Научная статья на тему 'ПРЕЗИДЕНТ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРЕЗИДЕНТ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА / КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SECURITY / INTERESTS OF THE INDIVIDUAL / SOCIETY AND STATE / MANAGEMENT AND REGULATION CRITERIA / NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимович Лариса Ивановна

Россия вернула себе положение мировой державы, способной отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, обеспечивать социально-экономическое развитие территорий и повышение качества жизни своих граждан. Общими усилиями сохранены основные ценности российской нации - духовность, патриотизм, отношение к нашей общей истории и единство культур многонационального народа России. В соответствии с Конституцией России (ст. 80) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESIDENT AS GUARANTOR OF ENSURING NATIONAL SECURITY

Russia returned itself position of the world power capable to advocate the national interests on the world scene, to provide social and economic development of territories and improvement of quality of life of the citizens. Common efforts preserved core values of the Russian nation - spirituality, patriotism, the relation to our general history and unity of cultures of the multinational people of Russia. According to the Constitution of Russia (Article 80) the Russian President is a guarantor of the Constitution of the Russian Federation, the rights and freedoms of the person and the citizen. In the order established by the Constitution of the Russian Federation the Russian President takes measures for protection of sovereignty of the Russian Federation, its independence and state integrity, provides the coordinated functioning and interaction of public authorities. The President of Russia according to the Constitution of the Russian Federation and federal laws defines the main directions of domestic and foreign policy of the state. He as the head of state presents to the Russian Federation within the country and in the international relations

Текст научной работы на тему «ПРЕЗИДЕНТ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ГЕРАСИМОВИЧ Лариса Ивановна,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, e-mail: gerasimovich.larisa@bk.ru

ПРЕЗИДЕНТ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Россия вернула себе положение мировой державы, способной отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, обеспечивать социально-экономическое развитие территорий и повышение качества жизни своих граждан. Общими усилиями сохранены основные ценности российской нации - духовность, патриотизм, отношение к нашей общей истории и единство культур многонационального народа России. В соответствии с Конституцией России (ст. 80) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Ключевые слова: безопасность, интересы личности, общества и государства, критерии управления и регулирования, национальная безопасность Российской Федерации.

УДК - 342 ББК - 67.400

GERASIMOVICH Larisa Ivanovna,

adjunct of the Department of constitutional and municipal law of Moscow University of Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.J. Kikot

PRESIDENT AS GUARANTOR OF ENSURING NATIONAL SECURITY

Annotation. Russia returned itself position of the world power capable to advocate the national interests on the world scene, to provide social and economic development of territories and improvement of quality of life of the citizens. Common efforts preserved core values of the Russian nation - spirituality, patriotism, the relation to our general history and unity of cultures of the multinational people of Russia. According to the Constitution of Russia (Article 80) the Russian President is a guarantor of the Constitution of the Russian Federation, the rights and freedoms of the person and the citizen. In the order established by the Constitution of the Russian Federation the Russian President takes measures for protection of sovereignty of the Russian Federation, its independence and state integrity, provides the coordinated functioning and interaction of public authorities. The President of Russia according to the Constitution of the Russian Federation and federal laws defines the main directions of domestic and foreign policy of the state. He as the head of state presents to the Russian Federation within the country and in the international relations.

Key words: security, interests of the individual, society and state, management and regulation criteria, national security of the Russian Federation.

Как сказал Н. Патрушев, происходящие в мире изменения потребовали пересмотреть само понятие «обеспечение национальной безопасности»[1]. В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28

июня 2014 г. № 172-Ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [16].

Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной вла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

сти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России. Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Национальная безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством, прежде всего, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [6].

Национальные интересы России - это объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Под угрозой национальной безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом [8]. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях [11]. Экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против России. Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепления здоровья граждан. Отмеча-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

ются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни [2].

Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

В конце XX века - начале XXI века на первый план вышли вопросы борьбы с международным терроризмом, экстремизмом [14]. Противодействие попыткам хорошо подготовленных и вооруженных банд наемников расколоть страну. В.В. Путин в 1999 г., будучи секретарем Совета Безопасности РФ, сыграл важнейшую роль в сохранении территориальной целостности России [5]. Начиная с 2000 г., уже став председателем Совета безопасности РФ, он продолжил работу по укреплению правопорядка и национальной безопасности. Считаю заслугой руководства страны, в том числе и Совета безопасности, что мы смогли переломить ситуацию, защитить конституционный строй. Создать высокоэффективную систему противодействия криминалу и терроризму, существенно увеличить промышленное производство и объем ВВП, повысить роль институтов государства. Сформировать гражданское общество и дееспособную политическую систему [9].

