Научная статья на тему 'Организационное поведение субъектов потребительской кооперации'

Организационное поведение субъектов потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шупило Олег Михайлович

Particularities of the organizing conduct forming of the subjects consumer''s cooperation on the ideologies basis system of consumer''s cooperation, cooperative values and princi ples.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING CONDUCT OF THE SUBJECTS

Particularities of the organizing conduct forming of the subjects consumer''s cooperation on the ideologies basis system of consumer''s cooperation, cooperative values and princi ples.

Текст научной работы на тему «Организационное поведение субъектов потребительской кооперации»

схема документооборота способствуют улучшению информационной системы, что, в свою очередь, приводит к повышению качества принимаемых управленческих решений.

Таким образом, в результате реализации перечисленных выше предложений по совершенствованию методологии проведения и использования управленческого анализа организации потребительской кооперации получат возможность принимать управленческие решения на основе достоверной и оперативной информации. Эффективная система управленческого анализа будет способствовать повышению прозрачности деятельности, повышению общей управляемости бизнесом, создаст предпосылки для успешного развития системы в современных условиях.

Литература

1. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учеб. / М.И. Баканов, М.В.Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова.- 5-е изд., доп.

и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2005.535 с.

2.Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: учебное пособие./ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2001.-222с.

3. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие / С. А. Бороненкова.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 382 с.

4. Вакуленко Т. Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина

- СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2005.- 248с.

5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. Пособие / М.А. Вахрушина.-ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатиформ», 2002. - 324 с.

6. Соколова Г.Н. Информационные технологии экономического анализа / Г.Н. Соколова - М.: «Экзамен», 2002. - 320 с.

7. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб./ В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко,

Н.А.Русак и др.; под общ. Ред. В.В. Осмоловского.

- Мн.: Новое знание, 2004. - 318 с.

L.I. Trinka. THEORETICAL BASES OF ORGANIZING THE MANAGERIAL ANALYSIS IN COMPANIES OF CONSUMPTION SECTOR.

In current article theoretical aspects of improving the procedure of managerial economic analysis and forming managerial information are given. This analysis is based on informational system of managerial accounting, aim is to increase effectiveness of activity of consumption sector companies in modern economic conditions

ТРИНКА Любовь Ивановна, родилась в 1962г., окончила Краснодарский политехнический институт (19B4), канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Краснодарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 60 работ.

УДК 364

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

О. М. Шупило

Система потребительской кооперации -равноправный субъект рыночной экономики, социальной основой которого являются члены кооперативов, объединившиеся для удовлетворения своих материальных и социокультурных потребностей. Организационной основой данного субъекта рыночной экономики являются кооперативы и их союзы.

Отличительной чертой потребительской кооперации является системный характер образования, то есть это организованная социальная система, характеризующаяся

устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и потенциалом к самоорганизации и к самоуправлению.

В любом обществе регуляторами поведения людей являются, в первую очередь, ценности и нормы. По мнению Клименко О.И. «ценности - в самом общем виде - это какие -либо материальные или духовные блага, которые тому или иному человеку либо человеческому сообществу (социальной группе, другой общности, обществу в целом) представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательными для полу-

чения, сохранения, реализации и т.д.» [2, с. 28]. Очевидно, что стремление субъектов к получению таких благ формирует ценностные ориентации, которые определяют их деятельность. В основе управления организаций в целом, организационного поведения субъектов лежит ориентация на материальные и духовные блага.

По нашему убеждению, одним из механизмов воздействия организационной культуры на организационное поведение является идеология. Системе потребительской кооперации присуща кооперативная идеология, то есть система ценностей, норм поведения людей, организации в целом. Институтами кооперативной идеологии являются, в первую очередь, кооперативные ценности и принципы.

Исходя из этого посыла, потребительская кооперация представляет собой самостоятельное общественное образование, обладающее системным качеством, учитывающее социальную и экономическую потребность в совместной деятельности людей по удовлетворению экономических и социальных потребностей. Эти и другие потребности выступают стимулом деятельности, а значит, и самоуправления на уровне личности.

