Научная статья на тему 'Генезис добровольческого труда в контексте исторического подхода'

Генезис добровольческого труда в контексте исторического подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудринская Л. А.

Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии термин «волонтерство» (Volunteerism), обозначает явление, зародившееся в обществе в XIX веке. Добровольческий труд в современном понимании выступает как деятельность, осуществляемая людьми добровольно, на безвозмездной основе и направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Добровольческий труд, рассматриваемый нами как современная форма добровольного труда, является объективным базисом ассоциаций гражданского общества. Задача статьи раскрыть общие черты исторического процесса формирования массового субъекта добровольческого труда в России и в других странах. Новизна подхода в одновременном рассмотрении генезиса добровольного труда и истории становления гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voluntary labor in the context of history approach

The article is devoted to the investigation of voluntary labor phenomenon developing actively in the world in the context of the historical approach. The historical analysis of this labor is made in Russia, the USA and Europe. The historical analysis of the voluntary labor is made in the context of the societal model.

Текст научной работы на тему «Генезис добровольческого труда в контексте исторического подхода»

и предлагаемые меры на практике оздоровить демократию в Европе и могут ли они быть полезными для России»? Хотелось бы сделать ряд предположений:

1. Возможно, на теоретическом уровне найден оригинальный подход к решению проблемы оздоровления демократии в Европе. Этот подход характеризуется новыми методами влияния на умы общественности:

2. В то же время практическая реализация многих из предложенных рекомендаций в большинстве стран Европы, и тем более в России, представляется сложной по техническим причинам.

3. Проблемы гражданской и политической активности населения, с которыми столкнулась Европа, в определенной степени присущи и новой демократической России. Тем не менее необходимо внимательно и взвешенно отнестись к новым технологиям оздоровления демократии, выработанным в европейской научной среде. Необходима их адаптация к социально-культурным, историческим и иным особенностям российского общества.

Примечания

1.См.: Reflections on the future of democracy in Europe. Strasbourg. 2005.165 p., The future of democracy in Europe: Trends, analyses and reforms. Strasbourg. 2004. 136 p., Developing democracy in Europe. An analytical summary of the Council of Europe'sacquis. Strasbourg. 2004. 112 p.

2. The future of democracy in Europe: Trends, analyses and reforms. Strasbourg. 2004 136 p.

3 . Developing democracy in Europe. An analytical summary of the Council of Europe's acquis. Strasbourg. 2004. 1 12 p.

4. Например, упомянутый проект Совета Европы: «Приведение в действие демократических институтов».

СУВОРОВА Елена Юрьевна, кандидат философских наук, руководитель программы «Гражданское общество и права человека» Федерации мира и согласия, Москва.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.05.2006 г. © Суворова Е. Ю.

удк 316.334.22 Л.А.КУДРИНСКАЯ

Омский государственный технический университет

ГЕНЕЗИС ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии термин «волонтерство» (Уо1ип1еегкт), обозначает явление, зародившееся в обществе в XIX веке. Добровольческий труд в современном понимании выступает как деятельность, осуществляемая людьми добровольно, на безвозмездной основе и направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Добровольческий труд, рассматриваемый нами как современная форма добровольного труда, является объективным базисом ассоциаций гражданского общества. Задача статьи — раскрыть общие черты исторического процесса формирования массового субъекта добровольческого труда в России и в других странах. Новизна подхода — в одновременном рассмотрении генезиса добровольного труда и истории становления гражданского общества.

Добровольческий труд основан на альтруизме. Истоки формирования альтруизма у представителей человечества лежат в глубокой древности. Для выживания в первобытных общинах были введены табу на внутривидовую агрессию и поощрялась агрессия по отношению к «чужим» [1,102]. Поддержка «своих» стала естественно сформировавшейся основой для кристаллизации альтруистических ценностей, осознания и артикуляции их как основной заповеди христианства «Помоги ближнему». На этой базе формируется массовое религиозное добровольчество.

