Научная статья на тему 'Генезис и роль самоуправления в экономических организациях'

Генезис и роль самоуправления в экономических организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис и роль самоуправления в экономических организациях»

ти, а попытаться их разрешить, прежде всего на законодательном уровне.

Примечания

1 Доклады руководителей рабочих групп МО РФ по итогам работы комиссии МО РФ в рамках анализа проблемных вопросов внебюджетной деятельности МО РФ и выработки эффективных мер по ее совершенствованию (во исполнение директивы Министра обороны РФ от 18 октября 2002 года №«225/335 // Материалы V Управления ГлавФЭУ МО РФ / Дело №> 712. - Т. 2. «Бюджет». Начато 3 апреля 2003 года.

2 Доклад командиру войсковой части 78278 о проблемных вопросах, связанных с деятельностью экономического отделения ФЭУ БФ, требующих разрешения в центральных органах воен-

ного управления // Материалы служебной переписки 4-го (экономического) отдела финансово-экономического управления Балтийского флота / Дело .№348. - Т. 2. «Доклады помощнику командующего БФ по финансово-экономической работе-начальнику финансово-экономического управления за 2002 год». Начато 1 января 2002 г.

3 Доклады руководителей рабочих групп по итогам работы комиссии МО РФ в рамках анализа проблемных вопросов внебюджетной деятельности МО РФ и выработки эффективных мер по ее совершенствованию (во исполнение директивы Министра обороны РФ от 18 октября 2002 года №225/335 // Материалы V Управления ГлавФЭУ МО РФ / Дело № 712. - Т. 2. «Бюджет». Начато 3 апреля 2003 года.

В.В. Агапова

ГЕНЕЗИС И РОЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Самоуправление - это, прежде всего, общественный феномен, который объективно возникает в той или иной социальной среде и выполняет ряд значимых экономических функций.

Каждый человек, находясь в обществе, пытается адаптировать и скорректировать в нем свое экономическое поведение, и в тоже время, сохранить себя как личность. А это значит, что он оказывает на общество определенное воздействие и вносит в него изменения. В этой связи некоторые исследователи выделяют индивидуальное самоуправление, сводя его к управлению собой как способности личности не менять своего «Я» в различных ситуациях. Такое понимание индивидуального самоуправления исключает из рассмотрения те трансформации, которые претерпевает личность под воздействием общества и общество под воздействием личности. Она как бы навязывает обществу свое экономическое поведение и не считается с интересами других людей. По существу, у этих исследователей речь идет не об индивидуальном самоуправлении, а о личностной позиции человека в различных общественных ситуациях, что противоречит рыночной парадигме «экономического человека».

Надо иметь в виду, что в условиях рынка, каждая личность имеет высокие адаптационные спо-

собности и вынуждена координировать свое экономическое поведение с экономическим поведением других людей. Они, в свою очередь, адекватно реагируют на экономическое поведение данной личности и вносят в свое экономическое поведение определенные коррективы. В этих условиях и возникает феномен индивидуального самоуправления как адаптивно-корректирующего экономического поведения личности. Вместе с тем, вся масса адаптивно-корректирующего воздействия различных людей на экономическое поведение друг друга создает общественное самоуправление, которое по-разному проявляется в той или иной социальной среде в зависимости от ее особенностей.

В экономической литературе особое место отводится производственному самоуправлению. Прежде чем рассмотреть его социально-экономические основы, обратим внимание на то, что самоуправление возникает в условиях постоянного общения людей друг с другом и нацелено на решение общих задач, которые образуются в процессе их совместной жизнедеятельности. С этих позиций самоуправление можно рассматривать как способ экономического объединения людей в организацию по достижению определенных целей1.

Выделяют разные типы организаций. В обществе они могут возникать по чьей-либо инициа-

© В.В. Агапова, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

131

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

В.В. Агапова

тиве или в следствии договоренности людей друг с другом, когда эти люди, стоя перед необходимостью решения общих задач, понимают, что объединение их индивидуальных усилий принесет больший экономический результат, чем разрозненная деятельность каждого из них. Такое свободное объединение индивидов в экономической литературе называется кооперацией. В ней, прежде всего, выделяется наличие двух начал: во-первых, объективной необходимости решения совместным путем какой-либо задачи, а во-вторых, выгоды от этого совместного решения, которые получает как организация, так и каждый индивид, участвующий в ее деятельности на добровольных началах.

