ДРОЗДОВА Анастасия Дмитриевна,
бакалавр факультета "Менеджмент: предпринимательство" Московского финансово-промышленного Университета,
e-mail: [email protected]
ДЕМЧЕНКО Иван Иванович,
МГИМО МИД России, e-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ
Аннотация. В процессе реализации права возникают правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собой индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридических норм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органов, организаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности.
Ключевые слова: конституция, правовые отношения, конституционное право, гражданство, народ, права человека, закон.
DROZDOVA Anastasia Dmitriyevna,
bachelor of faculty "Management: business" Moscow financial and industrial University, e-mail: [email protected]
DEMCHENKO Ivan Ivanovich,
MGIMO MFA o fRussia, e-mail: [email protected]
CONSTITUTIONAL LEGAL RELATIONS AND THEIR SUBJECTS
Annotation. During implementation of the right there are legal relationship - the strong-willed public relations settled by the right which participants are given the subjective rights and legal duties. In the legal relationship representing the individualized legal communication instructions of legal norms are concretized, turning into the rights and duties of personally certain persons, bodies, organizations. They arise for achievement or protection of this or that real benefit, acquisition of material or spiritual value.
Keywords: constitution, legal relations, constitutional right, nationality, people, human rights,
law.
Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами. Все перечисленные черты свойственны всем правоотношениям, в том числе конституционно-правовым. Через конституционно-правовые правоотношения реализуются конституционно-правовые нормы.
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоят в следующем:
1. Конституционно-правовые отношения имеют свое содержание. Они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
2. Они характеризуются своеобразием объектов. В качестве таковых выступают жизнь,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
достоинство человека, целостность государства, государственная власть, суверенитет и др.
3. Они имеют особый субъектный состав, например, народ, нация, государство.
4. Они обладают высоким политическим потенциалом, выступают юридической формой политических отношений и выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.
5. Они характеризуются специфическими источниками. К таковым относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.
6. Они характеризуются большим разнообразием, что создает юридические связи между субъектами этих отношений.
Исходя из вышесказанного, под конституционно-правовым отношением понимается общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права. Специфика предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают различные виды конституционно-правовых отношений, которые можно представить по разным основаниям.
1. По основаниям возникновения.
Для возникновения конкретного конституционного правоотношения нужен юридический факт - событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом (бездействие) и т.д.
2. По содержанию конституционно-правовые отношениямогут быть материальными и процессуальными.
В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения.
В процессуальных правоотношениях реализуется порядок реализации правовых действий.
3. По форме конституционно-правовые отношения делятся на правоотношения в собственном смысле и правовые состояния.
Правоотношения в собственном смысле характеризуются тем, что в них четко определены права и обязанности субъектов, и каждый субъект осуществляет свои права и обязанности лично.
В правовых состояниях права и обязанности субъектов отношений носят менее определенный характер, например, состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе и др.
4. В зависимости от вида норм выделяются правоустановительные и правоохранительные конституционно-правовые отношения.
В правоустановительных отношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например,
норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
Правоохранительным считается такое правоотношение, целью которого является охрана предписания правовой нормы. Они возникают как реакция государства на неправомерное поведение субъектов правоотношений, с их помощью реализуются меры юридической ответственности. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей..."
5. В зависимости от времени существования конституционно-правовые отношения можно разделить напостоянные и временные.
Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства.
Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм -правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
Как отмечалось выше, особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них можно выделить такие субъекты как:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности, народности.
Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа.Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.
2. Индивиды (физические лица). Эту группу субъектов можно поделить по следующим основаниям:
- по характеру связи лица с государством индивиды (физические лица) являются гражда-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
нами РФ, т.е. субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков; иностранцами; лицами без гражданства (апатридами) и бипа-тридами (с двойным гражданством).
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.
- по занимаемой должности - Президент РФ; Председатель палат парламента РФ; Председатель Правительства РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ и др.
- по возрастному признаку индивидов (физических лиц) можно разделить на категории: несовершеннолетние, совершеннолетние и пенсионеры.
3. Организации. В данном случае под организацией понимается государство, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и юридические лица.
а) Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство - Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.
К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:
- национально-государственные образования (республики, края, области, города федерального значения);
- автономные образования (автономная область, автономные округа);
- административно-территориальные образования (районы, города, районы в городах, поселки).
Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.
б) Органы государственной власти и местного самоуправления. Это субъекты, созданные для реализации функций государства и обладающие властными полномочиями по осуществле-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
нию законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Это парламент, глава государства, правительство, федеральные министерства, службы и агентства, суды, органы надзора и контроля, администрация организаций и учреждений и т.д.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
в) Общественные объединения. Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.
г) Юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие коллективные субъекты имущественных правоотношений.
Библиографический список:
[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.
[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.
[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.
[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025030.
[5] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.
[6] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.
[7] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.
[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.
[9] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.
[10] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.
[12] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X - XVI вв. // Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84-89.
[13] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.
[14] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.
[15] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений М.: Щит - М, 2006.
[16] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения. Учебное пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.
[17] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. С. 581 - 591.
[18] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения / / История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34 - 36.
[19] Печникова А.П. Управление государственными лечебно-профилактическими учреждениями в Российской империи XIX в. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 592 - 598.
[20] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. 2013. № 5. С. 48-50.
[21] Шестак В.А. Зарубежный опыт противодействия правонарушениям военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2013. № 6. С. 12-26.
[22] Шестак В.А. Историко-правовые аспекты обеспечения воинского правопорядка в России // История государства и права. 2013. № 14. С. 55-59.
[23] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.
[24] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriyagosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.
[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samouprav-leniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge // Konstitucionnoe i munici-pal'noepravo. 2009. № 5. S. 33-36.
[3] Alpatov Yu.M. YUridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.
[4] DmitrievYu.A., MironovV.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.
[5] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy real-izacii konstitucionnogo prava na neprikosnoven-nost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.
[6] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Feder-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
acii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.
[7] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.
[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroe-niya federacii Belarusii Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017021.
[9] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.
[10] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii / / Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.
[11] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.
[12] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Pred-posylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lecheb-no-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo- 2007. - № 5. - S. 84-89.
[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pra-vovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Mod-ernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146 - 151.
[14] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teor-iya gosudarstva i prava. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MGUU Pravitel'stvaMoskvy, 2009.
[15] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij M.: SHCHit - M, 2006.
[16] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdra-
voohraneniya. Uchebnoe posobie. - M.: MGUU PM,
2006. - 107 s.
[17] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti. / / Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU,
2007. S. 581 - 591.
[18] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya / / Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009.- № 16. - S. 34 - 36.
[19] Pechnikova A.P. Upravlenie gosudarst-vennymi lechebno-profilakticheskimi uchrezh-deniyami v Rossijskoj imperii XIX v. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 592 - 598.
[20] Shestak V.A. Voinskij pravoporyadok kak osnovnoj element sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vojskah // Yuridicheskij mir. 2013. № 5. S. 48-50.
[21] Shestak V.A. Zarubezhnyj opyt pro-tivodejstviya pravonarusheniyam voennoslu-zhashchih // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2013. № 6. S. 12-26.
[22] Shestak V.A. Istoriko-pravovye aspekty obespecheniya voinskogo pravoporyadka v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 14. S. 55-59.
[23] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj fed-eracii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.
[24] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voen-nosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauch-nyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019