А поскольку личность определяется нами как главный субъект организационного поведения, субъектами системы потребительской кооперации можно считать не только потребительские общества и их союзы, но и работников системы.

Потребительская кооперация социально ориентированная система. Подтверждением этому является главная цель - социальная миссия потребительской кооперации. В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» дано следующее определение системы: «потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов» [4].

Конкретная социальная миссия (цель) потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, производственных цехов и т. д.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления и контроля. Кроме того, четко сформу-

лированная цель способствует единому пониманию главной цели системы потребительской кооперации не только среди руководителей разного уровня, но и организует поведение всех субъектов системы.

Как отмечалось нами ранее, организационное поведение - это, в первую очередь, поведение людей и групп в организациях, формирование поведенческих моделей и разработка навыков практического использования полученных знаний. Особенностью организационного поведения субъектов потребительской кооперации является не только идентификация используемых в организации поведенческих моделей, индивидуальных ценностей, но и то, что субъекты системы потребительской кооперации соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности.

Важнейшим аспектом организационного поведения субъектов является формирование ценностей, как процесс реализации потребностей и интересов человека, а следовательно, его трудовой деятельности [5, с. 20].

В общем плане ценность - это общественная категория, то есть для определения значимости какого-либо объекта или явления необходимо присутствие индивидуума или группы индивидуумов.

Организации потребительской кооперации (кооперативы) рассматриваются как коллектив индивидуумов, общественно значимые ориентации которых совпадают [6, с.19]. Следовательно, поведение этих индивидуумов, в первую очередь, основано на кооперативных ценностях, которые разделе -ны на основные и этические (рис. 1).

Взаимопомощь - ценность, которая определяет внутрикооперативные взаимоотношения индивидуумов.

В условиях рыночной экономики коллективное влияние на рынок и на правительство создает лучшие условия для деятельности индивида и кооператива.

Равенство, как социальная ценность, закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, где говорится:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются

основополагающие

- справедливость;

- взаимопомощь;

- взаимная ответственность;

- демократия;

- равенство;

- солидарность

этические

- честность;

- открытость;

- социальная ответственность;

- забота о других

Рис. 1. Современные кооперативные ценности, принятые МКА. По: [1]

любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации [3, ст. 19.].

Закрепленное законодательством равенство не исключает различия в имущественном положении субъектов рыночных отношений.

Справедливость как социальная ценность устанавливает соответствие между явлениями морали, права, политики, взаимоотношениями между личностью, обществом и государством, экономическими и политическими отношениями, законами и властями. Справедливость, как понятие, содержит оценку конкретных явлений и ситуаций с точки зрения их соответствия определенным нормам и правилам, сообразуясь с которыми субъекты, то есть индивиды, должны иметь равные возможности для удовлетворения своих потребностей и интересов.

В кооперативном секторе рыночной экономики справедливость достигается через предоставление членам организации равных условий при выборе профессиональной деятельности и соразмерного вознаграждения за количество и качество труда, что исключает несправедливость уравнительства в труде и потреблении.

С точки зрения социального аспекта справедливость, как ценность, реализуется посредством гарантийного обеспечения социального равноправия в управлении кооперативной организации.

Взаимная ответственность означает участие как организаций потребительской кооперации, так и отдельных ее членов в социально-экономической деятельности для успешного функционирования как отдельных

субъектов потребительской кооперации, так и системы в целом.

Реализация такой ценности, как демократия, позволяет членам любой кооперативной организации избирать и быть избранными, а в совокупности с ценностью «равенство» - участвовать в экономической деятельности организации.

Этические ценности организаций потребительской кооперации основываются на понятии чести. Эти правила являются неотъемлемой частью организационного поведения членов и работников кооперативной организации.

В системе ценностей потребительской кооперации происходит реструктуризация стимулов поведения ее субъектов, обусловленных личностными моральными принципами и представлениями, утверждающими достоинства пайщика, его право на свободу и самоутверждение. Ценности, как стимул поведения субъектов потребкооперации, играют решающую роль в ее самоуправлении, так как осуществляют свою регулирующую роль через личностную структуру пайщиков, принимающих идеологию кооперативного сообщества.

