Научная статья на тему 'КОРОНАВИРУС КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ'

КОРОНАВИРУС КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
767
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / САМОИЗОЛЯЦИЯ / SOCIAL MEDIA / BIG DATA / СORONAVIRUS / SELF-ISOLATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярмак Ольга Валерьевна, Панова Елена Михайловна, Маранчак Анастасия Геннадиевна, Савина Зоя Сергеевна

Рассматриваются влияние неполитических рисков пандемии COVID-19, ее проявления как социального феномена, что способствует формированию новых социальных драйверов и трансформации повседневности. Аналитический обзор данных ряда социологических исследований российского общества об адаптации и реакции на изменения повседневной жизни, вызванные самоизоляцией и мерами по предотвращению коронавирусной инфекции, и результаты аналитики социальных медиа в период активной самоизоляции в Москве и Санкт-Петербурге позволили сделать выводы о формировании новых коммуникативных трендов, связанных с информационной оценкой ситуации эпидемии коронавируса и проблемами нахождения на самоизоляции. Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07443/19 «Научно-образовательные центры как фактор формирования человеческого капитала России: формат создания научно-образовательных центров мирового уровня согласно Указу Президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ярмак Ольга Валерьевна, Панова Елена Михайловна, Маранчак Анастасия Геннадиевна, Савина Зоя Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORONAVIRUS AS A SOCIAL DRIVER OF EVERYDAY LIFE TRANSFORMATION

The article considers the influence of non-political risks of the COVID-19 pandemic, its manifestation as a social phenomenon, which contributes to the formation of new social drivers and the transformation of everyday life. The presented analytical review of the data of a number of sociological studies of Russian society on adaptation and reaction to changes in everyday life caused by self-isolation and measures to prevent Coronavirus infection, and the results of social media analytic during the period of active self-isolation in two Russian capitals - Moscow and St. Petersburg - led to make conclusions about the formation of new communicative trends related to the informational assessment of the situation of the Coronavirus epidemic and the problems of staying in self-isolation. The study was supported by the RFFR in the framework of the scientific project No. 19-29-07443/19 “Scientific and educational centers as a factor in the formation of human capital in Russia: the format for creating world-class scientific and educational centers according to the Presidential Decree “On National Goals and Strategic Tasks of the Russian Federation for the period up to 2024”.

Текст научной работы на тему «КОРОНАВИРУС КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

УДК 172.1 DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-27-35

КОРОНАВИРУС КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ

ПОВСЕДНЕВНОСТИ

© 2020 г. О.В. Ярмак a, Е.М. Панова a, А.Г. Маранчак a, З.С. Савина a

а Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

CORONAVIRUS AS A SOCIAL DRIVER OF EVERYDAY LIFE TRANSFORMATION

O. V. Yarmak a, E.M. Panova а, A.G. Maranchak а, Z.S. Savina а

а Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Ярмак Ольга Валерьевна -кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социальных коммуникаций, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Республика Крым, 299053, Россия. E-mail: olga_yarmak@inbox.ru

Панова Елена Михайловна -магистр,

Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Республика Крым, 299053, Россия. E-mail: lenapanova2013@yandex.ru

Маранчак Анастасия Геннадиевна -магистр,

Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Республика Крым, 299053, Россия. E-mail: amaranchak@yandex.ru

Савина Зоя Сергеевна -магистр,

Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, г. Севастополь, Республика Крым, 299053, Россия. E-mail: zoya.savina. 1995@mail.ru

Olga V. Yarmak -Candidate of Sociology,

Head of the Department of Social Communications,

Institute of Social Sciences

and International Relations,

Sevastopol State University,

Universitetskaya St., 33, Sevastopol,

Republic of Crimea, 299053, Russia.

