ДРОЗДОВА Анастасия Дмитриевна,
бакалавр факультета «Менеджмент: предпринимательство» Московского финансово-промышленного Университета,
e-mail: [email protected]
ШАЙХУТДИНОВ Эльдар Еркинович,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Аннотация. Нормы конституционного права находят своё выражение в различных источниках конституционного права. Источники конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция Российской Федерации по отношению к закону или указу Президента России, а закон по отношению к указу Президента России и постановлению Правительства России). К источникам права кроме нормативно-правовых актов, относятся: нормативные договоры, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные и доктринальные тексты, общие принципы права. В Российской Федерации официально в качестве источников российского конституционного права зафиксированы только нормативно-правовой акт и нормативный договор.
Ключевые слова: конституция, источник права, конституционное право, правовой обычай, закон.
DROZDOVA Anastasia Dmitriyevna,
bachelor of faculty «Management: business» Moscow financial and industrial University, e-mail: [email protected]
SHAYKHUTDINOV Eldar Erkinovich,
student of Financial University under the Government
of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SOURCES OF CONSTITUTIONAL RIGHT
Annotation. Standards of constitutional right find the expression in various sources of constitutional right. Sources of constitutional right make a peculiar hierarchy in which some acts carry out a role of acts of higher validity in relation to others (for example, the Constitution of the Russian Federation in relation to the law or the decree of the President of Russia, and the law in relation to the decree of the President of Russia and the resolution of the government of Russia). To sources of law except normative legal acts, belong: law-making treaties, judicial precedent, legal custom, religious and doctrinal texts, general principles of the right. In the Russian Federation officially as sources of the Russian constitutional right only the normative legal act and the law-making treaty are recorded.
Keywords: constitution, source of law, constitutional right, legal custom, law.
TTa у Ip г~Лл
, 'ДОЛЯЖ1
'алеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регу-■ лирующая те или иные отношения,'должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить конфликт источников. Например, постановлением Правительства РФ или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти. Другой пример: государственный
флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации - обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права. Признание того или иного акта источником права влечёт за собой определённые правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для гражданина какие-то права и обязанности, а, следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика источников, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод гражданина, например, может осуществляться только Конституцией РФ и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения.
В общей теории права принято различать понятия «источник права в материальном смысле» и «источник права в формальном, юридическом смысле». В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права. К источникам права кроме нормативно-правовых актов, относятся: нормативные договоры, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные и доктринальные тексты, общие принципы права. В Российской Федерации официально в качестве источников российского конституционного права зафиксированы только нормативно-правовой акт и нормативный договор1. Однако, некоторые ученые считают, что можно говорить о существовании «в ограниченных пределах правового обычая2» и о том, что «складываются предпосылки к появле-
нию судебного прецедента3 в качестве источника конституционного права в РФ».
Так некоторые ученые считают судебным прецедентом решения высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а также постановления их пленумов. Например, такие как Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосу-дия»4, Постановление от 24 марта 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ»5.
Что касается конституционно-правового обычая, то приводятся следующие примеры. В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации (ст. 70 Конституции РФ) - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
С утверждающимися обычаями, традициями церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного Суда РФ).
Примером конституционно-правового обычая является также закрепленное в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ положение: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
1. Источниками конституционного права являются международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации. Как известно, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы».
Международный договор РФ - это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.), Договор о дружбе, торговле и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Парагвай (Нью-Йорк, 14 сентября 2000 г.) и др.
1 Нормативный договор - соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права.
2 Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного.
3 Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.
4 Бюллетень ВС РФ. 1996. № 2. С. 1.
5 Бюллетень ВС РФ. 1994. № 3.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
2. Среди актов первого вида в национальной системе России особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли конституционного права.
Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные, общественные отношения. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России.
Кроме общефедеральной Конституции на территории субъектов РФ действуют конституции республик1 и уставы других субъектов Феде-рации2.
Несмотря на определенные различия в конституциях и уставах субъектов Федерации, последние признают верховенство Конституции РФ и ее законов при регулировании вопросов исключительной компетенции Федерации и совместной компетенции субъектов Федерации.
3. Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1), Декларация от 25 октября 1991 г. № 1808/1-1 «О языках народов России».
4. К источникам конституционного права относятся законы Российской Федерации. Согласно ст. 76 Конституции в РФ издаются и действуют законы трех видов: федеральные конституционные; федеральные законы; законы субъектов Федерации.
Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. Это федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы.
Вопросы, подлежащие, согласно Конституции РФ, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это: чрезвычайное положение (ст. 56, 88); военное положение (ч. 3 ст. 87); образование
1 Например, Конституция Республики Тыва, Конституция Республики Дагестан и др.
2 Например, Устав Еврейской автономной области, Устав Тульской области и др.
новых субъектов РФ (ч. 1 ст. 137); порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); порядок изменения статуса субъектов РФ (ч. 5 ст. 66); описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); порядок назначения референдума (п. «в» ст. 84); статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128); порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).
Федеральные законы принимаются исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума.
К законам субъектов РФ относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением, проживающим на территории субъекта РФ.
5. К следующим источникам конституционного права следует отнести подзаконные акты Президента РФ. Обладая широкими полномочиями, Президент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Аналогичное значение на территории республик - субъектов Федераций имеют указы и распоряжения президентов республик.
6. Незавершённость к настоящему времени процесса формирования на основе новой конституции системы права России объясняет такую особенность источников конституционного права, как включение в их число некоторых законов бывшего СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.
7. Каждая из палат Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума принимает свои постановления. Постановления принимаются палатами парламента по различным вопросам: по поводу отклонения законопроекта, внесенного депутатом, либо иным субъек-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
тов права законодательной инициативы; о принятии законопроекта в 1-ом либо во 2-ом чтении; о принятии и направлении законопроекта в другую палату (либо Президенту РФ на подпись); о повторном рассмотрении законопроекта; о парламентском запросе к государственному органу либо должностному лицу; о досрочном прекращении полномочий депутата палаты в связи с его заявлением о сложении полномочий; о передаче мандата депутата Государственной Думы следующему в партийном списке кандидатов в связи с досрочным прекращением полномочий депутата; о подтверждении начала полномочий члена Совета Федерации; о назначениях в составы комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и многие другие.
Библиографический список:
[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.
[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.
[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.
[4] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.
[5] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.
[6] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[7] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные
вопросы образования и науки. 2011. M 1-2. С. 27-31.
[8] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире I Материалы 2-й всероссийской научно-практической
конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) II Istoriya gosudarstva i prava. 2008. M 9. S. 24-27.
[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samouprav-leniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge II Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. M 5. S. 33-36.
[3] Alpatov Yu.M. Yuridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga II Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. M 2. S. 16-28.
[4] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroe-niya federacii Belarusi i Rossii II Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. M 1-2. S. 017021.
[5] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. M 2. S. 377-380.
[6] Mironov V.O. Prokurorskie garantii real-izacii prav i svobod cheloveka v Rossii II Aktu-al'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. M 3-4. S. 26-29.
[7] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty II Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. M 1-2. S. 27-31.
[8] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravo-vaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij II Mod-ernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire I Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146-151.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019