ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
БЕСЕДКИНА Наталья Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента правового регулирования экономической
деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» e-mail: mail@law-books.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗУМНОСТИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации принципа разумности в правовом регулировании малого и среднего предпринимательства. Отмечается, что установление принципов разумности и добросовестности в нормативном акте, а также последовательная реализация их представляется необходимым шагом на пути к доверию как элементу стабильности гражданских отношений.
Ключевые слова: гражданское законодательство, гражданские отношения, принцип разумности, принцип добросовестности, малое и среднее предпринимательство.
BESEDKINA Natalia Ivanovna,
PhD in Law, associate Professor, Deputy head of Department of legal regulation of economic activity
Department at Financial University under the Government of the Russian Federation
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF REASONABLENESS IN THE LEGAL REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED
BUSINESSES
Annotation. The article deals with the implementation of the principle of reasonableness in the legal regulation of small and medium-sized businesses. It is noted that the establishment of the principles of reasonableness and integrity in the normative act, as well as their consistent implementation is a necessary step towards trust as an element of stability of civil relations.
Key words: civil legislation, civil relations, the principle of reasonableness, the principle of good faith, small and medium-sized businesses.
Гражданское законодательство исходит из предпосылки о добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий. Установление принципов разумности и добросовестности в нормативном акте, а также последовательная реализация их представляется необходимым шагом на пути к доверию как элементу стабильности гражданских отношений. Однако одним только провозглашением принципа разумности и установлением презумпции добросовестности невозможно добиться доверия субъектов по отношению друг к другу: доверие должно складываться годами и подтверждаться неоднократно. Формирование доверия в предпринимательских отношениях необходимо в отношениях не только между част-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
ными лицами, но и между государством, государственными органами и частными лицами, в первую очередь теми, кто осуществляет предпринимательскую деятельность. Право призвано установить четкие рамки поведения всех участников процесса сотрудничества, разумную степень государственного контроля и возможную свободу поведения хозяйствующих субъектов.
Как отмечает Конституционный Суд РФ, принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм [1].
Правила поведения, устанавливаемые государством, не должны меняться кардинальным
образом, должны быть стабильны и непротиворечивы. Зачастую наблюдаем ситуацию, когда под лозунгом обеспечения защиты интересов предпринимателей защищаются ведомственные интересы отдельных органов исполнительной власти.
Именно поэтому в рамках разумного правового регулирования должен быть обеспечен баланс интересов как государственных органов, так и субъектов предпринимательства. Особенно актуально установить этот баланс для сферы деятельности субъектов малых и средних предприятий (МСП) [2].
В отечественном законодательстве сформировался специальный правовой режим деятельности субъектов МСП.
Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия - 2030)1. Этот документ содержит долгосрочную позитивную программу деятельности органов государственной власти в сфере развития МСП.
Стратегия - 2030 рассматривается как механизм, позволяющий разумно скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.
В Стратегии - 2030 отмечается, что система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес [3; 4; 5].
Одной из целей правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, нашедших закрепление в Стратегии - 2030, является обеспечение предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий осуществления предпринимательской деятельности [6].
За последние три года в законодательство России были внесены сотни изменений, касающихся деятельности МСП.
1 См.: СЗ РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 3549.
Часть этих новелл можно оценить положительно - они облегчают ведение бизнеса, снимают административные барьеры (например, «надзорные каникулы», право на обращение к нотариусу для оказания помощи в государственной регистрации, полномочия региональных органов на уменьшение налоговых ставок для субъектов МСП) [7].
В то же время некоторые новшества, в нарушение принципа разумности, ухудшают положение МСП (например, введены штраф за представление недостоверных сведений при государственной регистрации, ежеквартальный отчет по НДФЛ, увеличен размер страховых взносов и т.д.) [8]. Десятки поправок требуют затрат предпринимателей, что не может не сказываться отрицательно на состоянии бизнеса. Предпринимательское сообщество не в состоянии надлежащим образом выполнить все правовые предписания, которыми их неразумно «обременяет» государство [9].
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2 при реализации национального проекта в сфере развития МСП и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы Правительству РФ поручено совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до 2024 г. решение конкретных задач с достижением целевого показателя, а именно: увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек [10].
Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»»3 (далее - Закон № 313-ФЗ) скорректировано понятие «субъекты малого и среднего предпринимательства», под которым теперь понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с установленными условиями к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП.
Другим шагом в реализации принципа разумности в правовом регулировании сферы деятельности субъектов МСП и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы в Законе N 313-ФЗ приводятся условия отнесения хозяйственных товариществ к субъектам МСП [11]. В нем, уточняя отдельные положения Федерального закона «О развитии малого и среднего
2 См.: СЗ РФ. - 2018. - N 20. - Ст. 2817.
3 См.: СЗ РФ. - 2018. - N 32 (ч. I). - Ст. 5106.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
предпринимательства в Российской Федерации», одновременно предусматривается, что в едином реестре субъектов МСП теперь содержатся сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет. Скорректирован перечень представляемых в уполномоченный орган сведений в целях ведения единого реестра субъектов МСП [12].
Месяцем ранее Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпри-нимательства»1 (далее - Закон № 185-ФЗ) расширены возможности участия малого и среднего бизнеса в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества и приобретения в аренду земельных участков, а именно: с 3 июля большинство субъектов МСП имеют право преимущественного выкупа по рыночной стоимости еще и арендуемой федеральной недвижимости. Раньше на таких условиях можно было выкупить только региональное или муниципальное имущество [13; 14].
В том числе Законом № 185-ФЗ закреплено право правообладателей государственного и муниципального имущества (государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия) вносить предложения о включении указанного имущества в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП, с согласия органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом;
предусмотрено основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов [15].
Помимо этого запрещены передача прав и обязанностей по заключенным с субъектами малого бизнеса договорам аренды земельных участков, включенных в соответствующие перечни, третьим лицам либо передача в субаренду. Установлена возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни, только среди субъектов малого предпринимательства. Для участия в аукционе на право заключения договора аренды
1 См.: СЗ РФ. - 2018. - N 28. - Ст. 4149. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, нужно декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. В частности, необходимо представить на бумажном носителе или в форме электронного документа сведения из Единого реестра субъектов МСП либо заявить о своем соответствии условиям отнесения к субъектам МСП [16].
Система кредитования МСП все еще находится в поиске своей лучшей разумной модели. Обозначилась насущная потребность в конвергенции правовых условий предоставления заемных средств субъектам МСП различными участниками кредитного рынка. Явный дефицит государственного субсидирования может быть восполнен за счет кредитования и микрофинансирования малого и среднего бизнеса. При этом современный этап характеризуется новыми возможностями и условиями предоставления кредитными институтами денежных средств субъектам МСП [17; 18]. Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»2 установлено, что с января 2019 г. банковские вклады и счета компаний малого бизнеса подлежат обязательному страхованию. Таким образом, если ЦБ России отзовет у банка лицензию или введет мораторий на удовлетворение требований его кредиторов, компания сможет быстро вернуть денежные средства в пределах 1.4 млн руб. При этом не имеет значения, размещены ли средства в банке на депозите или на банковском счете.
Важно, что компании смогут получить возмещение, если они включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса на день наступления страхового случая. Денежные средства Агентство по страхованию вкладов будет обязано перечислить на банковский счет, который указан в заявлении о выплате [19].
Так же совершенствуется законодательство в сфере закупок с участием малого бизнеса. С 1 июля 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»3.
Контрактная система играет особую роль в рыночной экономике как инструмент государственного регулирования, позволяющий удовлетворять публичные нужды на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора
2 См.: СЗ РФ. - 2018. - N 32 (ч. II). - Ст. 5115.
3 См.: СЗ РФ. - 2018. - N 49 (ч. I). - Ст. 7524.
экономики, особенно в условиях финансово-экономического кризиса и преодоления его последствий, поскольку государственный заказ является результативным способом оказания поддержки реальному сектору экономики, отечественным товаропроизводителям, в том числе малому и среднему бизнесу, и другим категориям хозяйствующих субъектов [20].
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 г. № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с 1 июня 2018 г. изменились критерии проведения мониторинга соответствия планов закупок и годовых отчетов заказчиков. Речь идет о мониторинге соответствия утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке [21; 22].
