ИВАНОВА Светлана Анатольевна,
доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН,
Почетный адвокат России, заместитель первого проректора по учебной работе, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации», e-mail: [email protected]
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ (ВОЛОНТЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно им дарится благополучателю, а не становится продаваемым товаром или продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральным объектом является конкретный благополучатель. Если услуга продается - значит, есть ответственность исполнителя. Доброволец не продает услугу (не получает зарплату, вознаграждение), он ее дарит, а значит, не несет ответственности за результат ее оказания (дарения) благополучателю.
Ключевые слова: добровольческая деятельность, волонтер, доброволец, благотворительная деятельность, социальная услуга.
IVANOVA Svetlana Anatolyevna,
doctor of jurisprudence, professor, expert of RAS, Honourable lawyer of Russia, deputy first vice rector for study, professor of Department of legal regulation of economic activity FGOBOU WAUGH "Financial University under the Government
of the Russian Federation"
VOLUNTARY (VOLUNTEER) ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. Voluntary (volunteer) activity is understood as voluntary activity in the form of gratuitous performance of work and (or) rendering services. The main feature of structure and process of work of the volunteer consists that it is both a subject of work and object of work and also disposes of a product of work which gratuitously is given by it to the beneficiary, but does not become the sold goods or the sold service. Therefore for the volunteer important - the central object is the specific beneficiary. If the service is on sale - means, there is responsibility of the performer. The volunteer does not sell service (does not get paid, remuneration), he gives it, so, does not bear responsibility for result of its rendering (donation) to the beneficiary.
Keywords: voluntary activity, volunteer, volunteer, charity, social service.
Слово "волонтерство" происходит от латинского voluntarius ("добровольный"). Определение волонтерской деятельности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 (ред. от 05.02.2018) "О благотворительной деятельности и добро-вольчестве(волонтерстве)".
Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная дея-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
тельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Следует отметить, что особой разницы между благотворительностью и волонтерством законодатель не делает [1, 3, 26].
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года добровольческая (волонтерская) деятель-
ность (добровольчество, волонтерство) - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки граждан или юридических лиц.
Согласно п. 2.6 Письма Минэкономики России от 29.11.2016 г. «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями» (во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 08.06.2016 г. № 1144-р специфика структуры добровольного труда, в сравнении с трудом профессиональным, заключается в особенностях ее элементов - цели труда, субъекте труда, продукте труда, режиме труда, мотиве труда, организации труда.
Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно им дарится благополучателю, а не становится продаваемым товаром или продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральным объектом является конкретный благополучатель. Если услуга продается - значит, есть ответственность исполнителя. Доброволец не продает услугу (не получает зарплату, вознаграждение), он ее дарит, а значит, не несет ответственности за результат ее оказания (дарения) благополучателю [4, 5].
Согласно п. 2.7 Письма Минэкономики России от 29.11.2016 г. «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями» задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнительные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов самих добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе. Однако одного мотивирования мало, большой пробел современного российского законодательства о добровольчестве - отсутствие, во-первых, методики и системы обучения добровольцев по направлениям деятельности, требующим специальных навыков (основы профессии, например, медработника), во-вторых, мотивированность работы добровольца не должна исключать его ответственности за ошибки и неправильные (но мотивированные) действия, за некачественный результат [25, 27].
В декабре 2017 г. Минобрнауки РФ поддержало волонтерский проект Общероссийского народного фронта, который предлагает открыть в школах бесплатные кружки и секции в небольших городах и селах.1
17 мая 2018 г. состоялся Всероссийский открытый урок «Доброе дело, перевернувшее мою жизнь», организованный Минобрнауки России и порталом «ПроеКТОриЯ». Главной темой урока стало волонтерство. 2
Минприроды России - готовит предложения о проведении мероприятий в рамках Года волонтера. В частности, планируется провести экологические субботники, массовые природоохранные акции, локальные мероприятия в регионах, в т.ч. просветительские акции в заповедниках и национальных парках, ориентированные на различные возрастные категории граждан [23].
МВД России - правовой основой сотрудничества полиции и добровольцев (волонтеров) служит ст. 10 Федерального закона «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также ч. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают её задачи, в том числе используя добровольную помощь граждан. Основными направлениями сотрудничества территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях и добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, являются: привлечение добровольцев к участию в мероприятиях по предупреждению безвестного исчезновения; привлечение добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, направленных на розыск конкретных лиц, пропавших без вести, в первую очередь, детей.