В настоящее время среди приоритетных тем: угроза размещения системы ПРО в Европе, противодействие международной оргпреступно-сти и наркотрафику, проблема обеспечения безопасности в Азиатском регионе после вывода в 2014 г. иностранного контингента из Афганистана. А также ситуация вокруг ядерной программы Ирана, обстановка в Сирии, последствия «цветных революций» в Северной Африке и другие вопросы [12].

25 лет - небольшой срок в развитии страны и мира. Но в течение этого периода Россия пережила акты международного терроризма, напор национализма, массированное информационное воздействие извне. Она укрепила свои позиции как суверенное демократическое государство. В долгосрочной перспективе устранить угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией развития регионов России, целесообразно путем стимулирования самостоятельного экономического развития субъектов Российской Федерации и их кооперации, повышения инве-

стиционной и предпринимательской активности, укрепления бюджетной обеспеченности, совершенствования межбюджетных отношений, расширения количества центров экономического роста, в том числе, территорий опережающего социально-экономического развития.

По мнению автора, «Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила. Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации [3].

Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета [7].

В-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире. Как верно пишет Т. Сулима, непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности [14].

В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности [2].

В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем

социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования [7].

Россия вернула себе положение мировой державы, способной отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, обеспечивать социально-экономическое развитие территорий и повышение качества жизни своих граждан. Общими усилиями сохранены основные ценности российской нации - духовность, патриотизм, отношение к нашей общей истории и единство культур многонационального народа России [8].

В соответствии с Конституцией России (ст. 80) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях [15].

В чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента России? Можно выделить следующие факторы [9].

1. Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту РФ высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент РФ избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

2. Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент России тоже осуществляет государственную власть [12]. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную власть РФ -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции РФ). Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследователи окрестили президентской властью.

3. Исходя из сказанного, следует отметить, что только Президент России наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту РФ не располагают [4].

4. Президент РФ в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента РФ [5]. Даже если представить, что Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции РФ), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента России за грубое нарушение не только самой Конституции РФ, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции РФ может отрешить Президента РФ от должности [6].

5. В свою очередь, возможности самого Президента РФ, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате - Совете Федерации - Президент РФ имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством РФ и Президентом РФ, образно говоря, «корпоративной солидарностью» [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

6. По существующей конструкции у Президента РФ есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего, указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом РФ, либо по его поручению Правительством РФ [13]. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд РФ полномочен аннулировать нормативные указы Президента РФ, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.

7. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. Согласно ст. 86 Конституции РФ он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (ст. 106 Конституции РФ).

8. Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст.ст. 83, 111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту РФ необходимо согласие Государственной Думы РФ (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие Правительству РФ, в связи с чем Президент России ставится перед дилеммой - объявить об отставке Правительства РФ или не согласиться с решением Государственной Думы РФ. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент России обязан либо отставить Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ) [10]. При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента РФ (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), Президент РФ устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти [5].

9. В стране существует вертикаль исполнительной власти, включающая сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского муниципального образования (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих полномочных представителей.

10. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106). К тому же, парламент наделен правом утверждать федеральный бюджет, с помощью которого законодательная власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота [11]. Именно в ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за ее пределами (п. «г» ст. 102). Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает Президента России незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это решение Президента РФ [12]. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов [13]. В настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицен-тричном мире [8].

Библиографический список:

1. Егоров И. Советы по секрету // Российская газета. 2012. Федеральный выпуск №5794 (121).

2. Прилепский В.В. Становление субъекта Федерации в системе российских федеративных отношений (на примере Краснодарского края). -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. 2005.

3. Сулима Т. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Оценка приоритетов. — Сборник материалов XX международной научно-практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь» (современность и инновации). — Химки: АГЗ МЧС России. Часть 1. — 2010.

4. Печников А.П., Печникова А.П. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие. -М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2008.

5. Печникова А.П. Становление советской государственной системы охраны здоровья граждан. // Научные школы Московского университета МВД России: Н.В. Михайлова: Традиции и инновации в постижении истории государства и права. Разд. 2: Научные труды учеников и последователей Н.В. Михайловой. - М.: ЮНИТИ

- ДАНА, 2009.

