УДК 340
DOI 10.23672Л5720-8730-2871 -
Киселева Алла Васильевна
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры финансового права, Южный Федеральный университет [email protected]
Мельников Виктор Юрьевич
доктор юридических наук,
профессор,
профессор кафедры
уголовного процесса и криминалистики,
Ростовский институт (филиал)
Всероссийского государственного
университета юстиции
(РПА Минюста России)
Alla V. Kiseleva
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Financial Law, Southern Federal University [email protected]
Victor Yu. Melnikov
Doctor of Jurisprudence, Professor,
Professor of Department
Criminal Procedure and Forensic Science,
Rostov Institute (branch)
the All-Russian State University of Justice
(RPA of the Ministry of Justice
of the Russian Federation)
Развитие российского
законодательства в условиях борьбы с пандемией
Аннотация. Предметом исследования являются правоотношения, складывающиеся в современных условиях борьбы с пандемией короновируса COVID-19, есть основания коснуться некоторых правовых вопросов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Особенно внимание авторы уделяют вопросу о том, что при принятии решения, например, выходить из дома или нет, конечно, надо пользоваться здравым смыслом, не забывать о том, что вирус есть и он опасен.
Методологической базой исследования является диалектический метод познания социальных и правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. Наряду с общими методами научного познания (анализом и синтезом, системно-структурным подходом, логическим и др.), применялись специальные методы.
Основными выводами проведенного исследования является анализ различных понятий «Чрезвычайная ситуация», «Чрезвычайное положение», «Режима повышенной готовности», «Карантин», «Самоизоляция», часто путая их друг с другом. Авторы считают, что нужно четко определиться в терминах, что они значат, какие порождают последствия. Что представляет особой режим повышенной готовности? Как понимать понятие «режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации»?
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, чрезвычайное положение, повышенная боевая готовность, карантин, самоизоляция, пандемия, короновирус COVID-19, вирус, права и свободы человека и гражданина, конституционные права.
Development of russian legislation in the context of fighting the pandemic
Annotation. The subject of study is the relationship, folding in modern conditions the fight against the pandemic of coronavirus COVID-19, there is reason to touch upon some legal issues, rights and freedoms of man and citizen. The authors pay special attention to the question that when making a decision, for example, to leave the house or not, of course, you need to use common sense, do not forget that the virus is there, and it is dangerous.
The methodological basis of the research is the dialectical method of cognition of social and legal phenomena and concepts in their development and interdependence. Along with General methods of scientific knowledge (analysis and synthesis, system-structural approach, logical approach, etc.), special methods were used. The main conclusions of the study are the analysis of various concepts of Emergency, state of Emergency, high alert, Quarantine, self-Isolation, often confusing them with each other. The authors believe that it is necessary to clearly define in terms of what they mean, what they generate consequences. What is a high-alert mode? How to understand the concept of high-alert mode in the territory where there is a threat of an emergency?
Keywords: emergency, state of emergency, high alert, quarantine, self-isolation, COVID-19 coronavirus pandemic, a virus, the rights and freedoms of man and citizen.
На сегодняшний день в СМИ, представителями власти употребляются различные понятия «Чрезвычайная ситуация», «Чрезвычайное положение», «Режима повышенной готовности», «Карантин», «Самоизоляция». Необходимо определиться в терминах, что они значат, какие порождают последствия.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет, понятие «Чрезвычайной ситуации» (ч. 1). Стоит обратить внимание на то, что параллельно развитию ситуации с СОУЮ-19 были приняты Госдумой РФ, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом поправки в законы. Принятые изменения, в частности, изменения в Законе № 68-ФЗ уточняют, что чрезвычайная ситуация (ЧС) - это также «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» (раньше максимально подходящим понятием в ст. 1 этого закона было словосочетание «иные бедствия»). [9] Кроме того, поправки дают полномочия правительству напрямую вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на федеральном уровне. Принятые изменения создали возможность для юридического обоснования некоторых ограничений.
Пункт 6 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ предусматривает три режима, в частности, режим повышенной готовности (если такая угроза существует). Статья 10 Закона указывает на то, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может принимать, в частности, дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории [9].
Можно ли ввести в России или в отдельных регионах ЧП? В соответствии с п. б ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» ЧП вводится при наличии обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно при применении чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ [12].
Далее рассмотрим следующее понятие. Карантин - определенные меры, которые направлены
на недопущение распространения заболеваний. Занимается этим Роспотребнадзор. Он предполагает возможность ограничения каких-то прав, но прежде им не приходилось пользоваться. Карантин вводят при режиме ЧП, ЧС и, соответственно действуют форс-мажорные обстоятельства. Карантин сегодня обязателен только к тем лицам, кто заразился или прибыл в течение 14 дней из неблагоприятных районов, которые были подвержены эпидемии.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, относятся: введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, в частности, решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Президент РФ назвал существующий режим «самоизоляцией и ограничениями». Самоизоляция -не официальный юридический термин, тем более без введения официального режима ЧС, у него фактически нет законной силы. Если же какой регион вводит штрафы за нахождение на улице, то по этому региону должен быть введён официально карантин, что автоматически является полным прекращением исполнения всяких обязательств, в том числе, кредитных и арендных.