Таким образом, вышеперечисленные ценности являются базисом не только развития самих субъектов потребительской кооперации, но и успешного управления организационным поведением этих субъектов.

Кооперативные ценности, на наш взгляд, можно отнести к внутренним факторам, влияющим на организационное поведение субъектов системы потребительской кооперации, которые состоят из факторов индивидуального поведения (ценности, мотивы, потребности, способности, производительность); факторов группового пове-

дения (отношения, общение, межличностные, профессиональные отношения, конфликты, согласованность); факторов поведения организации (норма управляемости, межличностные процессы, коммуникация, длительность существования организации, местонахождение организации).

Но на организационное поведение работников, как правило, влияют и внешние факторы. Внешние факторы, на наш взгляд, можно охарактеризовать, как внешнюю среду, влияющую как на функционирование организации в целом, так и на поведение ее членов. Другими словами, под внешней средой нами понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на организацию и ее членов (индивидуумов) и требуют от организации соответствующего реагирования, а следовательно, формируют определенное организационное поведение.

Внешние факторы, влияющие на организационное поведение субъектов системы потребительской кооперации, условно разделены нами на три группы: отрицательные, положительные и замедляющие.

К положительным факторам нами отнесены: возможность субъектов системы потребительской кооперации участвовать в реализации национальных проектов, финансовая поддержка местных органов власти, признание обществом потребительской кооперации как социальной системы, интеграция и диверсификация деятельности организаций потребительской кооперации.

Отрицательные факторы включают в себя недостаточное инвестирование, несовершенство кооперативного законодательства, инфляционные процессы в экономике страны, негативное отношение отдельных социальных групп, не являющихся субъектами системы потребительской кооперации.

Третья группа внешних факторов, оказывающих влияние на организационное поведение субъектов системы потребительской кооперации, на наш взгляд, может быть представлена отсутствием информированности населения о преимуществах потребительской кооперации, льготным налогообложением малого бизнеса, местными налогами, положением о банкротстве, так называемые, замедляющие факторы.

Принципы и ценности, как известно, являются преимуществами системы потребительской кооперации, которые заключаются в следующем:

1. Наличие собственной социальной базы

- членов-пайщиков;

2. Наличие собственной материальнотехнической базы;

3. Взаимосвязь идеологии, принципов, ценностей, обеспечивающая стабильность системы потребительской кооперации;

4. Социальная ориентация системы, целью деятельности которой является повышение материального благосостояния своих членов и обслуживаемого населения и т.д.

К преимуществу потребительской кооперации, как организационной системы, относится, в первую очередь то, что она выступает формой самоорганизации своих субъектов, что характеризует ее как самодостаточную, самоорганизующуюся структуру, основанную на взаимосвязи экономической и социальной сфер деятельности.

Итак, потребительская кооперация, в нашем понимании, представляет собой систему социальных отношений субъектов, основанную на коллективной идеологии, объединении ценностей и принципов, ориентированную на достижение единой цели.

Отсюда следует, что основой потребительской кооперации являются пайщики, учреждающие кооперативные организации (потребительские общества) как некоммерческие организации, созданные для удовлетворения материальных и иных потреб -ностей своих членов.

Нам представляется, что организационное поведение субъектов системы потребительской кооперации является формой организационной структуры, состоящей из особенностей субъектов, ведущих совместную деятельность в целях удовлетворения своих социокультурных потребностей.

Как определено нами ранее, организационное поведение субъектов формируется при условии взаимодействия внутренней и внешней среды.

Внешняя среда состоит из факторов прямого и косвенного воздействия. Особое место в формировании организационного поведения, на наш взгляд, принадлежит экономическим факторам, которые, в свою очередь, также делятся на внешние и внутренние (рис. 2).

