2018, том 20 [7]
УДК 316.6
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОРДИНАТОРОВ
Коваленко Л.А.
Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты исследования и анализ социальных установок ординаторов 1 и 2 года обучения Медицинского института, направленного на прогнозирование профессионального поведения - вариантов исполнения профессиональной и социальной роли врача. Профессиональная роль, являясь частью социального ролевого репертуара, на современном этапе модернизации врачебной профессии, представляет достаточно сложную модель профессионального поведения. Исследование выраженности социально-психологических
установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд -деньги», затрагивает отдельные характеристики социального статуса будущего врача в контексте основных критериев и прежде всего, социально-психологических, таких как социальные установки. Процесс профессионализации будущего врача как субъекта труда неразрывно связан с общим процессом социализации личности.
Профессиональная деятельность во многом детерминируется социокультурной средой, социальным статусом индивида, принятыми в
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-90-95
SOCIAL INSTALLATIONS AS A FACTOR FOR FORMING SOCIAL ROLES AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL BEHAVIOR OF ORDINATORS
Kovalenko L.A.
Surgut state university, Surgut, Russian Federation
Annotation. The article presents the results of the research and analysis of the social attitudes of the residents of the 1st and 2nd year of training at the Medical Institute aimed at predicting professional behavior - the options for fulfilling the professional and social role of the doctor. The professional role, being a part of the social role repertoire, at the present stage of modernization of the medical profession, represents a rather complex model of professional behavior. The study of the severity of the socio-psychological attitudes aimed at «altruism-selfishness», «process-result», «freedompower», «labor-money», affects certain characteristics of the social status of the future doctor in the context of the main criteria and, first of all, psychological, such as social attitudes. The process of professionalization of the future doctor as a subject of labor is inextricably linked with the general process of socialization of the individual. Professional activity is largely determined by the socio-cultural environment, the social status of the individual, the values accepted in society, personal life plans. On the basis of the conducted research it can be concluded that in the process of professional, personal and social development of residents of medical schools, there is a
—--—
~ 90 ~
e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7
—--
обществе ценностями, личными жизненными планами. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в процессе профессионального, личностного и социального развития ординаторов медицинских вузов необходима систематизация в формировании социальных установок в образовательном процессе. Ключевые слова: социальные установки, социальные и профессиональные роли, профессиональное поведение ординаторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Коваленко Е.И., Коваленко Л.А. Концептуальный анализ социальной ответственности личности профессиональной деятельности / Е.И. Коваленко, Л.А. Коваленко // Инновации в современном мире: материалы международной науч.-практ. конф. - Москва, 2015. - С. 43-46
[2] Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. - 239 с.
[3] Коваленко Е.И., Коваленко Л.В. Значение социальных установок в формировании социальной ответственности ординаторов / Е.И. Коваленко. Л.В. Коваленко // Журнал «Медицина и экология»: материалы III Центрально-Азиатской международной науч.-практ. конф. по мед. обр. - Караганда, 2015. - С. 203-205
[4] Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной/ Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - 672 с.
[5] Гулевская А.Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: монография / А.Ф. Гулевская, В.П. Максимов. -Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 208 с.
need for systematization in the formation of social attitudes in the educational process.
Key words: social attitudes, social and professional roles, professional behavior of residents.
REFERENCES
[1] Kovalenko E.I., Kovalenko L.A. Conceptual analysis of the social responsibility of the personality of professional activity / E.I. Kovalenko, L.A. Kovalenko // Innovations in the modern world: materials of the international scientific-practical. Conf. - Moscow, 2015. - P. 43-46
[2] Muzdybaev K. Psychology of responsibility / K. Muzdybaev. - L.: Science. Leningr. Deposition, 1983. - 239 p.
[3] Kovalenko E.I., Kovalenko L.V. The importance of social attitudes in the formation of social responsibility of residents / E.I. Kovalenko, L.V. Kovalenko // Journal of Medicine and Ecology: materials of the III Central Asian International Scientific and Practical Conference. Conf. by honey. arr. - Karaganda, 2015. - P. 203-205.
[4] The methodology of diagnosing the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere. Potemkin / Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Tutorial. Ed. and sost. Raigorodsky D.Ya. - Samara, 2001. - 672 p.
[5] Gulevskaya A.F. Pedagogical conditions for the formation of social responsibility for students of economic specialties: monograph / A.F. Gulevskaya, V.P. Maksimov. - Yuzhno-Sakhalinsk: Publishing House of Sakha State University, 2012. - 208 p.