E-mail: olga_yarmak@inbox.ru

Elena M. Panova -Master,

Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Universitetskaya St., 33, Sevastopol, Republic of Crimea, 299053, Russia. E-mail: lenapanova2013@yandex.ru

Anastasia G. Maranchak -Master,

Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Universitetskaya St., 33, Sevastopol, Republic of Crimea, 299053, Russia. E-mail: amaranchak@yandex.ru

Zoya S. Savina -Master,

Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University, Universitetskaya St., 33, Sevastopol, Republic of Crimea, 299053, Russia. E-mail: zoya.savina.1995@mail.ru

Рассматриваются влияние неполитических рисков пандемии COVID-19, ее проявления как социального феномена, что способствует формированию новых социальных драйверов и трансформации повседневности. Аналитический обзор данных ряда социологических исследований российского общества об адаптации и реакции на изменения повседневной жизни, вызванные самоизоляцией и мерами по предотвращению коронавирус-ной инфекции, и результаты аналитики социальных медиа в период активной самоизоляции в Москве и Санкт-Петербурге позволили сделать выводы о формировании новых коммуникативных трендов, связанных с информационной оценкой ситуации эпидемии коронавируса и проблемами нахождения на самоизоляции.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07443/19 «Научно-образовательные центры как фактор формирования человеческого капитала России: формат создания научно-образовательных центров мирового уровня согласно Указу Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года "».

Ключевые слова: социальные медиа, большие данные, коронавирус, COVID-19, самоизоляция.

The article considers the influence of non-political risks of the COVID-19 pandemic, its manifestation as a social phenomenon, which contributes to the formation of new social drivers and the transformation of everyday life. The presented analytical review of the data of a number of sociological studies of Russian society on adaptation and reaction to changes in everyday life caused by self-isolation and measures to prevent Coronavirus infection, and the results of social media analytic during the period of active self-isolation in two Russian capitals - Moscow and St. Petersburg - led to make conclusions about the formation of new communicative trends related to the informational assessment of the situation of the Coronavirus epidemic and the problems of staying in self-isolation.

The study was supported by the RFFR in the framework of the scientific project No. 19-29-07443/19 "Scientific and educational centers as a factor in the formation of human capital in Russia: the format for creating world-class scientific and educational centers according to the Presidential Decree "On National Goals and Strategic Tasks of the Russian Federation for the period up to 2024 ".

Keywords: social media, big data, Ooronavirus, COVID-19, self-isolation.

Введение. Быстрое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 привело к сдвигам социальной организации обществ. Вирус стал триггером к внедрению и дальнейшему развитию целого ряда управленческих и образовательных технологий, он изменил поведенческие и потребительские практики людей. В частности, образовательный процесс в средней, профессиональной и высшей школе переместился в цифровую среду, что уже привело и усилит в дальнейшем роль цифровых навыков и компетенций, умения организовывать коллективную работу онлайн, вследствие чего высшая школа станет драйвером нового цифрового образовательного процесса, и соответственно -драйвером трансформации человеческого капитала. Конечно, современные информационные технологии существовали и ранее, но сейчас они позволили работать удалённо огромному количеству людей, а онлайн-платформы стали не просто популярными, но еще и образовательно-коммуникабельными площадками между представителями двух сторон образования -преподавателем и студентом, школьником и учителем.

Эпидемия коронавируса заставила внедрять дистанционные формы работы и управления в государственном и частном секторах экономики: уже в ближайшем будущем компании, перешедшие на новую дистанционную организацию труда, займут серьёзную нишу на рынке. Произошли изменения соотношения личного и рабочего пространств, что приведет к тому, что современному человеку придётся столкнуться одновременно со сверхсовременной и досовре-менной структурой организации производства,

где первую будут стимулировать к развитию цифровые технологии. Изменения, связанные с пандемией СОУШ-19, вызовут социальные последствия в траектории формирования специалистов: важным моментом будет не просто создание качественного специалиста и управленца, а специалиста, владеющего цифровыми навыками и компетенциями.

