Научная статья на тему 'GENERAL CHARACTERISTICS OF CERTAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIMES OF RESTRICTIVE DIRECTION'

GENERAL CHARACTERISTICS OF CERTAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIMES OF RESTRICTIVE DIRECTION Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESTRICTIONS / LEGAL RESTRICTIONS / ADMINISTRATIVE RESTRICTIONS / SUBJECT / PROHIBITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чёрная В.Г.

В данной научной статье раскрыто понятие и особенности административно-правовых режимов ограничительного направления. Определено, что административно-правовой режим - это совокупность средств правового воздействия, основанные на принципах управления, используют уполномоченные субъекты публичной администрации с целью урегулирования общественных отношений. Выделены виды административно-правовых режимов ограничительного направления. Охарактеризованы административноправовой режим чрезвычайной ситуации ограничительного направления. Раскрыты особенности административно-правовой режим военного положения ограничительного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чёрная В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «GENERAL CHARACTERISTICS OF CERTAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIMES OF RESTRICTIVE DIRECTION»

ушверситету iменi Тараса Шевченка. - Юридичш науки. - 3. - 2013. - с. 103 - 106.

13. Головша Я. С. Конфшкт штереав стейкхолдерiв та роль наглядових рад у корпоративному управлшш в банках // Матерiали XI Мiжна-родно! науково-практично! конференци [Теорiя i практика сучасно! економiки] (м. Черкаси, 6 - 8 жо-втня 2010). У 2. т. Том 2. - Черкаси, 2010. - С. 54 -56.

14. Вшник О. М. Корпоративш конфлжти та зловживання корпоративними правами в акцюнер-них товариствах: традицшш та iнновацiйнi способи попередження й розв'язання // Режим доступу: http://ndipzir.org.ua/wp-content/uploads/2012/06/%D0%9E.-%D0%9C.-%D0%92%D1%96%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D 0%BA.pdf.

15. Черпак А. £. Класифiкацiя конфлжпв ште-ресiв в акцiонерних товариствах// Ефектившсть фу-нкцiонування та економiчний розвиток шдприемс-тва. Стратегiя економiчного розвитку Укра!ни, вип. 22-23.- 2008.- а 149 -154.

16. Шимбарева Е. В. Корпоративные конфликты и контроль: гражданско-правовой аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону. - 2010. - с. 30.

17. Черпак А. £. Класифжащя конфлжпв штереав в акцюнерних товариствах// Ефектившсть фу-нкцюнування та економiчний розвиток тдприемс-тва. Стратепя економiчного розвитку Украши, вип. 22-23.- 2008.- с. 149 -154.

18. 1оргачова М. I. Корпоративш конфлжти в Украïнi: основш види та ïx значущiсть// Вюник Львiвського нацiонального унiверситету. - 2011.-с. 170-180.

19. Бiляк Ю. В. Корпоративнi конфлiкти в су-часному акцiонерному товариствi: методика розш-знання// Агросвiт.- 2013.- № 16.- с. 35-43.

20. Смггюх А. В. „Внутршне" та „зовшшне" корпоративне рейдерство // http://dspace.onu.edu.ua:8080/bitstream/123456789/5 182/1/309-313.pdf. - с. 309- 313.

21. Смггюх А. В. Корпоративне рейдерство у свiтлi корпоративно!' конфлiктологiï// http://dspace.onu.edu.ua:8080/bitstream/123456789/5 437/1/26-30.pdf. - с. 26-30.

22. Хрипун О. А. Соотношение понятий «корпоративный спор» и «корпоративный конфликт» // Режим доступу: http://www.rusnauka.com/28 PRNT 2011/Pravo/10 94796.doc.htm.

23. Ковалишин О.Р. Корпоративний сшр: ха-рактерш особливостi та класифжащя // О. Р. Ковалишин [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/apvchzu 2009 21 17.pdf.

УДК 35.078.1

Чёрная В.Г.,

к.ю.н., доцент, доцент кафедри административного права и процесса

Национальная академия внутренних дел

Chorna V.G.,

Ph.D., Associate Professor,Associate Professor of the Department of Administrative Law and Process

National Academy of the Interior

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ GENERAL CHARACTERISTICS OF CERTAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIMES OF RESTRICTIVE DIRECTION

В данной научной статье раскрыто понятие и особенности административно-правовых режимов ограничительного направления. Определено, что административно-правовой режим - это совокупность средств правового воздействия, основанные на принципах управления, используют уполномоченные субъекты публичной администрации с целью урегулирования общественных отношений. Выделены виды административно-правовых режимов ограничительного направления. Охарактеризованы административно -правовой режим чрезвычайной ситуации ограничительного направления. Раскрыты особенности административно-правовой режим военного положения ограничительного направления.

