Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дренина Ю.А.

Методом самооценки оценены уровень полоролевой социализации и гендерных предпочтений у учащихся различных классов в школах с совместным и раздельным типом обучения мальчиков и девочек. Полученный результат важен для понимания имеющихся межличностных противоречий и может стать основанием для организации целенаправленной воспитательной работы как в самих учебных заведениях, так и в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА»

УДК:316.346.32-056.6

Ю.А. Дренина

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА

Методом самооценки оценены уровень полоролевой социализации и гендерных предпочтений у учащихся различных классов в школах с совместным и раздельным типом обучения мальчиков и девочек. Полученный результат важен для понимания имеющихся межличностных противоречий и может стать основанием для организации целенаправленной воспитательной работы как в самих учебных заведениях, так и в семье.

Ключевые слова: полоролевая социализация, гендерные предпочтения, самооценка.

Психосексуальное развитие и сексуальное поведение человека, а также сценарий его личной жизни по разным причинам не всегда складываются в варианте, позитивном как для самого человека, так и для его социального окружения или общества в целом. Поэтому социум всегда пытался направить развитие этих элементов бытия человека в "правильную", с точки зрения господствующей в нём точке зрения, сторону и, прежде всего, через основные институты социализации, главным образом такие, как семья и воспитательно-образовательные учреждения. Проблема заключается в том, что критерии «правильности» в современном общества существенно размыты, а важнейшие институты воспитания, в том числе и семья, ослаблены. В результате, размыты и модели социального поведения - специфический набор требований, ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола, что, несомненно, приводит к нарушению полоролевой социализации - процесса формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами [2]. Следствием этого нарушения неизбежно становятся ошибки, как в демонстрации собственной половой роли, так и в оценке адекватности такой роли у представителей противоположного пола [4]. Следовательно, необходим постоянный контроль за процессом вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин. Причем контроль, который позволял бы не только обществу, но и самому человеку определять уровень и направление своей полоролевой социализации, что позволило бы ему адекватно контролировать и корректировать свое полоролевое поведение.

В попытке, лучше понять истоки такого положения вещей, а значит помочь в организации такой работы мы, попытались выяснить состояние полородевых предпочтений у подростков переходных возрастов, учащихся 5-х и 9-х классов общеобразовательной школы, причём, в одной их школ представители разных полов обучаются совместно, а в другой - раздельно. На первом этапе, участникам каждой группы, было предложено назвать не менее десяти прилагательных характеризующих признаки, как представителей своего пола, так и противоположного, которые обеспечивают им гендерную успешность. Опрос мальчиков и девочек проводился раздельно. В опросе приняли от 200 до 500 человек в каждой возрастной группе. Затем для каждой экспериментальной группы из составленного списка было выбрано 20 наиболее часто встречающихся признаков, связь между которыми в каждой группе отдельно, по отношению к собственному и противоположному полу, была оценена по методу ранговой корреляции Спирмена [13].Уровень самооценки оценивали по следующим значениям Я: неадекватно-низкий (-1-0), низкий (0-0,2), ниже среднего (0,21-0,3) средний (0,31-0,5), выше среднего (0,51-0,65), высокий (0,66-0,8), неадекватно-высокий (0,8-1). В каждой группе, количество участников с соответствующим уровнем самооценки рассчитали в процентах. Полученные нами результаты представлены в таблице 1.

© Дренина Ю.А., 2016.

Научный руководитель: Повзун Александр Андреевич - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, Сургутский государственный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). T.III.