Фактически коронавирус, проявив себя как социальный феномен, показал, что внешние неполитические риски становятся ключевым фактором при современном стратегическом и экономическом планировании и вполне способны качественно трансформировать общество и его социальные традиции. По сути сейчас наблюдаем, как вирусная проблема вывела на первый план концепцию формирования нового глобального общества риска не просто как теоретическую модель, но как реальную альтернативу существующей глобализации. Поэтому крайне важно оценить возможные последствия этих новых - неполитических - рисков, в частности их воздействие на трансформацию потребительских, поведенческих, социокультурных и ценностных практик людей.

Социальный феномен СОУГО-19 и его отражение в коммуникативном пространстве. Анализируя последствия пандемии коронавиру-са и их социальную динамику, считаем необходимым обратиться к умозаключениям Гарольда Д. Лассвелла о том, что именно социогума-нитарные и политические науки смогут объяснить новые социальные явления и предложить сценарии их развития. Представленный в данной статье анализ направлен на изучение воздействия эмоциональных реакций человека в

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

коммуникативном пространстве на формирование особенностей процесса его адаптации к новым поведенческим и социальным условиям жизни.

Эпидемиологическая нагрузка, созданная СОУШ-19, повлияла не только на системы здравоохранения, этот вирус и связанные с ним социальные риски распространились практически на все социальные институты - от образования до экономики и политики. Таким образом, с нашей точки зрения, коронавирус следует рассматривать уже не только как медицинское явление, а как социальный феномен, способный трансформировать социальные и политические системы.

В современном мире сфера коммуникации, в первую очередь интернет-коммуникации, подвержена эмоциональному влиянию, даже, можно сказать, больше - зачастую это влияние усиливают специальными методиками и приемами. В связи с этим сферу интернет-коммуникаций часто относят к так называемым «эмоциональным сферам жизни», таким как интимные ситуации и личные чувства [1]. Тем не менее эмоции являются частью коммуникативного процесса и стратегически используются для формирования определенных тенденций, стереотипов и ценностных ориентаций.

Эмоции в коммуникациях имеют еще и социокультурные контексты. Например, обращаясь к СOVID-19 как к «невидимому убийце», который «угрожает» Великобритании, Борис Джонсон связал страх с беспрецедентным и неконтролируемым, узаконив резкое сокращение личной свободы в стране. Используя человеческие эмоции, политики усиливают призывы к патриотизму и национальной гордости. В частности, такой прием помогает интерпретировать одну из формулировок пандемии Дональда Трампа как «чужую», а ее распространение - как «случаи, попадающие на наши берега», говоря о вирусе в военной трактовке: вирус - это то, что нужно «победить». Премьер-министр Ирана Али Хаменеи использует аналогичный эмоциональный прием, утверждая, что вирус «исходит из США» и может даже «манипулировать» [1].

Отражение коронавируса наблюдается непосредственно в самих коммуникациях. В частности, коронавирус расширил интернет-аудиторию, усилил интернет-коммуникации, увеличил ее возможности.

Сегодня для понимания социального и коммуникативного аспектов пандемии СOVID-19

необходимо осуществлять постоянные наблюдения за трансформацией представлений, ори-ентаций, интересов, эмоционального фона сообщений, формируемых людьми вследствие пребывания в новой повседневности. Мы предлагаем ознакомиться с аналитическим обзором данных ряда социологических исследований российского общества об адаптации и реакции на изменения повседневной жизни, вызванные самоизоляцией и мерами по предотвращению коронавирусной инфекции, а также с результатами аналитики социальных медиа в период активной самоизоляции в Москве и Санкт-Петербурге.

Теоретическая основа исследования. В рамках анализа поставленной проблемы ориентировались на работы Д. Белла, Ж. Бодрийяра, Г. Вайнштейна, Э. Гидденса, М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера [2-12]. Анализируя интернет как новое коммуникативное пространство, обращались к сетевым теориям, методология которых была заложена М. Грановеттером

[13], М. Кастельсом [7-9] и П. Лазарсфельдом

[14], к рассуждениям П. Бурдье [15] о возможностях современного интернета как информационно-психологического фактора формирования массового сознания, рассуждениям М. Маклю-эна о специфике коммуникации в киберпро-странстве [10, 12].