Ключевые слова: ограничения, правовые ограничения, административно-правовые ограничения, субъект, запрет.

In this scientific article the concepts and peculiarities of the administrative-legal regimes of restrictive direction are disclosed. It is determined that the administrative-legal regime is a set of legal means based on the principles of governance, which are used by authorized public administration actors in order to regulate social relations. The types of administrative-legal regimes of restrictive direction are singled out. The administrative-legal regime of the emergency situation of restrictive direction is characterized. The peculiarities of the administrative-legal regime of the military state of restrictive orientation are revealed.

Key words: restrictions, legal restrictions, administrative restrictions, subject, prohibition.

Постановка проблемы. Введение админи- направления продиктовано необходимостью урегу-стративно-правовых режимов ограничительного лирования общественных отношений, возникаю-

щих в связи с нарушением обычных условий функционирования общества в государстве на основании социальных, природных, экологических и других факторов путем осуществления соответствующего правового воздействия на поведение субъектов административного права.

Целью статьи является раскрытие отдельных видов административно-правовых режимов ограничительного направления.

Состояние исследования. Вопрос правовых ограничений человека и гражданина в свое время были предметом исследований П. П. Андрушко, Ю. В. Градовой, Я. А. Колинко, С. А. Кузниченко, М.И. Матузова, А.В. Малько, П. М. Рабиновича, А. А. Савченко, М. В. Савчина, М. Ф. Селивона, М. И. Хавронюка.

Изложение основного материала. Первым режимом содержание которого мы раскроем является административно-правовой режим чрезвычайной ситуации ограничительного направления.

В качестве основного элемента режима чрезвычайного положения выступает система чрезвычайных мер это совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти с целью ограничения прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях чрезвычайного положения, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранения угрозы безопасности, и они должны быть соразмерными с возможностью их реального ограничения. При этом, ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 Конституции Украины.

Админитсративно-правовые ограничения, применяемые в период действия чрезвычайного положения делятся на: 1) общие для режимов социального и природно-техногенного характера особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрет на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также других массовых мероприятий; запрет забастовок, ограничение движения транспортных средств и их осмотр; 2) социально-политические и контркриминогенни комендантский час; запрет цензуры; приостановление деятельности общественных объединений, которые препятствуют нормализации обстановки; проверка

документов в местах скопления людей; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет; 3) при-родно-техногенные это временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в чрезвычайных ситуациях продукции; отстранение от работы на период чрезвычайной ситуации руководителей государственных организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ [1].

Режим чрезвычайного положения характеризуется применением специфических мер ограничительного направления, которые применяются властью и составляют его содержание.

В соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» все действия власти, применяемые в условиях чрезвычайного положения и образуют его содержание делятся на «мероприятия» и «ограничения».

К мерам относятся действия, относящиеся к усилению охраны правопорядка на территории чрезвычайного положения в целом, в частности охраны объектов, особо ценных для общества, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения. К мерам следует отнести эвакуацию ма-териадьних и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения или похищения.

К ограничениям относятся действия власти, ограничивающие права и свободы граждан, как личные и имущественные, так и политические. Например, на территории чрезвычайного положения комендант вправе установить ограничения на свободу передвижения, ввести особый режим въезда на указанную территорию и выезда из нее. Однако такого рода ограничительные меры оправдываются необходимостью достижения высшей цели - устранения ситуаций и факторов, создающих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти.

Характеризуя ограничения, применяемые властью в условиях чрезвычайного положения, важно подчеркнуть следующее: в содержание чрезвычайного положения не входит отмены прав и свобод

вообще, а их ограничения в тех случаях, когда это необходимо для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, причем ограничения на точно установленный срок. Поэтому в дореволюционной административно-правовой литературе нередко использовалось выражение «приостановление гарантий прав и свобод граждан» [1, с.168].

