространственной среды развивается оппозиционная модель, на основе которой формируется последующая модель предметно-пространственной среды. Так, наравне с модернизмом развивалось эклектичное арт-де-ко, оказавшееся идейно близким постмодернизму.
Выявление закономерностей позволяет прогнозировать дальнейшее развитие моделей. В современном средовом дизайне наибольшую значимость для прогнозирования развития рационалистических моделей предметно-пространственной среды приобретает последняя закономерность. Соответственно, так как в современном средовом дизайне наибольшее распространение получили иррациональные идеи (гламур и парадигма иллюзорной среды), необходимо обратить внимание на рациональные тенденции в дизайне.
Современная рационалистическая модель предметно-пространс-твенной среды.
На наш взгляд, наиболее заметным современным рационалистическим движением является минимализм, который развивается сразу в нескольких направлениях:
Рисунок 5. Козетка Fivetinine фирмы Flou
1, Рациональный минимализм
Эстетика рационального минимализма близка эстетике модернизма, обращающейся к машинной форме. Правда, по сравнению с предшествующим ему модернизмом рациональный минимализм «менее рационален»: форма становится более функциональной или архетипической вследствие ее упрощения. Он включает в себя два направления - формальное и функциональное.
1.1. Формальный минимализм
Формальный минимализм провозглашает главенствующую роль формы. Соответственно, в проектировании предпочтительным становится метод развития формы от внешнего к внутреннему или от конкретного к абстрактному. Формальный минимализм развивает рационалистические идеи итальянского рационализма (или советского формализма).
Сегодня идеи формального минимализма представляют такие итальянские фирмы, как Arketipo и Minotti. Компания Arketipo стремится к созданию отточенных геометрических элементов, которые образуют идеальные формы. Следование аристотелевской идее объекта сочетается с принципами минимализма. Например, журнальный столик Ring имеет вид низкого цилиндра, а пуф Cube
Рисунок 6. Козетка Bysus Dormeuse Mobileffe
- куба. Особое внимание уделяется эргономике мебели. Таким образом, форма мебели проявляет ее назначение (функциональное, эстетическое, символическое и др.).
Одна из самых популярных, компания Minotti создает вещи кубической формы с экзотической отделкой, что напоминает подход Миса ван дер Роэ. Компания Minotti в большей степени, чем компания Arketipo, акцентирует внимание на эргономичности вещи, т. е. на ее функциональном назначении. Владельцы фабрики определяют свой стиль как «максимализм». Это определение, с одной стороны, можно воспринимать как аллюзию к минимализму, черты которого можно проследить в мебельной линии фабрики, а с другой - как лозунг компании, отражающий стремление к максимальному качеству и удобству. Возможно, «максимализм» связан и с масштабом мебели.
Надо отметить, что концепции создания мебели и, соответственно, мебель компаний имеют много общего. Так, стол Minotti Divo (рисунок 1), набранный из круглых элементов, напоминает стол Arketipo Link (рисунок 2). При всей «минималистичности» форм в отделке столов можно увидеть влияние парадигмы иллюзорной среды и гламура, характеризующих иррациональный подход в проектировании предметно-пространственной среды: стол Link ажурный белый, а стол Divo черный глянцевый. Форма мебели фабрик Minotti и Arketipo не определяется только функцией: в поиске «идеала» дизайнеры экспериментируют с внешним видом объектов, но форма остается геометрически выверенной, простой.
1.2. Функциональный минимализм
Функциональный минимализм близок к европейскому функционализму (или советскому конструктивизму) и предполагает метод проек-
Рисунок 7. Стул Wing компании Alivar
Рисунок 8. Стул Visavis компании Vitra
тирования формы от внутреннего к внешнему, от абстрактного к конкретному. Однако по сравнению с функционализмом функциональный минимализм менее рационален, и, следовательно, на определенном этапе применяется метод проектирования от внешнего к внутреннему. Функциональный минимализм по сути противостоит минимализму формальному и не приводит к эволюции рационалистических идей.