Как известно, одним из отличительных признаков организаций системы потребительской кооперации является обязательное экономическое участие членов в его деятельности путем внесения взносов, вкладов,

Рис. 2. Влияние экономических факторов на организационное поведение субъектов системы потребительской кооперации

покупки ценных бумаг, товаров и услуг, а также другого участия [6, с. 17].

Особенности организационного поведения субъектов системы потребительской кооперации вытекают, на наш взгляд, из прав и обязанностей пайщиков потребительского общества по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Так, пайщики (субъекты) имеют право:

- вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

- участвовать в деятельности потре -бительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

- получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

- приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потре -

бительского общества; сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

- быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потреб -ности в работниках;

- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

- пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

- получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

- обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

- обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы [4].

Пайщики потребительского общества обязаны:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;

- выполнять свои обязательства перед

потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности [4].

Еще одной отличительной чертой кооператива от других хозяйствующих субъектов рыночной экономики является то, что кооператив - демократически управляемое предприятие. То есть, органы управления и контроля избираются кооперативом на общих собраниях, субъекты кооперативной организации контролируют их деятельность. Органы управления и контроля подотчетны в своей деятельности общему собранию.

Система потребительской кооперации осуществляет многоотраслевую деятельность, в которой задействовано множество структурных подразделений. В этих условиях объективно возникает необходимость делегирования полномочий и формирования соответствующих механизмов управления. Для решения задач, стоящих перед организацией в целом, представляется необходимым наличие как минимум двух механизмов управления организационным поведением - бюрократического и экономический (рис. 3).

Результаты управления формируются как итог последовательной взаимосвязи заранее определенных моделей организационного поведения субъектов системы потребительской кооперации. Роль бюрократического механизма управления состоит в формировании такой взаимосвязи, при которой достигается ее регламентация, а роль экономического механизма - в обеспечении «причин» поступков, трансляции целей и воли субъекта системы на исполнительный уровень.

Как следует из рисунка, бюрократический механизм управления организаци-

функции

онным поведением состоит из нормативных актов, уставов организаций системы потребительской кооперации, процедур и структур, создающих поведенческие нормы субъектов системы и обеспечивающих реализацию целей организации через удовлетворение потребностей этих субъектов. Таким образом, основной целью бюрократического механизма управления является предотвращение действий субъектов системы потребительской кооперации в целом и каждой организации, в частности, не соответствующих целям организации и системы. Очевидно, что такой механизм управления может обеспечить высокую результативность труда при дополнении механизмами мотивации.

Экономический механизм управления организационным поведением субъектов системы потребительской кооперации представлен планами, нормативами, стимулированием, контролем, экономическим обоснованием управленческих решений. Основной целью данного механизма управления является инициация действий, способствующих повышению, результативности деятельности организации, обеспечивающих баланс ресурсов и потребностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюрократический механизм управления формирует систему ограничений, а экономический - систему предпосылок формирования организационного поведения субъектов системы потребительской кооперации.

Итак, организационное поведение субъектов системы потребительской кооперации означает, по нашему убеждению,

цели инструменты

Бюрократи-

ческий

Создание

поведенческих

норм

организационного

поведения

Предотвращение действий, снижающих результативность функционирования организации

Структуры, штат, расписания ограничения, модели организационного поведения

Создание пред- Инициация дей- Планы, нормативы,

Экономиче- посылок форми- ствий, повышаю- стимулы, модели

ский рования органи- щих результа- функционирования

зационного пове- тивность деятель-

дения субъектов ности организации

организации

Рис. 3. Механизмы управления организационным поведением субъектов системы потребительской кооперации

поведение, соответствующее целям организации, системы в целом, поведенческим нормам, уставам организаций и т. д.

Общеизвестно, что существует организационное поведение на личностном, групповом и организационном уровнях.