Кооперативная форма организации самоуправления имеет немало исторических примеров, к числу которых можно отнести артели, различного рода товарищества и т.д.

Важным признаком кооперации является то, что она ограничена в своих размерах, предполагает постоянство входящих в нее физических лиц и, оформляясь в определенную организацию совместной деятельности, закрепляет часть функций самоуправления за наиболее авторитетными людьми, способными эффективно решать совместные вопросы и сохранять такую организацию как единое целое социальное образование. Речь по существу идет о делегировании самоуправленческих функций неформальным лидером кооперативной организации. Будучи наделенными такими функциями, неформальные лидеры изменяют свой социальный статус, приобретают экономическую власть и становятся управляющими кооперативной организации, которая под их воздействием трансформируется в иное социальное образование. В нем начинают преобладать черты той организации, которая создается по инициативе частных лиц и изначально является формальным экономическим образованием. Таким образом, любая кооперация, опирающаяся на самоуправление, параллельно создает управленческие структуры, имеющие собственные экономические цели, интересы и задачи2.

Этот процесс создания управленческих структур в кооперативных организациях носит объективный характер, который, однако, не может устранить самоуправление как объективный социально-экономический феномен, но вносит в него свои коррективы и часто ему противостоит. Заметим, что общество с момента своего возникновения

пыталось и пытается преодолеть проблему сопод-чиненности самоуправления и управления.

В экономических организациях, создаваемых по чьей-либо инициативе, главным образом частных лиц, управление является изначальным признаком этих организаций и занимает в них доминирующее положение. Кооперативные начала при таком положении управления и процессе формирования организации сохраняются, но сама кооперация как свободная ассоциация физических лиц трансформируется в трудовой коллектив, деятельность которого регламентирована определенными нормами, исходящими от управленческой структуры. Таким образом, эта структура как бы возвышается над трудовым коллективом, определяет его деятельность, разделяет ее по видам и выстраивает их в иерархической последовательности.

В формальных экономических организациях самоуправление, как индивидуальное, так и общественное, ограничено и допускается управленческими структурами, если адекватно реагирует на их требования и решает такие вопросы, какие только и могут быть решены самим трудовым коллективом. В этих условиях самоуправление раздваивается на две части, одна из которых нацелена на выполнение управленческих требований, другая, - на устранение коллективных проблем. Уместно заметить, что наличие в экономической организации любой управленческой структуры сопровождается определенными издержками на ее содержание, независимо от того, с какой эффективностью она работает. Самоуправление, действуя в рамках этих организаций, способствует экономии явных затрат и ведет к повышению эффективности производства.

Понимая, что самоуправление способно эффективно решать многие производственные вопросы, руководители частных фирм создают организационно-экономические условия, включающие трудовой коллектив в ряд управленческих процессов и стимулирующие его на достижение намеченных результатов. Все это свидетельствует о том, что в формальных экономических организациях самоуправление встроено в общую систему управления, носит упорядоченный характер, но сохраняет себя в качестве альтернативного варианта адаптивно-корректирующего воздействия трудового коллектива на руководство предприятия и руководства предприятия на трудовой коллектив.

132

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

Может создаться ложное впечатление, что в современном рыночном хозяйстве кооперативы, будучи неформальными экономическими организациями, полностью заменены частными и государственными фирмами как формальными экономическими организациями. Мировая практика свидетельствует о том, что в индустриально развитых странах кооперативное движение имеет широкий размах и служит экономическим базисом развития местного самоуправления. Убедительным примером является Швеция. В этой стране кооперативным движением по существу охвачено все гражданское население. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. человек доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве остальных продуктов, а также в производстве целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых около 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве третьей силы, или третьей альтернативы, частной и государственной собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях, особенно среди потребительских кооперативов, кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматических формах.

По оценке, 2/3 домашних хозяйств Швеции каким-либо образом связаны с кооперативным движением. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по некоторым продуктам эта доля еще выше - 99% молока, 80% мяса. Боль-

шая часть этой продукции перерабатывается на предприятиях, принадлежащих крестьянским кооперативам. Термин кооператив обычно относится к экономическому предприятию, основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов.

