Научная статья на тему 'Совершенствование инвестиционной привлекательности организаций потребительской кооперации в Республике Мордовия'

Совершенствование инвестиционной привлекательности организаций потребительской кооперации в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРИРОВАНИЕ / ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / COOPERATIVES / CONSUMER COOPERATIVES / COOPERATION / FINANCE / INVESTMENTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутылина Марина Павловна, Абелова Людмила Александровна

Рассмотрены основные направления деятельности организаций Мордовского республиканского союза потребительских обществ и выявлены особенности формирования их доходов. Дана авторская трактовка понятия «инвестиционная привлекательность». Исследована доля рынка организаций потребительской кооперации Республики Мордовия и проведена оценка их позиций по показателю рентабельности продаж. Произведен расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидного денежного потока с последующим обоснованием принципов совершенствования финансовой политики объекта исследования. Выявлена негативная тенденция по показателям деловой активности, а именно снижение рентабельности и замедление периода оборота активов и капитала организаций потребительской кооперации. Сделаны выводы об ухудшении финансового состояния учреждений и необходимости разработки мер по улучшению их финансового положения. Определены финансово-экономические мероприятия, способствующие оздоровлению сферы финансов, укреплению платежеспособности и совершенствованию инвестиционной привлекательности предприятий потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутылина Марина Павловна, Абелова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving investment attractiveness of consumer cooperatives in the Republic of Mordovia

The study reveals the main activities of the Mordovian Republican Union of Consumer Societies and the specific features of their income. The author’s interpretation of the concept of investment attractiveness is given. The paper investigates the market share of consumer cooperatives in the Republic of Mordovia and evaluates their sales profitability ratio. The ratios of solvency and liquid cash flow are calculated. The principles of improving the financial policy of the research object are substantiated. The research reveals a negative trend in terms of business activity indicators, namely, a decrease in profitability indicators and a slowdown in the turnover of assets and capital of consumer cooperatives. The authors determine that the financial situation has deteriorated. It is necessary to develop measures for its improvement. The study defines the financial and economic measures that contribute to recovering the financial sector, strengthening solvency and improving the investment attractiveness of consumer cooperatives.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инвестиционной привлекательности организаций потребительской кооперации в Республике Мордовия»

УДК 334.73:330.322(470.345)

https://doi.org/10.24158/pep.2017.11.17

Бутылина Марина Павловна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

Абелова Людмила Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Butylina Marina Pavlovna

PhD in Economics, Associate Professor, Economics Department, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation

Abelova Lyudmila Aleksandrovna

PhD in Economics, Associate Professor, Finance Department, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation

IMPROVING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF CONSUMER COOPERATIVES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация:

Рассмотрены основные направления деятельности организаций Мордовского республиканского союза потребительских обществ и выявлены особенности формирования их доходов. Дана авторская трактовка понятия «инвестиционная привлекательность». Исследована доля рынка организаций потребительской кооперации Республики Мордовия и проведена оценка их позиций по показателю рентабельности продаж. Произведен расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидного денежного потока с последующим обоснованием принципов совершенствования финансовой политики объекта исследования. Выявлена нега-тивная тенденция по показателям деловой активности, а именно - снижение рентабельности и замедление периода оборота активов и капитала организаций потребительской кооперации. Сделаны выводы об ухудшении финансового состояния учреждений и необходимости разработки мер по улучшению их финансового положения. Определены финансово-экономические мероприятия, способствующие оздоровлению сферы финансов, укреплению платежеспособности и совершенствованию инвестиционной привлекательности предприятий потребительской кооперации.

Ключевые слова:

кооперация, потребительская кооперация, кооперирование, финансы, инвестиции, инвестиционная привлекательность.

Summary:

The study reveals the main activities of the Mordovian Republican Union of Consumer Societies and the specific features of their income. The author's interpretation of the concept of investment attractiveness is given. The paper investigates the market share of consumer cooperatives in the Republic of Mordovia and evaluates their sales profitability ratio. The ratios of solvency and liquid cash flow are calculated. The principles of improving the financial policy of the research object are substantiated. The research reveals a negative trend in terms of business activity indicators, namely, a decrease in profitability indicators and a slowdown in the turnover of assets and capital of consumer cooperatives. The authors determine that the financial situation has deteriorated. It is necessary to develop measures for its improvement. The study defines the financial and economic measures that contribute to recovering the financial sector, strengthening solvency and improving the investment attractiveness of consumer cooperatives.

Keywords:

cooperatives, consumer cooperatives, cooperation, finance, investments, investment attractiveness.

Потребительская кооперация вносит свой вклад в развитие экономики региона [1]. Сегодня Мордовский республиканский союз потребительских обществ (далее - Мордовпотребсоюз) - это многоотраслевой хозяйственный комплекс предприятий торговли, сферы услуг, ресторанного хозяйства, промышленности, оптовых баз, рынков, заготовительных пунктов. На территории Республики Мордовия организации потребительской кооперации представлены в 13 районах: Атяшев-ском, Ардатовском, Атюрьевском, Большеигнатовском, Ельниковском, Инсарском, Ичалковском, Ковылкинском, Краснослободском, Ромодановском, Рузаевском, Теньгушевском и в г. Саранске.