Также стоит отметить, что в Законе Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» имеет место дифференцированный подход к порядку введения мер и ограничений в условиях чрезвычайного положения, поставленный в зависимости от характера чрезвычайной ситуации. С этой точки зрения все меры и ограничения, предусмотренные Законом и применяются при введении чрезвычайного положения, подразделяются на три группы: 1) общие меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации любого характера: ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; установление ограничений на свободу передвижения по территории чрезвычайного положения; запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрет забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; 2) меры и временные ограничения, применяемые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций: введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; 3) меры и временные ограничения, применяемые в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биологического характера (крупные катастрофы, стихийные бедствия): временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противо-эпидемических мероприятий; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ и др. Таким образом, данные группы ограничений построены таким образом, что применяются в зависимости от природы, вида и сложности чрезвычайной ситуации, является основанием введения чрезвычайного положения.

Следует отметить, что особое место при введении режима чрезвычайного положения и чрезвычайных ситуаций отводится особым субъектам применения и их силам и средствам органов Национальной полиции, в том числе Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины,

Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в соответствии с их полномочий, установленных законом. Ведь в условиях применения данных режимов растет важность и удельный вес именно полицейского принуждения, особенно в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций антропогенного характера. Однако и в условиях специального бедствия, вызванного природными, техногенными и биологическими факторами, несмотря на акценты в предоставлении государством помощи пострадавшим гражданам, элемент принуждения в отдельных случаях является довольно значительным и жестким, потому что ситуация может выйти из-под контроля в результате мародерства, непокорности и паники [4, с.663-665].

Таким образом, основанием применения ограничений при введении данного административно-правового режима является возникновение ситуаций природного, экономического, социального, политического и антропогенного характера. Субъектом введения является Президент Украины, а субъектами применения является Национальная полиция, в том числе Национальная гвардия Украины, Служба безопасности Украины, Военная служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины и др. Ограничения, применяемые носят временный характер (время на которое вводится чрезвычайное положение) и связанные непосредственно с правовом свободного передвижения лица, организацией и проведением массовых мероприятий и тому подобное.

Административно-правовой режим военного положения ограничительного направления.

Военное положение представляет собой особый правовой режим, предусматривающий ограничение прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с целью обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращения. Кроме объявления военного положения в распоряжении государства также такие средства, как объявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны, например, одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится военное положение.

Во время действия данного режима характерно применение таких ограничений: 1) применяются меры и ограничения, имеющие место при чрезвычайном положении (усиление охраны общественного порядка, запрет и ограничение проведения собраний, митингов, забастовок); 2) меры и ограничения, продиктованные обстоятельствами военного характера, а именно: запрет военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями; 3) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства; 4) привлечение граждан

к выполнению работ для нужд обороны; 5) принудительное привлечение к военной или альтернативной (невоенной) службы, а также работа или служба, выполняемая лицом по приговору или иному решению суда или в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении и т.д.

Особенностью введении режима военного положения является тот факт, что основаниями его введения могут быть обстоятельства военного характера. Согласно ст. 84 Конституции Украины, «объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрении решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украины». Таким образом, только по представлению Президента Украины объявляется данное состояние, что в дальнейшем является основанием для применения определенных административно-правовых ограничений.

Основные функции уполномоченных правоохранительных органов сводятся к: обеспечение режима военного положения, органами военного управления и воинских формирований; выполнения внутри страны чисто полицейских функций (осуществляют охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; поддерживают особый режим въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее; осуществляют охрану важных объектов и т.п.); возможности внесения необходимых корректив в экономическую деятельность организации любой формы собственности. С целью производства продукции и оказания услуг для государственных и военных нужд, потребностей населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории.

Особенностью данного режима является его ограниченный характер во времени и пространстве. Так, в Законе Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» предусмотрено, что военное положение устанавливает своим указом Президент Украины, в котором должны быть определены: дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение.

