Научная статья на тему 'Формы государственной поддержки потребительской кооперации в России'

Формы государственной поддержки потребительской кооперации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2953
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы государственной поддержки потребительской кооперации в России»

© Л.В. Объедкова, 2007

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ

Л.В. Объедкова

Мировая практика кооперативного движения убедительно показывает его прогрессивное влияние на экономическое и социальное устройство общества. В мире действует более 120 разновидностей кооперативов, общей численностью свыше 700 тыс., включающих свыше 800 млн участников. Потребительская кооперация в России за 173 года существования также доказывает свою значимость, полезность и эффективность. Современная потребительская кооперация представляет собой емкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием. В потребительской кооперации тесно переплетены экономические и социальные интересы людей; это не столько санкционированный государством институт, сколько институт, возникший из прямого волеизъявления людей. Потребительская кооперация решает не только узкокооперативные задачи по удовлетворению экономических, социальных, бытовых и иных потребностей пайщиков, но и выполняет ряд государственных функций по социальной защите населения.

В настоящее время процесс формирования и развития потребительской кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее организационных форм. Обслуживая в основном сельское население, потребительская кооперация продолжает оставаться лидером российского кооперативного движения и выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития сельских территорий. Несмотря на все трудности возрождения, потребительская кооперация -это органичный, структурный элемент АПК, функционирующий в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, обусловленные взаимосвязями в АПК. Будучи многоотраслевой

хозяйственной системой, потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта, но непосредственно в его создании. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации состоит в доведении материальных благ до потребителя, а основная ее ценность - в социальной направленности, которая заключается в заботе о благосостоянии и здоровье каждого члена-пайщика. Потребительская кооперация, соединяющая в себе личные, коллективные и общественные интересы, создает реальные предпосылки и условия для более эффективного ведения всех сфер АПК и его главного звена - сельского хозяйства. Тем самым потребительская кооперация выступает в качестве одного из стабилизаторов социально-экономических издержек рыночной экономики, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства. Поэтому развитие ее организационных форм для аграрной сферы необходимо. Важно отметить и то, что потребительские кооперативы представляют собой альтернативную форму организации сельского хозяйства в интересах и производителей, и потребителей. Следовательно, ею могут воспользоваться как сельхозпредприятия, так и домашние хозяйства. Кроме того, организационные формы потребительской кооперации представляют собой специфическую форму самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских начал и прямого единения бытовых и хозяйственных сфер жизни человека. Кооперативная форма хозяйствования в наибольшей степени соответствует менталитету российского сельского жителя, сложившемуся хозяйственному укладу и традициям.

На развитии кооперативной идеологии в России сказались традиции русской общественной мысли - социальная направленность, поиск социальной справедливости в экономи-

ческих отношениях, оценка социально-экономических отношений с позиций этики и нравственности 1. Русская кооперация всегда выдвигала высокие общественные цели, несла просветительские идеи, выражала особое отношение к социальной стороне экономики, что заметно отличало ее от кооперации западных стран. Современная кооперация далека от отмеченных идеальных ценностей. Однако данная традиция в нынешних условиях органично вписывается в новую российскую кооперативную идеологию и мотивацию создания многоукладного аграрного сектора.

С учетом текущей социально-экономической ситуации к современным организационным формам потребкооперации относят: производственные кооперативы, развивающиеся в земледелии и животноводстве; сбытоснабженческие кооперативы; кредитные потребительские общества; комплексные интегрированные структуры, объединяющие производственные, перерабатывающие и торговые

предприятия; многопрофильные кооперативные объединения, включающие в свой состав почти все сельхозпредприятия административного района как членов первичного кооператива; обслуживающие кооперативы по оказанию помощи населению в приобретении топлива, семян, удобрений, химикатов, техники и т. п. В этой связи особое значение приобретает диверсификация деятельности и организационных форм потребительской кооперации (см. табл. 1).

Деятельность потребительской кооперации во многом пересекается с деятельностью государства, особенно в вопросах обеспечения социальной защиты граждан. Обобщая опыт хозяйственной деятельности организаций потребкооперации, необходимо отметить, что в современных условиях для потребительской кооперации главным остается выполнение социальной миссии - повышение жизненного уровня сельского населения путем решения его социально-бытовых проблем и сниже-

Таблица 1

Диверсификация потребительской кооперации

Виды и направления диверсификации Формы диверсификации

Отраслевая Освоение новых видов услуг: бытовых, посреднических, юридических, сбытовых, кредитных, страховых и др.