Последующие исторические периоды — рабовладение, феодализм и Возрождение — демонстрируют нам постепенное освобождение труда от социального и религиозного принуждения. В период Возрождения началась борьба за частные, свободные от диктата государства и религии интересы Ранее монолитная система социума стала разделяться на две подсистемы: подсистему государства и под-

систему частной активности, отличной от семьи и церкви. Появление социально свободного работника стало важнейшим условием формирования экономически свободного человека западного типа, испытавшим на себе положительное влияние религиозной, в частности протестантской этики, и начавшего борьбу за свои интересы.

Поворотным моментом в формировании современной цивилизации стала промышленная революция XVII—XVIII вв. По мнению И.Н. Аопушанс-кого [2,. 38] с историко-социологических позиций станок дал процессу становления гражданского общества больше, чем любая теория. Он нивелировал мастерство рабочих (различия мастера, подмастерья, ученика в цеховой структуре были почти сословными), приведя к значительно менее заметной разнице в квалификации, соответственно меньшему разрыву в оплате труда и имущественном положении работников. Введение станка потребовало

технических и технологических знаний на уровне начального образования. В свою очередь, дальнейшее повышение уровня образования вело к осознанию социальных интересов и впоследствии к экономическим и политическим ассоциациям на базе единства целей.

«В результате буржуазно-демократических революций происходит, прежде всего, политическая эмансипация, освобождение общества от политики, от государства, - пишут авторы монографии «Гражданское общество: истоки и современность», - Появляется личная свобода..., появляется независимая, автономная личность. И, следовательно, появляется гражданское общество как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимосвязаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых индивидов... На первый план выходит самоценность автономного индивида, свобода определять формы и сферы своей деятельности» [2,66].

Тем самым сферы частного и государственного (общественного) интереса претерпевают дальнейшую дифференциацию. С зарождением гражданского общества частная сфера общества разделяется на две новые подсистемы — экономическую и собственно гражданскую. Более того, все три подсистемы: государство, экономика и гражданское общество неразрывно связаны. Эта связь соответственно отражена и в названии этих секторов: первом, втором и третьем. Без развитого второго рыночного сектора невозможно становление и развитие третьего — гражданского общества. Об этом говорят многочисленные исследования феномена: чем более обеспечен и образован гражданин, тем активнее он участвует как в непосредственной благо-творительной деятельности (добровольчестве), так и в опосредованной благотворительности (филантропии, меценатстве и т.д.). Частная собственность и политические свободы дают гражданам свободу деятельности и самовыражения.

Многие российские авторы, рассматривая историю возникновения гражданского общества, выделяют национально-региональные особенности, модели его становления. З.Т. Голенкова выделяет три модели: 1) европейско-средиземноморскую с первыми зародышами гражданского общества в итальянских городах-республиках Ренессанса; 2) континентально-европейскую, сформировавшуюся под сильным влиянием немецких гильдий как первых форм ассоциаций, защищавших эти объединения и оказывающих влияние на процесс управления городами; 3) либеральную англо-американскую. [3,87-88].

Европа - место первых ростков светской организованной добровольной деятельности. Европейцами было обосновано и само понятие «гражданское общество», высказано предположение о всегдашнем противостоянии гражданского общества и государства. Это связано с наличием сильной государственной власти в странах Европы, где свободы приходилось отвоевывать. И.Н. Лопушан-ский [2,36] отмечает, что немецкая модель гражданского общества эпохи Ренессанса выразилась в гильдии (форма объединения ремесленников, торговцев и первая форма их самозащиты). Права на ассоциацию иногда добивались научные общества, масонские ложи, клубы, газеты и т. п. От феодализма оставались, но в новом качестве элементов гражданского общества институты сословий и рыцарства, университеты. Более активно этот процесс шел в городах-республиках Северной Италии, где авторитарное давление власти было меньше.