Во время данного режима могут быть применены следующие меры и временные ограничения: усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; эвакуация населения; комендантский час; введение особого порядка въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено военное положение; приостановление деятельности общественных объединений;

запрет или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, забастовок; запрет или ограничение продажи оружия, взрывчатых и ядовитых веществ; отстранение от должности на период военного положения руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных организаций, расположенных на территории действия военного положения, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение вместо них других лиц; ограничение свободы выбора места пребывания и жительства; запрет на въезд в Украину иностранных граждан и выезд граждан и других лиц за границу установление военно-квартирной и военно-транспортной обязанности, привлечения трудоспособного населения к выполнению работ оборонного характера; изъятие у граждан и организаций необходимого для нужд обороны имущества; военная цензура; запрет иностранным гражданам передвижения по территории Украины, а также их интернирования в случае, если данные об их противоправной деятельности. На территории, где введено военное положение создаются органы военной администрации. В период действия военного положения деятельность судов общей юрисдикции не прекращается и компетенция их не ограничивается. В XIX и в первой половине XX в. военное положение предусматривало замену деятельности судов общей юрисдикции военными. Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г «О военном положении» предусматривал в период действия военного положения создания военных трибуналов [2]. Н.М. Кор-кунов, указывал, что военная юрисдикция «представляет высшую степень ограничения гражданских свобод» [3, с.566]. Поэтому с середины XX в. законодательство многих стран постепенно отказалось от использования военных судов [4, с.672-674].

Таким образом, отличие административно-правового режима военного положения ограничительного направления от административно-правового режима чрезвычайного положения ограничительного направления следует проводить по основаниям введения особого правового режима, по объему устанавливаются правоограничений, по глубине изменений в системе органов публичной администрации, по характеру сил и средств, привлекаемых для поддержания режима. Кроме чрезвычайного и военного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения других видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, получившие условное название «особое положение».

Итак, административно-правовой режим военного положения влечет возникновение и применение ряда административно-правовых ограничений. Причем, данные ограничения носят строгий и четкий к применению характер. Данные ограничения обеспечиваются мероприятием административного

принуждения. Субъектами применения является правоохранительные органы. Создается специальный временный орган управления - военные администрации.

Административно-правовой режим противоэпидемического ограничительного направления.

Здравоохранение это система мер, направленных на обеспечение его сохранности. Эти задачи выполняют учреждения охраны здоровья предприятия, учреждения и организации, путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широким спектром профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение других функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников [5, с.60].

В целях охраны здоровья населения, обеспечения оптимальных условий пребывания больных в учреждениях здравоохранения и нормальных условий труда медицинских работников государство обеспечивает соблюдение надлежащего санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима путем введения определенных административных ограничений. Ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на руководителей учреждений здравоохранения. Требования санитарных правил является обязательным для юридических и физических лиц субъектов инвестиционной деятельности на территории Украины независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности. Как пациенты, так и медицинский персонал учреждения здравоохранения могут быть источником возбудителей внутрибольничных инфекций.

Объектами противоэпидемического режима являются: функциональные помещения, операционные, послеоперационные, роддома, палаты интенсивной терапии физиотерапевтического отделения, помещениях для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, аптечные склады, помещения для приготовления лекарственных средств, лаборатории отделений терапевтической стоматологии, лаборатории ортопедической стоматологии [6 , с.62], а также дошкольные и школьные учебные заведения, высшие учебные заведения и тому подобное.

Ограничения, которые могут применяться касаются следующего: 1) температурный режим (оптимальная температура летом 22-24 ° С, зимой - 20-21°С, применение центрального отопления); 2) определенного технического обеспечения; 3) требования по вентиляции и кондиоцинування прими-шення; 4) организация и проведение дезинфекционных мероприятий система мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей болезней и создание условий, препятствующих их распространению в окружающей среде.

В общей системе мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционной заболеваемости большое значение принадлежит режимно-ограничительным мерам системе государственных мероприятий, которая включает режимные, административно-хозяйственные,

противоэпидемические, санитарные и лечебно-профилактические мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию эпидемических очагов.

Противоэпидемические мероприятия это комплекс организационных, медико-санитарных, ветеринарных, инженерно-технических, административных и других мер, осуществляемых в целях предотвращения распространения инфекционных болезней, локализации и ликвидации их очагов, вспышек и эпидемий.

Необходимость их проведения зависит от многих причин. Основными из них могут быть: резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории в результате разрушения коммунальных объектов (системы водоснабжения и канализации), химических, нефтеперерабатывающих и других промышленных предприятий, наличия трупов людей и животных, гниющих продуктов животного и растительного происхождения; массовое размножение грызунов, возникновение среди них эпизоотии и активизация природных очагов; интенсивные миграции неорганизованных и организованных контингентов людей; изменение восприимчивости людей к инфекции и тому подобное.

