Научная статья на тему 'САМОИЗОЛЯЦИЯ КАК БЛАГОЗВУЧИЕ ДЛЯ КАРАНТИНА, ОСОБЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ОТВЕТСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ'

САМОИЗОЛЯЦИЯ КАК БЛАГОЗВУЧИЕ ДЛЯ КАРАНТИНА, ОСОБЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ОТВЕТСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИЗОЛЯЦИЯ / РЕЖИМ САМОИЗОЛЯЦИИ / САМОИЗОЛЯЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) / SELF-ISOLATION / SELF-ISOLATION MODE / SELF-ISOLATION IN THE CONDITIONS OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полевой Василий Григорьевич, Шарыкина Ольга Вячеславовна

В рамках статьи и на основе анализа действующих нормативных правовых актов проведено сравнительно-правовое исследование понятий «самоизоляция (режим самоизоляции)» и «карантин», которые удалось сопоставить, выявив их сходства и различия, определить их как однопорядковые юридические понятия, а также предложить юридическую идентификационную характеристику «самоизоляции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ISOLATION AS THE POWER TO QUARANTINE, A SPECIAL REGIME OF FUNCTIONING UNDER HIGH ALERT FOR AN EMERGENCY SITUATION OR RESPONSIBLE CITIZENSHIP

In the article, and based on the analysis of existing normative legal acts conducted a comparative legal study of the concepts of «self-isolation mode (isolation)» and «quarantine», which failed to match, identifying their similarities and differences, to identify them as comparable legal concepts and to offer legal identification characteristic of «isolation».

Текст научной работы на тему «САМОИЗОЛЯЦИЯ КАК БЛАГОЗВУЧИЕ ДЛЯ КАРАНТИНА, ОСОБЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ОТВЕТСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»

УДК 34.096

САМОИЗОЛЯЦИЯ КАК БЛАГОЗВУЧИЕ ДЛЯ КАРАНТИНА, ОСОБЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ОТВЕТСТВЕННАЯ

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

В.Г. Полевой

кандидат военных наук, доцент,

заместитель начальника Академии

(проректор) по научной работе

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл.,

г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: v.polevoyQamchs.ru

О.В. Шарыкина

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (организации научных исследований и конгрессно-выставочной деятельности) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: olspostQyandex.ru

Аннотация. В рамках статьи и на основе анализа действующих нормативных правовых актов проведено сравнительно-правовое исследование понятий «самоизоляция (режим самоизоляции)» и «карантин», которые удалось сопоставить, выявив их сходства и различия, определить их как однопорядковые юридические понятия, а также предложить юридическую идентификационную характеристику «самоизоляции».

Ключевые слова: самоизоляция, режим самоизоляции, самоизоляция в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19).

Цитирование: Полевой В.Г., Шарыкина О.В. Самоизоляция как благозвучие для карантина, особый режим жизнедеятельности в рамках повышенной готовности к чрезвычайной ситуации или ответственная гражданская позиция / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 2 (45). С. 40 - 46.

Начало 2020 года ознаменовано поистине глобальным событием чрезвычайного характера, охватившим всю нашу планету. Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) была объявлена пандемия в связи с распространением короновируса нового типа [1]. Очевидно, что такое столкновение с угрозой мировых масштабов в значительной степени повлияет на все сферы жизни общества и основная проблема состоит в том, чтобы минимизировать негативную часть этого влияния.

В таких обстоятельствах актуальность проведения отдельного исследования по данной тематике не вызывает сомнения.

События, связанные с угрозой распространения вируса нового типа, очевидцами и участниками которых являются все без исключения граждане нашей станы, развиваются не просто динамично, но молниеносно и законодатель вынужден экстренно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию вокруг эпидемии.

Так, в сжатые сроки был принят

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [2] которым, в частности, в часть первую статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) внесено дополнение, уточняющее закрепленное в законе понятие «чрезвычайная ситуация». Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих [3], теперь рассматривается как чрезвычайная ситуация. Уточнение, которым дополнено определение понятия «чрезвычайная ситуация», не просто устраняет пробел в праве. До известных событий понятие «карантин» не являлось «чрезвычайной ситуацией», эти понятия регулировались разными законодательными актами и в правовой плоскости не пересекались.