Городское самоуправление, хотя и носило цензовый характер, значительно расширило возможности граждан в отстаивании своих интересов. В XV— XVI вв. ситуация начинала меняться и в монархиях. Первоначально порыв граждан к свободе был заметен в пересмотре религиозной идеологии, а далее были артикулированы новые требования к государству, точнее к монарху: ограничить произвол власти, предоставить всю полноту прав и свобод третьему сословию, в том числе ассоциациям общественной самодеятельности. Позднее, в структуре гражданского общества происходит активное формирование новых экономических ассоциаций предпринимателей; добровольных объединений трудящихся (общества взаимопомощи, кооперации, профсоюзы и т.п.); оппозиционных государству политических группировок разных социальных групп, с течением времени оформившихся в партии; независимой от государства прессы.

Процесс становления гражданского общества шел неравномерно. В США он опережал европейский уровень. В Новом Свете органично прижились идеи Локка, Смита, Милля, Пейна. Д. Локк отстаивал свободу и собственность на основе естественного права. А. Смит подчеркивал модернизацию и саморегуляцию, как необходимые компоненты гражданского общества. Д.С. Милль развивал идею независимости государства и гражданского общества. Т. Пейн развивал концепцию минимального государства, подразумевавшую самостоятельное гражданское общество и весьма ограниченную роль государства как необходимого зла. Сословная система не играла в Новом Свете такой роли, как в метрополии, центральная власть была слабой, а первые документы американской революции провозглашали равенство людей (тогда еще ограниченное расой и полом), экономическую и политическую свободу. Тем самым была создана основа для многочисленных гражданских организаций. Феномен, по мнению А. де Токвиля, заключался в том, что в США сложились исключительные условия, определившие формирование гражданского общества, в основе которого лежала способность общины к самоорганизации первых поселенцев, на добровольных началах строивших школы, дороги, дома, решающих совместно любые проблемы сообщества. Такими условиями выступили: свобода передвижения ценностей, лиц и капиталов на территории США, гарантированные конституцией страны; свобода добровольных ассоциаций граждан и свобода слова; нравы и верования людей — «пылких сектантов и экзальтированных новаторов», свободных от политических предрассудков [Цит. по 4, 233-236].

Ценности протестантских сект (труд как путь к спасению; высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества; готовность к обучению и принятию нового) в сочетании с гражданскими свободами заложили традиции добровольчества.

Важно, что в США той эпохи отсутствовала мощная централизованная прослойка государственных чиновников — бюрократии, столь характерная для России того времени. В России существовало сильное государственное начало, которое опиралось не на примат закона, а на власть личности и даже усиливалось от центра к периферии. Предпринимаемые правящей элитой России «догоняющие» модернизации отличались усилением государственного начала. Это усиление касалось не только политической сферы (централизация власти, усиление унитарности го-

сударства, губернское деление, замена патриаршества Синодом, «закрепощение» привилегированных сословий обязательной службой), но и экономической жизни (государственные мануфактуры, казенные добывающие и обрабатывающие предприятия, сохранение крепостной зависимости крестьян).

Для крестьянских общин в России, как и в общинах США, был также характерен добровольный труд-взаимовыручка по решению общих проблем на основе религиозных ценностей, однако отсутствие гражданских и экономических свобод в традиционном российском обществе не позволило запустить процесс формирования гражданского общества. Последнее формируется лишь после Великих реформ Александра II, после отмены крепостного права, с развитием товарно-денежных отношений, становлением индустриального общества. Прогрессивные государственные деятели убеждали царя передать все, что обеспечивало жизнедеятельность сельских и городских жителей, на места специальным учреждениям, избранным всеми слоями общества. Они ссылались на опыт Запада, где переход к капитализму сопровождался приобщением населения к местному самоуправлению. В 1864 г. в России началась земская реформа. Земства выступали только как институт местного всесословного самоуправления. Положение земских учреждений в системе государственного устройства было весьма ограниченным, они не имели как низшей земской единицы на уровне волости, так и центрального общеземского представительства. По Положению к решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей, и они работали на принципах самоуправления: выборность, общественный контроль и доверие. Определяющим для выбора гласных, т.е. имевших голос, был имущественный ценз [5,150]. Фактически гласные были безвозмездными, но состоятельными тружениками, поскольку за свой «депутатский» труд ничего не получали. В земство «шли не ради имени, а на службу Отечеству» [6,5].