Минэкономразвития России. 26.06.2017 г. Минэкономразвития России подготовило Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года". 3
Содействие развитию и распространению добровольческой деятельности в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономи-
1 https://pedsovet.org/beta/article/ minobrnauki-odobrilo-volonterskij-proekt-onf
2 https://минобрнауки.рф/m/новости/12887
3 ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56617732/#ixzz5Nby0C1vp
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Поддержка добровольчества осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-Ф3 «О некоммерческих организациях» развитие добровольчества выступает важной составной частью в деятельности по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций [24].
Добровольчество в сфере социальной поддержки населения предусматривает участие добровольцев в оказании различных социальных услуг, в том числе:
- оказание помощи в социальных учреждениях (детских домах, интернатах для пожилых людей, центрах социального обслуживания населения, центрах временного пребывания и
др.);
- оказание социальной поддержки на дому нуждающимся, в том числе малообеспеченным и одиноким людям, в том числе инвалидам и малоподвижным пожилым людям;
- оказание помощи людям в трудной жизненной ситуации, обеспечение профилактики социального сиротства;
- реализация программ социальной реабилитации выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья, людей с наркотической / алкогольной зависимостью, иных нуждающихся категорий населения.
Основными направлениями добровольческой деятельности в области образования является участие в реализации программ дополнительного образования детей, организации научных лагерей, научных экспедиций и олимпиад. Важным инструментом распространения добровольчества в образовании является реализация механизмов «обучения через волонтерство» при реализации основных и дополнительных образовательных программ для детей и взрослых, а также в рамках непрерывного образования для людей всех возрастов [17, 19].
В сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к основ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
ным направлениям развития добровольчества относятся:
а) популяризация с участием добровольцев основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемов оказания первой помощи пострадавшим, правил охраны жизни людей на водных объектах, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, в том числе путем обучения, проведения мастер-классов, семинаров, показательных выступлений и иных форм презентационной деятельности;
б) участие добровольцев в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при крупных чрезвычайных ситуациях, в том числе в целях содействия проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых силами профессиональных спасателей.
В целях укрепления потенциала добровольных спасательных формирований будет продолжаться развитие системы подготовки и формирования навыков добровольцев, а также наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей в обучении и стажировке спасателей-добровольцев. Кроме того, важной сферой добровольчества выступает содействие органам внутренних дел при проведении поиска пропавших людей, а также участия в охране общественного порядка путем участия в добровольных народных дружинах [21, 22].
Волонтёрскому движению сегодня необходимо формировать социально-значимый заказ на массовую подготовку лидеров-волонтёров, которые смогут привлечь в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику.
Молодежное самоуправление необходимо для достижения нескольких целей: а) привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации эффективной молодежной политики; б) создание необходимых условий для выявления талантливых, социально активных лидеров среди молодежи и их дальнейшего становления и роста; в) создание системы подготовки кадров для органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [18, 20].
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверж-
денной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, Росмолодежь проводит конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета организациям на реализацию мероприятий. Принять участие в конкурсе могут некоммерческие организации, молодежные и детские общественные объединения, являющиеся юридическими лицами. Важными критериями при отборе лучших инициатив являются опыт организации аналогичных программ на федеральном и региональном уровнях, реалистичность и обоснованность заявленного проекта, а также наличие профессиональной команды для его реализации [19].
Число волонтеров в III квартале этого года составило 1,4 млн человек. Это на 20% больше, чем в тот же период год назад, сообщают «Известия» со ссылкой на данные Росстата. На волонтерскую работу россияне в среднем тратят около девяти часов в месяц, как посчитал Росстат. Большинство добровольцев — женщины (923 тыс. человек). Самая многочисленная группа — граждане 30-39 лет (111 тыс. мужчин и 170 тыс. женщин). С возрастом волонтеров-женщин становится больше. В группе 50-59 лет их число (185 тыс. человек) в 2,1 раза больше, чем мужчин [26].
Большинство помогают детям, старикам, инвалидам (540 тыс. человек). Уборкой мусора и озеленением в своем населенном пункте занимаются 254,8 тыс. человек, сбором средств на благотворительность - 116 тыс., оказывают бесплатную медицинскую или юридическую помощь -88 тыс., помогают животным — 87 тыс. человек.