Правительство Российской Федерации, согласно нововведенному пункту 2 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г., наделяется дополнительными полномочиями по осуществлению им функций координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о вводе функциональных режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (вновь введенные подпункты а.1, а.2 статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.), а также устанавливать в таких случаях обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения (новые подпункты «у», «ф» статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.). За неисполнение установленных санитарно-эпидемиологических правил при введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации предусматривается юридическая ответственность .

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)» на руководство регионов страны возложена обязанность реализовать комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации [4].

Новеллой, «рожденной» в марте 2020 г., для общественности и для профессионального сообщества является термин «самоизоляция». Он не имеет законодательного закрепления и юридической науке еще предстоит разобраться в этом правовом феномене, который за время своего недолгого существования подвергся общественной критике за свой неясный правовой статус и неустановленную сущность.

В ряде региональных правовых актов [5], в общественном обороте и в официальной риторике используется термин «режим самоизоляции». В этой связи следует отметить, что категория «режим» в правовом отношении богата на определения, но в рамках данной статьи категория «режим» будет пониматься как опре-

деленное положение, установленный порядок (состояние) и использоваться в тексте настоящей статьи наравне и эквивалентно понятиям «самоизоляция» и «режим самоизоляции».

В самом общем виде режим самоизоляции можно определить как самостоятельное, своими силами и без помощи со стороны, отдаление от социальных контактов, самоограничение в отношениях. Самоизоляция в конкретных условиях, происходящих в настоящий момент времени, призвана способствовать защите населения от инфицирования высоко контагиозным вирусом неясной этиологии. В условиях угрозы распространения инфекции самоизоляция фактически реализуется в виде запрета гражданам покидать свои дома, за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью, в том числе в связи с необходимостью обратиться за экстренной медицинской помощью в ближайшее медицинское учреждение, а также свободно передвигаться и собираться группами. Жителям разрешается выходить из дома для приобретения товаров первой необходимости, в аптеку, в банк, в салон сотовой связи, для выгула домашних животных в радиусе ста метров от дома. Все граждане должны соблюдать между собой безопасное социальное дистанцирование. Для осуществления государственного контроля за передвижением граждан в ряде субъектов страны установлена специальная временная система цифровых пропусков [6], которая носит заявительный характер. Следует отметить, что запрет покидать свои дома не распространяется на лиц, которые не освобождены от исполнения своих должностных обязанностей [4].

Таким образом, самоизоляция в условиях пандемии представляет собой определенное правило поведения для гражданина, которое состоит в обязанности не покидать место проживания (пребывания), направленное на устранение угрозы распространения инфекции и, как следствие, причинения вреда здоровью и жизни гражданина в частности, и общества в целом.

Более конкретное представление о правовой сущности режима самоизоляции можно получить, сравнив его с понятием «карантин». Нередко в общественном сознании эти понятия подменяются, поскольку действительно имеют много общего.

Во-первых, режим самоизоляции и карантин предполагают временную изоляцию, т.е. отделение от окружающей среды и прекращение непосредственных социальных контактов.

Во-вторых, обе категории несут критерий обязательности. На региональном уровне издаются нормативные правовые акты, которые обязывают граждан соблюдать самоизоляцию. Так, в соответствии с указом Мэра Москвы от 29 марта 2020 г. № 34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» [7] все москвичи, начиная с 30 марта 2020 г. [8], обязаны соблюдать режим самоизоляции в целях предотвращения распространения новой короновирусной инфекции [9]. По аналогии и вслед за Москвой были изданы региональные нормативные правовые акты Московской области, Мурманской области [10] и еще в целом ряде других регионов страны, которыми введен режим самоизоляции, а гражданам было вменено в обязанность его соблюдение.

Словосочетание «обязательная самоизоляция» только на первый взгляд кажется противоречивым. В общественном сознании самоизоляция зачастую воспринимается как изоляция себя самого по собственному желанию и к которой никто не обязывает. Трудно согласиться с таким пониманием «самоизоляции». Необходимо учитывать, что за нарушение установленного режима самоизоляции предусмотрена юридическая ответственность, наличие которой позволяет утверждать, что самоизоляция приобрела обязательный характер.