Анализ информационных потоков социальных медиа осуществлялся в ракурсе уже реализованных исследовательских проектов отечественных ученых А. И. Ракитова, Д. С. Мартьянова, Г. Л. Смоляна, Е. В. Бродовской [16-20] и др.

Были использованы: системно-деятельный подход, определяющий интернет-пространство как результат деятельности социума; сравнительный анализ, с помощью которого сопоставлялись повседневные и адаптационные практики интернет-аудиторий Москвы и Санкт-Петербурга; контент-анализ, давший возможность оценить содержание онлайн-сообщений московской и питерской интернет-аудиторий; киберметрический анализ и мониторинг социальных медиа с использованием системы мониторинга анализа социальных сетей «Медиало-гия»; интеллектуальный анализ больших данных.

Аналитический обзор социологических данных о восприятии коронавируса и самоизоляции в Москве и Санкт-Петербурге. В

рамках проведенного обзора результатов социологических исследований российских центров

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

изучения общественного мнения был проанализирован процесс трансформации социальных отношений в период распространения корона-вирусной инфекции и самоизоляции. Всероссийский центр изучения общественного мнения и АНО «НИЦ «Особое мнение» 27 апреля 2020 г. представили данные исследования об оценке россиян вероятности заразиться корона-вирусом, тяжести последствий данного заболевания, о восприятии режима самоизоляции [21]. Оказалось, что жители нашей страны осознают необходимость соблюдения режима самоизоляции, но не поддерживают увеличение штрафов и введение уголовного преследования за нарушение данного режима.

На фоне готовности к соблюдению режима самоизоляции россияне невысоко оценивали вероятность заражения коронавирусной инфекцией, но при этом серьезно отнеслись к возможным последствиям в случае заболевания лично для себя. Москва и Санкт-Петербург, в большей степени охваченные пандемией коронавируса, с точки зрения уровня опасений стоят особняком: с одной стороны, опасность заражения в этих мегаполисах выше, с другой - их жители меньше опасаются тяжелых последствий в случае заболевания.

Вероятность заразиться коронавирусом в апреле россияне оценивали как низкую (40 %). Уровень опасений был выше среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (24 %), что ожидаемо, учитывая, что в этих регионах оказалась наибольшая доля заболевших [22].

Среди россиян мнение о том, что, если болезнь случится, то ее последствия будут тяжелыми, преобладает над мнением, что таковых последствий не возникнет (48 % и 36 % соответственно). При этом жители Москвы и Санкт-Петербурга, где вирус поразил в абсолютных цифрах наибольшее количество людей, не демонстрируют высокой уверенности в тяжести последствий заболевания для них лично (39 % и 48 % по выборке в целом). Напротив, почти половина населения двух столиц декларирует уверенность, что тяжелых последствий в случае заболевания лично для них не возникнет (47 %) [21].

Уровень готовности соблюдения режима самоизоляции в апреле составил 82 %, также 39 % респондентов заявили, что будут обязательно соблюдать этот режим весь период и в полном объеме, еще 43 % сообщили, что будут стараться соблюдать режим самоизоляции по мере сил (рис. 1).

Затрудняюсь ответить Уверен, что получится соблюдать в полном объеме и весь период 1 -

8

Не уверен, что получится

соблюдать в полном объеме и весь 1 8

период Булу стараться соолюлатъ , сколько смогу Буду обязательно соблюдать весь период в полном объеме

43

39

Рис. 1. В какой степени Вы сами намерены соблюдать или не соблюдать относящиеся к Вам правила самоизоляции? (закрытый опрос, один ответ, % от всех опрошенных) / Fig. 1. To what extent do you yourself intend to comply or not to comply with the self-isolation rules applicable to you? (closed survey, one answer, as % of all respondents)

Результаты исследования ВЦИОМ, представленные 10 апреля 2020 г., о практиках, применяемых россиянами для обеспечения безопасности себя и близких в условиях пандемии, показали, что коронавирус изменил повседневные практики

горожан: 84 % опрошенных перестали видеться с друзьями, 69 % - с пожилыми родственниками, 80 % отказались от прогулок [23].

