Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ АДАПТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ АДАПТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / STUDENT ADAPTATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерий Ирина Анатольевна

В статье рассмотрены трактовки понятия «адаптация» в различных областях науки. Выделены важнейшие составляющие успешной социальной адаптации личности. Проанализирована взаимосвязь каждого вида адаптации друг с другом. Описаны составляющие успешной адаптации студентов к обучению в высшем учебном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF CONCEPT OF ADAPTATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL DEVELOPMENT PERSONALITIES OF THE FUTURE TEACHER

The article discusses the interpretation of the concept of «adaptation» in various fields of science. The most important components of successful social adaptation of the individual are highlighted. The relationship between each type of adaptation with each other is analyzed. The components of the successful adaptation of students to study at a higher education institution are described.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ АДАПТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 37.015.4-044.332

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ АДАПТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Дерий Ирина Анатольевна,

старший преподаватель, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

e-mail: i.deriy@donnu.ru

Deriy Irina,

Senior Lecturer, Donetsk National University, Donetsk

].......i

В статье рассмотрены трактовки понятия «адаптация» в различных областях науки. Выделены важнейшие составляющие успешной социальной адаптации личности. Проанализирована взаимосвязь каждого вида адаптации друг с другом. Описаны составляющие успешной адаптации студентов к обучению в высшем учебном учреждении.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, процесс адаптации студентов.

]......i

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Постановка проблемы. Главной задачей современного образования является подготовка специалистов, способных быстро и качественно реагировать на значительные изменения, происходящие в современном мире. Проблема адаптации, в общем и комплексном понимании понятия, является актуальной и важной. Она достаточно широко исследуется на медико-биологическом, социальном, психологическом и педагогическом уровнях. Наше исследование посвящено путям формирования профессиональной (педагогической) адаптации будущего учителя в процессе обучения его в высшей школе, поэтому важным является исследование вопросов происхождения понятия адаптации в научной литературе, связи различных ее видов между собой и выявле-

ние ее составляющих, которые определяют профессиональную адаптацию студентов - будущих учителей.

Анализ актуальных исследований. Анализ научных источников показывает значительный объем проблематики и различных разработок, которые посвящены исследованию адаптации человека в различных сферах его жизнедеятельности. Объяснением явления адаптации занимались: философы: В.В. Емельянов, Г.И. Ца-регородцев и др.; социологи Л.К. Гри-шанов, О.Н. Московец, В.Д. Цуркан и др.; психологи: А.Д. Андреева, Т.В. Архире-ева, В.Г. Асеев, С.М. Глушакова, О.А. Лан-цова, Г.П. Левковская, Г.В. Майстренко, В.П. Петленко, Л.П. Растова, В.А. Самойлова, А.В. Сахно, Ю.Г. Семенов и др.; педагоги: В.В. Богорев, С.М. Годник,

К.Г. Деликатный, Д.Г. Элькин, И.М. Ляхова, А.Г. Мороз, О.Б. Плотникова, В.А. Сластенин, О.Г. Солодухова и др.

Цель статьи - на основе исследования различных видов адаптации проанализировать взаимосвязь каждого из них друг с другом, описать составляющие успешной адаптации будущих учителей к обучению в высшей школе.

Изложение основного материала. Впервые термин адаптация появился в 18 веке и использовался только в биологическом контексте. Но со временем он получил распространение и в социальные области знаний.

Адаптация - это сложный и полиас-пектный социально-биологический феномен, присущий всем живым организмам. Он обеспечивает возможность определенного специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Восприятие человека как совокупности биологических и социальных особенностей предполагает их функциональную взаимозависимость, при которой уровень развития одной составляющей определяет степень развития другой и, наоборот. Мы согласны с мнением М.В. Маликова о том, что: «... адаптация человека направлена на сохранение не только биологических, но и социальных функций. При этом следует учитывать, что практическая реализация процессов социальной адаптации осуществляется на базе биологических механизмов» [7, с.20]. Человек, вынужден приспосабливаться к действию факторов социальной среды и формировать в себе целесообразные поведенческие реакции для данного социума, опираясь на собственные способности.

В контексте научного поиска важными являются результаты исследования процесса адаптации, которые представлены в работах В.И. Медведева [9]. Особый интерес вызывает классификация адаптационных процессов. Анализируя периодизацию адаптационного процесса, ученый выделяет несколько фаз адаптации.

