Научная статья на тему 'Кооперативный сектор в структуре национальной экономики'

Кооперативный сектор в структуре национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНЫЙ СЕКТОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / БИЗНЕС / МАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова А.Н.

В статье рассматриваются особенности и условия формирования и развития кооперативного сектора организации общественного производства в структуре национальной экономики и ее региональных звеньях, фундаментальной основой которого являются процессы трансформации действующих и самоорганизации новых систем массового обслуживания жизнедеятельности населения в местах его проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кооперативный сектор в структуре национальной экономики»

кооперативный сектор в структуре национальной экономики

а. н. Столярова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения,

член Московского союза потребительской кооперации E-mail: tpk-dom@mail. ru Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

В статье рассматриваются особенности и условия формирования и развития кооперативного сектора организации общественного производства в структуре национальной экономики и ее региональных звеньях, фундаментальной основой которого являются процессы трансформации действующих и самоорганизации новых систем массового обслуживания жизнедеятельности населения в местах его проживания.

Ключевые слова: кооперативный сектор, национальная экономика, регион, модернизация, инновация, бизнес, массовое обслуживание населения.

Современный этап экономического развития страны характеризуется стремлением хозяйствующих субъектов разных уровней адаптироваться к быстро меняющимся условиям экономической среды. Модернизируются функции первичного звена организации общественного производства — фирмы, последствие деятельности которой начинают оказывать влияние не только на ее хозяйственные результаты, но также и на социальное развитие населения в районе ее размещения и функционирования. На региональном уровне активизируются центростремительные процессы, ориентированные на развитие бизнеса в центральных районах страны, усиливающие межрегиональные диспропорции и показатели уровня жизни населения между центральными и периферийными субъектами Федерации. За последние два десятилетия количество предприятий и организаций возросло в стране в 1,7 раза, в Центральном федеральном округе — в 2,4 раза, в Москве — более чем в 7 раз, в Уральском федеральном округе — в 17,5 раз, в Челябинской области — в 21 раз.

На федеральном уровне, в условиях кризисных явлений, формируются процессы централизации, интернационализации, глобализации экономики, под воздействием которых модернизируются традиционные формы организации и управления предприятиями, осуществляется развитие сетевых структур, кластерных образований, кооперативных объединений и других моделей и форм производственной и общественной деятельности. Наряду с этим активизируются процессы формирования межгосударственных, государственных, неправительственных, профессиональных, корпоративных, межрегиональных, отраслевых объединений, ассоциаций, союзов, альянсов и других общественных организаций, основными функциями которых являются не только координация взаимодействий между органами власти и предпринимателями, но также и создание необходимых и доступных условий жизнедеятельности населения в местах его проживания.

В настоящее время в странах с развитой экономикой более 60 % предпринимателей состоят в общественных и деловых объединениях, в нашей стране этот показатель, по имеющимся оценкам, составляет 25 % [2, 9]. Под влиянием этих и других процессов наряду с государственным и частным секторами формируется новый сектор экономики, особенностью которого является стремление адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности на основе самоорганизации и кооперации как в сферах трудовой и производственной деятельности, так и в области жизнеобеспечения. Однако изучению тенденций и особенностей формирования и условий развития этого сектора экономики учеными и хозяйственными руководи-

телями в настоящее время уделяется недостаточно внимания, что в ряде случаев негативно отражается на результатах социально-экономического развития страны и субъектов Федерации. В настоящее время в нашей стране эта проблема не выделена в составе институциональной структуры экономики и не рассматривается в качестве предмета ее исследования и объекта управления. Органы управления федерального и регионального уровней не располагают данными о масштабах развития предприятий и организаций разных организационно-правовых форм деятельности, что не позволяет обосновать целесообразность и эффективность их создания и развития. В связи с этим является актуальной оценка ориентировочных масштабов и эффективности развития кооперативных и самоорганизующихся систем массового обслуживания населения, анализ их влияния на экономику и удовлетворение социально значимых потребностей общества.

