Научная статья на тему 'Потенциал развития минимализма в эстетике экодизайна'

Потенциал развития минимализма в эстетике экодизайна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1502
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экодизайн / минимализм / средовой дизайн / направления / специфика минимализма / приемы / соединение с традицией

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пьянкова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются перспективы развития минимализма в рамках становя-щейся эстетики экодизайна. Автор рассматривает специфику западного и восточного (японского) минимализма, характерные приемы и приходит к выводу о том, что минимализм способен соединять в себе разные направления, что позволяет решить проблему идентичности, неизбежно возникающую в минимализме, и не утратить «экологической» эстетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал развития минимализма в эстетике экодизайна»

УДК7.013 ПЬЯНКОВАМ. С.

Потенциал развития минимализма в эстетике экодизайна

В статье рассматриваются перспективы развития минимализма в рамках становящейся эстетики экодизайна. Автор рассматривает специфику западного и восточного (японского) минимализма, характерные приемы и приходит к выводу о том, что минимализм способен соединять в себе разные направления, что позволяет решить проблему идентичности, неизбежно возникающую в минимализме, и не утратить «экологической» эстетики.

Ключевые слова: экодизайн, минимализм, средовой дизайн, направления, специфика минимализма, приемы, соединение с традицией.

PJANKOVA М. S.

THE WAY OF MINIMALISM IN SUSTAINABLE DESIGN AESTHETICS

In the article author defines the role of the Minimalist Aesthetics in contemporary sustainable design (or ecological, green design) and describes the difference between the East and the West Minimalism, its specificfeatures. He concludes that the different design trends can be combined in the Minimalist Aesthetics to solve the problem of identity in Minimalism as well as define Sustainable Design Aesthetics.

Keywords: sustainable design, minimalism, environmental design, the direction, specificity of a minimalist, receptions, a connection to tradition.

Пьянкова Мария Сергеевна

аспирантка УралГАХА E-mail:

mashanadya@gmail.com

Анализируя современные тенденции в проектировании, теоретик постмодернизма Ч. Дженкс пишет: «Я буду называть [перечисленных проектировщиков]... архитекторами «органи-тек», поскольку это название хорошо отражает как их преемственность по отношению к модернизму и доминирующему в Англии хай-теку, так и их «внучатое родство» с «органическими архитекторами»,... пытавшимися воспроизводить в своих работах природные формы. Органи-тек, как и его близнец «эко-тек», соединяет воедино полюса этой оппозиции: продолжая отстаивать основанную на технологии выразительность конструкций, он в то же время демонстрирует все больший интерес к проблеме экологии» [6].

Как раз «интерес к проблеме экологии» сегодня определяет основные тенденции в архитектуре и, следовательно, в дизайне предметно-пространственной среды, поскольку «архитектурная среда» (В. Т. Шимко) есть единство пространства, предметного наполне-

ния и «атмосферы среды» [5, с. 22]. Причины огромного интереса к экологии очевидны — экологические и экономические проблемы, связанные с потреблением ресурсов, способствуют развитию дизайна в направлении sustainable design, или «экодизайн». При этом эстетические и стилевые формы экодизайна еще не вычленились в полной мере. Иначе говоря, при наличии четкой программы экодизайн еще не оформился до степени визуальной ясности в подаче идеи.

Продвижение технологий, безусловно, представляет собой один из путей развития экодизайна. Однако, согласно Н. В. Воронову, сущность дизайна заключается в компоновке, анев стайлинге или изобретательстве [1]. Если следовать этому подходу, то наша задача состоит в том, чтобы определить возможности развития экодизайна не с помощью технологий, а средствами собственно дизайн-проектирования, а также попытаться определить особенности становящейся эстетики экодизайна, часто

Рисунок 1. Cesar, кухня Gio (Италия)

Рисунок 3. Cesar, кухня Yara (Италия)

Рисунок 2. Cesar, кухня Ariel (Италия)

Рисунок 4. Old line, кухня Loop Oak (Италия)

принимающей форму минималистических решений.