В Республике Коми отсутствует нормативно—правовая база, регулирующая деятельность волонтерских движений и определяющая порядок взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления с волонтерами и их объединениями. Однако, приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 13.03.2017 г. № 203 «О содействии развитию добровольческой деятельности в Республике Коми» в целях развития поддержки инфраструктуры добровольческой деятельности граждан в Республике Коми утверждено положение о Региональном добровольческом штабе Республики Коми, определен порядок оформления и выдачи личных книжек волонтера. Общее руководство и координация деятельности Регионального добровольческого штаба Республики Коми возложена на Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми и ГАУ РК «Республиканский центр поддержки молодежных инициатив». Членами
добровольческого штаба в Республике Коми могут являться добровольческие объединения и граждане, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность на территории Республики Коми. Решение о приеме в Штаб принимается на основании письменной заявки [16, 17].
Ежегодно ГАУ РК «Республиканский центр поддержки молодежных инициатив» проводится мониторинг деятельности добровольческих объединений. В 2016 году были получены следующие показатели: - 151 добровольческое объединение; - 7 159 добровольцев принимают участие в социальных практиках как на постоянной основе, так и время от времени, из них: - школьников 4952 человек, -студентов: 1242 человек, - «серебряных» волонтеров: 56 человек. Наиболее популярными направлениями работы добровольцев являются «социальное» и «событийное» волонтерство. По данным мониторинга третье место занимает «культурное» волонтерство, однако при детальном анализе представленных мероприятий установлено, что организаторы добровольческой деятельности не всегда правильно определяют мероприятия в данном направления, относя сюда культурно—массовые мероприятия. В рамках медицинского направления, как правило, осуществляют работу профильные волонтерские объединения: Региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры медики», отряды, действующие в медицинских образовательных учреждениях.
В 2017 г. в Республике Коми стартовала работа по реализации проекта создания Центра поиска пропавших людей по модели Добровольного поисково--спасательного отряда «Лиза Алерт». В Республике Коми рассмотрена возможность создания регионального ресурсного центра по обучению добровольцев (волонтеров) поиску пропавших людей на базе центра развития волонтерства в Республике Коми ГАУ РК «Республиканский центр поддержки молодежных инициатив». Планируется разработка положения о региональном ресурсном центре при участии автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей» с последующим утверждением в Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми. В 2017 г. Республика Коми вошла в число пилотных регионов по внедрению Стандарта поддержки волонтерства (добровольчества). Стандарт охватывает в своих шагах практически все пункты реализации плана, в связи с чем необходимо его подробное рассмотрение. Стандарт включает в себя несколько шагов, в которые входит разработка и утверж-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
дение Регламента взаимодействия добровольцев с органами исполнительной власти, а также создание Совета по вопросам поддержки добровольчества в регионе [12, 13, 15].
Единая информационная система «Добровольцы России» (добровольцыроссии.рф) -основной волонтерский интернет-ресурс в России, созданный в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2017 г. № Пр-889 по итогам IV медиафо-рума «Правда и справедливость», проведенного Общероссийским народным фронтом 3 апреля
2017 года. Система закреплена в Федеральном законе от 5 февраля 2018 г. № 15-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». Формирование и ведение Системы осуществляется Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), оператором Системы выступает Ассоциация волонтерских центров. К настоящему моменту Система разработана и размещена по адресу: добровольцыроссии.рб. По состоянию на март
2018 года в Системе зарегистрировано более 80000 человек, 3000 организаций и 2000 мероприятий. Основной целью Единой информационной системы «Добровольцы России» является создание удобной системы вовлечения человека в волонтерство и информационно-аналитической системы сопровождения добровольческой деятельности в России [8, 10].
При вовлечении молодежи в волонтерскую деятельность необходимо учитывать распределение ответственности между уровнями публичной власти. Поэтому исполнение данных рекомендаций должно быть дополнено инициативными мероприятиями, разработанными органами, исполняющими соответствующие функции в данном субъекте Российской Федерации. Кроме того, существуют общероссийские проекты, в которых также может и должна осуществляться волонтерская деятельность (например, подготовка к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи в 2014 г.) [11].