Рисунок 9. Журнальный столик Oyster II фирмы Driade
Функциональную минималистическую мебель представляет итальянская фирма Natuzzi. Благодаря тому, что при проектировании мебели акцент делается на ее удобстве (поэтому проектированием занимаются не дизайнеры, а конструкторы), продукция компании стала очень популярной. В свою очередь, огромный объем продаж позволил фирме снизить себестоимость мебели. В качестве примера продукции компании можно привести кресло Sound со встроенными динамиками (рисунок 3), благодаря которым отдыхающий может слушать музыку, например, с трЗ-плеера. Форма сидения также способствует расслаблению.
Рисунок 10. Обеденный стол Rotor фирмы Cassina
Другим представителем функционального минимализма является итальянская фирма Poliform, которая считается самой технически оснащенной компанией среди европейских производителей мебели. Она привлекает к проектированию наиболее известных дизайнеров и стремится к идеальному качеству продукции, поэтому ее девизом является «дорогая простота». В качестве примера мебели компании можно привести кресло Snake, названное так за внешнее сходство со змеей (рисунок 4). Это значит, что художественный образ диктуется образом проектным, который, в данном случае, обусловлен, прежде всего, функцией кресла.
Компании Natuzzi и Poliform ориентируются на разные потребительские сегменты, однако их продукцию объединяет общий функциональный подход. Функциональный минимализм является, если можно так выразиться, наиболее «рациональным», поэтому возникает известная проблема, чем деятельность дизайнера отличается от деятельности инженера.
2. Историзирующий минимализм
Историзирующий минимализм заимствует формальные элементы прошлых стилей и направлений и просто «вычищает» их (нет поиска первоформы или «архетипической» формы, форма лаконичная, но не определяется только функцией). Здесь, в духе постмодернизма, используются культурные артефакты как текст. Но если в постмодернизме популярным было цитирование, то для историзи-рующего минимализма характерна, скорее, аллюзия. Относительная свобода в использовании аллюзии делает историзирующий минимализм менее рациональным, но не иррациональным: в отличие от посмодернизма, он не искажает форму (или текст), а трансформирует, развивает ее. Следовательно, в этом минимализме индуктивный (аналитический) метод формообразования, ориентированный на вычленение формальных элементов стилей, сочетается с дедуктивным (синтетическим), позволяющим включить эти элементы в объекты минимализма. Таким образом, в историзирующем минимализме
получают развитие аналитический и синтетический методы формообразования, свойственные рационалистическим моделям деконструктивизма и нелинейной парадигмы.
2.1. Классицизирующий минимализм
Классицизирующий минимализм использует формальные элементы больших стилей. Например, козетки Fivetinine компании Flou (рисунок 5) и Elysus Dormeuse компании Mobileffe (рисунок 6) как вид мебели напоминают эпоху классицизма или барокко. Бахрома и стежка-капитоне козетки Fivetinine также становятся аллюзией к большим стилям. При этом форма мебели достаточно лаконична.
Надо отметить, что в современном средовом дизайне стала популярной стилизованная классическая мебель, имеющая более простую форму и сдержанный декор, часто монохромная (например, продукция компании Canton). В предметах классицизиру-ющего минимализма содержится более тонкий намек на образцы мебели больших стилей, чем в такой стилизованной мебели.
Что касается минимализма самого по себе, то, наверное, в современном дизайне его не бывает в чистом виде: на него оказывают влияние как рационалистические (функционализм, формализм, деконструктивизм, нелинейная парадигма), так и иррационалистические направления (постмодернизм, парадигма иллюзорной среды, гламур, графический подход). В отличие от направлений, в которых смешиваются рациональные и иррациональные идеи, в рационалистических моделях сложно отделить одну концепцию от другой: трудно сказать, есть ли сейчас функционализм, формализм или другие рационалистические направления в чистом виде.
