ГОЛЬШТЕЙН Татьяна Сергеевна,
студентка 2 курса заочного отделения факультета магистратуры Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), магистерская программа «Юридическое сопровождение бизнеса», e-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению, абсолютизму, полицейскому государству.
Ключевые слова: правовое государство, закон, право, справедливость, естественное право, гражданское общество, права человека.
GOLSHTEIN Tatyana Sergeevna,
2nd year student of the correspondence Department of the faculty of magistracy All-Russian state University of justice (RLA of the Ministry of justice of Russia),
master's program "Legal support of business"
GENESIS AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE CONSTITUTIONAL STATE
Summary. Ideas of the state as the organization which is carrying out the activity on the basis of the law began to be formed already at early stages of development of a human civilization. Search of more perfect and fair forms of public life resisting to despotic board, absolutism, the police state contacted the idea of the constitutional state.
Keywords: constitutional state, law, right, justice, natural right, civil society, human rights.
Отдельные положения о правовом государстве нашли выражение в трудах мыслителей античности, таких, как положения о: власти закона как сочетании силы и права (Солон, Аристотель и др.); различии правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); соответствии естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты, Аристотель и др.); равенстве людей по естественному праву, сферах частного и публичного права, субъекте права, свободном индивиде как юридическом лице (римские юристы), и др. [15] Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития идей о демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. [13]
Древние философы пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Уже ученые древности считали, что наиболее
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства [10]. Серьезный вклад в учение о правовом государстве внесли в XX в. такие ученые, как Г. Еллинек, Г. Кельзен, Г. Харт, Дж. Роулс, Р.Дворкин, Ф. Хайек, и др. Например, Ф. Хайек указывал, что принцип правоза-конности, которому следуют в свободных странах, означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, дающими возможность предвидеть с большой точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той иной ситуации. Исходя из этого индивид может уверенно планировать свои действия [14]. Говоря о праве, представители школы юридического позитивизма понимали под ним все, что приказывает власть. Все, что санкционировано властями в той или иной форме, даже если это очевидный произвол, - это и есть право. Основываясь на этом, создатель чистой теории права Г. Кельзен полагал, что любое государство следует считать правовым, поскольку оно всегда
оформлено правом, а для юриста именно право является предметом познания [20].
В конце XIX - начале XX в. начинает формироваться теория социального правового государства. Концепция правового государства активно развивалась в трудах русских дореволюционных юристов - В.М. Гессена, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, С.А. Котлярев-ского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича и
др. [17]
Ф.Ф. Кокошкин понимает под правовым государство, которое в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву, иными словами, - государство, члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права: являются не только подданными, но и гражданами. Практически воплощением идеи правового государства является конституционное государство [5].
Для того чтобы государство было подчинено праву, отмечает Ф.Ф. Кокошкин, это подчинение должно быть обеспечено известными гарантиями. Совокупность таких гарантий и образует то, что называется конституцией. Государство, подчинение которого праву гарантировано, есть конституционное государство. Среди основных таких гарантий Ф.Ф. Кокошкин называет участие народа или народного представительства в законодательстве и разделение властей. Возможны и дополнительные гарантии: участие в законодательстве главы исполнительной власти, образование двух законодательных палат, ответственность министров перед народным представительством, несменяемость судей и наличие суда присяжных и т.д. [18]
Характеризуя правовое государство, другой выдающийся русский ученый А.Ф. Кистя-ковский писал: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить, ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав» [3].
Г.Ф. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не
нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
Н.М. Коркунов был поборником строгого соблюдения законов. «Каждый отдельный орган государственной власти, - подчеркивал он, -имеет власть лишь в пределах закона» [21]. Решение же вопроса о законности действий органов власти, по его мнению, могло быть предоставлено только суду. Рассуждая о механизме обеспечения законности, Н.М. Коркунов продолжает развивать теорию разделения властей, главным смыслом считает в ней обеспечение свободы и взаимное сдерживание властей, а не просто обособление их друг от друга. Но этого для обеспечения режима законности мало, считает Н.М. Коркунов. И поэтому ставит вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций [19].
Одним из последователей дела Н.М. Корку-нова в вопросах самоограничения монархии был С.А. Котляревский, который отстаивал идею создания конституционного государства. В 1907 г. он писал: «...здесь сталкиваются два величайших результата исторической жизни: новое государство с его огромными материальными силами, с его великими законодательными задачами, с его напряженной деятельностью и новые требования личности, сознающей свою свободу и стремящейся осуществлять ее в признанной извне автономии» [7].
