Научная статья на тему 'Добровольческий труд в контексте системно-синергетического подхода'

Добровольческий труд в контексте системно-синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудринская Л. А.

Статья посвящена исследованию феномена добровольческого труда, активно развивающегося в современном мире, в том числе и в России. Исследование проведено с позиций системно-синергетического подхода. Описана социетальная модель общества с выделением трех основных секторов и в рамках этой модели рассмотрена сущность и функции добровольческого труда. С этих позиций добровольческий труд выступает как основной труд в Третьем секторе, объективная основа гражданского общества. Проведен системно-синергетический анализ становления рассматриваемого вида труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voluntary labor in the context of systematic-synergic approach

The article is devoted analysis of a voluntary labor phenomenon developing actively in the modern world in the context of the system approach. The societal model of a society is described, the tree main sectors are emphasized. The nature and functions of the voluntary labor are shown in the context of this model. From these positions, the voluntary labor is considered to be the basic labor in the Third sector and objective side of the civil society. The system analysis of this labor type formation and its motivation in the context of the societal model is done.

Текст научной работы на тему «Добровольческий труд в контексте системно-синергетического подхода»

УДК 3U.334.22

Л.А.КУДРИНСКАЯ

Омский государственный технический университет

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ТРУД В КОНТЕКСТЕ

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Статья посвящена исследованию феномена добровольческого труда, активно развивающегося в современном мире, в том числе и в России. Исследование проведено с позиций системно-синергетического подхода.

Описана социетальная модель общества с выделением трех основных секторов и в рамках этой модели рассмотрена сущность и функции добровольческого труда. С этих позиций добровольческий труд выступает как основной труд в Третьем секторе, объективная основа гражданского общества. Проведен системно-синергетический анализ становления рассматриваемого вида труда.

В современном обществе все заметнее добровольческая деятельность, массово формирующаяся в индустриально развитых странах в XIX в. и возрождающаяся в России со времени «перестройки» на волне формирования гражданского общества. Качественные характеристики добровольческого труда выражаются в доброй, свободной воле его субъекта, безвозмездности и содержательной направленности на решение социальных проблем. Д. Саламон пишет о «глобальной ассоциативной революции», характеризующейся выплеском активности организованной добровольческой деятельности граждан — структурированной деятельности вне государственных или коммерческих рамок [1]. Масштаб этого явления сегодня выглядит следующим образом [2].

Рабочая сила органиааций гражданского общества как часть акономически активного населения по странам с рааличным уровнем развитии

36 стран

развитые страны

страм»! пвряивдмйн рая

01234867В Процент экономически активного населения

SOURCE: John» Hophhe Cwnparatnw Nonprofit Sector Projod

Как мы видим, в среднем масштаб развития добровольческого труда в группе развитых стран в 3,86 раза превышает аналогичный уровень в группе стран с переходной экономикой, к которой относится и Россия.

Наша страна нуждается в осмыслении мирового и российского исторического опыта добровольчества, что требует понимания условий становления и места этого феномена в обществе, его современных функций, специфики развития. Однако добровольческий труд до сих пор остается вне поля зрения большинства российских социологов-специалистов I в области труда. Это, с одной стороны, объясняется

недостаточным пока масштабом добровольчества в России, хотя традиция творения благих, добрых бескорыстных дел по религиозным и светско-либераль-ным мотивам у нас имеет давние корни и сегодня активно возрождается. С другой стороны, проблема в том, что исследователь сталкивается со следующими методологическими проблемами в изучении трудовых феноменов [3], [4], [5]: 1) в работах по социологии труда во взглядах на труд, теоретически заявленных широко, изучающих грудв масштабах всего общества, на практике преобладают узкие подходы (исследуется трудв одной из сфер общества); 2) трудпони-мается в основном как природопреобразующая и значительно реже — как социальнопреобразующая деятельность; 3) труд понимается как деятельность экономическая, т.е. регулируемая принципом максимизации прибыли и минимизации затрат. В целом с необходимостью задаваемый объектным полем системный подходе работах по социологии труда используется недостаточно, непоследовательно, что ведет к потерям в понимании сущности труда в целом и особенностей его отдельных видов. В результате огромный пласт практики добровольчества выпадает из поля зрения ученых-социологов. На наш взгляд, назрела необходимость введения в социологию труда категории «добровольческий труд», отражающей коренные характеристики добровольческой деятельности и ее растущий масштаб как в мире, так и в России. При этом мы будем исследовать эту категорию с позиций широко понимаемой категории «труд», т.е. на основе системной методологии, включающей, как известно, и синергетический аспект.