Цель статьи: определить возможные в ближайшем будущем пути развития минимализма в рамках становящейся эстетики экодизайна.

В статье рассмотрено предметное наполнение среды — кухни, столы, стулья. Особое внимание уделяется японскому дизайну, поскольку для него экологизм в сочетании с эстетикой минимализма — часть традиции. Ч. Дженкс отмечает: «Отказ от веры во что-либо приводит к утверждению “нулевого” минимализма, который мог бы стать удачным выражением

“нейтральной” позиции, если бы не был уже давно апроприирован и скомпрометирован господствующей политической системой» [6]. Поскольку японский минимализм восходит к традиции — его уже нельзя назвать нейтральным, у него есть своя специфика — связь с природой через образы и материалы.

Исходя из рассуждений Ч. Джен-кса, можно выделить три взаимосвязанных тенденции в дизайне: органи-тек, хай-тек и эко-тек. Часть слова «тек» свидетельствует о связи направления с технологиями, с рациональным проектировани-

ем. Экологическое направление может объединять все три тенденции, опираясь не только на экотехнологии, но и на эстетику минимализма или органической формы.

Применительно к экодизайну на Западе чаще используется термин sustainable design (синонимы: ecological design и green design). Исследователь экодизайна Дж. МакЛеннан приводит следующее определение sustainable design: «...это направление в дизайне, которое стремится к максимальному качеству архитектурной среды при минимизации негатив-

Рисунок 7. Модульные системы хранения Fly (Италия)

ного воздействия на естественную среду» [7, с. 4].

Разные авторы выделяют разное количество принципов экодизайна. Не касаясь пунктов сохранения баланса экосистем, можно назвать следующие принципы экодизайна [8]:

1 экономия ресурсов, их эффективное использование;

2 опора на возобновимые ресурсы, переработка и вторичное использование сырья;

3 учет причинения вреда окружающей среде и возможности истощения ресурсов;

4 распространение идей экодизайна в обществе.

Поскольку в данной статье исследуются вопросы, связанные с эстетикой экодизайна, а не с его технологиями, мебель из вторичного сырья (второй принцип) рассматриваться нами не будет. Однако именно эстетика экодизайна предполагает распространение идей этого направления в обществе (четвертый принцип).

Авторы статьи «Эстетика и экодизайн: эстетические свойства продукта, говорящие о его экологичности» (Университет Чиба, Япония) выделяют следующие свойства вещи:

♦ долговечность;

♦ возможность изменяться, модульность;

♦ простота форм;

♦ рациональность

и функциональность;

♦ естественность форм и материалов;

♦ связь с эстетикой региона, идентичность;

♦ индивидуальность и разнообразие [9].

Учитывая сказанное, можно предположить, что эстетика минимализма отвечает всем требованиям эстетики экодизайна. Рассмотрим эстетику минимализма более подробно и определим разницу между

западным и восточным (японским) минимализмом.

Минимализм — направление в авангардном искусстве 1960-х гг., возникшее в США (minimal art — англ. минимальное искусство) и нашедшее отражение в разных видах искусства, а также в средовом дизайне [4, с. 74]. Его истоки можно найти в авангардизме 1920-х гг., в эстетике функционализма, провозгласившей отказ от декора и эстетику «машинной формы». Поскольку авангардизм провозгласил «идею открытого произведения искусства, непосредственно включенного в материальную среду, окружающую человека» [4, с. 6], авангардистское искусство стало частью интерьера.

Для западного минимализма характерна крайняя механистичность, простота форм и отказ от символизма, когда «мы видим только то, что видим». Минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийное производство. Можно говорить о связи минимализма в интерьере (1960-е) не только с предшествующим функционализмом (1920-е), но и с последующим гораздо более сложным «хай-теком» (1980-е), поскольку все направления объединяет эстетика «машинной формы».