Для обеспечения полнокровной жизнедеятельности гражданина С.А. Котляревский, как и другие сторонники теории конституционализма, признает необходимость закрепления в конституции и обеспечения государством нескольких главных форм «необходимых свобод». Это такие формы, как свобода собраний и союзов, свобода слова и печати, свобода вероисповеданий, личная неприкосновенность, и др. Формой правления для обеспечения этих прав и свобод С.А. Котляревский признает конституционную монархию с обязательной реализацией принципа разделения властей. Следует особо отметить, что в отечественной литературе нет единства по вопросу определения правового государства. Н.И. Матузов и А.В. Малько понимают под этим термином «организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
ственной власти в целях недопущения злоупотреблений» [9]. Исходя из этого В.В. Лазарев полагает, что главным пунктом в содержании теории правового государства является идея народного суверенитета [12]. Вместе с тем следует отметить, что идея народного суверенитета лежит в основе деятельности любого современного демократического государства. Выше уже говорилось о том, что все основополагающие принципы конституционного строя тесно связаны и переплетены между собой. Не бывает демократического неправового государства, равно как и правового недемократического, поэтому народный суверенитет мы рассматриваем в большей мере как принцип демократического государства, поскольку целью правового государства является не только обеспечение народовластия, но и соблюдение иных прав индивида [18].
В.В. Бойцова определяет правовое государство как совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан [1].
В.С. Нерсесянц понимает правовое государство как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права [11]. По его мнению, это означает официальное признание, закрепление и соблюдение, как минимум, трех положений: прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека; верховенство правового закона; правовой организации самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную [20].
О.Э. Лейст указывает на то, что «правовое государство - не только устройство, способ организации государства, но, главное, состояние государственной власти, на всех ее уровнях и во всех ее проявлениях стремящейся (вынужденной) поступать по закону, а не по собственному разумению» [8]. Как отмечает В.А. Кикоть: «Правовое государство - это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая должна быть выражена в актах международного уровня, в Конституции, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п.» [6].
И.А. Исмаилов определяет правовое государство как государство, которое характеризуется обеспеченностью верховенства закона, преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
творенностью в жизнь принципа разделения властей и полной независимостью судов, их подчиненностью только законам, опорой управления только и только на законность, защитой со стороны государственной власти прав и свобод граждан, возмещение ущерба причиненного им государственными учреждениями. «Здесь государство и общественная жизнь функционируют на основе требований права, - любое государственное решение принимается на основе закона: в принятии этих решений соблюдаются процессуальные нормы как условие их ясности, делятся правомочия между органами власти» [2]. Правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд [16]. O.E. Кутафин понимал под правовым такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением [4].
Несмотря на все разнообразие определений правового государства, в его идее можно выделить два главных аспекта: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной и иной публичной власти [15]. Свобода человека - это его способность действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости в рамках, ограниченных свободой других лиц. Человек свободен распоряжаться своими способностями, имуществом, силами. Право призвано максимально раздвинуть возможности человека во всех областях социальной жизни, с тем, однако, чтобы права одного человека не нарушали права другого. В основе человеческой свободы лежит принцип «все, что не запрещено законом, разрешено» [16]. Ограничение же государства правом призвано предотвратить возможные злоупотребления правом со стороны государства. Право регламентирует порядок формирования, полномочия органов государственной власти, их ответственность перед населением. При этом государственные органы и должностные лица в своей деятельности должны руководствоваться принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом». В правовом государстве основная и главная задача органов власти - претворение в жизнь права, его реализация [17]. Деятельность
государства только тогда может считаться правовой, когда она осуществляется в соответствии с правом, на основе его предписаний. Обе названные стороны правового государства выражают его сущность только в совокупности, взаимосвязи. Целью ограничения власти государства являются именно признание и соблюдение прав человека, соблюдение прав человека невозможно без обеспечения их силой государственного принуждения.
Список литературы:
[1] Бойцова В.В. Правовое государство -гарантия реализации прав и свобод граждан // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1990. № 1. С. 122.
[2] Исмаилов И.А. Правовое государство. СПб., 2003. С. 36.
[3] Кистяковский А.Ф. Лекции по государственному праву (общее и особенное): прочитаны в Московском юридическом институте в 1908/1909 гг. М., 1909. С. 7.
[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002. С. 144.
[5] Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 261.
