Научная статья на тему 'Антикризисное управление в организациях потребительской кооперации'

Антикризисное управление в организациях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краюшкина Татьяна Владимировна

In modern conditions of market economics of financial activities inevitably collide with unscheduled contingent events on which it is necessary to react adequately in order to avoid losses. Therefore, solution of searching nays of business administration problem, main of which is improvement of financial risk management and antirecessionary financial department, is topical. Realization, of measures of antirecessionary department is possible only on condition of timely economical diagnostics of both crisis transactor units for elaboration of antirecessionary measure purposes and stability functioning units for warning of bankruptcy threat. The system of consumer cooperation in our days requires revision of applied approach to financial risk assessment and elaboration of internal mechanist of risk neutralization, use of effective antirecessionary financial strategy, which allows increasing sound ness and consumer society's independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краюшкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIRECESSIONARY MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION

In modern conditions of market economics of financial activities inevitably collide with unscheduled contingent events on which it is necessary to react adequately in order to avoid losses. Therefore, solution of searching nays of business administration problem, main of which is improvement of financial risk management and antirecessionary financial department, is topical. Realization, of measures of antirecessionary department is possible only on condition of timely economical diagnostics of both crisis transactor units for elaboration of antirecessionary measure purposes and stability functioning units for warning of bankruptcy threat. The system of consumer cooperation in our days requires revision of applied approach to financial risk assessment and elaboration of internal mechanist of risk neutralization, use of effective antirecessionary financial strategy, which allows increasing sound ness and consumer society's independence.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление в организациях потребительской кооперации»

3. Российская кооперация, 27 декабря 2007 г.

С. 2.

4. По данным специалистов компании Tompkins Associates/ http:// www. t-log. ru/articles/ Logistic/ Distribution/ Perviy etap.

S.V. Timofeev. THE TRANSPORT AND WAREHOUSE LOGISTIC AT THE UNION TRADE NETWORK OF CONSUMER COOPERATION.

The organization of the distributing network is the main part of the creation of the union trade network of consumer cooperation. One must consider a promotion of goods as a macrologistic system.

At this article some plans of the creation of the warehouse and transport logistic at the consumer cooperation are adduced.

ТИМОФЕЕВ Станислав Васильевич, родился в 1953 г., окончил Московский институт потребительской кооперации (1978), доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Область научных интересов

— проблемы развития кооперативной торговли на современном этапе. Автор более 160 работ.

Литература

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник «Российская кооперация». -2008. - № 4.

2. Дарья Фалина. Первый этап построения дистрибьюторской сети.

УДК 336

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Т. В. Краюшкина

Проблема преодоления неопределенности в управлении рисками существует в любом секторе экономики. Субъект производственной и инвестиционной деятельности неизбежно сталкивается с незапланированными непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, с тем, чтобы не понести убытки. Многообразие форм неопределенности рисков, частота их проявления и тяжесть последствий ослабляет условия стабильного хозяйствования, делают невозможным абсолютное устранение рисков. Это заставляет проводить исследования причинно-следственных связей и путей снижения последствий наступления рисковых событий.

В настоящее время потребительская кооперация выполняет значительные социальные функции в сельской местности. Совокупный объем деятельности кооперативных организаций составил в 2007 г. 196,2 млрд руб., что на 40 % больше по сравнению с 2005 г. Оборот розничной торговли в потребительской кооперации составил 134 млрд. руб. [1]. Кооперативные организации дают работу свыше 500 тыс. чел., содержат в малых и отдаленных населенных пунктах около 30 тыс. убыточных магазинов, продавая товары по

ценам райцентров и городов и, обслуживая около 5 миллионов человек, решает бытовые проблемы сельских граждан.

Потребительская кооперация функционирует, взаимодействуя с множеством факторов внешней среды, и ее деятельность сопряжена с рисками. Современное состояние организаций потребительской кооперации нельзя считать достаточно устойчивым, поскольку имеются убыточные организации, снижаются темпы роста объемов деятельности традиционных отраслей ее хозяйственной деятельности по сравнению с прогнозируемыми в программах развития, уменьшается число пайщиков.