Социально-экономические предпосылки развития кооперации. Кооперативные формы организации общественного производства, как правило, могут создаваться по инициативе определенной группы физических или юридических лиц, муниципальных, региональных, отраслевых и других органов власти, хозяйствующих субъектов. Необходимость их создания всегда обусловлена проблемами социально-экономического развития, периодически возникающими на разных уровнях под влиянием известных «провалов» рынка или же государства, потребностями улучшения условий проживания и повышения уровня благосостояния разных социальных слоев населения на основе самоорганизации. Самоорганизация в самом общем своем понимании означает самодвижение, саморазвитие, самоуправление, самовыживание. Это новая форма организации общественного производства и труда, являющаяся альтернативой корпоративной деятельности. В нашей стране примерами развития самоорганизации являются челночный бизнес, бартер, посредничество и др.

В отличие от корпорации, которая, как правило, базируется на иерархической соподчинен-ности, штатном расписании, администрировании, ориентации на получение максимальной прибыли, кооперативные и самоорганизующиеся производственные структуры осуществляют не только хозяйственно-предпринимательские функции, но также социальные и общественно-политические. Основными принципами самоорганизации являются, в частности: ориентированность на потребности и интересы, открытость, массовость, доступность, эффективность, самодостаточность, демократич-

ность, консолидированность и др. Следовательно, по своей организационно-правовой форме и функциональной направленности самоорганизующиеся структуры и предприятия являются социально ориентированными системами общественного производства, способствующими улучшению среды жизнедеятельности населения в местах его проживания. Для нашей страны это имеет чрезвычайное значение, потому что ее экономическое пространство и среда жизнедеятельности населения в местах его проживания сильно дифференцированы по условиям производства жизненно необходимых благ и обслуживания социума. Так, например, транспор-тно-коммуникационная доступность мест проживания населения в ряде регионов страны составляет всего 30 %, примерно 20 % населенных пунктов испытывают постоянно проблемы с нормальным энергообеспечением. Даже в центральных районах страны, характеризующихся сравнительно высоким уровнем урбанизированности территории и социально-экономического развития, население постоянно испытывает трудности с торговым обслуживанием продовольственными товарами. В частности, в Московской области примерно 15 % постоянного населения снабжаются передвижными лавками1. Аналогичные проблемы существуют в сферах здравоохранения, начального образования, трудоустройства, разных видов социального обслуживания населения во многих регионах страны.

По имеющимся оценкам, в настоящее время насчитывается примерно 450 моногородов, производственная деятельность которых и условия проживания в них населения почти полностью зависят от результатов функционирования одного предприятия, реже — группы взаимосвязанных предприятий и организаций. Учитывая, что значительная часть профильных предприятий и организаций в моногородах в настоящее время меняет свою производственную специализацию, а в ряде случаев и дислокацию, возникает множество проблем с жизнеобеспечением проживающего в них населения. Решению этих и других проблем, связанных с улучшением условий жизнедеятельности и обслуживания населения в местах его проживания, может способствовать развитие процессов самоорганизации населения в моногородах на основе формирования кооперативного сектора экономики. В нашей стране кооперация имеет глубокие исторические корни. Еще в начале прошлого века В. И. Ленин рассматривал кооперацию в качестве нового и прогрессивного принципа ор-

1 По данным выборочных обследований, проведенных автором в 2008 г.

ганизации населения, обосновал необходимость ее поддержки путем предоставления разнообразных привилегий (экономических, финансовых, банковских). Он указывал, что развитие кооперации для России имеет чрезвычайное значение потому, что благодаря кооперации достигаются не только экономические, но и культурные цели [4].

Типы кооперативов могут быть разными: коллективными и частными, государственными и публичными, фирменными и корпоративными, предпринимательскими и некоммерческими. Кроме того, они могут быть организованы в разных секторах экономики и социальной сферы. Известны различные формы кооперации, такие как: жилищная, кредитная, производственная, промысловая, сельскохозяйственная, потребительская, крестьянских хозяйств и кооперированных поставок. В последние годы появилась еще и управленческая кооперация. На современном этапе социально-экономического развития страны типы и формы организации кооперативов модернизируются. С организационно-правовой точки зрения все виды кооперативных организаций можно классифицировать в следующие основные группы:

1) самосоздающиеся, самостоятельно организованные, независимые от государства некоммерческие кооперативы, функционирующие в разных сферах деятельности, ориентированные на удовлетворение потребностей своих членов и населения в разных типах общественных благ;

2) предпринимательские самостоятельно организуемые кооперативы, объединяющие корпоративные предприятия, функционирующие в разных сферах преимущественно хозяйственной деятельности, ориентированные на удовлетворение потребностей своих членов и населения в разных типах частных благ;

3) государственные, создаваемые органами власти федерального или регионального уровней управления путем кооперирования предприятий, осуществляющих взаимосвязанные виды деятельности с целью усиления конечных результатов их функционирования на решение приоритетных социально-экономических задач;

4) муниципальные кооперативные объединения, создаваемые по решению местных органов с целью улучшения условий и качества обслуживания населения, проживающего в данной местности, расширения возможностей удовлетворения социально значимых потребностей социума общественными и частными благами.

