УДК 355.23
Кротова Мария Николаевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Научный интерес к понятию «адаптация», которое все более активно используется в психолого-педагогической науке, отражает стремление ученых целостно подойти к изучению человека в процессе освоения им новых социальных и профессиональных ролей при анализе его поведения в процессе воспитания и обучения. Раскрыть значение термина «адаптация» позволило обращение к ряду исследований, авторы которых (А.В. Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тер-нопол, А.Г. Мороз, А.Л. Мацкевич, В.В. Зеленский, А.А. Реан и др. [5; 8; 7; 11]) определяют его в рамках различных научных направлений. Особенности адаптации студентов-первокурсников, которая обеспечивает успешность дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности, изучают А.К. Гришанов, В.Д. Цуркан, Т.И. Ронгинская, А.В. Сиомичев, П.А. Просецкий и др. [3; 12; 13; 10]. Рассматривая специфику адаптации курсантов-первокурсников в рамках военного вуза, автор отмечает сложности, обусловленные не только проявлением психолого-возрастных особенностей (эмоциональная незрелость, открытость, внушаемость и т. д.), перестройкой системы ценностно-познавательных ориентаций личности, формированием новых способов познавательной деятельности, определенных типов и форм межличностных связей и отношений, но и резким изменением условий жизни (проживание в казарме, наряды и т. д.). В свою очередь, затягивание процесса психологической адаптации курсантов нередко обусловливает нарушения воинской дисциплины, служит причиной возникновения конфликтов, ухудшения состояния здоровья. С другой стороны, успешная адаптация курсанта - одна из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста, что обусловливает особую актуальность и практическую значимость исследования этого пока мало изученного аспекта адаптации.
Ключевые слова: адаптация личности, военный вуз, курсанты-первокурсники, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность.
В настоящее время в среде отечественных и зарубежных социально-психологических исследований заметно существенное повышение интереса к различным граням адаптации человека в обществе. Наряду с этим можно отметить наличие существенных расхождений в методологических и методических подходах к определению, содержанию и проблематике адаптации личности. Важно также отметить, что понятие «адаптация» все более активно используется в психолого-педагогической науке, отражая стремление ученых более целостно подойти к человеку в процессе освоения им новых социальных и профессиональных ролей, при анализе его поведения в процессе воспитания и обучения. Таким образом, значимую роль играет изучение процессов адаптации студентов-первокурсников, так как от того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.
В условиях объективного возрастания научного интереса к процессу адаптации возникает необходимость анализа этого феномена применительно к курсантской среде в рамках военного института. Адаптация курсанта представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста. Чем эффективнее пройдет процесс адаптации, тем выше будет подготовка военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей.
Необходимо определить общие особенности адаптации курсантов к обучению в военном вузе, но, прежде всего, нужно ответить на вопрос: что принято понимать под термином «адаптация»?
Многие авторы и исследователи данного периода дают различные определения, соотносимые с теми или иными научными направлениями.
В монографии А.В. Карпова, В.Е. Орла, В.Я. Тернопола адаптация рассматривается с позиций включенности личности в совместную деятельность, которая определяется общностью целей и ценностных ориентаций коллектива [5].
А.Г. Мороз также дает определение, которое позволяет определить социальную адаптацию как многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды [8].
А.Л. Мацкевич считает, что адаптация - это процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий (в зависимости от степени активности личности) либо к преобразованию среды, в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности, либо к преобладанию зависимости личности от среды [7].
Такого же мнения придерживается В.В. Зеленский, который определяет адаптацию как «процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду» [14].
По мнению В.Г. Бушуровой, адаптация - это изменения, сопровождающие на уровне психологической регуляции процесс активного приспособления личности к условиям среды [2].
© Кротова М.Н., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014
195
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Говоря об особенностях изменений личности, В.В. Дьяков и В.В. Константинов отмечают, что адаптация является целостным и системным процессом, индивидуальные характеристики которого определяются психологическими свойствами человека, уровнем развития его личности, компонентами субъективного благополучия, характеризующегося совершенными механизмами личностной регуляции поведения и деятельности, а также в контексте связи социальной фрустрированности и персональной идентификации [4].
