Научная статья на тему 'Использование психолого-педагогических методик в исследовании формирования социальных и личностных ролей'

Использование психолого-педагогических методик в исследовании формирования социальных и личностных ролей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ / МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ПЕРВОКУРСНИКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS / ADAPTATION / SOCIAL ROLES / PERSONAL ROLES / SMALL SOCIAL GROUP / FIRST-YEAR STUDENTS / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федотова Марина Геннадьевна, Дмитриева Алла Георгиевна

Статья посвящена проводимому авторами исследованию процесса адаптации первокурсников РЭУ им. Г. В. Плеханова (экономические направления) к обучению в вузе на занятиях по иностранному языку. Целью исследования, состоящего из трех этапов, является использование в практической работе психолого-педагогических методик и технологий, способствующих скорейшей интеграции учащихся в получение нового для них вида образования высшего. В статье авторы описывают и анализируют результаты первого этапа исследования, который направлен на выявление личностных и социальных ролей студентов при формировании малой социальной группы на базе учебной группы. Это является актуальным, так как молодые люди, поступившие в вуз на специальности экономических направлений, сталкиваются с проблемами как академического, так и личностного характера. В частности, с проблемой определения своей личностной и групповой роли. В статье также освещены методики, использованные при проведении исследования и соответствующие его цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федотова Марина Геннадьевна, Дмитриева Алла Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Techniques in Research of Social and Personal Roles of 1 st-Year Students

The article is devoted to the research on the process of adaptation of Plekhanov Russian Economic University first-year students to learning in higher education institution as exemplified by foreign language classes. The three-stage research is focused on practical use of psychological and pedagogical techniques streamlining the easy integration of students into the learning process of higher educational institution. In the article, we describe and analyze the results of the 1st stage of the study, aimed at identifying personal and social roles of students in the process of establishing small social group within training unit. Entering the university, students face both academic and personal problems, in particular, the problem of determining their personal and group roles. The article also highlights the applied techniques used in the research and its objectives.

Текст научной работы на тему «Использование психолого-педагогических методик в исследовании формирования социальных и личностных ролей»

УДК 378:37.013.77

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-35-42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИССЛЕДОВАНИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РОЛЕЙ

© Федотова Марина Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36 E-mail: mgfedotova@yandex.ru

© Дмитриева Алла Георгиевна старший преподаватель,

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36 Е-mail: allagdmitrieva@gmail.com

Статья посвящена проводимому авторами исследованию процесса адаптации первокурсников РЭУ им. Г. В. Плеханова (экономические направления) к обучению в вузе на занятиях по иностранному языку. Целью исследования, состоящего из трех этапов, является использование в практической работе психолого-педагогических методик и технологий, способствующих скорейшей интеграции учащихся в получение нового для них вида образования — высшего. В статье авторы описывают и анализируют результаты первого этапа исследования, который направлен на выявление личностных и социальных ролей студентов при формировании малой социальной группы на базе учебной группы. Это является актуальным, так как молодые люди, поступившие в вуз на специальности экономических направлений, сталкиваются с проблемами как академического, так и личностного характера. В частности, с проблемой определения своей личностной и групповой роли. В статье также освещены методики, использованные при проведении исследования и соответствующие его цели.

Ключевые слова: психолого-педагогические методики, адаптация, социальные роли, личностные роли, малая социальная группа, первокурсники, иностранный язык.

Введение. Настоящая статья описывает первые три этапа исследования, проводимого в 2016-2017 гг. в РЭУ им. Г. В. Плеханова при участии студентов-первокурсников. Исследование посвящено изучению проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении, ее психологическим аспектам и различным педагогическим методикам, целью применения которых является упрощение процесса социальной и личностной адаптации студента к условиям жизнедеятельности в вузе на примере занятий по предмету «Иностранный язык». В статье тематизированы и проанализированы этапы проведенного исследования: подготовка исследования и выбор психологических методик, отвечающих поставленным целям; проведение психологического исследования, подведение промежуточных результатов и выводы; планирование педагогического процесса, направленного на стимулирование процесса адаптации. В исследовании приняли участие 24 студента-первокурсника, обучающихся в одной и той же группе. Исследование проводилось анонимно и добровольно.

Подготовка исследования. Обучение в высшей школе предполагает работу с индивидами, уже перешагнувшими пубертат, но с еще не до конца развитой нервной системой, которая окончательно сформируется в более старшем возрасте. Незавершенное развитие нервной системы, физический и психологический стресс, новое социальное окружение — все эти факторы являются причиной необходимости проведения мер по адаптации и интеграции студентов-первокурсников в вузе. Меры, способствующие привыканию и приспособлению к новому виду деятельности, к новым общественным отношениям, а также к новому статусу — статусу студента, должны являться важной составляющей педагогического процесса и учебной программы.

