ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,
доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», Почетный адвокат России, эксперт РАН, e-mail: [email protected]
УБИРИЯ Дата Георгиевич,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДВОКАТУРЫ
Аннотация. Адвокатура представляет собой общественную самоуправляющуюся организацию, призванную на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам. Институт адвокатуры не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, действия и решения института адвокатуры не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.
Ключевые слова: адвокатура, квалифицированная юридическая помощь, коллегия адвокатов, адвокатский кабинет, адвокатское бюро, правосудие.
GRUDTSINA Ludmila Yurevna,
doctor of jurisprudence, professor, vice-chairman of Presidium of MGKA "Moscow guild of lawyers and lawyers", Honourable lawyer of Russia, expert of RAS,
UBIRIYA Data Georgiyevich,
Financial University under the Government of the Russian Federation
LEGAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF THE LEGAL PROFESSION
Annotation. The bar is a public self-governing organization, designed on the basis of the law to provide legal assistance to individuals and legal entities. The Institute of advocacy is not a law enforcement Agency, does not have the right of state coercion to persons who have violated the law, the actions and decisions of the Institute of advocacy are not binding, but the activities of the bar is of great importance for the protection of violated rights and freedoms of citizens, the interests of organizations.
Keywords: advocacy, qualified legal assistance, bar Association, law office, law office, justice.
Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, основная задача которых -оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства (гражданском, уголовном, арбитражном), разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров, претензий, актов и т.п.)[12].
Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Поскольку коллегии адвокатов до недавнего вре-
мени являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествлялась именно с ними. В Законе об адвокатуре коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления[13]. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды. Однако с вступлением в силу с 1 июля 2002 г. Закона об адвокатуре помимо коллегий адвокатов возникло еще три организационно-правовые формы организации адвокатской деятельности: адвокатский кабинет, адвокатское бюро и юридическая консультация [11].
Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституций РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений[1]. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской^, 10]. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:
работниками юридических служб юридических лиц (далее - организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требова-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
ниям закона - обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры[2]. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п. Это значит, что адвокат не слуга клиента, напротив, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии - не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний)
[7].
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об адвокатуре формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация. Адвокат вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном Законом об адвокатуре.
Адвокатский кабинет. Адвокат, самостоятельно принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. О своем решении адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты, направив по почте заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором указать сведения о себе, место нахождения адвокатского кабинета (почтовый адрес), а также порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона об адвокатуре адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с действующим российским законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета[3].Адвокат вправе использовать для размещения своего адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо
членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения (квартиры, комнаты), занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору социального найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймода-теля и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом[8].
Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ее учредителями (ст. 22 Закона об адвокатуре). В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. На общем собрании учредителей принимается Устав и избираются руководящие органы коллегии.
Практически оба определения адвокатуры указывают на две ее главных признака: 1) объединение (организация); 2) деятельность адвокатов.
Адвокатура - не государственная структура. Вместе с тем, она не может считаться «классической» общественной организацией. Ведь цели и задачи адвокатуре ставит общество в целом, а не определенный круг лиц. В адвокатуре действуют специальные правила доступа к специальности, осуществления профессиональной деятельности, контроля над ней и т.п.
Адвокатуру можно причислить к так называемым социальным институтам. Итак, адвокатура - это социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Среди людей, занимающихся сходной деятельностью, только адвокаты наделяются профессиональным иммунитетом. Это обусловлено тем, что адвокат - единственный субъект оказания квалифицированной юридической помощи - он независим, по меткому выражению Г.М. Резника, «как от царя, так и от народа» (то есть от государственной власти и общественности), защищен адвокатской тайной и гарантиями невмешательства в профессиональную деятельность, самостоятельно выбирает форму организации своего труда и несет полную ответственность перед клиентом за качество своей работы, подлежит суду адвокатского сообщества через соответствующие органы корпоративного самоуправления в случае нарушения норм профессиональной этики. Сказанное позволяет считать, что в определении адвокатуры должны содержаться: признаки организа-
ции, ее деятельности, законности, нравственной основы, целевого назначения. Поэтому можно дать такое определение понятие адвокатуры [5, 6].