Таблица 1

Распределение уровней самооценки в группах %

Уровень самооценки. % совпадений коэффициентов корреляции в группах

мальчики о мальчиках мальчики о девочках девочки о мальчиках девочки о девочках

Обычная школа 5 класс

неадекватно-низкий 4,54 22,7 13 14,28

низкий 31,8 4,54 4,35 38,1

ниже среднего — 4,54 4,35 9,52

средний 36,4 27,3 39,13 4,76

выше среднего 13,6 22,7 21,7 14,28

высокий 9,1 13,6 8,7 14,28

неадекватно высокий 4,54 4,54 8,7 4,76

Обычная школа 9 класс

неадекватно-низкий 37,5 21,7 43,48 52,38

низкий 12,5 13,04 21,74 4,76

ниже среднего 4,16 8,7 8,7 4,76

средний 29,16 17,39 17,39 23,8

выше среднего 8,33 30,43 8,7 9,52

высокий 8,33 4,35 — 4,76

неадекватно высокий — 4,35 — —

Раздельная школа 5 класс

неадекватно-низкий 11,1 15,8 29,4 —

низкий 44,4 10,52 29,4 6,25

ниже среднего 16,7 10,52 17,64 —

средний 11,1 31,58 17,64 43,75

выше среднего 5,6 26,31 — 25

высокий — — — 12,5

неадекватно высокий 11,1 5,26 5,9 12,5

Раздельная школа 9 класс

неадекватно-низкий 20,0 11,1 53,8

низкий 30,0 11,1 23,1 25,0

ниже среднего 10,0 33,3 7,69 31,25

средний 20,0 44,4 7,69 25,0

выше среднего 20,0 — 7,69 12,5

высокий — — — 6,25

неадекватно высокий — — — —

Полученный нами результат наглядно показывает, что большая часть значений находится за пределами оптимальной самооценки, причём в основном это заниженная самооценка, т.е ниже уровня «средний». И, несмотря на то что, наблюдаются колебания оптимального уровня связанные, скорее всего с этапами полового созревания и нарастанием конкуренции, а значит и критического отношения к представителям своего пола, процент заниженной самооценки остаётся очень высоким. Низкая самооценка, сама по себе плохой показатель, ибо крайне негативно сказывается на социальном поведении людей, обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Низкая полоролевая самооценка, причем не только себя, но и представителей противоположного пола способна привести не только к серьёзным нарушениям выбора при организации семейной жизни, но и вызвать изменения и на биологическом уровне. Поэтому необходимость повышение уровня такой самооценки трудно переоценить [3].

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль, лица с завышенной и заниженной самооценкой чаще выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, при заниженной самооценке - из-за чрезмерной критичности этих людей. И тот и другой случай может стать причиной непреодолимых противоречий в организации и межличностного общения вообще, и в организации личных отношений в частности [1]. Отметим, что результаты полученные нами, говорят о том, что проблема сама собой не разрешится, и гендерный конфликт имеет скорее тенденцию к нарастанию.

Среди причин заниженной самооценки, несомненно, имеют значение и негативные общественные факторы. Однако, отметим, что принципиального различия между учащимися смешанных и раздельных классов нами не выявлено. Несмотря на некоторое количественное различие, которое может быть объяснено спецификой отбора учащихся в школе с раздельным обучением, тенденции к изменению, коэффициенты демонстрируют одинаковые. Следовательно, основные причины различий кроются не организации воспитательного процесса в школе или влияния общества. Заниженная полоролевая самооценка чаще всего обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, и только в более позднее время - внешней оценкой социума.

Мы надеемся, что анализ полученного нами результата даст возможность лучше понять истоки такого положения вещей и устранить его причины, а главное помочь в организации целенаправленной работы семейного воспитания по формированию адекватной полоролевой социализации ребёнка.

Библиографический список:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер.с англ./Э. Гидденс - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 120с.

2. Повзун, А.А Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений/ А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 85-87.

3. Повзун, В.Д. Оценка состояния полоролевых предпочтений подростков и их гендерные особенности / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.П. Плеханова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 11. - С. 87.

4. Повзун, В.Д. Гендерные особенности полоролевых предпочтений межличностного выбора студентов /

B.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.Ю. Лосев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. -

C. 83-87.

ДРЕНИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - клинический ординатор кафедры кардиологии, Сургутский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.