2.2. Авангардизирующий минимализм
Авангардизирующий минимализм использует формальные элементы авангардных течений. Возможно, развитие авангардизирующего минимализма связано с тем, что ряд итальянских фабрик продолжает выпускать мебель, разработанную Баухаузом или отдельными дизай-нерами-функционалистами или деконструктивистами. В качестве примера можно привести компании Alivar и Vitra. В новых проектах этих компаний - стульях Wing (рисунок
тивный (синтетический) способ формообразования, когда в одном объекте сливаются различные по форме элементы. В сочетании с идеями минимализма нелинейная парадигма создает лаконичные биоморфные формы, в которых могут использоваться такие приемы нелинейной парадигмы, как морфинг (плавный переход одной формы в другую), экструдирование (выдавливание), вращение и массив (клонирование объектов) и изгиб поверхности.
Рисунок 11. Модульный д иван Kelp фирмы COR
7) и Visavis (рисунок 8) - использу- і
ется принцип гнутых трубок Марселя Брейера. і
Примечательно, что сейчас этот принцип снова стал актуальным в рамках парадигмы иллюзорной і
среды. Стулья Wing («крыло») компании Alivar являются результатом і
синтеза минимализма и парадигмы і
иллюзорной среды. <
3. Рационализирующий мши- ]
мализм ]
Это направление провозглашает і
эстетику природной формы и разви- <
вает идеи деконструктивизма и нели- і
нейной парадигмы: криволинейная і
форма упрощается (рационализи- і
руется), а количество объектов или <
элементов в объекте сокращается, і
Рационализирующий минимализм включает в себя две тенденции: ми- ;
нимализм с элементами деконструктивизма и минимализм с элементами нелинейной парадигмы.
3.1. Сочетание минимализма и деконструктивизма
В рамках такого синтетического подхода преимущественно используется индуктивный (аналитический) способ формообразования (форма расщепляется на элементы) так же, как в деконструкгивизме. Так как минимализм тяготеет к упрощению формы, идеи деконструктивизма раскрываются, прежде всего, через нарушение тектоники объекта. В качестве примера можно привести обеденный стол Rotor итальянской фирмы Cassina (рисунок 10), опоры которого изогнуты и кажутся неустойчивыми. Форма журнального столика Oyster II итальянской фирмы Driade (рисунок 9) «ломается» не только кривой линией силуэта, но и с помощью зеркальных граней, по-разному отражающих свет. Этот прием позволяет создать иллюзию неустойчивости объекта, следовательно, в нем получают развитие одновременно идеи деконструктивизма и парадигмы иллюзорной среды.
3.2. Сочетание минимализма и нелинейной парадигмы
Нелинейная парадигма провозглашает эстетику природной формы. Однако, в отличие от экологического направления, нелинейная парадигма ограничивается использованием принципов организации живых систем в вопросах формообразования, не рассматривая отношения «человек - среда». В рамках нелинейной парадигмы преимущественно используется дедук-
Рисунок 13. Журнальные столики из коллекции Canasta фирмы В&В Italia
В качестве примеров, где сочетаются идеи минимализма и нелинейной парадигмы, можно привести модульный диван Kelp немецкой фирмы COR (рисунок 11) и светильник Felt Pendant английской фирмы Тош Dixon (рисунок 12). Форма дивана Kelp создана экструдированием (выдавливанием), что подчеркивается цветовым решением (боковины дивана имеют другой цвет). Однако, по сравнению с объектами нелинейной парадигмы, форма дивана более лаконичная, тяготеющая к минимализму. Светильник Felt Pendant фирмы Tom Шхоп имеет неправильную биоморф-ную форму, тоже более простую, чем у объектов нелинейной парадигмы. «Природный» художественный образ, заложенный в форме светильника, и натуральный материал с явно выраженной фактурой делают объект «псевдоэкологичным», т. к. идея экологичности реализуется весьма формально.
4. Иррациональный минимализм
Иррациональный минимализм развивает идею легкости, характер-
Рисунок 12. Светильник Felt Pendant фирмы Tom Dixon
Рисунок 14. Журнальный столик Void фирмы В&В Italia
Рисунок 16. СтеллажЛгЬооксазе фирмы 1-адо
ную для парадигмы иллюзорной среды и графического подхода (отчасти для гламура). В рамках иррационального минимализма используется формальный подход в проектировании, что делает его иррациональным.