Специфика субъектного состава и сфер волонтерской деятельности такова, что для органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации в большинстве случаев нерационально выступать в качестве организатора конкретных молодежных проектов. Он должен действовать через публично-правовые инструменты, привлекая некоммерческие, а в ряде случаев - коммерческие организации [14]. Также может быть использован ресурс взаимодействия с органами местного самоуправления, однако не в форме прямых указаний. При этом необходимо отметить, что согласно части 5 ста-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
тьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право [6, 7, 9].
Труд волонтеров доброволен и безвозмезден, и условие бесплатного труда не дает возможность работодателю или благополучателю строить отношения с добровольцами на базе трудового законодательства, так как нет оплаты труда. Более того, включение условия о бесплатном добровольческом труде в трудовой договор (контракт) противоречило бы и содержанию такого договора. Трудовой договор (контракт) -это соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. То есть основными признаками трудовых отношений являются: непосредственное участие работника в трудовом процессе; подчинение внутреннему распорядку; получение заработной платы. Если какого-то из перечисленных признаков нет, то фактически нет и трудовых взаимоотношений.
Доброволец работает не только без заработной платы, но и без оплачиваемого отпуска. Время, которое гражданин проработал в качестве добровольца в благотворительной организации, не засчитывается в трудовой и страховой стаж. Добровольца не обязывают выполнять распорядок трудовой деятельности в организации. Для того чтобы не возникали прецеденты, когда псевдодоброволец требует заключить с ним контракт и выплачивать заработную плату (в практике это уже встречается) или налоговые органы обязывают начислить добровольцу заработную плату, следует заключать с добровольцем гражданско-правовой договор об оказании услуг организации на безвозмездной основе.
На настоящий момент сложилась практика заключения с добровольцами (волонтерами) специальных договоров о добровольческом труде
или труде волонтера. Они не являются трудовыми и прямо не регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако в силу действия принципа свободы договора стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия такого договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следовательно, договор о добровольческом труде (труде волонтера) регулируется общими принципами и нормами гражданского законодательства. Существенными условиями этого договора выступают добровольность, безвозмездность, некоммерческий характер деятельности (направленность в пользу благополу-чателя). В таких договорах можно предусматривать возмещение транспортных издержек добровольцев, а также расходов на питание и жилье [3].
Заключение договора настоятельно рекомендуется, если деятельность добровольца в организации достаточно продолжительна или ее уже выполняют другие сотрудники на оплачиваемой основе. Если доброволец в результате своей деятельности производит какую-то вещь (например, создает тренажер для инвалидов), правовые отношения между ним и организацией регулируются иным образом. Решение вопроса о том, кому принадлежит результат безвозмездной работы, зависит от того, кому принадлежит материал, из которого была изготовлена данная вещь. Обязательственно-правовые отношения подряда между изготовителем вещи и владельцем материала в рассматриваемой ситуации не возникают [1, 2].
Поскольку в данном случае имеет место освобождение от имущественной обязанности, указанные отношения подпадают под действие норм о дарении (ст. 572 и 580 ГК РФ). Доброволец дарит результат своего труда организации.
Договор о безвозмездном оказании услуг добровольцем можно заключать и с несовершеннолетним. В соответствии с законодательством несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) уже могут заключать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т.е. это может быть и договор о безвозмездном оказании услуг (ст. 28 и 172 ГК РФ). Но в любом случае данные сделки не накладывают личную ответственность на несовершеннолетних до 14 лет; ответственность по данным сделкам несут их родители и опекуны [4, 5]. В целом, данные сделки по общему правилу являются ничтожными, т.е. недействительными. Имущественную ответственность по сделкам малолет-
них, в том числе по сделкам, которые они имеют право совершать самостоятельно, несут их законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Дети старше 14 лет по безвозмездной сделке самостоятельны, но несут имущественную ответственность за причиненный ими вред (ст. 26 ГК РФ).
Библиографический список:
[1] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.
[2] Алпатов Ю.М. Финансово-правовые основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 33-36.
[3] Алпатов Ю.М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 16-28.
[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 025030.
[5] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.
[6] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.
[7] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.
[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.
[9] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.
[10] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.
[11] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
[12] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X - XVI вв. // Государство и право - 2007. - № 5. - С. 84-89.
[13] Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М.-Тамбов, 2009. - С. 146 - 151.
[14] Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.
