Научная статья на тему 'Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе'

Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL SETTING / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тхуго Мулиат Мосовна

В статье представлен материал о проблемах и трудностях студентов первокурсников в период адаптации, рассматриваются пути преодоления этих трудностей. Приводится результаты исследования по опросу студентов в адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents material about the problems and difficulties of students first-year students in the period of adaptation, discusses ways to overcome these difficulties. Presented the results of the study of the survey of students in the adaptation period.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе»

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В

ВУЗЕ

Тхуго Мулиат Мосовна,

доцент кафедры «ГМУ Пи П» г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье представлен материал о проблемах и трудностях студентов - первокурсников в период адаптации, рассматриваются пути преодоления этих трудностей. Приводится результаты исследования по опросу студентов в адаптационный период.

ABSTRACT

The article presents material about the problems and difficulties of students - first-year students in the period of adaptation, discusses ways to overcome these difficulties. Presented the results of the study of the survey of students in the adaptation period.

Ключевые слова: адаптация, социальная среда, диагностика, психологическая поддержка, коррекция, профессиональное самоопределение.

Keywords: adaptation, social setting, diagnostics, psychological support, correction, professional self-determination.

Многолетние исследования в области психологического сопровождения студентов в профессиональном становлении показывают огромную роль психологической помощи на стадии адаптации первокурсников. Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на разных уровнях.

Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Научно-методологические предпосылки исследований адаптационных процессов раскрываются в трудах М.Я. Басова, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, рассматривающих с различных позиций психологические механизмы адаптации человека к внешним условиям. Вопросы устойчивости к стрессу и ситуативной адаптации обоснованы в работах Г.М. Данилевского, М.И. Дьяченко, Ф.З. Меерсон и др. В последнее время процесс адаптации студентов к обучению активно исследуется психологами, психофизиологами, медиками, педагогами (Н.А. Агад-жанян, О.Ф. Алексеева, Д.А. Андреева, И.А. Варламова, К.И. Гладкова, П.К. Зайцев, Э.Н. Казин, Г.А. Калачев, Н.А. Кожина, Г.А. Кураев, Л.Ю. Логунова, В.Н. Соловьев, М.С. Яницкий, М.В. Яковлева и др.).

Гришанов А.К., Цуркан В.Д. [3] считают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту.

Сиомичев А.В. полагает, что адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.

[5].

По мнению Е.П. Кринчик, продуктивное психологическое сопровождение професси-онального образования возможно при условии создания психологической службы в учебном заведении и осуществлении мониторинга профес-

сионального развития. Оно должно стать составной частью личностно ориентированного социально-профессионального воспитания.

Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию их способов адаптации к вузу [4].

Технология психологического сопровождения на стадии профессионального образования, с помощью психологической службы, в вузе будет различной для разных этапов обучения в вузе. На этапе первичной адаптации (первый курс) задача психологической службы состоит в оказании помощи студенту в социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, поэтому в технологическую программу этой работы входят:

1) диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок;

2) помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;

3) психологическая поддержка первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраивании ком-фортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;

4) консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности;

5) коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

С целью выявления, проблем процесса адаптации студентов первого курса разных факультетов и какие при этом возникают трудности, была разработана анкета и проведен опрос. В исследовании приняло участие 416 первокурсников.

Анкетирование и опросы выявили, что большинство целенаправленно поступали именно на данную специальность - 70 %, отметили престижность направления и желание в дальнейшем работать в профессии, 23% сомневаются в своем выборе и только 7 % ответили, что случайно поступили.

Трудности в усвоении учебной программы испытывают 58% опрошенных. Отмечаются следующие трудности: нехватка времени (48 %), большие нагрузки (44 %), психологический фактор (8 %),

Первые впечатления о начале студенческой жизни - хорошие впечатления от учебного процесса - 46%, хорошие

впечатления от общественной жизни - 28 %, очень высокие требования в целом - 22 %, не определились - 4%.

Помощь психолога в период адаптации необходима 67%, в том числе 42% предпочли бы индивидуальные консультации, 17% групповые психологические тренинги, (34%) ответили, что в помощи психолога не нуждаются и самостоятельно могут преодолеть возникающие трудности.

Наиболее сложными факторами в процессе адаптации оказались следующие: учебный процесс для 53% студентов; вхождение в новый коллектив для 26 %, новые условия учебы для 21 %

Помогали адаптироваться следующие факторы: собственные усилия и желание учиться (52 %), помощь студентов группы (31%), помощь преподавателей и кураторов 17 % студентов.

Интересными оказались цели: получить высшее образование (51 %); овладеть навыками будущей профессии (21 %); после окончания вуза получить престижную работу (19 %); открыть собственное дело и реализовать свои способности (9 %). Все поставленные цели достойны уважения.

К внешним препятствиям мешающим достижению цели студенты выделили нехватку времени на усвоение материала (41%). Затем указываются такие факторы, как матери-

альные трудности, (37%), сложности в обучении (13 %). И лишь у (9%) студентов нет внешних препятствий для достижения поставленной цели.

При исследовании внутренних препятствий: на первое место студенты ставят собственную лень (49%), затем указывают на переутомление (29%), депрессию (9%) и стесни-тельность(3%). .

От успешности адаптации студента к образовательной среде вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Список литературы:

1. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56.

2. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 2008 - с.29-41.

3. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 2009- 17с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.