В Москве в начале апреля 77 % опрошенных избегали тактильных контактов, а 58 % категори-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

чески перестали это делать. По сравнению с

26 марта - с началом введения самоизоляции - к середине апреля это значение увеличилось на 22 пункта. Абсолютное большинство респондентов перестали лично встречаться с друзьями и знакомыми (84 %), с 26 марта эта доля выросла на

27 пунктов. В Москве изолировались от друзей 90 % жителей (+24 пункта с 26 марта). Встречи с пожилыми родственниками и знакомыми ограничили 69 % россиян, что на 28 пунктов больше, чем 26 марта. В Москве доля тех, кто таким образом беспокоится о безопасности пожилых людей, составила 75 % (+ 22 пункта с конца марта) [23].

В период самоизоляции и дистанционной жизни россияне больше тратили на продукты, меньше — на хобби, одежду, косметику и транспорт. Социологический опрос, проведенный в мае 2020 г. исследовательским центром портала Superjob.ru экономически активного населения из всех российских регионов (место проведения опроса: Россия, все округа; населенных пунктов - 362, период проведения: 1419 мая 2020 г., исследуемая совокупность: эко-

номически активное население России старше 18 лет, размер выборки: 1600 респондентов), показал, что в период нахождения дома на самоизоляции произошел рост трат преимущественно на продукты питания. 44 % опрошенных россиян в этот период отмечали снижение расходов на покупку одежды и обуви, бюджет на транспорт снизился у 39 % респондентов, 37 % стали меньше тратить на косметику, 29 % -на товары для хобби. А вот в отношении расходов на продукты питания, напротив, чаще говорили о росте (38 %) [24].

Интересно соотношение увеличивших и уменьшивших траты. Так, например, россиян, которые отмечают рост расходов на услуги интернета, мобильной связи и оплату услуг ЖКХ, в два раза больше, чем тех, кому удалось на этом сэкономить. Респондентов, увеличивших затраты на самообразование, также больше, чем тех, кто сократил данную статью личного бюджета. На покупках гаджетов, спортинвентаря, товаров для ремонта, хобби, дачи чаще экономят (таблица).

Распределение и динамика расходов в период самоизоляции / Distribution and dynamics of

expenses during the self-isolation period

Категории товаров/услуг (сумма по строке) Увеличились, % Не изменились, % Уменьшились, % Затрудняюсь ответить/не покупаю данную категорию товаров/услуг, %

Продукты питания 38 30 21 11

Одежда, обувь 14 25 44 17

Косметика, парфюмерия, средства по уходу 14 29 37 20

Коммунальуые услуги 30 42 15 13

Интернет, мобильная связь 25 52 13 10

Товары для хобби, увлечений, творчества 20 29 29 22

Алкоголь, сигареты 19 30 21 30

Строительные материалы, товары для ремонта 16 27 22 35

Гаджеты, электронные устройства 15 29 23 33

Транспорт (оплата проезда, бензина и т.п.) 18 25 39 18

Онлайн-тренировки 16 27 19 38

Самообразование 22 31 18 29

Товары для дачи и сада 17 26 21 36

Спортивные товары 14 29 23 34

Результаты социологического исследования интернет-сегментов социальных медиа Москвы и Санкт-Петербурга в период самоизоляции. Нами осуществлен анализ социальных медиа Москвы и Санкт-Петербурга в первые три недели самоизоляции с 23 марта по 12 апреля 2020 г. по поисковым объектам «самоизоляция» /

«сидим дома» и «коронавирус»/«СОУГО-19». Объем выгрузки интернет-сегмента Москвы составил 1 017 324 онлайн-сообщения по поисковому объекту «коронавирус»/«СОУГО-19» и 82 014 сообщений - по поисковому объекту «са-моизоляция»/«сидим дома»; Санкт-Петербурга -307 999 онлайн-сообщений по поисковому объ-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

екту «коронавирус»/«COVГО-19» и 402 569 он-лайн-сообщений - по поисковому объекту «са-моизоляция»/«сидим дома».