Если говорить о минимализме в связи с дизайнерской практикой, то, на наш взгляд, минимализм — это оптимальный способ развития идей экодизайна в массовом производстве, хотя бы потому, что создание прямоугольных форм в мебельном производстве всегда проще и дешевле. Рассмотрим возможности минимализма на примере проектов кухонь — сфера, где минимализм достиг своего расцвета, поскольку, хотя кухни и изготовляются на заказ, это

модульная мебель (как правило, производители кухонь выделяют только два направления в своей деятельности — «классические» и «современные», т. е. минималистские кухни). Кухонная мебель — яркий пример западного минимализма, представляющего развитие идей функционализма, поскольку кухня — это в полной мере «машина для жилья» (Ле Корбюзье).

Поскольку в широком смысле слова минимализм — это редуцирование формы, можно сказать, что в этом направлении ценится пустота, отсутствие, а не присутствие объектов (отсюда роль белого цвета как пустоты в минимализме). Минималистский интерьер стремится к «развеществле-нию» и служит фоном для человека. Поскольку минимализм — это всегда упрощение формы и отказ от декора в пользу фактуры материала, это направление может вступать во взаимодействие со всеми другими, просто упрощая их.

Пример взаимодействия минимализма с другими направлениями, с таким веянием, как гламур (англ. glamour — шарм, привлекательность), — это кухня Gio итальянской компании Cesar (рис. 1), где господствует эстетика прямого угла и принцип простоты, а отсутствие декора восполняется контрастом белых глянцевых поверхностей и матовых черных. Поскольку понятие «гламур» еще не обрело четких границ в теории дизайна, укажем, что под «гламуром» мы будем понимать тенденцию использования в мебели глянцевых (черных и белых, металлических) поверхностей, а также вставок из дорогих материалов (или их имитаций, например, страз) с целью достижения эффекта дороговизны.

На уровне компоновки кухни Gio реализуется традиция восходящего к функционализму западного

минимализма — принцип «подтекающего» пространства. Так, варочная панель размещается на столешнице без тумбы или духового шкафа под ней. Другая кухня этой же компании — Ariel (рис. 2), дополняется «органической» вытяжкой. Классифицируя, можно сказать, что «хай-тек» плавно переходит здесь в «ор-гани-тек».

Кухни Yara (рис. 3) и Loop Oak (рис. 4) — пример этнического минимализма (основой для него чаще всего служит традиция Японии или стран Африки). Такой подход предполагает связь с традиционной эстетикой, использование традиционных материалов. Так, мебельные переборки кухни Yara или сиденья кухни Loop Oak напоминают о связи с дальневосточной традицией. Необходимо отметить, что связь с традицией в минимализме осуществляется без помощи декора (иначе это отрицало бы суть минимализма), поэтому происходит заимствование традиционных принципов проектирования, «духа традиции».

Итак, мы подошли к вопросу об отличии западного и восточного (японского) минимализма. Эстетизация в японской традиции идей бедности, простоты и естественности материалов — категория ваби — произошла под влиянием буддизма [2, с. 136]. Можно заключить, что именно эта категория стала основой для японского минимализма. Поскольку традиционное японское мировоззрение всегда было натурфилософским, ориентированным на природу, то и современный японский минимализм опирается на природную форму, а не на «машинную» (как

будет видно далее из примеров мебели японских дизайнеров).

Обратимся к некоторым общим для минимализма приемам.

Одним из распространенных приемов в минимализме является, как когдато в ар-деко, использование фактуры камня (рис. 5) и экзотических пород дерева: эбен, палисандр, зебрано и пр. (рис. 6). Помимо фактур важнейшим средством выразительности является игра света и тени, что делает мебель похожей на бумажную модель, оригами, так как в ней появляются изгибы и складки (рис. 7).

Эстетика экодизайна может быть выражена через использование органических форм в мебели. В японском мебельном дизайне часто можно встретить соединение «органи-тека» с минимализмом, такой синтез обусловлен принципами традиционной эстетики: простотой и «природностью» (эстетика ваби). Пример японской мебели: компании Нага Yoshiteru Design (рис. 8) и Kozai Designs, японская мебель, производимая в Канаде (рис. 9).