Преподавание в высшей школе осложняется в первую очередь тем, что студенты первых семестров обучения остро нуждаются в адаптации, которая отнимает большое количество времени и усилий, а также напрямую влияет на успешность усвоения профессиональных знаний и учебного процесса в целом.

Говоря о месте и роли адаптации в программе обучения экономистов, важно отметить, что студенты-экономисты оказываются под двойным давлением. Не только потребность в изменении поведения в соответствии с меняющимися условиями, но также и большой объем ранее неизвестной информации по предметам экономического сегмента обучения осложняют процесс обучения. Экономика и смежные области знаний постоянно пополняются новыми научными и практическими знаниями и исследованиями, поскольку экономика как отрасль науки непрерывно развивается и обновляется.

Первокурсники имеют опыт школьных отношений, которые обычно построены по территориальному признаку. Главным же принципом формирования учебной группы студентов (группа студентов здесь и далее рассматривается нами как малая социальная группа) является специализация, выбранная в качестве основной дисциплины. Группа формируется на основе профессиональных интересов и способностей, а значит, первокурсники изначально не имели личного контакта до поступления в вуз.

А. В. Сиомичев утверждает, что «адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения» [20].

Различные психологические методики становятся важным орудием преподавателя при обучении, а изучение особенностей их применения является важным аспектом практической педагогической деятельности.

Выбор психологических методик. Для проводимого исследования были выбраны три психологические методики, исследующие самооценку и самоощущение человека, социальные роли в группе и групповую сплоченность.

1. Методика Q-сортировки Стефансона.

Данная методика исследует представления человека о себе, а также дает представление о поведении и функционировании индивида в группе. Ее преимуществом является возможность изучить реальное «я» испытуемого, а не соответствие социальным нормам и тенденциям. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и ее избегание. Текст данной методики состоял из 60 вопросов и предъявлялся испытуемым в виде списка, на которые следовало отвечать «да» или «нет», в исключительных случаях разрешалось давать ответ «сомневаюсь». Кратко опишем значение выше обозначенных шести тенденций. Зависимость — внутреннее и внешнее стремление к принятию групповых стандартов и ценностей;

личность, которой присуща тенденция «зависимость», часто описывается как безответная и следующая указаниям. Независимость — стремление не принимать групповые стандарты; такая личность склонна к самостоятельности, решительности и отстаиванию своих интересов.

Общительность — стремление образовывать эмоциональные связи внутри группы и за ее пределами, жизнерадостность и интерес к общению. Необщительность — отсутствие стремления образовывать эмоциональные связи в группе и за ее пределами, нелюдимость, пассивность, молчаливость.

Принятие «борьбы» — стремление участвовать в групповой жизни, к достижению статуса в группе, упорство в достижении своих целей, требовательность.

Избегание «борьбы» — избегание взаимодействия, нейтральность и поиск компромиссов, подчинение чужой воле.

2. Групповые роли Т. П. Галкина.

Данная методика позволяет исследовать роли отдельных индивидов в группе, описывая «роли» в соответствии с их функциями. В успешно функционирующей группе каждый из ее членов имеет одну или несколько из восьми нижеописанных ролей, и эти роли распределены внутри группы так, чтобы в идеальном варианте каждая имела минимум одного представителя. В данной методике выделены следующие роли и соответствующие им функции и свойства:

- Председатель.

Функции: собирает и рассматривает различные мнения и принимает решения. Свойства: умение слушать, хорошее владение речью и умение выступать перед другими, логика, решительность. Тип: спокойный, стабильный, нуждается в высокомотивированной группе. — Формирователь.

Функции: лидер, объединяет усилия членов группы. Свойства: динамичность, решительность. Тип: доминирующий, общительный, нуждается в компетентной умелой группе.

Председатель и формирователь — два противоположных подхода к общему управлению группой. — Генератор идей.

Функции: формирование идей. Свойства: когнитивно развит, креативность. Тип: личность, генерирующая большое количество материала, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

- Оценщик идей (критик).

Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитическое мышление, интеллектуальность, эрудиция, контроль за группой и ее связью с реальностью. Тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в непрекращающемся потоке новой информации.

- Организатор работы.

Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организаторские качества, сила воли, решимость. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

- Организатор группы.

Функции: способствует согласию в группе, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы. Свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникабельность. Тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

- Исследователь ресурсов.

Функции: является связующим звеном с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

- Завершитель.

Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

3. Определение индекса групповой сплоченности К. Сишора.

Групповая сплоченность — один из самых важных параметров, указывающих на степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Это привязанность членов к группе, их взаимоотношения, приверженность к единым ценностям и ориентирам. Данный параметр можно определить при помощи методики, состоящей из 5 вопросов. Полученный результат использования данной методики обозначает индекс групповой сплоченности, от низкого до высокого.