Женская часть московской интернет-аудитории больше, чем мужская, заинтересована информацией об особенностях заражения и протекания коронавирусной инфекцией (на 7 %) и в большей степени процессом самоизоляции (на 14 %). В Санкт-Петербурге наблюдалась похожая тенденция, что, с нашей точки зрения, объясняется увеличением объема домашних дел у женщин в связи с присутствием всех членов семьи дома и беспокойством за жизнь и здоровье близких (рис. 2).

Представители всех возрастных групп стабильно ровно интересуются вопросами самоизоляции и протекания коронавирусной инфекции. У молодежи заинтересованность темой самоизоляции росла, а темой коронавиру-са - снижалась, что обусловлено не столько страхом заболеть, сколько процессом адаптации и привыкания к новым повседневным практикам и дистанционными условиями. Люди в возрасте от 40 до 60 лет темой коро-навируса интересуются больше и меньше вопросами самоизоляции, что логично для людей старшего возраста, находящихся в группе риска (рис. 3).

Рис. 2. Тендерное распределение интернет-аудитории Москвы и Санкт-Петербурга, %, распределение за период с 23.03.2020 по 12.04.2020 г. / Fig. 2. Gender distribution of the Internet audience in Moscow and St. Petersburg, %, distribution during the period from 23.03.2020 to 12.04.2020

Рис. 3. Возрастное распределение интернет-аудитории Москвы и Санкт-Петербурга,%, распределение за период с 23.03.2020 по 12.04.2020 г. / Fig. 3. Age distribution of the Internet audience in Moscow and St. Petersburg, %, distribution during the period from 23.03.2020 to 12.04.2020

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

Динамика онлайн-сообщений отражает рост в первую и вторую неделю (с 23 марта по 5 апреля) и падение на третьей - с 6 по 12 апреля, что свидетельствует о восприятии сложившейся ситуации уже как привычной. Количество позитивного и негативного контента на второй неделе самоизоляции увеличилось в связи с обращением Президента РФ В.В. Путина о ситуации с пандемией коронавируса. Негативный пик пришелся на 29 марта, позитивный - на 30 марта, что обусловлено введением в Москве режима повышенной готовности и приостановкой работы учреждений и производств.

Интернет-обсуждение Санкт-Петербурга продемонстрировало рост активности в период с 30 марта по 5 апреля, после чего интерес к ковид-ному дискурсу ослаб. Постановление правительства Санкт-Петербурга о соблюдении режима самоизоляции до 30 апреля и решение о закрытии развлекательных и образовательных организаций, учреждений общепита до 5 апреля вызвало позитивную реакцию интернет-аудитории.

Негативный фон присутствовал на второй самоизоляционной неделе и был связан как с неготовностью соблюдения режима самоизоляции длительный период, так и образованием социально-бытовых и хозяйственных сложностей этого периода.

В облаке тегов московского интернет-сегмента сформировалось три группы: «ковид-ная» («коронавирус», «человек», «самоизоляция»), региональная («Москва») и повседневная («карантин», «дом», «режим», «время» и «день») (рис. 4). В сегменте социальных медиа Санкт-Петербурга образовались две группы: первая, связанная с информированием о распространении коронавируса и нахождением на самоизоляции («коронавирус», «Россия», «самоизоляция», «дом», «карантин», «режим») и вторая, отражающая новую повседневность -пересмотр привычного распорядка дня, новые дистанционные условия работы на дому («человек», «дом», «работа», «день», «время») (рис. 5).