В этой связи, актуальным является решение проблемы поиска направлений управления организациями потребительской кооперации, основными из которых является совершенствование управления финансовыми рисками и формирование антикризисной финансовой стратегии.

В ходе исследования финансовой деятельности организаций потребительской кооперации, находящихся в кризисной ситуации, был выявлен комплекс причин, из-за которых они попадают в кризис [3]. Эти причины можно подразделить на две группы:

Факторы, влияющие на развитие предприятий потребительской кооперации

ВНЕШНИЕ

Федеральное законодательство

Динамика цен

Слабое инвестирование аграрного сектора

Налогоо бложение

Слабое развитие системы кредитования и страхования

Организационное единство системы и общность экономических интересов

ВНУТРЕННИЕ

Материально - техническая и социальная база

Кооперативные ценности и принципы

Рынок сбыта сельскохозяйственных продуктов

Многоотраслевой характер деятельности

Прозрачность учета и отчетности

Собственная база для подготовки кадров

Традиционные связи с местными производителями и поставщиками сырья и материалов

Рис. 1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие потребительской кооперации.

внешние - экзогенные, не зависящие от предприятия, и внутренние причины кризиса - эндогенные, возникающие в результате деятельности самого субъекта (рис.1.).

Антикризисное управление в системе потребительской кооперации - это целенаправленное профессиональное управление по переводу кооперативных организаций из предкризисного, критического в устойчивое экономическое состояние, используя систему мер, направленных на оздоровление каждого хозяйствующего субъекта.

Предлагаемая модель идентификации финансового состояния предприятия использует чёткие признаки перелома тенденции показателей, признаки изменения направленности их динамики, которые возникают при стихийном изменении стратегической направленности развития организации.

В качестве индикаторов безопасности были выбраны следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, доля собственных оборотных средств, плечо финансового рычага, рентабельность капитала и коэффициент оборачиваемости капитала [4]. Осуществляя мониторинг этих показателей по данным бухгалтерского баланса предприятия даже за один отчётный период (на начало и конец), можно идентифицировать финансовое состояние предприятия. Данная модель была нами рассчитана и применена на примере деятельности Урмарского райпо. Расчеты произведены за последние четыре периода и приведены в таблице 1.

Сравнивая полученные результаты с признаками финансовых состояний, мы можем убедиться, что райпо в 2007 г. находилось в предкризисном финансовом состоянии. Такое положение соответствует начинающемуся скрытому кризису и характеризуется проявлением проблем в разных областях деятельности предприятия и ухудшением отдельных экономических показателей. При идентификации предкризисного финансового состояния планирование, организация и мотивация направлены на реализацию мер финансовой стабилизации предприятия. В основе этих мер лежат меры по устранению неплатёжеспособности, использующие принцип «отсечение лишнего» и меры по восстановлению финансовой устойчивости, в числе которых оптимизация структуры капитала, активов, денежных источников, инвестиций.

В зависимости от действий менеджмента предприятие может вернуться в нормальное финансовое состояние, либо перейти в кризисное финансовое состояние, либо остаться в предкризисном состоянии. Цель антикризисного управления предприятием в данной ситуации — вернуться в нормальное финансовое состояние (максимум) или остаться в предкризисном финансовом состоянии (минимум)[2].

С учетом этих обстоятельств, по нашему мнению, механизм внутрисистемного антикризисного регулирования должен включать:

- организацию мониторинга состоятель-

Таблица 1

Расчет индикаторов безопасности идентификации финансового состояния

Индикаторы безопасности Результаты расчета Динамика индикаторов относительно пороговых значений

2004 год 2005 год 2006 год 2007 год

Коэффициент текущей ликвидности 0,98 0,85 1,01 0,90

Доля СОС в покрытии запасов -0,08 -0,29 0,01 -0,12

Плечо финансового рычага 0,27 0,32 0,39 0,47

Рентабельность капитала, % 12,8 12,4 17,7 10,8

Коэффициент оборачиваемости капитала, обороты 3,6 3,7 2,9 2,7

ности хозяйствующих субъектов потребительской кооперации и ранней диагностики возможных банкротств;

- формирование в каждом союзе потребительских обществ полной информационной базы о фактических и возможных банкротствах, об уровне состоятельности субъектов хозяйствования;

- подготовку специалистов по антикризисному управлению и регулированию на базе кооперативных учебных заведений;

- полную и всеобъемлющую инвентаризацию всего имущества и кредиторской задолженности;

-разработку и применение механизма субсидиарной ответственности руководства несостоятельных кооперативных организаций;

-усиление административных методов руководства в условиях кризиса, усиление контрольно-распорядительных функций системы.