Генезис добровольческого труда. Усложнение и развитие общества тесно связано с развитием общественного труда. Труд издавна был объектом теоретического анализа мыслителей разных эпох, и сущность его рассматривалась с двух позиций; 1) труд как тяжелейшая повинность человека; 2) труд как свободное творческое раскрытие и актуализация личности. В этих подходах отражено противоречивое единство необходимости и свободы самого процесса труда, а также историческая направленность изменений в сфере труда: от жизненной необходимости и отчуждения к осознанному и свободному раскрытию творческой сущности человека. Категория свободы

является ключевой для понимания сущности труда в целом и особенно добровольческого труда. Формирование его характера и специфики тесно связано с освобождением труда от всех видов принуждения: социального, экономического, административно-правового и идеологического. В рабовладельческом обществе свободным считался труд социально свободных граждан, участвовавших в управлении государством, в отличие от труда рабов, социально зависимых людей. В средние века «труд в поте лица» считался проклятием человека за его первородный грех. Ф. Ак-винский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высоких целей. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов. По К.Марксу, свободным выступает труд — антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Объективной основой освобождения труда является развитие производительных сил и демократизация всех сфер жизни общества. Появление социально свободного работ ника стало важнейшим условием формирования в дальнейшем экономически свободного человека западного типа, личностная структура и поведение которого испытали определяющее влияние протестан-ской этики (М.Ребер [6]). Критическая масса таких индивидов, сохранивших религиозный дух протестантизма и сумевших соединить его с духом свободы, заложили основы гражданского общества в США, многих европейских странах. Феномен США, по мнению А. де Токвиля заключался в исключительных условиях индустриального развития, определивших формирование гражданского общества на основе развитой способности к самоорганизации первых поселенцев, на добровольных началах строивших школы, дороги, дома, решающих совместно любые проблемы сообщества. Такими условиями выступили: свобода передвижения ценностей, лиц и капиталов на территории США, гарантированные конституцией страны; свобода добровольных ассоциаций граждан и свобода слова; нравы и верования людей ¡7]. Ценности протестантских сект (труд как путь к спасению; высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества; готовность к обучению и принятию нового) в сочетании с гражданскими свободами и отсутствием развитой государственной бюрократии заложили традиции добровольчества.

В процессе дальнейшей эволюции, по мнению Э. Дюркгейма, происходит сокращение области религии и увеличение области мирской жизни, при этом «индивидменыде чувствует себя лицом, которое заставляют действовать, он больше становится источником самопроизвольной деятельности» [8, с.171]. Итак, феномен добровольного (в XX в. добровольческого) труда заключается в свободе от социального, экономического и политического принуждения и бескорыстной направленности на решение проблем сообщества. В то же время было бы чрезмерно считать его полностью альтруистическим. Несомненна религиозная мотивация и мотивация выживания сообщества за счет синергетики совместного труда его членов. Для крестьянских общин в России был также характерен добровольный труд по решению общих проблем, однако отсутствие гражданских свобод, свободы перемещения капиталов, трудовых ресурсов и пр. в традиционном российском обществе не позволило запустить процесс формирования гражданского общества. Последнее формируется лишь

