Научная статья на тему 'Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов i курса к условиям вуза'

Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов i курса к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ADAPTATION OF STUDENTS / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL COMFORT / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина А.О., Фирсова К.А., Петунова С.А.

В статье рассмотрена проблема адаптации студентов 1 курса, а так же приведено исследование психофизиологических аспектов адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PSYCHO-PHYSIOLOGICAL ASPECT''S OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO UNIVERSITY CONDITIONS

The article considers the problem of adaptation of students of 1st year, and also shows the study of psycho-physiological aspects of adaptation.

Текст научной работы на тему «Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов i курса к условиям вуза»

УДК 159.9.07+612.821

© Ильина А.О., Фирсова К.А., ©Ilina A.O., Firsova K.A.,

Петунова С.А., 2016 Petunova S.A., 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИ- THE STUDY OF PSYCHOPHYSI-ЗИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ OLOGICAL ASPECT'S OF ADAP-АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ I TATION OF FIRST-YEAR STU-КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА DENTS TO UNIVERSITY CONDI-

TIONS

Аннотация. В статье рассмотрена проблема адаптации студен- Abstract. The article considers тов 1 курса, а так же приведено the problem of adaptation of stu-исследование психофизиологиче- dents of 1st year, and also shows ских аспектов адаптации. the study of psychophysiological

aspects of adaptation.

Ключевые слова: адаптация

студентов, психофизиологиче- Key words: adaptation of stu-ский комфорт, нервно- dents, psycho-physiological com-

психическая устойчивость. fort, psychological stability.

Обучение в высшем заведении образования для студентов - один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Гришанов А.К., Цуркан В.Д. утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту [1]. Ронгинская Т.И. выдвигает гипотезу о том, что адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он

должен проявляться в изменениях уровневых значении отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса, то адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения [2].

Цель исследования - изучить психофизиологические аспекты адаптации студентов первого курса к условиям ВУЗа.

В соответствии с целью, были определены следующие задачи: 1) исследовать уровень нервно-психической адаптации студентов; 2) определить уровень нервно-психической устойчивости студентов; 3) оценить уровень психофизиологического комфорта студентов; 4) исследовать уровень адаптации студентов к условиям вуза; 5) выявить свойства темперамента студентов и провести анализ их взаимосвязи с успешностью адаптации к условиям вуза.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между успешностью адаптации студентов по психофизиологическому показателю и свойствами темперамента (ригидность, эмоциональная устойчивость).

Для достижения цели и задач исследования были использованы следующие методики: 1) Анкета психофизиологического комфорта (Абрамова Г.С.) 2) Тест «Нервно-психическая адаптация» (Гурвич И. Н., 1992) 3) Анкета «Итоговое исследование уровня адаптации студентов - первокурсников» 4) Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз-2» (В.Ю.Рыбников) 5) Личностный опросник Айзенка Г.Ю. 6) Метод математико-статистического анализа данных - корреляционный анализ Пирсона.

Исследование проводилось на базе Чувашского Государственного Университета имени И. Н. Ульянова. В исследовании приняло участие 30 студентов (16 девушек и 14 юношей) I курса.

В результате исследования нервно-психической адаптации было выявлено, что большинство респондентов обладают высоким (23,2%) и хорошем (43,3%) уровнем нервно психической адаптации, что говорит об их хорошем психическом здоровье, нервно-психической устойчивости и отсутствии у них признаков стресса. Но так же имеются студенты с низким (10,3%) и удовлетворительным уровнем НПА (23,2%), что говорит о нервно-психической неустойчивости и возможной вероятности пограничной психической патологии и невротизации.

Изучение психического комфорта указывает на то, что большинство студентов (63,2%) находятся в состоянии недостаточного психического комфорта, у таких студенты могут временами появляться такие проблемы, как вспыльчивость, трудности в сосредоточении внимания, утомляемость. Небольшая часть студентов (23,7%) находятся в состоянии полного психического комфорта. Так же было выявлено, что несколько 13,1% студентов находятся в состоянии психического дискомфорта, у таких студенты могут постоянно проявляться такие проблемы как, повышенная утомляемость, ослабленная память и внимание, трудности при усваивании материала и попытки сосредоточится, вспыльчивость.

В результате исследования уровня физиологического комфорта было установлено, что большинство исследуемых студентов (43,2%) находятся в недостаточно комфортном физиологическом состоянии, у таких студентов временами могут проявляться такие проблемы, как головные боли, учащенное сердцебиение, плаксивость. Так же часть испытуемых находятся в состоянии физиологического комфорта (36,6%). Меньше всего студентов находятся в состоянии физиологического дискомфорта (20,2%). У таких студентов могут постоянно проявляться такие симптомы, как плаксивость, головные боли, усиленное сердцебиение, дрожь в теле, ухудшение аппетита, повышенное потоотделение и покраснение при волнении.

В ходе исследования нарушений сна, у большинства респондентов нарушения сна отсутствовали (60,5%). У части респондентов наблюдаются незначительные нарушения сна (33,2%). И лишь у нескольких респондентов были выявлены значительные нарушения сна (6,3). У данных студентов постоянно наблюдаются такие проблемы как, проблемы с засыпанием, прерывистый сон, вялость, сонливость и усталость после ночного сна, кошмарные сновидения, плохой сон.

Почти для половины студентов (43,3%) процесс адаптации был не долгим и не трудным. Так же для части студентов вообще не потребовалась никакая адаптация (30,2%), они сразу почувствовали себя студентами. Такие студенты были удовлетворены в основном всеми аспектами студенческой жизни, так же у данных студентов наблюдаются хорошие взаимоотношения с преподавателями и одногруппниками. Мотивацией данных студентов для поступления в ВУЗ являлся интерес к профессии и совет специалистов по профориентации. Но для 26,5% процесс адаптации проходили долго и трудно. У таких студентов наблюдается неудовлетворенность многими аспектами студенческой жизни, такими как, набор и содержание ученых дисциплин, качество преподавания, наблюдаются проблемы во взаимоотношениях с преподавателями и одногруппниками. Мотивацией для поступления в данный вуз у данных респондентов послужило желание получить диплом не важно где, нежелание идти в армию и давление родителей.

Результаты корреляционного анализа при данном количестве испытуемых (N=30) показывают наличие значимой статистической связи на уровне р=0,05 при значении коэффициента корреляции не меньше критического значения 0,361. Была установлена взаимосвязь между успешностью адаптации, взаимоотношениями с одногруппниками и преподавателями (г=0,43) и уровнем ригидности (г=0,36) и возбудимости (г=0,42). Студенты, чей уровень возбудимости и ригидности высокий имеют проблемы с адаптацией, во взаимоотноше-

ниях с одногруппниками и преподавателями. Была установлена взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью, нервно-психической адаптацией и уровнем ригидности и возбудимости (г=0,45; г=0,38). Студенты, чей уровень ригидности и возбудимости на очень высоком уровне имеют низкие показатели НПУ и НПА. Так же была установлена взаимосвязь между высокими показателями ригидности и возбудимости, уровнем психического (г=0,49), физиологического комфорта (г=0,49) и состоянием сна (г=0,39). У студентов с высокими показателями ригидности и возбудимости было выявлено состояние психического и физиологического дискомфорта, а так же нарушения сна.

Таким образом, адаптация студентов к условиям вуза проходит как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, ее успешность обусловлена психофизиологическими характеристиками, способными компенсировать некоторые личностные свойства студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 1990. - С.29-41.

2. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1987. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.