Предложенная классификация кооперативных образований не исчерпывает всего возможного их

26 -

многообразия, ибо она может детализироваться и по другим признакам, включая принадлежность к видам экономической деятельности, к целям функционирования, к масштабам деятельности, к уровням управления и т. д. Фирмы, включенные в определенную группу (альянс, ассоциацию, корпорацию, сеть, кластер), могут находиться как в конкурентном состоянии, так и в кооперационном взаимодействии.

Кооперативы являются прообразами новых, фьючерсных структур организаций общества инновационной направленности. Инновационной организации нужна другая структура взаимоотношений не только между ее сотрудниками, но также и между специалистами, работающими в смежных структурах. Для нее важнее консолидация интересов, достигаемая гибкостью в отношениях, дисциплиной, коллегиальностью, авторитетом, а не административной подчиненностью. Живя в обществе, мы не можем абстрагироваться от него. В связи с этим для нашей страны чрезмерную актуальность приобретает развитие кооперации в научно-исследовательской и производственно-внедренческих сферах деятельности. Следует отметить, что процессы кооперации, происходящие на разных уровнях управления, стадиях воспроизводства и жизненного цикла социально-экономических систем, представляют собой не что иное, как одну из форм их институциональной эволюции и модернизации, означающих последовательное изменение и развитие формальных и неформальных норм, правил, целевых установок, организационной структуры, взаимоотношений с окружающей средой. Применительно к первичному звену экономики — фирме — это означает расширение при определенных условиях возможностей ее адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования путем трансформации, например в макро-, мезо-, микрокорпорацию, или же в наднациональную, межгосударственную, национальную ассоциативную структуру, в сетевую форму кооперативных альянсов, в интеграционные взаимодействия, образование союзов, ассоциаций, альянсов.

По мнению специалистов ОЭСР, именно кооперативные и самоорганизующиеся структуры в ближайшие десятилетия будут все больше влиять на развитие социальной и экономической сфер деятельности почти во всех странах мира. Новые структуры представляют собой в большинстве случаев кооперативы, коллективные сообщества и другие формы некоммерческой деятельности, характеризующиеся относительно небольшими размерами и масштабами, завершенностью процессов произ-

водства и обслуживания членов своих коллективов, управленческой автономией, демократическими методами подготовки, принятия и реализации решений. Все они относятся к самоорганизующимся хозяйственным субъектам, базирующимся на солидарности и частной инициативе. Взаимодействие этих структур между собой, с государственными и частными предприятиями и организациями, скоординированное определенным образом, позволяет сформировать организационно управленческий ресурс, использование которого приведет, по имеющимся оценкам экспертов, к значительному улучшению результатов социально-экономического развития страны и регионов. Исследование возможностей формирования и использования этого ресурса с учетом национальных и региональных особенностей его использования, по нашему мнению, должно составить предмет пристального изучения институционального направления экономической науки и важный фактор модернизации и повышения эффективности процесса разработки и реализации управленческих решений, связанных с обоснованием социально-экономического развития страны и регионов.

Современное состояние развития кооперативных форм обслуживания населения. Масштабы и уровень развития кооперативных систем массового обслуживания населения можно ориентировочно измерить их удельным весом в общем объеме произведенного в стране ВВП, во всей численности занятого населения, в общем количестве предприятий и организаций, в структуре собственности. Указанные показатели целесообразно анализировать по экономике страны в целом и в сравнении с их значениями по другим странам. Следует отметить, что в настоящее время систематизированная информация, необходимая для анализа данной проблемы, отсутствует. Поэтому в данном случае автором использовались отчетные показатели, характеризующие деятельность кооперативных организаций в ряде субъектов Федерации, результаты исследований международного кооперативного альянса, выборочные авторские обследования, а также косвенные индикаторы, позволяющие осуществлять ориентировочные оценки масштабов и результатов функционирования кооперативов в стране и в ее регионах. Кооперативная модель хозяйствования, как показывает анализ опыта ее использования в экономически развитых странах, обладает существенными преимуществами по сравнению с традиционными формами деятельности. Это подтверждается исследованиями Международного экономического альянса, который, начиная с

2006 г., ежегодно публикует рейтинг крупнейших кооперативов мира. В списке «Глобаль — 300» за 2008 г. представлены кооперативы 26 стран [6].