после отмены крепостного права, с развитием товарно-денежных отношений, становлением индустриального общества, формированием института земства с деятельностью гласных, работающих безвозмездно. В России к концу XIX в. самоорганизация граждан в форме общественных ассоциаций, общественное благодеяние выливается в широкое гражданское движение, объединившее в своих рядах большое число известных и неизвестных активистов, нравственной потребностью которых была помощь ближнему. Например, безвозмездная деятельность в сфере культуры — «хождение в народ» пред :тавителей интеллигенции (учителей, прачей ит.д.1 или учреждение Московской городской думой в 1894 г. системы "Городских Попечительств о бедных". Такой подход демонстрирует те что и в других индустриальных странах, принцип.л либерального добровольчества, развитие которог о было прервано октябрьской революцией 1917 г. В CCCiJ добровольный труд (правильнее его в большей мере назвать идеологически-принудительным) базировался на организационной поддержке КПСС, государства и был частично оплачиваемым на фоне всеобщей бедности (отгулы, дни к отпуску). Теоретическая база этой политики основывалась на идеях В. Ленина о коммунистическом труде как добровольном труде (труд без расчета на вознаграждение, как привычка сознательно трудиться на общую пользу [9,с.315]). В постреформенной России достаточно активно проявляется бескорыстный труд верующих, однако добровольный светский груд пока не стал массовым, поскольку у нас еще не сформировался значительный средний класс, не окрепли реальные гражданские и экономические свободы, свободные СМИ. Тем не менее наше социологическое исследование добровольчества в Омском регионе [10] показало растущий масштаб создания волонтерских отрядов молодежи при поддержке государственных, муниципальных структур и общественных организаций, что характерно и для других регионов.

Итак, генезис добровольческого труда связан с освобождением субъекта труда от всех видов принуждения под влиянием естественных процессов общественного разделения труда. Место этого вида труда определено его коренной связью с организациями гражданского общества, которое возникает в силу объективных закономерностей развития индустриального общества.

Чтобы выяснить роль добровольческого труда в обществе, рассмотрим его место в контексте соци-етальной модели общества. Под социетальной моделью мы понимаем системное рассмотрение общества, которое основано на выделении крупных закономерно возникающих, долго существующих и тесно взаимодействующих подсистем общества, основанных в свою очередь на деятельности малых социальных образований, которые связаны между собой сложными сетями отношений. Эти подсистемы суть государство (первый сектор), рыночная экономика (второй сектор) и гражданское общество (третий сектор), которые сформировались в результате общественного разделения труда в процессе коэволюции.

Выделим следующие аспекты деятельности данных секторов.

1. С предметной, объективно-организационной стороны каждый сектор включает формальные и неформальные институты, организации, сети отношений, со своим специфическим способом их существования. Государство создает рациональную систему управления, властную иерархию госсубъектов, которые

задают направление и границы функционирования социетальных процессов и их контролируют. Два других сектора функционируют как самоорганизующиеся подсистемы: экономически направленная (рынок хозяйствующих субъектов) и социально направленная (гражданское общество).

2. В каждом секторе главенствует свой критерий эффективности, свои нормы, отражающие «дух» трудовой деятельности каждого сектора. Для второго сектора главный критерий труда - экономическая эффективность («Максимум прибыли, минимум затрат»), для третьего сектора — социальная эффективность («Социальное благополучие — прежде всего»), а для первого сектора — социально-экономическая эффективность, благосостояние общества в целом («Выполнение общественных функций при минимуме затрат»).

3. Системный подход предполагает выделение функций каждого элемента системы. Функции труда в разных секторах различны. С одной стороны, труд — субстанциональный способ воспроизводства и развития общества, т.е. труд выполняет общие для всех видов труда функции. С другой стороны, труд является основой существования каждого из секторов, в рамках которого он выполняет специфические функции. Функции труда были проанализированы И.И. Чангли [11], A.M. Шкуркиным [12], А.Я. Кибановым [13] и др.

Мы выделяем следующие общие функции труда: 1) социально-формирующую функцию — труд создает человеческое общество во всем многообразии его элементов и структур путем природно-преобразую-щей, интеллектуально-духовной и социально-преобразующей деятельности; 2) антиэнтропийную — труд вносит упорядоченность в социальное бытие, противостоит социальной энтропии, поддерживает функционирование общества н человека на необходимом уровне за счет коллективной синергетики; 3) социализирующую - труд формирует, создает, развивает человека как члена общества.

Сравнение секторных подсистем труда позволяет выделить специфические функции труда. Так, основой деятельности госсектора является управленческий труд, направленный на удовлетворение общественных потребностей. Функции труда в первом секторе — создание общих легитимных правовых норм для обеспечения жизни, безопасности общества и личности, контроль за их выполнением, разрешение конфликтов между субъектами различных секторов через судебную систему . Кроме того, государство задает стратегию социализации будущих поколений через институты социализации. Функции социального государства, которое возникает в результате влияния на общественную систему зрелого гражданского общества, заключаются в создании системы социального обеспечения, доступного здравоохранения и образования, проведении социальной политики в сфере занятости и доходов.