Первая фаза - это разрушение старой программы равновесия - старая програм-

ма уже не функционирует, а новая либо еще не создана, либо является несовершенной. Во время этой фазы формируются временные механизмы адаптации, которые помогают перейти этот сложный период.

Следующая фаза - это формирование новой программы регулирующих механизмов и построение новой структуры равновесия.

Последняя фаза адаптационного процесса - это фаза стабильности, которая характеризуется стабилизацией показателей адаптационных процессов.

Социальная адаптация является важнейшим этапом социализации каждого человека. Социальная адаптация позволяет человеку выстраивать свое поведение в соответствии с условиями, которые сложились в той или иной социальной среде. Самым главным в ходе социальной адаптации является реализация потребностей и интересов индивида. Находясь в новом социальном окружении, человек способен развивать свою индивидуальность и самоутверждаться. Благодаря социальной адаптации у каждого человека формируются социальные качества общения и поведения, благодаря которым он может реализовать свои желания и стремления. Основным ее способом является принятие норм и правил поведения новой социальной группы, сложившихся форм социального взаимодействия между людьми.

М.А. Максимов выделяет две формы социальной адаптации личности: активную, когда человек стремится сам воздействовать на окружающую его среду, чтобы изменить ее, и пассивную, когда он подстраивается под уже сложившиеся условия деятельности данной социальной группы. Главным показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус личности и его удовлетворенность этой средой [6].

Л.П. Кузнецова отмечает, что в основе развития механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании

существенной социальной действительности [4]. Сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность.

Социальная адаптация важна и актуальна не только в переломные моменты жизнедеятельности человека, но и во время различных экономических и социальных реформ. Учеными уделяется огромное внимание этой теме, поскольку ускорение процесса адаптации к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности (учебной, профессиональной, бытовой и др.) способствует качественному решению практических задач, с которыми человек сталкивается на протяжении жизни. Полная социальная адаптация включает в себя физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Физиологическая адаптация представляет собой совокупность физиологических реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям окружающей среды. Как отмечает И.А. Шилов [17], благодаря физиологической адаптации, повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и другим факторам.

Под управленческой адаптацией

подразумевают тот факт, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную жизнедеятельность [13].

Экономическая адаптация развивается как процесс постоянного приспособления того или иного предприятия к не-

прерывным изменениям внешней и внутренней среды. Ведь изменения условий хозяйствования могут возникать на самых различных уровнях экономической системы, что приводит к необходимости практически непрерывного мониторинга ситуации, контроля и корректировки управленческих решений практически на всех уровнях управления и для всех видов управленческих решений [16].

Психологической адаптации посвящено достаточно большое количество исследований. Ее рассматривают как оптимальное взаимодействие личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится достижение позитивного духовного здоровья. Конфликт личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который личность пытается устранить путем мыслительной и трудовой деятельности [8]. Например, В.Г. Чайка, отмечая значимость социально-психологической адаптации студентов, определяет ее как разновидность психологической адаптации, характеризующей жизнедеятельность человека в вузе, связанную с обучением, а также сферу его социально-психологических связей и отношений с окружающими, в которых происходит адаптация психики [15, с.36]. Таким образом, адаптационные процессы студентов связаны, прежде всего, со специфической профессионально-направленной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса и адекватностью коммуникативных связей между ними. Интерес к выбранной профессии является и основным психологическим условием адаптации. Рассматривая психологическую адаптацию студентов к учебному процессу, следует отметить, что в понимании Р.Р. Бибриха она включает целый ряд аспектов: психолого-педагогический, социально-психологический, мотиваци-онно-личностный, психофизиологический и некоторые другие [2, с.17]. Психолого-педагогический аспект связан с приспособлением к новой дидактической системе, к отличным от школьных орга-