[15] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений М.: Щит - М, 2006.
[16] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения. Учебное пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2006. - 107 с.
[17] Печникова А.П. Становление государственных лечебно-профилактических учреждений в первые годы советской власти. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. С. 581 - 591.
[18] Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34 - 36.
[19] Печникова А.П. Управление государственными лечебно-профилактическими учреждениями в Российской империи XIX в. // Сборник научных трудов. - М.- Тамбов: Тамбовский филиал МОСУ, 2007. - С. 592 - 598.
[20] Шестак В.А. Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках // Юридический мир. 2013. № 5. С. 48-50.
[21] Шестак В.А. Зарубежный опыт противодействия правонарушениям военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2013. № 6. С. 12-26.
[22] Шестак В.А. Историко-правовые аспекты обеспечения воинского правопорядка в России // История государства и права. 2013. № 14. С. 55-59.
[23] Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.
[24] Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019
военнослужащих // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.
[25] Шестак В.А. Отдельные вопросы предупреждения преступных посягательств в сфере экономики // Lex Russica. 2007. Т. LXVI. № 5. С. 951-958.
[26] Шестак В.А. Отдельные криминологические характеристики правосознания военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2008. № 8. С. 17-21.
[27] Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Lex Russica. 2008. Т. LXVII. № 2. С. 411-422.
Bibliograficheskij spisok:
[1] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.
[2] Alpatov Yu.M. Finansovo-pravovye osnovy osushchestvleniya mestnogo samouprav-leniya v gorodah federal'nogo znacheniya Moskve i Sankt-Peterburge // Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 5. S. 33-36.
[3] Alpatov Yu.M. YUridicheskaya priroda i mekhanizm mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva gorodov federal'nogo znacheniya Moskvy i Sankt-Peterburga // Administrativnoe i munici-pal'noe pravo. 2009. № 2. S. 16-28.
[4] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.
[5] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy real-izacii konstitucionnogo prava na neprikosnoven-nost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.
[6] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Feder-acii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.
[7] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.
[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroe-niya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017021.
[9] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.
[10] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktu-al'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.
[11] Mironov V.O. CHekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.
[12] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Pred-posylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lecheb-no-profilakticheskih uchrezhdenij v Rossii X - XVI vv. // Gosudarstvo i pravo - 2007. - № 5. - S. 84-89.
[13] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pra-vovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Mod-ernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.-Tambov, 2009. - S. 146 - 151.
[14] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teor-iya gosudarstva i prava. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.
[15] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij M.: SHCHit - M, 2006.
[16] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdra-voohraneniya. Uchebnoe posobie. - M.: MGUU PM,
2006. - 107 s.
[17] Pechnikova A.P. Stanovlenie gosudarst-vennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v pervye gody sovetskoj vlasti. // Sbornik nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU,
2007. S. 581 - 591.
[18] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya // Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009. - № 16. - S. 34 - 36.
[19] Pechnikova A.P. Upravlenie gosudarst-vennymi lechebno-profilakticheskimi uchrezh-deniyami v Rossijskoj imperii XIX v. // Sbornik
nauchnyh trudov. - M.- Tambov: Tambovskij filial MOSU, 2007. - S. 592 - 598.
[20] Shestak V.A. Voinskij pravoporyadok kak osnovnoj element sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vojskah // YUridicheskij mir. 2013. № 5. S. 48-50.
[21] Shestak V.A. Zarubezhnyj opyt pro-tivodejstviya pravonarusheniyam voennoslu-zhashchih // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2013. № 6. S. 12-26.
[22] Shestak V.A. Istoriko-pravovye aspekty obespecheniya voinskogo pravoporyadka v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. 2013. № 14. S. 55-59.
[23] Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj fed-eracii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.
[24] Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voen-nosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauch-nyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.
[25] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy preduprezhdeniya prestupnyh posyagatel'stv v sfere ekonomiki // Lex Russica. 2007. T. LXVI. № 5. S. 951-958.
[26] Shestak V.A. Otdel'nye kriminologich-eskie harakteristiki pravosoznaniya voennoslu-zhashchih // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2008. № 8. S. 17-21.
[27] Shestak V.A. Teoriya preduprezhdeniya prestupnosti v Rossii i za rubezhom: istoriya i sovremennost' // Lex Russica. 2008. T. LXVII. № 2. S. 411-422.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019