Т ерриториальная Расширение зон обслуживания: развитие деятельности в городах, среди различных групп населения, в трудовых коллективах и т. д.

Внутриотраслевая Развитие традиционных отраслей в новых направлениях: бытовое обслуживание, развитие народных промыслов, обеспечение лекарствами, расширение видов кооперативных предприятий и др.

Структурная Изменение организационных форм, например, создание оптоворозничных или производственно-торговых, а также интеграционных структур

Т ехнологическая Автоматизация рабочих мест, компьютеризация обработки и передачи информации, диспетчеризация управленческих процессов, внедрение инновационных технологий

Методологическая Применение принципов инновационного, стратегического, маркетингового подходов, экономических методов мотивации пайщиков и некооперативного населения и др.

Организационно- правовая Использование различных отношений собственности, в том числе коллективных и индивидуальных, производственных кооперативов, взаимодействие с агрохолдингами и иными интегральными структурами в рамках АПК

Инвестиционная Использование рыночных форм инвестиционной деятельности, к примеру, финансирование долгом, лизинговые отношения и др.

ние социальной напряженности в обществе. В настоящее время социальная миссия потребительской кооперации - борьба с бедностью. «Основа социальной миссии потребкооперации есть борьба за социальное счастье, социальное благополучие людей»2. На практике ее реализация связана с такими видами работ, как «доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району; доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам; содержание планово-убыточных магазинов; отпуск товаров в долг организациям социальной сферы; продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации; обслуживание бюджетных организаций; предоставление товарного кредита населению; выдача льготных путевок членам кооператива в счет кооперативных выплат»3. Названные мероприятия решают четыре основные социальные задачи, в которых конкретизируется социальная функция потребительской кооперации: решение проблемы занятости населения и кадрового обеспечения самой системы потребительской кооперации, восстановление статуса пайщика и социальная защита населения.

Выполнение потребительской кооперацией хозяйственной и социальной функций наглядно подтверждает ее возможности для развития аграрного сектора и повышения уровня жизни сельского жителя. Однако становление кооперативного сектора в России происходит не столь успешно. Это вызвано рядом причин: наличием внутрисистемных проблем, стоящих перед современной потребительской кооперацией; отсутствием целенаправленной поддержки со стороны государства. Как правило, внутрисистемные проблемы потребительской кооперации связаны прежде всего со «слабой социальной субъектной базой кооперации»4. Именно эта причина является главной для всех кооперативных структур в стране, в том числе и для системы потребкооперации. Потенциальными пайщиками потребкооперации сегодня являются владельцы личных подсобных хозяйств (ЛПХ), фермерские хозяйства, агрофирмы. Однако меж-фермерская кооперация пока находится в начале развития как из-за пространственного

рассредоточения самостоятельных крестьянских хозяйств, так и из-за активно развивающихся процессов социальной дифференциации. Крупные фермерские хозяйства, как правило, не заинтересованы в развитии кооперативных связей. Они предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Остальные фермеры ведут низкотоварное производство и еще не готовы к организации вертикальных кооперативных структур (обслуживающих кооперативов по снабжению, сервису и т. д.). Самой многочисленной категорией сельскохозяйственных производителей являются владельцы ЛПХ. В основном они работают на локальный (междеревенский или районный) рынок и пока не ощущают потребности в кооперации. Что касается агрофирм, то проведенные в большинстве из них формальные процессы приватизации не способствуют их участию в кооперативном движении. Работники этих предприятий получили земельные доли и имущественные паи условно, не могут ими распоряжаться или получать экономические выгоды от участия в долевой собственности. В результате на месте реорганизованных колхозов и совхозов возникают сельскохозяйственные производственные кооперативы и иные коммерческие сельскохозяйственные предприятия (смешанные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью), но не потребительские кооперативы.

Другой важной проблемой, тормозящей развитие потребкооперации на селе, является недостаток навыков хозяйственного самоуправления у сельских жителей, отсутствие знаний о роли и значимости кооперативов в аграрной сфере, неподготовленность специалистов и руководителей в самих кооперативных объединениях. Третьей проблемой является изношенная материально-техническая база потребительской кооперации, которая остро нуждается в инвестициях на реконструкцию и техническое перевооружение. Внутрисистемные противоречия потребительской кооперации вытекают и из ее специфических социальных целей - невозможности получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения и наличия малоэффективных и убыточных предприятий.