В отсутствии мер государственного принуждения, самоизоляция остается только рекомендацией. Соблюдать либо воздержаться от исполнения рекомендации всецело и напрямую зависит от степени социальной ответственности каждого гражданина в отдельности, его жизненной, политической позиции, социально активного правомерного поведения. В отсутствии юридической ответственности и ограничительных правил, закрепленных в нормативных правовых актах, самоизоляция может стать эффективной мерой по борьбе с распространением инфекции только в том случае, если гражданская позиция всех членов общества будет в полной мере ответственной.

Наличие мер государственного принуждения переводит «самоизоляцию» в правовую плоскость.

В-третьих, в обоих случаях за правонарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривается юридическая ответственность.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» приняты соответствующие изменения, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или при проведении ограничительных мероприятий (карантина)... [11] и предусмотрены новые повышенные штрафы за нарушение карантинных норм и режима самоизоляции.

Ответственность за нарушение карантина предусмотрена специальной нормой и квалифицируется по части 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий [12]. Часть 3 статьи 6.3 КоАП предусматривает повышенную ответственность в случае наступления тяжелых последствий.

Глава 20 КоАП дополнена статьей 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Пунктом 1 статьи 20.6.1 КоАП установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, т.е. за нарушение режима самоизоляции.

Перемены претерпело, в том числе, уголовное законодательство. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьями 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [13] внесены поправки, ужесточившие уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

В-четвертых, оба понятия предполагают комплекс ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, при этом необходимо отметить, что до известных событий к условным видам режимно-ограничительных мероприятий традиционно относили усиленное медицинское наблюдение, обсервацию и карантин. Самоизоляция в этом перечне отсутствовала.

Таким образом, «самоизоляция» и «карантин» являются понятиями одного порядка, поскольку предполагают реализацию ряда ограничительных мероприятий в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что помимо сходства имеют место и отличия самоизоляции от карантина. Первое и самое очевидное, состоит в том, что термин «карантин» имеет законодательно закрепленное определение, которое содержится в статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [14], а термин «самоизоляция» не имеет такого закрепления. В вышеуказанном законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения под карантином понимаются ограничительные мероприятия, административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. При этом карантин может вводиться решением Правительства Российской Федерации или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. Определение понятия «самоизоляция» еще предстоит выработать юридической науке.

Во-вторых, режим самоизоляции от каран-

тина существенно отличается кругом субъектов, в отношении которых применяются ограничительные меры. Очевидно, что карантин распространяется на определенный круг субъектов и применяется только к зараженным и лицам, соприкасавшимся с инфицированными больными. Это временная изоляция лиц, контактировавших с больными или перенесшими эпидемическую болезнь. Данные лица могут находиться на карантине в домашних условиях либо в медицинских учреждениях, например, в инфекционной больнице, если об этом есть специальное предписание санитарного врача.

Режим карантина в контексте сегодняшних событий в России в условиях пандемии распространяется прежде всего на граждан, прибывших в Россию из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и лиц, непосредственно контактировавших с больными.

Самоизоляция же распространяется на неопределенный круг субъектов, т.е. на всех без исключения граждан. Режим самоизоляции вводился в превентивных целях и в отношении всех лиц, независимо от их возраста, социального положения и медицинского статуса. Однако в начальный период обязательной самоизоляции этот режим предусматривался только для граждан определенной возрастной категории, начиная с пожилого возраста и старше (по классификации взрослых людей на возрастные группы, предусмотренной ВОЗ, — это лица старше 60 лет). Это обусловлено наличием сопутствующих заболеваний у лиц старшей возрастной группы в гораздо большей степени, чем у других граждан.

«Карантин» в отличие от «самоизоляции» — это более строгая система противоэпидемических мероприятий, направленных на полную изоляцию населения от эпидемического очага, вплоть до использования вооруженной охраны вокруг него. Таким образом, «карантин» и «самоизоляция» - понятия однопоряд-ковые, но не тождественные.

Учитывая все вышеизложенное, можно заключить, что режим самоизоляции — это мера (мероприятие) превентивного характера, определенный способ реагирования на эпидемиологическую обстановку, который не позволит очагу инфекции распространиться до масштабов эпидемии, предотвратит ее развитие.