В качестве позитивных примеров развития кооперативных форм общественного производства можно привести опыт испанской федерации кооперативных предприятий «Мондрагон», объединяющей 160 фирм, 300 кооперативных супермаркетов, заводы, учебные заведения, научные центры. Сумма активов Федерации составляет более 16 млрд евро. Сотрудники имеют самые высокие в стране заработки, прибыль распределяется в соответствии с трудовым вкладом каждого. Известен опыт успешно работающего колхоза им. Гурьянова в Калужской области, в котором после его разрушения путем раздачи земельных участков удалось восстановить колхоз и обеспечить эффективное производство сельхозпродуктов, дающее членам кооператива устойчивый доход. В 1990-х гг. в России имело место массовое развитие кооперативного движения. Весомый вклад в социальное развитие обеспечивают кооперативные формы организации производства в Швеции, Норвегии, Израиле и других странах. Общий товарооборот этих организаций составляет 1,1 трлн долл., или же около 2 % мирового ВВП. Если же учесть и другие организации, не попавшие в выборку, то доля кооперативной формы хозяйствования в мировом ВВП, по ориентировочной оценке автора, не должна быть меньше 10 %. Товарооборот кооперативных организаций, функционирующих в мировой экономике, в 2008 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 14 %. В настоящее время кооперативной формой деятельности в мире охвачено свыше 800 млн человек, то есть более 10 % общей численности населения Земли. Наиболее предпочтительными сферами деятельности данной формы организации общественного производства являются пищевая промышленность и сельское хозяйство (более трети общего количества кооперативов, вошедших в выборку). Почти 28 % кооперативов функционируют в розничной и оптовой торговле, 27 % — в финансовой, банковской и страховой сферах деятельности. В рассматриваемый список не попал ни один из российских кооперативов, несмотря на то, что в потребительской кооперации страны есть организации (союзы и потребительские общества) сопоставимые по обороту, доходам, прибыли с вошедшими в выборку, но не удовлетворяющие одному из важнейших ее критериев — наличие годовых отчетов, проверенных независимыми аудиторами.

В России в настоящее время потребительская кооперация обслуживает более 30 млн человек, в

- 27

основном жителей сельских регионов, из них свыше 22 млн пайщики, что составляет около 30 % занятого населения. В состав этой системы входят около 20 тыс. предприятий, цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению, 8 тыс. пунктов по приему и переработке молока; открыто свыше 1 000 аптек, аптечных пунктов и киосков, ветеринарных аптек. Сфера бытовых услуг в сельской местности становится кооперативной отраслью. Всего в настоящее время в стране зарегистрировано 3,2 тыс. потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребительских союзов. Доля потребительской кооперации в удовлетворении массовых потребностей населения в разных субъектах Федерации в настоящее время колеблется в пределах от 15 до 47 %. При этом основным видом кооперативной деятельности в нашей стране являются розничные продажи продовольственных товаров, которые, по имеющимся оценкам, составляют, как правило, от 70 % и более [5, 6].

В числе основных недостатков развития кооперативной формы организации общественного производства и обслуживания населения страны в целом и ее регионов следует назвать ограниченность видов кооперативной деятельности, сфокусированной преимущественно на потребительских кооперативах. Так, например, в Нижегородской области потребительская кооперация является самым крупным ритейлером. Система потребкооперации обслуживает около 1 млн человек, или же примерно 30 % общей численности населения. При этом большая часть оборота (около 65 %) потребкооперации формируется в сельской местности и в малых городах (25 %). Примерно такая же картина характерна и для других субъектов Федерации, включая Московскую область. Производственные кооперативы, а также финансово-кредитные, страховые, управленческие, посреднические, ипотечные, инновационно-внедренческие и другие имеют недостаточные масштабы развития, несмотря на то, что в стране ощущается острая потребность в их развитии и, как показывает анализ, имеются необходимые предпосылки для их формирования. Примерно одна четверть всех субъектов Федерации имеет монопрофильную структуру экономики. В 13 регионах страны доля монопрофильных городов по их количеству превышает 60 %, а по численности проживающего в них населения — 40 %. Основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально интегрированные корпорации. Об этом, в частности, косвенно свидетельствует сложившаяся структура объектов национальной экономики, в