Предусматривается, что АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» теперь будет проводить мониторинг соответствия в отношении федеральных заказчиков, общий объем заключенных договоров которых, по результатам закупок за предшествующий календарный год, составляет от 250 млн до 1 млрд руб. Органы исполнительной власти субъекта Федерации будут проводить мониторинг соответствия в отношении региональных заказчиков, если такие заказчики в числе прочего заключили договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн руб. Кроме того, поправками, внесенными в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривается в том числе, что проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке ее оператором (при этом оператор, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям, установленным Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ).
Изменился годовой объем закупок, который заказчики обязаны проводить у малого и среднего
бизнеса: минимальный уровень годового объема закупок, с 1 января 2018 г. увеличился с 10 до 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок [23; 24].
Подводя некоторый итог о принимаемых государством разумных мерах поддержки и защиты МСП от разрушительных рыночных процессов [25], следует отметить, что при поэтапной реализации этих мер можно вести речь о благоприятных перспективах поддержки, развития и защиты малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основе внедрения нового эффективного общегосударственного механизма. От того, насколько законодатель эффективно и разумно сформулирует правила игры для игроков большого бизнеса или малого предпринимательства, будут зависеть не только экономические показатели в стране, но и успешность государства в мировом экономическом пространстве [26].
Список литературы:
[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2001. - № 5.
[2] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Межгосударственные объединения: понятие, формы и классификация // Государство и право. - 2013. - № 3. - С. 62 - 71.
[3] Шестак В.А. Об основных принципах системы профилактики правонарушений // Библиотека уголовного права и криминологии. - 2014. -№ 4 (8). - С. 94 - 99.
[4] Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Lex Russica. - 2008. - Т. LXVII. - № 2. -С. 411 - 422.
[5] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих // Библиотека криминалиста. Науч. журнал. - 2013. - № 1 (6). - С. 194 -203.
[6] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Росс. криминологический взгляд. - 2010. - № 2. - С. 377 - 380.
[7] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. - М., 2012. - 283 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
[8] Гоц Е.В. К вопросу о понятии и основных способах защиты прав участников контрактной системы в Российской Федерации // Образование и право. - 2017. - № 7. - С. 78 - 84.
[9] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. - 2012.
- № 3-4. - С. 26 - 29.
[10] Шестак В.А. Отдельные вопросы предупреждения преступных посягательств в сфере экономики // Lex Russica. - 2007. - Т. LXVI. - № 5. -С. 951 - 958.
[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. - 2011. - № 1-2. - С. 27 - 31.
[12] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. - 2012.
- № 3-4. - С. 26 - 29.
[13] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право.
- 2017. - № 2. - С. 37, 38.
[14] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. - 2017. - № 4 (32). - С. 149 - 154.
[15] Гоц Е.В. Вопросы регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Экономика и право. XXI век. - 2016. - № 3. - С. 231 -236.
[16] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие. - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.
[17] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 2. - С. 16 - 28.
[18] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. - 2008. - № 9. - С. 24 - 27.
[19] Алпатов Ю.М. Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга // Росс. юридический журнал. - 2008. - № 3. - С. 34 -41.
[20] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917 - 1922 гг. // Государство и право. - 2004. - № 12. - С. 70 - 76.
[21] Гоц Е.В. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019
// Образование и право. - 2016. - № 10. - С. 92 -101.
[22] Гоц Е.В. К вопросу об ответственности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России // Образование и право. -2016. - № 11. - С. 176 - 179.
[23] Печников А.П., Печникова А.П. Гражданское право. Общая часть: учеб. пособие. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2008.
[24] Печникова А.П. Становление советской государственной системы охраны здоровья граждан // Научные школы Московского университета МВД России: Н.В. Михайлова: Традиции и инновации в постижении истории государства и права. Разд. 2: Научные труды учеников и последователей Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
[25] Шестак В.А. О необходимости разработки теоретической модели антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка // Военно-юридический журнал. - 2013. - № 4. - С. 15 - 30.
[26] Нижник Н.Р., Муза О.В. Законность судебных решений как залог стабильности в экономической сфере государства // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата. - М.: Юриспруденция, 2012. - С. 250.