В сельской местности организации потребительской кооперации участвуют в формировании социальной инфраструктуры сельских поселений и жизнеобеспечении жителей населенных пунктов [2]. Полагаем, что данному факту способствует инвестиционная привлекательность, определяемая в контексте позиционирования организаций на рынке [3]. В связи с этим рассмотрены структура доходов предприятий Мордовпотребсоюза и коэффициенты их платежеспособности.

Изучая основные направления деятельности союза, можно отметить, что основной объем доходов организация обеспечивает за счет торговой деятельности (рисунок 1).

2016 г.

2015 г.

2014 г.

1

72,1 7,5 6,7 12,3

1,6 3

70 9,1 7,1 12,2

1 ,6

72,7 8,8 5 6,1 | 10,8

Розничная торговля Оптовая торговля Общественное питание Заготовки Производство

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 1 - Структура доходов Мордовпотребсоюза по видам деятельности, %

Отметим, что увеличение доходов предприятий потребительской кооперации способствует повышению инвестиционной привлекательности. Под ней мы понимаем стабильное возрастание потенциала формирования финансовых ресурсов с использованием всевозможных внутренних источников и развитием соответствующей финансовой гибкости хозяйствующих субъектов системы потребительской кооперации, адекватных потребностям их стратегического развития.

В связи с этим совершенствование инвестиционной привлекательности предприятий Мордовпотребсоюза обусловлено позициями на рынке региона (таблица 1). Из представленных данных следует, что в 2014-2016 гг. наблюдалось изменение доли рынка каждой организации объединения. Это связано как с различием спроса большинства категорий потребителей, так и с неравномерным платежеспособным доходом жителей разных территорий региона.

Таблица 1 - Доля рынка предприятий потребительской кооперации

Республики Мордовия за 2014-2016 гг.

Наименование ПО Доля рынка, %

2014 2015 2016

Атяшевское райпо 23,8 23,9 23,7

Ельниковское райпо 19,8 19,7 19,9

Инсарское райпо 11,4 11,5 11,9

Ичалковское райпо 3,6 3,8 3,9

Краснослободское райпо 7,9 7,4 7,7

Ромодановское райпо 2,9 2,9 2,7

ПО «Б. Игнатовское» 2,7 2,6 2,4

Теньгушевское ПО 14,8 14,9 14,8

Чукальское ПО 4,4 4,3 4,5

ООО «Ковылкинский общепит» 3,5 3,3 3,1

ООО «Болдовское» 1,6 1,8 1,6

ООО «Стрельниковское» 2,6 2,8 2,9

ООО «Мордовкоопкнига» 1,0 1,1 0,9

Расчет проведен на примере показателя рентабельности продаж за 2016 г. по организациям потребительской кооперации Республики Мордовия (таблица 2). Наивысшие значения имели место в Атяшевском, Ельниковском райпо и Теньгушевском ПО. В числе лидеров, занявших ведущие позиции по динамике рентабельности продаж, оказались также кооперативные организации Инсарского и Краснослободского районов.

Таблица 2 - Оценка позиции организаций потребительской кооперации

Республики Мордовия в 2016 г. по показателю рентабельности продаж

Наименование ПО Рентабельность продаж в 2016 г., % Стандартизованны й коэффициент Занимаемая позиция

1 2 3 4

Атяшевское райпо 1,040 10,0 1

Ельниковское райпо 1,010 9,7 2

Инсарское райпо 0,351 3,3 4

Ичалковское райпо 0,124 1,1 7

Краснослободское райпо 0,265 2,5 5

Ромодановское райпо 0,101 0,9 10

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

ПО «Б. Игнатовское» 0,092 0,8 11

Теньгушевское ПО 0,412 3,9 3

Чукальское ПО 0,156 1,5 6

ООО «Ковылкинский общепит» 0,114 1,1 8

ООО «Болдовское» 0,064 0,6 12

ООО «Стрельниковское» 0,110 1,0 9

ООО «Мордовкоопкнига» 0,005 0,0 13

Платежеспособность отражает возможность организации погашать свои обязательства с помощью любых видов активов. Это способствует снижению производственной мощности, а следовательно, и ослаблению финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе (таблица 3).