Эффективность многоотраслевой деятельности потребительской кооперации определяется решением отмеченных проблем, а также формами, методами и направлениями государственной поддержки. В современных условиях требуются новые подходы в государственном регулировании деятельности российской потребительской кооперации. Необходимость разработки целенаправленной государственной кооперативной политики важна для активизации кредитной, сельскохозяйственной, производственной, промысловой и других видов кооперации, всего кооперативного движения России.

Исторически сложилось, что на всех этапах развития кооперации в нашей стране государство играло регулирующую функцию, то создавая условия развития, то, наоборот, запрещая ее деятельность. В дореволюционной России была создана значительная кооперативная законодательная база: 1895 г. - Положение об учреждении мелкого кредита, 1897 г. - Нормальный устав потребительских обществ и Нормальный устав сельскохозяйственных товариществ, 1898 г. - Нормальный устав местных сельскохозяйственных обществ, 1917 г. -общероссийский закон «О кооперативных товариществах и союзах». В результате только за 1917-1918 гг. число кооперативов и их членов возросло в два-три раза. Поэтому важно не только не забывать наше кооперативное историческое наследие, но и обратить внимание правительственных органов на проблемы кооперативного движения. В рекомендациях МОТ 2002 г. «О содействии развитию кооперативов» речь идет о том, что правительства должны принимать меры в поддержку деятельности кооперативов, направленной на решение конкретных социальных и экономических задач. Может показаться, что содействие кооперативным организациям потребует от государства значительных материальных и финансовых средств. Однако исторический опыт свидетельствует об обратном. Так, «за 18711911 гг. Госбанк получил по кредитным операциям с кооперативами 5,6 млн руб., понеся убытки всего на сумму 0,4 млн руб., то есть 6 % прибыли»5. Российская кооперативная история показывает, что кооперативные заемщики оказались в три раза более исправными плательщиками, чем другие клиенты банка.

Интерес государства к сотрудничеству с потребительской кооперацией обусловлен еще и тем, что оно признает важную роль потребительской кооперации в решении социально-экономических задач российского общества, особенно в сельской местности. Например, потребительские кооперативы продолжают развивать на селе розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, а также продолжают выступать центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности: торговой, закупочной, организационно-массовой, сервисной, информационно-консультационной. Узкопрофильное торговое кооперативное предприятие становится сельским общественным, коммуникационным центром, который осуществляет связь и с пайщиками, и с обслуживаемым населением. Для потребительской кооперации сотрудничество с органами власти дает возможность укрепить свой экономический потенциал и, в конечном итоге, реализовывать свою социальную миссию. Однако никакие важные вопросы не могут быть решены на местах до тех пор, пока они не решены на федеральном уровне. Не имея своего представительства в парламенте, потребительская кооперация постоянно ощущает дефицит законодательной инициативы. Правительству необходимо создавать и поддерживать благоприятные условия развития кооперации. Влияние этих условий на уровень развития кооперативных отношений выражается в действии конкретных факторов: факторов производства, нормативных, оптимизационных и стабилизирующих. К первым относятся: обеспеченность средствами, материалами и ресурсами; потребность и спрос на продукцию; количество и качество продукции; сроки реализации; условия производства и реализации продукции и т. д. Нормативные факторы: мотивация создания потребительского кооператива; способ привлечения начального капитала и формирование паевого фонда; стабилизация финансово-экономического положения сельскохозяйственных производителей; сохранение основных отраслей потребкооперации; консультативная, информационная и научно-исследовательская поддержка развития потребкооперации. Оптимизационные факторы: законодательная база развития кооперации; нали-

чие правовых гарантий и защита прав собственности; система налогообложения и налоговые льготы; финансово-кредитное обслуживание; институциональные преобразования в аграрной сфере и появление новых хозяйствующих субъектов, испытывающих необходимость в потребкооперации. Стабилизирующие факторы: наличие и уровень развития инфраструктуры; степень равенства возможностей для развития разных организационных форм и видов кооперации. Среди отмеченных факторов развития наиболее слабыми в развитии кооперации в АПК остаются именно нормативные. Возникает парадоксальная ситуация - есть опыт, мотивация и материальнотехническая база, однако модели, структуры, направления и процедуры создания кооперативов в достаточной мере не отработаны. Не развернута консультационная, информационная и научно-методическая работа. Накопленный опыт развития организационных форм потребительской кооперации не соответствует нынешним условиям, существует психологическая неготовность людей к поиску нетрадиционных форм организации работ и производства. В связи с этим большое значение в развитии кооперативных организаций придается именно стабилизирующим факторам, в которых приоритет отдается мерам государственной поддержки кооперативного движения.