Spisok literatury:
[1] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 24 maya 2001 g. N 8-P po delu o proverke kon-stitucionnosti polozhenij ch. 1 st. 1 i st. 2 Federal'nogo zakona \»O zhilishchnyh subsidiyah grazhdanam, vyezzhayushchim iz rajonov Krajnego Severa i priravnennyh k nim mestnostej\» v svyazi s zhalobami grazhdan A.S. Stah i G.I. Hvalovoj // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. - 2001. - № 5.
[2] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Mezhgosu-darstvennye ob"edineniya: ponyatie, formy i klassifik-aciya // Gosudarstvo i pravo. - 2013. - № 3. - S. 62 -71.
[3] Shestak V.A. Ob osnovnyh principah sis-temy profilaktiki pravonarushenij // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. - 2014. - № 4 (8). - S. 94 - 99.
[4] Shestak V.A. Teoriya preduprezhdeniya prestupnosti v Rossii i za rubezhom: istoriya i sovre-mennost' // Lex Russica. - 2008. - T. LXVII. - № 2. - S. 411 - 422.
[5] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voennosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauch. zhurnal. - 2013. - № 1 (6). - S. 194 -203.
[6] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravi-
tel'nyh uchrezhdeniyah // Ross. kriminologicheskij vzglyad. - 2010. - № 2. - S. 377 - 380.
[7] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah. - M., 2012. - 283 s.
[8] Goc E.V. K voprosu o ponyatii i osnovnyh sposobah zashchity prav uchastnikov kontraktnoj sistemy v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. -2017. - № 7. - S. 78 - 84.
[9] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. - 2012. - № 3-4. - S. 26 - 29.
[10] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy preduprezhdeniya prestupnyh posyagatel'stv v sfere ekonomiki // Lex Russica. - 2007. - T. LXVI. - № 5. - S. 951 - 958.
[11] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. - 2011. - № 1-2. - S. 27 - 31.
[12] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. - 2012. - № 3-4. - S. 26 - 29.
[13] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy realizacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. - 2017. -№ 2. - S. 37, 38.
[14] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikos-novennosti lichnosti v Rossijskoj Federacii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. - 2017. - № 4 (32). - S. 149 - 154.
[15] Goc E.V. Voprosy regulirovaniya kontraktnoj sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossijskoj Federacii // Ekonomika i pravo. XXI vek. - 2016. - № 3. - S. 231 - 236.
[16] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb.-metod. posobie. - M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.
[17] Alpatov Yu.M. Yuridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva
gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Pe-terburga // Administrativnoe i municipal'noe pravo. -2009. - № 2. - S. 16 - 28.
[18] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovre-mennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. - 2008. - № 9. - S. 24 - 27.
[19] Alpatov Yu.M. Pravovoe regulirovanie mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva municipal'nyh obrazovanij Moskvy i Sankt-Peterburga // Ross. yuridicheskij zhurnal. - 2008. - № 3. - S. 34 - 41.
[20] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917 - 1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. - 2004. - № 12. - S. 70 - 76.
[21] Goc E.V. Kontraktnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 10. - S. 92 - 101.
[22] Goc E.V. K voprosu ob otvetstvennosti v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2016. -№ 11. - S. 176 - 179.
[23] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Grazh-danskoe pravo. Obshchaya chast': ucheb. posobie. -M.: OOO «IPC «Maska», 2008.
[24] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj gosudarstvennoj sistemy ohrany zdorov'ya grazhdan // Nauchnye shkoly Moskovskogo universiteta MVD Rossii: N.V. Mihajlova: Tradicii i innovacii v postizhe-nii istorii gosudarstva i prava. Razd. 2: Nauchnye trudy uchenikov i posledovatelej N.V. Mihajlovoj. - M.: YuNITI-DANA, 2009.
[25] Shestak V.A. O neobhodimosti razrabotki teoreticheskoj modeli antikriminogennogo obespech-eniya voinskogo pravoporyadka // Voenno-yuridich-eskij zhurnal. - 2013. - № 4. - S. 15 - 30.
[26] Nizhnik N.R., Muza O.V. Zakonnost' sudeb-nyh reshenij kak zalog stabil'nosti v ekonomicheskoj sfere gosudarstva // Zakonnost' v ekonomicheskoj sfere kak neobhodimyj faktor blagopriyatnogo investi-cionnogo klimata. - M.: Yurisprudenciya, 2012. - S. 250.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019