Труд в рыночно-коммерческом секторе выполняет следующие функции: удовлетворение частных потребностей членов общества через производство товаров и услуг; создание общественного богатства; интеграция через общественное разделение труда и кооперацию; воспроизводство и развитие человека «профессионального»; стратификация по уровню дохода, образованию, профессии; освобождение человека для раскрытия творческого потенциала через сокращение тяжелого и однообразного труда.

Основными функциями добровольческого груда выступают: формирование и развитие гражданского общества, трансляция гражданских социетальных

ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение самых разных проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных социальных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей.

В заключение остановимся подробнее на синерге-тическом анализе добровольческого труда, изучающем самоорганизацию различных систем и их эволюцию. Эволюция системы (основное понятие синергетики) соответствующим образом влияет на развитие среды, тех внешних, окружающих систем, с которыми она взаимодействует. Социальная система, являясь открытой и неравновесной, в ходе своей эволюции, обмене с окружающей средой производит энтропию (мера беспорядка), которая, однако, не накапливается в ней, а удаляется и рассеивается (диссипация) в окружающей среде. Вместо нее из среды поступает свежая энергия, вещество и информация, и именно вследствие такого непрерывного обмена энтропия системы может как возрастать, так и не возрастать, уменьшаться.

Что же позволяет социальной системе находиться в состоянии устойчивого неравновесия? A.M. Шкур-кин считает - это трудовая деятельность, которая обеспечивает функционирование системы на уровне, который определен накопленными в обществе ресурсами. С другой стороны, неравновесие системы, по его мнению, осуществляется за счет роста энтропии в среде, ибо «чтобы выжить, социальный организм должен усилить свою антиэнтропийную активность, тем самым еще больше разрушая природную среду и другие социальные объекты и создавая новые более эффективные условия, продуцирующие последующий рост энтропии» [14,с.155]. Разовьем этот подход. Создание продуктов труда и их потребление (через распределение и обмен) — базовый процесс, он позволяет обществу жить. С другой стороны, в процессе труда происходит потребление вещества, энергии, информации и далее происходит выброс отработанного в среду, т.е. рост в последней энтропии. Рассматривая внешнюю природную и внутреннюю социальную окружающую среду, мы различаем природную и социальную энтропию. Последняя проявляется и осознается человеком постепенно, наиболее ярко и четко - в период индустриализации общества, когда становятся видны массовые социальные пороки (объективация социальной энтропии), как последствия деятельности людей, прежде всего в рыночной подсистеме и неспособности государства решить эти социальные проблемы. Социальная энтропия, понимаемая как отчуждение труда, эксплуатация, травматизм, нищета наемных работников и их семей, безработица, социальная незащищенность, загрязнения окружающей среды и т.п., — плата за экономически эффективное производство товаров и услуг, успехи экономики. Чем выше была экономическая эффективность труда в рыночном секторе за счет жесткой экономии издержек на оплату и условия труда, тем сильнее росло отчуждение наемных работников (отчуждение от целей, условий, продуктов труда), тем сильнее росла социальная энтропия. Нарастание энтропийных процессов, рано или поздно приводят к наступлению" бифуркационной фазы" -особого состояния социальной системы: последняя либо деградирует, либо вырабатывает принципиально новые средстванегэнтропийной активности. Таки-