Проведение исследования и подведение предварительных результатов. Исследование проводилось в несколько этапов, чтобы снизить нагрузку на испытуемых и не влиять на ход и эффективность педагогического процесса. Все три методики использовались в одной и той же группе студентов в течение первого семестра обучения (октябрь — декабрь 2016 г.). Поскольку участие в исследовании было добровольным и анонимным, каждый студент имел право отказаться от участия в нем. Было опрошено 24 первокурсника.

Исследование проводили авторы данной статьи, являющиеся преподавателями РЭУ им. Г. В. Плеханова по дисциплине «Иностранный язык», планирующие обучать данных студентов на последующих курсах, а также профессиональный психолог.

Результаты применения методики «^-сортировка».

Тенденции Количество респондентов, у которых превалирует данная тенденция

Зависимость 13 (1 тенденция не выражена, амбивалентность)

Независимость 10 (1 тенденция не выражена, амбивалентность)

Общительность 23

Необщительность 1

Принятие «борьбы» 8 (5 тенденция не выражена, амбивалентность)

Избегание «борьбы» 11 (5 тенденция не выражена, амбивалентность)

Рассмотрение результатов исследования показало, что чуть больше половины студентов группы демонстрируют тенденции принятия групповых норм, нерешительности и подчинения лидерам. С другой стороны, почти половина группы демонстрирует независимость поступков от групповых норм, самостоятельность и упорство в достижении своих целей.

Почти абсолютное большинство (96%) респондентов демонстрируют стремление образовывать эмоциональные связи, открытость общению, вероятно желание завести друзей внутри коллектива. Лишь один человек, согласно результатам исследования, имеет тенденцию «необщительность», хотя результаты опрошенного находятся почти на значении амбивалентности. Высокая выраженность общительности характерна для молодого коллектива, в котором социальные связи еще плохо развиты и исходные ре-

акции одногруппника плохо поддаются прогнозированию в силу малого опыта общения. Данная высокая выраженность общительности также говорит о «здоровье» группы, не успевшей создать серьезных конфликтов в течение первых недель обучения. Открытость и интерес к одногруппникам является важным результатом данного исследования, который поможет определить концепцию педагогического процесса.

Говоря об амбивалентности тенденций, вероятно означающей внутренний конфликт личности, важно обратить внимание на результаты исследования по шкале «избегание борьбы»/принятие «борьбы». Больше 20% респондентов демонстрируют тенденцию к активному участию в социальной жизни группы и достижению высокого социального статуса, с одной стороны, и стремление ухода от конфликтов — с другой. Почти половина группы демонстрирует стремление ухода от конфликтов, поиска компромиссов и готовность подчиниться чужой воле. Более 30% стремятся к высокому статусу в группе и готовы настойчиво идти к своей цели, не избегая конфликтов.

Важно отметить, что стремление к избеганию конфликтов может быть продиктовано не только личностными качествами индивидов, неустойчивостью связей в новой молодой социально группе, но и статусом проводящего исследование, а именно преподавателем.

Результаты применения методики «Групповые роли» Т. П. Галкиной. Результаты данной методики для большей наглядности представлены ниже.

Таблица 1

Роли Студенты^ Председатель Формирователь Генератор идей Оценщик идей Организатор работы Организатор группы Исследователь ресурсов Завершитель

1 +

2 +

3 +

4 +

5 + + +

6 +

7 +

8 +

9 +

10 + +

11 +

12 +

13 + +

14 +

15 +

16

17 +

18 +

19 +

20 + +

21 + + + +

22 + +

23 +

24 +

Сумма 6 2 3 0 6 8 2 5

Данные таблицы 1 наглядно демонстрируют следующие тенденции:

Во-первых, почти все роли, за исключением одной, сравнительно равномерно распределены среди студентов. Наибольшее количество респондентов видят себя «организатором группы» — человеком, который отвечает за эмоциональный комфорт внутри группы, сглаживает конфликты и улучшает качество контакта, что коррелирует с результатами предыдущей методики. Нацеленность на плодотворное общение и избегание конфликта являются характеристикой группы на момент окончания первого семестра обучения.

Во-вторых, четверть группы видит себя «председателем», т. е. тем, кто принимает решения и учитывает мотивацию и ресурсы группы. Другая четверть видит себя «организатором работы» (ни один студент-«председатель» не видит себя «организатором работы»), они перерабатывают идеи председателя и отвечают за активные действия на пути воплощения идей.