Понятие «самоизоляция» не является благозвучием для понятия «карантин», их близость заключается лишь в принадлежности к режимно-ограничительным мероприятиям. Ввод режима самоизоляции или иных способов реагирования обусловлен оценкой степени санитарно-эпидемиологического состояния — чем выше степень неблагополучия, тем строже меры.

Самоизоляция не является рекомендацией. Это мера должного поведения и ее обязательный характер обусловлен требованиями государства, а нарушение режима самоизоляции влечет наступление определенных правовых последствий.

Самоизоляция является правовой категорией и вполне находится в правовой плоскости.

Таким образом, исходя из изложенного выше, под самоизоляцией в самом общем виде следует понимать временные ограничительные мероприятия для населения, которые вводятся в рамках режима повышенной готовности к чрезвычайной ситуации и в целях предупреждения распространения эпидемии. Эти мероприятия носят превентивный характер и состоят в обязательном соблюдении гражданами собственной изоляции по месту жительства (пребывания), в ограничении передвижения и непосредственных социальных контактов.

Литература

1. ВОЗ объявила пандемию коронавируса: Общество: Мир: Lenta.ru. // LENTA.RU: [сайт]. URL: https://lenta.ru/brief/2020/03/ll/pandemia/ (дата обращения: 15.06.2020).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080/ (дата обращения: 15.06.2020).

3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 04.01.2020) // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/(lfnf (дата обращения: 15.06.2020).

4. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (дата обращения: 16.06.2020).

5. Указ Мэра Москвы «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» от 27 мая 2020 г. № 61-УМ // Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/74180871/#block_110 (дата обращения: 15.06.2020).

6. За время режима самоизоляции в Татарстане выдано более 13,7 млн цифровых пропусков: Новости / Официальный портал Казани. — URL: https://www.kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/za-vremya-rezhima-samoizolyatsii-v-tatarstane-vydano-bolee-13-7-mln-tsifrovykh-propuskov/ (дата обращения: 15.06.2020).

7. Указ мэра Москвы от 29 марта 2020 года № 34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» // Газета.ру: [сайт ]. 2020. 29 мар. URL: https://rg.ru/2020/03/29/moscow-ukaz34-reg-dok.html (дата обращения: 16.06.2020).

8. Сергей Собянин: С 30 марта для всех жителей столицы вводится «домашний режим самоизоляции» / Префектура северного округа города Москвы: официальный сайт. URL: https://sao.mos.ru/news/news/detail/8794455.html (дата обращения: 16.06.2020).

9. Коронавирус. Ограничение передвижения по городу и социальная поддержка / Сергей Собянин: [сайт]. 2020. 29 мар. URL: https://www.sobyanin.ru/koronavirus-ogranichenie-peredvizheniya-i-sospodderzhka-grazhdan (дата обращения: 17.06.2020).

10. Постановление правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года № 175-ПП «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического

благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Российская газета: [сайт]. 2020. 5 апр. URL: https://rg.ru/2020/04/05/murmansk-postl75-reg-dok.html (дата обращения: 16.06.2020).

11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 01 апреля 2020 № 99-ФЗ (ред. от 04 января 2020 г.) // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349081 (дата обращения: 15.06.2020).

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 июня 2020 г.): федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) // Консультант Плюс: [сайт ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения 15.06.2020).

13. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 01 апреля 2020 г. № 100-ФЗ / / Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349082/(дата обращения 15.06.2020).

14. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/bb9e97fad9dl4ac66df4b6e67c453dlbe3b77 Ь4с/ (дата обращения 15.06.2020).

SELF-ISOLATION AS THE POWER TO QUARANTINE, A SPECIAL REGIME OF FUNCTIONING UNDER HIGH ALERT FOR AN EMERGENCY SITUATION

OR RESPONSIBLE CITIZENSHIP

Abstract. In the article, and based on the analysis of existing normative legal acts conducted a comparative legal study of the concepts of «self-isolation mode (isolation)» and «quarantine», which failed to match, identifying their similarities and differences, to identify them as comparable legal concepts and to offer legal identification characteristic of «isolation».

Keywords: self-isolation, self-isolation mode, self-isolation in the conditions of the spread of a new Coronavirus infection (COVID-19).