В настоящее время государственная политика по отношению к кооперативам в

России исходит из признания их значимости для гармонизации экономических интересов государства, местных властей и населения. Основными направлениями сотрудничества государства и потребительской кооперации являются: формирование аграрного рынка; признание приоритетов развития вертикальных кооперативов (сбытовых, перерабатывающих, сервисных и др.); субсидирование торговой деятельности, связанной с обслуживанием малоимущих слоев сельского населения, а также социальных объектов; оптимизация налогов и платежей; облегчение доступа к кредитам. При этом мотивация государственной поддержки потребительской кооперации базируется на общности их интересов, которые в первую очередь особенно сильно переплетаются в социальной сфере 6. За последнее десятилетие федеральным центром в этом плане сделан заметный шаг вперед, осуществлен ряд мер по либерализации порядка регистрации кооперативов, по ряду налогов установлены льготы. Так, сельскохозяйственные потребительские кооперативы освобождены от уплаты налогов на прибыль.

Несмотря на то, что государственная поддержка кооперации носит дифференцированный характер, ее главные направления целесообразно определять с учетом стратегий развития и характера деятельности разных видов кооперации в инфраструктуре конкретного региона (см. табл. 2).

Таблица 2

Механизм государственной поддержки кооперации

Направления государственной поддержки Содержание мер

Правовое Принятие законов, подзаконных актов, содержащих нормы о кооперации; пересмотр и обновление нормативно-правовой базы потребительской кооперации; сотрудничество исполнительной ветви власти с Центросоюзом России

Финансово- экономическое Компенсация объективно высоких издержек и затрат на сельском рынке; предоставление доступных кредитов; оптимизация налогов и платежей; установление льготного режима на цены и тарифы

Организационно- экономическое Создание благоприятных условий для развития различных видов кооперации; включение потребкооперации в сферы приоритетного развития в общенациональных и региональных проектах и программах развития; формирование инфраструктуры аграрного сектора

Немаловажный этап в процессе возрождения кооперации - создание правового поля для региональной системы кооперативного движения. В ряде республик, краев и областей органы местной власти приняли соответствующие решения по поддержке кооперативных организаций. Положительные примеры их взаимного сотрудничества есть в Волгоградской, Саратовской, Воронежской, Новгородской, Белгородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан и других регионах.

Основные меры государственной поддержки должны включать: совершенствование нормативно-правовых актов, имеющих отношение к регулированию процессов горизонтальной и вертикальной кооперации для повышения степени их управляемости; институциональное выполнение системой потребительской кооперации общегосударственных социальных функций с предоставлением необходимых материальных и финансовых ресурсов; разработку государственной индикативной политики в отношении кооперативного движения на федеральном, региональном и местном уровнях; преодоление дефектов управления (дублирования функций представительных и исполнительных органов власти) за счет ужесточения государственного контроля «сверху» и общественного контроля «снизу» в системе потребительской кооперации; интеграцию в долгосрочной перспективе на местном уровне разных кооперативных структур, например, потре-

бительской или кредитной кооперации и муниципальных органов самоуправления; оказание организационного и финансового содействия созданию потребительских кооперативов и их союзов, предусмотрев создание специализированных фондов, обеспечивающих поддержку деятельности кооперативов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коновалов М.В. Эволюция развития кооперации в России // Аграрная Россия. 2004. N° 3. С. 51.

2 Ермаков В. Всегда с народом // Российская кооперация. 2001. № 23. С. 2.

3 Ермаков В. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии // Материалы Российской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии». М.: Моск. ун-т потреб. кооперации, 2001. С. 7-8.

4 Тимофеева Г.В. Роль сельскохозяйственной кооперации в обеспечении устойчивого развития региона // Проблема и перспектива устойчивого развития Волгоградской области. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2000. С. 89.

5 См.: Файн Л.Е. Основные пути возрождения российской кооперации на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Кредитная потребительская кооперация в процессе преобразования кредитной системы России». Волгоград: Станица-2, 2004. С. 61.

6 Ткач А.В. Государственная кооперативная политика в странах-членах СНГ // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 5. С. 25-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.