ми средствами A.M. Шкуркин считает интеллект человека и разделение труда, мы к таким средствам дополнительно относим способность людей к самоорганизации для защиты своих интересов и формирование социально развитых качеств альтруизма и ответственности у значительной части состоятельных граждан. Как показывает история, с социальной энтропией не способны были справиться ни государство, ни рынок. Р. Хайлбронер и Л. Тароу указывают, что рынок неэффективен для тех общественных товаров и услуг, на которые нет установленной цены (образование, здравоохранение и т.п.), он применяет сугубо экономические расчеты для удовлетворения запросов и нужд человека [15]. Неспособность капитализма производить общественно необходимые товары и социальная безответственность породили эффект коллективной протестной интеграции, активно влияющей как на государство, так и на рынок. Гражданское общество возникает как самоорганизация наиболее социально ответственных граждан для уменьшения социальной энтропии, при этом оно воспроизводит себя через добровольческий труд в рамках ассоциаций (профсоюзы, общественные, благотворительные организации и т.п.). Уникальность добровольческого труда в том, что зл граты труда добровольца фактически компенсируются самим субъектом, поскольку его вклад п общество -■ :я\> вклад и для себя в будущем, изменение общества «под себя». Волонтер свободен от отчуждения, он -«для-себя-трудящийся», он субъект и цели труда в отличие от экономически несвободных наемных работников - «трудящихся для собственника». В наемном труде субъектом цели труда выступает собственник. Следовательно, добровольческий труд не создает новой энтропии, а уменьшает энтропию, порожденную другими видами труда.

Итак, добровольческий труд — это, во-первых, закономерно развивающаяся под влиянием общественного разделения труда базовая деятельность одной из общественных подсистем - гражданского общества, направленная на снижение социальной энтропии и позволяющая обществу в целом гармонично функционировать и развиваться в интересах всех своих граждан на основе их самоорганизации и самоактуализации; во-вторых, это деятельность, субъект которой всегда является субъектом цели своего труда, он свободен от социального, экономического, ор-

ганизационно-правового и идеологического принуждения и свободен в выборе средств, условий труда и личности (группы) благогголучателя, в-третьих, это деятельность, включающая духовно-нравственную направленность субъекта груда и его позитивно-эмоциональное сопереживание за результаты труда и социальную жизнь сообщества.

Библиографическим список

1. Global Civil Societv Dimensions i>f Hie Nonprofit Sector. The Hopkins Center (or Civil ¡Soricty-Indies. Baltimore, MD. 1999.

2. www.jhu.adu/ ;np/counlr.'

J. Ромашов O.B. Социолекта груда / О.В.Ромашов. - М.. 1999.

4. Социологический ^нцик и^'-лическ.-ч словарь. М., 1998.

5 Молепич Е.Ф. Труд как ы;кти предмет исследований общей ^ициол.иип/ Е.Ф Mo.\tan'! N»V. '.'.001

6. Веоер М Чда ;м1шысиро>м>«до<ш:<. Пер.сиен./М.Вебер. — М.: Прогресс ;■ 00.

7. А|К>нР Этапырашитиясоци../.ошческлймысли/Общ.ред. и i редлс.л. Г: ■■ Гуревича — М: Издательская группа «Прогресс», 19Г'2.

й. Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда// Кравченко А. И. Социологии Хрестоматия для вузов. - М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

9. В.И-Льиин. Поли.собр.соч., т.40, с.315.

10 Кудринская Л. А. Добровольческий труд в современной России/ Л.А.Кудринская. Омск: Изд-во ОмГ'ГУ, 2005.

11. Чангли И.И. Труд. Социальные аспекты теории и методологии исследования/И.И. Чангли. - М,: Наука, 1973.

12. A.M.Шкуркин. Феномен труда: синергетический взгляд// Общественные науки и современность, №1,1998, с. 122-131.

13. Управление персон. 1лом организации: Учеб./ Под ред. А.Я. Ки-банона. - М.: 2003.

14. Шкуркин А. М. Груд человека: предпосылки, генезис, будущее/A.M. Шкуркин. - Владивосток.:Дальнаука, 2000.

15. Хайлбронер Р., Тароу Л. Экономика для всех / Р. Хайлбронер, Л.Тароу. - Тверь. 1994.- 247-254. с

КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и организация труда».

Поступила в редакцию 02.07.06. © Кудринская Л. А.

Календарь научных мероприятий

20-23 марта 2007 г.

X семинар "Этносоциальные процессы в Сибири" (с участием иностранных ученых)

Организаторы семинара: г. Новосибирск; Институт философии и права СО РАН. Адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Ак. Николаева. 8: тел. (383) 330-22-40.

24-26 апреля 2007 г. Провинция в русской культуре: III Ремизовские чтения

Организаторы: гг. Тобольск, Новосибирск; Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН.

Адрес: 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15, ie,v (333) 266-13-60, факс. 266-2j-oj. E-mail: office(5>spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.