28 -

составе которой преобладающей является частная собственность, составляющая свыше 83 % от общего количества зарегистрированных предприятий и организаций. На долю государственной собственности приходится всего 3 %, на муниципальную собственность — 5,6 %, а удельный вес собственности общественных и религиозных объединений, включая кооперативы, составляет только 4,6 %.

В последнее время в нашей стране активизировался процесс организации кооперативных систем массового обслуживания населения, доказавших на практике в отдельных субъектах Федерации свою целесообразность и эффективность функционирования в социальной и производственной сферах деятельности (ТСЖ, потребительские кооперативы, кооперативное строительство жилья и др.). Однако, если при этом учесть, что на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности занято в настоящее время примерно 30 % работающих, на частных предприятиях — около 60 %, а в организациях, обслуживающих население и домашние хозяйства, — всего 0,6 %, можно сделать однозначный вывод о недостаточном уровне развития кооперативной формы организации массового обслуживания населения [10].

Характерными особенностями этих систем и форм обслуживания населения являются их ориентация на спрос, формирующийся на определенной территории, на удовлетворение насущных потребностей населения в общественных благах, обеспечение их доступности, снижение потребительских расходов населения, противодействие распространению коррупции и т. п. Эти системы организуются пока только на муниципальном и отраслевом уровнях. Возможности для их создания и регулирования развития на национальном и региональных уровнях на современном этапе развития страны недостаточно исследованы. История развития страны, природно-ресурсные предпосылки, региональные особенности и условия проживания населения на разных территориях обусловливают целесообразность и объективную необходимость поддержки и стимулирования организации кооперативных систем массового обслуживания и обеспечения жизнедеятельности населения в регионах разных типов. Так, последствия экономической разрухи страны, обусловленные известными революционными трансформациями, были успешно преодолены с помощью механизмов развития кооперации путем создания обществ взаимного кредитования, ссудосберегательных товариществ, взаимного страхования, телефонизации, электрообеспечения, производства товаров и услуг, продовольственно-

го снабжения, выполнения других многообразных функций массового обслуживания населения сел и городов почти во всех регионах страны.

Пути стимулирования механизмов развития кооперативных форм обслуживания населения. Развитию кооперативных и самоорганизующихся систем массового обслуживания населения, ориентированных на применение новых организационно-правовых форм деятельности в экономике страны и регионов, препятствуют, с одной стороны, имеющиеся недостатки в институциональной структуре общественного производства, а с другой — несовершенство действующего законодательства. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, в стране и ее регионах имеются экономические и социальные предпосылки для масштабного развития кооперативного движения, а с другой — эти предпосылки не используются: уровень и масштаб развития кооперативных организаций не соответствует потребностям общественного прогресса. Такая ситуация объясняется влиянием ряда внешних и внутренних факторов.

Формирующаяся внешняя среда агрессивна по отношению к кооперативным формам самоорганизации населения. Так, Гражданский кодекс РФ признает лишь производственные и потребительские кооперативы, выводя за рамки правового поля кредитные, страховые, гаражные, жилищно-строительные, коммунальные и многие другие виды кооперативных организаций [3]. Действующие нормативно-правовые акты предоставляют налоговые и иные льготы одним видам кооперативов, подвергая другие значительным экономическим и правовым ограничениям. Во всех сферах экономики кооперативные организации испытывают жесткую конкуренцию со стороны компаний и фирм других организационных форм хозяйствования. Участие в этой конкурентной борьбе на современном уровне развития кооперации, в условиях ее разобщенности и отсутствия господдержки приводит либо к банкротству, либо вынуждает кооперативы, другие самоорганизующиеся, а также создаваемые по инициативе соответствующих администраций предприятия и организации перестраиваться и переходить к традиционным, корпоративным формам деятельности. Зарождающиеся новые формы самоорганизации населения встречают на своем пути многочисленные трудности, важнейшей из которых является отсутствие системности в их деятельности. Ряд региональных кооперативных союзов вообще не имеют вертикальных структур, объединяющих первичные кооперативы. Слабой их стороной является разобщенность, отсутствие

развитой инфраструктуры, а также финансовой, экономической, информационной, методической помощи со стороны государства.