В это время с 1 апреля 2020 года вступили в силу поправки к КоАП, и граждан, покинувших квартиры и дома без уважительной причины, начали штрафовать. Так как мы живём в правовом государстве, у людей возникают вопросы по поводу законности применяемых к ним санкций.
Прежде всего, обратимся к основополагающему закону - Конституции РФ. Согласно статье 27 «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» [4]. Несомненно, данная статья закрепляет одно из главных прав граждан - свободу передвижения [1, 2]. Но в Конституции РФ есть также статья 55, третья часть которой гласит «Права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [4]. В связи с этим, интерес представляет ранее упомянутый нами ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как отмечалось выше, в нем кроме режима чрезвычайной ситуации для органов управления предусмотрено функционирование в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения ЧС, а также указано, что соответствующие мероприятия устанавливаются Правительством РФ [9]. Такой режим регламентирован и Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 79, где предусмотрено принятие решение о введении и объеме ограничительных мер руководителями исполнительных органов и главами субъектов РФ. Кроме того, 2 апреля 2020 г. Правительством РФ утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Поправки были внесены и в статью 6.3 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий [3].
Должностным лицом, осуществляющим такой надзор, является Главный Государственный санитарный врач РФ, который в своём постановлении от 30.03.2020 г. не только обязывает изолировать на 14 суток граждан, вернувшихся в РФ из других стран, но и предусматривает право высших должностных лиц субъектов РФ вводить ограничительные меры, включая «режим самоизоляции», для всех граждан.
С юридической точки зрения, штрафовать обязаны не за передвижение по населенному пункту или стране, а за несоблюдение установленных ограничительных мер. Государство объявило нарушения для тех, кто не соблюдает правила
Литература:
1. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. URL : http://consultant.ru
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. URL : http://consultant.ru
3. КоАП Российской Федерации от т 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп.,
изоляции в период пандемии, однако, это привело к путанице на местах и к незаконным штрафам. Как показала правоприменительная практика, штрафуют граждан на 15 тыс. рублей по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, что предполагает нарушение эпидемиологических правил. Только за 14 апреля 2020 года в Москве составлено около 2000 протоколов о нарушении режима самоизоляции, а за период с 11 по 13 апреля около 7000. По данным пресс-службы ГУ МВД России по Пермскому краю, в первые дни режима самоизоляции (действует в регионе со 2 апреля) в отношении пермяков было составлено 163 протокола по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ [6].
Более логично было сразу привлекать граждан за п р а в о н арушение по статье 20.6.1 КоАП, то есть, за нарушение правил поведения во время режима повышенной готовности. Именно он установлен в большинстве городов страны. В частности, ч. 1 статья 20.6.1. КоАП РФ (введена Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ) - «Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей» [3].
Следовательно, правомочен ли глава субъекта РФ «обязать» граждан к ограничению своего конституционного права на свободу передвижения? Конституция РФ, безусловно, предусматривает возможность ограничения свободы передвижения, но обуславливает это целым комплексом действий. Прежде всего, такое ограничение допускается на основании федерального закона. В Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится исчерпывающий перечень ограничений на свободу передвижения. В частности, ст.8 рассматриваемого Закона указывает, что право на свободу передвижения может быть ограничено «на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности».
Literature:
1. Universal Declaration of Human Rights // International human rights instruments. URL : http://consult-ant.ru
2. European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. URL : http://consultant.ru
3. Administrative Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 195-ФЗ (ed. 01.04.2020) (with
вступ. в силу с 12.04.2020). URL : http:// consultant.ru
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. URL : http://consultant.ru
5. Международный пакт о гражданских и политических правах. URL : http://consultant.ru
6. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. URL : http://consultant.ru
7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ: офиц. текст. URL : http://consultant.ru
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № бЗ-ФЗ: офиц. текст. URL : http://consultant.ru
9. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020). URL http://consultant.ru
10. Федеральный закон РФ «О чрезвычайном положении»» от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016). URL : http://consultant.ru
revision and supplement, entry Effective from 12.04.2020). URL : http://consultant.ru
4. Constitution of the Russian Federation. It is accepted by national vote of 12.12.1993. URL : http://consultant.ru
5. International Covenant on Civil and Political Rights. URL : http://consultant.ru
6. Body of Principles for the Protection of All Persons under Any Form of Detention or Imprisonment. URL : http://consultant.ru
7. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ: ofitsa. text. URL : http://consultant.ru
8. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ: ofitsa. text. URL : http://con-sultant.ru
9. Federal Law of the Russian Federation «On Protection of Population and Territories from Natural and Man-made Emergencies» dated 21.12.1994 № 68-03 (ed. 01.04.2020). URL : http://consultant.ru
10. Federal law of the Russian Federation «About State of Emergency» of 30.05.2001 № 3-FKZ (edition of 03.07.2016). URL : http://consultant.ru