Citation: Polevoy V.G., Sharykina O.V. Self-isolation as a euphony for quarantine, a special mode of life within the framework of increased emergency preparedness, or a responsible civil position // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. No. 2 (45). p. 40 - 46.

1. Who declared a coronavirus pandemic: Society: World: Lenta.ru. // LENTA.RU: [site]. URL: https://lenta.ru/brief/2020/03/11/pandemia/ (accessed: 15.06.2020).

2. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on prevention and liquidation of emergency situations: Federal law № 98-FZ of April 1, 2020 (ed. from 08.06.2020) // Consultant plus: [website]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080/ (accessed: 15.06.2020).

3. About protection of the population and territories from emergency situations of natural and technogenic character: Federal law of December 21, 1994 № 68-FZ (ed. from 04.01.2020) // Consultant plus: [site]. URL: http://www.consultant.ru/(lfnf (date accessed: 15.06.2020).

Vasiliy POLEVOY

candidate of military Sciences,

associate Professor, Deputy head of the Academy

(Vice-rector) on scientific work

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow Region, Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Olga SHARYKINA

candidate of legal Sciences,

senior research associate of the research Department

(research organizations and Congress

and exhibition activities)

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: olspost®yandex.ru

References

4. On measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19): Decree of the President of the Russian Federation of April 2, 2020 № 239 // Consultant Plus: [site]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (accessed: 16.06.2020).

5. Decree of the Mayor of Moscow "on amendments to the decree of the Mayor of Moscow from March 5, 2020 № 12-UM"from may 27, 2020 № 61-UM // Garant: [website]. URL: https://base.garant.ru/74180871/#block_110 (date accessed: 15.06.2020).

6. More than 13.7 million digital passes were issued During the self-isolation regime in Tatarstan: News / official portal of Kazan. — URL: https://www.kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/za-vremya-rezhima-samoizolyatsii-v-tatarstane-vydano-bolee-13-7-mln-tsifrovykh-propuskov/ (accessed: 15.06.2020).

7. Decree of the mayor of Moscow of March 29, 2020 No. 34-UM "on amendments to the decree of the Mayor of Moscow of March 5, 2020 № 12-UM"// Gazeta.<url>: [site]. 2020. 29 Mar. URL: https://rg.ru/2020/03/29/moscow-ukaz34-reg-dok.html (accessed: 16.06.2020).

8. Sergey Sobyanin: since March 30, "home self-isolation mode"will be introduced For all residents of the capital / Prefecture of the Northern district of Moscow: official website. URL: https://sao.mos.ru/news/news/detail/8794455.html (date accessed: 16.06.2020).

9. Coronavirus. Restriction of movement in the city and social support / Sergey Sobyanin: [website]. 2020. 29 Mar. URL: https://www.sobyanin.ru/koronavirus-ogranichenie-peredvizheniya-i-sospodderzhka-grazhdan (accessed: 17.06.2020).

10. Decree of the government of the Murmansk region of April 4, 2020 № 175-PP "on the introduction of restrictive measures aimed at ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population, and the approval of rules of conduct that are mandatory for citizens and organizations in connection with the threat of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) on the territory of the Murmansk region"// Rossiyskaya Gazeta: [website]. 2020. 5 APR. URL: https://rg.ru/2020/04/05/murmansk-postl75-reg-dok.html (accessed: 16.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. On amendments to the Code of administrative offences of the Russian Federation: Federal law № 99-FZ of April 01, 2020 (ed. from January 04, 2020) // Consultant Plus: [website]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349081 (date accessed: 15.06.2020).

12. Code of the Russian Federation on administrative offences (with amendments and add., Intro, effective from June 01, 2020): Federal law № 195-FZ of December 30, 2001 (ed. from April 24, 2020) // Consultant Plus: [website ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (accessed 15.06.2020).

13. On amendments to the criminal code of the Russian Federation and articles 31 and 151 of the Criminal procedure code of the Russian Federation: Federal law № 100-FZ of April 01, 2020 // Consultant Plus: [website]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349082/(accessed 15.06.2020).

14. On sanitary and epidemiological welfare of the population: Federal law № 52-FZ of March 30, 1999 (ed. from 26.07.2019) / / Consultant plus: [website]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/bb9e97fad9dl4ac66df4b6e67c453dlbe3b77 b4c/ (accessed 15.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.