Среди принципов кооперативного движения: свобода членства; никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповедания; демократическое управление; один член -один голос; ограничение доходов на вложенный пай; кооперативное сообщество - это ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

В любом случае, кооперативные предприятия Швеции основываются на принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным в 1895 г., и имеющим 164 члена в 72 странах.

Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном обществе. Эти экономические организации попадают под категорию «народные движения». Решающее в развитии кооперативов -мобилизация людей, вовлечение в их деятельность новых членов и повышение их влияния.

Происшедшие в 1950-1960-е годы сдвиги к укрупнению экономических организаций с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы, так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах и на процесс всемирного развития принципов самоуправления.

Примечания

1. Существенно, что определенные возможности производственного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой гарантированы законодательно, поскольку деятельность экономических организаций имеет правовую рекомендацию. Так, в ФРГ Закон о правовом режиме предприятия определяет его внутреннюю организацию, что позволяет регулировать отношения между предпринимателем и персоналом.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

133

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Е.А. Кузнецова

Возможность работника участвовать в управлении реализуются посредством его права подавать сообщения администрации и быть выслушанным, а также права на разбирательство всех обстоятельств, касающихся его рабочего места и положения на предприятии. Помимо этого работник может действовать через производственный совет (даже не будучи его членом), через молодежный комитет. А право на участие в управлении на предпринимательском уровне реализуется работником благодаря вхождению в наблюдательный совет. Производственный совет может иметь право доступа к важнейшим видам данных, необходимых при управлении предприятием: планам производства, экономическим показателям, сведениям о персонале. Совет следит за соблюдением норм, правил техники безопасности, коллективных договоров. Он правомочен в принятии решений по таким вопросам, как

использование рабочего времени, увольнение и прием на работу, внедрение и использовании технических средств, изменения форм оплаты труда, распределение и освобождение заводских квартир. Совет регулярно отчитывается перед коллективом на общих собраниях. Поэтому без согласия предприниматель не может устанавливать трудовой распорядок, время начала и окончания работы, планы отпусков, определять тарифные разряды, направлять на профобучение.

2. Истоки развития современного производственного самоуправления в России связаны еще с советским периодом и принятием в 1987 году Закона «О предприятии», в котором позволялось создавать советы трудовых коллективов (СТК). Они могли участвовать в распределении прибыли, формировании планов. В тоже время это участие носило, как правило, формальный характер на абсолютном большинстве предприятий.

Е.А. Кузнецова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Будучи «правилами игры» в обществе, или ограничительными рамками, организующими взаимоотношения между людьми [11], институты имеют различное происхождение и выполняют разные целевые функции. Институты, - пишет Д. Норт, - «.. .задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике» [11]. Сами по себе институты представляют собой упорядоченную совокупность формальных и неформальных социальных норм, действующих в различных областях человеческих взаимодействий, охватывающих разнообразные сферы жизнедеятельности людей. Среди бесчисленного множества социальных норм выделяются экономические институты, которые возникают и действуют в процессах производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

В отличие от институтов государственной власти, возникающих под воздействием расклада политических сил и манипуляции ими, экономические институты устанавливаются людьми в зависимости, прежде всего, от технологического способа производства. Он задает основные пара-

метры человеческих взаимодействий с вещественными факторами производства. Их уровень развития и определяет эти параметры, имеющие объективно-эмпирическое происхождение и принимающие вид формальных норм в результате принятия адекватных управленческих решений.

В процессах распределения, обмена и потребления жизненных благ установленные людьми формальные нормы также имеют объективно-эмпирическое происхождение, которое подчеркивает, что эти нормы исходят из реалий экономической практики и первоначально выступают в виде неформальных параметров (или неформальных норм) человеческих взаимодействий. Итак, экономические институты не устанавливаются людьми произвольно и опираются на объективные данные хозяйственной практики, диктующей, что в данных условиях следует действовать так, а не иначе, следует ограничивать экономическое поведение людей такими, а не иными рамками. Выходит, что экономические институты не только ограничивают взаимоотношения между людьми, но и в своем выборе сами ограничены [7], имея объект-субъектное происхождение как результат трансформации неформальных

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© Е.А. Кузнецова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.