Эстетика природной формы может сохраняться, но принцип «экологичности», свойственный рационализирующему минимализму, становится «псевдоэкологичностью» (ограничивается выбором цвета и материалов).
В парадигме иллюзорной среды, графическом подходе или гламуре принцип «экологичности» трансформируется в принцип «иллюзорности». Таким образом, иррациональный минимализм отражает кризис эстетического идеала, характерный для современной иррациональной парадигмы.
Рисунок 15. Стол Arredamenti фирмы DeZotti
4.1. Сочетание минимализма и графического подхода или гламура В графическом подходе или гламуре (двух сходных направлениях) часто используется явный художественный образ, орнамент или глянец, что делает объекты «нереальными». Минималистическая простота усиливает эту тенденцию к дематериализации.
В качестве примеров сочетания идей минимализма и графического подхода можно привести журнальные столики итальянской фирмы В&В Italia. В журнальных столиках из коллекции Canasta (рисунок 13) горизонтальные плоскости покрыты сплошным орнаментом, который подчеркивает двухмерность объектов. Журнальный столик Void (рисунок 14) словно свернут из бумаги, поэтому он тоже кажется нематериальным.
4.2. Сочетание минимализма и парадигмы иллюзорной среды
Так как в современном средовом дизайне парадигма иллюзорной среды получила широкое распространение, она оказывает сильное влияние на современный минимализм. Лаконичная форма, характерная для объектов минимализма, позволила раскрыть идею легкости, свойственную парадигме иллюзорной среды, поэтому эти направления трудно разграничить. Однако являясь иррациональной, парадигма иллюзорной среды делает минимализм менее рациональным.
Многие итальянские фабрики создали коллекции в рамках парадигмы иллюзорной среды (часто с тенденцией к минимализму). В качестве примера можно привести стол Arredamenti фирмы De Zotti (рисунок 15), который зрительно растворяется за счет стекла и тонких опор из металла, и стеллаж Airbookcase фирмы Lago (рисунок 16), как будто парящий в воздухе (отсюда и название «воздушный стеллаж»).
Как отдельную рационалистическую тенденцию необходимо отметить также рациональный экологический подход, сформировавшийся в дизайне еще в 1970-е гг. и продолжающий
развиваться сейчас, оказывая влияние на другие направления. Наибольшее распространение это направление получило в дизайне стульев и кресел, где особенно важны эргономические требования.
Несмотря на то, что экологический подход учитывает человека в среде, человек воспринимается только с точки зрения физиологии и гельштат-принципов. Так, если в модернизме унифицировалась среда человека («дом ■ машина для жилья»), то в рамках экологического подхода унифицируется сам человек. По-видимо-му, на смену такому подходу должно прийти осознание индивидуальности человека и осознание феномена культуры как совокупности достижений человечества.
Заключение
Минимализм, зародившийся в 1960-е гг., продолжает развиваться в современном средовом дизайне, несмотря на то, что он «отодвинут» на второй план такими иррациональными направлениями, как парадигма иллюзорной среды и гламур. Современный минимализм развивается сразу в нескольких направлениях и впитывает в себя различные рациональные и иррациональные идеи. В нем можно найти элементы всех стилевых течений, получивших распространение в средовом дизайне в XX в. Вероятно, он станет основанием для очередного всплеска рационалистических концепций и формирования новой рационалистической модели организации предметно-пространственной среды.
Помимо минимализма в современном средовом дизайне продолжает развиваться рациональное экологическое направление, нерешенные проблемы которого, возможно, повлияют на формирование нового эстетического идеала рационалистической модели предметно- пространственной среды.
Список используемой литературы
1 Бычков В. В. Эстетика. Краткий курс. Изд-2-е. М., 2003.
2 Быстрова Т. Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001.