Рис. 4. Облако тегов московской интернет-аудитории (за период с 23.03.2020 по 12.04.2020 г.) / Fig. 4. Moscow Internet audience tag cloud (for the period from 23.03.2020 to 12.04.2020)

россия

самоизоляция коронавирус

раоота

время

ДОМ карантин

человек

режим день

covld

Рис. 5. Облако тегов интернет-аудитории Санкт-Петербурга (за период с 23.03.2020 по 12.04.2020 г.) / Fig. 5. St. Petersburg Internet audience tag cloud (for the period from 23.03.2020 to 12.04.2020)

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

Выводы. Для анализа поведенческих трансформаций и изменений социального поведения в кризисные периоды необходимы мониторинговые исследования, позволяющие наблюдать за взаимосвязями между кризисами и реакциями на них общественности. Пандемия коронавиру-са обнаружила формирование новой повседневности с изменениями поведения людей, их повседневных приоритетов, сменой их привычного образа жизни, обнажив экономические и социальные проблемы у всех социальных групп. Такие выводы подтверждаются результатами осуществленного авторским коллективом исследования и данными коллег, что подчеркивает необходимость постоянного анализа влияния неполитических кризисов на социальные структуры, смену поведенческих установок людей, их ценностей, ориентаций и эмоционального фона коммуникативного дискурса.

Литература

1. COVID-19 and the policy sciences: initial reactions and perspectives // Policy Sciencesvolume. 2020. № 53. P. 225-241. Available at: https:// link.springer.com/ article/10. 1007/s 11077-020-09381-4 (accessed July 4, 2020).

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. М. : Academia, 1999. 956 с.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры : пер. с фр. М. : Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.

4. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака : пер. с фр. М. : Академический проект, 2007. 335 с.

5. Вайнштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7. С. 16-27.

6. Гидденс Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

7. Кастельс М. Гапактика. Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург : У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного унта), 2004. 328 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под ред. О.И. Шкаратан. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

9. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. С. 494-505.

10. Маклюэн M. Понимание медиа: внешние расширения человек : пер. с англ. URL: https:// gtmar-ket.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).

11. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 2004. 781 с.

12. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. М. : Кучково поле, 2007. 464 с.

13. Granovetter M. Networks and Organizations: Structure, Form, and Action. Harvard Business School, 1992.

14. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. Bobbs-Merrill, College Division, 196?. 17 p.

15. Бурдье П. Социология социального пространства : пер. с фр. М.; СПб. : Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2007. 288 с.

16. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М. : Директ-Медиа. 2014. 105 с. URL: http:// biblioclub.ru/ in-dex.php?page=book&id=230128 (дата обращения: 01.06.2020).

17. Мартьянов Д.С., Подлесская Н.С. Конвергенция телевидения и Интернета в России: политический аспект // Политическая экспертиза: ПО-ЛИТЭКС. 2020. Т. 16, № 1. С. 58-77.

18. Смолян Г.Л., Солнцева Г.Н. Информационная среда и информационная деятельность - методологический анализ понятий // Системные исследования. Методологические проблемы : ежегодник. М. : Наука, 2015-2018. Т. 38. С. 32-44.

19. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Иванов И.С. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 173-188.

20. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y., Nechaev V.D. Spiritual Orientations of Russians in the Age of the Internet Results of a National Sociological Research // European Journal of Science and Theology. 2015. Т. 11, № 4. P. 225-234.

21. Режим самоизоляции: ожидания, мотивы, оценка введенных ограничений / Всероссийский центр изучения общественного мнения сайт. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10256 (дата обращения: 04.07.2020).

22. Стопкоронавирус.рф. URL: https://xn--80aesfpe bagmfblc0a.xn--p1ai/ (дата обращения: 04.07.2020).

23. Коронавирус меняет повседневные практики россиян / Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/index.php?id =236&uid=10230 (дата обращения: 04.07.2020).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

24. В карантин больше тратили на продукты, меньше - на хобби, одежду, косметику и транспорт. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/ 112380/ v-karantin-bolshe-tratili-na-produkty/ (дата обращения: 04.07.2020).