Вот пример альтруистической деятельности профессора Петербургского университета М.М. Стасю-левича. Он воплощал в жизнь в качестве гласного городской думы золотое правило народов Северной Америки «help yourself» (помоги себе сам). Известен его «водопроводный подвиг»: он совершил успешную тяжбу в административных и судебных учреждениях Петербурга с акционерным обществом водопроводов. Не надеясь на благоусмотрение попечительской власти, он настоял на том, чтобы обязать общество устроить новые фильтры для очистки невской воды, потребляемой городом [5,217].

Вопросы земства постоянно владели вниманием российского общества того времени, а общим для русских либералов, как старых классических, так и новых социальных, было одобрительное отношение к земству. Наибольшее развитие эта тема получила в работах Б.Н. Чичерина, A.B. Лохвицкого, К.Д. Кавелина, В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова и др. (см. [7]). Среди них особенно ценной представляется позиция князя А.И. Васильчикова — основателя русского социального либерализма, который дал наиболее адекватные времени оценки земства, рассмотрел его функции, обосновал необходимость участия государства в решении социальных проблем общества, прежде всего крестьянства. Он считал, что местная власть не должна отвечать ни перед администрацией, ни перед избирателями, а только перед независимым судом (как в Англии). Он настаивал на поземельном уравнении, поддержке неимущих классов и вмешательстве государства в отношения между трудом и капиталом.

Особенностью нашей страны явилось то, что если на Западе процесс становления гражданского общества шел от экономики, частной собственности, то в России он начался сверху и шел через ассоциации индивидов в институте земства, к которым затем привлекался капитал [2,50]. Катализатором и движущей силой процессов формирования первых институтов гражданского общества в форме земства были безвозмездные усилия множества активистов, по сути субъектов добровольческого труда. В.Коробейников отмечает: «Двигателем земской активности был не только и даже не столько материальный фактор, сколько бескорыстный энтузиазм местных функционеров, рядовых тружеников из числа «третьего элемента», получивших возможность действовать самостоятельно исходя из сложившихся условий» [8,118]. «Первым элементом» в тот период именовалась правительственная администрация, «вторым» — выборные земские деятели. «Третий элемент» составляли учителя, медики, ветеринары, статистики и др., которые вместе с частью «второго элемента» (морально-положительными состоятельными гражданами) сформировали базис гражданского общества. В России к концу XIX в. общественное благодеяние выливается в широкое гражданское движение (например, «хождение интеллигенции в народ»), множатся общественные организации.

К сожалению, общемировая тенденция формирования гражданского общества проявилась в России значительно позже, чем в Европе и США. Научное осознание этой тенденции выражено в теоретических концепциях русских либералов, которые сумели уловить и описать реально начавшиеся в России процессы отделения подсистемы частного интереса — гражданского и коммерческого, временно слитого — от государственной подсистемы. Социальные либералы отразили чаяния множества соотечественников о социальном государстве, основанном на идеях справедливости и свободы.

Однако естественное развитие гражданского общества на основе добровольчества, к сожалению, было прервано революцией 1917 г.: Советы победили земства. В советской России, а позднее в СССР мы наблюдаем обратный процесс - слияние начавших было расходиться и обретать свое новое качество подсистем социума в единую государственно-партийную систему. С построением социализма рос интерес к добровольному труду, который советскими обществоведами вслед за В.И. Лениным рассматривался как росток коммунистического труда (субботники, дружины и т.п.). Этот «добровольный», а по сути, идеологически-принудительный труд получил государственную организационную поддержку, был фактически частично оплачиваемым (отгулы, дополнительные дни к отпуску и т.п.).

В современной России добровольческий светский труд пока не стал массовым, поскольку еще не сложились условия для успешного развития гражданского общества: массовый состоятельный средний класс, реальные гражданские и экономические свободы, свободные СМИ, развитая система образования граждан, др. Тем не менее, процессы его формирования идут, и каждый из нас может ускорить этот ход, вложив в решение реальных проблем сообщества свой бескорыстный свободный труд.