В случае появления массовых инфекционных болезней, то есть, возникновения эпидемии, комплекс противоэпидемических мероприятий, включая: • санитарно-эпидемической разведку и наблюдение; • организацию режимно-ограничительных мероприятий; • экстренную и специфическую профилактику; • использование индивидуальных и коллективных средств защиты; • лечебно-эвакуационные мероприятия: обеззараживание (дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию) и санитарную обработку лиц, находившихся в эпидемическом очаге

[7].

К режимно-ограничительных мероприятий противоэпидемического направления относятся карантин и обсервация.

Обсервация (от лат. observatio наблюдения), система мероприятий по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающих из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке. Обсервация это мероприятие, проводимое при санитарной охране границ. Продолжительность обсервации устанавливается на срок инкубационного периода (с момента последнего контакта с больным или выхода из очага) [7].

В случае выявления факта появления особо опасных инфекций, а также при проявлении других массовых заразных заболеваний обсервацию заменяют карантином. Карантин (от итальянского guaraniina - сорок) - это система административных и медико-санитарных мер, применяемых для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней (чумы, холеры, желтой лихорадки).Карантин вводится решением чрезвычайной противоэпидемической комиссии (ЧПК). Он вводится в случае возникновения заболеваний "карантинные" ( "конвенционные") инфекции (чума, холера, оспа натуральная, желтая лихорадка)

или в случае появления массовых заболеваний другие ООИ: мелиоидоз, сап, сибирскую язву, сыпной тиф, орнитоз, туляремией, большинство геморрагических лихорадок и др. Он предусматривает полную изоляцию района инфекционных заболева-ний.При карантине проведенные ранее обсервационные меры усиливаются дополнительными режимными мероприятиями. Последние включают: вооруженную охрану (окружения) организации, то есть всех населенных пунктов и всей зоны карантина; строгий контроль за въездом и выездом населения, вывозом имущества из зоны карантина; запрет проезда через зону карантина автотранспорта и остановок железнодорожного и водного транспорта в случае транзитного проезда вне специально определенными местами; организацию обсервато-ров и проведения обсервации лиц, находящихся в очаге и выбывающих за его пределы; ограничение общения между отдельными группами населения; установление противоэпидемического режима для населения, работы транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов народного хозяйства в зависимости от эпидемиологической обстановки, но такого, что обеспечивает их непрерывного функционирования обеспечение населения продуктами питания и промышленными товарами первой необходимости с соблюдением требований противоэпидемического режима; установление строгого противоэпидемического режима работы медицинских учреждений; выполнение мероприятий обеззараживания окружающей среды, произведенной промышленной продукции и санитарной обработки населения; перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, что гарантирует безвредность продукции; осуществление экстренной и специфической профилактики; скорее активное выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализацию; контроль за строгим соблюдением правил карантина; проведение

санитарно-просветительской работы; строгое ограничение въезда в центр; рассредоточение пораженных мелкие группы, организации снабжения лиц, находящихся на карантине, через обменные пункты или воздушным путем, полную изоляцию пораженных в очаге заражения от незараженного населения.

Выводы. Таким образом, особенностью применения административно-правовых ограничений в случае введения данного режима является: 1) субъектом введения являются центральные органы исполнительной власти; 2) субъектами применения есть правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, предприятия, учреждения и организации, которые имеют право применять данный режим; 3) административно-правовые ограничения носят временный характер; 4) данные ограничения применяются как к населению, так и животных.

Список использованной литературы:

1. Гессен В.М. Исключительное положение. С. 125; ЕлистратовА.И. Административное право. М., 1911.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29 (144).

3. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1.

4. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс /Под ред. канд. юрид. наук А.В. Куракина. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 816 с.

5. Салманов Айдин Санггарно-про-тиешдемюлопчний режим у закладах охорони здо-ров'я // Медична практика : оргашзацшш та правовi аспекти. 2011. №2. С. 60-65. URL. http://zarifacenter.org/articles/article084.pdf

6. Денисенко В.О., 1вженко С.М., Калязш Ю.В. Основи безпеки життед1яльносп. Навчальний поабник. URL. http://www.nmc.poltava.ua/file/mm/bzhd1.files/obzhd 10u6.htm

7. Тлумачний штернет словник. URL. http://vseslova.com.ua/word/Обсервацiя_(спостере-ження)-73566и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.