ДРОЗДОВА Анастасия Дмитриевна,
бакалавр факультета «Менеджмент: предпринимательство» Московского финансово-промышленного Университета,
e-mail: [email protected]
ДЕМЧЕНКО Иван Иванович,
МГИМО МИД России, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Аннотация. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Рассмотрение этих норм необходимо, т.к. без них невозможно охарактеризовать отрасль права. Конституционно-правовым нормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Эти особенности обусловлены их отраслевой принадлежностью и определяются предметом самой отрасли права.
Ключевые слова: конституционная норма, правотворчество, государство, конституционное право, государственная власть, отрасль права.
DROZDOVA Anastasia Dmitriyevna,
bachelor of faculty «Management: business» Moscow financial and industrial University
DEMCHENKO Ivan Ivanovich,
MGIMO MFA of Russia
FEATURES AND CLASSIFICATION CONSTITUTIONAL PRECEPTS OF LAW
Annotation. Constitutional right represents set of precepts of law by means of which the subject of constitutional right is regulated. Consideration of these norms is necessary since without them it is impossible to characterize the industry of the right. The general signs inherent in all precepts of law, and features distinguishing them in an independent part of a system of the right are peculiar to constitutional precepts of law. These features are caused by their branch accessory and are defined by a subject of the industry of the right.
Keywords: the constitutional norm, law-making, the state, constitutional right, the government, the industry is right.
Нормы конституционного права - это продукт правотворческой деятельности государства. Государство создает, либо признает нормы права. «Признаются» конституционные нормы о правах и свободах, о принципах общественного строя, а «создаются» государством в процессе его правотворческой деятельности нормы, касающиеся механизма государственной власти, компетенции государственных органов и должностных лиц, государственной принадлежности индивида и др.1
1 Большинство особенностей представлены профессором, доктором юридических наук Овсепян Ж.И. Овсепян Ж.И. Теоретические основы правового регулирования общественных отношений. Конститу-
Конституционно-правовые нормы - это государственно-властные предписания. Такие нормы представляют собой веления высшей государственной власти - органов (должностных лиц), избранных народом, либо самого народа, выражающего свою волю посредством форм непосредственной демократии. Конституционно-правовые нормы регулируют поведение субъектов конституционно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверени-
ционно-правовые нормы и институты // Официальный сайт Ростовского государственного университета, http://grant-urfak.econ.rsu.ru/public/ovs11.rar
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
тета. Такие нормы устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью и населением.
Конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме. Значительная их часть содержится, прежде всего, в Конституции РФ - основном источнике российского права, обладающем высшей юридической силой во всей системе российского законодательства. Кроме того, нормы конституционного права закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах - источниках конституционного права. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда РФ. Нормы конституционного права являются основополагающими. Это качество конституционной нормы вытекает из высшей юридической силы Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Такие нормы устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью и населением.
Конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества. Кроме того, нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.
Конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Нормы конституционного права имеют специфический предмет регулирования - фактические конституционные отношения.
Конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Конституционные нормы характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права. В конституционно-правовых нормах процессы общественной жизни могут отражаться в наиболее абстрактном и общем виде. Эти нормы предназначены не только для установления конкретных прав, свобод, обязанно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
стей, компетенции, полномочий и предметов ведения, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования, например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ.
Конституционно-правовым нормам присуща их неперсонифицированность, т.е. они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов. К субъектам в данном случае относятся: граждане, юридические лица, народ, нация, избирательный корпус, местные территориальные сообщества муниципальных образований, Федерация в целом, каждый из субъектов РФ, каждое из муниципальных образований, выборные государственные органы и должностные лица уровня РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру. Согласно распространенным представлениям, правовые нормы состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Из теории государства и права известно, что гипотеза - это указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, диспозиция - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкция - мера принуждения, применяемая при нарушении предписаний диспозиции.
В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм. Одни специалисты считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру, т. е. отсутствует санкция, а иногда и гипотеза. Другие -придерживаются мнения о том, что конституционно-правовая норма имеет полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Независимо от того, какого методологического подхода придерживаться, бесспорно одно: особенности структуры конституционно-правовых положений не отрицают их нормативной природы и свойств эффективного регулятора общественных отношений. Конституционно-правовые нормы характеризуются значительной спецификой содержания и системы санкций. Своеобразие содержания и видов конституционно-правовых санкций обусловлено особенностями круга субъектов конституционно-правовых отношений, а, следовательно, и конституционно-правовой ответственности. Ими являются органы (должностные лица) публичной власти, прежде всего, высшего уровня государственной организации и местного самоуправления.
Еще одной особенностью конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, конституционно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в Конституции РФ или получившие юридическое закрепление в иных правовых актах, являющихся источниками конституционного права. Так, нормы конституционного права России (статьи 77, 78, гл. 6 Конституции РФ), определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, устанавливают основные начала для административного права. Для трудового права исходными положениями будут являться такие нормы конституционного права как: статьи 7, 37 Конституции РФ.
Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия (гл. 7 Конституции РФ), права граждан в сфере судопроизводства (статьи 20, 21, 22, 46, 47 Конституции РФ и др.) - конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовно-процессуального права и др. отраслей. Обладая вышеперечисленными особенностями, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. Для того чтобы правильно применить норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям:
1. По содержанию (исходя из особенностей круга регулируемых общественных отношений) конституционно-правовые нормы дифференцируются на следующие виды:
- нормы, регулирующие основы конституционного строя;
- нормы о правах и свободах;
- нормы о федеративном устройстве России;
- нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти;
- нормы о местном самоуправлении.
2. По юридической силе (в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована
та или иная норма конституционного права) конституционно-правовые нормы разделяются на следующие виды:
- нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ (они имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ);
- нормы, зафиксированные в иных главах Конституции РФ (гл.гл. 3-8) (имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ);
- нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах -источниках конституционного права и т.д.
3. По территории действия можно выделить следующие разновидности норм конституционного права:
- общефедеральные;
- действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);
- локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).
4. С учетом особенностей формы их выражения. Здесь имеются ввиду источники, виды нормативных актов, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. По этому основанию различают нормы конституционного права:
- устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ;
- закрепляемые конституционными законами и иными законами РФ и субъектов РФ;
- фиксируемые указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ;
- сформулированные в Федеративном и иных внутригосударственных договорах;
- содержащиеся в Регламентах Палат парламента РФ, Регламенте Правительства РФ и Регламенте Конституционного Суда РФ и аналогичных документах республик, краев, областей и автономий РФ (субъектов РФ);
- включенные в декларации РФ и субъектов РФ;
- закрепляемые в актах органов и должностных лиц местного самоуправления.
5. По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.
Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Например, обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы», «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам» и др.
Запрещающие нормы - это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируется, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3), «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6), «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21) и др.
6. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспози-тивные.
Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, в ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» сказано, что выход из гражданства РФ не допускается при указанных в норме условиях.
Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, в том же Законе в ч. 3 ст. 13 сказано, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных данным Законом.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
7. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы отвечают на вопрос: что регулируется? Они закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения, либо действий субъектов права. Примерами норм этой разновидности, являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц государственной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов.
Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают порядок реализации норм материального права. В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (п. 1 ст. 100 Конституции РФ).
8. По критерию функциональной направленности нормы конституционного права могут быть регулятивными и охранительными.
Большая часть конституционных норм имеют регулятивную природу. Например, положение Конституции РФ о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ» (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Охранительные нормы чаще представляют собой запреты. Например, формула, определяющая, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).
9. По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:
- действующие в течение неопределенного времени (их большинство);
- действующие лишь в определенные периоды времени, например, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Такие нормы предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения.
- нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ». Так, в настоящее время
уже исчерпала срок своего действия и представляет собой лишь историческую справку норма п. 3 раздела II Конституции РФ 1993 г., где говорится, что «Президент РФ ... со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран», поскольку эта норма предназначалась для действовавшего тогда Президента РФ Б.Н. Ельцина, который в декабре 1999 г. ушел в отставку.
Библиографический список:
[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.
[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.
[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.
[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025030.
[5] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.
[6] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.
[7] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.
[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.
[9] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.
[10] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные
вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.
[12] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X - XVI вв. // Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84-89.
[13] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.
[14] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.
[15] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений М.: Щит - М, 2006.
[16] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения. Учебное пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.
[17] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. С. 581 - 591.
[18] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34 - 36.
[19] Печникова А.П. Управление государственными лечебно-профилактическими учреждениями в Российской империи XIX в. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 592 - 598.
[20] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. 2013. № 5. С. 48-50.
[21] Шестак В.А. Зарубежный опыт противодействия правонарушениям военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2013. № 6. С. 12-26.
[22] Шестак В.А. Историко-правовые аспекты обеспечения воинского правопорядка в России // История государства и права. 2013. № 14. С. 55-59.
[23] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
[24] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих / / Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.
[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samouprav-leniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge // Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 5. S. 33-36.
[3] Alpatov Yu.M. YUridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.
[4] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.
[5] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy real-izacii konstitucionnogo prava na neprikosnoven-nost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.
[6] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Feder-acii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.
[7] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.
[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroe-niya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017021.
[9] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.
[10] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii / / Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.
[11] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.
[12] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Pred-posylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lecheb-
no-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo - 2007. - № 5. - S. 84-89.
[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Mod-ernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146 - 151.
[14] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teor-iya gosudarstva i prava. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.
[15] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij M.: SHCHit - M, 2006.
[16] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdra-voohraneniya. Uchebnoe posobie. - M.: MGUU PM,
2006. - 107 s.
[17] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarst-vennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU,
2007. S. 581 - 591.
[18] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya // Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009. - № 16. - S. 34 - 36.
[19] Pechnikova A.P. Upravlenie gosudarst-vennymi lechebno-profilakticheskimi uchrezh-deniyami v Rossijskoj imperii XIX v. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 592 - 598.
[20] Shestak V.A. Voinskij pravoporyadok kak osnovnoj element sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vojskah // Yuridicheskij mir. 2013. № 5. S. 48-50.
[21] Shestak V.A. Zarubezhnyj opyt pro-tivodejstviya pravonarusheniyam voennoslu-zhashchih // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2013. № 6. S. 12-26.
[22] Shestak V.A. Istoriko-pravovye aspekty obespecheniya voinskogo pravoporyadka v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 14. S. 55-59.
[23] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj fed-eracii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.
[24] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voen-nosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauch-nyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019