Эффективность деятельности кооперативной организации, на наш взгляд, во многом зависит от организационного поведения группы субъектов системы потребительской кооперации. В свою очередь, на организационное поведение группы и ее участие в управлении кооперативной организацией оказывает влияние сплоченность группы, ее размер и структурные элементы (индивидуальные характеристики субъектов организационного поведения, воздействие внешней и внутренней среды на деятельность организации). На наш взгляд, эффективность группового поведения субъектов системы потребительской кооперации достигается, в первую очередь, в результате однородности групп, индивиды которых воспринимают одинаково проблемы организации и стремятся к достижению единой цели. Однако сложность воздействия на организационное поведение, даже гомогенной (однородной) группы состоит в том, что каждый член группы обладает своими характерными особенностями; потребностями, в том числе к лидер -ству; возрастом и т.п. Еще одним немаловажным фактором, влияющим на организационное поведение группы, является ее сплоченность, которая может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам деятельности организации.

Эффективность деятельности групп во многом зависит от их размера и пространственной согласованности. Исследования, проводившиеся зарубежными учеными, показали, что маленькие группы, состоящие из 2-5 человек, достигают большей согласованности при принятии решений, чем большие группы, которые, хотя и генерируют плюрализм идей, но стимулируют появление подгрупп со своими мотивами и идеями, противоположными устремлениям большинства. Исследования показали, что группы из 5-11 человек принимают более эффективные решения, чем группы, не соответствующие этому размеру [7, рр. 715-724].

Эффективность организационного поведения группы также зависит от того, насколько точно определены стадии развития кооперативной организации.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что для системы потребительской

кооперации организационное поведение ее субъектов - это способ достижения новой и эффективной модели организации. Эффективность управления организационным поведением работников может характеризоваться отношением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Результаты управления организационным поведением субъектов потребительской кооперации зависят от влияния разнообразных внешних и внутренних факторов.

На наш взгляд, организационное поведение субъектов потребительской кооперации определяется организационными изменениями, организационной культурой, обеспечивающей функциональное взаимодействие экономических, организационных, социально-психологических и социокультурных факторов. Организационное поведение субъектов позволяет специфической и социально ориентированной системе потребительской кооперации адаптироваться к внешней среде и осуществлять социальноэкономическую деятельность организаций. Однако в изменчивой внешней среде необходимо, по нашему убеждению, совершенствовать организационное поведение субъектов потребительской кооперации, учитывая различные факторы его формирования, такие, как мотивация, кооперативная культура. В условиях адаптации организаций потребительской кооперации к экономической сфере в стране необходимо разрабатывать модели организационного поведения, позволяющие повысить эффективность деятельности этих организаций, а следовательно, роль системы потребительской кооперации в общественном воспроизводстве.

Литература

1. Декларация о кооперативной идентичности/ утв. Международным кооперативным альянсом на ХХХ1 конгрессе МКА 20 сентября 1995 г. - М.: Центросоюз, 1996. - 36 с.

2. Клименко О.И. Социальное управление в системе потребительской кооперации / О.И. Клименко: - Белгород: Кооперативное образование, 2000. - 317 с.

3. Конституция Российской Федерации. - М.: АСТ, Астраль, 2006. -. 768 с.

4. О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 3085-1 от 19.06.92 г.// Собрание законодательства РФ. -2003. - №3.

5. Снитко Л. Т. Система материального стимулирования труда работников организаций

потребительской кооперации: сущность, структура, направления совершенствования: монография. / Л.Т. Снитко, Р.В. Кононенко, Е.А. Некрасова. - Белгород: Кооперативное образование, 2006. - 235 с.

6. Теплова Л.Е. Основы потребительской

кооперации / Л.Е. Теплова: М.: Вита-Пресс, 2001.

- 160 с.

7. Manners G.E. Jr. Another Look Group Size, Group Problem Solving and Member Consensus// Academy of Management Journal, Vol. 18, № 04, 1975, pp.715-724.

O.M. Shupilo. ORGANIZING CONDUCT OF THE SUBJECTS.

Particularities of the organizing conduct forming of the subjects consumer's cooperation on the ideologies basis system of consumer's cooperation, cooperative values and princi ples.

ШУПИЛО Олег Михайлович, родился в 197S г., окончил Белгородский университет потребительской кооперации (2000), старший преподаватель кафедры финансов и статистики Краснодарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 20 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.