References

1. COVID-19 and the policy sciences: initial reactions and perspectives. (2020). Policy Sciencesvolume, No. 53, pp. 225-241 Available at: https: // link.springer.com/ article/10.1007/s 11077-020-09381 -4 (accessed July 4, 2020).

2. Bell D. (1999). The coming postindustrial society. Social forecasting experience. Moscow, Academia Publ., 956 p. (in Russian).

3. Baudrillard J. (2006). Consumer society. Its myths and structures. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya, Respu-blika Publ., 269 p. (in Russian).

4. Baudrillard J. (2007). To the criticism of the political economy of the sign. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 335 p. (in Russian).

5. Weinstein G. (2002). Internet as a factor of social transformation. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, No. 7, pp. 16-27. (in Russian).

6. Giddens E. (1999). Sociology. Moscow, Editorial URSS Publ., 704 p. (in Russian).

7. Castells M. (2004). Hapactics. Internet: Reflections on the Internet, Business and Society. Transl. from English by A. Matveev, V. Kharitonov (Ed.). Yekaterinburg, U-Faktoriya Publ. (with the participation of the Humanitarian University Press), 328 p. (in Russian).

8. Castells M. (2000). Information age: economy, society and culture. O.I. Shkaratan (Ed.). Moscow, GU HSE Press, 608 p. (in Russian).

9. Castells M. (1999). Formation of a society of network structures. New post-industrial wave in the West. Anthology. Moscow, Academia Publ., pp. 494-505. (in Russian).

10. McLuhan M. Understanding media: external human extensions. Available at: https://gtmarket.ru/ (accessed May 20, 2020). (in Russian).

11. Toffler E. (2004). The third wave. Moscow, AST Publ., 781 p. (in Russian).

12. McLuhan M. (2007). Understanding media: the extensions of man. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 464 p. (in Russian).

13. Granovetter M. (1992). Networks and Organizations: Structure, Form, and Action. Harvard Business School.

14. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. (196?). Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. Bobbs-Merrill, College Division Press, 17 p.

15. Bourdieu P. (2007). Sociology of social space. Moscow, Saint Petersburg, Institute of Experimental Sociology Press, Aleteiya Publ., 288 p. (in Russian).

16. Rakitov A.I. (2014). Information, science, technology in global historical changes: popular science edition. Available at: http:// biblioclub.ru/ in-dex.php?page=book&id=230128 (accessed June 1, 2020). (in Russian).

17. Martyanov D.S., Podlesskaya N.S. (2020). Convergence of television and the Internet in Russia: the political aspect. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS, vol. 16, No. 1, pp. 58-77. (in Russian).

18. Smolyan G.L., Solntseva G.N. (2015-2018). Information environment and information activity - methodological analysis of concepts. System research. Methodo-logicalproblems. Yearbook. Moscow, vol. 38, pp. 32-44. (in Russian).

19. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Ivanov I.S. (2016). Changing the strategies of online behavior of the Russian Internet audience: the results of comparative cluster analysis. Monitoring obshchestven-nogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny, No. 3, pp. 173-188. (in Russian).

20. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y., Nechaev V.D. (2015). Spiritual Orientations of Russians in the Age of the Internet Results of a National Sociological Research. European Journal of Science and Theology, vol. 11, No. 4, pp. 225-234.

21. Self-isolation mode: expectations, motives, assessment of the imposed restrictions. All-Russian Center for the Study of Public Opinion website. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10256 (accessed July 4, 2020). (in Russian).

22. Stopkoronavirus.rf. Available at: https: //xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/ (accessed July 4, 2020). (in Russian).

23. Corona virus is changing the everyday practices of Russians. All-Russian Public Opinion Research Center. Available at: https: //wciom.ru/index.php? Id = 236 & uid = 10230 (accessed July 4, 2020). (in Russian).

24. In quarantine they spent more on food, less on hobbies, clothes, cosmetics and transport. Available at: https: //www.superjob.ru/research/articles/112380/v-karantin-bolshe-tratili-na-produkty/ (accessed July 4, 2020). (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 28 августа 2020 г. / August 28, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.