Подводя итог, следует отметить, что

процесс управления кризисами организаций потребительской кооперации должен носить комплексный характер, основываться на информации, формируемой в системе стратегического управления, в рамках которого должна быть представлена информация о внутренних факторах микросреды и внешних факторов макросреды.

Литература

1. Алексеева Н.В. Основные факторы риска деятельности потребительского общества региона / Н.В. Алексеева// Регионология. - 2007. - № 2(59).

- С. 72-78.

2. Барышникова Н.С. Многоотраслевая деятельность - конкурентное преимущество организаций потребительской кооперации // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: труды 6-й международной научнопрактической конференции. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2005. - С. 68-73.

3. Воронцова Н.Г. Проблемы формирования финансовых ресурсов потребительской кооперации и их использование [Текст] / Н.Г. Воронцо-

ва, А.Д. Воронцов // Перспективы развития 4. Вишневская О.В. Механизмы анти-

торговли в России: проблемы безопасности, кризисного управления предприятием / О. В. Виш-подготовки кадров, использования инновацион- невская / / Менеджмент в России и за рубежом. ных технологий: межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: - 2007. - N 3. - С. 105-113.

Научная книга, 2006. - С. 270-273.

T.V. Krauyshkina. ANTIRECESSIONARY MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION.

In modern conditions of market economics of financial activities inevitably collide with unscheduled contingent events on which it is necessary to react adequately in order to avoid losses. Therefore, solution of searching nays of business administration problem, main of which is improvement of financial risk management and antirecessionary financial department, is topical. Realization, of measures of antirecessionary department is possible only on condition of timely economical diagnostics of both crisis transactor units for elaboration of antirecessionary measure purposes and stability functioning units for warning of bankruptcy threat. The system of consumer cooperation in our days requires revision of applied approach to financial risk assessment and elaboration of internal mechanist of risk neutralization, use of effective antirecessionary financial strategy, which allows increasing sound ness and consumer society's independence.

КРАЮШКИНА Татьяна Владимировна, родилась в 1981 г., окончила Московский университет потребительской кооперации (2003), старший преподаватель кафедры финансов Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 20 работ.

УДК 336.62

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА С УЧЕТОМ ПОЛИТИКИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ В КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВАХ

А. Г. Соколова

В настоящее время в теории бухгалтерского учета все чаще обращают внимание на финансовый результат и неопределенность событий, позволяющих получить этот финансовый результат, как конечный результат деятельности предприятия. Этому есть две причины: все большее распространение зарубежных школ, чаще всего американской; ориентирование учетной информации на собственников и инвесторов, имеющих инвестиционные возможности вложения средств в капитал конкретной организации.

В пункте 79 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ дается единственное во всей системе нормативного регулирования определение финансового результата. В соответствии с ним «бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценке статей бух-

галтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с настоящим Положением». Так мы видим два результата прибыль или убыток, т.е. положительная или отрицательная разница между доходами и расходами организации за отчетный период.

Финансовый результат в кредитных кооперативах формируется от проведения операций по выдаче займов и привлечения личных сбережений своих членов.

Понятия «финансовый результат» и «кредитный риск» могут иметь тесную взаимосвязь в организациях, занимающихся финансовыми операциями по привлечению и выдаче кредитов и займов, в том числе и в кредитных кооперативах.

Необходимость определения и признания в бухгалтерском учете величины кредитного риска, возникающего исходя из специфики деятельности кредитных кооперативов, предопределяет и порядок определения финансовых результатов в этих организациях.

Начнем с рассмотрения понятия риска,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.