С позиции трех основных аспектов, представленных в определениях, рассмотренных выше, феномен адаптации исследует А.А. Реан [11]. Во-первых, адаптация как результат характеризуется степенью итоговой адаптированности; во-вторых, как процесс - своими пространственно-временными механизмами; в-третьих, как источник новообразований - комплексом активно формируемых качеств.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что адаптация - динамический процесс, включающий активность со стороны личности, сопровождаемый также определенными сдвигами в ее структуре.
Рассмотрим основные работы, описывающие особенности адаптации студентов вуза.
А.К. Гришанов и В.Д. Цуркан считают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, то есть в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту [3, с. 29-41].
Т.И. Ронгинская выдвигает гипотезу о том, что адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, который должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса [12].
А.В. Сиомичев полагает, что адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения [13].
П.А. Просецкий определяет адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организовать умственную деятельность, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [10].
Известно, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет началь-
ный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориен-таций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений [1]. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, процессами самоидентификации. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже успешно окончившие среднюю школу курсанты на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Таким образом, чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.
Понимая, что, несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения особенностей адаптации военнослужащих до сих пор является далеко не изученной, исследователи, занимающиеся изучением личности курсантов, отмечают, что адаптация начинается еще при поступлении, когда они являются абитуриентами [6]. В это время начинается выстраивание межличностных отношений, «зарабатывание авторитета», к чему многие абитуриенты еще не готовы. Например, после поступления курсанты первого курса вынуждены проживать со своими товарищами в казарме, что часто вызывает дискомфорт. Наряды также являются источником негативных эмоций, при этом возникают проблемы, связанные с нарушением сна, с накоплением утомления, сонливостью, что часто приводит к засыпанию курсантов во время учебного процесса. Все это происходит потому, что они не готовы к военной службе, часто не имеют необходимых личностных принципов, определяющих важность для будущего военного специалиста такой деятельности. Попадая в новые условия жизни, курсанты показывают низкий уровень подготовки, даже имея хорошие оценки за курс средней школы. В процессе адаптации происходит снижение познавательных процессов личности.
Резкое изменение условий жизни, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся жизненных привычек, перестройке всего динамического стереотипа. Неудачи переживаются, как правило, глубоко, начинает пропадать интерес к избранной профессии. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию курсантов и в определенной мере способствуют снижению мотивации к службе, подрывают стремление повышать свой
196
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .¿j. № 7, 2014
профессиональный уровень, а иногда и желание обучаться в вузе дальше. Затягивание процесса психологической адаптации нередко обусловливает нарушение курсантами воинской дисциплины, безынициативность и равнодушие к изучаемым предметам и даже ухудшение состояния здоровья. В свою очередь, это вызывает недоброжелательное отношение к ним у сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.
Обозначенные проблемы определяют необходимость обширного и глубокого изучения особенностей адаптации курсантов к обучению в военном вузе с учетом специфики учебного заведения и актуальности проработки данного вопроса.
Библиографический список
1. Адаптации студентов первого курса в вузе / А.А. Кузьмишкин [и др.] // Молодой ученый. -2014. - № 3. - С. 933-935.
2. Бушурова В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза // Вестник Ленинградского университета. - Серия 6. - 1985. - № 27. -С. 45-54.
3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев: МНО, Кишиневский государственный университет им. В.И. Ленина, 1990. - 115 с.
4. Дьяков В.В., Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности в контексте связи социальной фрустрированности и персональной идентификации // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 11(19) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-lichnosti-v-kontekste-svyazi-sotsialnoy-frustrirovannosti-i-personalnoy-identifikatsii (дата обращения 23.04.2015)
5. Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.
6. Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.Д. Некрасов. - Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. - 275 с.
7. Мацкевич А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1987. -16 с.
8. Мороз А.Г. Адаптация молодого учителя. -Киев, 1990. - 52 с.
9. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. - М., 2008.
10. Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. - М., 1982. - С. 3-17.
11. Психология адаптации личности: монография / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
12. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1987. - 16 с.
13. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Л., 1985. - 17 с.
14. Словарь аналитической психологии / сост. В.В. Зеленский. - М.: Высшая школа, 2000. - 120 с.
15. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf (дата обращения 23.03.2015).
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014
197