низационных форм и методов обучения. Итак, он полностью совпадает с дидактической адаптацией. Социально-психологический аспект адаптации связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установлением и поддержанием студентом своего социального статуса в новом коллективе. Иногда она усложняет психолого-педагогическую, так как требует переоценки самого себя в новых условиях. Кроме того, социально-психологический аспект адаптации объясняет дидактическое взаимодействие преподавателя и студента. Такое взаимодействие объясняется, прежде всего, содержанием учебной дисциплины и формами, в которых это содержание реализуется. Определяя мотивационно-личностный аспект, Р.Р. Бибрих подчеркивает, что он связан с формированием положительных мотивов к обучению и личностных качеств будущего специалиста [2]. Этот аспект можно считать интегральным, так как он требует для своей реализации раскрытия психолого-педагогического, социально-психологического и других адаптационных аспектов. Именно поэтому скорость и эффективность преодоления дезадаптации во многом зависит от положительных учебных мотивов, среди которых: правильный выбор профессии, желание быть высококвалифицированным специалистом, достойным гражданином общества и т. д.

Педагогическая адаптация связана в основном с приспособлением обучающихся к условиям новой системы обучения (дошкольных заведений, организаций среднего и высшего образования). Например, окончание молодыми людьми общеобразовательной школы и поступление в высшее учебное заведение сопровождается некоторыми проблемами адаптационного характера, так как бывшие выпускники школ оказываются в новом социальном окружении. Первые шаги вчерашних выпускников в университете требуют от них не только стараний и качественной подготовки, но и способности к значительным качественным переме-

нам. И те студенты, которые не готовы к таким изменениям, нередко теряют желание получать высшее образование.

Обучение в высшей школе для каждого современного молодого человека является одним из самых важных этапов в его жизнедеятельности, становлении как специалиста с высшим образованием. Поэтому поиск путей успешной адаптации к измененным социальным условиям и новым видам деятельности является основной проблемой для каждого студента. Попадание в новую культурную и социальную среду является начальным этапом социальной адаптации. Проблема успешной адаптации не новая и давно исследуется в педагогической литературе.

В контексте нашего исследования и опираясь на указанное выше, следует отметить, что адаптация студентов осуществляется через взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. Физиологический механизм адаптации связан с перестройкой стереотипа деятельности человека. Прохождение этого процесса происходит по законам И.П. Павлова, а именно из-за закона суммирования временных нервных связей; закона корректировки; закона отмены, то есть разрушения старого и формирование нового стереотипа поведения [10]. Таким образом, следует отметить сложность функционирования систем организма во время течения адаптационных процессов в жизни человека. Адаптация требует мобилизации жизненных ресурсов организма и определенного времени. Наличие в предыдущем опыте обучения элементов организации нынешней учебной деятельности студента положительно сказывается на его адаптации. Значительно влияют на эффективность адаптации индивидуальные особенности студентов, в частности будущих педагогов, а именно: сознательный выбор профессии; соответствующее отношение к обучению в высшей школе; наличие познавательных и учебных мотивов; сформированность навыков и способов учебной работы; умение самостоятельно

работать; уровень развития умственных способностей и т.д. Адаптация обучающихся в высшей школе характеризуется одновременным ходом двух взаимосвязанных процессов - адаптации к высшему учебному заведению как социальному учреждению и приспособлением к будущей профессии.

Л.К. Гришанов и В.Д. Цуркан, к основному содержанию процесса адаптации относят: новое отношение к профессии; освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований; приспособления к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям; обучение новым видам научной деятельности; приспособление к новым условиям быта, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени и т. д. [3].

Исследователи различают три формы адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении:

- адаптация формальная, которая касается познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требований, к своим обязанностям;

- общественная адаптация, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

- дидактичная адаптация, которая касается подготовки студентов к новым формам и методам образовательной деятельности в высшей школе [13].

Поэтому, процесс адаптации студентов образовательных организаций высшего профессионального образования следует рассматривать как многоаспектный постепенный процесс, который осуществляется через взаимодействие всех его составляющих, среди которых исследователи (Е.И. Скафа [13], И.М. Ляхова [5], О.Б. Плотникова [11] и др.) прежде всего, отмечают аспекты, касающиеся изменений в организации учебно-

воспитательного процесса, в социальном окружении и профессиональной направленности учебной деятельности. В свою очередь, мы, основываясь на том, что обучение является преобладающей деятельностью студентов, определяем ведущее значение дидактической адаптации. Она отражает взаимосвязь и взаимную обусловленность между личностью студента как субъекта обучения и учебным процессом.