Серьезной причиной сдерживания развития кооперативного движения в сфере малого предпринимательства в России является отсутствие в Федеральных законах от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [7] и от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [8] понятия «квалифицированный инвестор», что препятствует проведению первичных размещений компаний малой и средней капитализации, а также вторичному обращению ценных бумаг на фондовом рынке. Значительные трудности в сфере обслуживания жизнедеятельности населения кооперативами создают риски кредитования. Как показывает анализ опыта функционирования ряда малых кооперативов, действующие механизмы в системе кредитования недостаточно адаптированы к изменению условий возвращения кредита (залога). Риски такого кредитования с трудом поддаются оценке: статистика по функционированию кооперативных организаций и малому предпринимательству, необходимая для принятия кредитных решений, в настоящее время не ведется. Залоговое же законодательство пока не позволяет быстро и без особых затрат реализовать залог в случае невозвращения займа. Кроме того, достаточно рискованно кредитовать предпринимателя под залог товарного запаса, а другого залога у него чаще всего нет, как нет и бизнес-плана. Часто мелкие предприниматели вообще не имеют никакого представления об этом.

В настоящее время в отечественной системе кредитования установлены длительные сроки рассмотрения заявок, определяемые продолжительностью 1,5—2,0 месяца, сопоставимые со временем оборачиваемости средств. Сдерживает развитие кредитования и необходимость предоставления большого количества документов и справок. Это при том, что предприниматели нередко готовы платить высокую процентную ставку за быструю выдачу кредита. Как следствие, у мелких кооперативов формируется определенный, зачастую негативный, стереотип в отношении получения кредита в банке. Сдерживает развитие кооперативного предпринимательства и новых форм организации массового обслуживания населения система денежного обращения в стране, состояние которой ограничивает объем безналичных платежей, по разным оценкам, от 15 до 20 %, в то время как во многих зарубежных странах этот показатель нередко достигает 75 %. По данным Центробанка, за счет увеличения скорости оборота денег и сокращения трансакционных изде-

- 29

ржек возможно обеспечить прирост ВВП в среднем на 1—2 % [1].

Устранение вышеуказанных недостатков может быть обеспечено при условии разработки концептуальных основ развития кооперативных форм организации общественного производства в рамках национальной стратегии или же государственной программы социально-экономического развития страны и регионов на долгосрочный период. При этом функция аналитическо-прогнозного обоснования развития кооперативных организаций и объединений различных видов должна быть вменена в обязанности соответствующих органов управления экономикой на федеральном и региональном уровнях. Одним из основных направлений деятельности этих органов должно стать формирование соответствующих институтов, способствующих усилению стимулов к кооперации при выработке целевых ориентиров нормальных и доступных условий проживания населения в разных регионах страны, правовая регламентация консолидированного использования имеющихся материальных и интеллектуальных ресурсов, обеспечивающая создание высокоразвитой инфраструктуры жизнеобеспечения в моногородах, технопарках, исследовательских и образовательных центрах, агропромышленных и других социально-экономических системах.

Список литературы

1. Банковское дело. URL: http://www. bankdelo. ru.

2. Буров М. П. Общественные структуры регулирования и координации межрегионального экономического сотрудничества. М., 2005. С. 55.

3.. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Российской Федерации.

4. Ленин В. И. О кооперации. П. с. с., т. 45. С. 359-377

5. Материалы Московского и Нижегородского кооперативных союзов. URL: http://www. mspk. ru; http://www. nn-ks. ru.

6. МСПК. Кооперативные новости. Апрель, 2009. С. 34.

7. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3.

8. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ.

9. Панина Е. В. Союзы промышленников и предпринимателей в системе социально-экономического развития регионов. М. : ИРЭИ — «Альфа-Доминанта», 2003.С. 65.

10. Столярова А. Н. Методы регулирования экономических и социальных пропорций развития общества. М. , РАЕН. 2008. С. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.