Заключение. Результаты методики показывают сравнительно сбалансированное распределение ролей, где каждый студент видит свою роль в функционировании группы, и, соответственно, ощущает себя ее частью. Единственная роль, которую на момент первого семестра обучения не взял на себя ни один студент, — это роль «оценщика идей», роль критика, который постоянно оценивает идеи и действия группы относительно реальности, а также корректирует их. Мы полагаем, что это лишь подтверждение незрелости группы, чьи члены недостаточно хорошо знают друг друга, и потому предпочитают не давать оценку действиям окружающих. Данный факт также коррелирует с тенденцией к неконфликтности и сохранению дружественной атмосферы, несмотря на то, что многие студенты личностно способны на конфронтацию, что подтверждается данными метода Q-сортировки.

Результаты применения методики «Индекс групповой сплоченности» К. Сишора.

В результате проведения исследования по данной методике был выявлен индекс групповой сплоченности в данной группе. 18 респондентов продемонстрировали высокий уровень групповой сплоченности, 6 — средний и выше среднего, что означает высокий уровень интегрированности и наличие общих целей у всех опрошенных первокурсников. Мы склонны оценивать полученные результаты как проявление ожиданий респондентов на дальнейший период обучения. Поскольку группа была сформирована менее 6 месяцев назад, мы предполагаем, что полученные результаты отражают скорее идеальные представления о функционировании группы.

Через год после проведения описываемого этапа исследования авторы планируют проведение повторного опроса этих же студентов, уже завершивших процесс адаптации к учебе в вузе. Тогда станет возможно сделать точный вывод о степени истинности настоящих результатов. Однако и нынешние результаты представляются авторам чрезвычайно важными, поскольку демонстрируют наличие у студентов готовности создать сбалансированную и сплоченную группу, что способно существенно повысить работоспособность и эффективность обучения каждого будущего квалифицированного специалиста в области экономики.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 318 с.

2. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2005. — 186 с.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций: собр. соч. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2003.

5. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.

6. Гальперин П. Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Теории учения: хрестоматия / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Российское психологическое общество, 1998а. — 148 с.

7. Гингель Е. Диалог как фактор адаптации первокурсников // Высшее образование в России. — 2007. — № 9. — С. 158-160.

8. Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психологопедагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев, 1990. — С. 2941.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кусакина С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 8. — С. 2437.

10. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — С 17-41.

11. Дубовицкая Т. Д, Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование: электронный журнал. — 2010. — №2.

12. Жиркова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студентов // Наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 10-13.

13. Карасева С. Н. Проблема адаптации первокурсников вузов к учебному процессу // Современные проблемы науки и образования. — 2005. — № 2.

14. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. — СПб., 1995а.

15. Курц М. В. Педагогические факторы и барьеры развития способностей самоактуализации студентов в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2010. — 23 с.

16. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Теории учения: хрестоматия / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Российское психологическое общество, 1998.

17. Медведев В. И. Адаптация человека. — СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. — 584 с.

18. Подойницына И. И. Адаптация студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса // Социальные проблемы. — 2008. — № 2: http://socprob.ru/2008/ adaptatsiya-studentov-v-novoy-sotsiokulturnoy-srede-kak-predmet-obrazovatelnogo-diskursa.html (дата обращения: 15.05.2011).

19. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, С. Б. Лурье, О. В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 141-147.

20. Селезнева Н. А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. — 2010. — № 202. — С. 331-336.

21. Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. ... канд. психол. наук. — Л., 1985. — 17 с.

22. Турмасова А. А., Юдеева Т. В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Концепт. — 2016. — Т. 2. — С. 461-465.

23. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Определение индекса групповой сплоченности Сишора // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. — С. 179-180.

24. Хицкая В. Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе: монография. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2008. — 128 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNIQUES

IN RESEARCH OF SOCIAL AND PERSONAL ROLES OF 1ST-YEAR STUDENTS

Marina G. Fedotova

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Plekhanov Russian Economic University

36 Stremyanny Court, Moscow 117997, Russia

E-mail: mgfedotova@yandex.ru

Alla G. Dmitriyeva Senior Lecturer,

Plekhanov Russian Economic University 36 Stremyanny Court, Moscow 117997, Russia E-mail: allagdmitrieva@gmail.com

The article is devoted to the research on the process of adaptation of Plekhanov Russian Economic University first-year students to learning in higher education institution as exemplified by foreign language classes. The three-stage research is focused on practical use of psychological and pedagogical techniques streamlining the easy integration of students into the learning process of higher educational institution. In the article, we describe and analyze the results of the 1st stage of the study, aimed at identifying personal and social roles of students in the process of establishing small social group within training unit. Entering the university, students face both academic and personal problems, in particular, the problem of determining their personal and group roles. The article also highlights the applied techniques used in the research and its objectives.

Keywords: psychological and pedagogical methods; adaptation; social roles; personal roles; small social group; first-year students; foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.