Дидактическая адаптация студентов связана с профессиональной адаптацией через профессионально-направленное содержание обучения. Мы разделяем мнение В.Г. Асеева о том, что: «профессиональную адаптацию можно определить, с одной стороны, как приспособление человека к требованиям профессии, а с другой - как приспособление профессии с требованиями и психофизиологических возможностей человека» [1, с. 15]. Поэтому, овладение при обучении в высшем учебном заведении определенным объемом знаний, умений и навыков является частью профессиональной адаптации.

Выводы. Таким образом, исследуя адаптацию как сложный динамический процесс, мы приходим к выводу о том, что все ее виды необходимо рассматривать во взаимной связи. Формирование профессиональной адаптации будущего учителя нужно связать с успешной адаптацией студентов к обучению в высшей школе, своевременным определением индивидуальных способностей и склонностей к педагогической профессии, особенности индивидуальной специализации и психофизиологических качеств личности.

1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации /В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. - С. 3-19.

2. Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Р.Р. Бибрих // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному

процессу в вузе. - Кишинёв : Штиинца, 1990. -С. 17-20.

3. Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинёв : Штиинца, 1990. - С. 3-17.

4. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГ-ТУ, 2002. - 92 с.

5. Ляхова I. Використання системного анал1зу процесу адаптацИ студент1в-першокурснишв /1. Ляхова, О. Учитель //Р1дна школа. -2001. -№1. - С.61-63.

6. Максимов М.А. Адаптация как процесс активности и развития субъекта // Ак-меология. 2013. №4 (48). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kak-protsess-aktivnosti-i-razvitiya-subekta. - Заглавие с экрана. - Дата обращения: 12.03.2020.

7. Маликов Н.В. Адаптация : проблемы, гипотезы, эксперименты: монография / Н.В. Маликов. - Запорожье : Просвта, 2001.

- 359 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург: Питер, 2013.

- 352 с.

9. Медведев В.И. О проблеме адаптации / В.И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса / под ред. В.И. Медведева. -1984. -С. 3-16.

10. Павлов И.П. Первый Нобелевский лауреат России: В 3 книгах. Книга 1. Нобелевская эпопея Павлова / И.П. Павлов. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - С. 198-199.

11. Плотткова О.Б. Дидактична адапта-цгя студент1в першого курсу вищого педагоги

чного закладу (на матергалг вивчення тоземног мови) : дис. ... канд пед. наук: 13.00.09 / О.Б. Плотткова. - Кигв, 2001. -152 с.

12. Попов А.А. Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «Школа-вуз» / А.А. Попов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - №1-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-problemy-preemstvennosti-soderzhaniya-profes-sionalno-orientirovannogo-obrazovaniya-v-sisteme-shkola-vuz. - Заглавие с экрана. - Дата обращения: 12.03.2020.

13. Скафа Е.И. Основные этапы процесса адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении / Е.И. Скафа // Сборник научно-методических работ ДонНТУ. -Вып. 9. - Донецк : ДонНТУ, 2015. - С. 197-208.

14. Социальная адаптация // Общественная организация «Содействие и развитие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.roo-sr.ru/2019/06/14/ soczial-naya-adaptacziya/. - Заглавие с экрана. - Дата обращения: 11.02.2020.

15. Чайка В.Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе / В.Г. Чайка // Инновации в образовании. - 2002. - №2. - С. 35-41.

16. Шевченко В.В. К вопросу о сущности экономической адаптации В.В. Шевченко // Вестник Института экономических исследований. - 2016. - №1 (1) [Электронный ресурс].

- Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ekonomicheskoy-adaptatsii. - Заглавие с экрана.

- Дата обращения: 11.02.2020.

17. Шилов И.А. Экология : учебник для вузов / И.А. Шилов. - 3-е изд. стер. - Москва : Высш. шк., 2001. - 512 с.

3.......£

Abstract. Deriy I. GENESIS OF CONCEPT OF ADAPTATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL DEVELOPMENT PERSONALITIES OF THE FUTURE TEACHER. The article discusses the interpretation of the concept of «adaptation» in various fields of science. The most important components of successful social adaptation of the individual are highlighted. The relationship between each type of adaptation with each other is analyzed. The components of the successful adaptation of students to study at a higher education institution are described.

Keywords: adaptation, social adaptation, student adaptation process.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 12.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.