6. Печников А.П., Печникова А.П. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009.

7. Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений М.: Щит - М, 2006.

8. Печникова А.П. Становление советской системы здравоохранения // История государства и права. М., 2009. - № 16. - С. 34-36.

9. Печников А.П., Печникова А.П. Правовая культура в деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений // Модернизация образования в современном мире / Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. М. - Тамбов, 2009. - С. 146

- 151.

10. Шестак В.А. Об основных принципах системы профилактики правонарушений // Библиотека уголовного права и криминологии. 2014. № 4 (8). С. 94-99.

11. Шестак В.А. Теория предупреждения преступности в России и за рубежом: история и современность // Lex Russica. 2008. Т. LXVII. № 2. С. 411-422.

12. Шестак В.А. Криминолого-правовые аспекты криминологической концепции развития системы предупреждения преступности военнослужащих // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1 (6). С. 194-203.

13. Шестак В.А. Криминологические аспекты развития системы предупреждения преступности в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах // Москва, 2012. 283 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

14. Шестак В.А. Отдельные вопросы предупреждения преступных посягательств в сфере экономики // Lex Russica. 2007. Т. LXVI. № 5. С. 951-958.

15. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / под ред. А. В. Опалева. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2004. С. 20.

16. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. 2016. № 1 (часть II), ст. 212.

Bibliograficheskij spisok:

1. Egorov I. Sovety po sekretu // Rossijskaya gazeta. 2012. Federal'nyj vypusk №5794 (121).

2. Prilepskij V.V. Stanovlenie sub»ekta Federacii v sisteme rossijskih federativnyh otnoshenij (na primere Krasnodarskogo kraya). -Rostov n/D: Izd-vo SKNC VSH. 2005.

3. Sulima T. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Ocenka prioritetov. — Sbornik materialov XX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Preduprezhdenie. Spasenie. Pomoshch'» (sovremennost' i innovacii). — Himki: AGZ MCHS Rossii. CHast' 1. — 2010.

4. Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Grazhdanskoe pravo. Obshchaya chast'. Uchebnoe posobie. - M.: OOO «IPC «Maska», 2008.

5. Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj gosudarstvennoj sistemy ohrany zdorov'ya grazhdan. // Nauchnye shkoly Moskovskogo universiteta MVD Rossii: N.V. Mihajlova: Tradicii i innovacii v postizhenii istorii gosudarstva i prava. Razd. 2: Nauchnye trudy uchenikov i posledovatelej N.V. Mihajlovoj. - M.: YUNITI -DANA, 2009.

6. Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MGUU Pravitel'stva Moskvy, 2009.

7. Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh

i lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij M.: SHCHit - M, 2006.

8. Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya / / Istoriya gosudarstva i prava. M., 2009. - № 16. - S. 34-36.

9. Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Pravovaya kul'tura v deyatel'nosti gosudarstvennyh lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij // Modernizaciya obrazovaniya v sovremennom mire / Materialy 2-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M. - Tambov, 2009.-S.146 - 151.

10. Shestak V.A. Ob osnovnyh principah sistemy profilaktiki pravonarushenij / / Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2014. № 4 (8). S. 94-99.

11. Shestak V.A. Teoriya preduprezhdeniya prestupnosti v Rossii i za rubezhom: istoriya i sovremennost' // Lex Russica. 2008. T. LXVII. № 2. S. 411-422.

12. Shestak V.A. Kriminologo-pravovye aspekty kriminologicheskoj koncepcii razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti voennosluzhashchih // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. 2013. № 1 (6). S. 194-203.

13. Shestak V.A. Kriminologicheskie aspekty razvitiya sistemy preduprezhdeniya prestupnosti v vooruzhennyh silah rossijskoj federacii, drugih vojskah, voinskih formirovaniyah i organah // Moskva, 2012. 283 s.

14. Shestak V.A. Otdel'nye voprosy preduprezhdeniya prestupnyh posyagatel'stv v sfere ehkonomiki // Lex Russica. 2007. T. LXVI. № 5. S. 951-958.

15. Pravovaya osnova obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: monografiya / pod red. A. V. Opaleva. M.: YUNITI-DANA, 2004. S. 20.

16. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2016. 2016. № 1 (chast' II), st. 212.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.