Яркий пример соединения эстетики минимализма и органической формы в японском дизайне — это мебель знаменитой компании Tendo Мокко (рис. 11). Характерной особенностью этой мебели является выбор естественного материала — дерева (яп. mokko — деревообработка) и в связи с этим отсутствие сложной двоякой кривизны. Идеи соединения эстетики минимализма и органической формы, минимализма и гламура придерживается итальянская компания Bonaldo (рис. 10).

Рисунок 8. Нага Yoshiteru Design (Япония), энный стол

РисунокЭ. Kozai Designs(KaHafla). Стол Free-Form Center, TyM6aYuzen, стул Issa

Как уже отмечалось, минимализм предполагает отказ от декора. Его специфика заключается в «отсутствии специфики», делает это направление открытым для соединения со всеми другими направлениями. Однако для того, чтобы минимализм оставался минимализмом, необходимо, чтобы художественный образ не доминировал над проектным. Пример лаконичного японского дизайна — мебель, в основу формообразования которой положены природные образы: цветы (рис. 12) или горы (рис. 13). Такую мебель нельзя назвать минималистской, поскольку в ней ярко выражен художественный образ.

Рисунок 10. Bonaldo (Италия). Кровать Рисунок 11. Tendo Mokko (Япония).

Squaring Isola Стулья Orizuru, Bat-terfly, Mashroom, Murai

Рисунок 12. X. Такада. Светильник0гсЫс15 и стул Рап-Рап

В связи с такой особенностью минимализма, как уход от образности, Ч. Дженкс писал о проблеме художественной выразительности, которая заставляет современных проектировщиков прятаться за «техническими параметрами» и приводит к «нулевому минимализму» [4]. Решением данной проблемы, на наш взгляд, является использование элементов местной традиции в минимализме, которая позволяет найти идентичность в дизайне. Кроме того, традиционная культура, как правило, обращается к экологичным материалам и рациональным методам.

Заключение

Итак, можно сделать вывод о том, что обращение к эстетике минимализма в экодизайне нацелено на экономию ресурсов и наиболее перспективно для массового производства. Минимализм представляет собой прекрасную основу для эстетики экодизайна и может соединяться с разными направлениями, включая «органи-тек». Соединение минимализма с традицией позволяет избежать «обезличенности» и в то же время сохранить экологичность в дизайне.

Список использованной литературы

1 Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1, 2. М., 2001.

2 Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.

3 Михайлов С. М. История дизайна : учебник для вузов. Т. 1. М., 2002.

4 Пластические искусства : краткий терминологический словарь. М., 1994.

5 Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход). М., 2009.

6 Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре // Проект International. 2003. № 5. URL: http://a3d.ru/architecture/stat/155

7 McLennan J.F. The Philosophy of Sustainable Design. Ecotone. 2004. URL: http://books.google.ru/

8 Shu-Yang F., Freedman B.,

Cote R. Principles and practice of ecological design // Environmental Reviews. 2004. URL: http://

www.nrcresearchpress.com/doi/ abs/10.1139/a04-005

9 Zafarmand S. J., Sugiyama K.,

Watanabe M. Aesthetic and sustainability: The aesthetic

attributes promoting product sustainability // The Journal of Sustainable Product Design. 2003. Vol. 3. No. 3-4. P. 173-186. URL: http://www.springerlink.com/ content/dj5rp35553316476/

Источники иллюстраций

http://www.360.ru/ http://www.besthomesdesign. com/minimalism-style-for-interior-modern http://www.hara-design.co.jp/ http://kozaimo dern.com/ http://www.bonaldo.it/ http://www.tendo-mokko.co.jp/ http://www.takadadesign.com/ http://www.toshiyukikita.com/

Рисунок 13. Т. Кита. Диван Saruya-ma

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.