[6] Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М., 1996. С. 18.
[7] Котляревский С.А. Государство и право граждан. СПб., 1907. С. 80.
[8] Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 149.
[9] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002. С. 132.
[10] Нерсесянц В.С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность // Социалистическое правовое государство: концепции и пути реализации / ИГП РАН. М., 1990. С. 10.
[11] Нерсесянц В.С. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве // Социалистическое право и государство: проблемы и суждения. М.: Наука, 1985. С. 1.
[12] Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М., 2000. С. 424.
[13] Постников А. Степашин С.В. Конституционный аудит. - М.: Наука, 2006 // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2006, № 9. - С. 138-140.
[14] Хайек Ф. Дорога к рабству / Цит. по: Теория государства и права. Хрестоматия. С. 495.
[15] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.
[16] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.
[17] Шестак В.А. О необходимости разработки теоретической модели антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка // Военно-юридический журнал. 2013. № 4. С. 15-30.
[18] Шестак В.А. Об основных принципах системы профилактики правонарушений // Библиотека уголовного права и криминологии. 2014. № 4 (8). С. 94-99.
[19] Шестак В.А. Отдельные вопросы предупреждения преступных посягательств в сфере экономики // Lex Russica. 2007. Т. LXVI. № 5. С. 951-958.
[20] Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Lex Russica. 2008. Т. LXVII. № 2. С. 411-422.
[21] Экимов А.И. Коркунов. М., 1983. С. 70.
Spisok literatury:
[1] Bojcova V.V. Pravovoe gosudarstvo -garantiya realizacii prav i svobod grazhdan // Vestnik LGU. Seriya 6. 1990. № 1. S. 122.
[2] Ismailov I.A. Pravovoe gosudarstvo. SPb., 2003. S. 36.
[3] Kistyakovskij A.F. Lekcii po gosudarstvennomu pravu (obshchee i osobennoe): prochitany v Moskovskom yuridicheskom institute v 1908/1909 gg. M., 1909. S. 7.
[4] Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii. M., 2002. S. 144.
[5] Kokoshkin F.F. Lekcii po obshchemu gosudarstvennomu pravu. M., 1912. S. 261.
[6] Kommentarij k Konstitucii RF / Obshch. red. Kudryavceva YU.V. M., 1996. S. 18.
[7] Kotlyarevskij S.A. Gosudarstvo i pravo grazhdan. SPb., 1907. S. 80.
[8] Lejst O.EH. Sushchnost' prava. Problemy teorii i filosofii prava. M., 2002. S. 149.
[9] Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2002. S. 132.
[10] Nersesyanc V.S. Idei i konstrukcii pravovoj gosudarstvennosti: istoriya i sovremennost' // Socialisticheskoe pravovoe gosudarstvo: koncepcii i puti realizacii / IGP RAN. M., 1990. S. 10.
[11] Nersesyanc V.S. Koncepciya socialisticheskogo pravovogo gosudarstva v kontekste istorii uchenij o prave i gosudarstve // Socialisticheskoe pravo i gosudarstvo: problemy i suzhdeniya. M.: Nauka, 1985. S. 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019
[12] Obshchaya teoriya prava i gosudarstva / Pod red. Lazareva V.V. M., 2000. S. 424.
[13] Postnikov A. Stepashin S.V. Konstitucionnyj audit. - M.: Nauka, 2006 // Pravo i ehkonomika. - M.: YUrid. Dom "YUsticinform", 2006, № 9. - S. 138-140.
[14] Hajek F. Doroga k rabstvu / Cit. po: Teoriya gosudarstva i prava. Hrestomatiya. S. 495.
[15] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj federacii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.
[16] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voennosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.
[17] Shestak V.A. O neobhodimosti razrabotki teoreticheskoj modeli antikriminogennogo obespecheniya voinskogo pravoporyadka // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2013. № 4. S. 15-30.
[18] Shestak V.A. Ob osnovnyh principah sistemy profilaktiki pravonarushenij / / Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2014. № 4 (8). S. 94-99.
[19] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy preduprezhdeniya prestupnyh posyagatel'stv v sfere ehkonomiki // Lex Russica. 2007. T. LXVI. № 5. S. 951-958.
[20] Shestak V.A. Teoriya preduprezhdeniya prestupnosti v Rossii i za rubezhom: istoriya i sovremennost' // Lex Russica. 2008. T. LXVII. № 2. S. 411-422.
[21] Ekimov A.I. Korkunov. M., 1983. S. 70.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019