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена объективно возросшей
потребностью общества и государства во врачах, обладающих социальной ответственностью за деятельность в сфере медицинских отношений. В связи с этим встает вопрос о профессиональном, личностном и социальном развитии ординаторов
медицинских вузов. Однако развитие социальной ответственности в значительной степени происходит стихийно в условиях недостаточно разработанного, научно обоснованного, планомерно организованного процесса формирования данного феномена врачей. Социальную ответственность, мы определяем, как обобщенный образ предстоящей
~ 91 ~
—--
e-ISSN 2226-7417 Vol. 20. No 7
деятельности, на основе которого врач готовится к выполнению профессиональных функций в соответствии с социальными, медицинскими нормами и осознанием нравственного долга перед обществом.
Процесс профессионализации будущего врача как субъекта труда неразрывно связан с общим процессом социализации личности.
Профессиональная деятельность во многом детерминируется социокультурной средой, социальным статусом индивида, принятыми в обществе ценностями, личными жизненными планами. М. Вебер рассматривал статус как показатель жизненных шансов и предлагал учитывать его как отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. В современной интерпретации социальный статус врача, как его позиция, определяемая по совокупности прав и обязанностей, социальных ожиданий, устойчивых норм поведения, безусловно, обусловлена особенностями функционирования системы здравоохранения [1, с.44].
Задачи исследования, представленные в данной статье, не предусматривают комплексную оценку социального статуса будущего врача, но, безусловно, затрагивают отдельные его характеристики в контексте основных критериев и прежде всего, социально-психологических, таких как социальные установки.
В связи с этим, исследование социальных установок будущих врачей (ординаторов 1 и 2 года обучения), представляет интерес в плане прогнозирования профессионального поведения - вариантов исполнения профессиональной и социальной роли. Профессиональная роль, являясь частью социального ролевого репертуара, на современном этапе модернизации врачебной профессии, представляет достаточно сложную модель профессионального поведения.
Основными характеристиками социальной роли по Парсонсу являются масштаб, способ получения, уровень эмоциональности, формализация и мотивация. Реализация аналитических задач нашего исследования
обязывает кратко остановиться на каждом элементе [2, с.124].
Масштаб профессиональной роли врача на первый взгляд сводится к узкому кругу специфических вопросов и является ограниченным. В то же время диапазон межличностных отношений достаточно широк и представлен следующими видами социального взаимодействия: врач внутри коллектива врачей (врач-врач), врач внутри профессионального сообщества (специалист-специалист), врач в контексте отношений с пациентами (врач-пациент, больной), врач в контексте отношения к себе как врач. Выполнение этих элементов ролевого репертуара во многом зависят от коммуникативной техники, ряд недостатков которой было отмечено при оценке коммуникативного модуля врачей.
Способ получения рассматриваемой роли обусловлен достигаемым социальным статусом врача, т.е. требует от индивида существенных усилий, и тесно связан с понятиями вертикальной и горизонтальной профессиональной
мобильности.
Уровень эмоциональности профессиональной роли врача зависит от профиля врачебной деятельности. Специфика хирургической специальности требует от врача эмоциональной сдержанности. В тоже время такие механизмы социальной перцепции, необходимые для реализации профессиональной роли, как эмпатия и аттракция подразумевают наличие определенной эмоциональности.
Формализация как дескриптивная
характеристика роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Формализацию отношений в системе врач-пациент адекватно отражает тезис Т. Парсонса о том, что профессиональная культура институализирует универсалистские стандарты оказания услуг, не обращая внимания на партикуляристские характеристики пациента. Рассматривая врачебный коллектив с позиций микросоциума, безусловно, нельзя исключить ролевые конфликты на этом уровне, вызванными именно «неформальными» взаимодействиями,
~ 92 ~
—--
e-ISSN 2226-7417 Vol. 20. No 7
что было продемонстрировано в ряде исследований.
Мотивации профессиональной роли Т. Парсонс уделял принципиальное значение, определяя в качестве «заключительного центрального критерия» профессиональной роли альтруистическую мотивацию труда [2, с.67].
Для оценки социальных установок, формирующих социальные и профессиональные роли врача, мы провели исследование социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной в группах ординаторов 1 и 2 года обучения Медицинского Института Сургутского государственного университета. В исследовании приняли участие 197 ординаторов, из них 105 (53%) ординаторов 1 года обучения и 92 (47%) ординатора 2 года обучения. Группу респондентов составили 44 (22%) мужчины и 153 (78%) женщины. В исследовании приняли участие ординаторы по 25 специальностям [3, с.204].