Таблица 3 - Коэффициенты платежеспособности Мордовпотребсоюза

Коэффициент платежеспособности Формула расчета Нормальное значение 2014 2015 2016

Общий показатель ликвидности (И) И = [(НЛА + 0,5* БРА + 0,3* МРА) / (НСО + 0,5* КСП + 0,3* ДСП)] И > 1 0,60 0,60 0,50

Коэффициент абсолютной ликвидности (1_2) 1_2 = [НЛА / (НСО + КСП)] 1_ 2 > 0,1-0,7 0,03 0,04 0,04

Коэффициент «критической» оценки (1_3) 1_3 = [(НЛА + БРА) / (НСО + КСП)] 1_3 = 1 0,60 0,60 0,60

Коэффициент текущей ликвидности (1_4) 1_4 = [стр. 1200 / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1500)] 1_4 = 2,0-3,5 0,60 0,60 0,50

Коэффициент маневренности функционирующего капитала (1_5) 1_5 = [(стр. 1210 + стр. 1220 + стр. 1230) / (стр. 1200 - стр. 1510 - стр. 1520 -стр. 1500)] Уменьшение показателя в динамике -1,30 -1,30 -1,20

Доля оборотных средств в активах (1_6) 1_6 = [стр. 1200 / стр. 1600] 1_6 > 0,5 0,70 0,70 0,60

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (1_7) 1_7 = [(стр. 1300 - стр. 1100) / стр. 1200] 1_4 = 0,1 0,02 -0,003 -0,07

Далее осуществлена оценка ликвидности и платежеспособности общества за счет изменения ее чистой кредитной позиции в течение рассматриваемого периода (таблица 4). За исследуемый период практически все показатели платежеспособности соответствуют нормативным значениям, но по большинству из них наблюдается снижение. Это свидетельствует об ухудшении платежеспособности организаций, входящих в состав Мордовпотребсоюза.

Таблица 4 - Ликвидный денежный поток Мордовпотребсоюза, тыс. р.

Показатель 2014 2015 2016

Долгосрочные кредиты и займы на начало периода 52 424 55 581 66 632

Краткосрочные кредиты и займы на начало периода 392 968 417 748 406 827

Денежные средства на начало периода 10 922 3 587 5 038

Долгосрочные кредиты и займы на конец периода 55 581 66 332 51 197

Краткосрочные кредиты и займы на конец периода 417 748 406 827 319 232

Денежные средства на конец периода 3 587 5 038 3 712

Ликвидный денежный поток (стр. 4 + стр. 5 - стр. 1 - стр. 2 - стр. 6 + стр. 3) 35 272 -1 621 -101 704

Негативная тенденция в динамике за 3 года складывается по показателям деловой активности, а именно - снижению рентабельности и замедлению периода оборота активов и капитала организации. Это в целом свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятий Мордовпотребсоюза и обусловливает необходимость оценки вероятности их банкротства и разработки мер по улучшению их финансового положения.

Финансовая политика предполагает выбор альтернативных путей развития компании. При этом должны использоваться прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии необходимо формировать конкретные задачи производственной и финансовой деятельности и принимать оперативные управленческие решения.

Главными принципами совершенствования финансовой политики можно назвать следующие: 1) оценка финансовых возможностей для определения стратегических целей;

2) распределение и оценка эффективности движения денежных потоков по сферам деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой), исходя из стратегии производства и продаж;

3) установление дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит);

4) трансформация денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;

5) анализ эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные нами исследования позволили сделать вывод, что Мордовпотребсоюз по уровню соответствия риска и доходности проводит умеренную финансовую политику. Считаем, что в целях получения дополнительной прибыли возможна смена умеренного типа финансовой политики на умеренно-агрессивный, предусматривающий дополнительные риски. Кроме того, для улучшения финансового состояния и укрепления финансовой платежеспособности объединения предлагаем провести следующие финансово-экономические мероприятия:

- сочетать финансовые риски деятельности с системой самострахования через увеличение собственных резервных фондов;

- повышать уровень финансовой дисциплины для усиления оперативного контроля прежде всего за величиной и сроками краткосрочной дебиторской задолженности, не допуская при этом просроченной задолженности;

- совершенствовать анализ кредитной политики, чтобы изыскивать резервы снижения удельного веса заемных средств в общем объеме используемых в деятельности оборотных ресурсов;

- систематически с помощью информационного обеспечения бухгалтерского учета на предприятии отслеживать движение денежных потоков и соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей.

Считаем, что мероприятия по повышению эффективности финансовой политики с выработкой научно обоснованной концепции организации финансовой деятельности будут способствовать определению ключевых направлений использования финансовых фондов на долгосрочные периоды, а также практическому воплощению инвестиционной привлекательности организаций потребительской кооперации.

Ссылки:

1. Дроздова М.И. Роль потребительской кооперации в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 11 (121). С. 175-178.

2. Соколова Ю.А., Лисичкина Ю.С., Морева И.В. Инвестиционная привлекательность системы потребительской кооперации Республики Татарстан: проблемы и задачи // Инновации и инвестиции. 2012. № 4. С. 56-58 ; Черняев А.А., Павленко И.В. Потребительские кооперативы - стратегический шаг к участию в сетевой торговле // Научное обозрение: теория и практика. 2016. № 7. С. 14-22.

3. Skurnik S. The Role of Cooperative Entrepreneurship and Firms in Organising Economic Activities Past, Present and Future // The Finnish Journal of Economics. 2002. No. 1. P. 103-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.