Это - независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов[2]. Тем не менее, адвокатура - это все же своеобразная правоохранительная система, ибо в основе ее организации и деятельности лежит помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств или их возможностей[1]. Но называть ее правоохранительной в полной мере нельзя, т.к. аналогичное название имеются уже определенные государственные органы: различного рода оперативные службы (систем МВД, ФСБ, следователи и прокуроры всевозможных профилей; суды и др.). Независимость адвокатуры от государства подчеркивается еще и тем, что юридическим основанием, обуславливающим возникновение правоотношения по членству в коллегии адвокатов, является двусторонний акт:
1) заявление лица о желании вступить в состав коллегии;
2) постановление президиума коллегии о его приеме.
Персонал же государственных учреждений, предприятий и организаций комплектуется на основе заявления гражданина и приказа руководителя или на базе трудового договора.
Адвокатское бюро. Согласно ст. 23 Закона об адвокатуре два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты в этом случае заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.
В партнерском договоре должны быть указаны:
1) срок действия партнерского договора;
2) порядок принятия партнерами решений;
3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;
4) иные существенные условия, согласованные адвокатами-партнерами.
Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей [3, 4].
Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока действия партнерского договора;
2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;
3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами (ч. 6 ст. 23 Закона об адвокатуре).
Важно, что с момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц (ч. 7 ст. 23 Закона об адвокатуре).
Юридические консультации. До начала демократических преобразований в России в коллегиях единственной организационной формой оказания правовой помощи населению были юридические консультации. Так, в каждом районе, а также в некоторых больших населенных пунктах области (Куровское, Жуковский и др.) была только одна юридическая консультация. В Москве количество консультаций соответствовало числу районов[15]. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в ней адвокатов определялись президиумом коллегии по согласованию с Министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции автономной республики, отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов, а также исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Юридические консультации часто открывались по инициативе местных органов власти, которые были заинтересованы в том, чтобы на их территории работала юридическая консультация для оказания правовой помощи населе-нию[14]. Там, где начинал работать суд, также возникала потребность в открытии юридической консультации. Каждая консультация имеет текущий счет в банке, печать, штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов. Юридическим лицом юридической консультации не была раньше и не является сейчас. Руководство
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
юридических консультаций осуществляет заведующий, назначаемый президиумом колле-гии[16]. В больших по численному составу юридических консультациях назначается также заместитель заведующего. Он помогает заведующему в осуществлении его руководящих функций, а в период отпуска, болезни, командировки и пр. Исполняет его обязанности.
Библиографический список:
[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.
[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.
[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.
[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025030.
[5] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.
[6] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.
[7] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.
[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.
[9] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.
[10] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.
[12] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X - XVI вв. // Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84-89.
[13] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.
[14] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. С. 581 - 591.
[15] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34 - 36.
[16] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. 2013. № 5. С. 48-50.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.
[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samouprav-leniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge // Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 5. S. 33-36.
[3] Alpatov Yu.M. YUridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.
[4] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.
[5] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy real-izacii konstitucionnogo prava na neprikosnoven-
nost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.
[6] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Feder-acii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.
[7] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.
[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroe-niya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017021.
[9] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.
[10] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktu-al'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.
[11] Mironov V.O. CHekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.
[12] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Pred-posylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lecheb-no-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo - 2007. - № 5. - S. 84-89.
[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Mod-ernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146 - 151.
[14] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarst-vennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. S. 581 - 591.
[15] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya // Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009. - № 16. - S. 34 - 36.
[16] Shestak V.A. Voinskij pravoporyadok kak osnovnoj element sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vojskah // YUridicheskij mir. 2013. № 5. S. 48-50.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019