Исследование выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги», направлено на оценку и прогнозирование профессионального поведения - вариантов исполнения профессиональной и социальной роли ординаторов. Профессиональная роль, являясь частью социального ролевого репертуара профессиональной деятельности, представляет достаточно сложную модель профессионального поведения и представлена в следующих ориентациях деятельности. А также является деятельностным компонентом социальной ответственности врача. Выражающейся в готовность личности осуществлять осознанный выбор определенной линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении на основе сформированного мировоззрения и развитого самосознания [1, с.44].
Ориентация на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются
над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их
результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.
Ориентация на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.
Ориентация на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.
Ориентация на свободу. Главная ценность для этих людей — это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».
Ориентация на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.
~ 93 ~
Since 1999
e-ISSN 2226-7417
—--—
Следует отметить, что можно, на основании результатов использования методики, выявить несколько групп испытуемых: 1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени. 2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо. 3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у
которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать [4, с.241].
Сравнительный анализ показателей социально-психологических установок по 4 шкалам: «альтруизм - эгоизм», «процесс-результат», «свобода- власть», «труд-деньги» в группах ординаторов 1 и 2 года обучения представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей социальных установок в группах ординаторов 1 и 2 года
обучения Медицинского института
Социальные установки Среднее значение 1 год (n=105) Среднее значение 2 год (n=92) t-критерий Стьюдента Значимость, P
Альтруизм 6,5 7,7 2,058 ,054*
Эгоизм 5,2 5,7 1,709 ,105
Процесс 5,9 6,3 1,265 ,222
Результат 5,0 8,0 9,000 ,000**
Свобода 5,3 5,6 1,605 ,107
Власть 6,0 6,3 1,239 ,219
Труд 5,4 6,1 1,227 ,208
Деньги 6,4 6,9 1,607 ,103
Согласно полученным результатам (табл. 1) среднее значение по шкале альтруизм ординаторов 1 года обучения (6,5) статистически достоверно отличается от среднего значения ординаторов 2 года обучения (7,7) при уровне значимости р <0,05. Выявленная «ориентация на альтруизм», по Т. Парсонсу является основным признаком профессионализма, и, безусловно, позволяет положительно оценить социальные установки выборки ординаторов года обучения. Именно личность, ориентирующаяся на альтруистические ценности, соответствует социальным экспектациям по отношению к представителям врачебной профессии [1, с.45].
Средние значения по шкалам эгоизм, процесс, свобода, власть, труд и деньги у ординаторов 1
года обучения статистически достоверно не отличается от средних значений ординаторов 2 года обучения при уровне значимости р>0,05.
Среднее значение по шкале результат ординаторов 1 года обучения (0,5) статистически достоверно отличается от среднего значения ординаторов 2 года обучения (8,0) при уровне значимости р <0,001. Личности, ориентирующиеся на результат, считаются одними из самых «надежных», так как они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам и неудачам.
Сравнительный анализ выраженности социальных установок ординаторов 1 и 2 года обучения представлен на рис. 1.
~ 94 ~
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7
—--—
• 1 год обучения — * — 2 год обучения
Альтруизм
Деньги ^' ^г \\ И ч Эгоизм
\ Л
| 1 Труд % % 0 А Процесс
\ 4 / 1 1
Власть * 1 1 Результат
Свобода
Рис. 1. Сравнительный анализ выраженности социальных установок ординаторов 1 и 2 года обучения
Диагностика социальных установок личности по шкале процесс-результат может быть использована для прогнозирования
толерантности к профессиональным стрессорам. В ходе изучения качеств личности, как медиаторов профессионального стресса, было доказано существование двух личностных типов, обладающих разной устойчивостью к стрессу [3, с.205].
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в процессе профессионального, личностного и социального развития ординаторов медицинских вузов необходима систематизация в формировании социальных установок в образовательном процессе. Что в целом будет способствовать формированию и развитию социальной ответственности в рамках разработанного, научно обоснованного, планомерно организованного процесса формирования данного феномена врачей [5, с.131].
В рамках нашего исследования, для развития социальной ответственности, формирования социальных установок, социальных и профессиональных ролей в профессиональной деятельности ординаторов, разработан курс по дисциплине «Социально-психологические
основы профессиональной деятельности». Данный курс направлен на повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения. Основными задачами дисциплины являются формирование понимания закономерностей функционирования человека в различных группах и представления о социально-психологических особенностях различных видов социальных групп. Программа дисциплины направлена на формирование знаний о социально-психологических закономерностях поведения, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности будущего врача.
~ 95 ~