Библиографический список

1. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории

прогресса/А.П Назаретян. - М.:Недра. 1991.

2. Гражданское общество: истоки и современность/ Науч.ред проф. И.И. Кальной. - Спб.: изд-во «Юридический центр Пресс», 2000.

3. З.Т. Голенкова. Гражданское общество// Социологическая энциклопедия. Под ред. В.Н. Иванова. - М. «Мысль».2003.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/ Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992.

5. История государственного управления в России. Учебник под ред. Р.Г.Пихон, М. Изд-во РАГС, 2004.

6. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура/ В.Ф Абрамов. - М., 1996.

7. Верещагин А.Н. Земский вопрос в России (политико-правовые аспекты]/ А.Н. Верещагин. - М.: Междунар. Отношения, 2002.

8. Коробейников В. Земство как форма управления делами общества и государства//Проблемы теории и практики управления.2000, № 1

КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Психология труда и организационная психология».

Дата поступления статьи в редакцию: 16.05.2006 г. © Кудринская Л. А.

УДК ?31.1 П.л. ЗАЙЦЕВ

Омский педагогический университет

Евразийский институт экономики, менеджмента, информатики

«МУЖСКОЕ»

В ИСТОРИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ_

Высказывается предположение, что историческая традиция от Геродота и Фукидида, до нововременного историциэма — мужская история, описывающая мужчину в историческом действии и историческое действие как нечто «мужское». Самой фабулой исторического описания историку задана роль активной, творческой, маскулинной силы, преобразующей пассивную, хаотичную, феминную фактуальную среду.

В «Измерении исторического сознания», пытаясь постичь природу исторической памяти, Рей-мон Арон заключает: «Исторический отбор руководствуется вопросами, которые настоящее ставит прошлому» [1. С. 11]. Было бы неверно утверждать, что современный человек настолько подавлен историей, что скорее готов смириться с мыслью о возможном конце истории, чем вернуть себе способность вопрошать у нее. И дело здесь не в простом любопытстве обывателя к «тайнам» истории, наш интерес к истории определяет нечто несравнимо большее. В первой половине XX века известный историк Робин Джордж Коллингвуд заметит: «История — «для» человеческого самопознания... Познание самого себя означает, во-первых, познание сущности человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и в-третьих, познание того, чем являетесь именно вы и никто другой» [5]. В данном утверждении мы хотели бы обратить внимание на тот этап самопознания, что отделяет познание человека вообще от познания отдельного человека — «познание типа человека, к которому вы принадлежите». Подобных «типов человека» в пределах исторической науки было найдено немало. Эти типы, как правило, рождались и умирали вместе с исторической эпохой их породившей, очевидно, что и пресловутым «белым» и «синим» воротничкам уготована судьба «третьего сословия» и его модификаций. Между тем наиболее устой-

чивые «типы человека», переходящие от эпохи к эпохе без каких-либо серьезных потерь, до недавнего времени не попадали в фокус исторических разработок. Данное утверждение, прежде всего, относится к половой представленности человека, находящейся как раз между родом и индивидом.

Значительная роль в акцент-уализации проблематики биологического и социального пола принадлежит зарождающейся историографии феминизма. С середины 70-х годов феминизм ведет поиск теоретической основы движения, за-действуя практически все отрасли гуманитарного знания. Внимание феминизма к историческому познанию объясняется тем, что в «исторических науках в фокусе внимания оказывается мужская деятельность» [4]. Слово history (история) рассматривается феминистками как his - story (его история). Стремление дописать историю «для себя» со стороны феминистических движений вполне понятно. Военно-политическая история, преобладающая в историографии, начиная с «Истории Пелопоннесской войны», не рассматривала жизнь женщины в качестве особого объекта, и сегодня ее приходится восстанавливать «по крупицам». Впрочем, herstory (ее история) обещает, по меньшей мере, быть интересной — «женщины как таковые не только обладают иным смешением равного и неравного по отношению к историческим объектам, чем мужчины, и тем самым видеть иное, чем они; но вследствие их осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.